собор санти джованни э паоло венеция
Собор Санти-Джованни-э-Паоло — Пантеон Венеции
В плане собор напоминает латинский крест с тремя нефами и пятью многоугольными апсидами, а десять огромных цилиндрических колонн поддерживают аркады и ребристые готические своды — на фото.
Собор большой — его длина 102 метра, ширина — 46 метров и высота — до свода — 32 метра
Стены нефов украшены многочисленными памятниками, справа находятся капеллы
На нижнем фото — памятник на стене левого нефа — позолоченная конная статуя генерала Помпео Джустиниани, погибшего при осаде крепости в 1616 года.
Далее памятник Дожу Венеции-Томазо Мочениго — 1423 года — на фото.
На нижнем фото-монумент Дожу Венеции — Пьетро Мочениго (1476 год).
На нижнем фото — самый большой и роскошный памятник Дожей из семьи Вольер — выполнен в стиле барокко в 1717 году.
Церковь Санти Джованни э Паоло: известный собор искусств
Церковь Санти Джованни э Паоло в Венеции – один из самых крупных и известных храмов города. Больше нигде в Венеции нет такой огромной коллекции превосходных скульптур, собранных под одной крышей, как в этой величественной готической церкви, вдоль стен которой тянутся надгробные памятники более 20 важным городским дожам.
История
Строительство церкви Санти Джованни э Паоло начато доминиканскими монахами в 13 в. после того, как этот участок земли был им дарован дожем Джакомо Тьеполо, так же, как и участок под Фрари для францисканцев.
Закончено строительство было только через два века – в 1430 г. храм был освящен.Начиная с 15 в. в церкви проходили все панихиды дожей Венецианской республики, здесь же они и захоронены.
[color-box color=”green”]В базилике находятся гробницы военных деятелей и художников, в числе которых: Джентиле и Джованни Беллини, Джакомо Пальма Младший и др. [/color-box]
К самым впечатляющим можно отнести памятник дожу Пьетро Мочениго, работы Пьетро, Туллио и Антонио Ломбардо (слева от главного входа) и дожу Микеле Морозини, на стене справа от главного алтаря.
Памятник дожу Пьетро Мочениго Памятник дожу Микеле Морозини
Церковная живопись
Из наиболее значительных шедевров искусства, украшающих интерьер церкви, можно отметить Святого Винченцо Феррери – одну из первых работ Джованни Беллини 1465 г. и плафон Пьяцетта Слава 1727 г. капеллы Сан Доминико, находящиеся в правом нефе.
В левом трансепте стоит обратить особое внимание на капеллу дель Розарио, украшенную полотнами Паоло Веронезе ”Благовещение”, “Поклонение пастухов” и “Вознесение Богоматери”.
Вознесение Богоматери Поклонение пастухов Благовещение
В правом трансепте – “Святой Антоний подает нищим” Лоренцо Лотто 16 в.
Центральный алтарь работы Лонгена так же является шедевром художественного и прикладного искусства.
[color-box color=”blue”]К сожалению, самые лучшие картины церкви – “Мадонна” Беллини и “Мучение Святого Петра” Тициана сгорели при пожаре, но можно посмотреть их копии, которые находятся у входа. [/color-box]
Памятники
Еще один шедевр работы Андреа дель Вероккио находится на площади перед базиликой. Это конный памятник кондотьеру Бартоломео Коллеони, который завещал огромное состояние городу при условии, что ему поставят памятник возле Сан Марко. Но так как на площади Сан Марко всегда было запрещено ставить памятники, а сумма завещания была велика, то власти пошли на хитрость.
Так как возле базилики Санти Джованни э Паоло находится скуола Гранде Сан Марко, это памятник в исполнение договора был установлен напротив неё. Кстати сама скуола Гранде Сан Марко, основанная в 1260 г., является великолепным образцом эпохи Возрождения, а в её интерьере присутствуют работы Тинторетто, Пальма и других великих мастеров.
Видео
Для более подробного ознакомления с достопримечательностями Базилики, предлагаем к просмотрю видео!
Отзывы туристов
Находится собор чуть поодаль от привычных туристических маршрутов. Тем не менее я бы советовала обязательно осмотреть его. Снаружи собор не очень привлекателен, если сравнивать с другими церквями Венеции. Зато внутри он значительно краше. Здесь можно увидеть различные скульптуры, барельефы и картины. Особенно меня очаровало полотно «Святой Антоний» Лоренцо Лотта. [/color-box] [color-box color=”green-null”]Рита
Величественная базилика. От Сан Марко около 10 – 15 минут пешком. Вход платный. На площади перед церковью красивая конная статуя Бартоломео Коллеони и шикарное здание госпиталя. От церкви можно за 5 минут дойти до остановок вапоретто, отправляющихся на острова. [/color-box] [color-box color=”blue-null”]Роман
Посещение платное, 3,5 Евро. Современное здание собора было построено в 1430 году и посвящено раннехристианским мученикам Иоанну и Павлу, казнённых в Риме. В соборе находится очень большое количество произведений искусства, среди которых Джованни Беллини, византийская икона Богоматери Мира, работы Леандро Басано, Бартоломео Виварини, Веронезе. К тому же, здание является своеобразным пантеоном Венеции, так как в нём погребены 18 дожей. [/color-box]
Как добраться
Вход с улицы Кливо ди Скауро (Clivo di Scauro).
Собор Санти-Джованни-э-Паоло
Собор Санти-Джованни-э-Паоло — достаточно примечательный храм Венеции. Он расположен на одноименной площади по соседству со скуолой Сан-Марко. Отметим, что эта церковь входит в число наиболее посещаемых туристами мест и поэтому включена в большую обзорную экскурсию по романтичному «городу на воде».
Местные жители часто называют его просто Сан-Заниполо. Величественное и уникальное здание храма, которое в наше время предстает перед многочисленными туристами из разных стран было возведено в далеком 1430 г. Он посвящен христианским мученикам Иоанну и Павлу, казненным в 362 г. в Риме.
Здесь можно осмотреть значительное число непревзойденных произведений искусства, выполненных гениями эпохи Возрождения. Стоит особо отметить, что собор по праву может считаться пантеоном Венецианской республики, поскольку здесь нашли упокоение 18 дожей и некоторые другие известные исторические личности.
По преданию, Джакопо Тьеполо увидел пророческий сон. Небольшая стайка белоснежных голубей, кружилась над болотом, а с неба в это время прозвучал голос: «Это место я избрал для проповедников». Проснувшись, дож вспомнил сон и его подробности. Тогда он приказал найти эту местность.
Краткая история
Поручение исполнили и летом 1234 г. этот участок земли он отдал в дар ордену доминиканцев, существующему уже два десятилетия. Нужно сказать, что монахи перебрались в Венецию в 1223 г. и 3 года располагались в храме Сан-Мартино. В те времена, доминиканцам предоставляли участки земли вдали от центра. Монахи начали строительство, которое закончилось в конце XIII в.
Фото: MatthiasKabel / Wikimedia Commons
После этого, многие правители стали выбирать именно церковь Санти-Джованни-э-Паоло для своего захоронения. Деятельность ордена также расширялась и все это привело к тому, что возникла настоятельная необходимость в расширении территории.
Сооружение нового здания поручили монахам Б. да Болонья и Н. да Имола. В нач. XIV в. возводились красивые аркады. С 1333 г. и на протяжении почти 11 лет, церковь ежегодно получала довольно большие суммы от властей республики.
Основные этапы строительства были закончены в 1343 г., но через год возведение было приостановлено из-за эпидемии чумы, которая бушевала в Венеции. Продолжилось возведение базилики только через 10 лет. В 1368 г. церковь обрела три нефа.
Фото: Paolo da Reggio / Wikimedia Commons
В нач. XV в. некоторых приближенных к власти назначали прокураторами Сан-Заниполо для контроля за возведением и отделочными работами. Нужно сказать, что собор Санти-Джованни-э-Паоло стоял пустым около двух веков.
Но в ноябре 1430 г. здесь состоялась торжественная церемония освящения, которую провел епископ А. Коррарио, племянник Папы римского Григория XII. В последующие десятилетия храм регулярно пополнялся роскошными усыпальницами, а также живописными полотнами и статуями величайших мастеров этой эпохи.
В 1806 г. армия Наполеона захватила Венецию, а доминиканцев выгнали из монастыря. Здание стало выполнять функцию госпиталя для солдат и из полуразрушенного храма вывезли множество уникальнейших произведений искусства. Только в 1810 г. приход был восстановлен и в его стены смогли вернуться монахи ордена.
Фото: Didier Descouens / Wikimedia Commons
В нач. XX в. состоялась масштабная реставрация храма Санти-Джованни-э-Паоло, так как здание было незначительно повреждено при авианалетах в I-ю мировую войну. Весь объем работ по реконструкции завершился только в 1922 г. Краснокирпичный фасад — это типичная готика Италии. Две высокие пилястры делящие его на части с тремя окнами разного диаметра.
Внизу располагаются 6 готических ниш с надгробиями М.Морозини, дожей Дж. и Л.Тьеполо, М.Микьели и братьев Буоно. Портал возведен в 1462 гг. Его украшают 6 колонн из мрамора, приобретенных на острове Торчелло.
Фасад венчает фронтон со скульптурами: Ф. Аквинского, св. Доминика и П. Веронского. Как мы уже отметили ранее, боковые фасады собора Санти-Джованни-э-Паоло выходят на одноименную площадь. На западной стороне фасад обычный, а южный особо привлекает туристов, поскольку здесь находится несколько небольших часовенок.
Фото: Didier Descouens / Wikimedia Commons
Это часовенка Св. Имени Иисуса. По правую сторону от нее апсида, где расположена часовня Дж. Саломони. Затем часовенка Богоматери Мира. И последняя в ряду часовня св. Доминика. С ней соседствует монастырь доминиканцев. По северному фасаду находится капелла Божьей Матери Розария.
У туристов вызывает немалое изумление, что у базилики отсутствует колокольня. В архитектурном плане базилика Санти-Джованни-э-Паоло напоминает латинский крест. Здесь один трансепт, три нефа и 5 многоугольных апсид. Своды опираются на 10 больших колонн, они соединены балками из дерева.
Стены нефов украшают многочисленные скульптуры, справа расположены капеллы. В трансепте по сторонам хора по паре капелл. До 18 века хор делил центральный неф надвое. Но потом его снесли, чтобы можно было проводить торжественные церемонии. Здесь можно увидеть алтари св. Катерины и св. Иосифа.
Фото: Didier Descouens / Wikimedia Commons
Внутри можно осмотреть надгробия членов династии Мочениго. В центре — герб, а рядом статуи апостола Петра и св. Георгия, которые ранее окружали памятник П. Мочениго. Над окнами находятся барельефы, которые изображают правителя и их автором считается Г. Кампанья.
На сером мраморном надгробии изображен умирающий дож, рядом — надгробие его супруги. Эти надгробия разделены скульптурами Девы Марии, Иисуса Христа и апостола Петра. Если говорить про их время строительства, то они были созданы в 1580 г. Дж. Грапилья и завершены Ф. Контином в 1646 г.
Фронтон справа — монумент поэту Б. Брагадину, который создан скульптором Л. Бреньо. Это мемориал в стиле Ломбардии. Здесь можно увидеть скульптуры св. Марка, Иоанна Крестителя, ап. Варфоломея и Богородицы. Рядом монумент Дж. Мочениго, созданный из мрамора в 1-й пол. XVI в.
Фото: Charles / flickr.com
Эта композиция позволяет увидеть практически все стили архитектуры эпохи Ренессанса. Если посмотреть на капители собора Санти-Джованни-э-Паоло, то они представляют собой копии с арки Тита в Риме. На барельефе изображен Иоанн Креститель, в образе которого запечатлен Дж. Мочениго.
Другие 3 барельефа, показывают 3 города, завоеванные в долине реки По. Фронтон слева — огромный монумент дожу и военачальнику П. Мочениго, созданный в 1481 г. На вершине находится скульптура Иисуса, окруженного ангелами.
Пониже барельеф, где изображены «Три Марии у гроба». Саркофаг поддерживают трое воинов, олицетворяющих периоды жизни. Двое сопровождающих несут щит с гербом Мочениго и жезл боевого генерала. Два барельефа рассказывают о его подвигах в войне.
Часы работы и адрес
6 римских воинов, которые стоят в нишах — почетный караул. У самого входа собора Санти-Джованни-э-Паоло под тремя плитами захоронены Альвизе I, Альвизе III и Альвизе IV Мочениго. В правом нефе собора Санти-Джованни-э-Паоло расположена урна с прахом Реньеро Дзено.
Ее скрывает барельеф в византийском стиле, где изображены два ангела, которые поддерживают Христа. Над алтарем находится полотно «Мадонна на троне со святыми», которое привезли из Академии в 1881 г. На полотне изображена Дева Мария, окруженная множеством святых.
Считается, что автор этого полотна малоизвестный художник XV века. Внутренние интерьеры собора еще более впечатляющие. В следующем нашем материале мы расскажем вам про церковь Мадонна-дель-Орто, которая расположена в районе Каннареджо и была построена в далеком 1355 г.
Церковь Санти Джованни э Паоло: известный собор искусств
Эта статья о церкви в Риме; о церкви в Венеции см. Санти-Джованни э Паоло (Венеция).
Католическая базилика | |
Санти-Джованни-э-Паоло | |
Santi Giovanni e Paolo | |
Фасад базилики | |
Страна | Италия |
Город | Рим, Целий |
Конфессия | Католицизм |
Епархия | Римская епархия |
Орденская принадлежность | пассионисты |
Архитектурный стиль | Раннехристианская архитектура[d] |
Дата основания | 1951 |
Медиафайлы на Викискладе |
(итал. Santi Giovanni e Paolo, также
Santi Giovanni e Paolo al Celio
) в Риме, на холме Целий. Центральный храм ордена пассионистов.
История[править | править код]
Первая церковь была построена уже в 398 году при св. сенаторе Памахии. Памахий был по всей видимости последним владельцем группы из трех домов и предоставил этот участок для строительства большой базилики. До конца V века строение имело название Titulus Byzantii
или
Titulus Pammachii
. Позднее название церкви связывается с именами двух римских солдат-мучеников Иоанном и Павлом, которые были казнены в 362 году на сегодняшнем месте церкви во время преследований христиан при императоре Юлиане Отступнике.
Церковь много раз перестраивалась, в том числе в барочном стиле. В результате реконструкции XII века появились портик с колоннами ионического ордера и два каменных льва у входа.
Позднесредневековый облик церкви был полностью изменен в 1715-1718 годах архитекторами Antonio Canevari
и
Andrea Garagni
по инициативе кардинала Фабрицио Паолуччи.
Мраморная фигура льва у входа в базилику
Основная реставрация внутреннего убранства проводилась в 1725—1734 годах: деревянный потолок, в апсиде появилась фреска работы Кристофоро Ронкалли (Помаранчо) «Спаситель во славе» (1588 год). С 1726 года главным алтарем служит античная порфировая ванна, реликвии мучеников были перенесены туда. От прежней постройки были сохранены 16 колонн, выложен новый пол, частично в стиле косматеско. Часть средневекового покрытия однако был сохранена и видна в восточной части нефа.
Романская кампанила, построенная во времена правления папы Адриана IV украшена цветными изразцами.
В ходе археологических исследований и реставрации 1948-51 годов романский фасад церкви был восстановлен. Средневековая кладка видна сегодня, были освобождены две колонны композитного ордера.
В конце 1990-х годов проводился косметический ремонт и реставрация церкви.
Особенности внешнего облика собора
Фасад Campo dei Santi Giovanni e Paolo выполнен по законам итальянского готического стиля – из красного кирпича. Два вертикальных выступа стены (пилястра) делят фасад на три части – центральная украшена большим круглым окном, а боковые – небольшими окошками. В нижней части здания расположены шесть ниш с саркофагами. По центру церкви находится роскошно отделанный вход (портал), он декорирован мраморными колоннами с капителями. На фронтоне установлены статуи Доминика, Фомы Аквинского и Петра Веронского.
Развалины римских строений[править | править код]
Под базиликой располагаются развалины несколько римских жилых и коммерческих зданий I-III веков, обнаруженных в ходе раскопок в XIX веке (с 1887 года). Фасады двух римских инсул можно увидеть с южной стороны базилики. Западное строение представляло собой 3-этажный жилой дом середины III века с открытыми торговыми лавками, выходившими на улицу Clivus Scauri
. К нему примыкало позднее воздвигнутое здание, которое также имело лавки.
С какого периода времени в этом комплексе зданий появилось помещение для служения христианскому культу нельзя с точностью определить. Небольшое помещение конца IV века с росписями на стенах — ораторий, которое располагалось на площадке широкой лестницы, считается наиболее ранней пристройкой, которую можно с уверенностью назвать христианской.
Среди раскопок находится нимфей. Над некогда водным источником сохранилась крупномасштабная роспись (5 × 3 м) II-III веков. Она была открыта в 1909 году под гипсовым слоем IV века, нанесенным в раннехристианский период и изображавшим цветочные мотивы. Изображение представляет идиллический морской пейзаж с языческими божествами, на заднем плане изображен маяк и портовые сооружения Остии. Фреска является одним из наиболее сохранившихся образцов императорских и поздних античных настенных фресок в Риме.[1] Надпись RVFINE VIVAS с хризмой, также найденная в этой комнате, предполагает, что эта часть дома была позже использована христианами. Рядом расположена комната с окроплением нагих гениев и путти. В другой комнате (tablinum
) над окрашенными панелями изображена женская оранта и два человека со свитками, которые ранее считались христианскими мотивами, но сегодня также приписываются римскому искусству.
Лестница ведет в небольшую комнату под названием «Конфессио» с отверстием на стене в задней стенке (fenestella confessionis
), через которое была видна могила мучеников или где можно было хранить реликвии. На стенах изображены мученики Криспус, Криспин и Бенедикта перед судьей; на правой стене выше находится мученичество двух мужчин, стоящих на коленях на земле, и женщина, чьи руки завязаны за ее спиной, и глаза которых ослеплены и ждут её обезглавливания; ниже представлены две женщины, вероятно, скорбящие. Это старейшее изображение мученичества в с раннем христианском искусстве.
Вход к раскопкам римских зданий со стороны улицы Clivus Scauri
Церковная живопись
Из наиболее значительных шедевров искусства, украшающих интерьер церкви, можно отметить Святого Винченцо Феррери – одну из первых работ Джованни Беллини 1465 г. и плафон Пьяцетта Слава 1727 г. капеллы Сан Доминико, находящиеся в правом нефе.
Святй Винченцо Феррери
В левом трансепте стоит обратить особое внимание на капеллу дель Розарио, украшенную полотнами Паоло Веронезе ”Благовещение”, “Поклонение пастухов” и “Вознесение Богоматери”.
Вознесение Богоматери
Поклонение пастухов
Благовещение
В правом трансепте – “Святой Антоний подает нищим” Лоренцо Лотто 16 в.
Центральный алтарь работы Лонгена так же является шедевром художественного и прикладного искусства.
Современность[править | править код]
Церковь Святых Иоанна и Павла — главная церковь ордена пассионистов, переданная им после утверждения Устава ордена в 1769 году. В церкви похоронен основатель ордена — святой Павел Креста.
Кампанила базилики. В основании видны части храма Клавдия.
Раскопки римских домов были открыты для посещения 16 января 2002 года. В одном из помещений устроен небольшой музей с археологическими находками из римских домов и базилики, а также коллекция исламской керамики, которая использовалась ранее для украшения средневековой кампанилы. Вход с улицы Clivo di Scauro
с 10:00 до 13:00 и с 15:00 до 18:00, ежедневно кроме вторника и четверга[2].
Памятники
Еще один шедевр работы Андреа дель Вероккио находится на площади перед базиликой. Это конный памятник кондотьеру Бартоломео Коллеони, который завещал огромное состояние городу при условии, что ему поставят памятник возле Сан Марко. Но так как на площади Сан Марко всегда было запрещено ставить памятники, а сумма завещания была велика, то власти пошли на хитрость.
Так как возле базилики Санти Джованни э Паоло находится скуола Гранде Сан Марко, это памятник в исполнение договора был установлен напротив неё. Кстати сама скуола Гранде Сан Марко, основанная в 1260 г., является великолепным образцом эпохи Возрождения, а в её интерьере присутствуют работы Тинторетто, Пальма и других великих мастеров.
Титулярная церковь[править | править код]
Церковь Святых Иоанна и Павла является титулярной церковью, кардиналом-священником. В разное время ими были: