собор в кельне фото
Сделка с дьяволом, или вавилонская башня на немецкий лад
Кельнский собор святого Петра и Богоматери — один из красивейших христианских храмов, строительство которого, как бы ни странно это звучало, прочно связывается с именем… Дьявола. Многие годы процесс строительства этого грандиозного сооружения был окутан всевозможными легендами, и все они связаны с лукавым. И тот факт, что строительство идёт без малого уже 800 лет и никак не закончится — лишь подтверждает то, что дело тут нечисто.
Начиналось всё традиционно, в духе того времени. История кёльнского епископства восходит к четвёртому веку. К 313-му году относится упоминание о первом известном епископе по имени Матерне. Раскопки, проводившиеся в районе собора и под собором после Второй мировой войны, позволили получить и проанализировать данные об истории многочисленных сооружений, предшествовавших готическому собору, а также об их переделках и изменениях.
Непосредственным предшественником готического собора была церковная постройка, с двумя хорами около 95 м длиной, освящение который состоялась в 870 году. Внешний облик её запечатлен на миниатюре рукописи «Кодекс Хиллина», датируемой 1020-м годом и хранящиеся в соборной библиотеке.
Во время Второго итальянского похода императором Фридрихом Барбароссой в одном из миланских монастырей были захвачены мощи трех волхвов — Каспара, Мельхиора и Бальтазара. Это и есть те три волхва, которых привела в Вифлеем вспыхнувшая в момент рождения младенца Иисуса звезда. Архиепископ Райнальд Дассельский в 1164-м году переместил в эту церковь привезенные из Милана мощи трёх царей-волхвов. Возможно, что уже при его преемнике Филипе Хайнсбергском началась работа над созданием драгоценного реликвария для мощей, ведущая роль в которой принадлежала золотых дел мастеру Николаю Верденскому. Но окончательно это великолепное произведение было завершено лишь в 1225-м году.
Вернёмся же к легендам, которыми окутан собор.
Святыни и мощи собора привлекали паломников со всей Европы. По количеству паломников, постоянно стекавшихся сюда, Кёльн был одним из важнейших паломнических городов средних веков. В связи с этим в 1248-м году Соборный капитул с архиепископом Конрадом Хохштаденским во главе решил возвести новое церковное здание, соответствующие достоинству и значимости этого святого места. При этом они ориентировались не на архитектуру романского стиля в Германии, а на передовое «современное» в то время готическое зодчество французских соборов. Размах строительства призван был затмить все церковные постройки своего времени.
Главным архитектором был назначен некий Герхард, который, и стал главной жертвой козней дьявола. Есть две основные легенды, причём интересно, что в них абсолютно противоположна роль женщины)))
Первая легенда гласит о том, что когда башни нового собора поднялись вверх и уже приобрели ясные очертания, к Герхарду явился Сатана и пригрозил, что помешает завершить строительство храма, если архитектор не согласится на пари. Пари состояло в том, что сатана брался соорудить канал и подвести воду под фундамент собора. А доказательством должна была послужить уточка, что приплывёт по этому каналу к храму. Уверенный, что секрет проведения канала знал лишь он один, Герхард согласился на пари и отдал в заклад свою душу. Вообще странное решение на мой взгляд)))
Дальше Дьявол воспользовался болтливостью жены архитектора, которой тот опрометчиво поведал про планы строительства канала. В результате дьявол все-таки построил канал и пустил туда уточку. Когда Герхард увидел приплывшую уточку, то бросился с лесов вниз, а сатана, обернувшись собакой, кинулся за ним вслед.
По другой легенде, жена Герхарда, наоборот, спасает мужа. По этой версии, архитектор никак не мог придумать чертёж будущего храма, и в период его творческих терзаний к нему явился дьявол и предложил обменять душу на этот чертёж. Архитектор согласился. Неравноценный обмен должен был состояться после первых петухов. Но жена Герхарда, подслушав разговор, решила спасти душу мужа и заполучить чертёж. Она встала на рассвете и прокукарекала вместо петуха. Дьявол отдал чертёж, но позже выяснилось, что его обманули. Тогда он проклял и собор, и город: «Да наступит конец света с последним камнем на этом соборе». Что же касается города, то Кёльн будет стоять и процветать до тех пор, пока будет строиться собор, а когда последний его камень ляжет на своё законное место, мир постигнет апокалипсис.
Есть ли доля правды в этих легендах или же это вымысел — нам не узнать, но… некоторые факты вызывают тревогу. Первое, архитектор Герхард действительно погиб на строительстве собора при весьма загадочных обстоятельствах. А второе — неподалёку от Кёльна пролегает старинный подземный канал-водопровод…
Что же было дальше, после смерти архитектора?
Итак, благодаря Герхарду к 1265-му году были возведены и капеллы и обход хора. Примерно в это же время возникло первое убранство хора, частично дошедшее до нас. К 1300-му году был закончен и пресвитерий, освящённый лишь в 1322-м году. На момент освящения убранство собора считалось самым красивым и богатым во всём христианском мире, хотя к тому моменту строительство было не закончено.
После этого темп строительства существенно замедляется. Строительство Южной башни началось лишь в 1360-м году и за все время средневековья она была доведена только до второго яруса. В 1388-м году, в год основания кельнского университета начали использовать южные нефы, а северные лишь к концу 15го века, а затем потихоньку все работы прекратились. Или это то самое проклятие, или, может быть, деньги кончились, или многочисленные эпидемии в это время затормозили строительство — причина неизвестна. Ещё как версия — изменение мировоззрения общества того времени. Готика стала слишком мрачной для эпохи Возрождения, возникли новые ценности, новые идеалы.
Тем не менее, собор вызывал восхищение и трепет всех, кто его видел, хотя оставался в недостроенном виде вплоть до XIX века, когда на волне нового повального увлечения готикой было решено довести его «до ума».
В 1842 году король Пруссии Фридрих Вильгельм IV отдал распоряжение завершить строительство Кёльнского собора по первоначальным чертежам и заложил камень для продолжения строительства. Тут дело вроде бы пошло, и к 1880 году собор даже считался условно достроенным, и в присутствии кайзера Вильгельма I был установлен последний камень в крестоцвет южной башни. Устроили празднования, но не слишком пышные, ведь нужно было ещё класть пол, заниматься внутренней отделкой. И тут внезапно в 1906 году одна из 24 декоративных башен рухнула, а затем обломились и другие башни. В некоторых местах были обнаружены повреждения каменной кладки. Видимо тоже происки сатаны…
В период Второй мировой войны Кёльн был практически снесён с лица земли. А вот собор уцелел, хоть ему и досталось. Но тут как раз ничего мистического, просто летчикам шпили собора были хорошим ориентиром.
Сразу после войны, уже в 1945 году начали реставрацию…. и так и не закончили, и сегодня местами идёт реконструкция.
А что же внутри? Кёльнский собор — это не просто божий дом, но и сокровищница, где хранятся удивительные реликвии, привлекающие паломников со всего мира.
Другим бесценным сокровищем можно назвать ту самую раку Трёх Святых Королей, или Трёх Волхвов. Этот саркофаг из серебра и золота изготавливали более 10 лет. Только жемчуга и драгоценных камней на нее пошло больше тысячи. На стенках раки изображены евангельские сцены. И, конечно, центральная из них — поклонение волхвов новорожденному Христу и Марии.
Вместе с мощами трех волхвов архиепископ Дассельский привез из Милана деревянное изображение Мадонны. Скульптура эта считалась чудотворной, но в 13 веке во время пожара в соборе она сгорела. Около 1290 года было создано новое изображение, которое получило название «Миланская мадонна» и всю славу утерянного образа. Именно эту, а не оригинальную скульптуру, можно видеть сегодня в соборе.
К числу других сокровищ Кёльнского собора относят великолепные витражи, часть из которых — «окна королей», «библейские окна» и «окна трёх Святых волхвов» — сохранились с 1280 года. Не менее древними считаются и другие окна собора — царские витражи в верхнем ярусе хоров, датируемые 1310 годом.
Кельнский собор
Кельнский собор недолго был первым в списке самых высоких зданий мира, но сегодня он заслуженно занимает третью позицию среди всех храмов. Не только этим знаменита готическая церковь: в ней собрано огромное количество реликвий, на которые хотят взглянуть представители разных народов, приезжающих в Германию. Интересно все: какая высота у башен, история создания, архитектура, внутреннее убранство.
Общая информация
Для тех, кто все еще задается вопросом, где находится собор, стоит отправиться в город Кельн в Германии. Его адрес: Domkloster, 4. Первый камень был заложен еще в 1248 г., но современному исполнению церкви присущ готический стиль.
Ниже приведено краткое описание основных величин, связанных со строительством костела и его содержанием:
Для тех, кому интересно, сколько ступеней ведет до шпиля, стоит добавить и эту цифру, ведь, чтобы добраться до колокольни и сделать фото в высоком качестве с вершины церкви, придется преодолеть 509 ступеней. Правда, посещение башен платное, а просто зайти в храм может любой желающий. Часы работы отличаются по сезонам. В летнее время (май-октябрь) Кельнский собор открыт для посетителей в промежутке 6:00-21:00, а зимой (ноябрь-апрель) можно полюбоваться на красоты костела в интервале 6:00-19:30.
Этапы строительства
Главный храм архиепископства Кельна строился в несколько этапов. Условно выделяют два основных периода. Первый датируется 1248-1437 годами, второй проходил во второй половине 19 века. До 13 века на этой территории было построено немало святилищ, останки которых можно увидеть в нижней части современного собора. На сегодняшний день в ходе раскопок удается обнаружить части пола и стен из разных эпох, но восстановить единую картину прошлых вариаций храмов невозможно.
В начале 13 века решено было возвести в Кельне, одном из богатейших центров того времени, собственный кафедральный собор. Архиепископом Конрадом фон Гохштаденом было положено начало великого строительства, обещающего подарить миру храм, затмевающий уже существующие церкви.
Есть предположение, что появление Кельнского собора связано с тем, что в 1164 году Кельну достались величайшие реликвии – останки Святых волхвов. Для них был создан уникальный саркофаг, и хранить подобное сокровище следовало в соответствующем месте, каким и должен был стать будущий храм.
Возведение церкви началось с восточной части. В качестве основной идеи был избран готический стиль, который был популярен в этот период. Кроме того, обилие витражей и вытянутых арок являлось символичным и обозначало благоговение перед божественными силами.
Архитектором этого удивительного творения был Герхард фон Риле, по его чертежам велись все последующие работы. За первые 70 лет удалось соорудить хоры. Внутри помещение украшалось капителями с ажурными листьями, покрытыми позолотой. Снаружи можно увидеть взмывающие пики, увенчанные с востока крестом из золота. Он украшает собор более 700 лет.
В 14 веке приступили к другой части строительства, так как для этого нужно было снести западную часть каролингского собора. В это время занимались возведением Южной башни, особенности архитектуры которой подчеркнуты утонченностью элементов. К началу 16 века был практически полностью закончен средний неф, оставались лишь незначительные детали в отделке фасада.
В период Средневековья далеко не все идеи были воплощены в жизнь, а за годы существования Кельнский собор постепенно приходил в упадок. В результате в 1842 г. поднялся вопрос о необходимости реставрации храма и завершения необходимых строительных работ, в том числе связанных с его окончательным украшением. 4 сентября благодаря финансированию прусского короля и общественной организации жителей города работы возобновились, а честь положить первый камень выпала Фридриху Вильгельму IV, как главному инициатору.
В ходе строительства использовались первоначальные идеи и уже имеющиеся чертежи. Фасад был украшен скульптурами, появились высокие башни, достигающие 157–метровой высоты. 15 октября 1880 года официально считается днем окончания строительства, тогда был организован масштабный праздник, а люди со всей страны поехали в Кельн, чтобы увидеть это творение собственными глазами.
Несмотря на то, что точно известно, сколько строился храм и когда был построен, работы до сих пор ведутся, чтобы достопримечательность сохранилась на многие годы вперед. Немало ключевых элементов было заменено в 20 веке, реставрация ведется и по сей день, так как загрязнения в городе негативно сказываются на внешнем виде собора.
Ценности, хранящиеся в храме
Кельнский собор – это настоящая сокровищница, в которой хранятся уникальные произведения искусства и символы религиозного культа. Среди самых ценных можно назвать:
Ни одна фотография не способна передать истинных эмоций от изучения всех ценностей, хранящихся в соборе. К тому же картинки, выложенные в витражах, создают особую атмосферу в помещении, а музыка органа будто возносит в облака, настолько она глубока и проникновенна.
Легенды
Существует интересная легенда о соборе, которую по-разному пересказывают. Кто-то верит в ее правдивость, кто-то создает вокруг истории облако мистицизма. В момент разработки проекта архитектор Герхард фон Риле постоянно метался, не зная, каким чертежам отдать предпочтение. Мастера настолько тяготил выбор, что он решил обратиться за помощью к Сатане.
Дьявол мгновенно откликнулся на просьбы и предложил сделку: архитектор получит заветные чертежи, которые превратят собор в один из величайших творений человечества, а взамен отдаст свою душу. Решение нужно было принять после крика первых петухов. Герхард дал свое слово подумать, но ради величия склонялся к положительному решению.
Разговор с Сатаной подслушала жена мастера и решила уберечь душу своего супруга. Она спряталась и прокричала подобно петуху. Дьявол дал чертежи, и лишь позже понял, что сделка не состоялась. Обработанная версия истории была изложена Кусковым Платоном Александровичем в стихотворении «Кельнский собор».
Нередко можно услышать продолжение легенды, в котором говорится о том, что Сатана был настолько разъярен, что проклял храм. Он сказал, что с последним камнем собора наступит всемирный апокалипсис. По некоторым версиям разрушение грозило лишь Кельну, но, возможно, неслучайно великий немецкий храм постоянно достраивают и расширяют.
Интересные факты нередко преподносят в виде необычных историй для туристов. Так, гиды из Кельна любят рассказывать о временах войны, которые храм пережил без малейших повреждений. Город во Вторую мировую войну подвергся сильнейшим бомбардировкам, в результате которых все сооружения были полностью разрушены, и только церковь осталась нетронутой. Считается, что причиной тому было то, что летчики избрали высокое здание в качестве географического ориентира.
Кельнский собор. Часть 1. Большое видится на расстоянии.
Быть в Кёльне и не побывать в Кёльнском соборе — непростительный грех для любого путешественника. Я грешить не стал.
В сентябре 1914 года Осип Эмильевич Мандельштам написал стихотворение «Реймс и Кельн:
«…Но в старом Кельне тоже есть собор,
Неконченный и все-таки прекрасный,
И хоть один священник беспристрастный,
И в дивной целости стрельчатый бор».
Прекрасное стихотворение, хотя исторически чуть неточное. Ошибся поэт на три с лишком десятка лет.
Собор строился несколько веков. Первый камень был заложен в его основание 15 августа 1248 года, а торжественное открытие состоялось 15 октября 1880 года. Но в период с 1437 года по 1842 год строительство было заморожено. Если бы не жители Кёльна, то возможно так бы и стоял собор недостроенным, а скорее всего его бы разбомбили во время Второй Мировой войны как весь город, ведь если бы не его шпили, служившие точным ориентиром для британских бомбардировок Кёльна, то другой практической ценности для авиационных вандалов собор не представлял Кёльнский собор и бомбёжки Кёльна во Второй Мировой войне.
А у недостроенного собора высоких шпилей не было.
3 сентября 1840 года несколько кельнских граждан отправили письмо прусскому королю Фридриху Вильгельму IV, чтобы получить разрешение на создание ассоциации по содействию строительству и дальнейшему содержанию Кёльнского собора. 23 ноября 1840 года королевское добро было получено, а 8 декабря 1841 года королём был утверждён устав некоммерческой организации по содействию и сохранению Кёльнского собора «Der Zentral-Dombau-Verein zu Köln von 1842» (ZDV). Король лично побывал на первом организационном собрании 15 января 1942 года. Девизом новой организации стало «…damit der Dom uns bleibt!» («… чтобы Кёльнский собор оставался с нами»). Первым президентом ZDV стал Генрих фон Витгенштейн (Johann Heinrich Franz von Wittgenstein,1797- 1869).
Финансы для строительства изыскивало ZDV, в том числе проводилась лотерея, которая изначально была отвергнута как неблагородное мероприятие. Созданная в 1842 году организация существует до сих пор, насчитывает 14 200 человек по всему миру, при этом около половины из них проживает в Кёльне, и заботится о Кёльнском соборе. Денежные потоки собираются и аккумулируются для поддержании сохранности собора. Среди них — денежные пожертвования от посетителей собора, которые можно сделать этим людям в красном, помогающих туристам и заодно собирающих пожертвования.
Их можно увидеть по всему собору, но обычно ближе к входу, как группами, так и поодиночке.
Строители хотели завершить строительство 15 августа 1880 года, приурочив дата окончания к дате начала строительства. Но император Вильгельм I Фридрих Людвиг (Wilhelm I. Friedrich Ludwig, 1797- 1888) дал указание приурочить дату завершения строительства ко дню рождения его покойного старшего брата, приложившего много усилий для возобновления строительства, Фридриха Вильгельма IV. Так 15 октября 1880 года стало официальной датой завершения строительства, хотя и после этого работы продолжались.
Сам император присутствовал при торжественном завершении строительства, а до этого собор с его помощью смог отомстить французам, устроившим в нём фуражный склад во времена Наполона. Для отливки колокола для собора Вильгельм I выделил в 1872 году 22 трофейных французских пушки, из которых был отлит колокол, правда с третьей попытки в 1874 году. Помимо императора с супругой на открытии собора присутствовали практически все немецкие князья, собор стал предметом гордости для всей Германии.
Был горд своим творением архитектор, завершавший строительство, Ричард Фойгтель. Ничтоже сумняшеся, он заявил в январе 1902 году, что теперь собору не нужно будет никакой реставрации минимум 100 лет. Но глубоко ошибался. Только счастливая случайность 20 мая 1906 года уберегла выходящих из собора людей от гибели, когда огромный камень сорвался и упал перед главным входом. С той поры за собором постоянно наблюдают и по мере необходимости ремонтируют его. Интересно за этим со стороны наблюдать.
Многие из нас помнят строки из стихотворения «Скифы», написанного в 1918 году, Александра Александровича Блока:
«Мильоны — вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы,
С раскосыми и жадными очами!»
Но в этом стихотворении есть и другие строчки, в том числе про Кёльнский собор:
«Мы помним всё — парижских улиц ад,
И венецьянские прохлады,
Лимонных рощ далекий аромат,
И Кельна дымные громады… «
А ведь прав был поэт про «дымные громады». Утром, когда солнце встаёт над старинным городом, шпили Кёльнского собора словно прячутся и укутываются в дыму или тумане.
Это удивительно, ведь даже ночью, когда не включена подсветка, собор сливается с темнотой, но не маскируется за туманной ширмой.
Собор до того высок и громаден, что с обычным фотоаппаратом трудно найти ракурс, чтобы весь он поместился в кадр.
При этом с какой стороны ни фотографируй — результат один и тот же. А отойдя от собора — совсем другое дело. Зато части собора получаются на ура.
Поражает изумительная работа известных и безвестных создателей собора.
Множество скульптур, каких-то более сведущие люди, а не туристы, знают в лицо, а какие-то по прошествии веков позабыты, хотя попали они сюда не зря.