собор святого николая турция
Новое в блогах
Мифы и реальная история церкви Святителя Николая в Демре
. Интернет, как всегда, предоставил витиеватую смесь фактов и домыслов об истории храма на тему «как оно могло быть».
Справедливости ради следует отметить, что небылицы о храме, да и о Святителе Николае, появились не по злому умыслу, а от великой любви и уважения к святому. Но это не делает вымысел или домысел истиной.
Мало того, как говаривал Мюллер Штирлицу: «Маленькая ложь рождает большое недоверие» со всеми вытекающими последствиями.
Существование такой проблемы понимают и в Церкви, поэтому стараются отделять зерна от плевел. Даже наука такая есть, агиография называется.
Агиография (описание святых) – церковная дисциплина, изучающая жития святых, богословских и историко-церковных аспектов святости. Наряду с традиционным изучением письменных источников, сейчас агиография широко использует данные, полученные в результате современных методов исследования.
А теперь вернёмся к церкви Святого Николая Угодника в Демре и проведем своё маленькое агиографическое исследование, а то уж больно сильно прочитанное отличается от увиденного.
Демре – современный небольшой городок на юге Турции, недалеко от места, где когда-то был древний портовый город Мира (или Миры). Предположительно Мира возникла в Vвеке до н.э. на территории Ликии, за свою историю познала взлеты и падения, но геополитический статус всегда имела высокий. А в V веке н.э. стала столицей Ликийской провинции в составе Византийской империи.
С 300 по … где-то так до 345 год н.э., до своей кончины, епископом Мир Ликийских и был Святитель Николай (так вот что означает Мирликийский!).
Очень долго существовало мнение, что именно в этой церкви служил Святитель Николай, где и был захоронен.
Однако источники говорят, что Святитель Николай был захоронен вне городских стен в старинном ликийском саркофаге на месте разрушенного языческого святилища, храма Артемитды.
Достоверно известно, что Византийский император Юстиниан после сильнейшего землетрясения 529 года организовал восстановление некоего сооружения на месте погребения Святителя Николая (гробницы или часовни) и воздвиг базилику. Впоследствии базилика неоднократно достраивалась и ремонтировалась из-за разрушений после землетрясений и военных действий.
Окончательно архитектурный облик церкви практически в том виде, как его можно увидеть сейчас, сложился стараниями императора Константина Мономаха и жены его Зои, о чем свидетельствует выбитая на стене церкви надпись (1042 год). И все же последнее слово осталось за Российской Империей: в 1858 году начались масштабные работы по восстановлению Православной святыни, но разразившаяся русско-турецкая война 1877-1878 г.г. не позволила завершить грандиозные планы.
Поэтому сейчас не вызывает сомнения то факт, что Святитель Николай никогда не служил в этой церкви.
Немало слухов ходит о преемственности церкви Николая Угодника в Демре и предшествующего ей храма Артемиды
Например, некоторые утверждают, что именно Святитель Николай и разрушил стоявший здесь языческий храм. Житие Николая Чудотворца действительно упоминает факт осквернения им храма Артемиды: «Николай пришел в храм Артемиды, который был очень велик и богато украшен, представляя собою приятное для бесов жилище. Святой Николай разорил этот храм скверны, сравнял высокое его здание с землею и самое основание храма, бывшее в земле, разметал по воздуху, ополчившись более на бесов, нежели на самый храм». Однако археологические исследования утверждают, что храм Артемиды в Мире был разрушен во время землетрясения во 2 веке н.э.
Еще один спорный момент – использование в оформлении православной церкви некоторых элементов декора и культовых атрибутов языческого храма. И если применение обломков в качестве строительного материала не вызывает сомнения (в кладке стен церкви и ограды церковного двора есть каменные блоки с древнеэллинскими письменами), то предположение, что мозаичные полы церкви Николая Угодника тоже когда-то украшали храм Артемиды – явный вымысел. В противном случае, как минимум, следовало бы признать, что языческий храм имел ту же планировку, что и церковь.
Кроме того, специалисты характеризуют эту мозаику как прекрасный образец средневизантийского мозаичного искусства, а некоторые узоры (гид сказал) представляют собой христианскую символику.
Возможно, этот мозаичный узор рядом с алтарем в церкви Николая Угодника в Демре символизирует «Апо́столов от семи́десяти » — ученики Христа и его учеников.
А вот то, что алтарь и колонны около алтаря перекочевали в церковь Николая Чудотворца из храма Артемиды, вполне можно поверить: они заметно отличаются по стилистике исполнения от церкви и кажутся здесь несколько чужеродными.
Нельзя обойти вниманием тему места погребения Святителя Николая и перенесения его мощей
Принято считать, что мощи святого покоились в одном из саркофагов, находящихся сейчас в церкви. И не просто «в одном из», а в конкретном, заключенном в стеклянной витрине. Именно к нему стоят паломники и просто туристы, чтобы приложить иконки (к стеклянной витрине), приобретенные в многочисленных лавках вокруг церкви. Даже царь наш Николай 1, который финансировал реставрацию церкви в Мире в 1862 году, заказал высечь на мраморной крышке этого саркофага тропарь Святителю Николаю «Правило Веры». И латиняте, купцы из города Бари, так же думали, когда прибыли изымать мощи. Однако, про них лучше рассказать всё по порядку.
Легенда гласит, что в те далекие времена у жителей древней Миры был обычай прятаться в горах, если городу что-то угрожало: стихийное ли бедствие или вражеское нападение. Так было и в тот раз, когда над городом нависла угроза нападения сельджуков: народ побежал в горы. А про мощи Святителя и забыли. «Как же так?! Почему меня оставили?», возмутились мощи Святителя, являясь то одному горожанину, то другому. Но те только отмахивались: мол, извините, уважаемый, не до вас.
И так мощам обидно стало, что дух Николая явился епископу далекого города Бари (территория современной Италии) с просьбой перевезти его останки в сей славный портовый город, ибо сам святитель происходил из купеческого рода, а посему очень благоволил к морякам.
История умалчивает о подробностях, но, видимо, чтобы подстраховаться, Святитель явился и кому-то в Венеции. И вот, весной 1087 года, корабли двух городов, Бари и Венеции, устроили чуть ли не гонки морские, призом в которых должны были стать мощи Святителя Николая.
Победили барийцы. В церковных писаниях говорят, что жители Миры с плачем прощались с мощами Святителя Николая, но с пониманием отнеслись к воле Святого.
Досталось кое-что из мощей и венецианцам: барийцы изымали мощи наощупь, так как «гробница была наполнена благоухающим миром», вот и пропустили что-то. Но и венецианцы были не очень внимательны, потому что небольшая часть мощей сейчас хранится в Анталийском археологическом музее. Кстати, уже в конце 20 века было доказано, что останки в Бари, Венеции (частично, так как прихватили часть чужих останков) и Анталии действительно принадлежат одному человеку.
Однако, агиографические исследования последних лет показывают, что перенесение мощей Святителя Николая было не столь благочестивым, как описывают древние хроники, но не менее захватывающим.
Дело было так.
Прибыв вторично в город, сельджуков там не обнаружили, но и горожан было мало: они, как это у них водится, прятались в горах. Беспрепятственно добравшись до церкви, барийцы численностью 11 человек нейтрализовали четырех монахов, заперев их в одной из келий. С саркофагом, в котором вроде бы должны были храниться мощи, не церемонились: просто его разбили. Но он оказался пуст. Тогда привели одного из монахов и, применив к нему меры физического воздействия, а попросту избив, выяснили местоположение мощей: в гробнице под мозаичным полом одного из приделов храма. Так как операция была тайной, свет не зажигали: быстренько взломали пол, сгребли, что под руку попалось (как оказалось, не всё), и поспешили на корабль.
Избитый монах освободил остальных, и они организовали преследование. К ним присоединились немногочисленные горожане, узнавшие о происшествии. Но у диверсантов была фора, поэтому они почти без потерь добрались до корабля, хотя пришлось бросить кое-что из похищенного в храме. Но мощи таки увезли.
Уходили в море барийцы под несущиеся с берега проклятья, перемежающиеся матюгами.
А венецианцы свою часть мощей Святителя Николая Угодника получили только 10 лет спустя, в ходе Первого Крестового Похода. Причем история повторилась в точности, как и с барийцами: нападение на церковь, разрушение, избиение, похищение.
И еще о послевизантийской истории церкви Святителя Николая здесь
Достопримечательности Турции: Церковь Святого Николая в Демре
Текст поста
Большее число российских туристов во время своих приморских каникул на туристических курортах Анатолии посещает базилику Святого Николая, которая находится в современном городке Демре на юго-западе Турции. Из этой статьи вы узнаете, чем прославился Николай Чудотворец, где он жил и служил, о церкви, построенной в его честь, о современном музее и памятниках святому, о международной борьбе за его мощи.
Церковь Святого Николая в Демре
В статье вы найдете несколько определений религиозных, исторических и географических терминов. При написании статьи были использованы разные источники, любительские и профессиональные фотографии, перечисленные в конце.
VI век
Храм Николая Угодника в Мире была построена в 520 году нашей эры после его смерти (345 г.) и в его честь на фундаменте старой христианской церкви, где он служил епископом.
План базилики святого Николая в Мирех Ликийских, взятый из описания его жития. Де́исус (греч. δέησις — прошение, моление), или Деисис — икона или группа икон, имеющая в центре изображение Христа (чаще всего в иконографии Пантократора), а справа и слева от него соответственно — Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества (трёхфигурный деисус). Может включать в себя аналогичные изображения апостолов, святых отцов, мучеников и прочих (многофигурный деисус). Основной догматический смысл деисусной композиции — посредническая молитва, заступничество за род людской перед лицом грозного Небесного Царя и Судии. Фото: Dick Osseman. 2011—2012 гг.
Дохристианские фрагменты сооружения свидетельствуют о том, что еще раньше на этом месте находился языческий храм богини Артемиды Элевтеры. Из одних источников можно узнать, что он был разрушен во время землетрясения. По другим — храм был разрушен самим епископом Николаем, который рьяно боролся с язычеством.
Слева виден Алтарь богини Артеми́ды (др.-греч. Ἄρτεμις) — в древнегреческой мифологии девственная, всегда юная богиня охоты, богиня плодородия, богиня женского целомудрия, покровительница всего живого на Земле, дающая счастье в браке и помощь при родах, позднее богиня Луны (её брат Аполлон был олицетворением Солнца). У Гомера — образ девичьей стройности, покровительница охоты. У римлян отождествлялась с Дианой. Место жертвоприношения. Сегодня туристы бросают в алтарь монеты: одни, чтобы вернуться еще раз, другие просят семейного счастья. Церковный двор. Фото: Dick Osseman. 2011—2012 гг. Источник святой воды античного периода находится в церковном дворе. Фото: Василий Никитский. 2017 г. Дохристианские надписи на колонах в церкви Св. Николая (Демре, Турция). Фото: Василий Никитский. 2017 г. Надписи на стене, вероятно, оставшиеся со времен действия языческого храма богини Артемиды. Фото: Dick Osseman. 2011—2012 гг.
В 529 году после мощного землетрясения византийский император Юстиан восстановил храм. В исторических записях есть сведения, что гробница Святителя — мраморный саркофаг уже существовала в это время. Сегодня он огражден стеклом.
Саркофаг Святителя Николая. На его мраморной крышке расположена скульптурная композиция: мужчина и женщина. Но разглядеть ее в сумрачном помещении непросто. Считается, что барельефы не несут какой-либо религиозный смысл. У мраморного саркофага разломана боковая поверхность. Видимо, при похищении святых мощей было принято решение разбить более тонкую перегородку. Возможно, открыть верхнюю массивную крышку гробницы оказалось сложнее. Фото: Dick Osseman. 2011—2012 гг.
VII-VIII вв
У местности вокруг современного Демре очень непростая история: власть неоднократно переходила от христиан к мусульманам и наоборот. Естественно, при религиозных конфликтах страдали и верующие, и их святыни.
Древнее Ликийское государство. Изображение: Bibi Saint-Pol. 2016 г.
Во время длительных набегов арабов и кочевников-сарацинов Ликия, в частности, ее столица Мира, были разрушены. А церковь вместе с гробницей Николая оставались запущенными.
Нынешнее здание церкви в честь Николая Мирликийского не сохранило ничего от первоначального – крестообразная базилика (бази́лика; греч. βασιλική — «дом базилевса, царский дом» — тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа: 1, 3 или 5 различных по высоте нефов) построено около VIII века. Самые старые фрагменты относятся к VI веку.
В 792 году арабский халиф, правитель Аббасидского халифата Харун ар-Рашид послал начальника флота Хумейда опустошить остров Родос. Разграбив остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать и разграбить гробницу Святителя Николая. Однако вместо неё он взломал другую, стоявшую рядом. По легенде, едва святотатцы успели это сделать, как на море поднялась страшная буря и почти все суда Хумейда были разбиты.
По одной из версий святые мощи Николая Чудотворца первоначально покоились в этом каменном резном гробе с нанесенным рисунком из чаек и вырезанной рыбьей чешуей — символами моря (Св. Николая почитают как покровителя моряков). Фото: Dick Osseman. 2011—2012 гг. В церкви находятся несколько ниш с гробницами местных священнослужителей. Какая из них принадлежит Св. Николаю доподлинно не известно. Фото: Василий Никитский. 2017 г.
XI век
Церковь неоднократно разрушалась во время арабских набегов, особенно сильные разрушения пришлись на 1034 год. Храм восстановили и обнесли стенами в период правления византийского императора Константина IX Мономаха и императрицы Зои Порфирородной в 1042 году. Базилику преобразовали в монастырь.
Большая часть фресок в северо-восточной антуражной аркаде датируется XII веком. Многие из них повествуют о жизни Христа.
Более семи веков нетленные мощи Святителя Николая находились а Мирах. В связи с постоянной угрозой разорения турками-сельджуками святыни итальянцы давно мечтали перевезти мироточивые останки в Италию. Осквернение христианских святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. В 1087 году итальянские и венецианские купцы отправились торговать в Антиохию в надежде, что на обратном пути смогут забрать святые мощи и перевезти их на родину. Первыми до храма Николая Угодника добрались барийцы (итальянцы). В тот момент святыню охраняли только четверо монахов. Узнав о намерениях чужаков, они хотели позвать на помощь жителей города, но были связаны и не смогли оказать сопротивление. Барийцы взломали саркофаг и увидели, что он переполнен священным миром. Они стали извлекать из благоухающей жидкости святые останки и, не имея достойного саркофага, завернули их в простую верхнюю одежду. В спешке купцы перенесли драгоценный груз на корабль и отплыли.
Сразу по прибытии святыни в Бари здесь стали происходить чудесные исцеления людей, прикасающихся к мощам. Для всех горожан это было незабываемое событие, празднование которого стало ежегодным. В благодарность Чудотворцу жители итальянского города возвели базилику в честь святого и поместили его останки в серебряную раку, украшенную драгоценными камнями.
Существует и другая версия этого события. В 1087 году одному благочестивому священнику итальянского города Бари во сне явился Святитель Николай и сказал, что не хочет, чтобы его останки оставались в пустыне. Именно после этого была снаряжена экспедиция в Миры, откуда мощи святителя (65%) были с почестями доставлены в Бари на юго-восток Италии, где и находятся по сей день.
Спустя девять лет часть мощей (20%) похитили венецианцы. Небольшие фрагменты челюстей и черепа хранятся в Музее археологии в Анталье.
Если вам повезет с гидом, вы узнаете захватывающие истории о международной борьбе за мощи Николая Угодника.
Мощи Св. Николая экспонируются в музее Антальи
В результате землетрясений река Мирос повернула вспять, а церковь заполнилась илом и была похоронена.
Центр Св. Николая в Демре (Турция) находится ниже современного города на пятнадцать — двадцать футов. Фото: Dick Osseman. 2011—2012 гг.
Грунт под церковью просел, и сама она на треть ушла под землю.
Чтобы попасть внутрь храма приходится спускаться, а не подниматься, как это привычнее для нас. Фото: Василий Никитский. 2017 г.
XIX век
Немало времени прошло, прежде чем обнаружили церковь. В 1850 году развалины посетил русский путешественник А. Н. Муравьёв и возбудил почин по сбору средств на восстановление базилики. На собранные средства, была выкуплена территория храма у Османского правительства и восстановлена часовня. В то время Российская империя стала оплотом христианства и русский царь Николай I реконструировал церковь в 1862 году, добавив башню и другие изменения. Восстановление проходило на средства, пожертвованные домом Романовых и других православных верующих. (Это версия гидов и ее вы найдете на информационном стенде и многих сайтах. Но, императором России в это время был Александр II, годы правления 1855—1881 гг. Вероятно, туркам, заботящимся о развитии туризма и самим туристам нравится мысль, что церковь восстановил тезка святого император Николай I. Возможно, церковь была восстановлена раньше в годы царствования Николая I — 1825—1855 гг.).
Еще один вариант предполагаемого места захоронения Николая Угодника. Над гробницей находится каменная панель, где по заказу царя Николая I вырезан тропарь Святого Николая. Фото: Василий Никитский. 2017 г. Надпись на мраморной крышке сделана на старорусском языке (кириллица). Тропарь, глас 4-й святителя Николая: «Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей Истина. Сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога, спастися душам нашим». Фото: Dick Osseman. 2011—2012 гг.
Резчик, высекавший надпись на камне, плохо знал русский алфавит. Поэтому тропарь содержит грамматические ошибки. Об этом есть упоминание на информационной доске рядом с гробницей. Почему-то гиды любят обращать на это внимание.
Начало Крымской 1853—1856 гг., а затем и Русско-Турецкой войны 1877—1878 гг. осложнили политическую ситуацию, и, несмотря на все усилия, реконструкция была прекращена.
XX век
Следующие раскопки и реставрация были продолжены только в 1956 году. Активное восстановление церкви началось только ближе к девяностым годам двадцатого столетия.
Обратите внимание на своеобразную форму коротких столбов, которые часто используются в ранневизантийской религиозной архитектуре 5-6 в. Фото: Dick Osseman. 2011—2012 гг.
Церковь считается третьей по важности в архитектуре византийской Анатолии. Она отмечена замечательными стеновыми, потолочными и напольными фресками, ее архитектурным и религиозным значением.
Ниже представлены фрагменты здания, аккуратно собранные в церковном дворе. Фото: Василий Никитский, 2017 г. и Dick Osseman, 2011—2012 гг.
Фрагменты сооружения собраны и складированы в церковном дворе.
Мы стоим в экзо-нартексе: за первым дверным проемом находится нартекс, а за ним-сама церковь. Нартекс — притвор храма или внутренняя закрытая, паперть-вестибюль, расположенная между атриумом (если он был) и наосом византийского храма. Изначально нартекс служил для тех категорий молящихся, которые не могли молиться в церкви, как то: оглашенные (готовящиеся к принятию крещения), отлученные от церковного общения и пр. Фото: Dick Osseman. 2011—2012 гг. Потолок в нартексе перед главным входом в церковь. Маленькие своды украшены фресками, изображающими Вселенские соборы Христианской Церкви (Экуменические до Великого Раскола 1054 года, когда Римские церкви и Константинополь разделились). В восточной православной традиции их было семь: Никея I (325 г. н.э.; в Никейском Вселенском соборе принимал участие архиепископ Николай), Константинополь I (381), Эфес (431), Халкидон (451), Константинополь II (553), Константинополь III (680) и Никея II (787). На арках между ними: фрески с ликами святых. Фото: Dick Osseman. 2011—2012 гг. Типичная раннехристианская византийская апсида с полусферическим-полукуполом в Сант-Аполлинаре-ин-Классе. Пять апсид Успенского собора Московского Кремля Апси́да (от др.-греч. ἁψίς, ἁψῖδος — свод), абси́да (лат. absis) — примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане, перекрытый полукуполом (конхой) или сомкнутым полусводом. Как правило, этим термином обозначаются алтарные объёмы в церковной архитектуре. Небольшой пониженный выступ гранёной или полукруглой формы, примыкающий к основному объёму здания и не имеющий внутри себя алтаря, называется апсидиола. Впервые апсиды появились в древнеримских базиликах. В христианских храмах апсида, как правило, представляет собой алтарный выступ, ориентированный на восток. Фото: Dick Osseman. 2011—2012 гг.
Северо-восточная антуражная аркада содержит фрески XII века чудесных эпизодов жизни Николая Мирликийского.
Вселенский собор Христианской Церкви в Никеи I (325 г. Справа император Константин I (Великий) и святой Николай, где он решительно восстал против ереси Ария и «ударил по щеке». Арий (греч. Ἄρειος; 256—336, Константинополь) — один из ранних ересиархов, основоположник арианства. Ариа́нство — одно из ранних течений в христианстве в IV—VI веках н. э., утверждавшее начальную тварность Бога-Сына, позднее — неединосущность его с Богом-Отцом (отрицания веры в Единого Бога и отвергающих концепцию «триединства Бога» — Троицы). Фото: Dick Osseman. 2011—2012 гг. Ангелы, несущие недавно ушедшую душу младенца, вероятно, один из них святой Николай. Фрески, изображающие жизнь святого Николая и легенды о нем, в аркаде церкви в северо-восточном проходе, относятся к XII веку. Фото: Dick Osseman. 2011—2012 гг.
Во время, когда святой Николай был уже епископом Мир, в царствование императора Константина I во Фригии вспыхнул мятеж. Для усмирения мятежа царь послал туда войско под начальством трех военачальников: Непотиана, Урса и Ерпилиона. Отплыв от Константинополя, они остановились в гавани Андриаке (Адриатский берег) около Мир.
Так как был вечер, то казнь была отложена на утро. Темничный страж, узнав об этом, сообщил воеводам. Тогда воевода Непотиан вспомнил о Святителе Николае, и они стали молиться святому избавить их. В ту же ночь Николай Угодник предстал во сне перед царем и сказал, чтобы он освободил оклеветанных воевод и пригрозил ему смертью, если он не исполнит просимое. В ту же ночь святой явился и к префекту Аблабию и возвестил ему то же, что и царю. Отправившись к царю, правитель рассказал ему своё видение. Тогда царь повелел привести воевод из темницы, говоря, что они волхованиями навели на него и правителя такие сны. Воеводы отвечали царю, что они не готовили никакого заговора против него и усердно служили ему. Тогда царь раскаялся и освободил воевод. Он вручил им золотое евангелие, золотое кадило, украшенное каменьями и два светильника и повелел это отдать в церковь Мир. Вернувшись в Миры, воеводы воздали благодарение Святителю за его чудесную помощь. Документально известно, что воеводы Непотиан и Урс стали консулами в 336 и 338 соответственно.
Верхнюю часть церкви изначально обрамлял купол, но со временем его заменили сводом. Мозаика на полу датируется приблизительно XI–XII веками.
XXI век
В наши дни церковь в Демре (Турция) функционирует как музей, посетить ее могут все желающие ежедневно и круглый год. По согласованию с местными властями и в День почитания Святого Николая — 6 декабря здесь проводятся службы приезжающим архиепископом константинопольским. Над зданием возведен защитный купол, оберегающий церковь от разрушения.
Если вы включите экскурсию к Церкви Св. Николая в свою поездку в Турцию возьмите с собой иконку Николая Чудотворца и молитвенник. В прикрепленном файле: величание, тропарь, глас 4-й, кондак, глас 3-й и краткая молитва о помощи и заступлении. Мы распечатали тексты и читали у алтаря в главном пределе и у застекленного саркофага. Икону следует приложить к саркофагу (к стеклу) ликом Святителя Николая к себе.
Кроме того, рекомендую женщинам одеть в храм длинную юбку и покрыть голову платком. У алтаря можете зажечь церковную свечу. Говорят, что этого делать нельзя. Но мы не видели, чтобы паломникам со свечами кто-нибудь делал замечание. А вот о записках, просунутых под стекло саркофага, гиды отзываются с негодованием.
Часы работы в летнее время (15 апреля / 2 октября): 8.00 – 19.00
Часы работы в зимнее время (3 октября / 14 апреля): 08:00 – 17.00
Стоимость: 20 TL ($4,4 по курсу 05.06.2018)
Павильон для входа на территорию музея: касса и турникеты. Фото: Василий Никитский. 2017 г.
К слову сказать, икону любого размера и другие религиозные атрибуты можно купить в одном из многочисленных «Иконных центров» рядом с церковью на центральной площади Демре — площади Св. Николая. По другую сторону площади находится муниципалитет.
В конце 2017 года турецкие власти заявили, что нашли гробницу под церковью святого Николая в Демре (Мира), Анталии, где он жил и умер. Они надеются, что она является его настоящей могилой и останки в Бари не принадлежат святому. Должностные официальные лица не скрывают свою надежду на то, что святой Николай может повысить туризм.
Фреска с изображением Николая Мирликийского у действующего входа в церковь. Фото: Dick Osseman. 2011—2012 гг.
Памятник Святого Николая в музее
С 1981 года на территории церкви-музея было поставлено четыре памятника. Первая общественная статуя Святителя Николая — это гениальный Отец-Рождество — Баба Ноэль Килизе по-турецки, который до настоящего времени (2018) стоит в саду церкви Св. Николая. Большая бронзовая доброжелательная фигура в одежде с капюшоном несет на плече подарочный пакет в окружении трех детей. Почти двадцать лет, с 1981 по 2000 год, этот образ был единственным в Демре.
Памятник Св. Николая, 2000 г. Фото: C. Майерс. 2008 г.
В декабре 2000 года русский скульптор Григорий Потоцкий и мэр Москвы Юрий Лужков предоставили Демре поразительную бронзовую скульптуру православного Николая Чудотворца. Эта фигура, одетая в облачения православного епископа, стояла на земном шаре мира. Сам земной шар был на высоком подиуме на городской площади, прямо напротив церкви святого Николая. В настоящее время (2018) скульптура стоит у входа в церковь. Автобусы — до восьмидесяти в день в летнее время — привозят русских туристов и паломников. Люди преклоняют колени и молятся у основания статуи.
Памятник Св. Николая, 2005 г. Фото: C. Майерс. 2008 г.
Новый образ появился в феврале 2005 года, когда городской совет Демре удалил бронзового христианского святого, заменив его яркой скульптурой Санта Клауса. Официальные лица Demre объяснили замену тем, что Санта повсеместно признан и популярен — он принадлежит всему миру.
Это решение было спорным. Международные протесты прибыли из России, Европейского Союза, Нидерландов и Соединенных Штатов. Несмотря на давление со стороны МИД Турции Санта оставался до декабря 2008 года.
Самый последний образ, новый «Турецкий Санта», был представлен Рождественским днем 2008 года. Скульптор Некдет Может назвал статую «подлинным Санта Ликии»: «Я был осторожен, создавая черты лица, и пытался сделать его похожим на турка. Скульптура, по заказу Министерства культуры Турции была сделана из стекловолокна. Другой скульптор Фрай Оккан прокомментировал, что статуя непохожа на Святителя Николая, который жил в IV веке: турки не проживали в Анталии до XI века.
Памятник Св. Николая, 2008 г. Фото: C. Майерс. 2008 г.
Турецкая статуя «Санта-Клауса» 2008 года была удалена во время строительных работ на площади перед церковью. По завершении работ ее не вернули на место. Бывший министр культуры Турции Эртугрул Гюнай говорил, что местоположение статуи неизвестно. Тем не менее мэр города Демре Süley Topςu сказал: «Статуя не исчезла. Мы найдем для нее хорошее место, а затем переместим ее туда. Сейчас она находится на складе муниципалитета».
Желая сохранить хорошие отношения с Россией, на территории церкви-музея находятся два памятника (2018 год): в саду слева от входа в церковь — бронзовая скульптура в окружении детей от 1981 года, у входа в церковь — бронзовая скульптура от 2000 года в облачении священника.
Бронзовый памятник 2000 года в настоящее время находится у входа в церковь-музей. Автор: русский скульптор Григорий Потоцкий. Бронзовая скульптура Св. Николая в церкви-музее (Демре, Турция). Вид сверху с лицевой стороны. Фото: Василий Никитский. 2017 г. Церковь и памятник Св. Николая находятся под навесом, защищающим их от разрушения. Работы по защите христианской святыни произведены за счет Русской православной церкви и при участии патриарха Алексия II. Левая стопа святого ярко блестит на солнце от прикасания к ней огромного количества туристов. Не удержалась от этой традиции и я.
Первый памятник святому Николаю в саду церкви-музея современного города Демре выглядит иначе, чем в древней Мире, где он служил епископом и прожил большую часть своей жизни. Здесь он представлен в образе «Баба Ноэль Килизе» (тур.) — Отец Рождества.
Экскурсоводы говорят, что многие туристы приезжают на экскурсию, чтобы найти исторического и религиозного христианского святого. Другие хотят понять культурные и исторические корни популярного американского Санта-Клауса.
Реставрация церкви, и особенно настенная живопись, была выполнена при поддержке администрации Анталии (2002), Константинопольского Патриархата (2001), Всемирного фонда памятников Samuel H. Kress Foundation (2000), и совсем недавно фондов Aristotle S. Onassis and Vehbi Koç Foundation (2003–2006). Храм был включен в список Всемирного наследия в 1982 году. Работа по инвентаризации росписей и архитектурных деталей осуществляется путем консервации исторического здания и архитектуры под руководством архитектора Cengiz Kabaonlu. Консервация и реставрация осуществляется под руководством T. Ridvan Isler. Историк Nilay Karakaya из университета Erciyes анализирует и интерпретирует настенные восстановленные фрески. Профессор Yildiz Otüken университета Hacettepe в Анкаре, директор раскопок публикует отчеты.
Житие Святого Николая
Согласно житию, святитель Николай родился в III веке около 270 года в греческой колонии Патара в малоазийской римской провинции Ликия. Николай был очень религиозным с раннего детства и полностью посвятил свою жизнь христианству. Считается, что он был рождён в семье состоятельных родителей-христиан и получил начальное образование. Когда его родители умерли, святитель Николай отдал унаследованное состояние нуждающимся.
Святитель Николай является покровителем мореплавателей. К нему часто обращаются моряки, которым угрожает потопление или кораблекрушение. Некоторые источники сообщают, что отец Николая был мореплавателем и судовладельцем – это одно из объяснений, почему его считают покровителем моряков. Ещё при жизни своей епископ Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осуждённых и избавитель от напрасной смерти. Почитается как заступник практически всех слоев населения, особенно детей и сирот.
Архиепископ Николай умер в 343 году, 2 года не дожив до 100 лет. Святителя похоронили в церкви, где он почти полвека был главным христианским пастырем всей Ликии. Сразу после смерти в 345 году тело святитого начало мироточить и стало объектом паломничества. Тогда он был причислен к лику святых, и до сих пор его целебные мощи почитаются верующими.
Рассказать вам о том, что произошло в первой половине IV века может каждый житель Демре: Николай получил имя Чудотворец за способность исцелять людей, даже находящихся на грани смерти, а еще защищать от буйства стихии.
Вот лишь несколько известных историй.
Первое чудо. Однажды, во время шторма епископ Николай вернул к жизни моряка, сорвавшегося с мачты. Своей глубокой верой и силой молитвы святой оживил несчастного, хотя, упав с такой высоты, тот должен был разбиться насмерть.
Фото: Dick Osseman. 2011—2012 гг.
Очевидцы были потрясены, а слава Николая Чудотворца стала быстро распространяться в окрестных землях и по всем христианским странам. Святитель Миры Ликийской стал проводником Божественной помощи для моряков и всех, кто терпит бедствие по вине неистовых вод морских.
Второе чудо также связано с водной стихией: Николай совершал паломничество в Святую Землю, и корабль, на котором он плыл, застигла в открытом море сильнейшая буря. Сила молитвы, вознесенной святым, сумела укротить стихию и спасти судно, после этого благополучно достигшее берега.
Византийские фрески, изображающие жизнь святого Николая и легенды о нем, в аркаде церкви в северо-восточном проходе, относятся к 12 веку. Фото: Dick Osseman. 2011—2012 гг.
Третье чудо связано с неожиданным богатством и замужеством. У состоятельного отца было 3 дочери-красавицы. Но однажды он полностью разорился и стал нищим. Денег не хватало даже на еду, не говоря о необходимом приданном, чтобы выдать своих дочерей замуж. По одной версии легенды отец в отчаянии решил продать невинность своих дочерей, чтобы хоть немного улучшить свое материальное положение. Другой вариант легенды гласит, что зимним вечером девушки вели беседы о замужестве. Одна из сестёр предложила выйти на невольничий рынок, и тем самым раздобыть деньги на приданое для сестры.
История о приданном вдохновила многих художников. Эта легенда легла в основу традиции дарить подарки на Рождество и класть их в чулки у символического камина. Три сестры — в верхнем левом углу фрески. В нижнем углу слева — больной бедняк, которого спасает Св. Николай. Фото: Dick Osseman. 2011—2012 гг.
Святому Николаю стали известны эти преступные помыслы и он решил избавить семейство от материальной нищеты, чтобы они не погибли от нищеты духовной. Холодной рождественской ночью он тайно подбросил в окно дома мешок с золотыми монетами. С благодарностью принял несчастный отец такой подарок, после чего смог успешно выдать замуж свою старшую дочь. Вторая из сестёр ровно через год, день в день, тоже получила через открытое окно мешочек с золотом и благополучно вышла замуж. На третий год зима в Мирах выдалась суровой. Окно дома было закрыто. Св. Николай забрался на крышу, и опустил мешочек с золотом в печную трубу. Тем временем младшая сестра выстирала чулки и сушила их над камином. Мешочек с золотом угодил в чулок. Когда узнали, что подарки дарил Николай Угодник его стали называть Рождественским отцом.
Дни памяти святого Николая Чудотворца
19 декабря (6-го по ст. ст.) — день памяти Святителя Николая Чудотворца, установленный в честь его кончины.
22 мая (9-го по ст.ст) — день перенесения мощей святого Николая в город Бари из Мир Ликийских (произошло в 1087 г.).
11 августа — день рождества Святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских.
Святая Церковь Православная чествует память Святителя Николая не только 19 декабря и 22 мая, но и еженедельно, каждый четверг, особыми песнопениями. Дело в том, что в четверг Церковь прославляет апостолов, то есть тех, кто особо послужил распространению Света Христова по земле. Очевидно, что и Николай Чудотворец, наиболее ярко из всех преемников апостольского служения — святителей, своей жизнью земной и небесной проповедует Господа и христианскую веру.
Стоит обратить внимание, что в Православной Церкви, кроме Рождества Господа нашего Иисуса Христа, празднуются дни рождения лишь трех святых людей — Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи и святого Николая.
Географическое расположение церкви Святого Николая
Церковь Святого Николая находится в центре Демре (ударение на последний слог; тур. Demre). Это тихий провинциальный городок с населением 15 000 человек находится примерно в 90 километрах от современного города Анталия, региональной столицы с населением более миллиона человек. Дорога из Анталии в Демре проходит вдоль впечатляющей береговой линии. На юг — сверкающее синее Средиземное море, с обрывистыми утесами и захватывающими изгибами гор, которые соединяют удаленные рыбацкие деревни и песчаные бухты. На севере, за сосновыми лесами, вдали можно увидеть вершины великолепных гор Торосского хребта. Общественный автобус, отправляющийся из города Анталии каждый час, занимает около трех с половиной часов. До 2005 года Демре носил название Кале (тур. Kale). Демре — один из 19 районов административного центра Антальи с населением 15 762 человек в 2009 году.
Турецкая парламентско-президентская Республика. Девиз: «Yurtta Barış, Dünyada Barış («Мир в стране, мир во всём мире»)». Светское государство, расположенное в Юго-Западной Азии и частично (около 3% территории, 20% населения) — в Южной Европе (Восточная Фракия). Страну омывает на севере Черное море, на западе — Эгейское, на юге — Средиземное. Мраморное море является внутренним морем Турции. Демре назввают «помидорным раем». Отдыхая здесь вы сможете убедиться в этом сами: свежие, сочные и ароматные помидоры разных сортов в неограниченном количестве всегда будут в вашем меню. На фото видно огромное количество теплиц. Фото: Dick Osseman. 2011—2012 гг.
Ми́ра (греч. Μύρα) — город в конфедерации древней Ликии, близ моря, на реке Андрак, у устья которой была гавань Андриаке. Согласно преданию в этой гавани пристал к берегу апостол Павел перед своим отправлением в Рим. Территориально город был расположен в 5 км от берега Средиземного моря рядом с современным небольшим городом Демре (провинция Анталья). По одной из версий, город получил название от слова «мирра» — смола, из которой делают благовония. По другой версии, название города («Маура») — этрусского происхождения и означает «место Матери-богини», лишь впоследствии вследствие фонетических изменений превратившееся в Миру. От древнего города сохранились развалины великолепного греко-римского театра и высеченные в скалах гробницы (о них вы узнаете из следующих статей и которые следует обязательно посетить, а пока можете совершить виртуальное путешествие по этим местам Ликийские гробницы). Уникальность и своеобразие гробниц можно объяснить тем, что у народов Ликии существовал обычай хоронить мёртвых на возвышенных местах, так как предполагалось, что это поможет им попасть на небо. Являясь одним из крупных городов Ликии, Мира, со времени Феодосия II, была её столицей. В III—II веках до н. э. она получила право чеканить монеты. Упадок наступил в VII веке, когда город подвергся разрушению в ходе набегов арабов, а также затоплению грязями реки Мирос.
Ликия (ударение на 1-ый слог; греч. Λυκία, лат. Lycia, ликийск. Trm̃mis) — в древности страна на юге Малой Азии, находилась на территории современных турецких провинций Анталья и Мугла. На протяжении первого тысячелетия до н. э. отличалась самобытной культурой: языком, письменностью, архитектурой. Была завоевана последовательно — персами, Александром Великим, римлянами и турками. Длительно сохраняла автономию, входя в состав античных империй. Ценным источником по истории Ликии является «Илиада» Гомера, где представители данной этнической группы выступают в качестве наиболее могущественного союзника, пришедшего на помощь осажденному Илиону. Поэма, интегрирующая в художественной картине Троянской войны большую сумму этнологических и культурно-исторических фактов, содержит целый комплекс интересных сведений, касающихся различных аспектов истории Ликии, в том числе и религиозных. [А. Н. Горожанова; «Аполлон Ликийский»; по данным «Илиады» Гомера]
Не спешите покидать страницу. Подумайте о вечном и помолитесь:
«Святитель Отче Николае, моли Бога о нас!»
Экскурсия в Церковь Святого Николая оставила неизгладимое впечатление. Мне захотелось еще раз все вспомнить и поделиться с читателями нашего сайта. С удовольствием перечитала различные источники: исторические справки, энциклопедические и научные статьи, отзывы туристов; пересмотрела множество фотографий. И хочу снова вернуться в это святое для каждого славянина место. В следующий раз планирую дополнительно посетить Патару, где родился Святитель Николай.
Хотите поехать со мной на экскурсию в Церковь Святого Николая в Демре (Турция)? Оставьте заявку и я перезвоню вам!