собор рождества христова в коврове
Храм Рождества Христова (Ковров)
Храм Рождества Христова в городе Ковров построен во второй половине XVIII века. В настоящее время Христорождественский собор является не только самым древним строением Коврова, но в символом города.
Содержание
История [ править ]
По легенде, первая деревянная церковь на этом месте построена в 1160-х годах по воле князя Андрея Боголюбского. Как-то в морозный декабрьский день князь охотился в густых лесах над Клязьмой и, случайно оставшись один, заблудился. Он долго плутал по заснеженному лесу и начал замерзать. Блеснувший вдалеке огонек вывел князя к избушке местного зверолова Елифана (именно с этого поселения, получившего название Елифановки, и начинался Ковров). Старший сын Елифана, Василий, в память о чудесном спасении князя и по его же повелению срубил на высоком клязьменском берегу церковь, освященную в честь Рождества Христова, так как именно под Рождество случились описанные в легенде события.
По Христорождественской церкви маленькое село Елифановка стало именоваться Рождественским, которое с конца XV века уже упоминается в исторических документах. В дальнейшем село получило название Коврово, так как находилось во владении князей Стародубских-Ковровых.
Прошло несколько веков существования села Коврово, прежде чем в нем построили первую каменную церковь на месте сменявших друг друга деревянных Рождественских храмов. Сегодня практически ничего не известно об этих деревянных церквях. Даже о дате создания нынешнего каменного собора нет точных сведений.
Предположительно, строительство велось во второй половине XVII века (скорее всего, в первой половине 1690-х годов). К началу XVIII века церковь села Коврово упоминается в источниках уже как каменная. Храм – бесстолпный двусветный четверик, с пятиглавием. Верх фасадов завершается поясом кокошников под карнизом. Углы здания декорированы широкими лопатками с вертикально расположенными ширинками. С севера к храму примыкал придел Макария Калязинского.
Перепись 1701 года дает подробное описание церковной утвари и внутреннего убранства Христорождественского храма. Наиболее интересна старинная икона Смоленской Божьей Матери, в честь которой в конце XVIII века в ковровском соборе был устроен новый придел. Любопытна история этой иконы. Считается, что она была принесена в ковровский Христорождественский храм в середине XVII века из соседнего села Нестерово (ныне не существующего). Она там чудом уцелела при пожаре в деревянной церкви Георгия Победоносца. С тех пор икону Смоленской Божьей Матери считают чудотворной и приносящей исцеление. По воскресным дням перед этой иконой в Христорождественском храме проводились торжественные молебны. Ежегодно 28 июля, в день иконы Смоленской Божьей Матери в Коврове проходил большой праздник. Во второй половине XIX века к этому празднику была приурочена однодневная ярмарка.
В 1870 году Христорождественский храм был расширен и получил статус собора. В 1920-1926 годах собор был кафедральным Ковровского викария Владимирского архиепископа. В 1937-1945 годах собор был закрыт. В 1946 году Христорождественский собор был восстановлен и оставался единственным действующим храмом в городе Коврове до 1991 годов.
Престольные праздники [ править ]
Контакты [ править ]
Адрес: 602267, Россия, Владимирская область, г.Ковров, ул. Володарского
Христорождественский Собор
В настоящее время Христорождественский собор является не только самым древним строением Коврова, но в значительной степени символом минувшей истории.
Показать полностью.
Первая деревянная церковь на этом месте построена в 1160-х гг. по воле князя Андрея Боголюбского. Как-то в морозный декабрьский день князь охотился в густых лесах над Клязьмой и, случайно оставшись один, заблудился. Он долго плутал по заснеженному лесу и начал замерзать. Блеснувший вдалеке огонек вывел князя к избушке местного зверолова Елифана (именно с этого поселения, получившего название Елифановки, и начинался Ковров). Старший сын Елифана, Василий, в память о чудесном спасении князя и по его же повелению срубил на высоком клязьменском берегу церковь, освященную в честь Рождества Христова, так как именно под Рождество случились описанные события.
По Христорождественской церкви маленькое село Елифановка стало именоваться Рождественским, которое с конца XV в. уже упоминается в исторических документах. В дальнейшем село получило название Коврово, так как находилось во владении князей Стародубских-Ковровых.
Прошло несколько веков существования села Коврово, прежде чем в нем построили первую каменную церковь на месте сменявших друг друга деревянных Рождественских храмов. Сегодня практически ничего не известно об этих деревянных церквях. Даже о дате создания нынешнего каменного собора нет точных сведений.
Предположительно, строительство велось во второй половине XVII в. (скорее всего, в первой половине 1690-х гг.). К началу XVIII в. церковь села Коврово упоминается в источниках уже как каменная. Храм – бесстолпный двусветный четверик, с пятиглавием. Верх фасадов завершается поясом кокошников под карнизом. Углы здания декорированы широкими лопатками с вертикально расположенными ширинками. С севера к храму примыкал придел Макария Калязинского.
Перепись 1701 г. дает подробное описание церковной утвари и внутреннего убранства Христорождественского храма. Наиболее интересна старинная икона Смоленской Божьей Матери, в честь которой в конце XVIII в. в ковровском соборе был устроен новый придел. Любопытна история этой иконы. Считается, что она была принесена в ковровский Христорождественский храм в середине XVII в. из соседнего села Нестерово (ныне не существующего). Она там чудом уцелела при пожаре в деревянной церкви Георгия Победоносца. С тех пор икону Смоленской Божьей Матери считают чудотворной и приносящей исцеление. По воскресным дням перед этой иконой в Христорождественском храме проводились торжественные молебны. Ежегодно 28 июля, в день иконы Смоленской Божьей Матери в Коврове проходил большой праздник. Во второй половине XIX в. к этому празднику была приурочена однодневная ярмарка.
В 1870 г. Христорождественский храм был расширен и получил статус собора. В 1920-1926 гг. собор был кафедральным Ковровского викария Владимирского архиепископа. В 1937-1945 гг. собор был закрыт. В 1946 г. Христорождественский собор был восстановлен и оставался единственным действующим храмом в г. Коврове до 1991 г.
Христорождественский Собор запись закреплена
Христорождественский Собор запись закреплена
Великомученик Димитрий Солунский (Фессалоникийский), Мироточивый
Святой великомученик Димитрий Солунский был сыном римского проконсула в Фессалониках (современные Салоники, славянское название – Солунь). Шел третий век христианства. Римское язычество, духовно сломленное и побежденное сонмом мучеников и исповедников Распятого Спасителя, усиливало гонения.
Показать полностью. Отец и мать святого Димитрия были тайными христианами. В тайной домовой церкви, бывшей в доме проконсула, мальчик был крещен и наставлен в христианской вере. Когда умер отец, а Димитрий уже достиг совершеннолетия, император Галерий Максимиан, вступивший на престол в 305 году, вызвал его к себе и, убедившись в его образованности и военно-административных способностях, назначил его на место отца проконсулом Фессалоникийской области. Главная задача, возложенная на молодого стратега, состояла в обороне города от варваров и истреблении христианства. Интересно, что среди угрожавших римлянам варваров важное место занимали наши предки славяне, особенно охотно селившиеся на Фессалоникийском полуострове. Существует мнение, что и родители Димитрия были славянского происхождения. В отношении к христианам воля императора была выражена однозначно: «Предавай смерти каждого, кто призывает имя Распятого». Император не подозревал, назначая Димитрия, какую широкую стезю исповеднических подвигов предоставляет он тайному подвижнику. Приняв назначение, Димитрий возвратился в Фессалоники и тотчас пред всеми исповедал и прославил Господа нашего Иисуса Христа. Вместо того, чтобы гнать и казнить христиан, он стал открыто учить жителей города христианской вере и искоренять языческие обычаи и идолопоклонство. Составитель Жития, Метафраст, говорит, что он стал для Фессалоник в своей учительной ревности «вторым апостолом Павлом», потому что именно «апостол языков» основал когда-то в этом городе первую общину верующих (1 Фес., 2 Фес.). Святому Димитрию предназначено было Господом последовать за святым апостолом Павлом и в мученической кончине.
Когда Максимиан узнал, что вновь назначенный им проконсул – христианин, и многих римских подданных, увлеченных его примером, обратил в христианство, гневу императора не было границ. Возвращаясь из похода в Причерноморье, император решил вести армию через Фессалоники, полный желания расправиться с солунскими христианами.
Узнав об этом, святой Димитрий заблаговременно повелел своему верному служителю Луппу раздать имение нищим со словами: «Раздели богатство земное между ними – будем искать себе богатства небесного». А сам предался посту и молитве, готовя себя к принятию мученического венца.
Когда император вошел в город, вызвали к нему Димитрия, и он смело исповедал себя христианином и обличил неправду и суетность римского многобожия. Максимиан приказал заключить исповедника в темницу, и Ангел сошел к нему в узилище, утешая и укрепляя в подвиге. Между тем император предался мрачным гладиаторским зрелищам, любуясь, как его любимый силач, германец по имени Лий, сбрасывал с помоста на копья воинов побежденных им в борьбе христиан. Отважный юноша, по имени Нестор, из солунских христиан, пришел в темницу к своему наставнику Димитрию и просил благословить его на единоборство с варваром. По благословению Димитрия, Нестор одолел, молитвами святого угодника, свирепого германца и сбросил его с помоста на копья воинов, как убийца-язычник сбрасывал христиан. Разгневанный повелитель приказал немедленно казнить святого мученика Нестора (память 27 октября) и послал стражу в темницу – пронзить копьями благословившего его на подвиг святого Димитрия.
На рассвете 26 октября 306 года в подземную темницу святого узника явились воины и пронзили его копьями. Верный служитель святой Лупп собрал на полотенце кровь святого великомученика Димитрия, снял с его пальца императорский перстень, знак высокого достоинства его, и также омочил в крови. Перстнем и другими святынями, освященными кровью святого Димитрия, святой Лупп стал исцелять недужных. Император повелел схватить и умертвить его.
Тело святого великомученика Димитрия было выброшено на съедение диким зверям, но солунские христиане взяли его и тайно предали земле. При святом равноапостольном Константине (306–337) над могилой святого Димитрия была воздвигнута церковь. Сто лет спустя, при строительстве нового величественного храма на месте ветхого, обретены были нетленные мощи святого мученика. С VII века при раке великомученика Димитрия начинается чудесное истечение благовонного мира, в связи с чем великомученик Димитрий получает церковное именование Мироточивого. Несколько раз почитатели солунского чудотворца делали попытки к перенесению его святых мощей или частицы их в Константинополь. Но неизменно святой Димитрий таинственно проявлял свою волю остаться покровителем и защитником родных Фессалоник.
Собор рождества христова в коврове
Собор Рождества Христова
Собор Рождества Христова
По легенде первая деревянная церковь на этом месте построена в в 1160-х гг. по воле князя Андрея Боголюбского сыном зверолова Василием Елифановым.
Из актов о Коврове сохранилась следующая выпись из Суздальских писцовых книг Михаила Трусова и Федора Витовтова 1360-х, 1370-х и 1380-х гг. уже о селе Коврове, вотчине Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря: «Вотчина Спаса-Евфимиева монастыря село Коврово Рождественное тож, на реке на Клязьме, а в нем церковь Рождество Христово древяна вверх, да другая церковь Покров Пресвятыя Богородицы (Доныне в Рождественской церкви есть древний дубовый аналой; на нем вырезаны слова: «К образу Покрова Пресвятой Богородицы»), да придел Иван Рыльский Чудотворец древян клецки а в церквах образы и свечи, книги и ризы и колокола и сосуды церковные и всякое церковное строение монастырское и мирское, а у церквей поп Федор Лазарев, дьячек Матюшко Афанасьев пономарь Гришка Селиванов, проскурница Оленица Иванова дочь да церковный бобыль Сенька Денисов; в сележ двор монастырской (Двор монастырской находился, как видно, тут, где ныне выезд из города по Муромскому тракту и существует колодезь, под названием «монастырской») детеныш Сенька Фролов дворник монастырской Петрушка Алексеев прозвище Дружинка, да крестьян Антипко Фролов, Спиридонка Терентьев, Павлин Павлов и еще 28 дворов. Пустошь Васьки Елифанова пашни паханые середние земли 20 четвертей да перелогом и лесом поросло 10 четвертей в поле а в дву потомуж, сена по реке по Клязьме в Луке солоной да в Медведковой Луке, да в Рождественной Луке 150 копен, да в Оресцовой Луке половина острова Лукина лесу непашеннова в длину на полверсты, к селу ж Коврову припущено в пашню пустошь Ивонина, пашни перелогом, и лесом поросло 6 четвертей; к селу ж Коврову деревень: деревня Щекина, Салтаново с пустошами и разными землями. Да к селу ж Коврову монастырской рыбной ловли в реке Клязьме стрежень и заводи от реки от Нерехты да от кривой ветлы вниз по Гремячий враг, да по кривой дуб; озер: Букарево, озерко Мольцово, заводь в Клязьме реки Слюда, д в Медведковой луке озерко, а у него по обеим концам по озеринке заводь в Медведковой луке, заводь в Солоной луке, заводь Кукинская, озерко Рождественное».
/Владимирские губернские ведомости. 1857 (23 ноября). №47 с.251-253./
Собор Рождества Христова
Разноцветными изразцами украшен Христорождественский собор. Изразцы вставлены в гнезда, расположенные по углам в вертикальном направлении. Всего на соборе насчитывается 120 изразцов, но рисунки на них представляют собственно пять узоров. Сюжеты следующие:
1) всадник на коне с знаменем в руке и с короной на голове; на всаднике короткая куртка; позади всадника в правом верхнем углу крепостные ворота с башней; лошадь под всадником не имеет ни седла, ни уздечки; весь рисунок исполнен крайне схематично и грубо: на некоторых изразцах тот же всадник изображен не в короне, а в простой шляпе;
2) стоящие на задних лапах один против другого лев и единорог, а вверху над ними двуглавый орел без короны; изображение напоминает старинные гербы;
3) растительно-геометрический орнамент в виде вазы, расписанной прямыми и ломанными линиями и точками; над вазой поперек протянута цепь, а над ней висящие крючки, похожие на современные оконные закладки; по бокам полукруги с листьями;
4) цветочный и геометрический орнамент, представляющий незамыкаемые вверху и внизу медальоны с цветочками внутри и по углам;
5) цветочный орнамент с крючковидными завитками на концах.
Фон всех ковровских изразцов — зеленый, самые рисунки даны синей, желтой, коричневой и белой поливами.
XIX столетие Ковров встретил в ранге заштатного города, то есть города без уезда. Переход Коврова за штат произошел еще в 1797 г., когда только что вступивший на престол Павел I провел областную реформу. Действуя наперекор своей матери императрицы Екатерины II, новый царь уменьшил в России количество уездных городов. В разряд упраздненных городов попал и Ковров. Вскоре после этого события настоятель Христорождественской церкви первый и единственный в то время Ковровский протоиерей (протопоп) Василий Андреев оставил город и принял иночество в Суздальском Спасо-Евфимиевском монастыре.
Освободившуюся вакансию в храме в 1798 г. занял молодой священник Александр Михайлович Широкогоров.
Александр Михайлович Широкогоров (1776-1820) родился в 1776 г. в семье священника погоста Покровский, что на ручье Меленки, Александровского уезда Михаила Матвеева. Свою фамилию Александр Михайлович получил, обучаясь в Суздальской духовной семинарии. В 1798 г. он закончил богословский курс семинарии, после чего и был определен в Ковров.
На время служения А. М. Широкогорова в Христорождественском храме пришлось второе открытие города Коврова.
Если император Павел I низвел Ковров на роль заштатного города, то следующий царь Александр 1 вновь восстановил Ковровский уезд. Торжество по случаю второго открытия города состоялось 4 февраля 1804 г. Праздничная церемония, на которую собрался весь Ковров, проходила в городской церкви и ее ограде в присутствии тогдашнего владимирского губернатора князя Ивана Михайловича Долгорукова. В торжественном богослужении участвовал весь причт Христорождественского храма, в том числе и священник Александр Широкогоров. О. Александр в это время в Коврове был самым грамотным и образованным пастырем.
В 1809 году было открыто приходское училище в городе Коврове. В означенном году граждане города Коврова заявили Директору о своем желании иметь в городе приходское училище. На предложение Директора Дмитревского священно-церковнослужителям Христорождественской церкви принять на себя должность учителя, полное свое согласие изъявил священник этой церкви Александр Широкогоров, обещав поместить училище в своем доме. 9 сентября 1809 года священник Широкогоров Преосвященным Ксенофонтом утвержден в должности учителя.
К этому времени Широкогоров получил большую известность среди духовенства ковровского округа и своих прихожан. Для части высшего городского общества о. Александр стал духовным отцом. Исповедоваться к нему приходили семейства уездного судьи И.П. Николаева, исправника А.Н. Авдулина, казначея Н.Ф. Ложкина, дворянских заседателей И.П. Кишкина, А.С. Тяпкина, Г.А. Вырубова.
В 1810 г. епископ Владимирский и Суздальский Ксенофонт (Троепольский) назначил Александра Михайловича Широкогорова благочинным I округа Ковровского уезда. В его ведении оказались все близлежащие к Коврову сельские храмы. В это же время о. Александр стал настоятелем городской Христорождественской церкви.
В августе грозного 1812 г. в Коврове из крестьян трех уездов был сформирован 3-й пеший казачий полк Владимирского ополчения. Путь этой воинской части начался молебном в церкви Рождества Христова. Ее настоятель А. М. Широкогоров первым благословил ополченцев на защиту Отечества.
Должность благочинного о. Александр исполнял до самой своей смерти в 1820 г. За это время в трех ковровских селах его округа были построены и освящены каменные храмы: Никольские в с. Алачино и Погосте Нередичи, придел в Благовещенской церкви села Крутово.
Скончался Александр Михайлович Широкогоров в Коврове в 1820 г., в возрасте 44 лет. Это был сравнительно редкий случай, ибо чаще всего священники умирали, будучи уже на покое, «за штатом». О. Александр был погребен за алтарем храма, где священствовал 22 года.
Единственный сын его Платон не пошел по стопам отца и избрал карьеру чиновника. Сразу же после смерти родителя Платон вынужден был оставить учебу во Владимирском духовном училище. В 1821 г. в возрасте 16-ти лет он поступил на должность копииста в Ковровский уездный суд. Дальнейшая его служба проходила в Ковровском земском суде и Ковровской дворянской опеке. К середине XIX столетия Платон Александрович достиг чина коллежского секретаря и оставался холостым. С его смертью пресеклась фамилия Широкогоровых в Коврове.
Анна Романовна Быкова, урожденная Мытарева (1772-1823), основала богадельню при ковровском Христорождественском соборе в 1822 г.
«Первая богадельня в Коврове построена в начале 1822 года ковровской мещанкой Анной Романовной Быковой, урожденной Мытаревой, «для нищих и неимущих себе никакого пропитания и пристанища». Это был небольшой деревянный дом на две комнаты напротив Христорождественского собора (ул. Першутова, 14). Функционировала богадельня около 10 лет и закрылась, вероятно, после смерти хозяйки. Затем несколько десятилетий в Коврове богаделен не было».
Император Александр II 4 августа 1837 г. приезжал в Ковров. Город он посетил во время своего путешествия по России, которое предпринял, чтобы познакомиться со своей империей. В Коврове цесаревич посетил Христорождественскую церковь, где слушал молебен, совершенный священниками Михаилом Туторским и Силой Архангельским.
Императора сопровождал Василий Андреевич Жуковский, который тоже присутствовал на молебне в ковровском Христорождественском соборе. В Коврове в то время мог быть сослуживец Жуковского по Московскому ополчению в 1812 г. титулярный советник Алексей Александрович Пожарский. Через отчима, князя И.М. Долгорукова, хорошо знавшего Жуковского, Пожарский, по-видимому, также был знаком с Василием Андреевичем.
В 1870 г. церковь была расширена и получила статус собора.
Настоятель Ковровского собора и благочинный протоиерей Сила Архангельский 19-го января 1883 г., согласно прошению, уволен заштат, настоятелем собора и благочинным по гор. Коврову того же числа утвержден священник оного собора Алексей Радугин, место же сего последнего предоставлено студенту семинарии Алексею Благовещенскому.
Собор Рождества Христова в Коврове. Открытка нач. ХХ века
Святые Ворота
В соборе хранился чтимый Смоленский образ Божией Матери.
Описание этой иконы сохранилось до настоящего времени:
«Подле левого клироса образ Пресвятой Богородицы Смоленской осмии листовой на ней венец с цатою и с коруною медной резной золочен убрус у Пресвятой Богородицы и ожерелье низано жемчугом и шито золотом с камешки простыми и звесками по червчатому атласу у превечного младенца венец с цатою серебряной резной позолочен ожерельце низано жемчугом и шито золотом по червчатому атласу в прикладе у Пресвятой Богородицы крест вырезан на кости обложен оловом серьги лапочки серебряные с жемчугами и с камешки простыми разных видов да серьги двочатки серебряные с камешки простыми оплечье и поля обложены серебром позолочен а тот образ в киоте на киоте писан образ Всемилостевого Спаса с пророки красками гладкое около Пресвятые Богородицы и пророков киот и столпцы и поля резные позолочены на киоте коруна резная позолочена на коруне крест резной позолочен у того же образа Пресвятой Богородицы вместо пелены тонба писана красками завеса тафта шахманая цветная».
По воскресным дням перед этой иконой причтом ковровской Христорождественской церкви совершались торжественные молебно-акафистные песнопения, а ежегодно 28 июля в день празднования иконы Смоленской Божьей Матери в Коврове проходил большой праздник. Во второй пол. XIX в. к этому празднику была приурочена однодневная ярмарка.
«Христорождественскому Собору принадлежат здания: каменная ризница и сторожка, деревянный амбар, 6 каменных не входных часовен и одна входная — деревянная» (Историко-статистическое описание города Коврова с уездом. Составил И.Ф. Токмаков. 1903.).
«В г. Коврове с 1890 г. существует Общество хоругвеносцев, которое участвовало в крестном ходу, бывшем вокруг Троице-Сергиевской Лавры в память пятисотлетия блаженной кончины Св. Сергия, и принесло в дар его обители копию с чтимой в Коврове Шуйской иконы Божией Матери и хоругви. Владыка Митрополит Московский Леонтий достойным образом оценил усердие Общества Хоругвеносцев и дал в дар для хранения в Христорождественском Соборе г. Коврова покров с мощей св. Сергия. Эта святыня с подобающею торжественностью была помещена в этой церкви на особо уготованном месте. Ковровские хоругвеносцы, собравшись в зале местной городской думы постановили устроить в память пятисотлетия кончины св. Сергия богадельню для призрения престарелых и назвать ее «Сергиево-Елисаветинской» в память того, что в крестном ходу принимали участие Их Императорские Высочества Московский Генерал-Губернатор Великий Князь Сергей Александрович и Августейшая Его Супруга Великая Княгиня Елисавета Феодоровна. Для устройства богадельни была открыта подписка, которая дала благоприятные результаты: один из почетных членов Общества хоругвеносцев пожертвовал две тысячи рублей, один из ковровских купцов такую же сумму, а всех пожертвований собрано до семи тысяч рублей. Общество хоругвеносцев обратилось в Ковровскую Городскую Думу с просьбою помочь ему в этом благом деле. Гласные очень сочувственно отнеслись к этой просьбе и постановили: отвести безвозмездно для устройства богадельни четыреста квадратных саженей городской земли, половину десятины принадлежащего городу лесу и десять кубов бутового камня.
Постройка богадельни началась с весны 1893 г., а 29 августа 1899 г. открыта» (Историко-статистическое описание города Коврова с уездом. Составил И.Ф. Токмаков. 1903.).
Сергиево-Елизаветинская богадельня (справа)
27 января 1895 г. псаломщик-диакон собора Алексей Бережков определен вторым штатным диаконом при соборе. 31 января 1895 г. пономарь Владимирского кафедрального Успенского собора Павел Петров определен в псаломщики в г. Ковров к Христорождественскому собору.
Псаломщик Ковровского Христорождественского собора Феодор Дроздов, 12 декабря 1903 г. перемещен в село Тейково, шуйского уезда. Псаломщик Воскресенской г. Юрьева церкви Николай Поспехов, перемещен 12 февраля 1904 г., в Ковровский собор.
7 июля 1905 года в 6 час. вечера после продолжительной болезни скончался заштатный протоиерей Ковровского Христорождественского собора Алексей Григорьевич Радугин.
«Священник г. Коврова. Христорождественского собора о. Василий Покровский просит увеличить ему вознаграждение за исправление духовных треб по Ковровской больнице, мотивируя свое ходатайство тем, что за 17 лет его службы больница значительно расширилась, число больных увеличилось, а вместе с тем и увеличился труд по отправлении духовных треб, тогда как вознаграждение остается все то же — 75 руб.
На церковные требы по Ковровской больнице ассигнуется 100 р., из них 25 руб. идет причту и в церковь, а 75 руб.— священнику.
Управа полагала бы возможным увеличить ассигновку на церковные требы до 150 руб., из коих 100 руб.— священнику и 50 руб.— причту и в церковь» (Журналы 48-го очередного Ковровского уездного Земского собрания 1913 года.).
Священник Христорождественского гор. Коврова собора Василий Покровский 12 февр. 1915 г. умер.
Священник Николаевской гор. Суздаля ц. Иоанн Троицкий 17 февр. 1915 г. перемещен к Ковровскому Христорождественскому собору.
В 1916 г. священник Христорожд. собора о. Парвицкий назначен священником 253 запасного полка (в г. Гороховце).
В 1916 г. псаломщик с. Нового Заозерья, Николай Крылов согласно прошению перемещен к Христорожд. собору г. Коврова.
Колокольня и Святые Ворота Собора Рождества Христова
В 1946 г. собор открыт, венчания восстановлены в упрощенных формах.
Оставался единственным действующим храмом в г. Коврове до 1991 г.
К 1000-летию Крещения Руси были восстановлены пятиглавие и завершение колокольни.