собор святого петра борромини
Франческо Борромини — гениальный архитектор эпохи барокко
Франческо Борромини (Francesco Borromini) – экспрессивный и иррациональный архитектор эпохи барокко из Италии. Крупнейший мастер пространственных строительных решений, автор нескольких зданий и множества интерьерных оформлений.
Биография
Франческо родился 25 сентября 1599 года в Тичино (Ticino), италоязычном кантоне на юге Швейцарии. Его настоящая фамилия – Кастелли (Castelli). Решив стать каменотесом, Франческо продолжил дело своего отца. Юношей он стал подмастерьем резчика по камню в Ломбардии (Lombardia). Затем отправляется осваивать ремесло в Милан (Milan), а в двадцать лет уже трудится в Риме, под началом родственника Карло Мадерно (Carlo Maderno). В это время Мадерно возглавлял строительство Базилики Святого Петра (Sancti Petri) в Ватикане (Stato della Città del Vaticano) и палаццо Барберини (Palazzo Barberini), он смог устроить юношу на хорошо оплачиваемую должность.
На формирование стиля архитектора оказали влияние Микеланджело (Michelangelo) и Андреа Палладио (Andrea Palladio), визитной карточкой Борромини стало использование овалов вместо кругов, дополненных волнистостью архитектурных композиций. Он предпочитал работать с малыми формами, не стремясь к крупном градостроительным проектам.
Любимыми материалами мастера стали: кирпич, камень, гипс и штукатурка. При этом Борромини предпочитал разламывать линии, создавать тонкие узоры декора, подсвечивать работы неярким светом.
Бернини против Борромини
Главным соперником Франческо Борромини на протяжении всей жизни стал Джованни Бернини (Giovanni Bernini), которому постоянно покровительствовали многие монаршие особы Ватикана.
Бернини мог проявить себя в архитектуре, в живописи, в скульптуре, в механике и в написании пьес (хотя до наших дней почти ничего не сохранилось). Борромини же оставался лишь архитектором, но в техническом плане он всегда оказывался грамотнее и дальновиднее соперника.
Бернини работал легко и непринужденно, без труда получая наиболее значимые заказы церкви. Борромини всего приходилось добиваться тяжелым трудом, неоднократно выслушивая жесткую критику экстравагантного стиля своих работ. Некоторые общие произведения двух архитекторов принесли славу только Бернини (например, балдахин в соборе Святого Петра), при этом имя второго автора оказалось не упомянутым.
Борромини злился на соперника не на шутку, не упуская возможности унизить и оскорбить его. Узнавая о просчетах Джованни в строительстве зданий и сооружений, Франческо никому не спешил об этом сообщать. Он ждал удобного момента, чтобы насладиться победой, уничтожив Бернини в урочный час.
Так было при реконструкции Пантеона (Pantheon), когда Джованни построил две колокольни, напоминающие ослиные уши. Или при строительстве фонтана Четырех рек (Fontana dei Quattro Fiumi), когда Бернини допустил ошибку в расчетах, но смог сам вовремя исправить ее, не дав Борромини повода для ликования.
Смерть
За некоторое время до окончания строительства храма «Святого Карла у Четырех Фонтанов» (San Carlo alle Quattro Fontane), Борромини переживал сильнейшую депрессию, из-за чего уничтожил все новые проекты будущих строений. После этого, 8 августа 1667 г. он совершил самоубийство.
Архитектор похоронен в церкви Сан Джованни де Фиорентини (Chiesa di San Giovanni dei Fiorentini). Его могила не украшена балдахином, монументом или алтарем, на надгробном камне выбито только имя Борромини.
Личная жизнь
О семье и детях Франческо Борромини истории ничего не известно, возможно, их просто не было. Будучи набожным человеком и выбрав для себя путь служения богу через воплощение своего таланта архитектора на строительстве церквей и храмов, он принес в жертву собственное семейное счастье. Рядом с ним было несколько учеников, которым мастер передавал свои знания, но в личной жизни Борромини оставался одинок.
Работы во дворцах
Склонность к причудливым архитектурным деталям начала проявляться у Борромини с первых дней работы на больших папских и значительных заказах. Тщательная проработка деталей вместе с головокружительной планировкой идеально отражали мастерство художника. Нарядные, величественные дворцы с открытыми дворами занимают почетное место в барочной архитектуре.
Палаццо Барберини
Палаццо Барберини (Palazzo Barberini) возведен на улице Делле-Кватро-Фонтане (delle Quattro Fontane) на востоке Рима. Сегодня в нем расположена национальная художественная галерея (Galleria Nazionale d’Arte Antica). Здесь Борромини впервые встретился со своим будущим соперником Бернини.
Начало строительству положено в 1627 г. по проекту Мадерно и по указанию папы Урбана VIII (Urbanus PP. VIII). После смерти Мадерно, руководство работами взял на себя Бернини, закончив их в 1633 г. Борромини стал автором винтовой лестницы, заднего фасада, двойных колонн и окон.
Галерея Спада
Дворец Спада (Palazzo Spada) – римский дворец кардинала Бернардино Спада (Bernardino Spada), строительство которого пришлось на начало XVI в. Находится на площади Капо ди Ферро (Piazza Capo Di Ferro) в историческом центре Рима.
Спада купил здание в 1632 г. у кардинала Пьетро Паоло Миньянелли (Pietro Paolo Mignanelli) и сразу же приступил к реконструкции, доверив работы Борромини. Знаменитая Галерея Спада (Galleria Spada) – это галерея протяженностью 9 метров, идущая через низкий садовый корпус к статуе Меркурия (высотой 60 сантиметров) в маленьком садике. Архитектор наклонил пол и установил колонны и арки вдоль помещения, постепенно уменьшая их размер. Оптический эффект удлиняет коридор в 4 раза и втрое увеличивает статую.
Дворец Памфили
Фасад дворца Памфили (Palazzo Pamphilj) смотрит на площадь Навона (Piazza Navona). Здание по проекту Джироламо Райнальди (Girolamo Rainaldi) строилось с 1644 г. по 1650 г. для папы Иннокентия Х (Innocentius PP. X). Борромини пригласили, чтобы он внес корректировки в план облика дворца.
По замыслу архитектора главный зал оформили лепными декорациями и изменили декор галереи на первом этаже, украсив её фресками Пьетро да Кортоны (Pietro da Cortona). Овальные лестницы также принадлежат замыслу Борромини.
Дворец Пропаганда Фиде
Дворец Пропаганда Фиде (Palazzo di Propaganda Fide) расположен в центре Рима на площади Испании (Piazza di Spagna) со стороны улицы Виа Фраттина (Via Frattina) и принадлежит Святому Престолу (la Santa Sede).
Вначале принадлежал иезуитскому ордену, там обучались миссионеры, обращающие язычников в христиан. С 1627 г. реконструкцией фасада занимался Бернини, а после смерти папы Убрана VIII работы продолжил Борромини. Сегодня в здании организован музей миссионерской Конгрегации по евангелизации народов (Congregatio pro Gentium Evangelizatione).
Дворец Карпенья
Во дворце Карпенья (Palazzo Carpegna) на площади Академии ди Сан-Лука (Piazza dell’Accademia di San Luca) с 1932 г. оборудована Галерея академии Святого Луки.
Авторству Борромини здесь принадлежит лестница и главный портал, значительное расширение пространства помещения.
Церкви
Проекты соборов и базилик Борромини отличаются самобытностью. Как общие композиции, так и отдельные элементы декора несут в себе строгую индивидуальность автора, часто не принимаемую и критикуемую современниками.
Сан Карло алле Куатро Фонтане
Наименование небольшой францисканской базилики «San Carlo alle Quattro Fontane» в переводе обозначает церковь «Святого Карло у 4-х фонтанов».
Храм в белых тонах возводился по эскизам Борромини с 1638 г. по 1677 г. и стал ярким примером криволинейности эпохи барокко. Наличие на скрещении улиц Делле-Куатро-Фонтане (delle Quattro Fontane) и Дель-Квиринале (del Quirinale) 4-х фонтанов отразилось в наименовании церкви. Заказчиком строительства работы выступал Орден Пресвятой Троицы (Ordo Sanctissimae Trinitatis).
Здание с обрезанными углами и волнообразными карнизами предусматривалось как место погребения автора проекта, там ему была отведена капелла слева, так и не ставшая могилой талантливого итальянца.
Сан Аньезе ин Агоне
Церковь «Sant’Agnese in Agone» («базилика святой Агнессы») возведена на площади Навона (Piazza Navona).
Работы по её возведению начались в 1651 г. архитектором Джироламо Райнальди (Girolamo Rainaldi), заказчиком выступил папа Иннокентий Х (Innocentius PP. X), с 1652 г. по 1655 г. над проектом трудился Борромини, закончилось строительство в 1672 г. Базилика освящена в честь святой христианки Агнессы. В 12 лет она приняла обет безбрачия и все мужчины, которые приближались к ней с дурными мыслями, лишались мужской силы. В центре собора 8-угольной формы возведены четыре алтаря, в правом трансепте хранится череп мученицы.
Сант Андера делле Фратте
Базилика Сант Андера делле Фратте (Sant’Andrea delle Fratte) построена в честь великомученика Андрея и возведена на улице Виа ди Сант Андреа делле Фратте (Via di S.Andrea delle Fratte).
Храм функционирует с XII века как национальная церковь шотландцев, впоследствии он много раз подвергался реконструкции. В 1585 г. папа Сикст V (Sixtus PP. V) передал ее монашескому ордеру минимов (Ordo Minimorum). Борромини работал над зданием с 1653 г. до самой смерти. По его проекту перестроены танцующая колокольня, церковный купол и прилегающий полукруглый выступ здания. Здесь захоронены художники Анжелика Кауфман (Angelica Kauffmann) и Орест Кипренский, скульптор Рудольф Шадов (Rudolf Schadow).
Сант Иво алла Сапиенца
Католическая церковь «Sant’Ivo alla Sapienza» возведена в честь святого Иво Бретонского. Здание является вершиной мастерства Борромини. Расположено в центральном районе Рима на улице Corso del Rinascimento в сотне метров от Навоны.
Заказчиком строительства стал папа Урбан VIII. Архитектору предлагалось встроить церковь между двумя зданиями университета. Он разработал шестиугольное строение с вогнутым фасадом и спиральным куполом, органично вписав все это великолепие в небольшое пространство. Строительство университетской церкви шло с 1642 по 1662 год.
Оратория Филиппо Нери
Оратория филиппинских монахов должна была включать в себя молельню Филиппо Нери (Filippo Neri), помещение для хранения риз и церковной утвари, кельи, монастырскую столовую и читальню. По проекту, она прилегает к Новой церкви (Chiesa Nuova) на самой уютной улице в городе Дель Говерно Веккьо (del Governo Vecchio).
Борромини соединил архитектуру римских дворцов и церковные темы, соорудив фигурную арку верхнего фронтона, пилястры и интересное чередование фронтонов и окон.
Вогнутый фасад кладки из кирпича и корпуса по бокам из двух компонентов призваны олицетворять приветственные руки церкви.
Сант Андреа делла Валле
Церковь святого Андрея в долине (Sant’Andrea della Valle) – самый большой храм, над которым работал Борромини, строился разными мастерами и архитекторами с 1590 по 1650 год.
Расположен на римской площади Пьяцца Видони (Piazza Vidoni), на пересечении улиц Corso Vittorio Emmanuele и Corso del Rinascimento. В 1622 г. Борромини, под руководством Мадерно, трудился над возведением церковного купола.
Санта Мария деи сетте Долори
Церковь святой Марии (Santa Maria dei Sette Dolori), основанная Камиллой Фарнезе (Camilla Farnese), герцогиней Латер (Latera), возведена на улице Гарибальди (Garibaldi) в тринадцатом районе Рима.
Началом строительства считается 1642 г., в 1655 г. работы остановились из-за прекращения финансирования. По замыслу Борромини, храм имеет прямоугольную форму с закругленными углами. Внешний фасад отделан кирпичом, внутренний интерьер не блещет богатством отделки, хотя и украшен мраморными скульптурами и полотнами Марко Бенефаля (Marco Benefial).
Сан Джованни деи Фиорентини
Церковь Сан Джованни деи Фиорентини (Chiesa di San Giovanni dei Fiorentini) находится на римской улице Джулия (Giulia) и изначально построена для флорентийской общины в Риме.
Возведение шло более 100 лет, с 1509 г., первым архитектором стал Антонио да Сангалло (Antonio da Sangallo). В 1620 г. Карло Мадерно спроектировал для храма купола, а Борромини построил величественный алтарь. Оба архитектора за заслуги перед церковным строительством удостоились быть похороненными в этой базилике. Это единственная церковь в мире, где можно находиться с собаками и кошками.
Церковь Святой Лючии в Сельчи
Церковь Святой Лючии в Сельчи (Chiesa di Santa Lucia in Selci) – это скрытая от посторонних глаз церковь на римском Эсквилинском холме (Mons Esquilinus).
Церковь построена в начале VI в. при папе Симмахе (Symmachus PP), с 1534 г. принадлежала ордену Святого Бенедикта (Ordo Sancti Benedicti), с 1568 г. перешла к ордену Августинцев (Ordinis Sancti Augustine). В 1604 г. в реконструкции церкви участвовал Карло Мадерно, с 1637 по 1638 работами руководил Франческо Борромини. Он заменил главный алтарь, украсил первую слева часовню Ланди (Lundy) и хор.
Капелла Сан Джованни Ин Олео
Капелла Сан Джованни Ин Олео (Oratorio San Giovanni in Oleo) в восьмиугольной часовне, по легенде, построен там, где Иоанн Креститель вышел живым из костра с горячим маслом. Находится на улице Порта Латина (di Porta Latina).
Борромини, участвуя в переустройстве церкви, изменил ее интерьер, украсив его терракотовым рельефным фризом с изображением роз и веток пальмы. Также он установил на крышу часовни крест.
Сан Джованни ин Латерано
Храм Иоанна Крестителя на Латеранском холме (San Giovanni in Laterano) по значению превосходит все церкви мира (Собор святого Петра в том числе), так как расположен близ Латеранского дворца (Palazzo del Laterano), резиденции епископов Рима с IV в. до XIV в.
С 1650 г. и до смерти работами по восстановлению храма руководил Борромини. Он реконструировал бронзовые двери курии Юлия (Curia Iulia), спроектировал ниши главного нефа. Вдоль стен расположились статуи святых и пророков, сооруженных по эскизам архитектора.
Работы в Ватикане
Борромини не был таким любимчиком папского двора как Бернини, но и его работы можно встретить в Ватикане. Неоспоримый талант архитектора шел впереди своего времени и современники заметили и отметили его умение красиво выполнять сложные заказы, особенно когда дело касалось ограниченного пространства.
Собор святого Петра
Собор святого Петра (Basilica di San Pietro) – церемониальный центр римско-католической церкви, созданный несколькими поколениями выдающихся архитекторов.
Официальной датой основания считается 1626 г. Борромини вместе с Бернини разрабатывал проект балдахина над местом захоронения святого Петра, но лавры достаются только Бернини. Также Борромини соорудил пьедестал для Пьеты Микеланджело (Pietа Michelangelo), нарисовал эскиз решётки из бронзы для капеллы Святого Причастия (Santissimo Sacramento) и ворота Капеллы Хора (Cappella del Coro), которые до наших дней не сохранились.
Франческо Борромини
Франческо Борромини-гений итальянского барокко
Франческо Борромини (25 сентября 1599, Биссоне, Тичино — 2 августа 1667, Рим) — итальянский архитектор, работавший в Риме. Наиболее радикальный представитель зрелого римского барокко.
Собор Святого Петра
Франческо Кастелли родился в Биссоне, недалеко от Лугано в Тичино, который в то время был под юрисдикцией Швейцарской Конфедерации. Борромини происходил из семьи потомственных каменщиков и строителей, какими славился Тессинский кантон. Он был старшим из четырёх детей. О его отце Джованни Доменико известно немного, но известно, что он был скромным архитектором или мастером-строителем на службе у Висконти в Милане; его мать, Анастасия Гарове, происходила из богатой семьи, которая занималась строительством и имела отдаленное отношение к Доменико Фонтане, который в то время считался одним из самых престижных архитекторов в западном мире.
Палаццо Барберини — дворец (палаццо) фамилии Барберини на улице Четырёх фонтанов в восточной части Рима. В настоящее время здесь помещается Национальная галерея старинного искусства.
Лестница Борромини
Вскоре он отправился в Милан, чтобы учиться и практиковать своё ремесло. С 1619 года работал в Риме, помощником Карло Мадерно, своего дальнего родственника, на строительстве собора Святого Петра, а затем во Дворце Барберини. Когда Мадерно умер в 1629 году, он и Пьетро да Кортона продолжали работать над дворцом под руководством Бернини.
Сан-Карло алле Куатро Фонтане, Сан Карлино («церковь св. Карла у четырёх фонтанов», также San Carlino) — выдающийся памятник архитектуры римского барокко. Работа одного из самых экстравагантных мастеров стиля барокко — Франческо Борромини.
С 1628 года он обычно начинал подписываться как «Борромини», чтобы отличаться от различных римских строителей, которых называли Кастелли. Псевдоним происходит от семьи его матери или, как предполагают его итальянские биографы, в честь миланского святого Карло Борромео. После смерти Мадерно присоединился к группе Бернини, достраивавшей палаццо Барберини. В дальнейшем работал в Риме в постоянном соперничестве с Джан Лоренцо Бернини за папское внимание.
Ораторио деи Филиппини в Риме — здание для молитвенных собраний общины Св. Филиппа Нери (1515—1595), выходца из Флоренции, основателя конгрегации ораторианцев.
В отличие от своего более удачливого соперника, Бернини, Борромини следовал тессинской ремесленной традиции и строгим правилам средневековых мастеров итальянского Севера. Его рационализм, точный расчёт и инженерное мастерство противостояли фантазиям Бернини, «театральной эффектности его скульптур и безграмотной с точки зрения тектоники архитектуры»
Церковь Сант-Иво алла Сапиенца— католический храм в Риме, шедевр римского барокко XVII века, яркое и отточенное творение великого Франческо Борромини, одна из признанных вершин его мастерства. Церковь расположена на улице Корсо дель Ринашименто к востоку от площади Навона, однако практически не видна с улицы. Она посвящена святому Иво Бретонскому, патрону ордена Иезуитов и покровителю юристов.
Борромини интересовался математикой и самостоятельно осваивал многие науки. Собрал выдающуюся библиотеку. Однако, следуя тенденциям формообразования стиля римского барокко, Борромини всегда предлагал самые необычные, экспрессивные решения и мало кто мог догадаться, что за такими решениями кроется математика и геометрия.
Палаццо Памфили (итал. Palazzo Pamphilj) — дворец, выходящий на Пьяцца Навона в Риме (Италия), построенный в стиле барокко с 1644 по 1650 год.
Он выстраивал свои замысловатые композиции не на основе классических пропорциональных модулей, а использовал геометрические фигуры, придавая им символическое значение. Борромини был «конструктивно мыслящим скульптором зданий»
Перспективная Галерея в римском палаццо Спада
Архитектор вполне сознательно формировал напряжённое пространство вокруг своих построек, как например в «застывшей волне» фасада церкви Сан-Карло алле Куатро Фонтане. Окружности он неизменно предпочитал эллипс. Прямой линии и плоскости — изгиб. То, что сделал для архитектуры Борромини иногда сравнивают с тем, что сделал для славы живописи Рембрандт.
Palacio de Propaganda Fide
Принцип непрерывного «перетекания» внутреннего и внешнего пространств в дальнейшем развивали его последователи Г. Гварини и Б. Нойман. Новации Борромини оказали особенно значительное влияние на архитектуру стран Северной Европы, на австрийское, чешское и немецкое барокко. Свои взгляды Борромини изложил в книге «Опус об архитектуре» (Opus Architectonicum, 1559—1667). Книга была опубликована только в 1735 году.
Собор Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме или Базилика Сан-Джованни-ин-Латерано (Basilica di San Giovanni in Laterano, Базилика Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме. Официальное название: Archibasilica Sanctissimi Salvatoris) — кафедральный собор Рима с кафедрой римского епископа (а также папского трона). Входит в список семи паломнических базилик Рима. Одна из четырёх великих базилик Рима. В католической иерархии храм носит титул «Basilica maior» и стоит выше всех храмов мира, наряду с тремя другими: собором св. Петра в Ватикане, папскими базиликами Сан-Паоло-фуори-ле-Мура и Санта-Мария-Маджоре, также носящих титул «Basilica maior». Об этом свидетельствует надпись над входом в латеранскую базилику: «Святейшая Латеранская церковь, всех церквей города и мира мать и глава».
Карьера Борромини не была удачной. Он работал вдумчиво и медленно. Часто заказчики теряли терпение и отзывали свой заказ, передавали его Дж. Л. Бернини. Завершив капеллу Фальконьери в церкви Сан-Джованни-деи-Фиорентини, 22 июля 1667 года[8] Борромини почувствовал себя тяжело больным и больше не выходил из дома.
Базилика Святой Агнессы на пьяцца Навона или Сант-Анье́зе-ин-Аго́не (итал. Sant’Agnese in Agone, лат. Sanctae Agnetis in Agone) — титулярная церковь на площади Навона в честь раннехристианской мученицы св. Агнессы Римской в Риме. Другие названия церкви:Sant’Agnese de Agone, Sant’Agnese al Circo Agonale, Sant’Agnese de Cryptis Agonis или Sant’Agnese in Piazza Navona. Выдающийся памятник архитектуры римского барокко.
Сант-Андреа-делле-Фратте— титулярная (с 12 марта 1960 г.) базилика в Риме, посвященная Св. Андрею.
Церковь в infra hortes («Фруктовые сады», отсюда название fratte — «лес», «чащоба») была построена ещё в 1192 году, позднее несколько раз перестроена. До 1585 года она являлась национальной церковью шотландцев, затем папа Сикст V передал её ордену минимов. В 1653 году над церковью работал Франческо Борромини (апсида, колокольня, купол), после его смерти работу продолжил Маттиа де Росси.
Его просьбу выполнили, однако, согласно правилу, на его плите нет надписи, поскольку захоронение самоубийц не может быть обозначено и даже не может находиться в храме. Но для Борромини сделали исключение.
В недавнее время его имя было добавлено на мраморной плите захоронения К. Мадерно, а на колонне церкви по заказу посольства Швейцарии в Риме установлена памятная доска. Латинская надпись гласит: «Франческо Борромини из Тичино, рыцарь Христа, архитектор с вечной репутацией, божественный в силе своего искусства, он посвятил себя украшению великолепных зданий Рима, среди которых: Ораторио деи Филиппини, церкви Сант-Иво, Сант-Аньезе ин Агоне, перестройка Латеранской базилики, Сант-Андреа делле Фратте, Сан-Карло на Квиринале, здание конгрегации Пропаганды Веры, а также в этом храме (Сан-Джованни деи Фиорентини) он украсил Высокий Алтарь недалеко от этого могильного камня, рядом с останками Карло Мадерно он был найден, недалеко от города и его родственника (Карло Мадерно), в мире он покоится с Господом».
Церковь Сан-Джованни-деи-Фиорентини — титулярная католическая церковь Святого Иоанна Крестителя, покровителя города Флоренции, построенная для общины флорентийцев в Риме.
Франческо Борромини был изображён на 6-й серии банкнот 100 швейцарских франков, которая была в обращении с 1976 по 2000 год. Это решение в то время вызвало полемику в Швейцарии, начатую швейцарским итальянским историком искусства Пьеро Бьянкони. По его словам, поскольку в 17 веке территории, которые в 1803 году стали кантоном Тичино, были итальянскими владениями некоторых швейцарских кантонов (кондоминиумов двенадцати кантонов), Борромини нельзя было ни назвать ни тичианцем, ни швейцарцем.
О нём снят фильм La Sapienza[en] французского режиссёра Эжена Грина, выпущенного в 2015 году.
Борромини, Франческо // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.