собор рядом с русским музеем
10 знаменитых соборов Санкт-Петербурга 🕔 1 мин.
Город Санкт-Петербург трижды менял название. Во время революции и советской власти он был Петроградом и Ленинградом, а с 1991 года снова стал Санкт-Петербургом. Горожане любовно зовут его просто — Питер. И хотя есть исторические данные, что город хотели назвать в честь апостола Петра, все связывают его название с именем царя Петра І, который принимал непосредственное участие в строительстве города.
Питер сравнительно молод. В нем не найдешь доисторических и средневековых древностей, но все самое лучшее петровских и последующих времен представлено во всей красе. Особенно это касается архитектуры, ведь здесь трудились по-настоящему гениальные архитекторы.
Невозможно не посетить улицу Росси, Невский проспект, Зимний дворец и Петергоф. Петербург – это город музей. Вся его историческая часть занесена в список ЮНЕСКО. Главная артерия – Нева, оживляет город, превращая его в северную Венецию. Здесь не меньше каналов, чем в прославленном городе, но точно больше мостов. Например, с Троицкого моста видно еще семь, а с Кашиного – девять. Их проектировали умнейшие инженеры.
Соборы Санкт-Петербурга — ФОТО
1. Казанский собор
Казанский собор – это собор-памятник воинской славы России. Здесь похоронен М. И. Кутузов, хранятся знамена разгромленной французской армии. Главная святыня храма – казанская икона Божьей Матери. Перед ней молились русские солдаты и сам Кутузов во время Отечественной войны 1812г. На площади перед собором стоят памятники Кутузову и Барклаю де Толи. Благодаря архитектурному решению Воронихина, собор словно раскрывает объятья. Полукруглая колоннада насчитывает 96 мраморных колон.
2. Исаакиевский собор
Один из символов Петербурга — Исаакиевский собор, одновременно удивляет и восхищает. Монолитные колонны, огромный купол, статуи 12 апостолов и скульптуры на фронтоне, множество барельефов говорят о том, что в строительство вложило душу множество людей. Скромную церквушку, в которой венчался Петр І, перестраивали и украшали все российские монархи. Последняя версия архитектора Монферанна в стиле классицизма радует горожан по сей день. Внутри собор отделан малахитом, золоченой бронзой, лазуритом, искусно выложенной мозаикой. Здесь трудились такие живописцы как Брюллов, Бруни, Рисс. В одном из окон почти 30м витраж, изображающий Воскресшего Христа. В 1922г богатство храма было изъято на нужды бедных. Большевики нагрузили 2т серебра и почти 50кг золота. Сегодня можно забраться на купол собора и наслаждаться великолепными видами Петербурга.
3. Владимирский собор
Владимирский собор – памятник архитектуры барочного стиля. Сама церковь была задумана архитектором Трезини, но строительство затянулось, и в разные годы над ее возведением трудились Кварнеги, Мельников, Руска, Гольмом. Церковь имеет пять куполов, отдельно стоит колокольня. Главная святыня храма – икона 18 века Владимирской Божьей Матери. Эту церковь любил посещать Достоевский, здесь отпевали няню Пушкина. В советское время храм был закрыт, и заработал только в 90г. В 2000г. он получил статус собора.
4. Петропавловский собор
Петропавловская церковь строилась 19 лет. Ее пестовал Петр І, Екатерина ІІ, Петр ІІ, императрица Анна. Петропавловский собор входит в архитектурный ансамбль Петропавловской крепости, и является самым высоким зданием Петербурга. Отчасти это из-за 40м шпиля, который украшает многоярусную колокольню. На самой его верхушке прикреплен золоченый трехметровый ангел-флюгер. Говорят, что на него ушло 8 кг золота. А кровельщику, который однажды спас ангела после бури, водрузив его на место, царь разрешил пить бесплатно в любом заведении до конца жизни. Петропавловская церковь – храм-мавзолей. Здесь захоронена вся династия Романовых за малым исключением. Кроме отпеваний и поминальных служб в храме не проводилось других обрядов. В Петропавловской церкви интересно посмотреть на уникальный музыкальный инструмент – карильон. Его клавиатура связана с 51 колоколом. Посещение открыто для туристов.
5. Собор Воскресения Христова на Крови
Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) было решено построить после покушения на царя Александра ІІ. Камни, на которые упал смертельно раненый царь, считаются одной из реликвий собора. На реализацию проекта ушло 24 года. Девятиглавый храм является памятником мозаичного искусства. Во внешнем убранстве собора прослеживаются мотивы московских церквей, формы древнерусского зодчества. Впервые мозаичная техника была применена для внешних работ, а несколько куполов были покрыты декоративной эмалью. Внутреннее оформление храма богато и необычно тем, что почти все пространство покрывают мозаичные картины из Евангелие, искусные узоры. Мозаичные композиции создавались мастерами гранильных фабрик по эскизам Васнецова, Беляева, Харламова и др. В храме стоят колонны из фиолетовой яшмы и крест из топаза, а при декорировании иконостаса, потолка, пола были использованы полудрагоценные камни.
6. Никольский морской собор
Никольская церковь – памятник барочного стиля. Полностью она называется Николо-Богоявленской и состоит из двух церквей – нижней — во имя Николая Чудотворца, и верхней – во имя Богоявления. Храм был задуман как главный памятник и святыня военно-морского флота России. Екатерина ІІ подарила церкви 10 икон в честь победы родного флота над турками и шведами. Рядом с храмом установлен памятник погибшим при Цусиме, мемориальные доски в честь погибших моряков во время японской войны, и доски, относящиеся к современным событиям: морякам «Комсомольца» и «Курска». Вокруг разбит великолепный парк. Храм двухэтажный, имеет пять золотых куполов. Чуть в стороне – колокольня, которую украшает высокий шпиль. Храм великолепно сочетает золотые и небесные (или морские) цвета в отделке. Издавна здесь проводились поминальные и победные службы, посвященные русскому флоту.
7. Троице-Измайловский собор
Монументальный белоснежный храм был построен в честь измайловского полка российской армии. Пять синих куполов с золотыми звездами и крестами заметны на 20 км расстоянии. С западной стороны можно увидеть скульптуры ангелов, отлитых из бронзы. По преданию цвет куполов соответствовал цвету мундиров измайловского полка. Внутреннее убранство храма отличается искусными росписями, украшено коринфскими колоннами. На стенах висели турецкие знамена в знак того, что победу в войне даровал Бог. В 2005г. перед храмом восстановлена колона Славы, сложенная из трофейных турецких пушек.
8. Смольный собор
Бело-голубой пятикупольный собор стал пятиглавым по настоянию Елизаветы ІІ. Изначально Растрелли задумывал его с одним куполом. В принципе, к собору и относится только один купол – остальные четыре принадлежат колокольне. Собор входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря. В конце 18 в. Екатериной ІІ был построен первый в России женский институт благородных девиц. А в революцию тут располагался штаб большевиков. В наши дни здесь часто звучит классическая музыка. Храм имеет статус концертного зала.
9. Спасо-Преображенский собор
Спасо-Преображенский собор никогда не прекращал своей религиозной службы, и оставался действующим даже в советские времена. В наши дни здесь можно послушать выступление солистов Академической капеллы. Главная святыня храма – это икона «Всех Скорбящих Радосте» и образ Спаса Нерукотворного. До революции в храме хранились трофеи российско-турецкой войны, которые в настоящее время хранятся в Эрмитаже. На своем веку храм пережил сильный пожар, и архитектор, который отстраивал его заново, получил от царя бриллиантовый перстень за работу. Во время войны в подвале церкви действовало бомбоубежище.
10. Андреевский собор
Действующий православный собор расположен на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Эта церковь стала местом проведения радостных и торжественных служб, которые посещали члены царской семьи и знаменитости того времени. Эту церковь считали своей кавалеры ордена Андрея Первозванного. Позднее даже был установлен барельеф с изображением ордена. Не смотря на такую любовь богатых людей, церковь всегда ставила своей главной задачей заботу о бедных. Из достопримечательностей храма выделяются 17 метровый резной трехъярусный иконостас, серебряное облачение в алтаре.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Рекомендуемые достопримечательности рядом с Государственный Русский музей
Русский музей — самый обширный музей русского искусства в мире. Нахо
Каза́нский кафедра́льный собо́р (собор Казанской Божией Мате
Креативное пространство ТКАЧИ — бизнес-центр класса «В+», по
Князь-Влади́мирский собо́р (официальное название —
Ба́нковский мост — соединяет Казанский и Спасский остро
Си́ний мост — мост в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, перек
Еги́петский мост — соединяет между собой Коломенский и Безымянный
Биржево́й мост (c 1922 по 1989 год — мост Строи́телей) — мост в С
The New Stage of Alexandrinsky Theatre (Новая сцена Александр
Концертный зал Мариинского театра — концертный зал в Санкт-Петербур
Не́вский проспект — главная улица Санкт-Петербурга, протянувшаяс
«Гранд Оте́ль Евро́па» (до 1991 года — гостиница «Европейская») —
Таври́ческий сад — памятник садово-паркового искусст
Марии́нский театр отсчитывает свою историю от основанного в 1783
Конногвардейский манеж — монументальное здание в
Зимний дворец в Санкт-Петербурге — с 1732 года до 2 марта 1917 года
Здание Главного Штаба — историческое здание, располагающееся на Дворцо
Александри́нский театр, он же Российский государственн
Вторая сцена Мариинского театра на набережной Крюкова канала — т
Петропа́вловская кре́пость (официальное название Са
Исаа́киевский собо́р (официальное название — собор преподобного
Дворцо́вый мост — разводной чугунный мост через Неву в Санкт-Петербур
Росси́йская национа́льная библиоте́ка (до 1917 го
Тро́ицкий мост — (в советское время — Кировский мост) один из красиве
Госуда́рственный Эрмита́ж в Санкт-Петербурге (от fra
Но́вая Голла́ндия — остров в Адмиралтейском районе Сан
Музей Фаберже — частный музей в Санкт-Петербурге, расположе
Ани́чков мост (Аничкин мост) — один из самых известных мостов Санкт-П
Мозаичный дворик — туристическая достопримечательность, одна и
Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге
Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге — один из старейших соборов города: он основан в 1709 году по указу Петра I в. честь победы над шведами в Полтавской битве. Собор расположен вдалеке от оживленных туристических троп, в одноименном сквере — тихом и живописном месте на севере города. Несмотря на это, он является одним из самых значимых соборов Петербурга и посещаемым туристами.
Расписание богослужений
Службы в Сампсониевском соборе Санкт-Петербурга совершаются ежедневно: по будням один раз в день (утром), по выходным — дважды в день — утром и вечером.
Вечерние богослужения с понедельника по пятницу совершаются накануне праздников в 17:00.
Собора работает ежедневно с 08:00 до 19:00. Вход в собор бесплатный, поскольку он является действующим, хотя и имеет статус музея.
Уточнить часы работы и расписание богослужений можно на официальном сайте Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге.
История собора
Собор был заложен в 1709 году по велению Петра Великого и посвящен победе над шведами в битве под Полтавой. День сражения, 27 (10) июня является днем Святого Сампсония Странноприимца. Петр I счел это знаком и назвал будущий собор именем этого святого. В связи с причиной создания Сампсониевский собор был наиболее благоустроен по сравнению с другими храмами того периода.
Изначально собор был деревянным. Уже после смерти Петра I его стали перестраивать в камне, и в 1740 году, уже при императрице Анне Иоанновне, он был открыт для прихожан.
Собор знаменит в истории Петербурга еще и тем, что в 1711 году возле него устроили первое организованное кладбище: до этого умерших хоронили рядом с их домами или рядом с приходскими церквями. Устройство официального городского кладбища на Выборгской стороне было инициировано, по словам современников, самим Петром I, который отметил, что в городе проживают в основном приезжие люди, и было бы логично предавать их земле у стен храма, посвященного святому — покровителю странников.
После Революции 1917 года Сампсониевский собор долгое время оставался действующим: в нем хранились святыни из соседних, уже закрытых или перепрофилированных храмов. В июле 1938 года службы в соборе были прекращены, его хотели отдать Эрмитажу под складское помещение, но Великая Отечественная война внесла свои коррективы, на время отсрочив эти планы.
После войны собор со всем имуществом был передан Библиотеке Академии наук, все же использовался для хранения книг и канцелярских товаров, а позже — как склад Ленинградского городского универмага. В 1984 году Сампсониевский собор был передан в ведение Исаакиевского собора.
В 1999 году собор был открыт после реставрационных работ, в день 290-летия Полтавской победы, но не как храм, а как памятник архитектуры и музей. В мае 2002 года в соборе были возобновлены богослужения. В 2017 году собор был передан в управление Санкт-Петербургской Епархии РПЦ.
С 2015 года Настоятелем Сампсониевского собора является архимандрит Серафим (Шкредь). Приход его постепенно увеличивается. При соборе существует воскресная школа для детей и для взрослых.
Архитектура
Сампсониевский собор в Петербурге — это яркий образец стиля барокко XVIII века. Он привлекает внимание посетителей как внешним видом, так и интерьерами.
Внешнее убранство
В облике Сампсониевского собора можно видеть элементы как допетровской эпохи на Руси, так и архитектуры европейских стран. Так, например, колокольня храма завершается шатром с восемью гранями, окнами и куполом, что было характерно для многих церквей Москвы в XVII веке. К собору примыкают трапезная и небольшая колокольня, которые вместе образуют единый архитектурный ансамбль.
Собор изначально имел один большой купол, но после восшествия на престол дочери Петра I Елизаветы Петровны вернулось в обиход и моду строительство пятиглавых храмов, как было в допетровское и отчасти петровское время. В 1761 году к собору пристроили еще четыре купола меньшего размера. Они и создали современный облик здания.
Вход в Сампсониевский собор оформлен фронтоном с горельефом с фигурами ангелов с трубами (скульптор — Гейдлих по рисунку Н. Е. Лансере), и двумя белыми полунишами.
Здание вытянуто с запада на восток, такой стиль называется «Корабль». То есть впереди находится алтарь, а за ним — все остальные части храма.
Часовня построена в 1909 году в стиле елизаветинского барокко по проекту епархиального архитектора А. П. Аплаксина. Она представляет собой трехъярусную квадратную по форме башню, верхняя часть которой — восьмигранный шатер, завершенный куполом. На площадке третьего яруса колокольни находится чугунный колокол XVIII века.
Внутреннее убранство
Внутри собор оформлен в барочном стиле — изысканно и величественно. Стены и иконы его украшены позолотой. Напольное покрытие сохранилось двух видов: у алтаря деревянный паркет, в остальной части — камень.
Главная ценность собора-музея в том, что в нем находится большая часть икон-подлинников, датированных 1720 — 1760 годами. Интересны также росписи стен, которые были созданы в разное время. Одна из них изображает Петра Великого — победителя Полтавского сражения, восседающего на коне.
Но самая главная реликвия собора — его алтарь, созданный в стиле барокко из сосны и липы. Он украшен золотом и включает в себя несколько десятков икон. Здесь же находятся малые иконостасы с четырьмя ярусами, в них размещено по 18 и 22 образа соответственно.
На северной и южной стенах трапезной находятся крупнейшие в Санкт-Петербурге Лицевые святцы, которые древнее самого собора и датируются концом XVII века.
Как добраться до Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге
Сампсониевский собор расположен в стороне от основных достопримечательностей и туристических маршрутов Санкт-Петербурга, но все же недалеко от центра. поэтому добраться до него не составит труда.
Сразу несколько видов общественного транспорта останавливаются рядом с ним или в радиусе 500 метров:
Их остановки расположены напротив собора, у Сампсониевского сквера. Главная остановка называется «Большой Сампсониевский проспект». До нее ходит автобус № 14, трамвай № 61 и маршрутка № К-32. Перпендикулярно проспекту идет Нейшлотский переулок, где расположена одноименная остановка. От нее до собора — 300 метров пешком. Останавливаются здесь автобус № 86 и маршрутное такси № К-262.
Но в большом городе удобнее и быстрее всего передвигаться на метро. Сампсониевский собор находится рядом со станцией метро «Выборгская» (Красная линия). От Невского проспекта путь займет всего три станции с пересадкой на станции «Площадь восстания». Поездка займет 15 минут. От станции метро «Выборгская» нужно пройти пешком около 500 метров вдоль Сампсониевского сквера: собор будет виден на горизонте — бело-голубого цвета.
Кроме того, добраться до Сампсониевского собора можно на автомобиле: у входа есть бесплатная парковка. Или же можно воспользоваться приложениями такси: Яндекс.Такси, Uber, Gett и другими.
Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге — панорама Google Maps:
Видео-обзор Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге:
Казанский кафедральный собор
Аудиогид
Фотографии
Стоимость билетов 2021
Богослужения в Казанском соборе можно посетить бесплатно. Вход в храм является свободным для всех желающих. Но при желании посетить одну из экскурсий, которые проводят работники собора, нужно внести пожертвование.
В Казанском кафедральном соборе проводятся следующие обзорные экскурсии для организованных групп и индивидуальных посетителей:
Режим работы и расписание богослужений 2021
Официальный сайт Казанского собора
Казанский собор был одним из любимейших храмов российских императоров. Об этом свидетельствует наличие в храме царского места. Все крупные, в том числе драматичные, события из жизни императорской семьи отмечались в Казанском соборе особыми молебнами. Сегодня прийти на службу и помолиться Богу, обратиться к Господу и всем святым с просьбой может каждый верующий.
Как добраться? Адрес Казанского собора, ближайшее метро
Православная местная религиозная организация приход Казанского кафедрального собора г. Санкт-Петербурга Санкт-Петербургской Епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата располагается по адресу:
191186, Санкт-Петербург, Казанская площадь, 2. Казанский собор расположен между домами №№ 25 и 27 по Невскому проспекту. Вход в храм осуществляется со стороны Невского проспекта и Казанской улицы.
Ближайшие станции метро: «Невский Проспект», «Гостиный Двор» и «Адмиралтейская». Собор находится напротив выхода из вестибюля станции метро «Невский проспект». Из метро «Гостиный Двор» нужно выйти к каналу Грибоедова, напротив находится храм.
За 10 минут можно пройти пешком до собора по Невскому проспекту от станции метро «Адмиралтейская». В 15-минутной доступности находятся выходы пересадочного узла станций метро «Садовая», «Спасская» и «Сенная площадь».
Близ Казанского собора, на Невском проспекте, есть остановка наземного общественного транспорта, где проходят маршруты автобусов № 3, 7, 22, 24, 27 и 191 и троллейбусов № 1, 5, 7, 10, 11 и 22. На Казанской площади конечная остановка троллейбуса № 17 и маршрутки № К-306.
История собора
Северная столица нашей родины, безусловно, богата уникальными памятниками архитектуры православного церковного зодчества. Многочисленные соборы, от мало до велика, каждый со своей особенной историей, каждый завораживает уникальной красотой и величием. Одним из них является Казанский кафедральный собор, расположившийся в самом сердце города, на Невском проспекте. Этот собор занимает особое место в истории Петербурга и всей России, и на это есть немало причин.
Казанский кафедральный собор был построен в 1811 году, в этом же году он был освещен в честь Казанской иконы Божией Матери. Собор пережил времена жестокого варварства и поругания с 1932 по 1992 годы, в результате чего был закрыт. И только в 1998 году Казанский собор снова возрождается и становится главной обителей для молитвы православных жителей Петербурга.
Особым временем в истории собора стал 1812 год. После окончания Отечественной войны именно Казанский собор стал памятником русской воинской славы. Здесь был похоронен великий полководец Михаил Илларионович Кутузов, здесь же хранятся различные военные трофеи, а также ключи от взятых городов.
История строительства
Особенности архитектуры
Казанский кафедральный собор был построен по проекту российского архитектора, ВоронИхина Андрея Никифировича. Безусловно, этот собор стал его главным творением. После освещения храма в 1811 году ВоронИхин даже был награжден орденом св. Анны второй степени.
По настоянию императора Павла I ВоронИхин воплотил в Казанском соборе прототип собора святого Петра в Риме. Таким образом, подражая особенностям Римского зодчества, ВоронИхин стал одним из основоположников российского ампира, или, по-другому этот стиль еще называют русским классицизмом. Ампир прославился как «королевский стиль», так как он характеризуется театральностью, помпезностью в оформлении. Это обязательно колонны, лепные карнизы, античные образцы скульптуры. Главной особенностью Казанского собора, как раз-таки, являются наружная и внутренняя колоннады.
Внешне храм предстает нам в виде четырехконечного латинского креста, середина которого увенчана куполом. Снаружи храм украшают бронзовые скульптуры святых, выполненные лучшими российскими скульпторами, такими как, например, ПИменов Степан Степанович. Здесь мы можем увидеть скульптуры святого Владимира, Иоанна Предтечи, Александра Первозванного. Особенной гордостью и достопримечательностью внешнего облика собора являются его северные двери. Они полностью повторяют двери, которые Гиберти выполнил специально для Флорентийского крестильного дома еще в XV веке.
Северная столица нашей родины, безусловно, богата уникальными памятниками архитектуры православного церковного зодчества. Многочисленные соборы, от мало до велика, каждый со своей особенной историей, каждый завораживает уникальной красотой и величием. Одним из них является Казанский кафедральный собор, расположившийся в самом сердце города, на Невском проспекте. Этот собор занимает особое место в истории Петербурга и всей России, и на это есть немало причин.
Казанский кафедральный собор внутри: фото
Казанский кафедральный собор является выдающимся памятником архитектуры и изобразительного искусства. Стиль, в котором построен собор, нельзя определить однозначно. Обычно его определяют как стиль русского классицизма в его зрелой стадии. Также отмечают, что собор был построен в стиле ампир, в подражание храмам Римской империи.
Казанский собор снаружи и внутри декорирован скульптурой и барельефами. Бронзовые статуи святых Владимира и Андрея Первозванного, Иоанна Предтечи и Александра Невского создали Степан Пименов, Иван Мартос и Василий Демут-Малиновский. Над рельефами интерьера и фасадов трудились Фёдор Гордеев, Яков Рашетт, Иван Прокофьев.
Неотъемлемой частью интерьера Казанского собора является живопись. Художники конца XVIII — начала XIX века, такие как Брюллов, Бруни, Басин, Шебуев, Боровиковский, Угрюмов, Бессонов и другие расписывали иконостас собора, его стены, подкупольные столбы — пилоны. Все эти прекрасные работы выполнены в академическом стиле, в манере, подражающей мастерам эпохи итальянского Возрождения.
Стены собора украшали росписями Карл Брюллов и Фёдор Бруни, Василий Шебуев и Владимир Боровиковский. Первоначальный иконостас в 1837 году заменили на серебряный, который создал архитектор Константин Тон.
Иконостас Казанского собора считается лучшей работой Тона, в высшей степени удачно сочетающийся с архитектурой храма и его убранства. Его центральная часть представляет собою огромную арку, стоящую на парных колоннах. Колонны выполнены из сибирской яшмы.
Ранее они находились в Кабинете Его Императорского Величества. Ими были заменены серебряные колонны от старого воронихинского иконостаса. Боковые части иконостаса сделаны достаточно просто, чтобы выгоднее выделить достоинство его центральной части.
Царские Врата остались без изменений, но кроме них и расположенных на иконостасе икон, все было переделано в 1836 году. Малые иконостасы были также изменены, но в меньшей степени чем главный, как замечает А. Аплаксин, «приходится жалеть об исчезнувших тонких барельефных картинах на евангельские и библейские сюжеты, помещавшиеся на нижнем поле иконостасов.»
Удивительно то, что собор во все времена оставался действующим. В августе 2002 года икону Казанской Божией Матери возвратили в собор на Казанской площади и расположили по правую сторону от Царских Врат частично воссозданного иконостаса.
Интересен мозаичный пол собора, выложенный серым и розовым карельским мрамором. Полы и ступени алтаря и амвона, основание царского места и кафедра облицованы малиновым шокшинским кварцитом (порфиром), который высоко ценили во всем мире.
Архитектор собора
В 1799 году был объявлен конкурс на лучший проект нового храма, в котором участвовали: выдающийся зодчий строгого классицизма Чарльз Камерон, только что прибывший в Россию архитектор Жан Тома де Томон и живописец-декоратор, мастер паркостроения, Пьетро Гонзаго.
Однако ни одному из конкурсантов не удалось найти решения, которое бы удовлетворило требованию императора Павла I включить в проект колоннаду, подобную римской. Более всех проектов монарху понравился проект Камерона, который задумал охватить невысокими колоннадами площадь перед западным фасадом собора без выхода на Невский проспект.
В ноябре 1800 году Павел I повелел воздвигнуть вместо церкви Рождества Богородицы соборный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Одновременно с этим, в том же месяце и году, император предписывает петербургскому губернатору фон Палену поручить архитектору Камерону составить проект Казанской церкви в Петербурге.
Однако вскоре произошёл неожиданный поворот, буквально 14 ноября того же года монарх утвердил другой проект Казанского собора, составленный малоизвестным русским зодчим Андреем Воронихиным, бывшим крепостным графа А. С. Строганова.
В 1797 году Воронихин получил от Академии художеств звание академика перспективной и миниатюрной живописи и только в 1800 году, по представлению президента Академии Строганова, — звание архитектора.
Не исключено, что в выборе Павла I между проектами Камерона и Воронихина сказывалась его неприязнь к Камерону, пользовавшемуся благосклонностью Екатерины II. В то же время император считался с мнением графа Строганова, который сыграл решающую роль в утверждении проекта Воронихина.
Андрей Воронихин родился в семье крепостных крестьян, принадлежавших графу Александру Сергеевичу Строганову. С раннего детства Андрей проявлял способность к рисованию. Он обучался живописи в мастерской уральского иконописца Гаврилы Юшкова.
Неординарный талант юноши привлёк внимание графа Строганова, которое долгое время был президентом петербургской Академии художеств. В 1777 году Андрей Воронихин за счёт графа был отправлен учиться в Москву, где его учителями стали архитекторы В. И. Баженов и М. Ф. Казаков. С 1779 года Воронихин работал в Санкт-Петербурге, проживая в Строгановском дворце.
Вскоре Воронихин получил от Строганова вольную. А в 1797 году художнику присвоили звание академика «перспективной живописи» Академии художеств за картины «Вид картинной галереи в Строгановском дворце» (1793), находится в Эрмитаже, «Вид Строгановской дачи» (1797), состоит в коллекции Русского музея в Санкт-Петербурге.
С начала 1800-х Андрей Никифорович Воронихин уже преподавал в Академии художеств. К ранним зодческим работам Воронихина относится отделка интерьеров Строгановского дворца в 1793 году. Пышные барочные формы, предложенные Растрелли, Воронихин заменил строгими классическими, отличающимися простотой и изяществом.
Аналогичным образом замечательный зодчий Воронихин перестроил интерьеры Строгановской дачи на Чёрной речке в 1795—1796 годах, а также дома в усадьбе Городня в 1798 году. Звание академика архитектуры Андрей Никифорович Воронихин получил в 1800 году за проект колоннад в Петергофе. С 1802 года Воронихин был профессором Академии художеств.
Другое крупное сооружение Воронихина в Петербурге — здание Горного кадетского корпуса (Горного института), построенного в 1806—1811 годах. И здесь мастер давал архитектурное решение в неразрывной связи с задачей ансамбля. Место, отведённое для строительства находилось на берегу Невы, у самого входа в город со стороны моря. Архитектурной доминантой его стал мощный двенадцатиколонный портик, возникающий словно пропилеи на морском пути в столицу.
В числе других работ Андрея Никифоровича Воронихина значатся такие, как — дом Государственного казначейства, колоннады и каскад в Петергофе, интерьеры дворцов в Стрельне, Гатчине и Павловске, а также парковые сооружения в этих дворцово-парковых ансамблях. Великий зодчий Андрей Никифорович Воронихин умер 5 марта 1814 года в Санкт-Петербурге и похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
В связи с завершением работ по строительству Казанского собора в Санкт-Петербурге 1 января 1811 года архитектор Воронихин был награждён орденом Святого Владимира 4 степени. По случаю освящения Казанского собора А. Н. Воронихин 26 сентября 1811 года был пожалован орденом Св. Анны второй степени, украшенным бриллиантами, и пенсией.
В личной жизни знаменитому зодчему Андрею Воронихину пришлось пережить трагедии, может быть поэтому, он скончался рано, ему было всего 54 года. В 1801 году 42-летний архитектор женился на 31-летней гувернантке, служившей в доме Строгановых, — Марии Фёдоровне Лонд, англичанке и чертёжнице, которая проработала с ним около 10 лет.
Чтобы заключить семейный союз, Воронихину пришлось собрать множество различных бумаг, так как Мэри Лонд была протестанткой и не хотела сначала принимать православие, а Синод не давал разрешения на брак православного верующего с протестанткой.
После свадьбы молодожёны покинули дом Строгановых и переехали в собственную квартиру. У супругов было 6 сыновей, двое их которых умерли в детстве, и остальные прожили недолго. Потомства после себя великий русский архитектор Андрей Никифорович Воронихин не оставил.
Икона Казанской Божией Матери
Летом 1579 года в Казани случился страшный пожар, который уничтожил большую часть города. Через 2 недели девочке по имени Матрона Онучина во сне явилась Богородица, которая велела откопать Её икону на пепелище. В указанном месте, на глубине около метра, девочка нашла икону.
В 1709 году перед Полтавской битвой русский царь Пётр I с войском молился перед Казанской иконой Божией Матери. Позже один из списков чудотворной иконы Казанской Божией Матери был доставлен в Санкт-Петербург.
Святыня с 1737 года находилась в церкви Рождества Богородицы, которая находилась на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. В 1811 году Казанскую икону Божией Матери поместили в новом Казанском соборе. Казанская икона стала одной из главных православных святынь Санкт-Петербурга.
Молитва Казанской иконе Божией Матери
О, Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию пред честною и чудотворною иконою Твоею припадающе, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе. Избави же всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, болезней, бед и внезапныя смерти. Даруй нам дух сокрушения, смирения сердца, чистоту помышлений, исправления греховной жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающие величия и милости Твоя, являемые над нами зде на земли, сподобимся и Небесного Царствия, и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков
День чудесного явления образа (8/21 июля) стал ежегодно отмечаться как большой праздник вначале в Казани, а затем и по всей России.
Памятники в Казанском сквере перед храмом
Память о знаменитых российских военачальниках и полководцах Михаиле Илларионовиче Кутузове (1745-1813) и Михаиле Богдановиче Барклае де Толли (1761-1818) увековечена монументах, установленных на Казанской площади прямо перед собором.
Фигуры Кутузова и Барклая-де-Толли находятся строго напротив колоннад Казанского собора — они были вписаны в боковые порталы собора, которые в перспективе обрамляют их словно большие прямоугольные рамы.
Смирнов-Орловский был выходцем из крепостных крестьян Орловской губернии. По его собственным словам ему «отец оставил 10 копеек медью, две рубахи и икону». И ровно так же, как и Андрею Воронихину, Борису Орловскому получить широкую известность в столице Российской империи помогли огромнейшие талант и трудолюбие.
Орловский по ходатайству И. П. Мартоса был освобождён от крепостной зависимости, а в 1822 году его приняли в Академию художеств. Позднее он учился у великого датского скульптора Бертеля Торвальдсена в Риме. В марте 1829 году президент Академии художеств А. Н. Оленин предложил Орловскому приступить к изготовлению моделей памятников полководцам.
А идея установки памятников полководцам у Казанского собора принадлежит Александру I. Император решил увековечить память российских военачальников после их смерти: М. И. Кутузова в 1813 году и М. Б. Барклая-де-Толли в 1818 году. В письме к министру полиции в 1818 году государь сообщил о намерении
…изъявить справедливую признательность к заслугам нашего времени: слава генерал-фельдмаршалов князей Голенищева-Кутузова-Смоленского и Барклая де Толли требует достойных памятников.
Скульпторы Императорской Академии художеств отказывались от участия в конкурсе на проект памятников, поскольку в нём было обязательное условие изобразить военачальников в современных военных мундирах, а не в туниках или античных мантиях, как было принято в те времена.
Поэтому даже через полгода после открытия конкурса не было представлено ни одного эскиза памятника. Поручили изготовить модели немецкому скульптору Эдуарду Лауницу, но его работа не была принята, так как ему не удалось создать убедительный образ русских полководцев.
Впоследствии император Николай I изъявит желание, чтобы полководцы были изображены не как античные герои, а в форменных мундирах, которые носили при жизни. Государь во исполнение воли брата в 1829 году объявил конкурс на создание памятников Кутузову и Барклаю-де-Толли.
В нём приняли участие вернувшиеся из Рима скульпторы Борис Иванович Орловский и Самуил Иванович Гальберг. Был выбран эскиз Бориса Орловского, который в январе 1830 года начал работу над памятниками. Модели памятников были завершены в 1831 году. Сами памятники были отлиты известным мастером Василием Павловичем Екимовым в литейной мастерской Академии художеств.
В 1832 году была отлита — скульптура Кутузова, в 1836 году — Барклая-де-Толли, причём статую Барклая-де-Толли получилось отлить только со второго раза. Под руководством архитектора Константина Андреевича Тона памятники были установлены на свои пьедесталы, выполненные Самсоном Сухановым.
По предложению Огюста Монферрана постамент к памятнику вначале предполагалось сделать из красного гранита и украсить бронзовыми барельефами, Орловский предполагал выполнить их из менее пышного и более дешёвого северного гранита, но в итоге Николай I принял вариант архитектора Василия Петровича Стасова.
Постаменты в исполнении известного каменотёса Самсона Ксенофонтовича Суханова были изготовлены из полированного гранита весной 1837 года. Монферран предложил выполнить надписи на постаментах накладными бронзовыми буквами, однако Орловский, указав на непрочность этого варианта, решил высечь буквы в камне.
Фигура М. И. Кутузова стояла на постаменте 30 мая 1837 года, а М. Б. Барклая-де-Толли — 15 июня 1837 года. Монументы создали в честь 25-летия победы над Наполеоном. Торжественная церемония открытия памятников Кутузову и Барклаю-де-Толли состоялось 25 декабря 1837 года, на которой присутствовали вся императорская семья и многие знаменитые особы.
Через несколько дней памятникам были отданы воинские почести. Однако все эти события Борис Иванович Орловский уже не увидел — он скончался за 8 дней до открытия монументов. Талантливому мастеру удалось достичь максимального портретного сходства памятников с реальными героями.
Оба полководца изображены в своих военных мундирах. Кутузов показан в стремительном действии при разгроме французской армии — он стоит в фельдмаршальском мундире и плаще, в правой руке держит обнажённую шпагу, в левой — фельдмаршальский жезл. Фигуру Барклая-де-Толли, командовавшего отступлением российской армии от границы, Орловский изобразил менее динамичной: полководец смотрит вдаль, в опущенной левой руке держит маршальский жезл.
Борис Орловский показал обоих военачальников стоящими на брошенных наземь французских знамёнах: Барклай-де-Толли стоит на ещё развёрнутом знамени с орлом, а Кутузов — на свёрнутом знамени с окончательно поверженным орлом. Высота памятника Баклаю-де-Толли составляет 4 метра, памятника Кутузову — 4,1 метра, высота пьедесталов — 3,5 метра.
Памятники полководцам пользовались большой популярностью у народа, поэтому в начале 1839 года пьедесталы памятников обнесли чугунными оградами, выполненными Константином Андреевичем Тоном. Впоследствии ограды были заменены металлическими тумбами с цепями.
Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов бойцы, которые отправлялись на фронт, проходя мимо памятников, отдавали воинские почести великим русским полководцам. Возле монументов молодые офицеры давали клятву на верность Родине.
В годы блокады Ленинграда монументы Кутузову и Барклаю-де-Толли продолжали стоять на своих пьедесталах, скульптуры полководцев были замаскированы. В своём стихотворении «Художнику» великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин написал:
Здесь зачинатель Барклай, а здесь завершитель Кутузов.
Эти слова родились у поэта после посещения мастерской Орловского, которые вылились на бумагу в 1836 году. В монументах полководцам заложена глубокая истина, которая символична. Трактовка памятника Барклая де Толли созвучна событиям 1-го этапа Великой Отечественной войны 1812 года, когда под его руководством русской армии пришлось совершить вынужденный отход. Фигура Кутузова символизирует 2-й этап войны, когда во главе с ним русская армия разгромила армию Наполеона.
Помимо монументов Барклаю-де-Толли и Кутузову-Смоленскому, установленных у Казанского собора в 1837 году, Борис Орловский ещё создал в Санкт-Петербурге — статую ангела, украшающую собой вершину Александровской колонны на Дворцовой площади, а также один из барельефов этого памятника.
Интересные факты из истории Казанского собора
Это место намолено с начала XVIII века. На Невском проспекте ещё в 1710 году рядом с деревянным зданием госпиталя построили часовню, а позднее здесь появилась — деревянная церковь Казанской Божьей Матери. Большим украшением возведённой церкви была многоярусная колокольня высотой 58 метров.
К концу XVIII столетия здание церкви сильно обветшало и было принято решение построить новый храм. Император Павел I хотел, чтобы он имел схожесть с собором Святого Петра в Риме. В строительстве Казанского собора приняли участие только русские мастера. Для отделки храма использовались отечественные материалы.
Бригадой каменщиков руководил Самсон Суханов. Большинство строителей были крепостными крестьянами, равно как и сам архитектор нового храма Андрей Воронихин был крепостным. Зодчий был неопытным, однако ему доверили возвести храм, и не прогадали. Ему удалось решить главную задачу.
На западе храма должен быть вход, на востоке — алтарь, но собор оказывался боком к Невскому проспекту — была возведена грандиозная колоннада из 96-ти колонн высотой 13 метров, выполненная в виде полукруга. Хотя проект собора не был полностью осуществлён, всё равно то, что мы видим сегодня — очень впечатляет и никого не оставляет равнодушным.
Интерьер храма похож на огромный дворцовый зал. Все важные события в истории Российского государства были связаны с Казанским собором. Отсюда после торжественного молебна уехал в действующую армию фельдмаршал Михаил Кутузов.
Памятникам полководцам Кутузову и Барклаю де Толи, расположенным в одноимённом сквере перед собором, отдавали честь перед отправкой на фронт войска Красной Армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Во время блокады Ленинграда в собор попало несколько снарядов. После войны в нём был проведён капитальный ремонт, а затем осуществили реставрацию его интерьеров. С 1991 года Казанский собор снова был открыт для богослужений, в него вернулась Казанская икона Божией Матери, а позже на куполе снова появился золотой крест.
К 300-летию Санкт-Петербурга, в 2003 году мастера Балтийского завода отлили самый крупный колокол для храма весом в 4 тонны и высотой более 2-х метров. Ежегодно 12 сентября от Казанского собора по Невскому проспекту до Александро-Невской Лавры проходят крестные ходы в честь князя, святого покровителя города на Неве — Александра Невского.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
На Невском проспекте поначалу была заложена каменная придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы 17 сентября 1733 года. Церковь возвели в стиле барокко, с деревянным куполом и колокольней над входом. Автором проекта выступил архитектор Михаил Григорьевич Земцов.
Освящение первого храма состоялось 24 июня 1737 года в присутствии императрицы Анны Иоанновны. За день до освящения в церковь перенесли чтимый образ Казанской иконы Божией Матери — список с чудотворной иконы, обретённой в Казани в конце XVI века.
Живописец Луи Каравак в 1747—1748 годах создал храмовый образ «Рождества Богородицы». В 1773 году в храме венчался цесаревич Павел Петрович. Церковь стала местом празднования многих побед русской армии. От этой церкви сохранилась мраморная табличка с высеченной императорской короной, под которой имеется надпись:
благоволением бога втроицы славимого отца и сына и святого духа по указу благочестивейшей самодержавнейшей великой государыни императрицы всероссийской Анны Иоановны основана церковь сия в честь пресвятой владычицы нашей богородицы на память явления святого её образа казанского в лето от создания мира 7241е от воплощения же бога слова 1733е сентября 6 дня.
Возведение нового здания
Указом императора Павла I в 1799 году был объявлен конкурс на проект нового собора, в котором приняли участие лучшие архитекторы того времени: П. Гонзаго, А. Д. Захаров, Ч. Камерон, Дж. Кваренги, братья Михайловы, Л. Руска, В. П. Стасов, Дж. Тромбара, Ж.-Ф. Тома де Томон и другие. Проект Камерона был одобрен, но через несколько недель император отозвал свое решение, в итоге, ни один представленный проект не был утверждён.
Спустя год граф Александр Сергеевич Строганов, бывший в 1800—1811 годах президентом Императорской Академии художеств и куратором строительства, сумел добиться, чтобы работы поручили его протеже, тогда ещё молодому, никому не изустному, а главное, неопытному А. Н. Воронихину.
Удивительным фактом считается то, что имевший множество недостатков проект Воронихина получил одобрение монарха. А граф Строганов, стремившийся через своего воспитанника войти в историю строительства знаменательного храма, стал председателем Попечительского совета при строительстве собора.
Фасады собора облицованы серым пудостским камнем, похожим на итальянский травертино, из которого построили собор Святого Петра. Главным декоративным материалом стал известковый туф, который добывали в Гатчинском районе. Туф с пористой структурой легко обрабатывался.
Его использовали для облицовки наружных стен собора, создания капителей, фризов и наличников. Во внутреннем декоре храма Воронихин использовал карельский мрамор, местный порфир, яшму.
Колоннада «в виде раскинутых рук», выполненная Дж. Л. Бернини для римской площади Св. Петра в 1656—1667 годах, нашла отражение в проекте Андрея Воронихина, но не буквальным образом. Архитектор, решая поставленную задачу, скорее всего использовал какие-то проекты знаменитого русского зодчего Василия Ивановича Баженова, включая для Гатчины.
На одном из рисунков В. И. Баженова из альбома Ф. В. Каржавина, его помощника и друга, «паперть для храма» почти полностью совпадает с северным портиком воронихинского собора. Возможно, что и «прозрачные колоннады» Чарлза Камерона и Пьетро Гонзаго в Павловске могли оказать влияние на разработку проекта.
Поэтому вопрос о композиционном прототипе Казанского собора остаётся неясным. Вопреки изначальному заданию, петербургский храм мало похож на собор Св. Петра в Риме. Сам Воронихин в качестве прототипов своей композиции называл собор Св. Павла в Лондоне, церковь Санта-Мария-делле-Грацие в Милане, базилику Сан-Марко в Венеции, церковь Св. Женевьевы (Пантеон) в Париже. Но все они имели значение не композиционного прототипа, а иконографического символа.
Основная сложность состояла в том, что по церковному канону главный фасад и вход в храм должны находиться на западной стороне, а условия плана — обращённость будущей постройки к центральной магистрали города, Невскому проспекту, требовали раскрытия композиции на север. Воронихин разрешил эту проблему, оформив площадь, выходящую на Невский проспект, полуциркульной колоннадой коринфского ордера: 96 поставленных в четыре ряда колонн из пудожского травертина. Из-за недостатка места колоннаду не удалось развернуть в полную силу.
Колоннада заканчивается монументальными порталами, выполняющими функцию боковых проездов, что стало оригинальной находкой Воронихина. Порталы историки архитектуры соотносят с символическими «ветхозаветными вратами». Колоннада — преддверие храма новозаветного.
Из-за недостатка средств задуманная для симметрии южная колоннада не была построена, что уберегло композицию от искусственности. С западной стороны архитектор Воронихин устроил полукружие сада с уникальной по красоте чугунной оградой. В 1946 году в центре сада установили гранитный монументальный фонтан по проекту Ж.-Ф. Тома де Томона. Он был перенесён с Пулковской дороги. Фонтан удачно дополнил ансамбль собора.
Интерьер Казанского собора впечатляет колоссальной красотой и могучим величием. Он разделён на 3 нефа рядами 56 колонн из розового финского гранита с золочёными капителями пышного композитного ордера. Использование разных пород мрамора и гранита создаёт изысканное колористическое решение.
Иконостас собора, также спроектированный Воронихиным, не был создан, а установлен другой в 1834 году по рисунку архитектора К. А. Тона, который был воссоздан в 2000-х годах. Внутри храма расположены 56 колонн коринфского ордера из розового финского гранита с золочёными капителями. Храм украшает колоннада, состоящая из 96 колонн, весом по 30 тонн каждая.
Однако, с Невского проспекта она не кажется массивной — впечатление лёгкости и воздушности ей придают каннелюры — вертикальные желобки на колоннах. Но чем ближе подходишь к собору, тем сильнее ощущение ирреальности этого мегалитического сооружения.
При возведении Казанского собора не всё из задуманного удалось осуществить. До настоящего времени сохранились 2 пьедестала по бокам колоннады, до 1824 года на них стояли гипсовые скульптуры ангелов, которые должны были быть заменены бронзовыми. Но это так и не было сделано.
Во время строительства Казанского собора в Санкт-Петербурге впервые в архитектуре при работе над куполами использовались металлические конструкции. Купол Казанского собора стал первым крупным куполом из ковкого железа. Он имеет диаметр 17,7 метра и состоит из 2-х рядов железных рёбер.
Построенный в 1811 году по проекту архитектора Андрея Никифоровича Воронихина Казанский собор на то время был самым высоким сооружением в городе — 71,5 метра. Высота храма ныне сравнима приблизительно с 25-этажным жилым домом.
Строительство завершилось в 1811 году. В том же году была разобрана старая Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Расходы строительства Казанского собора составили 4,2 миллиона рублей.
Памятник архитектуры и русской воинской славы
Казанский собор был построен накануне Великой Отечественной войны 1812 года. После горячей молитвы перед чудотворной иконой Казанской Божией Матери к войскам под Смоленск отправился великий русский полководец Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов.
После победы России в Великой Отечественной войне 1812 года Казанский собор приобрёл значение памятника русской воинской славы. Казанский собор воспринимался современниками как памятник ратных побед русского народа.
По мере разгрома наполеоновских войск на территории России и за её пределами в собор начали поступать французские штандарты и знамена, которые размещали на стенах собора. Всего в соборе хранились 107 знамён и штандартов, большинство из которых в настоящее время находятся в Москве.
В июне 1813 года в Казанский собор из прусского города Бунцлау доставили гроб с телом Михаила Илларионовича Кутузова. Великий полководец был погребён в северо-восточной части храма, напротив придела святых Антония и Феодосия Киево-Печерских. Похороны состоялись 13 июня 1813 года.
Над могилой возвели бронзовую ограду, созданную по проекту Андрея Воронихина. Также установили икону Смоленской Божией Матери и был укреплён герб Светлейшего князя Смоленского. Над могилой расположены 5 штандартов и 1 знамя, сохранившиеся до наших дней.
Позднее над могилой поместили картину художника Алексеева «Чудо от Казанской иконы Божией Матери в Москве». Она описывает великое событие из истории российской воинской славы — освобождение Москвы ополчением под руководством Минина и Пожарского в октябре 1612 года с Казанской иконой Божией Матери.
После успешного освобождения русскими войсками под командованием М. Б. Барклая де Толли Западной Европы от Наполеона в Казанский собор начали поступать ключи от французских крепостей, взятых русскими войсками. На стенах собора разместили 97 ключей, большинство из которых сейчас находятся в Москве, 6 связок расположены над могилой М. И. Кутузова.
Судьба собора при СССР
С установлением в стране советской власти Казанский собор закрыли. Вместо креста на куполе храма установили позолоченный шар со шпилем. Церковная утварь была распределена между городскими музеями.
В 1932 году Казанский собор был превращён в Музей истории религии и атеизма. Его экспозиция рассказывала о возникновении и развитии христианства, ислама и восточных верований. Экспонировались православные иконы XVII–ХХ веков, обереги и амулеты, а также ритуальные предметы.
В стенах храма хранилось самое крупное собрание книг по истории религии и религиоведению. С 1991 года Казанский собор стал снова действующим храмом, правда, несколько лет он сосуществовал с экспозицией музея.
Мощи на чердаке храма
В течение почти 20-ти лет на чердаке Казанского собора хранились мощи святых — благоверного князя Александра Невского, святых Зосимы, Саватия и Германа Соловецких, святого Серафима Саровского, святого Иоасафа Белгородского, перенесённых туда сотрудниками Музея истории религии и атеизма.
Когда храм вновь стал действующим, ему вернули все святыни. Только мощи святого Иоасафа отправили сначала в Москву, а потом в Белгород.
Новейшая история
С 1991 года в соответствие с соглашением совета общины с музейным руководством регулярные службы в Казанском соборе стали осуществляться по воскресеньям и праздничные дни. Для служб было отведено место в северо-восточной части храма, где раньше находился алтарь во имя Преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских.
Для этих целей был возведён более чем скромный иконостас. Позднее в этом приделе была установлена купель для совершении таинства крещения. Несмотря на эти факты, в 1991 году храм возобновил богослужения и, наконец-таки, открыл двери для православных верующих, с 2000 года он стал кафедральным собором Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви.
С 9 марта 2019 года настоятелем Казанского собора является митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (Судаков). Богослужения в его стенах совершаются ежедневно. Собор открывается в 6:30, а закрывается после окончания вечернего богослужения.
В течение дня в храме совершаются Таинства крещения и венчания, а также молебны и панихиды. В соборе постоянно находится дежурный священник и консультант по религиозным вопросам.
Что находится рядом с Казанским собором
В честь собора были названы Казанская площадь, Казанская улица и Казанский остров в дельте Невы, а также Казанский мост, расположенный на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова.
Знаменитая колоннада Казанского собора раскрывается к Невскому проспекту – главной улице Северной столицы, где расположены самые выдающиеся достопримечательности и памятники архитектуры города, известные на весь мир. Храм находится в историческом центре Петербурга, охраняемом со всеми его старинными и уникальными объектами государством и Юнеско.
Буквально рядом с собором стоят памятники полководцам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли, о которым мы рассказывали выше, а напротив собора по Казанской улице находится Воронихинский сквер с историческим фонтаном-поилкой.
Напротив собора по Невскому проспекту в пешей доступности расположен знаменитейший Дом книги — Дом компании «Зингер». К северо-востоку от собора, на углу Невского проспекта и набережной канала Грибоедова, находится интересный Дом Энгельгардта. Особняк, построенный в 1759—1761 годах, известен как центр музыкальной жизни Санкт-Петербурга.
С начала XIX века здесь проходили концерты Петербургского филармонического общества. В 1823—1828 годах в первом этаже помещалась книжная лавка Ивана Слёнина, где бывали Александр Пушкин, Василий Жуковский, Иван Крылов, Антон Дельвиг, Пётр Вяземский, Николай Гнедич, Кондратий Рылеев.
В 1845—1850-х в этом же этаже находилась книжная лавка Александра Смирдина. У Энгельгардта проходили вечера Дворянского и Малого Мещанского собраний. В Филармоническом зале выступали Гектор Берлиоз, Рихард Вагнер, Иоганн Штраус-младший, Ф. Лист, Клара Шуман, Михаил Глинка, Антон Рубинштейн, Полина Виардо.
Неподалёку от Казанского собора расположен ещё один замечательный и известный храм Санкт-Петербурга — Собор Воскресения Христова на Крови, или Храм Спаса на Крови. Этот удивительной красоты православный храм был возведён на месте в 1881 году и его также стоит увидеть, он находится на туристской тропе – must see, как говорится.
Гуляя по Невскому и направляясь в сторону Адмиралтейства, можно повернуть на Малую Морскую улицу и за 15 минут дойти до ещё одного крупнейшего православного храма Санкт-Петербурга – Исаакиевского собора. Собор освящён во имя небесного покровителя основателя города на Неве Петра I — преподобного Исаакия Далматского.
Вблизи Казанского собора, в пешей доступности, расположено множество других знаменитых достопримечательностей города, такие как – здания Русского музея, старейшие в городе торговые сооружения Гостиного двора и Пассажа, а также другие исторические объекты. Рядом с храмом находятся многие популярные кафе и рестораны на любой вкус и кошелёк.
Из здешних заведений общепита стоит отметить кафе «Зингеръ» в Доме Книги, его нетрудно найти – здание компании «Зингер» и Дом Книги располагается прямо напротив Казанского собора, из окон кафе открывается восхитительная панорама на Казанский собор и Невский проспект.