собор рождества богородицы ферапонтов монастырь

ФЕРАПОНТОВ МОНАСТЫРЬ В БЕЛОЗЕРЬЕ

Ферапонтов-Белозерский монастырь был основан преподобным Ферапонтом в 1398 г. Расположен в 18 км от г. Кириллова, между озерами Паским и Бородаевским. Представляет собой уникальный памятник истории, архитектуры и стенописи XIV–XX вв., дошедший до наших дней в архитектурном комплексе XV–XVII вв. В течение 400 лет был мужским монастырем, в 1798 г. его упразднили, после чего в XIX в. он стал приходом Ферапонтовской волости. В 1904 г. монашеская жизнь в стенах обители возобновилась. Женский монастырь просуществовал до 1925 г. После изгнания насельниц богослужения еще совершались до 1935 г., затем монастырь вошел в состав Кирилловского краеведческого музея. В 1974 г. был открыт Музей фресок Дионисия. С 1989 г. возобновились богослужения Ферапонтовского прихода.

Монастырь имел двух основателей и назывался Ферапонтов-Белозерский Богородице-Рождественский Мартинианов монастырь. Основан в вотчине князя Андрея Дмитриевича Можайского. Первоначально был небольшим и малочисленным, удаленным от селений и дорог. Число братии к началу XV в. составляло 10–15 иноков. Позже вдоль его стен пролег большой тракт на Архангельск через Каргополь, по которому проходил торговый путь на Север, а также шли паломники в Соловецкий монастырь.

собор рождества богородицы ферапонтов монастырь. Смотреть фото собор рождества богородицы ферапонтов монастырь. Смотреть картинку собор рождества богородицы ферапонтов монастырь. Картинка про собор рождества богородицы ферапонтов монастырь. Фото собор рождества богородицы ферапонтов монастырь

Преподобные Ферапонт и Мартиниан Белоезерские

Расцвет духовной культуры начался при игуменах Мартиниане, принесшем сюда “книжное рукоделие”, и его ученике Иоасафе архиепископе Ростовском. Здесь создавалась житийная и философская литература. В числе духовных писателей были митрополит Спиридон-Савва, прп. Кассиан Грек, иноки Паисий и Матфей. Из насельников обители в лике святых были прославлены: преподобные Ферапонт, Мартиниан, Кассиан Грек (в миру Константин князь Мангупский, основатель Угличской Учемской пустыни), местно чтимый блаженный Галактион – юродивый Христа ради. В монастыре также чтилась память архиепископа Ростовского Иоасафа (Оболенского), строителя собора Рождества Богородицы. Среди известных постриженников монастыря был епископ Пермский и Вологодский Филофей.

Расцвет хозяйственной деятельности Ферапонтова монастыря пришелся на время царствования Василия II Темного, Василия III и его сына Иоанна Грозного, которые, побывав в монастыре на богомолье, щедро давали вклады утварью, землями, деньгами, льготами. В XVII и XVIII вв. для монастыря наступила эпоха бедствий: случались пожары и разграбления. Начало этому положили польско-литовские “воровские люди” в 1612–1616 гг. После неудачной осады Кирилло-Белозерского монастыря шайка разбойников занялась грабежом окрестных деревень. В завершение, по указу 1764 г. были отобраны монастырские владения. После этого обитель стала приходить в упадок и в 1798 г. была упразднена.

собор рождества богородицы ферапонтов монастырь. Смотреть фото собор рождества богородицы ферапонтов монастырь. Смотреть картинку собор рождества богородицы ферапонтов монастырь. Картинка про собор рождества богородицы ферапонтов монастырь. Фото собор рождества богородицы ферапонтов монастырь

Вид на Ферапонтов монастырь со стороны Бородаевского озера

В XVII в. Ферапонтову монастырю суждено было сделаться местом заточения низложенного Патриарха Никона, который отбывал здесь 10-летнюю ссылку, начиная с 1666 г. Суровость заточения то ослабевала, то, по наветам недругов, усиливалась. В 1676 г. после смерти царя Алексея Михайловича врагам Никона удалось настоять на переводе его в Кириллов монастырь, где престарелый и больной Патриарх провел последние 5 лет своей жизни в тяжком заключении. Он был освобожден по настоянию своего крестника – царя Федора Алексеевича, но по дороге в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь скончался под г. Ярославлем. Кроме Патриарха Никона ссыльными монастыря в разные периоды были митрополит Литовский и Киевский Спиридон-Савва, а также святитель Арсений Мацеевич митрополит Ростовский, расправа над которым совершилась по воле Императрицы Екатерины II.

С восстановлением в начале XX в. монашеской жизни к Ферапонтову монастырю было привлечено внимание Императорской Археологической комиссии, после чего начались реставрационные работы под руководством академика архитектуры П.П.Покрышкина. Церковная старина в монастыре была полностью сохранена. Впервые в стране проводились широкомасштабные работы по всему комплексу зданий. Под все церкви и палаты были подведены новые фундаменты, восстановлены своды, позакомарные покрытия собора Рождества Богородицы и церкви Благовещения.

Архитектура монастыря уникальна по своей древности. Пожалуй, это единственный в стране комплекс древних построек дониконовского времени. При этом, среди построек – самый древний каменный храм Русского Севера – собор Рождества Богородицы 1490 г., вся внутренняя поверхность которого имеет столь же древние фрески Дионисия 1502 г. Полная композиционная сохранность росписей составляет непревзойденную ценность этого памятника.

Архитектурный ансамбль Ферапонтова монастыря

Архитектурный ансамбль состоит из 4 церквей (6 престолов), колокольни, Казенной и Трапезной палат. Келейные постройки не сохранились ни от мужской обители, ни от возобновленной женской. Последние были деревянными 2-этажными. Небольшая территория обнесена невысокой оградой с двумя угловыми башенками и тремя воротами. Собор Рождества Богородицы 1490 г. составляет главную достопримечательность Ферапонтова монастыря, поскольку в нем сохранились уникальные фрески 1502 г., созданные прославленным древнерусским иконописцем Дионисием. Его же кисти принадлежат древние иконы из собора. Однако в 1930-е гг. иконостас был изъят “за низкой художественной ценностью”. Иконы находятся в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике, в Третьяковской галерее и Русском музее. Кроме главного престола собор имел южный придел, над которым возвышалась малая главка. Придел был освящен во имя святителя Николая архиепископа Мирликийского. С северной стороны была пристроена небольшая звонница, остатки которой стали частью паперти. Фрески Дионисия сделали Ферапонтов монастырь в XX в. всемирно известным. В 2000 г. памятник вошел в список особо охраняемых ЮНЕСКО.

собор рождества богородицы ферапонтов монастырь. Смотреть фото собор рождества богородицы ферапонтов монастырь. Смотреть картинку собор рождества богородицы ферапонтов монастырь. Картинка про собор рождества богородицы ферапонтов монастырь. Фото собор рождества богородицы ферапонтов монастырь

Храмовый комплекс Ферапонтова монастыря

Церковь Благовещения с Трапезной палатой 1530–1531 гг. была построена на вклад царя Василия III в связи с рождением наследника Иоанна IV, после царского богомолья в Белозерье. Подклет Трапезной служил поварней и хлебней. Архитектура трапезной церкви необычна. Особый интерес представляет ныне замурованный ярус звонов над церковью, которая строилась “под колоколы”. Ярус имеет сложно расположенные камеры-резонаторы. После возведения колокольни здесь находилось книгохранилище, куда вела скрытая лестница из алтаря. Церковь Благовещения и собор Рождества Богородицы соединены каменными переходами через 2-й ярус колокольни. Казенная палата 1-й трети XVI в. относится к редким постройкам гражданского назначения. Верхний ярус служил книгописной мастерской, хранилищем казны и книг, а нижний назывался сушилом, и это название перешло на все здание.

Церковь прп. Мартиниана 1641 г. является усыпальницей одного из основателей монастыря, где под спудом покоятся его мощи. Место погребения было украшено деревянной резной золоченой рáкой, с текстами, содержащими фрагменты его Жития. У ног святого ближе к алтарю находится погребение его ученика Иоасафа архиепископа Ростовского. Надвратная церковь Богоявления 1649 г. с приделом во имя прп. Ферапонта на Святых вратах служила домовым храмом опального Патриарха Никона. К храму примыкает каменная келья, в которой, по преданию, жил ссыльный Патриарх, пока строилась его келья в 30 саженях от Святых врат.

Трехъярусная Колокольня XVII в. имеет высокий открытый внутри квадратный шатер, вверху которого сохранился древний часовой механизм 1635 г. Он был отреставрирован в 1990 г. мастером-часовщиком Ю.П.Платоновым, им же восстановлены звоны.

Сохранившиеся святыни: 9 древних антиминсов XV–XVII вв. из собора Рождества Богородицы, рака прп. Мартиниана 1646 г., полотняная риза преподобного, игуменское место, житийная икона прпп. Ферапонта и Мартиниана 1732 г., написанная монахом обители Феодосием. От времени пребывания в ссылке Патриарха Никона сохранилось кресло, изготовленное им в 1668 г. в Ферапонтовом монастыре, его стол и кресло из надвратной кельи. Восстановлен на Бородаевском озере рукотворный остров, сложенный из камней Святейшим изгнанником. В год 600-летия монастыря на острове был установлен Поклонный крест.

Литература: Бриллиантов И. Ферапонтов-Белозерский, ныне упраздненный монастырь, место заточения патриарха Никона: К 500-летию со времени его основания, 1398–1898. СПб., 1899; Покрышкин П.П., Романов К.К. Древние здания Ферапонтова монастыря Новгородской губернии. СПб., 1908. Муравьев А.Н. Преподобные Ферапонт и Мартиниан Белозерские чудотворцы и основанный ими Ферапонтов монастырь. Кириллов, 1913.

(с) Е.Стрельникова, Ферапонтов монастырь, село Ферапонтово

Источник

Собор Рождества Богородицы. 1490 год

Ядром архитектурного ансамбля Ферапонтова монастыря является собор Рождества Богородицы – первая каменная постройка Белозерья и монастыря, представляющая первоклассный образец оригинальной ростовской архитектуры, сохранивший черты раннемосковских каменных построек. Его объем, поставленный на высоком подклете, завершается тремя ярусами кокошников и небольшим изящным барабаном. Фасады вверху орнаментированы поясами из балясин и керамических плит с растительным орнаментом, внизу – поясом с тератологическим (звериным) и растительным орнаментом, являющимся реминисценцией резьбы по белому камню владимирского зодчества. Три перспективных портала вытесаны из белого известняка.

Внутри собор разделен четырьмя квадратными столпами на три нефа с повышенными арками под барабаном. Роспись, состоящая из 300 композиций занимает все поверхности стен, сводов, столпов, софитов окон и дверей. Наружная роспись собора располагается в центральной части западной стены и в нижней части южной над захоронением преподобного Мартиниана.

Стенопись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря – единственная роспись великого русского мастера Дионисия Мудрого, дошедшая до нашего времени в полном составе и подлинном виде.

Иконостас собора Рождества Богородицы. Фотография начала XX века

Об авторстве Дионисия свидетельствует надпись, сохранившаяся в софите северной двери: «В лето 7010 месяца августа в 6 на Преображение Господа нашего Исуса Христа начата бысть подписывана церковь. А кончана на 2 лето месяца сентявреа в 8 на Рождество Пресвятыа владычица нашыа Богородица Мариа. При благоверном великом князе Иване Василиевиче всеа Руси, при великом князе Василие Ивановиче всеа Руси и при архиепископе Тихоне. А писци Деонисие иконник с своими чады. О, владыко Христе, все царю, избави их господи мук вечных».

Роспись осуществлялась сверху вниз порядно, о чем свидетельствуют нахлесты левкасных (штукатурных) слоев. Подчиняя размеры и пропорции живописных композиций архитектурным членениям храма, Дионисий достигает неповторимой гармонии в воплощении образа храма как Царствия Небесного.

Наружные росписи на западной стене, отображая на плоскости объемное распределение сюжетов внутри собора, представляют тему Царствия Небесного через образы Деисуса и Рождества Богородицы. Композиция в нижней части южной стены посвящена прославлению Богородицы, покровительницы основателей монастыря.

Внутри собора росписи выполнены в соответствии с каноном православных стенописей XIV–XV вв. сверху вниз порядно. В барабане – Христос-Вседержитель, под ним – архангелы и праотцы, в парусах – евангелисты, в щеках подпружных арок – Учение отцов церкви, в сводах – евангельские сцены, на западной стене – Страшный суд, на уровне окон четверика – композиции на текст акафистного гимна, самого раннего в русских стенописях, ниже – Вселенские соборы, на столпах – воины-мученики, в алтарных апсидах – Иоанн Предтеча, Богоматерь с Младенцем, Николай Чудотворец. Внизу, по периметру стен и столпов – полотенца с орнаментами.

Изящество и легкость рисунка, удлиненные пропорции, подчеркивающие невесомость парящих в Небесах святых, изысканные, излучающие неземной свет краски, определяют неповторимость ферапонтовской росписи Дионисия.

В комплекс памятников Ферапонтова монастыря входят

Источник

Ферапонтов монастырь: 6 интересных фактов об уникальной русской обители

Ферапонтов, а точнее, Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь — это и православная святыня, и объект огромной культурной значимости (включен, кстати, в список Всемирного наследия ЮНЕСКО). Находится он на Вологодчине, в двадцати километрах от города Кириллова и в ста двадцати — от Вологды. Это один из самых старых монастырей Русского Севера, основан в 1398 году. Вот лишь несколько связанных с ним интересных фактов:

Ферапонтов монастырь — как и Кирилло-Белозерский! — можно назвать «сыном» Троице-Сергиевой лавры

Его основал преподобный Ферапонт — ученик и друг преподобного Сергия Радонежского. Родившийся в 1337 году, он стал монахом уже после сорока лет, жил в Москве в Симоновом монастыре, подружился там с со своим сверстником, иноком Кириллом (которого мы знаем как преподобного Кирилла Белозерского, основателя знаменитого Кирилло-Белозерского монастыря). Обоих монахов часто навещал преподобный Сергий Радонежский.

И вот однажды Кирилл получил во сне откровение, что им с Ферапонтом нужно оставить Симонов монастырь и идти на Белое озеро, основать там новую обитель. Так они и сделали, отправились на Вологодчину и там, близ Белого озера, основали келью (которая позже станет основой будущего Кирилло-Белозерского монастыря). Мы не знаем достоверно, давал ли им благословение на это преподобный Сергий, но, учитывая их многолетнюю дружбу, учитывая огромный его авторитет, такое предположение весьма вероятно.

собор рождества богородицы ферапонтов монастырь. Смотреть фото собор рождества богородицы ферапонтов монастырь. Смотреть картинку собор рождества богородицы ферапонтов монастырь. Картинка про собор рождества богородицы ферапонтов монастырь. Фото собор рождества богородицы ферапонтов монастырь

Однако вместе они прожили всего год, после чего Ферапонт решил отделиться и основал свою келью в 15 верстах от прежней. Почему так вышло, мы не знаем. Но вряд ли Ферапонт с Кириллом поссорились — это ясно хотя бы из того, что они впоследствии много общались, ходили друг к другу в гости, место для новой кельи посоветовал ему именно Кирилл, и устав своей новой обители Ферапонт перенял у Кирилло-Белозерского монастыря.

Так на холме меж двух озер, Бородаевского и Спасского, начал расти Ферапонтов монастырь.

Ферапонт выжил местных бандитов

Первые годы его отшельнической жизни в келье оказались непростыми. Из жития преподобного известно, что на него напали разбойники, желающие ограбить Ферапонта, но ничего не нашли и покинули его келью несолоно хлебавши, ворча, что отшельник, устроив себе пристанище между озерами и непроходимыми лесами, занял самое удобное место и их с этого места сгоняет.

Ферапонт не был игуменом Ферапонтова монастыря

Первое время это был странный монастырь — в нем не было настоятеля, не было регулярных церковных служб. Дело в том, что Ферапонт был простым монахом, не имел священного сана и не хотел его получать. Он был старцем, он пользовался огромным духовным авторитетом у насельников монастыря, но не мог совершать таинства и богослужения. Поэтому службы в монастыре велись лишь время от времени, когда туда забредал какой-нибудь священник.

А потом Ферапонту вообще пришлось покинуть основанный им монастырь, его настоятельно затребовал к себе можайский князь Андрей, сын Дмитрия Донского. В те годы Белое озеро входило в его удел. Князю очень хотелось основать в Можайске монастырь, настоятелем он хотел сделать именно Ферапонта. С большим нежеланием и не сразу тот отправиился в Можайск, где, подчинившись воле князя Андрея, стал настоятелем только что построенного Лужецкого монастыря. Ему так и не удалось до своей смерти в возрасте 92 лет вернуться на Белое озеро, в основанную им обитель.

А первым игуменом его стал ученик преподобного Кирилла Белозерского Мартиниан. Произошло это не ранее 30-х годов XV века.

Фрески в Ферапонтовом монастыре писал знаменитейший иконописец Дионисий

Это произошло уже спустя столетие после основания монастыря, в самом начале XVI века. Знаменитый московский иконописец Дионисий (учителем которого в иконописи был старец Митрофан из Симонова монастыря, предположительно — соратник и ученик великого иконописца Андрея Рублева) находился тогда в зените славы, он был известен своими росписями в Пафнутьево-Боровском и в Иосифо-Волоколамском монастырях, в Успенском соборе Московского Кремля.

В Ферапонтово он отправился в 1502 году вместе со своими сыновьями Владимиром и Феодосием и всего за 34 дня сумел покрыть всю внутреннюю поверхность главного храма монастыря, построенного в 1490 году собора Рождества Пресвятой Богородицы (а это около 600 квадратных метров) необыкновенной красоты росписью, посвященной земной жизни Богородицы и каноническим для Православия символам ее святости и духовного могущества.

Между прочим, фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре — это единственный сохранившийся в первозданном виде большой комплекс средневековых фресок. Был еще в Новгороде — но тот, увы, оказался уничтожен в годы Великой Отечественной войны. В Ферапонтове получилось в точности по пословице: «не было бы счастья, да несчастье помогло». Фрески потому и сохранились в неизменном виде, что с XVII века Ферапонтов монастырь начал беднеть, не хватало средств на «поновление» росписей.

В Ферапонтовом монастыре томился в заточении низложенный Патриарх Никон

И не только он один. Многие русские монастыри в старину использовались в качестве тюрем, куда ссылали неугодных, опальных знаменитостей. Не стал исключением и Ферапонтов. Здесь с 1666 по 1676 годы отбывал ссылку виновник раскола, Патриарх Никон. А полутора веками ранее здесь был заточен яркий и крайне неоднозначный персонаж церковной истории, киевский митрополит Спиридон-Савва. В монастыре, впрочем, он активно занимался литературной деятельностью, написал множество сочинений (которые, между прочим, ему заказывал в том числе и великий князь московский Иван III). Наконец, в Ферапонтовом монастыре был заключен уже в XVIII веке, по инициативе Екатерины II, опальный митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич). Пострадал он за жесткую критику екатерининского указа о секуляризации церковных земель.

Кстати, и сам Ферапонтов монастырь пострадал от этого указа: после изъятия земель он обеднел и в 1798 году вообще был упразднен. Храмы его стали обычными приходскими.

Сейчас Ферапонтов монастырь — одновременно и монастырь, и музей

Причем в большей степени музей, чем монастырь. В прошлом веке был сравнительно недолгий период возрождения монашеской жизни, в 1904 году игуменья Таисия (Солопова) добилась открытия в Ферапонтове женской обители, но спустя двадцать лет, в 1924 году, советская власть закрыла монастырь окончательно.

Государственный музей здесь начал формироваться с 1975 года и стал чем-то бóльшим, чем просто музей — научно-исследовательским и просветительским центром. Долгие годы здесь велись работы по консервации росписей, в постсоветское время в этих работах участвовала и Русская Православная Церковь. И наконец в 2018 эти работы завершились. Сейчас росписям Дионисия ничто не угрожает.

Что же касается богослужений, то пока они проводятся в надвратных церквях, а летом — в церкви преподобного Мартиниана. О возобновлении богослужений в соборе Рождества Пресвятой Богородицы (именно там — фрески Дионисия) речь не идет, церковное руководство на этом не настаивает.

А вот постепенное возрождение монашеской жизни происходит. С октября 2018 года по распоряжению Святейшего Синода Русской Православной Церкви монастырь открыт. И это никак не препятствует ни сохранности фресок, ни деятельности музея.

Источник

Ферапонтово. Ферапонтов монастырь.

Карта и ближайшие объекты

собор рождества богородицы ферапонтов монастырь. Смотреть фото собор рождества богородицы ферапонтов монастырь. Смотреть картинку собор рождества богородицы ферапонтов монастырь. Картинка про собор рождества богородицы ферапонтов монастырь. Фото собор рождества богородицы ферапонтов монастырь

Статьи

Богородице-Рождественский Ферапонтов монастырь, в 15 верстах от города Кириллова. Учрежден в 1903 году на месте упраздненного в 1798 году мужского монастыря, основанного в 1398 году пр. Ферапонтом (см. 27 мая). Соборный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы построен в 1492-1503 годах; стены украшены фресками; иконы нижнего яруса иконостаса в серебряных басменных окладах, некоторые из них XV века. В церкви пр. Мартиниана, при его раке (см. 12 января), находится древняя икона его с изображением подлинного его вида; здесь же хранится ореховый костыль его. Монастырь служил местом заточения (в 1667-1676 годах) патриарха Никона.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Ферапонтов-Белозерский монастырь был основан преподобным Ферапонтом в 1398 г. Расположен в 18 км от г. Кириллова, между озерами Паским и Бородаевским. Представляет собой уникальный памятник истории, архитектуры и стенописи XIV–XX вв., дошедший до наших дней в архитектурном комплексе XV–XVII вв. В течение 400 лет был мужским монастырем, в 1798 г. его упразднили, после чего в XIX в. он стал приходом Ферапонтовской волости. В 1904 г. монашеская жизнь в стенах обители возобновилась. Женский монастырь просуществовал до 1925 г. После изгнания насельниц богослужения еще совершались до 1935 г., затем монастырь вошел в состав Кирилловского краеведческого музея. В 1974 г. был открыт Музей фресок Дионисия. С 1989 г. возобновились богослужения Ферапонтовского прихода.

Монастырь имел двух основателей и назывался Ферапонтов-Белозерский Богородице-Рождественский Мартинианов монастырь. Основан в вотчине князя Андрея Дмитриевича Можайского. Первоначально был небольшим и малочисленным, удаленным от селений и дорог. Число братии к началу XV в. составляло 10–15 иноков. Позже вдоль его стен пролег большой тракт на Архангельск через Каргополь, по которому проходил торговый путь на Север, а также шли паломники в Соловецкий монастырь.

Расцвет духовной культуры начался при игуменах Мартиниане, принесшем сюда “книжное рукоделие”, и его ученике Иоасафе, архиепископе Ростовском. Здесь создавалась житийная и философская литература. В числе духовных писателей были митрополит Спиридон-Савва, прп. Кассиан Грек, иноки Паисий и Матфей. Из насельников обители в лике святых были прославлены: преподобные Ферапонт, Мартиниан, Кассиан Грек (в миру Константин князь Мангупский, основатель Угличской Учемской пустыни), местно чтимый блаженный Галактион – юродивый Христа ради. В монастыре также чтилась память архиепископа Ростовского Иоасафа (Оболенского), строителя собора Рождества Богородицы. Среди известных постриженников монастыря был епископ Пермский и Вологодский Филофей.

Расцвет хозяйственной деятельности монастыря пришелся на время царствования Василия II Темного, Василия III и его сына Иоанна Грозного, которые, побывав в монастыре на богомолье, щедро давали вклады утварью, землями, деньгами, льготами. В XVII и XVIII вв. для монастыря наступила эпоха бедствий: случались пожары и разграбления. Начало этому положили польско-литовские “воровские люди” в 1612–1616 гг. После неудачной осады Кирилло-Белозерского монастыря шайка разбойников занялась грабежом окрестных деревень. В завершение, по указу 1764 г. были отобраны монастырские владения. После этого обитель стала приходить в упадок и в 1798 г. была упразднена.

В XVII в. монастырю суждено было сделаться местом заточения низложенного Патриарха Никона, который отбывал здесь 10-летнюю ссылку, начиная с 1666 г. Суровость заточения то ослабевала, то, по наветам недругов, усиливалась. В 1676 г. после смерти царя Алексея Михайловича врагам Никона удалось настоять на переводе его в Кириллов монастырь, где престарелый и больной Патриарх провел последние 5 лет своей жизни в тяжком заключении. Он был освобожден по настоянию своего крестника – царя Федора Алексеевича, но по дороге в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь скончался под г. Ярославлем. Кроме Патриарха Никона ссыльными монастыря в разные периоды были митрополит Литовский и Киевский Спиридон-Савва, а также святитель Арсений Мацеевич митрополит Ростовский, расправа над которым совершилась по воле Императрицы Екатерины II.

С восстановлением в начале XX в. монашеской жизни к Ферапонтову монастырю было привлечено внимание Императорской Археологической комиссии, после чего начались реставрационные работы под руководством академика архитектуры П.П.Покрышкина. Церковная старина в монастыре была полностью сохранена. Впервые в стране проводились широкомасштабные работы по всему комплексу зданий. Под все церкви и палаты были подведены новые фундаменты, восстановлены своды, позакомарные покрытия собора Рождества Богородицы и церкви Благовещения.

Архитектура монастыря уникальна по своей древности. Пожалуй, это единственный в стране комплекс древних построек дониконовского времени. При этом, среди построек – самый древний каменный храм Русского Севера – собор Рождества Богородицы 1490 г., вся внутренняя поверхность которого имеет столь же древние фрески Дионисия 1502 г. Полная композиционная сохранность росписей составляет непревзойденную ценность этого памятника. Архитектурный ансамбль состоит из 4 церквей (6 престолов), колокольни, Казенной и Трапезной палат. Келейные постройки не сохранились ни от мужской обители, ни от возобновленной женской. Последние были деревянными 2-этажными. Небольшая территория обнесена невысокой оградой с двумя угловыми башенками и тремя воротами.

Собор Рождества Богородицы 1490 г. составляет главную достопримечательность Ферапонтова монастыря, поскольку в нем сохранились уникальные фрески 1502 г., созданные прославленным древнерусским иконописцем Дионисием. Его же кисти принадлежат древние иконы из собора. Однако в 1930-е гг. иконостас был изъят “за низкой художественной ценностью”. Иконы находятся в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике, в Третьяковской галерее и Русском музее. Кроме главного престола, собор имел южный придел, над которым возвышалась малая главка. Придел был освящен во имя святителя Николая, архиепископа Мирликийского. С северной стороны была пристроена небольшая звонница, остатки которой стали частью паперти. Фрески Дионисия сделали Ферапонтов монастырь в XX в. всемирно известным. В 2000 г. памятник вошел в список особо охраняемых ЮНЕСКО.

Церковь Благовещения с Трапезной палатой 1530–1531 гг. была построена на вклад царя Василия III в связи с рождением наследника Иоанна IV, после царского богомолья в Белозерье. Подклет Трапезной служил поварней и хлебней. Архитектура трапезной церкви необычна. Особый интерес представляет ныне замурованный ярус звонов над церковью, которая строилась “под колоколы”. Ярус имеет сложно расположенные камеры-резонаторы. После возведения колокольни здесь находилось книгохранилище, куда вела скрытая лестница из алтаря. Церковь Благовещения и собор Рождества Богородицы соединены каменными переходами через 2-й ярус колокольни. Казенная палата 1-й трети XVI в. относится к редким постройкам гражданского назначения. Верхний ярус служил книгописной мастерской, хранилищем казны и книг, а нижний назывался сушилом, и это название перешло на все здание.

Церковь прп. Мартиниана 1641 г. является усыпальницей одного из основателей монастыря, где под спудом покоятся его мощи. Место погребения было украшено деревянной резной золоченой рáкой, с текстами, содержащими фрагменты его Жития. У ног святого ближе к алтарю находится погребение его ученика Иоасафа, архиепископа Ростовского. Надвратная церковь Богоявления 1649 г. с приделом во имя прп. Ферапонта на Святых вратах служила домовым храмом опального Патриарха Никона. К храму примыкает каменная келья, в которой, по преданию, жил ссыльный Патриарх, пока строилась его келья в 30 саженях от Святых врат.

Трехъярусная колокольня XVII в. имеет высокий открытый внутри квадратный шатер, вверху которого сохранился древний часовой механизм 1635 г. Он был отреставрирован в 1990 г. мастером-часовщиком Ю.П. Платоновым, им же восстановлены звоны.

Сохранившиеся святыни: 9 древних антиминсов XV–XVII вв. из собора Рождества Богородицы, рака прп. Мартиниана 1646 г., полотняная риза преподобного, игуменское место, житийная икона прпп. Ферапонта и Мартиниана 1732 г., написанная монахом обители Феодосием. От времени пребывания в ссылке Патриарха Никона сохранилось кресло, изготовленное им в 1668 г. в Ферапонтовом монастыре, его стол и кресло из надвратной кельи. Восстановлен на Бородаевском озере рукотворный остров, сложенный из камней Святейшим изгнанником.

В год 600-летия монастыря на острове был установлен Поклонный крест.

Литература: Бриллиантов И. Ферапонтов-Белозерский, ныне упраздненный монастырь, место заточения патриарха Никона: К 500-летию со времени его основания, 1398–1898. СПб., 1899; Покрышкин П.П., Романов К.К. Древние здания Ферапонтова монастыря Новгородской губернии. СПб., 1908. Муравьев А.Н. Преподобные Ферапонт и Мартиниан Белозерские чудотворцы и основанный ими Ферапонтов монастырь. Кириллов, 1913.

Е. Стрельникова. По материалам сайта www.ferapontovo.ru

Историко-художественные достоинства каменной архитектуры монастыря высоко оценивались еще в конце ХIХ века. В состав построек входят:

2. Церковь Благовещения с Трапезной палатой. 1530-1531 гг. Построены на царский вклад Василия III в честь рождения долгожданного наследника Иоанна IV, после богомольной поездки царской четы по Белозерским монастырям. В подклете трапезной была поварня, оттуда по продухам, устроенным в толще стен поступал во второй ярус теплый воздух для обогрева. В подклете церкви Благовещения была хлебня. Церковь имеет ярус звонов, который был заделан после постройки колокольни. Там же имеются два небольших помещения, где хранился архив монастыря (ход на верхний ярус из церкви по внутренней лестнице).

К Святым вратам примыкает сторожка. Верхний ее этаж имеет общую дверь с церковью Богоявления и является ее ризницей. По устному преданию, это помещение было одно время кельей опального патриарха Никона. Нижний этаж используется как помещение для вневедомственной охраны и музейных смотрителей. В надвратные церкви ведет лестница с южной стороны, примыкающей к Казенной палате. Лестница переделана в начале ХХ века.

5. Казенная палата. 1530-е гг. Редкое здание некультовой архитектуры. Внутристенная каменная лестница в толще западной стены. 1-й этаж был сушилом, на 2-м была книгописная мастерская. Музеем используется как фондовое помещение и библиотека, на 1-м этаже выставочное помещение.

7. Каменная ограда с небольшими угловыми башенками. ХIХ и ХХ вв. До ХIХ в. ограда была деревянной, крепостных стен никогда не имела. От каменной ограды ХIХ в. сохранилась только южная сторона, остальная часть была достроена реставрационными силами музея в 1980-е годы. В северо-западной части ограды сооружены Водяные врата (новодел, довольно не удачный, поскольку не несет никакой логической нагрузки, декоративный).

За западной оградой монастыря бил источник преподобного Ферапонта, откуда верующие брали целебную воду, но с проведением дренажных на территории монастыря источник ушел в землю. На территории находятся два колодца, один за алтарем собора Рождества Богородицы, второй возле поварни. Во времена действующего монастыря использование колодезной воды давало возможность естественным образом отводить от собора Рождества Богородицы лишнюю грунтовую воду, что препятствовало подсосу влаги. Дренажные работы, проводимые в 1990-е годы, окольцевали общей системой стока вод сквозь оба колодца через монастырское кладбище.

Южный склон монастырского холма использовался под огороды, западный, вдоль берега был ягодником, для защиты которого от ветра были высажены ели и сосны. Монастырский двор также был в зелени, от Святых врат вели липовые аллеи к церкви преподобного Мартиниана и к колокольне. Часть посадок музеем была вырублена как заслоняющая архитектуру.

За северной оградой вдоль дороги стояли дома священнослужителей монастыря монастыря. Эта часть Ферапонтовской Слободы называлась Поповка. Дома отошли к школе после закрытия монастыря и изгнания семей священников.

Из отклоненного Министерством Культуры проекта совместного использования зданий музеем и монашествующими.

Е. Стрельникова, 1999 год. По материалам сайта www.ferapontovo.ru

В XV-XVII веках Ферапонтов монастырь был одним из богатейших вотчинников Белозерья. Значительные материальные средства позволяли вести широкое строительство в самом монастыре. Однако со 2-й половины XVII века начинается упадок духовной и хозяйственной деятельности обители. В 1676 году новый строитель монастыря Исайя наблюдал следующую картину: «На церквах и каменных палатах (казенной, сушиленной и поваренной) все кровли сгнили, и после пожара 1666 года в монастыре кельи и около монастыря ограда до сих пор не построены, а остальное строение (кельи, службы и мельницы) все обвалилось и сгнило. В монастырской казне денег и в житницах хлеба нет, братия и служки в монастыре и по селам питаются овсяным хлебом, занятым в долг. ржаной хлеб до 8 августа еще не сеян по бедности монастыря». В дальнейшем оскудение монастыря продолжалось, и в 1798 году он был упразднен. В нем была открыта приходская церковь.

В декабре 1903 года по определению Синода монастырь был восстановлен как женский. Возникла необходимость в быстром приспособлении старых зданий для нужд нового монастыря. Перестройка могла исказить их облик, поэтому по просьбе архиепископа Новгородского Гурия Императорская археологическая комиссия направила в 1904-1905 годах архитекторов П.П. Покрышкина и К.К. Романова для определения художественно-архитектурных достоинств зданий монастыря. С этого времени начинаются планомерные исследования его памятников, а позже и их реставрация. В 1912 году члены Общества защиты и сохранения памятников старины организовали Комитет по восстановлению Ферапонтова монастыря под руководством князя А.В. Оболенского, потомка архиепископа Ростовского Иоасафа. Комитет направлял всю проектную и реставрационную работу, проводившуюся в монастыре. В 1913-1915 годах по проектам П.П. Покрышкина, К.К. Романова, А.Г. Вальтера и под наблюдением последнего было проведено укрепление фундаментов, восстановление сводов, позакомарных покрытий, ремонт кровель. Работы осуществлялись на пожертвования любителей старины, субсидии Синода и Государственной Думы, а также на средства, полученные от всероссийского церковного сбора «на восстановления древнего собора Ферапонтова Белозерского монастыря», проведенного 27 мая 1912 года. После революции процесс восстановления памятников замедлился, и работы по реставрации проводились лишь от случая к случаю, как это было, например, в 1922-1925 годах (архитекторы В.В. Данилов и А.П. Удаленков).

В 1975 году ансамбль памятников Ферапонтова монастыря получил статус филиала Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника под названием «Музей фресок Дионисия». Реставрационные работы, проводимые в музее с 1974 года объединением «Реставрация» (главный архитектор проекта Г.И. Анисимова), предполагают завершение реставрации древнего ансамбля, музеефикацию всех зданий, восстановление дренажной системы, благоустройство территории.

В архитектурный ансамбль Ферапонтова монастыря входят шесть сохранившихся построек XV-XVII веков, составляющих два комплекса: основной и при Святых воротах. Основной комплекс составляют стоящие в ряд и объединенные папертями церковь Благовещения с трапезной палатой (1530-1531 годы), колокольня (около 1690 года), собор Рождества Богородицы (1490 год). К южной стене собора примыкает церковь Мартиниана (1641 год). Второй комплекс составляют Святые ворота с пристройками и церковью Богоявления с приделом преподобного Ферапонта над ними (1650 год), а также Казенная палата (первая половина XVI века).

Не искаженный последующими перестройками облик зданий придает особую архитектурную значимость памятникам монастыря. Вместе с тем нужно учитывать, что ансамбль складывался постепенно, и очень важно проследить по документам процесс его становления. Имеющиеся в распоряжении исследователей источники вполне позволяют это сделать. В конце XIX века И.И. Бриллиантову были доступны только девять источников, семь из которых хранились в самом монастыре. В настоящее время круг их значительно расширился. Известно 20 описей XVII-XIX веков, значительное количество приходно-расходных книг и других документов. Из них мы узнаем о постоянно проводившихся в монастыре ремонтно-строительных работах: побелке стен, перекрытии и покраске кровель и глав, пробивке новых окон, разборке старых и возведении новых построек.

В 1913-1914 годах были укреплены фундаменты собора и его столбов, а деревянное перекрытие подклета полностью заменено на железобетонное. При проведении этих работ были разобраны и уже не восстановлены престолы собора и придела, выполненные из кирпича, пол с солеёй, выложенный из ромбовидных кирпичных плиток красного и черного цветов по бревенчатому накату. В это же время появились бетонные своды в подклети паперти и бетонные стенки с окнами, поддерживающие вновь устроенную кровлю паперти над портальной росписью. Железная обвязка, стягивающая собор на уровне терракотового орнамента, и железные струны, прикрепляющие паперть к собору, появились, видимо, в 1794-1797 годах, а железные связи-стяжки в сводах и арках собора заменили первоначальные дубовые в 1738 году, о чем свидетельствует граффити, сохранившееся на северной стене алтаря; «1738 года сентября в день поновлена бысть сия соборная церковь стенное письмо и связана связи железными радением и рачением игумена Павла и добродеющих в пречестную церковь сию».

В ходе реставрационных работ 1913-1914 годов под колокольней были сделаны деревянные ворота, подведены арки и сделана переходная площадка из бетона, восстановлена южная стена лестницы, ведущей к звону, подведен каменный фундамент под колокольню и переходы, заново выполнены с использованием железобетона лестницы на паперти церкви Благовещения и собора, выведены рядом с ними стенки из кирпича. До строительства в конце XVII века новой, в монастыре имелась старая колокольня, возвышавшаяся, видимо, над северо-западным углом паперти собора. По сведениям 1664 года, на ней находилось восемь колоколов: два больших («очасный» и «прибойный») и шесть средних и малых. В 1680 году к ним прибавилось еще пять колоколов: один «прибойный» и четыре средних и малых. Вероятно, со старой колокольни перевесили на новую «средних и малых и перечасных восемь колоколов». В 1692 году к ним «вновь литы два колокола перечасные из монастырской остаточной меди», а в 1775 году к ним добавляется одиннадцатый колокол. Однако в 1898 году И. И. Бриллиантов отмечал в пролетах колокольни только десять колоколов, а по сведениям 1905 года, в монастыре находилось уже всего три колокола; большой, средний и малый. Местонахождение их в настоящее время неизвестно.

Интересна судьба монастырских часов. До середины XVII века они находились в деревянной часовенке, возвышавшейся над переходами. Со строительством новой колокольни они были перемещены в нее, а около 1715 года вновь возвращены в часовню, которая к тому времени оказалась уже несколько переделанной. В 1775 году часы опять возвратились на колокольню. К рубежу XIX-XX веков монастырские часы, еще в середине XIX века разносившие звон по окрестным деревням, оказались совершенно испорченными. В настоящее время их восстанавливает мастер-часовщик Ю.П. Платонов из Гатчины.

Каменные переходы, соединяющие паперти собора и трапезной палаты, были возведены около середины XVII века, но к концу XVIII века документы сообщают уже об их полуразрушенном состоянии («верхние своды обломались и стены валятся»). При ремонтных работах 1794-1797 годов переходы были сломаны, потому что по ним «ходить было опасно», и «начаты строить вновь». Однако тогда их строительство так и не было завершено, а окончание его следует отнести, по-видимому, к 1836-1838 годам, доказательством чему служит тождество в обработке оконных проемов с возведенными в тот период пристройками и новым алтарем в церкви Мартиниана. Сама церковь Мартиниана примыкает к собору Рождества Богородицы с юга и полностью закрывает его южную стену. Резная надпись на сохранившейся храмоздательной доске сообщает о строительстве ее в 1640-1641 годах. «ЛЕТА 7148 ЗАЧАТА БЫСТЬ СИЯ ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО ИГУМЕНА МАРТИНИАНА // ПРИ БЛАГОВЕРНОМ ЦАРЕ И ВЕЛИКОМ КНЯЗЕ МИХАИЛЕ ФЕДОРОВИЧЕ ВСЕА РУСИИ // И ПРИ БЛАГОРОДНОМ ЦАРЕВИЧЕ КНЯЗЕ АЛЕКСЕЕ МИХАИЛОВИЧЕ И ПРИ МИТРОПОЛИТЕ // ВАРЛАМЕ РОСТОВСКОМ И ПРИ ИГУМЕНЕ ГЕРАСИМЕ И ПРИ СТРОИТЕЛЕ СТАРЦЕ МИТРО // ФАНЕ А СОВЕРШЕНА БЫСТЬ ЦЕРКОВЬ СИЯ ВО 149 ГОДУ АВГУСТА 1 ДНЯ».

Между 1692 и 1715 годами перед западной стеной церкви Мартиниана строится деревянная паперть («з двух сторон забрана тесом в брусе, крыта тесом же»). Между 1763 и 1775 годами ее заменили на кирпичную, а в 1836-1838 годах удлинили на семь аршин. Смета на работы и чертежи была составлена заведующим архитектурной частью по г. Кириллову учителем черчения и рисования Кирилловского уездного училища Иваном Костроминым. Тогда же, в 1836-1838 годах, на месте совсем отвалившегося к концу XVIII века первоначального алтаря со сводами строится новый пятигранный, на южной стене церкви закладывается первоначальный дверной проем и окно над ним, внизу прорубаются такие же, как в новой паперти и алтаре, три окна, а на все окна выковываются новые решетки. Отделявшая паперть от церкви западная ее стена полностью убирается, а настланный «кирпичем мелким в церкви, в олтаре и в паперти» пол заменяется на деревянный.

В интерьере надвратных церквей сохранились подлинные архитектурные детали; окна, южный дверной проем, кирпичный пол, уложенный в «шашку». Прямоугольный дверной проем в северной стене появился, видимо, одновременно со вторым этажом кельи. Сохранились деревянные скамьи алтаря и расписные тябла первоначального двухъярусного иконостаса. Новый иконостас, в который вошли как переписанные иконы XVII века, так и написанные вновь, был создан где-то после 1850 года. Нужно также отметить, что до середины XIX века стены надвратных церквей были белыми, обмазанными левкасом высокого качества, Он сохранился большими участками за новым иконостасом. В 1862-1863 годах уже упоминавшийся Александр Акинин снова выполнял в монастыре «разные живописные работы и иконы» и, в частности, выполнил «живопись верхней церкви». Роспись «поправлялась» в 1875 году Николаем Сулимовым.

М.С. Серебрякова «Памятники архитектуры Ферапонтова монастыря по архивным документам XVII-XX веков»

Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри тесно связаны между собой уже с самого возникновения. Основатель Ферапонтова монастыря монах Ферапонт прибыл вместе с Кириллом на Белоозеро из Симонова монастыря в 1397 году и поселился с ним на берегу Сиверского озера. Через год он отделился от Кирилла и основал свой монастырь в двадцати километрах к северо-востоку от Кириллова, среди живописной местности, на невысоком холме между Бородавским (теперешним Ферапонтовским) и Паским озерами. Через 10 лет Ферапонт был вызван князем Андреем Дмитриевичем в Можайск для основания там нового монастыря, известного под именем Лужецкого. Ко времени отъезда Ферапонта монастырь оставался скромной обителью, насчитывавшей около полутора десятков монахов. Интенсивный рост Ферапонтова монастыря начался в середине XV столетия, когда им управлял выдающийся церковный деятель Мартиниан. Мартиниан был человеком просвещенным. Со времени его игуменства Ферапонтов монастырь наряду с Кирилловым стал важным центром книжного дела. Знаменателен следующий эпизод: в 1489 году новгородский архиепископ Геннадий, которому для борьбы с еретиками потребовались редкие по тому времени церковные книги, послал за ними в Ферапонтов монастырь. В 1489 г. Мартиниан был похоронен в монастыре, а в 1550 г. был причислен к лику Святых и наряду с Ферапонтом считался впоследствии покровителем монастыря.

Из Ферапонтова монастыря вышли и другие крупные церковные деятели. С одним из них, ростовским епископом Иоасафом, происходившим нэ знатного рода князей Оболенских и в прошлом ферапонтовским иноком, связывают начало каменного строительства в монастыре. К середине XVI века монастырь уже имел несколько камен зданий: собор, трапезную, казенную палату. Именно Иоасаф пригласил в монастырь для росписи собора Дионисия, крупнейшего художника Московской Руси.

С конца XVII века Ферапонтов монастырь находился на грани полного разорения. В 1798 году его упразднили, а церкви сделали приходскими. В XVIII и XIX веках древние монастырские здания подвергались перестройкам, многие из них сломали. В 1857 году вместо деревянных монастырских стен их обнесли невысокой оградой, частично сохранившейся до наших дней. В начале ХХ века, в связи с 500-летием со времени основания, монастырь вновь ненадолго открыли, но уже как женский. При подготовке к открытию начали новую перестройку, приостановленную вмешательством Императорской археологической комиссии. В 1908-1915 годах в монастыре проводились значительные восстановительные работы, завершенные уже в 1920-е годы. Особое внимание было уделено фрескам Дионисия Рождественского собора, которые частично укрепили. После этого реставрационные работы надолго прекратились и были возобновлены только в 1970-е годы. В советское время в Ферапонтовом монастыре долгое время существовал филиал Кирилловского музея

Община верующих в Ферапонтове возникла более 30 лет назад. Тогда же, в 1989 году, был зарегистрирован Богоявленский приход, которому для богослужений в 1990 году передали надвратную церковь монастырского ансамбля с двумя приделами (Богоявленским и Ферапонтовским).

Из журнала: «Журнал Московской Патриархии», сентябрь (9), 2019

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *