собор рождества христова в измайлово
Храм Рождества Христова в Измайлово (Москва)
Мiръ Россия Москва Храм Рождества Христова в Измайлово (Москва)
Храм Рождества Христова в Измайлово — православный храм Рождественского благочиния Московской епархии, памятник архитектуры. Церковь освящена в 1676 году патриархом Иоакимом, являлась (наряду с Покровской церковью и ныне разрушенной церковью царевича Иоасафа) храмом царской резиденции Измайлово.
Содержание
История [ править ]
Деревянный шатровый храм в Новой слободе Измайлова был построен царскими стрельцами летом 1664 г., каменный храм в стиле «русского узорочья» воздвигнут артелью костромских зодчих (подрядчик Спиридон Харламов) взамен деревянного попечением царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича Романовых, освящен Великим чином в 1676 г. Патриархом Иоакимом.
Главный бесстолпный четверик снаружи увенчан тремя ярусами кокошников и пятью главами. Западная (трапезная) часть храма построена как двухстолпная палата в конце ХVII в.; в начале ХVIII в. пристроена паперть с колокольней в стиле раннего барокко.
Первые иконы трех иконостасов храма написаны костромским иконописцем Сергием Рожковым и датированы 1678 г. В 1735 г. по распоряжению императрицы Анны Иоанновны было осуществлено первое поновление икон ХVII в. и написаны новые образа цеховым иконописцем Петром Пискулиным. В сер. ХIХ в. все три иконостаса и пристенные киоты в трапезной части храма были украшены резьбой.
В храме Рождества Христова 25 октября 1945 г., в праздник Иерусалимской иконы Божией Матери, был рукоположен в сан иерея и начал свое священническое служение архим. Иоанн (Крестьянкин).
Храм не закрывался.
Современное состояние [ править ]
Описание [ править ]
Храм является памятником архитектуры. Построен артелью костромских зодчих на месте временной деревянной церкви. Имеет три яруса кокошников и пять глав. С севера и с юга к главному объему храма примыкают одноглавые кубические приделы. В конце XVII века пристроена двустолпная палата — трапезная часть храма, а в начале XVIII века барочная колокольня и паперть. Три иконостаса храма также созданы костромским мастером (Сергий Рожков) в 1678 году. В 1735 году по распоряжению Анны Иоанновны иконы поновлены (цеховым иконописцем Ф. Пискулиным), а в середине XIX века иконостасы и киоты украшены резьбой.
Деятельность прихода [ править ]
Воскресная школа открыта по благословению настоятеля протоиерея Леонида Ролдугина в сентябре 1991 года.
Телефоны: 8–499–164–28–77 (храм), 8 – 499 –166–18–20 (дом).
В Воскресной школе 5 возрастных групп. Общее число учащихся 33 человека.
Основные занятия проходят по воскресениям с 14.30 до 16.50.
Занятия кружков для детей проводятся по субботам.
В храме Рождества Христова в Измайлово социальная работа проводится по следующим направлениям:
Вся деятельность осуществляется силами прихожан и клириками нашего храма на безвозмездной основе.
Братство «Трезвение» во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца при храме Рождества Христова в Измайлово г. Москвы. Электронная почта: trezvizm@mail.ru, телефон: 8(910) 424-90-63.
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 105122, Россия, город Москва, Москва, проезд Измайловский, 28
Паломнику [ править ]
В воскресные и праздничные дни две Литургии в 7:00 и в 10:00.
В будни одна Литургия в 9:00 и Вечерня в 17:00.
Вечерня с акафистом:
в воскресение — Иерусалимской иконе Божией Матери;
во вторник — поочерёдно иконам Божией Матери Казанской и «Неупиваемая чаша»;
Храм Рождества Христова в Измайлово, Москва
Православный храм находится в подчинении Московской епархии, считается памятником архитектуры. Собор пережил суровые времена советской власти, но, в отличие от большинства церквей на территории государства, никогда не закрывал свои врата перед верующими. Рождественский храм в Измайлово также не пришлось восстанавливать, он плавно пережил богоборческие времена, а его структура не нарушила тесной связи с древностью.
Статьи о Рождестве Христовом:
Свое название собор получил в честь важнейшего религиозного праздника — Рождества Спасителя.
История основания храма
Царь Алексей Романов решил построить загородную резиденцию в имении Измайлово после того, как оно перешло под его управление. В качестве главного собора планировалась Покровская церковь, расположенная на Серебряном острове. Деревянный храм Рождества Христова изначально предназначался для проживания здесь крестьян из других имений.
В 1678 г. мастера завершили внутреннюю отделку, соорудили три иконостаса. В этом же году патриарх Иоаким торжественно освятил Рождественский собор.
История становления
Первые годы существования стали для Христорождественского собора самыми знаковыми. Однако после вступления государства в новую эпоху, он лишился внимания царей, оказывавших великое благодеяние.
Архитектура храма
Собор украшен в стиле узорочья, типичном для русского зодчества середины XVII столетия. Подобная декоративная манера, предшествовавшая отечественному барокко, отличается большим количеством элементов. Поэтому Христорождественский собор в Измайлово создает впечатление монументальности, купола иллюзорно уменьшаются, а приделы берут на себя основную роль во внешнем облике.
Как добраться
Рождественская церковь находится в Москве, по адресу: Измайловский проезд, строение № 28.
Другие храмы в честь Рождества Христова:
Чтобы добраться сюда, следует от станции «Преображенская площадь» сесть на автобус № 239 и доехать до остановки, которая называется «Школа». Если двигаться от метро «Щелковская» на троллейбусах № 32, № 41, необходимо выйти на «Зоомагазине», церковь расположена недалеко.
Святыни и богослужения
В стенах Измайловского храма прихожане имеют возможность молиться перед чудотворными иконами «Иерусалимской» и «Владимирской» Богоматери. Здесь хранится образ «Благодатное Небо», прославляющий Пречистую Деву, список «Спаса Нерукотворного» — прижизненного изображения Христа, а также икона девяти мучеников Кизических.
Храм работает ежедневно, богослужения совершаются с 9:00 до 17:00. В праздники и воскресенье здесь проходят ранние литургии в семь и десять часов утра.
Христорождественский храм в Измайлово сохранил всю прелесть изначальной архитектуры, и сегодня ежедневно принимает мирян, желающих приобщиться к Божиим тайнам. В стенах собора верующие найдут образцы чудотворных икон и частицы мощей святых угодников. Центральная церковь района Измайлово считается великим памятником русского зодчества и отечественной культуры.
Храм Рождества Христова в Измайлово, Москва. Адрес, история, режим работы, расписание служб, фото, как добраться
Храм Рождества Христова является важным памятником культуры, истории, и религиозным центром в Измайлово. Сегодня храм числится как объект культурного наследия страны.
В честь кого назван, значение храма сегодня
Храм Рождества Христова в Измайлово считается одним из старейших храмов Москвы, которому удалось избежать разрушений и закрытий, и во время всех войн он первым восстанавливался на средства прихожан и благодетелей.
Сегодня храм является действующим архитектурным памятником и принадлежит Русской Православной церкви: здесь регулярно проходят богослужения. Помимо этого, притч храма ведет активную социальную работу, принимает участие в различных городских и районных мероприятиях, организовывает воскресную школу и кружки для православной молодежи.
Так же храм входит в список большинства московских экскурсий как один из важнейших архитектурных экспонатов и ярчайших представителей своего стиля.
Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль
В архивах сохранилась грамота, подробно описывающая внешний вид храма, но в ходе изменений во время строительства содержимое грамоты было соблюдено не полностью. Храм состоит из трех приделов, которые соединены общей трапезной частью с помощью высоких арочных проемов. Над храмом установлено традиционное пятиглавие, обозначающее Иисуса Христа и четырех евангелистов.
Каждый из кубических приделов имеет свой купол. Храм имеет три яруса кокошников. Позже к нему была достроена трапезная часть, еще позже архитектурный ансамбль дополнила колокольня и внешний притвор, паперть. Сохранилось имя архитектора, им был местный крестьянин Спиридон Харламов, заведующий артелью местных каменщиков.
Современный храм раскрашен в красный и белый: красный является основным цветом, белым выделены детали, расписные колонны, декоративные элементы арок и оконных проемов. Храм построен в стиле «узорочье», относящемуся к раннему барокко. Здесь присутствует множество разнообразных декоративных деталей. Алтарный выступ храма выделяется дальше, чем в большинстве подобных храмов.
История строительства
Храм Рождества Христова в Измайлово относится к древним храмам с богатым историческим прошлым. Село Измайлово возникло еще в 1663 г., когда указом заря Алексея Михайловича здесь сформировали крупное хозяйство и усадьба: заложили сады, конюшни, пасеки, пруды, скотные дворы.
Усадьбу заселили жителями окрестных сел, и именно для них в 1663 г. заложили первая деревянная шатровая церковь с одним основным и двумя боковыми престолами: центральный был освящен в честь праздника Рождества Христова, а южный и северный в честь Богородицы и святителя чудотворца Николая. К 1664 г. здание церкви достроили.
В следующем году церковь начали расписывать при участии иконописцев из Костромы, известных своими талантами, С. Рошкова и Д. Емельянова. Они написали образы для алтарей, а так же образы почитаемых местных святых. Одна из таких икон, изображающая Всемилостивого Спаса и предстоящих перед ним святителей, сохранилась до сих пор. Так же мастерами были оформлены боковые клиросы.
В 1676 г. впервые заговорили о строительстве полноценного каменного храма, в том же году на строительство его была получена грамота.
Общее строительство каменной церкви длилось ровно год, от лета до лета. В этот год уложилась и полная постройка, и облицовочные работы. Год же заняли и внутренние работы: размещение икон, установка иконостасов. Были изготовлены богослужебные предметы, пошиты облачения и пелены.
Работами местных паяльщиков были созданы необходимые металлические предметы для всех приделов, центральное и боковые паникадила, разнообразные подсвечники. В 1678 г. храм был освящен. О то, что случилось с деревянной церковью, ничего не известно: возможно, ее полностью разобрали за ненадобностью.
Существует версия, что каркас церкви был переставлен в другое место: например, в одно из окрестных сел, где церковь отсутствовала вовсе. Вплоть до XVIII века Измайлово было одной из любимейших усадеб за городом, здесь регулярно была царская семья, храм процветал: сюда вносились обширные пожертвования, здесь были иконы лучших мастеров России.
Храм Рождества Христова в Измайлово схема строения.
После переноса императорского двора в Петербург необходимость в усадьбе пропала. Многие жители села переехали в Москву, о храме и остальных постройках уже не заботились так, как раньше, приход тоже уменьшался. Вскоре притч церкви уменьшили, оставив тут только священника, диакона и одного дьячка. Постепенно храм ветшал и выделенных средств не хватало на поддержание должного уровня.
В 1744 г. было решено исправить старые иконы, в 1761 г. – построить колокольню. Во время войны 1812 г. храм едва не был ограблен и только благодаря усилиям настоятеля, вовремя спрятавшего драгоценности, остался в целости. Вплоть до 1922 г. храм постепенно реставрировался и возвращал себе свою важность вместе с расцветом самого Измайлово.
В 1922 г. из храма изъяли ценности, в общей сумме 196 предметов: это были сосуды, кресты, серебряные и золотые ризы с икон, лампады, серебряные уголки на служебных книгах. Несмотря на это, саму церковь не закрыли ни разу: даже во время войны она полноценно функционировала, а служили здесь священники с других приходов, чьи храмы были закрыты.
В 1980-х церковь получила новый расцвет. Началось время социальной работы, образовательной деятельности, катехизаторства. Вскоре было построено здание воскресной школы, в храме провели реставрацию и обновили внутреннюю роспись.
Внутреннее убранство
На входе храма сохранились двойные двери из железа, автором проекта которых в 1894 г. был П. Сальников. Три храмовых иконостаса для каждого придела были созданы мастером из Костромы С. Рожковым в 1678 г. и сохранились до сих пор в первозданном виде.
В 1735 г. иконы в иконостасах были заменены на новые, написанные Ф. Пискулиным, а еще позже в храме была добавлена резьба на киоты и отдельные части иконостаса. В 1905 г. было решено обновить иконы и привлечь художников для новой росписи.
Из-за нехватки средств не удалось полностью следовать плану, предложенному Московским археологическим обществом, и храм была расписан московским иконописцем В. Гурьяновым под иконы различных русских художников. Стены внутри украшают различные растительные орнаменты, а так же изображения почитаемых святых.
Многие иконы копируют творчество Репина и Бронникова. В целом, храм сохраняет свой колорит и старину: здесь низкая посадка свода, арочные проходы и большие иконы, расположенные на стенах.
Святыни, мощи, иконы храма
Храм Рождества Христова является хранилищем одних из древних измайловских святынь и старых икон. Здесь находится много икон, написанных в XVII веке. Также тут хранится и почитается икона Девяти мучеников Кизических, написанная в начале XIX века.
В своих приделах хранятся списки с различных икон Божией Матери. Особо почитают Израильскую икону Божией Матери, прославившуюся своими чудесами. В списке с Владимирской иконе находится частица мощей апостола Фомы. Так же с частицами мощей святых находятся иконы святителя Иосафа Белгородского и покровителя сельского хозяйства мученика Трифона.
Духовенство и наставники
Храм Рождества Христова в Измайлово имеет полноценный притч, состоящий из настоятеля, 2-х протоиереев, 2-х иереев и 2-х диаконов.
Настоятелем храма является митрофорный протоиерей Леонид (Ролдугин), удостоенный многих церковных наград, таких как Орден князя Владимира III степени за церковные заслуги, Орден святителя Иннокентия II степени за 40 лет церковного служения, и Орден Даниила Московского II степени в память 1 000 лет крещению Руси.
Членами притча храма являются так же протоиерей Евгений (Зуев) и протоиерей Владимир (Кутикин). Отец Евгений так же занимает должность директора воскресной школы. Отец Владимир занимается духовным окормлением Кенозерского края.
Служащие иереи храма – отец Виктор (Родин), участник программы по строительству храмов Москвы, и Сергий (Мелешко), занимающийся духовным окормлением московских тюрем и СИЗО. К притчу относятся и диаконы, также служат диаконы Сергий (Шмонин) и Владимир (Исаков), принимающие активное участие в социальной работе.
Социальная работа, повседневная жизнь
Храм Рождества Христова в Измайлово регулярно осуществляет духовную и материальную помощь всем нуждающимся. Приход храма занимается адресной гуманитарной помощью малоимущим и многодетным семьям, оказывает патронажную помощь пожилым людям и инвалидам.
Приход храма оказывает транспортную помощь и помогает взаимодействовать с лечебными и правовыми заведениями на территории района, оказывая бесплатные юридические услуги. Клирики и прихожане храма регулярно посещают и оказывают социальную помощь в Пансионате для ветеранов труда, детской городской больнице, клинических больницах, центре социального обслуживания.
В качестве катехизаторской работы регулярно проходят общие причастия и соборования, при необходимости – крещения во всех вышеперечисленных заведениях. В школьные и городские библиотеки передается православная литература, молитвословы, библии, детские книги.
Воскресная школа
В 1991 г. в храме Рождества начала свою работу воскресная школа. Учащиеся разделены на 5 групп и формируют 5 основных классов. Занятиями с воспитанниками занимается обширный состав преподавателей: уроки ведут профессиональные школьные учителя, а так же члены причта.
Детям преподаются уроки Закона Божьего, церковно-славянского чтения, литургика, религиоведение, основы нравственного жития, уроки жития святых. Так же из учащихся сформирован детский хор. Те, кто не задействован в пении, все равно участвуют в Литургии: читают часы и апостол, звонят в колокола, исполняют обязанности пономарей.
Помимо занятий, детям предлагаются различные кружки на выбор: кружок пения и вокала, кружок изобразительного искусства, различные спортивные занятия и туристические походы по району.
В качестве дополнительного кружка так же существует музыкальная группа, которая состоит из учащихся. Ансамбль исполняет различные патриотические песни и без его участия не проходит ни одного выступления школы. Сами выступления устраиваются регулярно на каждый большой праздник усилием родителей и детей под руководством опытных педагогов.
Престольные праздники
Храм Рождества Христова в Измайлово имеет несколько престолов и отмечает престольный праздник каждого из них. Главный престол освящен в честь Рождества, которое празднуется 7 января. Южный придел освящен в честь Богоматери и почитаемой на Руси Казанской иконы: еженедельно в приделе совершается акафист, празднование престола 21 июля и 4 ноября.
В северном приделе храма находится престол в честь святителя Николая Мирликийского, его празднование 19 декабря и 22 мая. Приставной храмовый престол для дополнительных литургий освящен во имя Иерусалимской иконы, написанной самим апостолом и евангелистом Лукой. Празднование совершается 25 октября.
Расписание служб, режим работы
Для молитвы храм открыт каждый день с 7:00 до 20:00.
Интересные факты про храм
Рядом с храмом находится Измайловское кладбище, основанное в 1972 г. Именно на его территории была построена деревянная, а после и каменная церковь. В 1935 г. кладбище было внесено в список московских кладбищ.
Храм в Измайлово является почти рекордсменом по количеству сохранившихся икон, сохранившейся росписи и сохраненной утвари. Храм почти не пострадал во время советской власти, и даже во время изъятия церковного имущества неизвестный благодетель вернул серебряную ризу с иконы Божией Матери, хотя во всех документах риза указана как изъятая.
Информация для паломников
На территории храма нельзя фотографировать без благословения. Старинным иконам и окладам это может повредить. Для фото необходимо получить разрешение священника из клира.
Не рекомендуется посещать храм в неподобающем виде, женщинам нежелательно быть накрашенными и находиться без головных уборов или платка. Для мужчин нежелательны шорты и открытые майки. В храме можно заказать требы, такие как чтение псалтири или сорокоуст.
Где находится, что в окрестностях, как добраться
Адрес храма: Измайловский проезд, дом 28. Ближайшая остановка метро – «Черкизовская», от нее можно дойти пешком 30 мин. или доехать автобусом №230 до остановки «Школа». Также можно воспользоваться метро «Измайловская», оттуда пешком 20 мин., или автобусом №34. От метро «Щелковская» в сторону храма едет автобус №32 и №41.
В Измайлово храм не единственное, что можно посмотреть: здесь так же необходимо посетить деревянные теремки, называемые Измайловским Кремлем, а так же Измайловский парк и остров, рядом с которым Петр I запускал в плаванье свой первый корабль.
На сегодняшний день храм Рождества Христова является не только украшением Измайлово и центром социальной и духовной работы, а и жемчужиной всей Москвы. Это удивительный храм с необычной архитектурой, необычной росписью, и необычной судьбой.
Автор: Катя Волкова
Оформление статьи: Лозинский Олег
Видео о Храме Рождества Христова в Измайлово
ШЦП при храме Рождества Христова в Измайлове:
Измайлово. Церковь Рождества Христова в Измайлове.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Церковь построена в 1675 г. в слободе Измайлово в вотчине бояр Романовых по повелению царя Алексея Михайловича. Каменный храм построен костромскими мастерами в стиле позднего узорочья. В 1690 г. были выстроены и освящены приделы, в 1760 гг. пристроена колокольня в стиле барокко и трапезная. Попечителями храма были русские самодержцы. Святые, изображенные на иконах, Алексей, Божий человек, Федор Стратилат и Мария Египетская, были небесными покровителями царей Алексея Михайловича, Федора Алексеевича и царицы Марии Ильиничны. Во время эпидемии чумы 1771 г. верующие приходили в этот храм к особо чтимой иконе Иерусалимской Божией Матери. Это одна из копий той иконы, которую евангелист Лука написал спустя 15 лет после распятия Христа. Икона много путешествовала, когда-то по преданию спасла Константинополь, в конце концов оказалась в Упенском Соборе Московского Кремля. Была она там до нашествия Наполеона, после чего бесследно исчезла. К счастью, в Измайлово была копия, успевшая к тому времени прославиться своими чудесами. Она сейчас является главной святыней храма.
C 1944 года отец Иоанн (Крестьянкин) начал служить псаломщиком в московском храме Рождества Христова в Измайлове, а 14 января 1945 года митрополит Николай(Ярушевич) посвятил его в сан диакона. В октябре отец Иоанн сдал экстерном экзамены за курс семинарии и на праздник Иерусалимской Божией Матери 25 октября 1945 года патриархом Алексием I он был рукоположен в сан священника в том же храме Рождества, где и остался служить. В 1950 году он был арестован за ревностное пастырское служение и по приговору (антисоветская агитация) получил 7 лет исправительно-трудовых лагерей с отбыванием наказания в лагере строгого режима в Каргопольлаге. Там он работал на лесоповале. С 1967 года иеромонах Иоанн до своей кончины в 2006 году он служил в Псковско-Печерском монастыре. К нему все эти годы со всех концов России и даже Зарубежья шли и шли верующие.
Из книги «Духовная аптека» старца Иоанна (Крестьянкина), наставления, уроки, молитвы «Ковчег», Москва. 2010 год.
Рождества Христова в Измайлове церковь (Измайловский проезд, дом № 28, строения 1–2).
Писцовые книги повествуют о том, что в царском селе Измайлово в 1623 г. существовала деревянная «шатром вверх» церковь в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы с двумя приделами. Современное здание церкви было выстроено к 1676 г. на средства из государевой казны. Иконы для храма написал в 1678 г. костромской иконописц С. Рожков. В 1735 г. они поновлялись иконописцем П. Пискулиным, который также написал для храма новые образа.
Архитектура церкви типична для посадского зодчества Москвы. Сложившаяся продольно-осевая композиция, называемая «кораблем», включает в себя бесстолпный пятиглавый храм с приделами, двустолпную трапезную и колокольню. Небольшой стройный четверик церкви увенчан пятью глухими удлиненными главками на утонченных шейках-барабанах. К нему примыкают боковые приделы Казанской иконы Божией Матери и святителя Николая – самостоятельные небольшие храмы, открытые в центральную часть широкими арками. С восточной стороны также значительно выделяются апсиды. Колокольня, построенная в Елизаветинское время, с барочным декором, по сравнению с церковью выглядит более грузной. Трапезная переделывалась в XVIII–XIX веках, но сохранившийся первоначальный декор деликатно вписался в общий рисунок.
В советское время храм не закрывался. С 1944 г. в храме служил псаломщиком Иван Михайлович Крестьянкин, в 1945 г. рукоположен в храм священником и служил в нем до 1950 г. Впоследствии отец Иоанн Крестьянкин принял монашеский постриг и прославился как опытный духовник и старец. Древних жилых построек вокруг храма не сохранилось, сейчас это жилой массив построек 1960-1970-х годов. Вокруг церкви Рождества Христова сохранилось кладбище с захоронениями XIX–XX вв., построен домик причта, возведена изящная кованая ограда. Храм по сей день хранит московскую святыню – чудотворную Иерусалимскую икону Божией Матери, список, выполненный в 1649 г. мастерами Оружейной палаты для храма Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлове. Эта икона прославилась исцелениями от нее во время эпидемий 1771 и 1866 гг.
Михаил Вострышев «Москва православная. Все храмы и часовни»
Деревянный шатровый храм в Новой слободе Измайлова был построен царскими стрельцами летом 1664 г., каменный храм в стиле «русского узорочья» воздвигнут артелью костромских зодчих (подрядчик Спиридон Харламов) взамен деревянного попечением царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича Романовых, освящен Великим чином в 1676 г. Патриархом Иоакимом. Главный бесстолпный четверик снаружи увенчан тремя ярусами кокошников и пятью главами. Западная (трапезная) часть храма построена как двухстолпная палата в конце ХVII в.; в начале ХVIII в. пристроена паперть с колокольней в стиле раннего барокко.
Первые иконы трех иконостасов храма написаны костромским иконописцем Сергием Рожковым и датированы 1678 г. В 1735 г. по распоряжению императрицы Анны Иоанновны было осуществлено первое поновление икон ХVII в. и написаны новые образа цеховым иконописцем Петром Пискулиным. В сер. ХIХ в. все три иконостаса и пристенные киоты в трапезной части храма были украшены резьбой. В храме находится (с 1804 по 1854 г.г., а затем с 1927 г. постоянно) чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери, написанная в 1649 г. в Оружейной палате Кремля при царе Алексее Михайловиче Романове для дворцового усадебного храма царевича Иоасафа Индийского (храм разрушен молнией в 1780 г., затем восстановлен в первой половине XIX в., окончательно уничтожен в конце 1920-х г.г. ). Образ прославился многими исцелениями во время моровых поветрий в 1771 и 1866 г.г. В ХIХ в. икона была украшена уникальным чеканным окладом работы знаменитой фирмы Сазиковых.
Освоение территории современного Измайловского района проходило в конце XIV в. По крайней мере, к концу первой половины XV века село Измайлово уже существовало. Оно располагалось на территории современного Серебряного острова, к северо-востоку от Покровского собора. Первыми владельцами села, вероятно, были московские великие князья. Царь Иван Грозный в 1550-1560-х г.г. пожаловал Измайлово боярину Никите Романовичу Захарьину-Юрьеву, брату царицы Анастасии Романовой. С тех пор село находилось в вотчинном владении семьи Романовых. Последний потомственный владелец села Никита Иванович Романов умер бездетным, поэтому село перешло его племяннику царю Алексею Михайловичу. В 1663 г. он решил создать здесь крупное дворцовое хозяйство: сады, государеву пашню и пасеку, конюшни, скотские дворы и птичники, пруды для разведения рыбы, стекольный и кирпичный заводы, винокурню. Эта усадьба должна была служить не только местом отдыха царской семьи, но и хозяйственным нуждам царского двора.
Для воплощения царских замыслов в Измайлово были переселены крестьяне из Костромского, Валдайского, Переяславского, Алаторского и других уездов. Их дворы разместились на пустоши Хоругово и образовали Новую слободу села Измайлова. Эта слобода располагалась в районе современных улиц Никитинской, 3-й Прядильной и Измайловского проезда. Для жителей слободы и была выстроена церковь в честь Рождества Христова с приделами Казанской иконы Божией Матери и святителя Николая.
Образцом для Измайловской усадьбы послужила Александрова слобода, одна из любимейших усадеб Ивана Грозного. Алексей Михайлович стремился подражать своему грозному предшественнику особенно в начале своего царствования и поэтому в новой усадьбе воспроизвел посвящения престолов. Покровский собор первоначально строился «против образца соборные церкви что в Оликсандрове слободе…», а церковь Рождества с Никольским приделом, видимо, соотносилась с древнейшими посадскими храмами Александровской слободы Рождества Христова и святителя Николая чудотворца. Посвящение третьего престола измайловской церкви Казанской иконе Божией Матери характерно для храмов дворцовых сел, поскольку государи из дома Романовых и особенно царь Алексей Михайлович глубоко чтили Казанскую икону Божией Матери, явившей Свое заступничество в Смутное время и способствовавшей утверждению новой династии. Именно поэтому строившийся тогда же дворцовый храм в Коломенском был посвящен Казанской иконе Богородицы.
Точно неизвестно, когда было начато и окончено строительство деревянной церкви. Вероятно, она была завершена к 1664 г., так как первые сведения о совершении богослужения в ней относятся к лету этого года. Нельзя ничего сказать об архитектуре и внутреннем убранстве деревянного храма. Известно лишь, что часть храмовых икон в 1665 г. писали костромские мастера Сергей Васильев Рошков, Петр Аверкиев Дунаев, Дмитрий Емельянов Пушкарев и Фрол Леонтьев. Ими были написаны образы Рождества Пресвятой Богородицы, святого великомученика Никиты и Всемилостивого Спаса с припадающими святыми преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским. Последняя икона сохранилась и стоит справа от царских врат в центральном храме. К этому кругу принадлежат и другие образы современного центрального иконостаса: храмовая икона Рождества Христова на правом клиросе, икона Введения Пресвятой Богородицы на левом клиросе и святых мучеников Флора и Лавра. Первыми в церкви Рождества Христова служили священники Василий и Димитрий, на смену которым пришли священники Александр и Феодор, прослужившие в храме до конца XVII в.
После смерти Алексея Михайловича в 1676 г. на царский престол взошел его сын Федор Алексеевич. Он отличался благочестием и большой любовью к церковному каменному зодчеству. В Измайлове в его царствование завершилось строительство Покровского собора на Измайловском острове и были воздвигнуты каменные церкви Иоасафа царевича Индийского и Рождества Христова.
К началу 30-х г.г. XVIII в. храмовые иконы заметно обветшали, поэтому управитель села Измайлова Яков Нормацкий вместе с настоятелем храма Никитой Васильевым (сыном предшествующего настоятеля храма священника Василия Варфоломеева) и церковным старостой крестьянином Василием Варфоломеевым стали просить Московскую дворцовую контору передать Рождественскому храму иконы из церкви в дворцовом селе Алексеевском, где в эти годы создавался новый иконостас. Привезенные в 1733 г. иконы оказались столь же ветхими. Их хранили в храме до тех пор, пока они не были отосланы в Успенский храм села Гжель, в котором в 1742 г. сгорел иконостас. В 1734 г. в храм Рождества Христова наконец был прислан иконописец Оружейной палаты Яков Меркурьев Поспелов, который составил опись храмовых икон и отметил, что большинство икон необходимо переписать вновь. Однако Дворцовая канцелярия долго не могла изыскать средств для найма иконописца, который бы согласился провести эту работу. Только 22 февраля 1744 г., после проведения трех торгов, был заключен контракт с известным московским иконописцем Егором Ивановым Греком, который к началу февраля следующего года выполнил все работы.
В середине 1740-х г.г. храм получил новый комплект богослужебных книг вместо обветшавших изданий XVII в., новые священнические и диаконские облачения, покровы, завесы, аналойники и напрестольные облачения, а также новые колокола, которые были вылиты из старых пушек. Может, это были те самые пушки, которые, по приказу Петра Великого, отца Елизаветы Петровны, выливали из колоколов. Выполнение этих работ стало возможным благодаря особому вниманию императрицы Елизаветы Петровны к подмосковным дворцовым усадьбам.
В 1771 г. произошло чудесное прославление Измайловского списка с Иерусалимской иконы Божией Матери. Образ, с которого был сделан этот список, находился в Успенском соборе московского Кремля. Он был утрачен во время наполеоновского нашествия. Два его списка, Измайловский и Бронницкий, прославились многочисленными чудесами в Московской губернии и далеко за ее приделами. Измайловский список был создан в 1679 г. для собора Покрова Пресвятой Богородицы на Измайловском острове. Когда в 1771 г. началось сильное моровое поветрие, унесшее жизнь многих москвичей, перед этим образом стали совершать ежедневные молебны, после которых икону поднимали и обносили вокруг села. Благодаря заступничеству Божией Матери и попечением управителя села Ивана Савича Брыкина (1706-1821), расставившего вокруг села карантины и принявшего строгие меры в борьбе с эпидемией, чума миновала село Измайлово. В то же время многие измайловские крестьяне, находившиеся на заработках в Москве и подмосковных фабриках, умерли от чумы. С этого времени отмечается особое почитание чудотворной иконы Божией Матери Иерусалимской в селе Измайлове и Московском уезде. Ежегодно на день ее памяти образ ставили в специальный ковчег, который поднимали 8 человек, и обносили его крестным ходом вокруг села. Возможно, в связи с явлением чудес от Иерусалимского образа Богородицы прихожане храма Рождества Христова заказали список с нее. Тогда еще никто не предполагал, что вскоре сам чудотворный образ будет перенесен в Рождественский храм. Это произошло благодаря тому, что оба храма на Измайловском острове оказались в аварийном состоянии. Церковь преподобного Иоасафа царевича Индийского была закрыта уже к концу XVIII в., после удара молнии в главу храма. В Покровском соборе прекратилось регулярное совершение богослужений. Поэтому в 1804 г. чудотворный образ Иерусалимской иконы Божией Матери был перенесен из Покровского собора в церковь Рождества Христова и установлен перед правым клиросом центрального храма.
На средства Измайловского крестьянина, ставшего купцом второй гильдии, Ивана Гаврилова Курдюкова (Кордюкова) 1 марта 1830 г. был отлит самый крупный колокол, весом в 210 пудов (3440 кг) на колокольню церкви Рождества Христова. Работу выполнил мастер Аким Воробьев на колокольном заводе Самгиных. Такое внимание к Дому Божию не осталось безответным. В 1820-е г.г. в храме Рождества Христова появилось еще два чудотворных образа: складень с Владимирской иконой Божией Матери в среднике и с частицей мощей апостола Фомы и икона великомученика и целителя Пантелеймона. Надпись, находящаяся на обороте Владимирской иконы Богородицы, повествует о том, что этот образ был чудесно обретен 9 мая 1748 г. на месте сгоревшего московского дома. 72 года хранил его упомянутый измайловский управитель И.С. Брыкин, а в 1820 г. он «по усердию для поминовение души своей внес и поставил в церкви Рожества Христова что в удельном селе Измайлове в Казанском приделе над царскими враты». Эта икона была украшена великолепной ризой с драгоценными камнями и жемчугом, которую сняли во время изъятия церковных ценностей в 1922 г. Сейчас чудотворный образ продолжает стоять над царскими вратами Казанского придела.
В 1825 г. «христолюбивые жители» села Измайлова получили от Афонского Пантелеимонова монастыря «в благодатную помощь и заступление» икону великомученика и целителя Пантелеймона. Через некоторое время от этой иконы было явлено чудо. В селе начался сильный пожар, быстро распространявшийся и угрожавший деревянным постройкам. Он был остановлен только после того, как жители села обошли село крестным ходом с иконой святого великомученика Пантелеймона. В память об этом чуде установлено местное празднование памяти великомученика в 4-ю Неделю по Пасхе о расслабленном.
В отличие от храма Рождества Христова, который все больше украшался трудами настоятеля священника Иоанна Постникова и жертвователей из числа прихожан, церковные здания на Измайловском острове постепенно разрушались. Благочинный священник Алексей Григорьев сообщал в связи с разрушением крыши над алтарем Покровского, что «в летнее время летают птички в церкви и во алтаре делают гнезда, которых никак не можно удержать». В ответ на донесение святитель Филарет (Дроздов) митрополит Московский повелел закрыть собор, а в 1828 г. приписал собор к храму Рождества Христова в Измайлове. Приход храма Рождества Христова не мог своими силами осуществить восстановление Покровского собора, в котором не было штатного духовенства, а приход состоял всего из нескольких семей дворцовых служителей. Поэтому Покровский собор простоял в аварийном состоянии до 1837 г., когда был передан в военное ведомство для устройства Измайловской военной богадельни. Покровский собор, по проекту архитектора К.А. Тона, должен был служить домовым храмом богадельни. После завершения внутренних работ в 1851 г. в него была возвращена чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери. Здесь образ украсили ризой, созданной в мастерской И.П. Сазикова на приношение П.В. Голубкова и усердием В.А. Сопелкина.
19 октября 1852 г. состоялось освящение Покровского собора. В храме Рождества Христова остался список с чудотворного образа. В эти годы в Рождественском храме также проводились ремонтные работы: были сделаны новые настенные росписи и созданы новые иконостасы с сохранением старых икон. Эти иконостасы сохранились до настоящего времени. С переносом чудотворного образа из Рождественского храма обычай крестных ходов с иконой по Измайлову не прекратился. Более того, к заступничеству Божией Матери стали прибегать жители и других сел.
В период настоятельства священника Иоанна Ирисова и при церковном старосте К.Н. Бутикове 20 октября 1868 г. был отлит колокол в 49 пудов, а в 1880 г. по проекту архитектора Платона Семеновича Чижикова была выстроена ограда храма. К концу XIX в. Измайлово превратилось в крупное промышленное село, население которого насчитывало около 3 тысяч человек. Почти половина живущих в Измайлове была выходцами из других губерний. Они не были постоянными прихожанами храма Рождества Христова, так как трудились на фабриках с Покрова до Пасхи. Для духовного окормления рабочих на фабрике Измайловской мануфактуры в 1890 г. была построена часовня.
На рубеже XIX-XX в.в. начался следующий этап ремонтно-строительных работ в церкви Рождества Христова. Особый вклад в благоукрашение храма принадлежит Измайловскому купцу и фабриканту Ивану Васильевичу Бутюгину (1841-1911). Он родился в семье зажиточных крестьян, некоторые из которых имели собственные шерстоткацкие фабрики в Измайлове и Москве. По заказу его родственника, Арефия Кировича Бутюгина, владельца кирпичного завода в селе Черкизово, 22 июня 1864 г. для Рождественской церкви был создан крест (переданный в 2000 г. в храм Покрова Пресвятой Богородицы на Серебряном острове). Получив домашнее воспитание, И.В. Бутюгин также занялся организацией фабричного производства и благотворительной деятельностью: он являлся попечителем Измайловских земских начального училища и библиотекичитальни, помогал храму, а перед смертью завещал свой собственный дом в пользу Измайловского земского участкового попечительства о бедных и нуждающихся для организации постоянного приюта на 15 престарелых вдов и девиц. Этот приют начал действовать в 1912 г. При главном входе в Рождественский храм до сих пор сохранились двойные железные двери, созданные в 1894 г. по проекту архитектора Павла Петровича Сальникова (1864-1901) на средства И.В. Бутюгина. По преданию, бытующему в роде Бутюгиных, во время поновления икон в 1905-1906 г.г. по его заказу было написано несколько образов: вероятно, Казанской Божией Матери и святителя Николая, стоящие соответственно в Казанском и Никольском приделах.
В 1905-1906 г.г. известный московский иконописец Василий Павлович Гурьянов (1866-1920) заново расписал церковь. Перед началом росписи Московское археологическое общество, контролировавшее в то время все церковные ремонтно-строительные работы, рекомендовало расписать храм под XVII век, однако В.П. Гурьянов расписал храм по подобию работ известного художника В.М. Васнецова в Киевском Владимирском соборе. Причина выбора такого стиля, по словам настоятеля храма священника Михаила Волкова, заключалась в ограниченных средствах, выделенных на роспись. Храм не мог оплатить стилизацию под XVII век. Московское археологическое общество дало низкую оценку росписи, отметив, что «живопись представляет собой слабые копии с произведений Бронникова, Маковского, Нестерова, (Репина) и других, причем орнаментация не гармонирует с живописью». Особенно низко были оценены алтарные изображения Святой Троицы и Моления о чаше. Тем не менее, роспись не была изменена и дошла без поновлений до 90-х г.г. XX в. Тот же иконописец и реставратор в 1905-1906 г.г. проводил полную реставрацию иконостаса и отдельных икон в главном и боковых пределах. В 1911 г. с разрешения Императорской археологической комиссии побелили стены, покрыли медянкой крыши и главы церкви Рождества Христова, а в 1912 г. устроили водяное отопление.
Революционные события 1917 г. далеко не сразу затронули приходскую жизнь храма Рождества Христова в Измайлове. На основании Декрета об отделении церкви от государства (1918 г.), приход лишился церковно-приходской школы, а духовенство перестало вести занятия: по Закону Божию в Измайловском земском начальном училище. Тем не менее, дети продолжали приходить в храм и даже пели в церковном хоре. В храме сохранялся крепкий приход, члены которого летом 1922 г. просили о передаче в их пользование закрытых еще в 1918-1919 г.г. Покровского собора и церкви преподобного царевича Иоасафа Индийского на Измайловском острове и даже «ручались в достойном их содержании». Настоятель Рождественского храма протоиерей Михаил Волков вместе с прихожанами в 1918 г. перенес чудотворный Иерусалимский образ Богородицы из Покровского собора в церковь Рождества Христова и поставил икону рядом с ее списком в центральном храме.
4 мая 1922 г. в храме Рождества Христова было проведено изъятие ценностей. Ее осуществили Шокин и Филиппов при участии трех представителей ячейки большевистской партии 5-го Инженерного батальона, стоявшего в корпусах богадельни на Измайловском острове. К этому времени измайловские жители были осведомлены, что никакое сопротивление прихожан не может остановить членов комиссий по изъятию церковных ценностей, руководствовавшихся призывом В.И.Ленина «дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий». В храм Рождества были допущены настоятель протоиерей Михаил Волков и двое членов общины Павел Михайлович Таразанов и Сергей Федорович Тюрин. Всего было изъято 196 предметов: 51 серебряная риза, 80 венцов с икон, дарохранительница, два комплекта богослужебных сосудов, серебряные углы с Евангелий, 3 кадила, напрестольные и нательные кресты, 18 лампад и другие предметы. Присутствовавший при этом эксперт Музейного отдела Главнауки Ф.Ф. Вишневский (примечательно, что его мать, Вера Константиновна урожденная Бутюгина, происходила из рода измайловских крестьян) среди этих ценностей обратил особое внимание комиссии лишь на комплект богослужебных сосудов 1830 г.
Наибольшее возмущение у присутствующих вызвало снятие с чудотворного образа Божией Матери Иерусалимской ризы, отреставрированной за десять лет до этого события. Члены комиссии стали ее топтать, чтобы вынуть драгоценные камни. С.Ф. Тюрин возмущенно крикнул членам комиссии: «Что вы делаете, варвары?!» Его в числе других прихожан арестовали за составление письма с протестом против изъятия церковного имущества. Большинство арестованных вскоре освободили. В течение следующего года храм восполнил утрату самых необходимых вещей: был приобретен медный пасхальный трехсвечник вместо изъятого серебряного и комплект богослужебных сосудов, тоже из меди. Остается неизвестным, каким образом в храм вернулась риза с чудотворного Иерусалимского образа Божией Матери, поскольку по отчетным документам в 1922 г. ризу сняли и с чудотворной иконы, и с ее списка.
Скорее всего, все эти крестные ходы совершались в память о чудесном избавлении этих селений от моровых поветрий. Возможно, по той же причине в храм Рождества Христова в Измайлове в середине августа приносили чудотворный образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость» из храма в честь этой иконы на Большой Ордынке (еще в первой половине XIX в. в Рождественском храме был установлен список с этой иконы). Из московских святынь измайловские жители также особенно чтили частицу мощей святого великомученика и целителя Пантелеймона из Пантелеимоновской часовни у Никольских ворот и икону святого мученика Трифона из Трифоновской церкви в Напрудной слободе. Эти святыни ежегодно приносили в Измайлово для совершения молебнов в храме и в домах прихожан.
Репрессии измайловского духовенства начались после вхождения Измайлова в черту города в 1935 г. Первым был репрессирован протоиерей Михаил Волков, настоятель Рождественского храма, по крайней мере, с 1905 г. Он, как вспоминает один из современников, «никаких интересов, кроме служения Богу и народу, не имел». В 1939 г. был репрессирован священник Сергий Соколов. Его не спасло даже то, что еще в начале 1930-х г.г. он снял с себя священнический сан, чтобы его дети не считались детьми «лишенца», как звали тогда лишенного гражданских прав, и смогли получить образование (в этот период духовенство вынуждено было оплачивать обучение своих детей).
В связи с повсеместным закрытием церквей в храме Рождества Христова стало служить духовенство из закрытых ранее приходов. В 1930-х г.г. в нем служил священномученик Павел Ансимов, возможно, с 1928 г. Он был расстрелян 21 ноября 1937 г. на Бутовском полигоне. В 1935 г. в церкви Рождества Христова менее года служил священномученник Николай Виноградов, скончавшийся 24 декабря 1937 г. в лагере НКВД в поселке Усть-Коин. Несмотря на репрессии, церковь Рождества Христова не закрыли, в ней продолжали служить протоиерей Михаил Сперанский и протоиерей Иоанн Кедров (1864-1943), сохранялся крепкий приход. Во время Великой Отечественной войны обязанности настоятеля храма исполнял протоиерей Михаил Николаевич Преферансов († 24 февраля 1947 г.), бывший настоятель храма великомученика Димитрия Солунского на Благуше. Тогда, по словам одной прихожанки, «на наших улицах недалеко от храма падали фугасные бомбы, которые не взрывались благодаря молитвам Божией Матери».
С 1946 до 1971 г.г. настоятелем Рождественского храма был священник Виктор Васильевич Жуков (1903-1979). Несмотря на то, что в этот период в Советском Союзе развернулись новые гонения на Русскую Православную Церковь, в храме осуществили ремонт, над помещением для совершения крещения выстроили второй этаж, провели центральное отопление и водопровод. До этого воду для освящения носили от колонки, а храм обогревали печами, отчего многие иконы покрылись копотью. С начала служения отца Виктора иконы были очищены, некоторые из них раскрыты из-под поздних записей и отреставрированы под руководством художника-реставратора высшей категории В.В. Филатова. По заказу отца Виктора он написал в 1947 г. икону Божией Матери «Нечаянная Радость», находящуюся ныне в притворе храма. В 1971 г. он был осужден на год тюремного заключения за приобретение золота на украшение икон. После освобождения отца Виктора назначили настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной роще, но тяжелая болезнь вынудила его вскоре уйти за штат.
Чудотворный образ Божией Матери Иерусалимской чтили не только священнослужители и прихожане храма, но и многие москвичи. Ежегодно на день празднования чудотворного образа (25 октября) в храме служили Святейший Патриарх Алексий I и Святейший Патриарх Пимен. Патриарх Пимен в 1989 г. благословил устроить приставной престол в честь Иерусалимской иконы Божией Матери. Усилиями священнослужителей и прихожан Рождественской церкви храм Покрова Пресвятой Богородицы на Серебряном острове был возвращен Церкви, созданы храм Песчанской иконы Божией Матери на 9-й Парковой улице и приписной больничный храм святителя Николая чудотворца при Национальном медико-хирургическом центре им. Н.И. Пирогова Министерства здравоохранения Российской Федерации, где служат священники храма Рождества Христова.