собор святого петра в ватикане высота
Собор Святого Петра в Риме
Собор Святого Петра, расположенный в Ватикане (Basilica di San Pietro), — одна из самых посещаемых достопримечательностей в Риме. История знаменитого собора начинается еще с 4 века: только представьте, сколько шедевров искусства хранится в его стенах.
И пусть вас не пугает огромная очередь, которая обычно скапливается перед собором: посетить его следует непременно. Ведь это самый значимый католический храм в мире!
История возникновения Собора Святого Петра
Изначально на месте современного собора была построена римская базилика: её возведение относится к 4 веку. В то время империей правил Константин I (Flavius Valerius Aurelius Constantinus).
Базилика была освящена в честь апостола Петра, который мученически умер в 64-67 годах н.э. – именно над его могилой был создан первый алтарь.
Архитекторы и строительство собора
За время своего существования церковь пережила не одну реконструкцию, однако к 16 веку уже частично разрушилась. Тогда по решению понтифика Юлий II (Iulius II) были начаты работы по восстановлению древнего храма.
Архитектором назначили Донато Браманте, который задумал перестроить небольшую базилику в виде большого креста с огромным куполом.
Однако знаменитому архитектору не удалось завершить план: он умер в 1514 году. Его преемником стал Рафаэль Санти, работавший над возведением собора вместе с помощником Фра Джоконодой (Fra Giocondo), а в дальнейшем – с Джулиано да Сангалло (Giuliano da Sangallo).
После смерти Рафаэля строительными работами руководил архитектор Антонио да Сангалло (Antonio da Sangallo), предложивший построить базилику в форме латинского креста. Ему также не удалось превратить в реальность свой замысел.
Когда да Сангалло умер (в 1546 году), Папа Павел III назначил Микеланджело главным архитектором: он решил вернуться к первоначальному архитектурному плану Браманте.
Микеланджело была проведена колоссальная работа, однако завершением строительства храма занимался уже Джакомо дела Порта (Giacomo Della Porta) – после смерти Микеланджело в 1564 году.
Именно в то время в соборе появились декоративные фрагменты протобарокко. Известный архитектор вместе с Доменико Фонтанной (Domenico Fontana) проводили работы по возведению купола и главного свода собора.
Открытие собора и последующая реконструкция
Открытие Собора Святого Петра произошло в 1590 году, когда Папа Сикст V провел в нем первую мессу. Однако работы по внешнему оформлению храма продолжались: была возведена колоннада, включающая 36 колонн, массивный крест над куполом и золотой фонарь.
Во время прихода к власти Папы Павла V (Paulus V) было решено удлинить часть здания, а также пристроить боковые нефы, – в итоге собор получил форму латинского креста. Работами по изменению храма руководил Карло Модерно (Carlo Maderno) в 17 веке.
Фото: Vladimir Mucibabic / Shutterstock.com
Площадь Святого Петра
Непосредственно строительством площади перед собором (Piazza San Petro) занимался Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini) с 1656 по 1667 годы.
По задумке масштабная площадь должна была вместить огромное количество верующих, желающих получить благословение папы или участвовать в религиозных мероприятиях.
На сегодняшний день здесь может одновременно находиться до 400 тыс. людей.
Площадь в виде овала окружена двумя галереями из колонн: в общей сложности здесь насчитывается 284 дорические колонны, а также 80 столпов.
Фото: SF photo / Shutterstock.com
Непосредственно на аттике, которым увенчана колоннада, располагаются 140 скульптур святых. Если посмотреть сверху, то площадь напоминает ключ.
Архитектура
При взгляде на Собор Святого Петра прежде всего впечатляют его масштабы. Строение вместе с куполом достигает в высоту около 132 метров, а общая площадь равняется 23 тыс. кв. м. Высота барочного фасада составляет 48 метров, ширина – 118 метров.
Фасад
Фасад собора украшают классические колоны, за которыми находятся пять порталов. Это Врата Добра и Зла (Porta del Bene del Male), Врата Смерти (Porta della Morte), Врата Филарета (Porta del Filarete), Святые врата (Porta Santa) и Врата Таинств (Porta dei Sacramenti).
Очень интересный внешний вид имеют Врата смерти: они были созданы в 20 веке мастером Джакомо Манцу (Giacomo Manzu).
Над колоннами находится аттик со скульптурами — статуей Христа, 11 апостолами и Иоанном Крестителем. Длина главной статуи достигает 5 метров.
Центральный портал храма обрамлен конными статуями императора Константина, выполненной в 1670 году Бернини, и Карла Великого, созданной в 18 веке Августино Корначчини.
Что посмотреть внутри
При входе в собор поражает огромное внутреннее пространство, богато украшенное декоративными элементами. Только представьте: высота арочных сводов, отделяющих центральный неф от двух боковых, составляет 23 метра в высоту и 13 метров в ширину.
Фото: Mirec / Shutterstock.com
Благодаря такой конструкции создается ощущение бесконечной глубины пространства – общая площадь составляет около 2500 кв. м.
Обратите внимание на изумительные мраморные полы – некоторые элементы частично сохранились от первоначальной базилики.
Внутренним украшением собора главным образом занимался Джан Лоренцо Бернини – именно он создал знаменитую статую римского центуриона Лонгина. Кстати, в соборе хранится подлинный наконечник копья центуриона.
Кафедра
Основным шедевром Бернини в соборе является огромный балдахин, в основании которого находятся четыре столпа, — кеворий.
Непосредственно над балдахином находится кафедра работы того же мастера, созданная в честь Святого Петра. Она включает кресло Святого Петра, поддерживаемое статуями святых, — над ними парит символ Святого Духа.
Фото: Goran Bogicevic / Shutterstock.com
Фото: Anton Balazh / Shutterstock.com
Фото: Anton Balazh / Shutterstock.com
С правой стороны от кафедры располагается надгробие папы Урбана VIII (также выполнено Бернини), а с левой стороны – надгробие Павла III, которое было создано Гульельмо делла Порта в 16 веке.
Статуя Святого Петра
Если пройти через всю галерею, то в последней арке увидите бронзовую статую Святого Петра, поклониться которой приходят многочисленные верующие. Возле статуи обычно собирается очередь, но люди проходят довольно быстро.
Считается, что нужно прикоснуться к ней и помолиться – тогда мольбы будут услышаны. В левой руке Святого Петра находятся ключи от рая.
Центральная часть
Прогуляйтесь по центральному нефу храма: в нишах расположены статуи святых Елены-Софии Барат, Терезы, Винченцо де Паоли, Иоанна Боско, Филиппа Нери, Иоанна, Иоанна-Баттиста де ла Сале.
В самом центре храма можно увидеть многочисленные мозаичные картины, созданные по эскизам Доменикино.
Обратите внимание на мемориал Пию VII, который был выполнен Бертелем Торвальдсеном (Bertel Thorvaldsen). Здесь же расположены гробницы понтификов и изысканно декорированные капеллы.
Правый неф
Центральная скульптурная группа в правом нефе – «Пьета» — выполнена в 1499 году самим Микеланджело. Название шедевра переводится как «Оплакивание Христа».
Фото: Vitaly Minko / Shutterstock.com
Рядом с ней находится памятник понтифику Льву XII, созданный в 19 веке Джузеппе де Фабриса, а также монумент принцессы Кристины работы Карла Фонтаны (17 век).
Недалеко располагается усыпальница маркграфини Матильды Каносской – один из шедевров Бернини. Это была первая женщина, погребенная в Соборе Святого Петра.
В небольшой капелле Распятия находится очень красивое деревянное распятие: считается, что оно было выполнено Пьетро Каваллини (Pietro Cavallini) в 13 веке.
Капелла Святого Себастьяна
Удивительные мозаики расположены в Капелле Святого Себастьяна (Capelle di San Sebastiano) – работа мастера Пьеро Паоло Кристофари (Pier Paolo Cristofari).
Кстати, эскизы мозаик принадлежат Доменикано (Domenichino). Посмотрев на свод, можно полюбоваться восхитительными мозаиками, выполненными Пьетро да Кортоной (Pietro da Cortona).
Часовня Святого Причастия
Украшением Часовни Святого Причастия (Capella del Santissimo Sacramento) занимались Карло Модерно (Carlo Maderno) и Франческо Борромини (Francesco Borromini). Особое внимание в капелле привлекает изумительная декоративная решётка.
Неподалеку находится надгробие Григория III – украшающий его барельеф символизирует реформу, которую осуществил Папа. Именно он ввел новый (григорианский) календарь.
Немного дальше располагается надгробие Климента XIII, созданное скульптором Антонио Кановой (Antonio Canova).
Левый неф
В левом нефе можно полюбоваться мемориалом Стюартам, выполненным в 19 веке Антонио Канова. Кроме того, достойны восхищения великолепно украшенные гробница Марии-Клементины Собески (Maria Clementina Sobeski) 18 века работы Пьетро Браччи (Pietro Bracci) и усыпальница понтифика Иннокентия VIII, созданная мастером 15 века Антонио дель Поллайоло (Antonio Pollaiolo).
Посмотрите на гробницу Александра VII (Alexander VII) – ее украшением занимался сам Бернини. Бронзово-мраморный ансамбль включает скульптуру молящегося понтифика в окружении статуй Истины, Милосердия, Благоразумия и Справедливости. А на переднем плане располагается скелет, символизирующий смерть: в его руках можно увидеть песочные часы.
Фото: VDV / Shutterstock.com
Часовня Крещения
Гуляя по левому нефу, обратите внимание на Часовню Крещения (Capella del Battesimo) – она была создана по проекту Карла Фонтаны (Carlo Fontana), а ее мозаичным оформлением занимался Бачиччо (Baciccio).
Купол
Грандиозный купол Собора Святого Петра, виднеющийся издалека, весит целых 14 тысяч тонн. Его внутренний диаметр составляет около 41 метра, а высота – примерно 117 метров.
Купол был создан по архитектурному плану самого Микеланджело: изначально конструкция должна была иметь диаметр идеального шара.
Фото: Daniel M. Silva / Shutterstock.com
Возведением купола занимался Джакомо дела Порта (Giacomo della Porta) – он внес необходимые изменения в конструкцию, чтобы обеспечить ее устойчивость. Однако уже к 18 веку сооружение стало разрушаться: спасти купол помогли массивные цепи — ими стянули свод.
В куполе имеются 16 окон, которые разделяют двойные колонны, а внутри конструкцию поддерживают четыре массивные колонны. Находясь в соборе, можно полюбоваться восхитительными мозаиками работы Джованни де Веки (Giovanni De Vecchi).
Как добраться до Собора Святого Петра
Собор располагается на Piazza San Pietrо. Как доехать:
Часы работы
Собор Святого Петра в Риме можно посетить:
Подняться на купол можно каждый день:
Стоимость билета
Войти в сам собор можно бесплатно (по состоянию на 2020 год).
Стоимость подъема на купол зависит от того, сколько ступенек вы готовы преодолеть:
При этом учтите, что в верхней части ширина прохода составляет всего 50 см – подниматься не очень комфортно. В общей сложности подъем и спуск займет у вас около 1 часа.
Информация о стоимости посещения и часы работы могут меняться — уточняйте на официальном сайте www.vatican.va/various/basiliche/san_pietro/it/cupola/orari.htm.
Экскурсии по Ватикану
Чтобы не запутаться в многочисленных шедеврах Ватикана, возьмите специальную экскурсию от знающего гида: он проведет вас по маленькому государству, покажет Собор Святого Петра и знаменитые музеи. Так вы не пропустите ничего важного и послушаете увлекательные рассказы гида об истории и искусстве Ватикана.
Посмотрите программу экскурсии для вас и вашей компании на сайте Tripster.
Сердце католического мира: собор святого Петра в Риме
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Собор святого Петра в Риме: история
Некогда здесь, на Ватиканском холме, был цирк, построенный для римского императора Нерона. Сюда для казни десятками приводили последователей нового, странного язычникам учения – христианства. 12 июля 66 г. сюда привели еще одного узника – еврея Симона Петра, приговоренного к самой страшной казни, распятию. Удивив стражу, он просил умножить свои страдания, повесив его вниз головой. Отрекшийся от Господа, посвятивший жизнь покаянию, он не считал себя достойным смерти по подобию Христа.
Такова история места, где находится теперь сердце католического мира и святыня для православных – Собор, посвященный одному из первоверховных Апостолов. Сейчас площадь, где находится храм, также носит имя Апостола. Это духовный центр самого маленького государства мира – Ватикана (площадь его чуть менее 0,5 га, а живет здесь 1000 человек).
Считается, что св. Петра погребли на месте мученической кончины. Могила его почиталась римскими христианами несколько столетий. Сюда приходили ночью, опасаясь ареста, молились Апостолу, получая помощь. К IV в. уже прочной стала традиция воздвигать церкви на мощах мучеников. А потому, когда при Константине Великом христианство перестало быть гонимой верой, одним из первых христианских храмов Рима стала базилика на месте погребения честных останков Петра.
Строительство
Полагают, что ее начали строить на месте небольшой молельни около 326 г., а закончили примерно через 30 лет. Церковь была достаточно большой, имея 5 престолов.
Интересной особенностью архитектуры его, видимо, уже тогда стала особая, с современной точки зрения, ориентация алтаря – на запад, а не на восток, как ныне принято.
Папа Римский Бенедикт XVI отмечает эту особенность в книге «Богословие литургии», но не указывает ее причин. Возможно, к этому времени просто не сложилась традиция строить церковные здания алтарем к востоку, потому христиане просто следовали традиции римского храмового строительства: ведь в языческие храмы вход всегда был с востока, а алтарная часть ориентировалась на запад.
Отличительная черта церкви, по мнению Бенедикта XVI, вызвала к жизни католическую традицию молитвы священника «лицом к народу». На самом деле изначально он просто при молениях обращался на восток, то есть к противоположной от алтаря стороне.
Из истории базилики известно, что:
Со временем базилика стала центром западного христианского мира. Сюда собирались древние святыни, здесь нашли упокоение святые Папы Лев Великий, Григорий Двоеслов.
Новый храм
К XV в. церковь начала ветшать, ведь ее возраст составлял уже более 1000 лет. Ее не раз пытались ремонтировать, пока, наконец, папа Юлий II не задумал выстроить на месте базилики великую церковь, великолепие которой затмило бы все существующие
Площадь в виде ключа от Царства Небесного
Грандиозное строительство продолжалось 120 лет: начавшись 18 апреля 1506 г., оно окончено в 1626. Еще чуть более 30 лет потребовалось на обустройство Площади св. Петра, сделанной по подобию символического ключа от Царства Небесного. По центру можно видеть обелиск из Египта, вывезенный еще императором Калигулой: предание говорит, что он был украшением цирка, где казнили св. Петра.
Площадь перед собором апостола Петра
План собора и площади
Архитектура
Собор святого Петра в Риме – сейчас самый большой храм в христианском мире:
Над проектами грандиозного здания работали последовательно:
Однако в начале XVII в. архитектор Карло Мадерна все же вернул здание к форме латинского креста.
Особенности купола
Купол проектировался Микеланджело как своего рода архитектурная кульминация всего здания. Он окружен 4 куполами меньшего размера и возносится на 138 м.
Карло Мадерна, правда, изменил замысел купола, сделав смысловым центром фасад, тогда как купол виден входящим лишь издалека. Ныне великолепный вход – практически первое, на что обращает внимание паломник:
Великие папские базилики
Ныне Собор вторая по рангу после Латеранской так называемая «патриаршая базилика» Рима, а также первая в ряду семи «паломнических» базилик столицы Италии, то есть входит во все паломнические маршруты.
Всего в католическом мире насчитывается 12 так называемых великих папских базилик мира, которые имеют самый высокий ранг среди храмов и подчиняются непосредственно папе римскому. Четыре из них находятся в Риме:
Святыни
Главная реликвия – мощи св. Петра. До 1950-х гг. они находились под спудом. С 1952 по 1965 гг. в гробнице работали археологи: впервые честные мощи были извлечены из земли. По благословению священноначалия, было проведено их исследование, которым точно установлено, что кости принадлежат человеку возраста более 60 лет, жившему около I в.
Таким образом, подтвердилась подлинность почти 2000 лет почитаемых останков. Увидеть их – большая радость для паломников. Вот свидетельство одного из них, священника Афанасия Гумерова, посетившего Рим в 2010 г.:
«Епископ-ключарь ушел в глубину крипты, а мы замерли в ожидании его. Когда он появился, в руках у него был ковчег со святыми мощами апостола Петра. Это произошло так неожиданно, что в те минуты мы не смогли в полной мере испытать ту радость, которая пришла потом. Нам сказали, что раньше св. мощи апостола Петра никому не выносили… Мы приложились.
Душу наполняло чувство благодарности к Господу и Его апостолу. Пропели тропарь и величание святому благовестнику. Потом мы поднялись по лестнице в ту часть храма, где устроен престол. Мы испросили у викария разрешения пропеть пасхальные песнопения. Под сводами Ватикана у мощей великих православных святых величественно прогремели (а нас было все-таки 60 человек) тропарь Воскресению и Никео-Цареградский Символ веры, быть может, впервые за 1000 лет без еретической вставки Филиокве…»
Среди сотен других чтимых святынь:
Богослужения
На 44 престолах службы совершаются ежедневно. Иногда службы идут под открытым небом: на площади св. Петра можно видеть предназначенные для этого ряды скамей, так как у католиков принято молиться сидя, кроме важных моментов службы.
Актуальное расписание богослужений можно найти на интернет-странице по адресу www.vatican.va. Службы после литургических реформ последних лет у католиков ведутся на национальных языках (в данном случае на итальянском)
Следует отметить, что при всей значимости хранящихся здесь святынь для православных, не благословляется совместная молитва с католиками на их службах.
Как добраться паломникам
Адрес: Piazza San Pietro, 00120 Città del Vaticano, Ватикан
Храм виден почти из любой точки исторического центра Рима, ведь это самое высокое здание: строить дома выше издавна запрещено. Близ площади св. Петра находится станция метро Ottaviano. Можно добираться также такси.
В большинстве католических церквей нет особых требований к внешнему виду входящих, да и на площади св. Петра не возбраняется быть одетым, как угодно. Однако при входе существуют некоторые правила:
А вот требования покрывать голову для женщин, обычного для православных, на сайтах туристических агентств, организующих экскурсии, нет.
Расписание работы
Собор открыт каждый день с 9 до 19 ч., а с осени до весны (октябрь – март) завершает работу на полчаса раньше. Приходящим стоит иметь ввиду, что по средам собор может быть закрыт до 13.00, если там совершается папский прием.
Вход бесплатный, однако подняться на купол (537 ступеней) можно за 8 (по лестнице) или 10 (на лифте) евро, причем последнюю часть маршрута все равно придется идти пешком, так как лифт непосредственно до купола не доезжает.
Платны также экскурсии, включая музей Ватикана, сады, билеты на них можно купить через интернет или прямо на месте. Стоимость зависит от количества участников, причем снижается, если группа большая. Есть и индивидуальные экскурсии.
Посещающие это место, восхищаются его красотой, величием. Особенно дороги хранящиеся здесь святыни. Но очень многие жалуются на обилие на святом месте туристов, шум, неприличный храму. Таков неоднозначный опыт посещения главной святыни католического мира.
Собор Святого Петра в Ватикане
Собор Святого Петра: история кратко, архитектура и внутреннее убранство, фото и билеты без очереди, где находится и как добраться
Базилика ди Сан Пьетро (Basilica di San Pietro) – именно так на языке Данте звучит название одной из самых первых христианских церквей. Собор Святого Петра в Ватикане расположен в историческом центре Рима, на территории одного из самых маленьких государств. Ежегодно тысячи паломников и туристов с разных уголков планеты приезжают в Вечный город, чтобы воочию увидеть это великолепное сооружение, которое хранит множество религиозных святынь и знаменитых произведений искусства.
Однако являясь центром католицизма и символом Ватикана, самая значимая в мире католическая церковь используется лишь как церемониальный центр при проведении папских богослужений только по особым датам: на католическое Рождество и Пасху, при оправлении обрядов в Страстную неделю, а также при провозглашении очередных понтификов, канонизации новых святых, открытии и закрытии Юбилейного года.
Строительство нынешней базилики Святого Петра было начато в 1506 г. при Папе Юлии II (Джулиано дела Ровере, 1443-1513 гг.) на месте старой церкви, возведенной римским императором Константином Великим в IV веке.
Константиновская базилика
Точная хронология строительства древней палеохристианской церкви неизвестна, однако согласно приведенных в Liber Pontificalis (Книга Понтификов) сведений, историками установлено, что она была возведена императором Константином во время понтификата Сильвестра Первого (314-335). Работы, предположительно, начались между 319 и 326 гг. на месте старого цирка Нерона. Здесь, помимо всевозможных состязаний, император Нерон с особой жестокостью казнил первых уверовавших в Спасителя христиан.
Некоторые историки предполагают, что именно на этом месте, у подножия Ватиканского холма, в 64 г.н.э. был распят апостол Петр – ученик и последователь Иисуса Христа. Захоронение христианского мученика, отмеченное скромной надгробной плитой, в течение следующих двухсот лет стало местом массового, но тайного паломничества. В IV веке н.э. по указу Константина Великого (первого из императоров, прекратившего всяческие гонения на христиан) здесь была построена базилика, названная именем Святого Петра.
На протяжении двенадцати столетий базилика Константина являлась главным центром паломничества христиан Рима. Лишь в конце XIV века церковь вместе с Ватиканским комплексом зданий стала резиденцией понтификов и была обогащена многими произведениями искусства.
Собор Святого Петра — путешествие в Ватикан
О создании, значении и особенностях одной из самых больших христианских церквей в мире
от €91 за экскурсию
По музеям Ватикана с историком искусств
Сикстинская капелла, Собор Святого Петра, мировые шедевры, тайны и сокровища Римских пап
Весь Рим за день — для пассажиров круизных лайнеров
Встречаемся в порту Чивитавеккья!
Архитекторы Собора Святого Петра
В начале XVI века папой Юлием II было принято решение о сносе старой церкви, чтобы освободить место для нового, грандиозного по своим масштабам здания. Его строительство было начато 18 апреля 1506 года по проекту Донато Браманте (Донато Анджело ди Паскуччо, 1444-1514 гг.) и закончилось более полутора столетий спустя. По замыслу итальянского архитектора оно должно было представлять собой величественное сооружение, которое могло бы не только вмещать большое количество прихожан, но и подчеркнуть могущество Церкви. За гигантизм представленного проекта, разрушение и уничтожение почтенного палеохрестианского храма, Браманте дали издевательское прозвище «Maestro ruinante», т.е. Мастер разрушений. Кроме этого, в 1507 году возник грандиозный скандал в связи с раздачей Папой Юлием II индульгенций тем, кто жертвовал денежные средства на новое строительство.
В своем проекте Браманте взял за основу греческий крест в плане, в центральной части которого предполагалось построить купол, поддерживаемый четырьмя гигантскими колоннами. Возведение стен началось вскоре после утверждения проекта, однако уже через несколько лет работы были приостановлены в связи с кончиной папы Юлия II, а через год и самого архитектора.
С 1514 года проект по возведению базилики возглавил Рафаэль Санти совместно с Джулиано да Сангалло и Джованни Монсиньори, более известного как Фра Джокондо. Рафаэль предложил удлинить одну из сторон сооружения, тем самым приблизив его форму к более традиционной форме латинского креста. Позже, после смерти Рафаэля в 1520 г., пост главного архитектора занял Антонио да Сангалло-младший, а руководство строительными работами было возложено на Бальдассаре Перуцци. Тем не менее, несмотря на большое количество именитых скульпторов и архитекторов, принимавших участие в разработке проекта новой базилики, работа не двигалась – каждый из них предлагал свой, считая его лучшим. Строительство возобновилось лишь в 1538г., которое продолжалось вплоть до смерти Антонио да Сангалло в 1546-м.
С 1546 года должность главного архитектора занял семидесятилетний Микеланджело Буонарроти. Он решил вернуться к проекту Браманте с большим центральным куполом. Руководствуясь опытом Филиппо Брунеллески, создавшим невероятную купольную конструкцию Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, Микеланджело сумел спроектировать еще более внушительное сооружение. В отличие от восьмигранного купола Брунеллески, конструкция Микеланджело имела более изящную форму, так как в ее основе лежит шестнадцать граней. К сожалению, увидеть результат своей работы Микеланджело так и не удалось. В 1564г., после смерти мастера, продолжение строительства возложили на архитектора Джакомо делла Порта (1533-1602), который завершил сооружение купола Микеланджело.
В 1603 году, после ухода из жизни Джакомо делла Порта, новым руководителем работ по возведению базилики Папа Климент VIII назначил Карло Мадерно (1556-1629). Он приходился племянником известному архитектору Доменико Фонтана и к тому времени зарекомендовал себя как подающий большие надежды динамичный мастер. Мадерно, используя предварительные эскизы Микеланджело, спроектировал фасад грандиозного здания. Тем не менее, его работа всегда подвергалась серьезной критике. Дело в том, что удлиненный неф базилики и, как следствие, вынесенный вперед ее гигантский фасад высотой более 45 метров, скрывали потрясающий купол, и всю красоту новой церкви можно было увидеть только издали.
Строительство нового собора Святого Петра было закончено в 1626 году – 18 ноября папа Урбан VIII (Маффео Винченцо Барберини, 1568-1644) освятил самую большую католическую церковь в мире, размеры которой поражают до сих пор – при длине 220 метров, ее высота вместе с куполом составляет более 136 метров, а при проведении богослужений, она вмещает более 20тыс. верующих.
Внутреннее убранство Собора святого Петра
Собор Святого Петра в Риме поражает воображение каждого, кто впервые переступает порог этого грандиозного сооружения. Под сводами главного христианского храма находятся бесценные произведения искусства, которые стремятся увидеть приезжающие со всего мира путешественники, туристы и паломники. Однако, ограниченные во времени, многие не успевают в полной мере насладиться многовековым наследием прошлого. В этом коротком разделе статьи наш сайт 39rim.ru предлагает ознакомиться с некоторыми шедеврами, на которые стоит обратить внимание при посещении базилики в первую очередь.
Пьета Микеланджело
Пожалуй, одним из самых знаменитых произведений искусства, находящихся в базилике Святого Петра, является скульптурная композиция Пьета, выполненная выдающимся художником, архитектором и скульптором эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти. В переводе с итальянского «пьета» означает «жалость, сострадание», и является термином, использующимся в изобразительном искусстве для обозначения сцены оплакивания Иисуса Христа его матерью.
Скульптура была изготовлена Микеланджело в 1499 году, когда ему было всего 25 лет, и которая принесла молодому мастеру невиданную популярность и признание. О нем заговорили не только в Италии, но и далеко за ее пределами. Многочисленные копии шедевра сегодня можно встретить во многих храмах, музеях мира и частных коллекциях. Скульптура установлена в первой от входа часовне в правом нефе собора Святого Петра и защищена стеклом.
Капелла Святого Себастьяна
В правом нефе базилики расположена еще одна примечательная часовня, посвященная Святому Себастьяну. Здесь расположена гробница Папы Римского Иоанна Павла II, занимавшего Священный Престол в период с 1976 по 2005 год.
В 2011 году, после проведения обряда беатификации, тело понтифика из Священных Грот Ватикана было перенесено в капеллу Святого Себастьяна. В правой части капеллы установлена мемориальная скульптура Папы Пия XI – основателя Ватикана. Именно в период его понтификата, согласно Латеранских соглашений, были определены границы государства Ватикан.
Балдахин Бернини
Непосредственно под куполом базилики находится громадный бронзовый навес (иначе называемый киворием или балдахином), располагающийся над главным алтарем собора Святого Петра. Разработанный Джованни Лоренцо Бернини по заказу папы Урбана VIII он монументальным образом должен был обозначить место захоронения апостола Петра.
Работа над его возведением началась в июле 1624 года и продолжалась почти десять лет. Это 29-метровое сооружение является настоящим шедевром – балдахин из позолоченной бронзы опирается на четыре 20-ти метровые спиралевидные колонны, покоящиеся на высоких, почти в человеческий рост, каменных основаниях. Долгое время считалось, что используемая для литья бронза была изъята с купола древнего Пантеона, однако это не так – ее доставили из Венеции, а бронзовое покрытие Храма Всех Богов послужило для отливки 80 пушек замка Святого Ангела.
Соломоновы колонны
Колонны балдахина над главным алтарем базилики Святого Петра имитируют форму мраморных Соломоновых колонн. В IV веке император Константин привез в Рим несколько колонн, взятых им, как считается, из второго Храма Соломона, существовавшего на Храмовой горе в Иерусалиме между 586г. до н.э. и 70г. н.э. Они являлись частью интерьера старой базилики Константина и использовались как пергула (разделительная структура пространства храма). Создавая внутреннее убранство нового собора Святого Петра в Риме, Бернини разместил их в нишах четырех больших пилонов церкви.
Кафедра
В центральной апсиде базилики за главным алтарем можно увидеть еще один шедевр Джованни Лоренцо Бернини – кафедру Святого Петра, изготовленную из бронзы и являющуюся ценным реликварием. Внутри грандиозной алтарной композиции хранится одна из главных реликвий собора – оригинальный деревянный трон Первого Папы Римского апостола Петра. Его передал в дар Папе Иоанну VIII король франков Карл II по случаю своего коронования 25 декабря 875года.
Работа представляет собой сложную скульптуру, центральным элементом которой является Трон Петра. Парящий в воздухе, его как бы поддерживают расположенные внизу трона монументальные фигуры великих церковных деятелей, чьи труды повлияли на формирование и развитие Церкви: святых Иоанна Златоуста, Афанасия Великого, Амвросия Медиоланского и Святого Августина.
Возможно Вас заинтересует:
Бронзовая статуя апостола Петра
В последнем пилоне центрального нефа находится знаменитая бронзовая статуя Святого Петра, выполненная итальянским скульптором и архитектором Арнольфо ди Камбио (1245-1310). Древняя скульптура изображает восседающего на троне апостола, который своей правой рукой благословляет верующих, а левой держит ключ от Царства Небесного. Паломники, посещающие церковь, относятся к ней с особым почитанием – согласно поверью, считается, что если коснуться его правой ноги и с верой просить исполнения задуманного желания, то оно непременно сбудется. За многие годы правая ступня настолько истерлась, что на ней уже неразличимы пальцы ноги статуи.
Мозаика «Преображение» по картине Рафаэля Санти
Алтарь Преображения Христова, расположенный в левом нефе, украшен великолепной мозаикой, выполненной по знаменитой картине Рафаэля, являвшейся одной из последних работ художника. На сегодняшний день, сам оригинал картины находится в Музеях Ватикана.
В короткой статье 39rim.ru, конечно же, невозможно описать все, что нужно посмотреть в соборе Святого Петра в Ватикане и описать его великолепие. Мы предлагаем читателям посмотреть демонстрировавшийся на телеканале «Культура» фильм, отснятый немецкими кинематографистами, где рассказывается об истории базилики, государстве Ватикан, а также о находящихся на его территории уникальных произведениях искусства.
Собор святого Петра без очереди + аудиогид на 11 языках
Часы работы и правила
В летний период – с апреля по сентябрь включительно, базилика открыта ежедневно с 07:00 до 19:00. С октября по март – с 07:00 до 18:00. Каждую среду, во время проведения понтификом общей аудиенции на площади, собор в утренние часы закрыт.
Купол
Посещение обзорной площадки купола собора пешком (551 ступенька!) возможно ежедневно с 08:00 до 18:00 в период с апреля по октябрь, и с 08:00 до 16:45 с октября по март. Стоимость билета составляет 8 евро.
Подняться на купол можно, также, на лифте, который доставит до обзорной площадки открытой террасы. Стоимость услуги – 10 евро.
Гроты Ватикана
Ватиканские гроты открыты каждый день с 07:00 до 18:00 с апреля по сентябрь, и с 07:00 до 17:00 с октября по март. Доступ осуществляется из трансепта базилики.
Некрополь
Посещение некрополя и места захоронения апостола Петра производится только по предварительному запросу в составе групп. Для этого необходимо связаться с офисом управления раскопками по тел. +39.06 69 88 53 18 или написать по e-mail: [email protected]
Где находится Собор Святого Петра в Риме
Базилика св. Петра расположена на главной и единственной площади Ватикана — Пьяцца Сан Пьетро.
Доехать до Собора святого Петра можно разными способами.
Автор статьи: ©39rim.ru
Рим: что посмотреть и чем заняться
Наши читатели, италоманы и опытные путешественники, знают, как проще и выгоднее всего организовать поездку самостоятельно, подобрать дешевые авиабилеты, лучшие предложения по аренде жилья, приобретению страховки и многое другое. А еще найти интересные и приемлемые по цене экскурсии на русском языке, трансфер и даже местных фотографов! Наш список сайтов, которые мы рекомендуем использовать для организации путешествия.