собор святого петра венеция
Базилика Сан-Пьетро-ди-Кастелло
Рассказ о том, чем примечательна базилика Сан-Пьетро
Кто не знает о соборе Сан-Марко? Все знают. А вот до базилики Сан-Пьетро (Basilica di San Pietro di Castello) добирается редкий турист. Признаться, мы тоже, хоть и не впервые в Венеции, никогда прежде до этого места не доходили. И вот наконец дошли (а точнее, доплыли – рядом остановка вапоретто).
Храм, посвященный не кому-нибудь, а самому апостолу Петру, находится на задворках Кастелло. Он был построен на небольшом острове Оливоло (Olivolo) первоначально не то в VII, не то в VIII, не то в IX веке – в разных источниках встречаются разные даты (на фасадной табличке в качестве даты основания указан IX век).
По одной из версий, на том же месте ранее находилась крепость (итал. castello), возведенная троянцем Антенором, который пришел сюда после падения Трои (см., например, здесь). Антеноровой крепости и обязан своим названием район Кастелло. (По всей видимости, основанием для этой легенды служит монументальный труд римского историка Тита Ливия – см., к примеру, тут, – а тот, в свою очередь, вероятно, черпал вдохновение у Гомера.) Впрочем, мне представляется более правдоподобной версия, что название «Кастелло» восходит к Средним векам, когда Венеция, как и любой уважающий себя средневековый город, обзавелась крепостными стенами (до наших дней они не сохранились). В Средние века, собственно, и сформировались все венецианские сестьере, включая Кастелло.
Интереснее другое. Я совершенно не случайно упомянул о Сан-Марко. Сегодня Сан-Марко – главная венецианская церковь, кафедральный собор. И кажется, что так было всегда. Действительно, в период расцвета Венецианской республики площадь Сан-Марко была центром общественной и политической жизни. Там находится Дворец дожей. И церковь св. Марка, где хранятся мощи святого покровителя Венеции, воспринимается в качестве кафедрального собора вполне естественно и органично. Но на деле собором она стала лишь в 1807 году, спустя 10 лет после того, как некогда могущественная Венецианская республика сдалась на милость Наполеону. Вплоть до 1807 года кафедральным собором Венеции был тот самый храм на задворках Кастелло – церковь св. апостола Петра, базилика Сан-Пьетро-ди-Кастелло, что стоит на небольшом одноименном острове (Isola di San Pietro di Castello, так теперь называется остров Оливоло).
Считается, что своим нынешним видом церковь Сан-Пьетро обязана Андреа Палладио, чей проект лег в основу начавшейся в конце XVI в. масштабной перестройки (хотя сам Палладио к тому времени уже умер). Столетием раньше, в конце XV в., по проекту Мауро Кодусси (он же – Кодуччи) была возведена колокольня. Правда, на упомянутой выше табличке кампанила почему-то датируется все тем же XVI веком. Так что, возможно, работы были завершены не в конце XV, а в начале XVI в.
Надо сказать, колокольня эта заметно покосилась, хотя и не так сильно, как знаменитая Пизанская башня.
Как церковь выглядела первоначально, сказать трудно. Если говорить о более позднем времени, то существует интересный исследовательский проект Венецианского института архитектуры (Università Iuav di Venezia). Исследователи грозятся создать трехмерную модель епископского комплекса в том виде, каким он был в XIII в. (подробнее тут), но я не знаю, есть ли какие-то результаты на настоящий момент. Вот самое древнее изображение, которое мне удалось найти:
(Фрагмент плана Венеции Якопо де Барбари, 1500 г. Источник. Полностью см. тут.)
Здесь мы уже видим колокольню Мауро Кодусси, но сама церковь еще не приобрела современных очертаний (нет купола, в частности).
Отдельного внимания заслуживает вопрос о том, когда церковь Сан-Пьетро-ди-Кастелло стала кафедральным собором Венеции.
По некоторым данным епископская кафедра была учреждена на Оливоло во второй половине VIII в. Тогда-то и появился собор Сан-Пьетро: либо с чистого листа, либо на основе предшествовавшей ему церкви свв. мучеников Сергия и Вакха (Бахуса), Santi Martiri Sergio e Bacco. Некий Обелерио (Obelerio) стал первым епископом, а церковь острова Оливоло, в свою очередь, первым кафедральным собором на территории Венецианской лагуны. Власть вновь образованного епископата распространялась не только на Оливоло, но и на близлежащие острова. Таким образом, именно храм Сан-Пьетро стал кафедральным собором зарождавшейся Венеции. (Как такового города тогда еще не существовало. Венеция представляла собой объединение разбросанных по островам поселений. Центром на тот момент являлся Маламокко, о котором я упоминал, рассказывая об острове Лидо. Именно там избирались первые венецианские дожи.) С конца XI в. епископы Оливоло стали именоваться епископами Кастелло. А с середины XV в., когда был упразднен патриархат Градо, епископы Кастелло получили статус патриархов Венеции (Patriarca di Venezia). (Источник: Flaminio Cornaro. Notizie storiche delle chiese e monasteri di Venezia, e di Torcello, tratte dalle chiese venezian, e torcellane. Текст см. здесь. Насколько я могу судить, на этот источник во многом опирается и Джон Норвич, описывая историю возникновения Венецианской республики. К слову, его версия заметно отличается от того, что написано в Википедии.)
Я так подробно все это разжевываю, чтобы прояснить один момент. Часто пишут, что Сан-Пьетро стал кафедральным собором Венеции лишь в 1451 году. Это не так (источником ошибки, по всей видимости, является все та же Википедия). Церковь Сан-Пьетро имела статус кафедрального собора Венеции и до этой знаменательной даты (c VIII в., как я писал выше, или, по другим данным, с IX в.). Просто в 1451 г. епископат Кастелло был преобразован в патриархат Венеции. Кафедра при этом осталась на прежнем месте – в соборе Сан-Пьетро-ди-Кастелло.
Вообще, тут можно еще много чего рассказать. Как-нибудь соберусь с мыслями и напишу продолжение.
UPD от 2021 г.: Честно говоря, я уж и забыл, о чем хотел рассказать. Зато обнаружил очередной идиотизм. Оказывается, в Рунете остров Сан-Пьетро-ди-Кастелло вовсю обзывают невесть откуда взявшимся словечком «Оливио». Вот полюбуйтесь.
Еще один UPD от 2021 г.: Вспомнил-таки, о чем еще собирался написать О 12 Мариях! Вспомнил, кстати, благодаря вот этому прекрасному рассказу из ЖЖ (со ссылками на надежные источники, что немаловажно). Там и читайте. Рекомендую!
Собор Святого Марка (Сан Марко)
Собор Святого Марка, он же Базилика Сан-Марко — главный собор Венеции и, возможно, один из самых известных соборов Италии. Он находится на площади Сан-Марко в южной части города. Собор Святого Марка представляет собой редкий пример византийской архитектуры в Старом Свете. Впрочем, он настолько уникален, что его собственный архитектурный стиль вышел далеко за рамки одного стиля. В 1987 году ЮНЕСКО включила собор Сан-Марко в перечень охраняемых объектов наравне с другими достопримечательностями Венеции.
История Собора Святого Марка началась в 829 году, когда мощи евангелиста Марка были перевезены в Венецию из Александрии. Дело в том, что в то время в Александрии мусульмане начинают сносить христианские церкви для того, чтобы построить на их месте мечети. Венецианские купцы, узнав об этом, крадут мощи святого Марка и тайно вывозят их в Венецию.
После перенесения мощей святой Марка замещает святого Федора на «должности» небесного покровителя города и на гербе Венеции с тех пор красуется крылатый лев — знак апостола Марка.
Самая первая базилика, построенная для хранения мощей, была уничтожена пожаром в IX веке. В 1094 году был достроен и освящен новый собор, который мы видим и сейчас. С тех пор он несколько раз достраивался, вносились изменения во внешнюю отделку, богато украшались внутренние своды собора, однако, в своем плане он не перестраивался.
Собор Святого Марка играл огромную роль в жизни Венецианской республики. Здесь короновали дожей Венеции, отсюда же они выступали перед горожанами. На площади перед собором благословляли войска и проносили стяги поверженных врагов.
Сегодня собор Сан Марко — действующий религиозный центр не только Италии, но и всей Европы, благодаря расположенным здесь христианским реликвиям: мощам Святого Марка, главе апостола Иакова Младшего и мощам мученика Исидора.
Архитектура собора Сан Марко
Собор Святого Марка построен по образу сразу двух христианских храмов: константинопольской церкви Святых Апостолов и стамбульского Софийского собора. Базилика Сан-Марко имеет вид греческого креста. Ее украшают 5 куполов: один над перекрестием, остальные — над концам креста.
Порталы центрального (западного) фасада, выходящего на площадь Сан-Марко, украшены потрясающими по красоте и богатыми мозаиками XVIII века. Собор достраивался много веков подряд, благодаря чему здесь собраны образцы различных архитектурных стилей: помимо классической греческой базилики с романским фасадом, здесь выделяется мраморное оформление фасадов, барельефы, колонны, относящиеся в различным стилям, готические башенки главного фасада и готические стрелы. Даже скульптуры коней, установленные над фасадом, неприемлемые в византийской архитектуре, смотрятся здесь вполне уместно.
Алтарь
«Золотым алтарем» (Пала д’Оро) называют алтарный образ главного алтаря Собора Святого Марка. Алтарный образ — это художественное произведение (картина, икона, мозаика), устанавливаемое за алтарем католических храмов. Размеры Пала д’Оро составляют 3,34 на 2,51 метра. Миниатюрные картины (иконы) алтаря представляют собой изображения на эмали (всего 250 штук), вставленные в готическую раму из позолоченного серебра, украшенную двумя тысячами драгоценных камней. Часть эмалей были привезены из Константинополя во время четвертого похода крестоносцев. Сам алтарь помещён в мраморную дароносницу.
Мозаики
Мозаичный цикл собора Святого Марка является одним из наиболее значимых образцов этого вида искусства. В XI веке для создания мозаик привлекались византийские мастера, позднее работу стали выполнять венецианские мозаичисты.
Мозаикой украшены не только стены, но и своды собора и даже полы, которые благодаря золотистым мозаикам имеют уникальный мерцающий эффект.
Мозаики изображают сюжеты историй Ветхого и Нового Заветов, сцен из жития апостола Марка и Иоанна Крестителя. Фактически, по мозаикам собора Святого Марка можно изучать Библию. И это делает внутреннее убранство собора совершенно уникальным
Будьте внимательны, подсветка мозаик собора включается только с 11:30 до 12:30 (для их сохранности), в остальное время в соборе довольно темно. Лучше всего их разглядеть можно со второго этажа собора Святого Марка, а для этого нужно купить билет в музей.
Режим работы
Время работы собора Святого Марка для посетителей и всех его достопримечательностей зависит от сезона. Их два: высокий с 16 апреля по 28 октября и низкий с 29 октября по 15 апреля.
Собор Святого Марка открыт
Музей собора открыт ежедневно с 09:30 до 17:00.
Доступ к алтарю (Пала д`Оро):
Кампанила (колокольня) работает по своему графику:
Правила поведения
Не стоит забывать, что собор Святого Марка это действующий католический храм, в который регулярно приходят верующие и совершаются мессы, поэтому здесь приняты соответствующие нормы поведения. Кроме того, в соборе, как и во всей Венеции, огромное число туристов, поэтому есть ограничение по времени нахождения в соборе.
Вход в сам собор Святого Марка бесплатный. Стоимость осмотра отдельных сокровищ собора:
Собор Святого Марка
Собор Святого Марка (Сан-Марко)
Собор Святого Марка (Basilica di San Marco) относится к самым известным храмам Венеции – уникального города в Италии, расположенного на 118 островах. Если вы хотите увидеть частичку древней Византии в современной Европе, то лучшего объекта не найти. Базилика Сан-Марко представляет собой классический образец византийской архитектуры не только на Старом континенте, но и во всём мире. Культовое сооружение, впечатляющее своим блеском и роскошью, находится на одноименной площади и примыкает к готическому Дворцу дожей (Palazzo Ducale) – резиденции правителей Венецианской республики в эпоху Средневековья. Изначально базилика являлась ее часовней, обретя «самостоятельность» только с получением статуса резиденции Патриарха Венецианского. Здесь хранятся предметы искусства старины, которым нет цены. В 1987 году ЮНЕСКО включила собор Сан-Марко в перечень охраняемых объектов.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Собор Святого Марка
Новая базилика – специально для хранения мощей
В этом храме уже много веков бережно сохраняются останки евангелиста Марка. Для их размещения он, собственно, и был возведен. Датой основания считается 829 год, когда мощи апостола были доставлены в Венецию. Прежде тело ученика Христа пребывало в одном из соборов Александрии, но в 828 году его выкрали венецианские торговцы Буоно и Рустико. Они были движимы благими намерениями: спасти останки Марка от вандализма мусульман, разрушавших в то время христианские храмы с целью возведения мечетей. Провоз реликвии был сопряжен с определенным риском, и, чтобы не быть пойманными, они пошли на хитрость. Останки Марка поместили в большую корзину, а сверху накидали свиных туш. Они были уверены, что сарацины (население Арабского халифата в V-XIII веках) при досмотре путников к такой «нечистоте» и не прикоснутся вовсе. Но для пущей надежности запрятали корзину в парусных складках.
Предшественником базилики был скромный по своим масштабам храм Святого Теодора, носивший имя изначального покровителя города. Когда в 829 году доставили тело апостола, дож (глава республики) Партечипацио и распорядился построить другой храм – величественный и роскошный. Он должен был соответствовать высокому предназначению хранилища мощей покойного евангелиста, ставшего новым покровителем Венеции.
Процессия реликвии Святого Креста на площади Сан Марко, Джентиле Беллини, 1496 год
Весть о появлении святыни быстро разнеслась по Европе, и собор Сан-Марко стал в ряд особо почитаемых христианами святых мест. Однако в 976 году случилось несчастье – пожар. После этого храм неоднократно перестраивали. Завершающую реконструкцию освятили в 1094 году. В том виде, практически без изменений, здание собора Святого Марка дошло до наших дней, возвышаясь поблизости от Большого канала (Canal Grande), главной «улицы» современной Венеции, протянувшегося на 3800 метров.
Вид на собор через площадь Сан-Марко Внутри базилики Квадрига святого Марка
Архитектура собора Сан-Марко
Прообразами собора Сан-Марко стали два православных храма: церковь Святых Апостолов, существовавшая в Константинополе с 330 по 1461 год, и ныне функционирующий стамбульский Софийский собор. Венецианская базилика имеет вид греческого креста и на пересечении увенчана большим куполом. Всего куполов пять: остальные высятся над «ветвями» креста. Порталы центрального фасада, их пять, украшают мозаичные тимпаны XVIII века, установленные вместо устаревших аналогов XVI столетия. В результате многих реконструкций в облике собора Сан-Марко соединились различные стили. Его удивительно гармоничная архитектоника совмещает восточный мрамор и барельефы в романском и греческом стиле, колонны самых разных ордеров и капители в стиле готики, не говоря уже о византийских и итальянских скульптурах. Вместе с тем он остается классической византийской крестовокупольной базиликой.
Купола собора Сан-Марко с видом на Венецию
Что посмотреть в базилике Святого Марка
Здание собора потрясает воображение своими масштабами. В высоту оно простирается на 43 метра, в длину – на 76,5 м, в ширину – на 62,5 метра. Общая площадь – 4000 кв. метров. Главный фасад (он же западный) являет собой произведение искусства: здесь представлены шедевры разных эпох начиная от античных и заканчивая Средними веками. В южной стороне – той, что ближе к резиденции бывших глав республики – находятся две колонны, доставленные из Сирии. Их украшает византийская резьба V века. Привезенные из Турции изваяния четырех тетрархов (IV в.) стоят на внешнем углу казначейства. Верхнюю часть главного фасада украшают тонкие башенки, их добавили шесть веков назад.
Алтарная часть и центральный неф отделены друг от друга. Между ними находится иконостас конца XIV века. Большим крестом увенчана изготовленная из цветного мрамора алтарная преграда. По сторонам от него, помимо изваяний евангелиста Марка и Девы Марии, находятся статуи всех двенадцати учеников Христа. Главный соборный алтарь, где, собственно, и покоятся мощи апостола, находится под киворием. Они были перенесены туда из крипты в 1835 году. Наборный пол храма (XII век) тоже мраморный, отлично сочетается с его внешним и внутренним убранством. Главный алтарь, более известный как Пала д’Оро («Золотой алтарь»), бесценен. Он создавался на протяжении почти пятисот лет византийскими ювелирами. В высоту простирается на 2,51 метра, в длину – на 3,34 м. Его, состоящего из 80 икон-миниатюр, называют в числе главных сокровищ города. Иконы изготовлены в технике перегородчатой эмали, инкрустированы драгоценными камнями и украшены золотом. Некоторые сокровища в 1797 году были украдены Наполеоном. Большинство же сохранилось, их можно видеть и сегодня. Вообще, сокровищница собора богата: бесценные реликвии привезены еще крестоносцами, разграбившими Константинополь.
Встреча Авраама и Мелхиседека Искушение Христа Тайная вечеря Центральный фасад собора Святого Марка
Старейшие мозаики, датированные XIII веком, сберегаются в атрии, это сразу за входом. На них воспроизведены сюжеты Торы (ветхозаветного Пятикнижия), в то время как мозаики внутри храма Сан-Марко показывают нам библейские сюжеты из Евангелия. Купол, который ближе всех к основному входу, одновременно и самый старый. Украшающая его мозаика иллюстрирует, как в Пятидесятницу сошел Святой дух в виде голубя. Могила правителя Венеции Орделафа Фольера и еще двух правителей республики тоже находится неподалеку от главного входа. А сразу за ним видим памятный знак в честь исторического примирения в 1177 году римского понтифика Александра III и императора Священной Римской империи Фридриха I Барбароссы.
В музее при храме Святого Марка хранится квадрига из позолоченной бронзы. Это единственный дошедший до нас образец античной конской скульптуры, изготовленный греческим мастером Лисиппом. Когда-то, примерно в IV веке до н. э., она венчала арки Траяна. Бронзовые копии коней можно видеть на лоджии главного фасада. В музее также хранятся образцы ранних мозаик. Над центральным входом имеется балкончик, с которого можно полюбоваться панорамой площади Сан-Марко. Но планируя посетить храм, не забывайте, что он является действующим, поэтому есть определенные требования к одежде. Нельзя входить с большими сумками, громко разговаривать, фотографировать и снимать на видео.
Старейшая из мозаик фасада (XIII век) «Процессия переноса мощей святого Марка в собор» Мозайка «Прибытие мощей апостола Марка в Венецию» 1660 год
Время работы
В будние дни базилика открыта с 9:45 до 17:00. По воскресеньям и в праздники работает с 14:00 до 17:00, в зимнее время до 16:00. Вход бесплатный. Музей собора Святого Марка принимает посетителей с 9:45 до 16:45. На колокольню можно попасть летом с 9:00 до 21:00, зимой – до 15:45.
Как добраться
До Венеции есть рейс «Аэрофлота» из Москвы. В Санкт-Петербурге можно сесть на борт итальянского авиаперевозчика AirOne.
Другой вариант: добираться поездом Москва – Ницца. Он идет через Верону, от которой до Венеции, если пересесть на поезд-экспресс, всего час пути.
От местного железнодорожного вокзала Santa Lucia до собора Сан-Марко ходит водный автобус (маршруты №№ 1, 2 и 51). Время в пути примерно 25 минут. Можно пройтись пешком, но это дольше – 30-45 мин.
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Собор святого Марка известен и как «золотая церковь». Самой удивительной частью его интерьера является мозаичный золотой пол, который обладает потрясающим мерцающим эффектом. Собор был построен рядом с Дворцом Дожей в 828 году. В 976 году он сгорел, но спустя буквально 2 года собор отстроили заново. К сожалению, сегодня практически ничего не известно о том, как выглядело здание первоначально, а дошедший до нашего времени облик сформировался в 1063 году.
В то время было сделано много дополнений, поскольку здание базилики стало резиденцией патриарха Венеции. Из Константинополя привезли алтарный образ «Пала д’Оро», который установили в 1105 году. Через год в базилике произошел пожар, и золотые мозаики были сильно повреждены. Сегодня уже не удастся полюбоваться оригинальными коллекциями, поскольку они находятся на восстановлении, а выставлены только некоторые работы XI века, которые сохранились на центральном крыльце.
В течение XIII века была закончена большая часть мозаики, а также новый фасад и притвор. Основная конструкция собора с тех пор почти не изменилась, только с течением времени были переработаны украшения. К последним дополнениям к зданию собора относятся часовня Святого Исидора, пристроенная в начале XIV века, новые рисунки в ризнице, датируемые XV веком, а также достроенная в XVI веке капелла Дзен.
Внешний вид западного (главного) фасада разделен на три регистра: нижний, верхний и купольный. В нижней части фасада расположено пять арочных порталов, окруженных мраморными колоннами, за которым находятся красивые двери из бронзы, ведущие в притвор (нартекс). В верхней части нижнего регистра находятся мозаики со сценами из жизни Христа. Люнеты латеральных порталов изобилуют мозаикой, которая показывает сцены из жизни святого Марка. В верхнем регистре есть несколько статуй, которые «смотрят на» город. Особо среди них выделяются статуи четырех Воинов-Святых: Феодосия, Св. Марка, Константина и Димитрия.
Под собором святого Марка есть статуя крылатого льва (он был символом этого святого), который держит книгу с цитатой «покойся с миром, Марк, мой евангелист». В центре балкона базилики можно увидеть четыре бронзовые лошади, которые были установлены примерно в 1254 году. При этом стоит отметить, что сегодня можно увидеть разве что бронзовые копии этих статуй а оригиналы хранятся в музее святого Марка, находящемся в соборе.
Интерьер базилики основан на греческом стиле, а удивительные мраморные полы XII века украшены потрясающе красивыми рисунками животных и геометрическими узорами. Еще одна интересная вещь — интерьер базилики разделен на нижний и верхний регистры, разграниченные проходами, которыми заменили бывшие галереи. Интерьер верхних уровней полностью покрыт золотыми мозаиками.
Сегодня в соборе святого Марка можно увидеть мощи апостола Марка, а также множество ценных предметов искусства, которые были вывезены из Константинополя во время крестовых походов.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Собор Святого Марка в Венеции
Даже если не знаешь, что таит в себе собор Святого Марка в Венеции, какова его история, строение это привлекает к себе внимание сразу. Огромный каменный торт с кучей всевозможных украшений лежит посреди неправильной формы блюда, образованного из Пьяццы и Пьяцетты Сан-Марко.
Кажется, что он сложен из самых разномастных частей и частичек — столько в нём оттенков и деталей. Купола, башенки, колонны, балконы, двери, мозаики, мрамор разных цветов и оттенков. Смешение стилей, архитектурных направлений, техник, времён и эпох. Громадное это строение, однако, не вызывает ощущения громоздкости ; оно лёгкое и воздушное, основательное и приземистое, мощное и спокойное.
Речь идёт, конечно же, о Соборе Святого Марка (Basilica di San Marco) в Венеции, главной церкви и одной из самых важных достопримечательностей этого города.
Как попасть в базилику Сан-Марко
Фасад собора
Собор на карте
Если же вы, осмотрев собор, решили посетить музеи, то, естественно, ваше пребывание в Сан-Марко несколько затянется. Вам надо будет подняться на второй этаж.
Время работы
Базилика
по воскресеньям и праздничным дням — с 14:00 до 16:30 с ноября по июнь,
по воскресеньям и праздничным дням — с 14:00 до 17:00 с июня по ноябрь.
Вход в собор свободный, но на осмотр внутренних помещений отводится всего-навсего 10 минут.
Музей Сан-Марко
Музей Сан-Марко открыт с 9:45 до 16:45
Золотой Алтарь
Золотой Алтарь с ноября по июнь работает с 9:45 до 16:0 0,
с июня по ноябрь 9:45 — 17:00,
в выходные с 14:00 до 16:00 ноябрь-июнь,
с 14:00 до 17:00 июнь-ноябрь.
Сокровищница
с 9:45 до 17:00 с июня по ноябрь,
в выходные с 14:00 до 16:00,
в выходные с 14:00 до 17:00 с июня по ноябрь.
По правилам, установленным в соборе Сан-Марко, нельзя фотографировать внутри собора и снимать на видеокамеру.
Что посмотреть в базилике Сан-Марко
Базилика Сан-Марко обладает уникальной акустикой. Если вам удастся попасть на мессу, вы услышите этот звук, который в огромном соборе не витает, теряясь, а попадает прямо в сердце каждого.
История собора Святого Марка — история Венеции
В 1063 году началось строительство базилики, которая стоит на Пьяцце Сан-Марко сегодня. Если первая базилика имела в основании латинский крест, то нынешнее здание положило в свой план крест греческий.
Пятиглавая крестовокупольная церковь, построенная по образцу константинопольской церкви Святых Апостолов, была освящена уже в 1094 году. На протяжении веков она расширялась и украшалась. Особенно обогатилось здание церкви после 1204 года, когда крестоносцами, среди которых было немало венецианцев, был разграблен Константинополь.
Огромное количество реликвий Византии получило «прописку» в соборе Святого Марка: Золотой алтарь, знаменитая квадрига.
Венецианцы знатно поживились тогда, пополнив казну Светлейшей республики так, что слава богатейшего города разнеслась по свету. Отобразилось это богатство и на убранстве собора. Если посмотреть хотя бы только на фасад, то от количества колонн из разных цветов мрамора может зарябить в глазах.
Арки порталов над входами и люнеты украшены богатейшими мозаиками, изображающими истории из жития Христа (люнеты) и рассказы о доставке мощей святого Марка в Венецию (порталы арок). К XV веку было завершено внешнее убранство собора. Над внутренним декором работа продолжалась.