собор святого пантелеймона в новом афоне
«Виртуальная Абхазия»: Пантелеймоновский собор монастыря Кананита
Настенные росписи Пантелеймоновского собора монастыря Святого Апостола Симона Кананита в Новом Афоне – пример монументальной храмовой живописи, их отличают насыщенный колорит и виртуозность исполнения.
Виртуальное посещение Собора святого великомученика и целителя Пантелеймона — новая часть мультимедийного проекта Sputnik Абхазия, цикла панорам об Абхазии.
Пантелеймоновский Собор монастыря Святого Апостола Симона Кананита
Мужской монастырь Святого Апостола Симона Кананита в Новом Афоне был основан русскими монахами из монастыря Святого Пантелеймона греческого города Афон в 1875 году.
Всего в обители шесть храмов: надвратный — Вознесения Господня, храм святого апостола Андрея Первозванного, храм в честь преподобных отцов афонских, храм во имя мученика Иерона и храм в честь иконы Божией Матери «Избавительницы».
В центре архитектурного ансамбля высится Собор Святого великомученика и целителя Пантелеймона, вмещающий более трех тысяч человек.
Длина собора, построенного в ново-византийском стиле по проекту архитектора Никонова, — 53,3 метра, а ширина — 33,7, его венчают пять куполов, высота центрального из них — 40 метров.
В центральном пределе находится изображение Божией матери, благословляющей всех молящихся в храме. На западной стене, над главным входом в собор, изображена сцена Страшного суда. Справа и слева по периметру собора расположены сюжеты, отражающие все основные православные праздники годового богослужебного круга.
Центральный предел храма посвящен святому Пантелеймону, икона которого, располагается на главном аналое в центре собора. Остальные четыре предела освящены в честь святого князя Александра Невского, равноапостольной Марии Магдалины, святителя Николая Чудотворца и великомученика Георгия Победоносца, которые являются покровителями семьи императора Александра III. Он посетил строящуюся обитель в 1888 году и заложил первый камень в основание Собора.
В ризнице Собора хранятся святыни обители: икона с мощами Святого Апостола Андрея Первозванного, крест – мощевик с частицами его ризы; икона с мощами святого великомученика и целителя Пантелеймона; частица мощей священномученика Клемента, Папы Римского; крест с частицами Животворящего Древа Господня.
Собор святого пантелеймона в новом афоне
Самым величественным строением Новоафонской обители и самым большим храмом всего монастырского комплекса является собор Святого великомученика и целителя Пантелеимона.
Он был воздвигнут в 1888-1900 годах по проекту Н. Н. Никонова при участии настоятеля монастыря игумена Иерона. Всю каменную работу выполнили умельцы-греки во главе с Христофором Пуло, переселившиеся в Сухум из Трабзона. Проектируя Новоафонский монастырь, Никонов использовал в его композиции формы неовизантийского стиля, применявшиеся в церковном зодчестве Российской империи конца XIX – начала XX века.
Торжественная закладка первого камня в фундамент собора состоялась 24 сентября 1888 года при непосредственном участии императора Александра III. Храм возводился двенадцать лет и был освящен 29 сентября 1900 года. На службе одновременно могли присутствовать более трех тысяч человек.
Архитектурные и стилистические особенности соборного храма
Существенным нововведением архитектора, редко встречающимся в сооружениях византийского стиля, стало расположение четырех боковых глав: они были установлены по осям пространственного креста, что сближало облик храма с традициями греческого зодчества. Архитектор не оставил без внимания и некоторые бытовые аспекты, способствовавшие облегчению монастырской жизни: увеличил пространство интерьера за счет создания хоров, расширил объем центральной апсиды, предусмотрел боковые входы в жертвенник и дьяконник.
Храм окружают двухэтажные корпуса с куполами домовых храмов и 50-метровой колокольней над входом в монастырь. Собор был построен в центре просторного двора внутри четырехугольника, его четыре придела посвящены святителю Николаю, святому князю Александру Невскому, святой Марии Магдалине и великомученику Георгию Победоносцу.
В главном алтаре на престоле размещалась модель собора, а за престолом – кипарисовый, обложенный серебром крест. У правого клироса под резной сенью находилась большая в драгоценной ризе храмовая икона великомученика Пантелеимона, переданная из Старого Афона в 1876 году в благословение новой обители. Перед иконой располагалась серебряная гробница с частицей Древа Животворящего Креста Господня, мощей великомученика Пантелеимона и других святых. В правом приделе святителя Николая была установлена икона Спасителя.
Богатая роспись интерьера создана в 1911-1914 годах при настоятеле архимандрите Иларионе. Работы выполняли мастера из села Палех Владимирской губернии и группа московских художников под руководством Н. В. Молова и А. В. Серебрякова. В центральном приделе на апсиде находится изображение Божией Матери, благословляющей всех молящихся в храме. На западной стене над главным входом в собор изображена сцена Страшного суда. Справа и слева по периметру собора расположены сюжеты, отражающие все основные православные праздники.
Фрески отличаются сочетанием голубых, коричневых и золотистых тонов.
Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне
Приблизительное время чтения: 5 мин.
С именем святого великомученика и целителя Пантелеимона связано одно уникальное место – русский монастырь, который находится вне России, на Святой Горе Афон. По своему духовному значению для верующих он является одним из главных не только на Афоне, но и среди всех православных монастырей мира.
Обитель во имя святого угодника Божия Пантелеимона была основана русскими монахами на Афоне примерно в X–XI веках. Первое письменное упоминание о монастыре относится к 1016 году. Изначально он был посвящен Успению Пресвятой Богородицы и располагался в лесу на восточной стороне Святой Горы. В это время монастырь называли или «Богородица» или Ксилургу (в переводе с греческого – «древоделя»), что было связано с основным занятием монахов – обработкой дерева.
С XIII по XV век монастырь святого Пантелеимона переживал определенный кризис. Во-первых, обитель постоянно разорялась крестоносцами и морскими пиратами, которые в то время терроризировали весь Афон. Во-вторых, теряются связи с Русью, так как в этот период она находится в зависимости от татаро-монгольской Орды и не имеет возможности поддерживать свою дальнюю обитель. Поэтому именно в этот период число русских монахов в монастыре уменьшается, и через некоторое время большинство насельников составляют уже сербы. Все это приводит к тому, что до 1489 года покровителями обители становятся сербские князья – Неманичи, Бранковичи и другие.
В XV веке произошли изменения в жизни всего Афона – после захвата турками Константинополя в 1453 году Святая Гора попала под власть Османской империи. Жизнь монастыря становится тяжелой – новые власти облагают монастырь большими налогами, конфисковывают земли. В это время он существует лишь за счет тех пожертвований, которые вносят православные князья Валахии и Молдавии, а также московские князья и священноначалие.
После того как Русь освобождается от власти татаро-монголов, улучшается и положение Свято-Пантелеимонова монастыря. В 1507 году покровителем (ктитором) монастыря становится великий князь Московский Василий III, начинает увеличиваться число иноков, теперь уже русских по происхождению. Большое уважение к монастырю испытывал царь Иоанн IV Грозный, который называл его своей «первой богомолией».
В период Смутного времени помощь монастырю снова прекращается и восстанавливается только с воцарением в России царского рода Романовых. Однако, даже учитывая помощь из России, монастырь продолжал испытывать экономические трудности. Постройки монастыря ветшали, количество насельников уменьшалось. Монастырь был на грани полного разорения, тем более что турецкие власти продолжали притеснять обитель. Дело доходило даже до того, что за долги монастыря по налогам монахов сажали в тюрьму. Все это привело к тому, что в 1705 году решением Патриарха Константинопольского Гавриила III монастырь восстанавливается как русский и полностью передается России. Управлять жизнью монастыря поставляется архимандрит Варлаам. Однако, несмотря на этот шаг, а также на помощь со стороны Священного Синода России (ежегодные выплаты, пожертвования, подарки в виде дорогой утвари, богослужебных книг и т. д.) монастырь испытывает трудности вплоть до конца XVIII века.
Как ни пытались все заинтересованные стороны улучшить жизнь обители, ситуация кардинально не менялась. Все это способствовало тому, что в конце XVIII века монахи Нагорного Русика решают переселиться на новое место, а именно – в прибрежную келлию с храмом Вознесения Господня, которая принадлежала основному монастырю. Эта келлия располагалась недалеко от лодочной пристани. Здесь монастырь святого Пантелеимона возродился во второй раз и находится по настоящий день. По своему местоположению он получил наименование Прибрежный Русик.
Перемена места не решила проблем. Новая обитель также испытывала трудности, вплоть до того, что в ней практически не осталось насельников. Встал вопрос о том, чтобы исключить русский монастырь из числа святогорских обителей, а для уплаты долгов продать земли другим монастырям Афона.
В 1803 году Патриарх Константинопольский Каллиник V издает грамоту о восстановлении общежития в Свято-Пантелеимоновом монастыре. Возродить жизнь в обители предстояло 85-летнему старцу иеромонаху Савве, который специально поехал в Стамбул с целью испросить для этого материальные средства. Ему удалось собрать только частные пожертвования, так как от Патриархии ему ничего не дали. Однако здесь оказал помощь Сам Господь. В этот момент по молитвам к святому Пантелеимону получил исцеление от тяжелого недуга великий драгоман Порты (дипломат с особым статусом. – прим. ред.), валахский князь Скарлат Каллимах. По данному им обету, после выздоровления он стал ктитором Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. В эти годы, а именно – в 1814 году, при материальной поддержке Каллимаха на территории монастыря строится собор во имя святого Пантелеимона. В 1815 году собор был освящен.
Однако в середине XIX века, после кончины старца Саввы и казни турецкими властями Каллимаха, для монастыря вновь наступают тяжелые времена. В один из моментов, в период с 1821 по 1829 годы, монахи даже были вынуждены покинуть обитель и провести девять лет в скитаниях, так как из-за разгоревшейся Греческой революции против турецкого ига территорию монастыря заняли турецкие войска. Только в 1830 году в монастырь возвращаются русские иноки, хотя экономическое состояние обители было, как и прежде, бедственным.
Новый этап возрождения монастыря начинается только спустя десятилетие – с 1840 года, когда в него приходит русский инок Иоанникий (Соломенцев) с несколькими другими монахами. Приняв схиму с именем Иероним, он стал возрождать жизнь монастыря, за что впоследствии получил прозвание «духовного возобновителя». Благодаря деятельности отца Иеронима в монастыре начинается духовный и экономический подъем, строятся новые храмы (1846 –святителя Митрофания Воронежского, 1851 – Покрова Пресвятой Богородицы и т.д.). В целом за годы деятельности отца Иеронима в монастыре было построено и восстановлено около 60 храмов, 19 келлий и 8 подворий. К 1850 году в обители святого Пантелеимона находилось уже около 200 монахов, из них 30 были русскими.
К концу XIX века монастырь полностью избавился от долгов, стал сам оказывать материальную помощь братским монастырям и другим учреждениям на Афоне. Количество монахов в обители было более тысячи, из них русских – около 800. К 1910 году количество монахов увеличилось до 1900 человек. Обители принадлежало 60 храмов, различные земельные владения, в том числе и вне Афона (в черте города Салоники и т. д.). Правда, эти внеостровные владения были конфискованы у монастыря правительством Греции в 1924 году.
К началу XX века монастырь святого Пантелеимона имел собственные подворья в ряде городов России и не только – Москве, Санкт-Петербурге, Таганроге, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Одессе, Сухуми, Стамбуле и Салониках. У всех этих подворий была своя участь. В частности, в России после революции 1917 года все они были закрыты. Однако сам монастырь святого Пантелеимона избежал этой участи, находясь вдалеке от России. Так Господь уберег обитель Своего угодника от безбожной власти.
На сегодняшний момент в монастыре, который остается одной из главных святынь Афона, хранится честнейшая глава святого Пантелеимона, а также его чудотворный образ.
Православная Жизнь
Ко дню памяти святого великомученика Пантелеимона, предлагаем вниманию читателей рассказ об обители вмч. Пантелеимона на Афоне и людях в разное время его населявших.
Архитектурный облик русской Свято-Пантелеимоновой обители сильно отличается от традиционных для Афона греческих монастырей; сыграло в этом свою роль и то, что отстраивалась она в XIX веке, когда уже не приходилось возводить крепостных укреплений для защиты от пиратских набегов.
Многие русские паломники используют Свято-Пантелеимонов монастырь в качестве своеобразной базы, откуда они совершают поездки в разные места Святой Горы. Однако следует быть готовым к тому, что в соответствии с русской традицией вам предложат потрудиться на благо обители.
На Востоке у нас есть очень важная точка опоры, созданные самой историей нашей или народом, помимо всякого прямого участия наших властей: Афон.
Одно его значение – чисто церковное, православное, рассматриваемое без всякого отношения к национальности населяющих его монахов; если бы русских и вовсе не было на Афоне, если бы число и влияние их с каждым годом не возрастало, то и тогда Афон, как Святыня Православия, имел бы значение для нас, как одна из главных точек опоры православной политики на Востоке.
Константин Леонтьев, русский философ XIX в.
Первые русские иноки появились на Афоне ещё во времена равноапостольного великого князя Владимира. Именно на Святой Горе принял постриг родоначальник русского монашества преподобный Антоний Печерский.
Высокие пирги (башни) Старого Руссика с южной и восточной сторон только каменными стенами отстаивают себя от вековых потрясений времени, в исполинском виде возникая над мёртвою тишиною пустыни и над непробудным сном давно почивших в Бозе её смиренных обитателей. Деревянные работы в пиргах истлели. Местность старого Русского монастыря чрезвычайно тиха и увлекательна безмятежием и строгостью отшельничества.
Нагорный лес со всех сторон утаивает монастырь, и только с северо-западной стороны его открывается поразительный вид заоблачных высот далёкого Олимпа и играющие волны Монте-Санто. Шумный ключ, выходя из соседственной горы и пробиваясь сквозь камни и живописную поляну, легко и быстро охватывает монастырь с севера и невдалеке от него, уносясь в дебри, теряется в её низменных кустарниках. На юго-восточной башне монастыря и поныне ещё не рассыпался маленький храм Предтечи Господня. Вековой деревянный крест осеняет эту сиротствующую святыню.
Иеромонах Сергий (Веснин)
Много благодетельствовали обители сербский жупан Стефан Урош, византийские императоры Андроник II, Иоанн VII и Мануил II Палеологи и валашские господари греки Григорий и Скарлат Каллимахи. Восемнадцатый век был особенно тяжёлым для русского иночества, как из-за войн, которые Россия вела с Турцией, так и из-за внутренней политики Петра I и его ближайших наследников. К концу этого столетия братия сильно сократилась численно и переселилась в новый монастырь на берегу моря (его строительство началось в 1765 году). Греки и русские иноки совместно начали возведение новых монастырских построек. В 1803 году обитель стала общежительной, а в 1812 году началось строительство соборного храма. Благодетель обители Скарлат Калимах принял мученическую кончину от турок вместе с патриархом Григорием V. Возрождение монастыря на несколько лет было приостановлено. Новая страница в жизни обители открылась с ростом числа русских иноков. Этот процесс начался в 1840-м и к 1895 году число братии Пантелеимонова монастыря достигло тысячи человек. В 1875 году был избран игумен русский по национальности, а службы стали совершаться не только на греческом, но и на русском языке. С именем обители связаны имена знаменитых старцев Арсения (Минина), Аристоклия и Кирика.
Последний, уйдя молодым в Пантелеимонов монастырь, спустя несколько лет был послан на Афонское подворье в Москву, где участвовал в издании книг святителя Феофана затворника. Позднее старец был назначен настоятелем Афонского подворья в Одессе. Здесь он обрел широкий круг духовных чад «от градоначальника до торговок». Вернувшись на Святую Гору, он вступил в борьбу с ересью имяславия. После октябрьской революции отец Кирик оставался в Свято-Пантелеимоновом монастыре, где был духовником братии.
Старец был опытным делателем сердечной молитвы и учил своих духовных чад не словами, а прежде всего примером своей подвижнической жизни. Отец Кирик часто напоминал, что, становясь на молитву, надо помнить, что Бог смотрит на молящегося; не на одеяния риз лепоту, но на потаенного сердца человека (см.: 1 Пет. 3, 4).
Архитектурный облик русской Свято-Пантелеимоновой обители сильно отличается от традиционных для Афона греческих монастырей; сыграло в этом свою роль и то, что отстраивалась она в XIX веке, когда уже не приходилось возводить крепостных укреплений для защиты от пиратских набегов. Внутреннее устройство монастырских храмов также очень напоминает о России; только, пожалуй, трапезная (построена в 1890, а расписана в 1897 г.) и храм вмч. Пантелеимона отделаны в обычном для Святой Горы стиле. Всего в обители 25 параклисов, в том числе: Покрова Пресвятой Богородицы, Александра Невского (вмещает 2000 человек), вмч. Димитрия, прп. Сергия, Успения Пресвятой Богородицы, свт. Митрофана Воронежского, апп. Петра и Павла, митрополитов Московских Петра, Алексия, Ионны, Филиппа, Архангелов, Серафима Саровского и Феодосия Черниговского, св. Еввулы, матери вмч. Пантелеимона и Преображения Господня. Главный соборный храм монастыря построен в начале XIX в. и расписан в традициях русской иконописной школы.
На высокой и мощной колокольне монастыря установлен колокол весом 818 пудов и 10 фунтов, т.е. более 13 тонн. Отлит он был в Москве на заводе почётного потомственного гражданина Андрея Дмитриевича Самгина мастером Иоакимом Воробьевским и привезён на Афон в мае 1894 года. Когда звонят в этот колокол – звон слышен на противоположном берегу Сигитского залива.
Двадцатый век стал периодом тяжелого испытания для монастыря св. Пантелеимона. Октябрьская революция 1917 г. сделала невозможными контакты между Святой Горой и Русской Церковью.
К 1959 г. русский монастырь пришел в полный упадок, в нем осталось всего 50 человек, самому молодому из которых было 54 года, а большинство монахов составляли древние старцы.
В 1959 г. в Пантелеимоновом монастыре произошел пожар, в результате которого сильно пострадала библиотека. Число братии продолжало уменьшаться. Огромный урон обители нанёс опустошительный пожар 23 октября 1968 г., когда выгорела вся восточная часть монастыря с шестью церквами, сгорели гостиницы и кельи.
В1972 г. Святую Гору посетил Патриарх Московский и всея Руси Пимен — это было первое посещение Афона Московским патриархом. В августе 1974 г. двум кандидатам из шести предложенных Русской церковью было дано разрешение поселиться на Святой Горе, но только один из них — нынешний настоятель Пантелеимонова монастыря архимандрит Иеремия — на следующий год прибыл на Афон. Летом 1976 г. на Святую Гору прибыли сначала четыре монаха из Псково-Печерского монастыря, затем еще девять иноков. К тому времени в Пантелеимоновом монастыре оставалось 13 насельников.
С этого времени паломнические поездки делегаций Русской Церкви стали совершаться ежегодно на Пасху, а затем и на праздник великомученика Пантелеимона. В мае 1978 г. в монастырь св. Пантелеимона прибыли пять монахов.
16 апреля 1985 г. Кинот Святой Горы на чрезвычайном собрании принял обращение к МИД Греции с просьбой разрешить въезд на Афон шести русским, а также болгарским и румынским монахам.
В марте 1987 г. в монастырь св. Пантелеймона прибыли семь монахов, в числе которых был нынешний духовник монастыря иеромонах Макарий и представитель монастыря в Киноте иеромонах Кирион. За этой группой последовали другие, и ко времени визита на Святую Гору Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (июнь 1992 г.) братия насчитывала 40 человек.
В настоящее время в монастыре святого Пантелеимона подвизаются семьдесят монахов из Украины, России и Белоруссии.
В обители хранятся: главы вмч. Пантелеимона и прп. Силуана Афонского, частицы мощей Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, апп. Алфея, Тимофея, Иакова, Петра, Андрея, Луки, Филиппа, Фомы, Варфоломея и Варнавы, первомч. архидиак. Стефана, свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, свт. Кирилла Иерусалимского, сщмч. Дионисия Ареопагита, прпмч. Стефана Нового, вмц. Марины, мчч. Трифона и Параскевы, свв. бессрр. Космы и Дамиана, прп. Исаакия Далматского, прав. Иосифа Обручника и других святых. В храме Покрова Богородицы находятся чудотворные списки с икон Божией Матери «Казанской» и «Иерусалимской». В обители много и других чтимых икон. В частности, древняя икона св. великомученика Пантелеимона, образ Иоанна Предтечи и мозаичная икона св. Александра Невского. В параклисе Покрова Пресвятой Богородицы хранится ценные печатное Евангелие и Святая Чаша, подаренные Руссику великим князем Константином Николаевичем в 1845 г.
В богатейшей библиотеке монастыря находится 1320 греческих и 600 славянских рукописных кодекса и сыше 25000 томов печатных книг.
Обители подчиняются несколько келий, в том числе святого Евфимия, Святых бессребреников, Живоносного Источника, святого Стефана и святого Георгия (последние две расположены около Кареи, первая примечательна своими уникальными фресками и недавно была отреставрирована, а во второй располагается представительство монастыря).
Обитель владеет подворьем в Хромице (Хромитиссе) в начале афонского полуострова неподалёку от Урануполиса, скитом в Ксилургу (греки называют его «Богородица»), Ново-Фиваидским скитом и Старым Русиком (известным также под именем «Палэомона́стиро».
Русский монастырь неразрывно связан с именем преподобного Силуана Афонского. Этот великий современный подвижник широко известен, не только в Греции и России, но и во всем православном мире.
Святой Силуан особо почитается на Святой Горе, еще недавно на Афоне можно было встретить монахов, которые лично были с ним знакомы.
«Одни грехи принес я в монастырь», — вспоминал впоследствии он своём приходе на Святую Гору. Вся последующая жизнь преподобного Силуана была посвящена ежедневному духовному подвигу и стремлению к стяжании Божественной благодати. «Всю жизнь надо плакати о грехах своих — таков путь Господень», писал преподобный, — и это есть подлинная православная духовность, в отличие от всех других «возводящих на небо» учений, питающих гордость человеческую.
В своих записках Святой рассказывает об явлениях ему Господа и Пресвятой Богородицы. Старец постоянно вспоминал явление Спасителя и писал о том чувстве, которое поселилось в его душе: “Господь нас так много любит, что мы сами не можем так любить..” “И если бы люди Духом Святым познали, каков наш Господь, то все бы изменилось: богатые презрели бы свои богатства, ученые — свои науки, а правители — свою славу и власть, и все бы смирились, и жили бы в земном мире и любви, и на земле была бы великая радость”.
В Пантелеимоновом монастыре долгое время гостил один православный иностранец, на которого встреча со старцем Силуаном произвела неизгладимое впечатление. Он полюбил подвижника и часто ходил к нему; об этом узнали монахи. Как-то один из наиболее влиятельных соборных старцев, иеромонах Н., человек начитанный, встретив его в коридорах монастыря, сказал: «Не понимаю, почему вы, ученые академики, ходите к отцу Силуану, безграмотному мужику? Разве нет кого-нибудь поумнее, чем он?». «Чтобы понять отца Силуана, надо быть академиком», — отвечал ему гость обители.
Тот же иеромонах Н., продолжая не понимать, почему старца Силуана почитают и посещают «ученые» люди, беседуя с отцом Мефодием, монахом, много лет заведовавшим книжной лавкой монастыря, заметил: «Удивляюсь, зачем они к нему ходят. Он, небось, ничего не читает».
«Он ничего не читает, но все делает, а другие много читают, но ничего не делают», — ответил отец Мефодий.
Душа старца скорбела от того, что происходило в России и во всем мире. Молитву за человечество он со слезами ежедневно возносил ко Господу десятки лет.
Скончался преподобный Силуан 11(24) сентября 1938 г. После блаженной кончины старца в Пантелеимонов монастырь стали приходить письма, свидетельствующие о его предстательстве за обращавшихся к нему с молитвой, а после выхода книги старца Софрония Сахарова “Старец Силуан. Жизнь и поучения” был поставлен вопрос о канонизации, которая состоялась в 1978 г. в Константинопольском патриархате. В 1992 г преподобный Силуан был включен и в месяцеслов Русской Православной Церкви.