собор святого игнатия лойолы
Собор Святого Игнатия – католическое наследие Шанхая
Современный облик Шанхая — радикальное смешение стилей и эпох: традиционные постройки конца 19-го века и шикумэни начала 20-го, модерн и неоклассика, «плиточные» небоскребы 80-х и неофутуризм 2000-х. Это один из немногих китайских городов, прошлое которого можно проследить, прогуливаясь по его улицам. В совместном проекте Магазеты и Кати Князевой, автора книги Shanghai Old Town: Topography of a Phantom City, мы попробуем рассказать о самых знаковых постройках этого удивительного города.
Собор Святого Игнатия Лойолы
Высота: 60 м
Общая площадь построек: 2 690 кв. м
Адрес: 158 Puxi Rd (открыть в baidu map)
Год основания: 1910
Нынешнее состояние: действующий собор
В районе Сюйцзяхуэй (徐家汇), расположенном в юго-западной части Французской концессии, сосредоточена значительная доля католического наследия Шанхая: кафедральный собор Святого Игнатия (徐家汇圣依纳爵主教座堂), библиотека Цзыкавэй (тот же 徐家汇 на шанхайском диалекте), обсерватория и школа-приют для сирот.
Первые католические миссионеры проповедовали в Шанхае еще в 16-м веке: на территории старого китайского города было построено несколько церквей. Но в начале 18-го все последователи учения Христа оказались под запретом, в результате чего шанхайские приходы были покинуты, а многие – разрушены.
В 1843 году, когда Шанхай был открыт для иностранцев, возобновилась и миссионерская деятельность. А только прибывшие французские священники стали активно восстанавливать связи с местными христианами: многие семьи продолжали тайно верить и совершать богослужения даже без участия католической церкви. В числе верующих были потомки известного католического агронома Сюй Гуанци. Семья Сюй предложила французским миссионерам свое фамильное владение – Сюйцзяхуэй – на юго-западе от тогдашнего Шанхая.
За последующие полвека иезуиты капитально обосновались в Сюйцзяхуэе. В 1910 году был построен кафедральный собор Святого Игнатия в неоготическом стиле. Собор высотой почти 80 метров и шириной более 300 метров мог принять под своей крышей свыше 1200 прихожан. Две его башни были увенчаны 40-метровыми шпилями, которые были разрушены во время Культурной революции, а после реставрации заметно потеряли в высоте. Сейчас это крупнейший собор Шанхая, он открыт для посещения всем желающим, при соблюдении дресс-кода: никаких сандалий или открытых плеч.
Многие другие иезуитские постройки, расположенные рядом с собором, дожили до наших дней. Справа от него находится старая библиотека Цзыкавэй, построенная в 1867 году. Она является старейшей европейской библиотекой в Шанхае. С 1949 года в ней хранятся архивы и книги на иностранных языках, включая коллекцию Королевского азиатского общества и подшивки газет, издаваемых русскими эмигрантами.
Слева от собора расположена обсерватория, построенная в 1873 году: когда-то она снабжала прогнозами погоды маяк в порту. Ресторан Ye Olde Shanghai, что напротив собора, занимает здание монастыря Пресвятой Девы, построенного в 1929 году. А в классах величественного здания колледжа Святого Игнатия из красно-серого кирпича (по адресу – 68 Hongqiao Rd) по-прежнему идут уроки – сейчас здесь находится средняя школа. В начале 20-го века в парк к югу от собора была перенесена из старого города могила Сюй Гуанци – здесь его останки покоятся до сих пор.
Фотографии (кроме отмеченных): Катя Князева (официальный сайт).
Церковь Святого Игнатия из Лойолы
Kostel svatého Ignáce z Loyoly
На Карловой площади, на пересечении с Йечной улицей, располагается церковь Святого Игнатия Лойолы. В вечернее время, освещенный лучами заходящего солнца, храм выглядит особенно впечатляюще: выделяется скульптурный декор фасада и обрамленная золотым сиянием статуя святого Игнатия.
История создания комплекса
Костел считается третьим по величине европейским иезуитским комплексом.
На месте снесенных 23 средневековых домов несколькими ведущими архитекторами была построена церковь: с 1665 по 1670 год возведение храма было начато Карлом Лураго, до 1677 строительством занимался зодчий Рейнер – в 1671 он обогатил статую святого Игнатия характерным золотым ореолом. Башня, хоры и портик, которые украшают фасад здания, были разработаны архитектором Байером. Возводя костел Св. Игнатия, Лураго взял за основу проект римской церкви Иль-Джезу.
Первоначально на башне размещалось два небольших колокола, отлитых в 1699 году. Некоторое время шпиль оставался без колоколов, позже его украсил лишь один: в 1993 году он был снят на реставрацию и возвращен на место спустя два года после капитального ремонта и восстановления декора.
Сам костел и прилегающее к нему здание Иезуитской коллегии выполнены в стиле раннего барокко, и являются одними из первых подобных построек Праги. В большом здании бывшего колледжа сейчас располагается учебный госпиталь Карлова университета.
Для туристов доступен с 06:00 до 12:00 и с 15:30 до 18:30.
Архитектурное богатство храма
В декоративной росписи церкви участвовал мастер живописи Гейнш, скульптурное оформление выполнил Матей Вацлав Якел, одна из самых известных работ которого – скульптурная композиция, посвященная Св. Анне, возведенная на Карловом мосту. Девять скульптур, установленных на балюстраде балкона, были изготовлены в мастерской Якела и изображают святых.
Статуи святых иезуитов на портике являются предположительно работами скульптора Солдати, который также создал лепной декор фасада костела, украсил своими работами свод и стены в интерьере храма.
Внешние уголки храма украшены пилястрами и горизонтальным карнизом, а главными элементами крыши являются луковичные купола с фонарем.
Как и подобает барочным творениям, костел снаружи и внутри украшен богатой лепниной, скульптурами, колоннами, пилястрами и резными карнизами. Овальное окно над портиком обрамляет лепнина: рога изобилия, гирлянды, ангелы и инициалы IHS – Иисус Спаситель Человечества. Многие элементы декора покрыты позолотой. Храм украшен работами художников Платцера, Бендла, Вайса.
Фасад церкви, несомненно, привлечет внимание туристов: на вершине фронтона помещена скульптура Игнатия – основателя ордена иезуитов. В свое время фигура Святого Игнатия с позолоченным ореолом вызвала множество споров и разногласий: представители других конфессий утверждали, что сияние вокруг всей фигуры достойно лишь Христа и Богоматери. Но иезуиты занимали настолько сильную позицию, что могли позволить себе такую «исключительность». В свою очередь, представители Ватикана определились, что Игнатий – признанный святой, а, соответственно, может сиять, как хочет.
Внутреннее убранство церкви
Интерьер церкви выполнен в стиле барокко и часть комплекса – в стиле рококо. Главный алтарь, занимающий всю восточную стену храма, представлен в стиле классицизма конца XVIII века. Алтарь прославления Св. Игнатия (работа Гейнша) выполнен из темного мрамора. В центре находится картина «Св. Игнатий вступает во славу небесную», написанная автором в 1688 году. А по сторонам алтаря, украшая его, высочатся неоклассические статуи неизвестного автора. В костеле есть еще боковые алтари – Сердца Девы Марии и Сердца Христова.
Восемь часовен располагаются по бокам храма. Колокольня-башня, созданная Байером, примыкает к восточной стороне костела.
История храма отображает историю ордена иезуитов: в 1773 году орден был упразднен, тогда же церковь закрыли. Лишь только через 40 лет иезуиты вернулись в свой храм и находились в нем до 1950 года. После реконструкции она была вновь открыта и здесь начали проводиться службы. В дополнение к богослужениям церковь предлагает различные духовные и социальные мероприятия – иезуиты обеспечивают духовное управление вместе с командой сотрудников. Сейчас сооружение находится под охраной как памятник культуры страны.
Собор святого игнатия лойолы
Жемчужина барочного мурализма — монументальная и невообразимо роскошная — фреска «Триумф Святого Игнатия Лойолы» итальянского живописца Андреа дель Поццо в церкви Сан-Иньяцио в Риме. Поистине, это есть торжество человеческого разума над законами физики — возвышение духа над бренностью материи, воплощенное в игру света и тени.
Трудно представить себе, что эта фреска написана на плоской поверхности, ведь иллюзия объёмного пространства до такой степени реалистична, что только самая изощренная фантазия и грандиозный математический гений могут вообразить себе это. С времен открытия прямой перспективы в живописи архитектором Брунеллески, подобными иллюзионистическими приемами пользовались многие, однако не у всех это получалось в такой совершенной форме.
«Триумф Игнатия» — это кульминация, пик барочного мастерства обманчивой перспективы, лучшее творение художника и без всякого сомнения одно из чудес света.
Одна из причин, по которой автор прибегнул к этому методу была в том, что в церкви, из-за недостатка средств, так и не построили купол — плоский потолок, грубо говоря, уже никого не впечатлял, а оттого его невзрачный и серый вид наводил тоску и печаль на прихожан. Художник решил проблему кардинально, теперь, когда верующий муж заходил в пенаты храма первое что он видел — это свод несуществующего купола с изображением Апофеоза Святого Игнасио. Этот раскол между реальностью и воображением вводил человека в состояние священного ступора.
Фрески повествуют о миссионерской деятельности ордена иезуитов по всему миру. Стоит отметить, что и тут подход оказался не классическим — вместо традиционных образов евангелистов и отцов церкви, он изобразил героев Ветхого завета: Юдифь и Олоферна, Давида и Голиафа, Иаиль и Сисару, Самсона и филистимлян.
Пожалуй, даже сегодня, когда секреты объёмных изображений, казалось бы, открылись нам более чем полностью — это монументальное зрелище из далеких веков восхищает нас больше, чем роскошные спецэффекты современных киноиндустрий.
барочная церковь ордена иезуитов в Риме, посвященная Игнатию Лойоле, основателю ордена иезуитов, канонизированному в 1622 г. Церковь находится на площади Игнатия Лойолы недалеко от Пантеона.
В интерьере примечательна фресковая роспись потолка «Триумф св. Игнатия Лойолы» (1690)
Церковь Святого Игнатия из Лойолы
Храм Святого Игнатия из Лойолы находится на углу Карловой площади и улицы Йечной. Строение особенно красиво по вечерам, когда заходящее солнце освещает скульптурные украшения фасада и окруженную золотым сиянием фигуру святого, находящуюся на вершине церкви. Храм считается третьим по величине иезуитским комплексом в Европе.
История костела
Когда-то на этом месте стояли более двух десятков жилых домов, построенных в Средние Века. Во второй половине XVII столетия началось возведение церкви, которым поочередно руководили несколько известных архитекторов. Начинал строительство Карл Ларго, затем архитектор Райнер продолжил его дело – именно он украсил фигуру Игнатия золотистым свечением. Затем зодчий Байер создал главные элементы фасадного декора: портик, хоры и башню. Первоначальный проект Ларго основывался на храме Иль-Джезу, который расположен в Риме.
В 1699 году была отлита и помещена на башню пара небольших колоколов. Затем на какое-то время храм был вовсе лишен колоколов, а позже один из них был возвращен на место. В 1993 году его отреставрировали в ходе работ по капитальному восстановлению храмового декора и вновь установили на башню.
К церкви прилегает постройка иезуитской коллегии. Весь комплекс представляет собой образец раннего барокко и является одной из первых в чешской столице построек, выполненной в этом архитектурном стиле. Просторные помещения бывшего колледжа иезуитов теперь занимает учебная больница Карлового университета.
В истории церкви отражается история самого иезуитского ордена. В 1773 году он был распущен, и костел просто закрыли. Однако четыре десятилетия спустя иезуитам удалось возвратить себе церковь, которая принадлежала им до середины прошлого столетия. Храм перестроили и открыли снова – он стал действующей церковью с регулярными богослужениями. Кроме того, в костеле организуются разнообразные встречи – общественные и религиозные. Духовным руководством занимаются иезуиты при поддержке коллектива сотрудников. Сегодня костел Святого Игнатия является культурным памятником Чехии и охраняется государством.
Внешнее оформление
Костел привлекает внимание своим фасадом. Фронтон украшен фигурой св. Игнатия – основателя иезуитского ордена. Эта скульптура, расположенная на самой вершине сооружения, была причиной для богословских дискуссий. Приверженцам прочих разновидностей христианства не нравилось, что святой украшен золотым ореолом: по их мнению, такой чести достойны только Мадонна и Христос. Однако позиции иезуитов в те времена были столь крепки, что они могли запросто не обращать внимания на замечания. Дело дошло до Ватикана, и там решили, что раз Игнатий является общепризнанным святым, то ничего плохого в украшении его фигуры сиянием нет.
Церковь расписывал живописец Гейнш, а скульптурную работу взял на себя Матей Якел. Последний также является автором композиции, которая посвящена святой Анне и украшает Карлов мост. Для этой церкви Якел создал фигуры девятерых святых, которые установлены на балконной балюстраде.
Доподлинно неизвестен автор фигур святых иезуитов, которые размещены на портике. Предполагается, что их изготовил мастер Солдати, который также создал лепнину, украшающую фасад. Его же работами декорированы стены внутри церкви и свод храма.
Основные детали украшения кровли – купола в форме луковиц с фонарями. А на внешних углах сооружения можно увидеть горизонтальный карниз и декоративные пилястры. Будучи типичной барочной постройкой, церковь щедро декорирована лепниной – как снаружи, так и изнутри. Примечательными элементами декора являются колонны, резные карнизы, фигуры, пилястры. Лепнина, размещенная вокруг окна овальной формы, которое находится над портиком, изображает ангелов, гирлянды, рога изобилия. Там же вылеплена аббревиатура IHS – Iesus Hominum Salvator, что означает «Иисус – спаситель человечества». В украшении костела использованы работы живописцев Бендла, Вайса и Платцера, многие декоративные детали позолочены.
Интерьер храма Святого Игнатия
Большая часть внутреннего убранства оформлена все в том же барочном стиле, но можно встретить здесь и элементы рококо. А вся восточная стена костела занята главным алтарем, который выполнен в классической манере конца XVIII столетия. Алтарь, который прославляет основателя иезуитского ордена изготовлен Гейншем – материалом послужил темный мрамор. Его центральный элемент – полотно 1688 года создания под названием «Святой Игнатий вступает во славу небесную». Края алтаря декорированы выполненными неизвестным мастером фигурами в стиле неоклассицизма. Кроме основного алтаря, в храме есть два боковых: один посвящен Сердцу Иисуса, другой – Сердцу Богоматери.
К восточной стене церкви прилегает башня с колокольней, созданная архитектором Байером, а по бокам костела размещены восемь часовен.
Как доехать
Ближайшая к церкви святого Игнатия станция метро – «Карлова площадь» (Karlovo náměstí). Такое же название носит и трамвайная остановка, куда можно доехать на дневных трамваях №№ 2, 3, 4, 6, 10, 14, 16, 18, 22, 23, 24 и ночных №№ 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97.
Как иезуитам не хватило денег на купол, и они его… нарисовали: церковь Святого Игнатия Лойолы в Риме
Одна из малоизвестных достопримечательностей Рима, церковь Святого Игнатия Лойолы (по-итальянски Chiesa di Sant’Ignazio di Loyola), находится всего в квартале от Пантеона. Эта невероятная церковь 17 века в стиле барокко имеет высокий фасад, возвышающийся над площадью, и богато украшенный интерьер, который считается одним из лучших в Риме.
Первое, что делает большинство посетителей, войдя в эту церковь, посвященную основателю ордена иезуитов – это смотрят на роскошные фрески, украшающие огромный потолок. Грандиозная фреска Андреа Поццо изображает триумф св. Игнатия и миссионеров-иезуитов, стремящихся расширить влияние римского католицизма по всему миру. Потолок кажется высоким и сводчатым, украшенный статуями и населенный летающими фигурами. На самом деле потолок плоский, а Поццо с помощью анаморфных приемов придал потолку иллюзию высоты. Мраморный диск, установленный посреди пола нефа, отмечает идеальное место, откуда наблюдатели могут в полной мере ощутить иллюзию объема.
Поддельный купол и сводчатый потолок церкви Святого Игнатия в Риме
На полу нефа есть еще один маркер. Стоя на нем, наблюдатель видит красивый ребристый купол, которого не существует. Как и остальная часть потолка, украшенный купол также является иллюзией, нарисованной Андреа Поццо, чтобы скрыть тот факт, что иезуиты не могли позволить себе построить этот самый купол.
Изначально церковь была простой часовней Римской школы (Roman College), основанной святым Игнатием в 1551 году на земле, подаренной Витторией делла Толфа Обществу Иисуса в память о ее покойном муже. Хотя иезуиты получили землю маркизы, у них не было денег на строительство церкви. Бюджетные ограничения вынудили их использовать собственного архитектора, а братья-иезуиты сами трудились на строительстве церкви. Первоначальная церковь была построена в 1567 году и расширена в 1580 году благодаря щедрому подаянию Папы Григория XIII.
Церковь Святого Игнатия
К началу 17 века Римская школа выросла до 2000 студентов, и старая церковь была слишком маленькой для проведения мессы. Папа Григорий XV, который ранее был ее учеником, предложил своему племяннику, кардиналу Людовико Людовизи, построить новую церковь. Молодой кардинал согласился с этой идеей, и в 1626 году, через четыре года после канонизации Игнатия Лойолы, был заложен первый камень в фундамент. Старую церковь снесли, чтобы освободить место для новой церкви Св. Игнатия Лойолы, которая занимала четверть квартала. Строительство завершили в 1650 году.
Во время освящения церкви Святого Игнатия ее потолки были чистыми. Первоначально планировалось построить купол, но конфликт с Людовизи помешал его создать. Андреа Поццо, которого наняли для украшения потолков, предложил решить эту проблему, создав иллюзию купола, если смотреть изнутри. Завершенные в 1895 году фрески в стиле trompe-l’œil (оптическая иллюзия) являются символом высокого римского барокко и на протяжении нескольких поколений установили стандарт оформления потолочных фресок в стиле позднего барокко по всей католической Европе.
«Купол», если смотреть прямо снизу
Несколько лет спустя Поццо проделал тот же трюк в Вене, когда ему поручили расписать потолки иезуитской церкви. Там он также нарисовал поддельный купол вместе с другими иллюзионистскими эффектами, из-за которых кажется, что потолок открывается в райское царство, наполненное олимпийскими богами.
Интерьеры и архитектурные детали церкви Святого Игнатия Интерьеры и архитектурные детали церкви Святого Игнатия Фрески на апсиде Андреа Поццо, изображающие жизнь и апофеоз св. Игнатия Апофеоз С. Игнатия. Шедевр Андреа Поццо на потолке нефа церкви Святого Игнатия Потолок Церкви иезуитов в Вене с поддельным куполом