собор святого иакова стиль
Собор Святого Иакова
Собор Святого Иакова (Собор Сантьяго-де-Компостела)
Собор Святого Иакова — огромный кафедральный собор с мощами Св. Иакова (Сантьяго), находится в самом центре испанского города Сантьяго-де-Компостела. Вот уже на протяжении 10 веков паломники совершают долгое путешествие к этому месте. Испанцам собор особенно дорог. По преданию, апостол был проповедником в Римской Испании. Когда он вернулся в Иудею, то был казнен, после чего почитатели увезли его останки в Галисию. После долгого забвения, в IX в., мощи были обнаружены, что привело к строительству собора и организации паломничества (Камино-де-Сантьяго, или Путь Св. Иакова). Распространение христианства в северной Испании привело к движению против мавров в аль-Андалусе, а позднее стало обоснованием для завоевания Нового Света.
Сэкономь на путешествии!
Общая информация
Массивное здание собора гордо возвышается между четырех площадей. Богато украшенные башни, причудливая резьба входов и барочный фасад образуют архитектурную симфонию исторических эпох и стилей. С XI по XIII век собор строился в романском стиле, но затем перестраивался. Посмотрите на главный западный фасад со стороны Праза-до-Обрадойро, барочный шедевр Фернандо Касас-и-Нова (1750). Он был выполнен из гранита цвета золота и украшен парными башнями, которые подчеркивают родство готики и бароко. Поднявшись по ступенькам внутрь, вы увидите великолепный Портик Славы, созданный мастером Матео в 1188 г. Паломники столетиями касались центральной колонны в благодарность за благополучное окончание путешествия, и эти прикосновения оставили на камне свои следы. Рядом находится статуя Санто-дос-Крокес, т.е. «святой с шишками» — возможно, автопортрет самого мастера Матео. Говорят, кто стукнется о нее головой, обретет мудрость. Вверху центральной части фасада, под каменным балдахином с башенкой, возвышается фигура Св. Иакова.
Чтобы избежать длинной очереди к восточному порталу (Пуэрта-Санта), где находится проход в крипту с мощами Св. Иакова, можно обогнуть южный фасад со стороны Праза-дас-Пратериас и войти в собор через Пуэр-та-де-лас-Платериас. Здесь замечательные скульптурные рельефы с библейскими сюжетами, фигурами Адама и Евы и бичеванием Христа (1103).
Несмотря на множество посетителей, внутри Собор Святого Иакова сохраняется рабочая обстановка, многочисленные исповедальни и боковые приделы все время заняты. Во время больших празднеств из-под купола свешивается огромная курильница (ботафумейро), которую 8 мужчин раскачивают, как маятник, над высоким барочным алтарем. Сокровищницу, крытые галереи XVI в. и музей-крипту можно осмотреть по единому билету. В сокровищнице (в южном нефе справа, если стоять лицом к алтарю) хранятся позолоченный бюст Св. Иакова Алфейского (1332) и его мощи. Из поперечного нефа (трансепта) можно пройти в крытые галереи XVI в., выполненные в стиле платереско. С верхних этажей, украшенных фламандскими гобеленами, открывается прекрасный вид. В музее-крипте выставлены современные модели цитры, виолы и лютни, с которыми изображены старцы на Портике Славы.
История
Собор Святого Иакова был построен на месте небольшой базилики IX в. и быстро стал третьим по значению, после Иерусалима и Рима, центром христианского паломничества. Дороги, которые вели сюда, были обеспечены приютами, убежищами и церковными сооружениями. Паломники выходили из Тура, Везле и Ле-Пюи во Франции, шли через Ронсеваль или Сомпорт в Пиренеях и встречались в Пуэнте-ла-Рейна, чтобы вместе продолжать свой 13-дневный Французский путь. Путешествие приобрело такую популярность, что в XII в. было даже написано нечто вроде путеводителя для паломников (Книга св. Иакова), где подробно описывались встречающиеся области и их обитатели. Причем Страна Басков и Наварра характеризовались в довольно жестких тонах, а сведения о Кастилии и, особенно, Галисии были более поэтичными: «это земли, украшенные реками, лугами и чудесными садами, здесь выращивают замечательные фрукты и имеются хрустально чистые источники, местность изобилует золотом и серебром, тканями и мехами, а также прочими богатствами». Обнадеженные паломники стремились сюда из Португалии, Германии, Нидерландов, Италии, приплывали из Англии и скандинавских стран. Но доминировал все же Французский путь, который сохранил свое значение до наших дней.
Вдоль всего маршрута тянулись городки и селения; строились мосты и здания в романском и готическом стиле. Помимо приютов и больниц, паломники нуждались и в защите от разбойников. Эту функцию выполняли замки, форты и военно-религиозные ордена, вроде рыцарей ордена Сантьяго. Здесь же торговали амулетами, связанными с Путем Св. Иакова.
Статус паломника подтверждался раковиной морского гребешка. В старинном путеводителе содеражалась легенда о Св. Иакове: некий всадник бросился в волны у португальского побережья в тот самый момент, когда там находилось судно с апостолом. Чудесным образом конь и всадник возникли из пучины в раковинах гребешка. Из этой легенды и взяли символ, который с 1987 г. используется как официальный дорожный знак на Пути Св. Иакова.
Обзор и история собора Сантьяго-де-Компостела
Путешествие по Испании предполагает посещение соборов, которые являются не только религиозными сооружениями, но и памятниками архитектуры. Обзор и история собора Сантьяго-де-Компостела станут полезными для туристов, собирающихся посетить Галисию и ознакомиться с наиболее интересными историческими достопримечательностями этого региона. Подробнее обо всём, что касается кафедрального собора Святого Иакова в Сантьяго-де-Компостела, можно узнать на ToursDominicana.
История создания собора Сантьяго-де-Компостела
Кафедральный собор в честь Святого Иакова, одного из апостолов Христа, был воздвигнут в центре испанского города Сантьяго-де-Компостела между четырёх площадей. Изначально здесь стояла церковь, построенная в 829 году по приказу короля Альфонсо III Великого, но её в 997 году разрушили войска кордобского халифа. Основная часть нынешнего сооружения является шедевром романского архитектурного стиля, её построили в 1075 году по образцу тулузского собора Сен-Сернена. Освящён собор был в 1211 г., но архитекторы и строители продолжали трудиться над зданием вплоть до XVIII века, расширяя и дополняя его. Церковь эта считается одной из крупнейших в Европе и самой большой в Испании.
Этот собор является конечной точкой паломничества Святого Иакова, тут же упокоены его мощи. Поэтому паломники-христиане круглогодично приезжают в Сантьяго-де-Компостела, чтобы поклониться праху одного из учеников Христа.
Обзор интерьера и наружного вида
Первоначальный романский стиль здания позже гармонично дополнился готикой и барокко. Несколько входов, украшенных причудливой резьбой, богатое оформление башен объединяют в себе различные стили архитектурные стили и исторические эпохи. Главный фасад – западный, сделан из золотистого гранита. Паломники, заходя через него, оказываются у Портика Славы, где нужно прикоснуться к центральной колонне, благодаря таким образом святого Иакова за то, что паломничество благополучно завершилось. Сам Портик Славы состоит из трёх арок, украшенных скульптурами.
Фасад, выходящий на площадь Обрадойро, отличается огромными окнами. Он украшен статуями святых. Этот фасад выбран в качестве символа города Сантьяго-де-Компостела, и его же поместили на задник испанского евроцента.
Внутри внимание путников привлекает кружевное оформление хоров и главный алтарь с органом под гигантским балдахином, украшенным статуей святого Иакова. В Капела-до-Реликарио (часовня Мощей) можно поклониться золотому распятию, внутри которого спрятана частица креста, на котором был распят Иисус.
Одна из самых известных достопримечательностей собора – Ботафумейро.
Что такое Ботафумейро в соборе Сантьяго-де-Компостела
Ботафумейро – это самое большое в мире кадило. Сделано оно из серебра и латуни. Ботафумейро используют для богослужений по особо важным праздникам. Приводят кадильницу в движение 8 служителей, они раскачивают её, пока скорость движения не достигнет 70 км/час. Желающие могут заказать эту церемонию для себя, уплатив более 400 евро.
Информация для желающих посетить Собор Святого Иакова
Кафедральный собор в Сантьяго-де-Компостела открыт для посещений круглый год с 7 утра до 8 ч. 30 минут вечера. При соборе Святого Иакова работает музей, без выходных. Время работы музея: ноябрь-март – 10:00-20:00, апрель-октябрь – 9:00-20:00.
Если вы побывали в соборе Святого Иакова, можете оставить комментарии на ToursDominicana.
Собор святого Иакова
Собор святого Иакова в Сантьяго-де-Компостела — одна из главных достопримечательностей Испании. И, одновременно, одно из самых почитаемых христианами мест в Европе. Ведь именно здесь, по преданию, покоятся останки одного из апостолов Иисуса Христа, святого Иакова.
На протяжение более, чем десяти веков, паломники идут сюда по «Камино Сант-Яго». Который на территории Испании пролегает от границы с Францией через города Логроньо, Бургос, Леон, Асторгу и Понферраду. И оканчивается в Галисии, прямо у места, где покоятся мощи святого Иакова.
История
Последователи апостола перевезли его тело в Испанию и захоронили где-то в Галисии, Причем точное место позабыли. И обнаружили вновь только в 813 году, когда странствующий монах нашел урну с останками Иакова.
Повелением астурийского короля Альфонсо Великого над местом воздвигли небольшую капеллу, которая впоследствии и превратилась в большой собор.
Большой, но не громадный! Размеры собор святого Иакова не поражают: 100 на 70 метров, башни вздымаются вверх на 80 метров. Одновременно внутри помещается немногим более 1 000 человек. Ничтожное число в сравнении с желающими туда попасть.
Любопытно, что мощи святого вновь потеряли в конце XVI века. Не нарочно — просто их слишком хорошо спрятали в ожидании британского десанта после разгрома «Непобедимой Армады». Вновь их обрели в 1879 году.
Подлинность останков установили путем сравнением черепа со слепком головы апостола, хранившемся в Италии. По этому поводу даже выпустили специальную папскую буллу.
Архитектура
Резной, богато орнаментированный фасад с двумя ажурными башнями, по которому все и представляют себе собор святого Иакова в Сантьяго-де-Компостеле, на самом деле деле возник сравнительно недавно, в 1738-1750 годах. Историк искусства без труда определит его происхождение.
Ведь это позднее испанское барокко, последний луч, язык пламени угасающего безудержного чурригереско. Узнаваемого национального архитектурного стиля, который, как и более ранний платереско, ассоциируется исключительно с Испанией и ее колониями в Америке.
Сам собор, конечно, много старше: его заложили в 1075 году. И закончили полтора столетия спустя, в 1211. В целях фундаментальности здание выстроили из гранитных глыб — как и более поздний дворец-монастырь Эскориал.
Первоначальный проект, как утверждается в старинном манускрипте Кодекс Каликстинус, хранящемся сегодня в соборе, принадлежал «Бернарду старшему, превосходному мастеру», и Робертусу Гальперинусу. Который в отличие от коллеги, сохранил для истории свою фамилию.
Первоначально собор имел суровый, почти лишенный архитектурных деталей облик. Перестройки добавили зданию готические и, как уже говорилось, барочные черты. Южный фасад сохранился в почти неизменном виде. И являет блестящей пример строгой романской архитектуры с минимумом украшений.
Портик Глория
Самая знаменитая часть церкви, Портик Глория находится внутри западного (главного фасада). Работа мастера Матео, выполненная в конце XII века (1168-1188 годы), поражает редким качеством каменной резьбы. Все три арки, главный вход в собор, украшают библейские фигуры, выполненные с редким натурализмом и вниманием к деталям.
На средней колонне, разделяющей внушительный двухдверный входной портал, вырезана статуя Святого Иакова, над которым восседает Иисус Хистос. К левой ноге святого по традиции стремятся прикоснуться паломники. Считается, что это приносит удачу и избавление от невзгод и болезней.
Внутри собора привлекает внимание гигантское 80-килограммовое кадило в человеческий рост, «Ботафумейро». Разжигают его, впрочем, только в день Святого Иакова, 25 июля. В тот год, когда этот день приходится на воскресенье, в соборе открывают «Священную дверь», расположенную на противоположном, восточном фасаде.
Крипта с мощами святого, заключенными в специальную серебряную урну находится ниже главного алтаря, в подземелье, куда можно спустится по специальной лестнице. Также здесь покоятся и останки двух учеников Иакова: святых Теодора и Афанасия.
Собор Сантьяго-де-Компостела (Испания)
Собор Сантьяго-де-Компостела является одним из самых важных религиозных сооружений во всей Испании. Тело святого Иакова (сына Зеведея), как говорят, похоронено там. Согласно преданию, его тело принесли в Компостеллу в 829 году. Прочитав статью, вы узнаете больше и о святом апостоле Иакове и о соборе Сантьяго-де-Компостела.
1. Кто такой святой апостол Иаков?
Иаков, сын Зеведея, ученик Иисуса Христа и позже канонизированный, как святой Иаков Великий, является покровителем Испании и Галисии. Святой Иаков известен по-испански как Сантьяго, а также является покровителем Гватемалы, Никарагуа и рыбаков.
Согласно Новому Завету, Иаков, сын Зеведея, был рыбаком в Галилейском море во времена Иисуса Христа. Он почувствовал призвание Бога следовать за Иисусом, как его ученик, и стал одним из двенадцати апостолов. Его вера была истинной, и он никогда не сомневался в Господе, будучи свидетелем различных чудес, включая явление Иисуса на берегах Тивериадского озера и его воскресение.
История рассказывает, что Иаков приехал в Испанию, чтобы проповедовать и распространять послание Иисуса после его смерти. В римские времена Испания и Португалия были известны под названием Испания. Считается, что Иаков прибыл на полуостров либо на лодке через Гибралтарский пролив, либо через современную Таррагону.
Там он был известен под этим именем Сантьяго. Считается, что он начал проповедовать в Северной испанской области Галисии, и по этой причине его приветствуют там, как святого покровителя Галисии, а также всей Испании в целом.
Позже, в 40 году нашей эры, Дева Мария явилась каждому из апостолов Христа по очереди, чтобы предупредить их о своей неминуемой смерти. Иаков предпринял опасное путешествие обратно в Иерусалим, чтобы засвидетельствовать своё почтение, но был схвачен и казнен (обезглавленным за ересь) царём Иродом Агриппой I в 44 году нашей эры. Хотя он умер в Иерусалиме, его останки были возвращены на его любимую Галицию, где его и похоронили.
2. Как святой Иаков (Сантьяго) стал покровителем Испании?
В первые годы Реконкисты (период в истории Испании с 711 по 1492 год, когда христианские королевства Севера боролись за возвращение южных территорий из рук мусульман) некоторые крестьяне клялись в том, что они увидели свет в небе, который направил их к гробнице апостола Иакова.
Король Альфонсо Астурийский приказал построить здесь церковь, на месте которой позднее появился собор Сантьяго-де-Компостела. Это было начало Камино де Сантьяго (пути святого Иакова), который связывал небольшие христианские королевства Северной Испании с Каролингской империей.
Большую известность Сантьяго (святой Иаков) приобрёл в битве при Клавихо (в Ла-Риохе) в середине IX века. Тогда, согласно преданию, христиане Королевства Астурия, загнанные в угол в замке, увидели, как апостол Иаков явился к ним верхом и помог им выиграть битву при героическом выходе из крепости. В этом нападении христиане впервые использовали крик «Сантьяго защищает Испанию» (Santiago y cierra España). С этого момента этот девиз будет использоваться испанскими армиями.
Кроме того, эта победа завершилась ежегодной данью в размере 100 дев, которую должен был платить эмират Кордовы. На самом деле эта битва никогда не происходила. Вероятно, это была серия сражений, растянувшихся на годы или десятилетия за контроль над этой областью. Тем не менее, эти события только увеличили значение апостола Иакова в испанской традиции. И он, в конечном итоге, стал покровителем Испании, несмотря на то, что никогда не было действительно доказано, что Сантьяго когда-либо ступал на полуостров.
3. Кафедральный собор Сантьяго-де-Компостела
Собор Сантьяго-де-Компостела является одним из самых важных религиозных сооружений во всей Испании. Тело святого Иакова, как говорят, похоронено там. Согласно преданию, его тело принесли в Компостеллу в 829 г. Собор знаменует собой окончание 790 километрового паломнического пути святого Иакова, который начинается во Франции. Из-за этого собор стал местом большого значения для многих, независимо от причины их прогулки по маршруту.
Расположенный в регионе Галисия, на северо-западе Испании, он является ключевой достопримечательностью, которую часто посещают как туристы, так и местные жители.
Строительство собора Сантьяго-де-Компостела началось в 1075 году, во время правления Альфонсо VI. Он был построен под руководством епископа Диего Пелаеса, на месте старой церкви, посвящённой святому Сантьяго, или Святому Иакову, как его называют по-английски.
Работы над собором прекратились после первых этапов и не продолжались до 1100 года, когда архитектор мастер Эстебан создал три нефа в форме латинского креста. Строительство продолжалось на протяжении всего XII века. Многие пристройки были добавлены в течение многих лет в различных архитектурных стилях, включая романский, готический, барочный, Платереский и неоклассический.
В 1188 году мастер Матео взял на себя строительство собора и добавил одну из его самых впечатляющих особенностей – портик Глории, который является его главным входом. Он украшен 200 фигурами, изображающими Апокалипсис, и фигурой святого Иакова, приветствующего паломников в конце их путешествия. Базилика была окончательно освящена в 1211 году перед Альфонсо IX.
Одним из самых интересных элементов собора является знаменитая Ботафумейро, большая кадильница, которая рассеивает благовония среди прихожан. Весящая 53 кг, она является одной из самых больших в мире и подвешена на высоте 20 м над толпой с помощью системы канатов и шкивов. По особым случаям и после некоторых месс Ботафумейро выпускается командой из восьми человек (тираболейро), которые раскачивают её через собор на большой скорости до 68 км/ч. Считается, что эта традиция была начата для того, чтобы скрыть запах тысяч паломников, прибывающих в собор после своих трудов.
День святого Иакова, или День святого апостола Сантьяго, или День Галисии, проводятся 25 июля каждого года. Чтобы отпраздновать этот день, галисийцы устраивают фиесту в городе Сантьяго-де-Компостела, с эффектным фейерверком над собором, плюс концерты и другие уличные представления. Кроме того, в соборе проводится специальная месса, во время которой раскачивается огромная и знаменитая курильница-Ботафумейро.
Вот такова информация про Собор Сантьяго-де-Компостела (Испания)! Про Базилику святого Павла в Риме читайте здесь:
Уважаемые читатели! Пишите комментарии! Путешествуйте по святыням разных религий на страницах сайта «Мир увлечений»!
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Всегда под рукой
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Испания Собор Св. Якова Сантьяго-де-Компостела
Сантьяго-де-Компостела — Испанская Мекка
Город Сантьяго де Компостела считается третьим после Рима и Иерусалима центром христианства. В средние века многочисленные паломники преодолевали горы и долины, стремясь добраться до него. Сегодня сюда стекаются паломники и туристы со всех концов света — чтобы своими глазами увидеть главную достопримечательность города — собор Святого Якова, ну и чтобы просто побродить по средневековому городу, посмотреть на его дворцы и здания, полюбоваться романскими и барочными церквями из золотистого гранита… От этого города так и веет средневековьем!
Существует легенда о том, как Апостол Иаков Старший, ученик и близкий друг Христа, пришел проповедовать Евангелие в одну из отдаленных римских провинций Испании. По возвращении в Палестину он был обезглавлен Иродом. Его останки, положенные верными учениками в суденышко, оказались чудесным образом выброшенными на берег в устье реки Улья, недалеко от нынешнего города Сантьяго-де-Компостела. В 813 году монах-отшельник обнаружил забытый всеми ковчег. Узнав о находке, король Альфонс II распорядился построить базилику и провозгласил Иакова Старшего покровителем королевства. Позже на месте этой временной часовни в IX веке выросли друг за другом два каменных собора. В 997 году храм сжёг хаджиб Аль-Мансур, а ворота и колокола церкви увёз с собой в Кордову и передал в Месквиту.
В 834 году король Альфонс II Астурийский построил первый храм в честь Святого Иакова. К концу IX века был возведен целый ансамбль церковных зданий.
В 997 году Альманзор, визирь халифа Кордовы, занял Сантьяго и уничтожил его до основания, пощадив только гробницу апостола. В 1075 году епископ Диего Пелаес начал строительство нового романского собора, который был закончен в 1120 году.
Собор построен в форме креста длиной 75 метров и шириной 57, башни его в высоту достигают 80 метров. Однако, несмотря на общую монументальность и масштаб, архитектура собора отличается изящным членением отдельных элементов.
Внутрь собора свет проникает через окна в боковых нефах и галереях, а также через центральную башню. Таким образом, огромный неф не освещается напрямую. Ряд окон есть только в венце капелл, и этот прямой свет вносит немалую лепту в мистическое освещение санктуария и святых мощей мученика. К сожалению, в результате последующих перестроек невозможно было полностью воспроизвести первоначальное естественное освещение собора, но даже тот эффект полумрака, которого удалось добиться — поражает.
В самом центре санктуария находится высокий алтарь, а под ним крипта с мощами апостола, поклониться которым сюда и ходят многочисленные паломники. Мощи святого почивают в серебряной раке в крипте, уцелевшей от храма времён Альфонса Великого. В 1589 году они были спрятаны от английской “анти-Армады”, да так тщательно, что найти их потом не удалось). Мощи были обнаружены только в январе 1879 года; через пять лет их подлинность подтвердил сам папа Лев XIII. А в 1895 году была опубликована найденная в соборе рукопись — кодекс Каликста II, приписываемая перу одноимённого понтифика и содержащая ценные сведения о строительстве храма.
В течение всего периода Средневековья кафедральный собор оставался третьим по величине христианским святилищем после храмов в Иерусалиме и Риме. В 1161 году был даже создан испанский рыцарский орден Сантьяго-де-Компостела, который должен был заниматься храмом и паломниками.
Базилика Святого Иакова – это старинный, местами поросший мхом, прекрасный храм. Он хранит бесценные реликвии – мощи святого апостола.
Одной из главных достопримечательностей собора является самое большое в мире кадило “ботафумейро” (“испускающий дым”), размером с человеческий рост, подвешенное прямо с потолка.
Ботафумейро (гал. Botafumeiro; «испускающий дым») — самое большое в мире кадило, которое уже в течение 700 лет используется в соборе Сантьяго-де-Компостела. (см.фото ниже) Оно прикреплено канатом к потолку, имеет 160 см в высоту и весит не менее 80 кг. Для его наполнения требуется 40 кг угля и ладана.
От ботафумейро валят клубы благовонного дыма — по всей видимости первоначальное назначение этого необычного приспособления состояло в том, чтобы заглушать вонь, исходящую от тел тысяч немытых паломников) Средневековое кадило, изготовленное на средства Людовика XI, было серебряным и поражало паломников избыточным декором, но в 1809 году его похитили и переплавили солдаты Наполеона. Нынешнее кадило было изготовлено местными умельцами в 1851 году из сплава латуни и бронзы, и покрыто слоем серебра.
Кадило движется от свода с одной стороны храма до свода с другой стороны. Паломники, сидящие в первых рядах, часто не в состоянии удержаться от криков ужаса, когда “ботафумеро” приближается к ним.
Путь Святого Иакова
Эта раковина Святого Иакова стала символом паломничества по Пути Сантьяго. В Испании её называют vieira («гребешок») или concha («ракушка»).
Дорога, обозначенная этим знаком, насчитывает более тысячи лет. В городах и деревнях вокруг дороги сохранились многочисленные памятники средневекового искусства. В октябре 1987 года Путь Святого Иакова был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Почитаемый во всей Испании апостол Иаков Старший был рыбаком и жил на Тивериадском озере, скорее всего, в Вифсаиде. В апокрифах говорится, что после сошествия Святого Духа апостол Иаков совершил паломничество в Испанию, чтобы провозгласить Благую Весть.
Останки апостола-мученика чудесным образом были перенесены в испанскую землю, в Сантьяго-де-Компостела. Так Святой Иаков стал покровителем Испании и всех паломников.
В соборе Святого Якова также есть музей: на четырех уровнях размещена богатая коллекция предметов религиозного искусства, наиболее ценные из которых принадлежали еще “старому собору” IX века. Здесь можно ознакомиться с коллекцией гобеленов, выполненных по картонам Гойи, а также Рубенса и других мастеров фламандской школы.
Собор Святого Якова в городе Сантьяго-де-Компостела является одной из крупнейших романских построек в Европе и самой крупной такой церковью в Испании
Город Сантьяго де Компостела считается третьим после Рима и Иерусалима центром христианства. В средние века многочисленные паломники преодолевали горы и долины, стремясь добраться до него. Сегодня сюда стекаются паломники и туристы со всех концов света — чтобы своими глазами увидеть главную достопримечательность города — собор Святого Якова, ну и чтобы просто побродить по средневековому городу, посмотреть на его дворцы и здания, полюбоваться романскими и барочными церквями из золотистого гранита… От этого города так и веет средневековьем!
На въезде в город возвышается огромная бронзовая фигура паломника, широко раскинувшего руки. В одной из них он держит широкополую шляпу, в другой — посох, неотъемлемые атрибуты странника. Если проследить за его взглядом — откроется здание величественного собора, окруженного старинными многоэтажными зданиями монастырей. Колокола его слышны на 15 километров вокруг!
Существует легенда о том, как Апостол Иаков Старший, ученик и близкий друг Христа, пришел проповедовать Евангелие в одну из отдаленных римских провинций Испании. По возвращении в Палестину он был обезглавлен Иродом. Его останки, положенные верными учениками в суденышко, оказались чудесным образом выброшенными на берег в устье реки Улья, недалеко от нынешнего города Сантьяго-де-Компостела. В 813 году монах-отшельник обнаружил забытый всеми ковчег. Узнав о находке, король Альфонс II распорядился построить базилику и провозгласил Иакова Старшего покровителем королевства. Позже на месте этой временной часовни в IX веке выросли друг за другом два каменных собора. В 997 году храм сжёг хаджиб Аль-Мансур, а ворота и колокола церкви увёз с собой в Кордову и передал в Месквиту.
Тот собор Святого Иакова (часто именуемый собором Сантьяго-де-Компостела, по названию города), который мы видим сегодня, был заложен в 1075 году королём Альфонсо VI. Тогда стены его состояли из гранита и строился он по образу и подобию тулузской базилики св. Сернина. Архитектором проекта стал испанский мастер Бернард старший, разработавший четкий план, которому следовало несколько поколений зодчих. Согласно этому плану собор состоит из трех нефов, трехчастного трансепта, алтарной части, окруженной деамбулаторием, который является продолжением боковых нефов. К наружной стене алтаря примыкают пять капелл, центральная из которых квадратная, а остальные четыре — полукруглые. Еще по две капеллы располагается на восточной стене каждого крыла трансепта. По всему зданию — даже по стенам выступающего трансепта — проходят высокие галереи. Таким образом, собор состоит из двух ярусов. Центральные нефы главной церкви и трансепта перекрыты цилиндрическими сводами, укрепленными поперечными арками, которые лежат на столбах. В самом центре санктуария находится высокий алтарь, а под ним крипта с мощами апостола, поклониться которым сюда и ходят многочисленные паломники. Мощи святого почивают в серебряной раке в крипте, уцелевшей от храма времён Альфонса Великого. В 1589 году они были спрятаны от английской “анти-Армады”, да так тщательно, что найти их потом не удалось) Мощи были обнаружены только в январе 1879 года; через пять лет их подлинность подтвердил сам папа Лев XIII. А в 1895 году была опубликована найденная в соборе рукопись — кодекс Каликста II, приписываемая перу одноимённого понтифика и содержащая ценные сведения о строительстве храма.
Собор построен в форме креста длиной 75 метров и шириной 57, башни его в высоту достигают 80 метров. Однако, несмотря на общую монументальность и масштаб, архитектура собора отличается изящным членением отдельных элементов. Это становится особенно заметно при сравнении ее с французскими постройками. Столбы в Сантьяго тоньше и выше, чем во Франции, имеют крещатую форму и квадратные базы. Они чередуются с крещатыми столбами с круглыми базами, что придает аркадам ритмичность и позволяет избежать однообразия внутри весьма просторного здания. С каждой стороны столба встроен полукруглый полупилон, причем три полупилона несут поперечные арки боковых нефов и главных аркад, а четвертый поднимается вверх до самой пяты свода и прерывается лишь узким карнизом. Высокие главные аркады перекликаются с аркадами галерей в следующем ярусе: пара колонн, стоящих одна за другой, разделяет каждую слепую арку на два проема.
Благодаря разнообразию наружного убранства собор уже издалека производил грандиозное впечатление на паломников. Особую роль играют щипцы крыльев трансепта, повторяющие очертания триумфальных арок, особенно северный щипец (южный был закончен гораздо позднее), поскольку с этой стороны идущие с севера пилигримы попадали в помещение над мощами святого. В одном описании паломничества рассказывается, что перед собором располагался передний двор с навесом и большим фонтаном со львами, где паломники омывали себя перед входом в святое место.
Наружное убранство также претерпело ряд изменений. В XVII веке к нему были пристроены башни в стиле барокко, а в наше время перестроен внутренний двор. К сожалению, все элементы собора, за исключением щипцов трансепта, почти полностью утратили первоначальный облик в результате многочисленных переделок.
Собор Святого Якова имеет четыре разных фасада: центральный, северный, восточный и южный. Центральный фасад собора носит то же название, что и площадь, на которую он выходит, — El Obradoiro. Построенный в стиле барокко в XVIII веке архитектором Фернандо де Кассас-и-Новоа, он заключает в себе черты различных эпох. Северный фасад собора Святого Якова — Azabacheria — был построен во второй половине XVIII века. В его архитектуре четко отразился переход от эпохи барокко в неоклассицизм. Восточный фасад собора носит название Quintana, также по названию площади, на которую выходит. Он был достроен во второй половине XVII века в стиле барокко, но, с эстетической точки зрения, очень пострадал от постоянных перестроек с XII по XVII век. Южный фасад Platerias был построен в 1075 году в романском стиле и является старейшим из фасадов собора Святого Якова. Он представляет собой крытый вход с романскими аркатурами тонкой работы.
Прежде об искусном внутреннем строении собора можно было судить уже снаружи. Но из-за того, что внешность его претерпела множество изменений и уже не производит прежнего впечатления – внутреннее убранство гораздо более, чем раньше, поражает воображение. Стены северного и южного фасадов с их высокими галереями расчленены несколько грубыми слепыми аркадами, сильно напоминающими ровную конструкцию акведука, тогда как восточная часть с алтарем отличается более богатым и детальным членением. В нижнем ярусе капеллы украшают частые полупилоны, перемежающиеся с глубокими лепными оконными проемами. В двух верхних ярусах алтарной части проходят слепые аркады. В то же время восточная стена трансепта, за исключением капелл, выглядит плоской. За богато украшенным алтарем находится постамент, окруженный резной каменной оградой. Эта ограда была построена по приказу правоверного халифа Альмансора. На постаменте возвышается искусно вырезанная из дерева фигура Святого Иакова на троне. Плечи его покрывает пелерина, сотканная из серебряных и золотых нитей. К Иакову ведут две лестницы — поднявшись на постамент, каждый желающий может прикоснуться к фигуре рукой и поцеловать ее в плечо. Паломники в этот момент просят Святого о заступничестве и об исполнении заветного желания, ради которого они проделали этот долгий путь. Каждое воскресение в соборе проходит торжественная служба, перед которой оглашается информация о вновь прибывших паломниках: сколько их прибыло, из каких стран, откуда начали свой Путь.
Внутрь собора свет проникает через окна в боковых нефах и галереях, а также через центральную башню. Таким образом, огромный неф не освещается напрямую. Ряд окон есть только в венце капелл, и этот прямой свет вносит немалую лепту в мистическое освещение санктуария и святых мощей мученика. К сожалению, в результате последующих перестроек невозможно было полностью воспроизвести первоначальное естественное освещение собора, но даже тот эффект полумрака, которого удалось добиться — поражает.
Одной из главных достопримечательностей собора является самое большое в мире кадило “ботафумейро” (“испускающий дым”), размером с человеческий рост, подвешенное прямо с потолка. Оно используется в соборе Сантьяго-де-Компостела уже в течение 700 лет! Весит кадило 80 кг и приводится в движение путём раскачивания восемью служителями в красных одеждах — скорость его движения достигает 60 км/час. На наполнение этого кадила уходит 40 кг угля и ладана!
От ботафумейро валят клубы благовонного дыма — по всей видимости первоначальное назначение этого необычного приспособления состояло в том, чтобы заглушать вонь, исходящую от тел тысяч немытых паломников) Средневековое кадило, изготовленное на средства Людовика XI, было серебряным и поражало паломников избыточным декором, но в 1809 году его похитили и переплавили солдаты Наполеона. Нынешнее кадило было изготовлено местными умельцами в 1851 году из сплава латуни и бронзы, и покрыто слоем серебра.
В соборе Святого Якова также есть музей: на четырех уровнях размещена богатая коллекция предметов религиозного искусства, наиболее ценные из которых принадлежали еще “старому собору” IX века. Здесь можно ознакомиться с коллекцией гобеленов, выполненных по картонам Гойи, а также Рубенса и других мастеров фламандской школы.