собор святой троицы хайнувка
Собор Святой Троицы в Хайнувке
Фото: Maciej Podstolski
Источник: ru.wikipedia.org
Были времена, когда храмы являлись средоточием архитектурного искусства своей эпохи. Лучшие зодчие и мастера, самые дорогие материалы и самые передовые технологии – именно так создавались шедевры древнего и средневекового храмостроительства. Затем, несколько веков подряд, в церковном зодчестве воплощались все актуальные архитектурные стили: барокко, рококо, классицизм, ампир…
А как сейчас обстоят дела с церковной архитектурой? Как относится Церковь к современным направлениям? Обязательно ли храмы двадцать первого века должны строиться по подобию древних?
Споры по этим вопросам среди богословов и архитекторов не прекращаются до сих пор. И только практика расставляет всё по своим местам. Бывают проекты неудачные, несмотря на то, что архитектор обращался к тысячелетней традиции. А бывает, что храм, построенный с использованием самых смелых приёмов, становится любимым домом молитвы для верующих. Собор Святой Троицы в польском городе Хайнувка самый известный пример современной православной храмовой архитектуры.
Хайнувка находится неподалёку от границы с Беларусью на западном краю Беловежской Пущи. Большинство населения города – православные христиане белорусского происхождения. Благодаря развитию промышленности после Второй Мировой войны город стал быстро расти. Старая деревянная церковь Николая Чудотворца уже не могла вместить всех молящихся. Поскольку в социалистической Польше давление на верующих не принимало таких крайних форм как в СССР, удалось получить разрешение на постройку нового храма.
Строительство началось в тысяча девятьсот семьдесят третьем году и продолжалось почти двадцать лет. В девяносто втором году главный престол собора был освящён во имя Святой Троицы.
С момента закладки первого камня стало ясно, что это будет не рядовой храм. Познаньский архитектор Александр Григорович, занимавшийся подготовкой проекта, был последователем идей знаменитого архитектора-новатора Ле Корбюзье. Интересно, что сам Ле Корбюзье неоднократно бывал в России и находил вдохновение в псковском церковном зодчестве.
Троицкий собор Григоровича ассиметричен и не похож ни на один из существующих храмов. Внешние стены выполнены из светлого бетона и обошлись без украшений. Только в нескольких местах под сводами видны изображения рублёвской Троицы, иконы «Нечаянная Радость» и святых. Высоту придаёт собору сорокаметровый конус зелёного цвета, увенчанный куполом-луковкой и отдалённо напоминающий шахматного слона. Еще один конус (чуть меньше) расположен рядом. Колокольня сделана в форме полуцилиндра. Свет проникает внутрь через небольшие окна различных размеров и форм. Не имея прямых архитектурных заимствований и поражая необычностью форм, собор в Хайнувке, тем не менее, выглядит как логичное развитие архитектуры Древней Руси.
Внутреннее убранство также представляет собой синтез традиции и новаторства. Яркие росписи выполнены в византийском стиле. Главный иконостас сделан как мозаика, выложенная из керамических частей. Паникадило с витражными иконами, спроектировано так, что при осмотре с любого ракурса виден четырёхконечный греческий крест. Посвящено оно Тысячелетию крещения Руси.
Троицкий собор очень вместителен. В нём одновременно может находиться до пяти тысяч человек. Это качество, вместе с великолепной акустикой, сделало храм в Хайнувке местом проведения большого фестиваля церковной музыки. На фестивале выступают десятки хоров не только из Польши и Беларуси, но и практически из всех православных стран.
Благодаря православному храму небольшой городок на востоке Польши попал в туристические путеводители и архитектурные энциклопедии. Собор в Хайнувке – отличное выражение живой православной традиции, которая переосмысляет и вбирает в себя передовые достижения архитектурной мысли.
Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.
Храм Святой Троицы (руины)
Когда ездил к печкам, предыдущий мой пост, ещё заехал на эти руины. Церковь всё больше и больше разрушается. Строй материал был очень плохой.
Дальше скопипащеный текст описание :
Троицкая церковь 1826 г. постройки. Точнее Храм Святой Троицы в деревне Пятая гора.
Еще в 60-е годы XX в. храм был действующим.
Сам храм представляет собой кирпичную церковь в стиле ампир. Бесстолпная, овальной формы, облицованна известняком. По внешнему овалу размещены 24 колонны ионического ордера, внутри здания — ещё 12 колонн. С южного и северного фасада выполнены шестиколонные портики, а с восточного и западного — полуротонды-апсиды. Церковь была закрыта в 1943, в 1960-х снесен купол, началось активное разрушение здания. В 2007 году обрушился южный портик. Сейчас от церкви остались только руины, но даже они величественно возвышаясь на холме, еще издалека производят на путешественников неизгладимое впечатление.
История ее странна и непонятна, как и история самого поместья. Церковь Святой Троицы была выстроена в 1829 году безутешной вдовой Брискорн, здешней барыней, чтобы почтить память Федора Максимовича Брискорна. Сооружена она была в основном из желтого елизаветинского бута с небольшими кирпичными вставками, которые оказались в основном во внутренней части здания. Но церковь с самого начала имела какие-то конструктивные недостатки, отчего время от времени ее приходилось латать. Плиты известняка ведут себя как песчаник – легко осыпаются и крошатся. Церковь на песке начала кривиться и ходить ходуном задолго до того, как ее порушила советская власть. Вероятно, изначально вдову Брискорн обманули: пользуясь тем, что она по барскому и женскому положению не понимала в строительных камнях, ей подсунули плохой материал.
Потом, при захирении поместья, которое случилось еще до революции, захирела и церковь – в нее попросту некому было ходить. Ведь возле усадьбы Калитино в нескольких километрах от Пятой Горы был учрежден Пятогорско-Богородицкий женский монастырь, который оттянул на себя все внимание потенциальных прихожан. И Троицкая церковь несколько лет вообще простояла закрытой. Вновь ее открыли, как ни странно, уже после Первой мировой войны, и потихоньку она действовала аж до самой Второй мировой, есть сведения – что и во время. Во всяком случае, в военном списке храмов Православной миссии Троицкая церковь числится действующей.
Окончательно с церковью разделались уже в 60-е годы. В деревне рассказывают, что некий удалой тракторист по велению колхозного начальства зацепил крест на куполе тросом и сорвал его. После этого началось стремительное разрушение сначала купола, а потом и всего здания. Сейчас церковь представляет собой величественные руины, перед которыми воткнули здоровенный крест с надписью про Святую Русь. Примечательно, что для крепости основание креста обложили бутом, вынутым… из цоколя колонн церкви…
Собор Святой Троицы (Аддис-Абеба)
Собо́р Свято́й Тро́ицы (на амхарском языке — Кидист Селассие) — самый главный православный собор в г. Аддис-Абебе (Эфиопия), построенный в ознаменование освобождения Эфиопии от итальянской оккупации и являющийся вторым по значимости местом поклонения в Эфиопии после храма Св. Марии Сионской (Church of Our Lady Mary of Zion) в г. Аксуме.
Содержание
Чистый алтарь
Собор носит звание «Менбере Цебаот» или «Чистый алтарь». Территория храма является местом захоронения лиц, сражавшихся против итальянской оккупации или сопровождавших императора в изгнание с 1936 по 1941 год. Император Хайле Селассие I и императрица-консорт Менен Асфау похоронены в северном трансепте собора. Другие члены императорской семьи захоронены в склепе под храмом. Главный престол собора посвящён «Агайстэ Алем Кидист Селассие» (Суверенный Властитель Мира Святая Троица). Остальные два алтаря в Святая святых по бокам от главного престола посвящены Иоанну Крестителю и «Кидане Мехерет» (Богородице Завету Милосердия). В южном трансепте собора находится недавно пристроенная часовня Св. Михаила, в которой размещается табот или Ковчег Завета Св. Архангела Михаила, возвращённый Эфиопии в феврале 2002 года после его обнаружения в Эдинбурге. Эта реликвия была захвачена британскими войсками в горной крепости Мэкдэла (Magdala) в 1868 году во время военной кампании против императора Теодроса II.
Сооружения на территории собора
Комплекс сооружений собора также включает церковь «Бале Вольд» (Праздник Бога Сына), известную также как церковь Четырёх небесных созданий (Church of the Four Heavenly Creatures). До того, как было построено здание собора, это был первоначальный монастырский храм Св. Троицы. Среди других сооружений — начальная и средняя школа, монастырь и семинария Св. троицы (Holy Trinity Theological College), музей и мемориал с останками патриотов, убитых итальянцами в Аддис-Абебе в 1937 году в ответ на покушение на жизнь фашистского вице-короля Итальянской Восточной Африки. Там же находится мемориал и захоронение чиновников императорского правительства, казнённых коммунистическим режимом Дерга. Собор Св. Троицы является кафедральным собором архиепископа Аддис-Абебы. В соборе проводится интронизация патриархов Эфиопской православной церкви и рукоположение всех епископов.
Захоронения
В Соборе Св. Троицы находятся могилы императора Хайле Селассие, императрицы Менен Асфау (Menen Asfaw) и других членов императорской семьи. На церковном дворе похоронены патриарх Эфиопской православной церкви Абуна Текле Хайманот (Abune Tekle Haimanot) и известная английская суфражистка и активная участница борьбы с фашизмом Сильвия Панкхёрст.
Собор Святой Троицы (Хайнувка)
Здание собора было построено в 1981—1983 годах по проекту архитектора Александра Григоровича.
Иконостас и некоторые иконы являются работой греческого художника-иконописца Димитриоса Андонопуласа, остальные иконы были созданы российскими и болгарскими иконописцами.
Храм вмещает на двух этажах 5000 прихожан и принадлежит к числу самых больших по площади православных храмов Польши.
Арочные своды изготовлены из тонкостенных железобетонных плит. Архитектура храма не содержит никаких буквальных заимствований из традиционного православного строительства, но удалось сохранить настроение древних православных церквей.
Благодаря превосходной акустике интерьера, в соборе с 1983 года происходят фестивали церковной хоральной музыки.
Напишите отзыв о статье «Собор Святой Троицы (Хайнувка)»
Ссылки
Отрывок, характеризующий Собор Святой Троицы (Хайнувка)
– Ишь мерзавцы! То то нехристи! Да мертвый, мертвый и есть… Вымазали чем то.
Пьер тоже подвинулся к церкви, у которой было то, что вызывало восклицания, и смутно увидал что то, прислоненное к ограде церкви. Из слов товарищей, видевших лучше его, он узнал, что это что то был труп человека, поставленный стоймя у ограды и вымазанный в лице сажей…
– Marchez, sacre nom… Filez… trente mille diables… [Иди! иди! Черти! Дьяволы!] – послышались ругательства конвойных, и французские солдаты с новым озлоблением разогнали тесаками толпу пленных, смотревшую на мертвого человека.
По переулкам Хамовников пленные шли одни с своим конвоем и повозками и фурами, принадлежавшими конвойным и ехавшими сзади; но, выйдя к провиантским магазинам, они попали в середину огромного, тесно двигавшегося артиллерийского обоза, перемешанного с частными повозками.
У самого моста все остановились, дожидаясь того, чтобы продвинулись ехавшие впереди. С моста пленным открылись сзади и впереди бесконечные ряды других двигавшихся обозов. Направо, там, где загибалась Калужская дорога мимо Нескучного, пропадая вдали, тянулись бесконечные ряды войск и обозов. Это были вышедшие прежде всех войска корпуса Богарне; назади, по набережной и через Каменный мост, тянулись войска и обозы Нея.