собор псковских святых икона
История духовной жизни: Собор Псковских святых
Фото здесь и далее: Вадим Боченков
За неделю до праздника всех святых Псковских Русская Православная Церковь отмечает память Всех святых, просиявших своею жизнью и подвигами в земле Русской и непрестанно молящихся о ней. Праздник появился в средине XVI века, при митрополите Макарии, когда канонической статус Московской Церкви еще не был урегулирован. После реформ Никона церковь перестала отмечать этот день. Решение возродить праздник было принято 26 августа 1918 г. Поместным Собором Российской Церкви 1917-1918 гг. В установлении праздника Всем российским Святым есть духовный смысл, который заключается в том, чтобы показать человеку путь, который приводит его к Богу.
Вот как объяснял значение этого памятного дня в одной из своих проповедей архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Поколение за поколением рождалось на Русской земле и, вставая перед выбором одного из двух царств, избирало Царство Небесное. И жило им, и уходило, оставляя потомству уроки своего жизненного пути в святых своих. Ничто так не может увлекать и одушевлять, как наглядный пример, и ни от кого нельзя так легко и радостно научиться жить по-христиански, как от того, кто сам искренне и радостно работает Христу. Историческое течение русской жизни было разным: были колебания, были застои, были и остановки. Река русской народной жизни, рождающая святых, текла в заданном направлении, но иногда быстро и плодотворно, иногда медленно, иногда же так тихо, что трудно было установить – течет она вперед или вспять. И вот теперь, через 1000 лет, можно обозначить основные периоды русской религиозной истории от святого князя Владимира до сего дня».
Второй период следует за первым и продолжается до монгольского ига. Он соответствует Святой Тайне Миропомазания. Вот как описывает его старец: «В этот период, когда народ мужает, лечится от остатков язычества, утверждаясь в религии Креста, должно было совершиться перерождение каждой отдельной русской души, и на каждую душу нужно было наложить печать Царства Небесного. А Миропомазание как Таинство означает утверждение в вере печатью дара Духа Святаго».
Пятый период соответствует Святой Тайне Елеосвящения. Исторически он начинается от царя Петра и продолжается до первой мировой войны. По мысли отца Иоанна, это «синодальный период, в течение которого русская интеллигенция разлагается и колеблется, уходит из России на Запад и приносит оттуда вместо былых своих добродетелей чуждые заблуждения».
В 80-е годы XX столетия многие епархии, которые входят в состав Русской Православной Церкви, установили свои праздники прославления святых, чья земная жизнь или подвиг связаны с той или иной местностью. Главным основанием для причисления к лику святых (канонизации) является дар чудотворения. Чудеса могут проистекать и от мощей усопшего. К святым примыкают почитаемые усопшие, не канонизированные церковью, но имеющие особый чин почитания.
Автор «Истории княжества Псковского» митрополит Евгений (Болховитинов) препроводил составленный им список «угодников божиих, издревле во Пскове почитаемых», словами: «из коих иные внесены уже Российскою Церковью в Месяцесловы Церковные, иных память творится только в Церквах при гробах их, а иные вписаны только в Псковские Синодики церковные». Как пишет исследователь Г.В.Петров в работе «Святые земли Псковской» https://pskgu.ru/projects/pgu/storage/PSKOV/ps14/Ps_14_02.pdf, Е. Болховитинов включил в свой список 24 имени, добавив, что, кроме того, в псковские синодики вписаны 25 юродивых.
Праздник в память православных подвижников, связанных с Псковской епархией, появился 10 апреля 1987 года по инициативе митрополита Псковского Иоанна (Разумова) и по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена.
Собор святых нашей земли включил личностей самых разных эпох, о которых говорил старец Иоанн Крестьянкин, определяя их роль в становлении и развитии Русской Православной Церкви. Это и равноапостольная Ольга, в крещении Елена, великая княгиня Российская, и благоверный Всеволод, в крещении Гавриил, князь Новгородский, Псковский, чудотворец, и преподобный Нифонт Печерский, епископ Новгородский. Если говорить о втором и третьем периоде псковской религиозной истории, то вспомнить необходимо, прежде всего, монахов псковских монастырей, пострадавших за свою веру: преподобномучеников Василия Мирожского и Иоасафа Снетогорского (и с ним 17 иноков).
Четвертый период, начавшийся Куликовской битвой, также отмечен духовным иноческим подвигом псковских святых: прп. Иона Псково-Печерский, прп. Серапион Псковский, Спасо-Елеазаровский, прп. Евфросин Псковский, Спасо-Елеазаровский, чудотворец, прп. Досифей Верхнеостровский, прп.Савва Крыпецкий, прп. Марк Псково-Печерский, прп. Никандр Псковский, пустынник, чудотворец, прп. Онуфрий Мальский и многие другие. Стоит вспомнить здесь и таких легендарных святых, как прмч. Корнилий Псково-Печерский, блж. Николай Саллос Псковский, Христа ради юродивый.
Православная история Псковщины в XIX веке известна именами прп. Лазаря Псково-Печерского, прозорливый, схимника и прп. Корнилия Крыпецкого.
Сложная трагическая судьба XX века внесла в сонм святых Псковской земли священников, пострадавших за веру в первые годы после революции и в роковой 1937-й, навсегда оставшийся в народной памяти как год начала сталинских репрессий.
Есть в сонме прославялемых ныне псковских святых и люди, свидетели жизни и подвигов которых живы по сей день. Это, например, преподобный Симеон (Желнин), схииеромонах Псково-Печерского монастыря. Жизнь и духовный опыт старца надолго останется в памяти псковичей как пример истинной веры, смирения и верности выбранному пути.
Преподобный Симеон (в миру Василий Иванович Желнин) родился 1 марта 1869 года в деревне Яковлевской Островского уезда Псковской губернии в крестьянской семье от родителей Иоанна и Наталии. Вскоре он был крещен в погосте Вехново и в святом крещении назван Василием.
Родители его были глубоко верующими богобоязненными и благочестивыми и воспитывали Василия в повиновении и послушании родительской воле. В своей духовной биографии, написанной преподобным Симеоном уже в зрелые годы, он вспоминает, как в родительский дом не раз приезжал Корнилий, монах Крыпецкого монастыря (ныне причисленный к лику местночтимых святых Псковских). Иногда тот оставался ночевать в их доме, и всегда ложась спать с отроком Василием, часто говорил ему: «Будешь ты монахом, будешь старец великий».
В десять лет Василий, помогая родителям, пас своих лошадей. В этот же год он услышал от людей рассказы о жизни старца Серафима, Саровского чудотворца, и, желая подражать великому подвижнику, нашел в поле большой камень и стал на нем молиться. В 12 лет вместе с родителями ходил в Псково-Печерский монастырь, чтобы поклониться древним святыням и помолиться перед чудотворными иконами обители. В обители отроку Василию так понравилось, что он задумал остаться здесь навсегда, и эта мысль не оставляла его, пока не исполнилось его желание.
В 20 лет Василий стал просить отца, чтобы тот отпустил его в монастырь, но отец и слушать об этом не хотел и заявил юноше: «Женить тебя надо, а не в монахи». Но юноша стоял на своем, твердо заявив отцу, что не будет жениться никогда. Так продолжалось несколько лет, пока отец не убедился в серьезности намерения сына стать монахом. Тогда он разрешил Василию выстроить в усадьбе домик, где будущий подвижник жил и молился в уединении до 25-летнего возраста.
В 1896 году Василий поступил послушником в Псково-Печерский монастырь. Архимандрит Мефодий (Холмский), бывший тогда наместником монастыря, взял его к себе келейником в настоятельские покои. Кроме этого, Василий ходил и на общие послушания с братией, особенно на постройку гостиницы для богомольцев. Часто приходилось работать с 5 часов утра и до позднего вечера.
В 1900 году послушник Василий был пострижен в монахи с именем Вассиан, а в 1901 году рукоположен во иеродиакона и получил отдельную келью для жительства.
В 1903 году отец Вассиан был посвящен в сан иеромонаха и вскоре назначен в Снетогорский монастырь в Псков экономом для восстановления монастырского хозяйства, а через 4 года вернулся в Печоры. Вскоре его вновь направляют из обители для укрепления монастырского хозяйства на сей раз в имение Мустищево в 25 километрах от монастыря в сторону Латвии.
«Было очень много трудностей,– вспоминал потом старец,– из лаптей не вылезал». Надо было восстанавливать почти вновь все хозяйство, в первую очередь выстроить храм во имя Иоанна Крестителя Господня, церковный дом, хозяйственные постройки, сараи, скотный двор и прочее. Наладить землепашество, чтобы оно давало пользу монастырю. На это ушло много лет, и, когда дело пошло на лад, он возвратился в родную обитель в возрасте 46 лет.
Началась революция, и настоятель обители епископ Иоанн (Булин) хотел поставить опытного подвижника отца Вассиана наместником монастыря. Но тот по смирению своему, видя, что это послушание ему не под силу, стал отказываться и просил постричь его в схиму, так как чувствовал «внутренне внушение принять схиму». Так, 3 февраля 1927 года он был пострижен с именем Симеон и назначен духовником братии и паломников Псково-Печерского монастыря. Настоятель обители привел его в убогую, сырую, темную келью, по сути дела пещеру, ископанную в горе рядом с Успенским храмом, и сказал: «Вот тебе келья, здесь и умрешь». Так и вышло потом.
Молитвенный и старческий подвиг иеросхимонаха Симеона продолжался 33 года. Главным содержанием жизни будущего старца стала молитва. Он положил себе за правило ежедневно молиться за ранней литургией в пещерном Успенском храме и там у жертвенника Господня усердно поминал всех своих духовных чад. По ночам исполнял келейное правило схимника, а днем принимал братию и многочисленных паломников в своей келье. Не оставлял старец и телесные труды – большей частью в столярной мастерской.
За великую любовь старца Симеона к Богу и людям и за великое смирение его открылись в нем редкие дарования Божии: дар врачевания душ, прозорливости и исцеления душевных и телесных недугов. Об этом сохранились многие письменные свидетельства людей, получивших чудесные исцеления по молитвам старца.
«Труден путь монашеский,– записал старец Симеон в своей биографии,– но труднее подвиг схимнический, если идти так, как указал нам Подвигоположник наш Господь Иисус Христос. При посещении Его Всесвятаго Духа все возможно победить, перенести, перетерпеть и достигнуть вожделенного, обетованного нам Им неизглаголанного вечного наследия в Его Царствии Небесном».
Последние дни перед своим преставлением старец очень ослабел, но людей продолжал принимать. На вопрос духовных чад своих, на кого он их покидает, ответил: «На Матерь Божию». И наставлял всех любить друг друга, прощать все обиды, так как ненависть хотя бы к одному человеку ведет к смертному греху, и надо так прощать, чтобы человек знал, что ты ему простил.
Ко дню его погребения в монастырь с разных мест прибыло много духовных его чад. Отпевали почившего наместник монастыря архимандрит Алипий (Воронов) и сорок священнослужителей. А после отпевания гроб с честными мощами старца был поставлен в Богом зданных пещерах монастыря на месте, указанным им еще при жизни.
1 апреля 2003 года состоялось прославление иеросхимонаха Симеона в лике святых Псково-Печерских. Отныне его святые мощи покоятся в Сретенском храме монастыря.
На иконе Собора Псковских святых новейшего времени, что находится в Свято-Троицком кафедральном соборе, изображены лики 90 угодников. Создали образ в иконописной мастерской Николая Блохина. Икона написана в лучших традициях псковской иконописи: четыре года над ней трудились супруги Лебедевы: архитектор-реставратор Андрей и архитектор-иконописец Ольга. Собор псковских святых состоит из соборов нескольких монастырей на фоне своих древних изображений обителей и их главной иконы. В их число входит Троицкий собор, Мирожский, Псково-Печерский, Елеазаровский, Иоанно-Предтеченский, Савво-Крыпецкий, Мальский монастыри.
Хранят нашу землю ее подвижники, направившие все силы души своей на служение Богу и ближним. И псковичи помнят труды их, почитая память своих святых. Ибо забвение истории смерти подобно.
Собор Псковских святых
Собор Псковских Святых был учрежден 10 апреля 1987 года по инициативе митрополита Псковского Иоанна (Разумова) и по благословлению патриарха Московского и всея Руси Пимена. Празднование в честь Собора установлено в 3-ю Неделю по Пятидесятнице.
В сонм святых Собора включены:
Равноап. Ольга, в крещении Елена, вел. княгиня Российская († 969, память 11 июля)
Прп. Судислав, в крещении Георгий, князь Псковский, Киевский, затворник († 1063)
Блгв. Всеволод, в крещении Гавриил, князь Новгородский, Псковский, чудотворец († 1138, память 11 февраля, 22 апреля, 27 ноября)
Прп. Нифонт Печерский, еп. Новгородский († 1156, память 8 апреля)
Прп. Авраамий Мирожский, игум., чудотворец († 1158, память 24 сентября)
Блгв. Евпраксия, в миру Евфросиния, княгиня Псковская, игум. († 1243, память 16 октября)
Прмч. Василий Мирожский, Псковский († 1299, память 4 марта)
Прмч. Иоасаф Снетогорский, Псковский, и с ним 17 иноков († 1299, память 4 марта)
Сщмч. Иосиф Псковский, пресвитер († 1299, память 4 марта)
Сщмч. Константин Псковский, пресвитер († 1299)
Блгв. Довмонт, в крещении Тимофей, князь Псковский († 1299, память 20 мая)
Прп. Мария, в иночестве Марфа, княгиня Псковская, супруга св. Довмонта († 1300, память 8 ноября)
Свт. Моисей Новгородский, архиеп. († 1362, память 25 января)
Сщмч. Исидор Юрьевский и с ним 72 мчч., в Юрьеве Лифляндском от латин пострадавших († 1472, память 8 января)
Прп. Васса Псково-Печерская, супруга прп. Ионы Псково-Печерского († 1473, память 19 марта)
Прп. Иларион Псковоезерский, Гдовский († 1476, память 28 марта, 21 октября)
Прп. Иона Псково-Печерский, иером. († ок. 1480, память 29 марта)
Прп. Серапион Псковский, Спасо-Елеазаровский († 1480, память 15 мая, 7 сентября)
Прп. Евфросин Псковский, Спасо-Елеазаровский, чудотворец († 1481, память 15 мая)
Прп. Досифей Верхнеостровский, Псковский, игум. († 1482, память 8 октября)
Прп. Савва Крыпецкий, Псковский († 1495, память 28 августа)
Прп. Игнатий Псковский, Спасо-Елеазаровский (XV, память 15 мая)
Прп. Марк Псково-Печерский (XV, память 29 марта)
Прп. Памфил Псковский, Спасо-Елеазаровский (XV, память 15 мая)
Прп. Харалампий Псковский, Спасо-Елеазаровский (XV, память 15 мая)
Прп. Иоаким Опочский, игум. († ок. 1550, память 9 сентября)
Блж. Тимофей Вороничский, пастух, Христа ради юродивый († после 1563, память 17 июля)
Прмч. Вассиан Псково-Печерский, Муромский († 1570, память 20 февраля)
Прмч. Корнилий Псково-Печерский, игум. († 1570, память 20 февраля, 29 марта)
Блж. Николай Саллос Псковский, Христа ради юродивый († 1576, память 28 февраля)
Прп. Никандр Псковский, пустынник, чудотворец († 1582, память 25 марта, 29 июня, 24 сентября)
Прп. Онуфрий Мальский, Псковский († 1492, память 12 июня)
Прп. Серапион Изборский, Псковский (XVI)
Прп. Харитон Кудинский (XVI)
Прп. Иоанн Псковский, затворник († 1616, память 24 октября)
Прп. Лазарь Псково-Печерский, прозорливый, схимник († 1824)
Прп. Корнилий Крыпецкий († 1903, память 9 июля, 28 декабря)
Прп. Гавриил (Зырянов), Седмиезерский († 1915, память 24 сентября)
Сщмч. Александр Гривский, иерей († 1918, память 11 октября)
Сщмч. Пантелеимон Богоявленский, иерей († 1918, память 27 июля)
Сщмч. Василий Триумфов, иерей († 1919, память 13 февраля)
Сщмч. Гавриил Преображенский, иерей († 1919, память 13 февраля)
Сщмч. Афанасий Кислов, иерей († 1937, память 10 сентября)
Сщмч. Василий Розанов, иерей († 1937, память 14 ноября)
Сщмч. Николай Дворицкий, иерей († 1937, память 6 ноября)
Прп. Симеон (Желнин), Псково-Печерский, иеросхим. († 1960, память 5 января)
История духовной жизни: Собор Псковских святых
Фото здесь и далее: Вадим Боченков
За неделю до праздника всех святых Псковских Русская Православная Церковь отмечает память Всех святых, просиявших своею жизнью и подвигами в земле Русской и непрестанно молящихся о ней. Праздник появился в средине XVI века, при митрополите Макарии, когда канонической статус Московской Церкви еще не был урегулирован. После реформ Никона церковь перестала отмечать этот день. Решение возродить праздник было принято 26 августа 1918 г. Поместным Собором Российской Церкви 1917-1918 гг. В установлении праздника Всем российским Святым есть духовный смысл, который заключается в том, чтобы показать человеку путь, который приводит его к Богу.
Вот как объяснял значение этого памятного дня в одной из своих проповедей архимандрит Иоанн ( Крестьянкин ): «Поколение за поколением рождалось на Русской земле и, вставая перед выбором одного из двух царств, избирало Царство Небесное. И жило им, и уходило, оставляя потомству уроки своего жизненного пути в святых своих. Ничто так не может увлекать и одушевлять, как наглядный пример, и ни от кого нельзя так легко и радостно научиться жить по-христиански, как от того, кто сам искренне и радостно работает Христу. Историческое течение русской жизни было разным: были колебания, были застои, были и остановки. Река русской народной жизни, рождающая святых, текла в заданном направлении, но иногда быстро и плодотворно, иногда медленно, иногда же так тихо, что трудно было установить – течет она вперед или вспять. И вот теперь, через 1000 лет, можно обозначить основные периоды русской религиозной истории от святого князя Владимира до сего дня».
Второй период следует за первым и продолжается до монгольского ига. Он соответствует Святой Тайне Миропомазания. Вот как описывает его старец: «В этот период, когда народ мужает, лечится от остатков язычества, утверждаясь в религии Креста, должно было совершиться перерождение каждой отдельной русской души, и на каждую душу нужно было наложить печать Царства Небесного. А Миропомазание как Таинство означает утверждение в вере печатью дара Духа Святаго».
Автор «Истории княжества Псковского» митрополит Евгений (Болховитинов) препроводил составленный им список «угодников божиих, издревле во Пскове почитаемых», словами: «из коих иные внесены уже Российскою Церковью в Месяцесловы Церковные, иных память творится только в Церквах при гробах их, а иные вписаны только в Псковские Синодики церковные». Как пишет исследователь Г.В.Петров в работе «Святые земли Псковской» https://pskgu.ru/projects/pgu/storage/PSKOV/ps14/Ps_14_02.pdf, Е. Болховитинов включил в свой список 24 имени, добавив, что, кроме того, в псковские синодики вписаны 25 юродивых.
Праздник в память православных подвижников, связанных с Псковской епархией, появился 10 апреля 1987 года по инициативе митрополита Псковского Иоанна (Разумова) и по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена.
Сложная трагическая судьба XX века внесла в сонм святых Псковской земли священников, пострадавших за веру в первые годы после революции и в роковой 1937-й, навсегда оставшийся в народной памяти как год начала сталинских репрессий.
Есть в сонме прославялемых ныне псковских святых и люди, свидетели жизни и подвигов которых живы по сей день. Это, например, преподобный Симеон ( Желнин ), схииеромонах Псково- Печерского монастыря. Жизнь и духовный опыт старца надолго останется в памяти псковичей как пример истинной веры, смирения и верности выбранному пути.
В 20 лет Василий стал просить отца, чтобы тот отпустил его в монастырь, но отец и слушать об этом не хотел и заявил юноше: «Женить тебя надо, а не в монахи». Но юноша стоял на своем, твердо заявив отцу, что не будет жениться никогда. Так продолжалось несколько лет, пока отец не убедился в серьезности намерения сына стать монахом. Тогда он разрешил Василию выстроить в усадьбе домик, где будущий подвижник жил и молился в уединении до 25-летнего возраста.
В 1896 году Василий поступил послушником в Псково- Печерский монастырь. Архимандрит Мефодий (Холмский), бывший тогда наместником монастыря, взял его к себе келейником в настоятельские покои. Кроме этого, Василий ходил и на общие послушания с братией, особенно на постройку гостиницы для богомольцев. Часто приходилось работать с 5 часов утра и до позднего вечера.
В 1900 году послушник Василий был пострижен в монахи с именем Вассиан, а в 1901 году рукоположен во иеродиакона и получил отдельную келью для жительства.
«Было очень много трудностей,– вспоминал потом старец,– из лаптей не вылезал». Надо было восстанавливать почти вновь все хозяйство, в первую очередь выстроить храм во имя Иоанна Крестителя Господня, церковный дом, хозяйственные постройки, сараи, скотный двор и прочее. Наладить землепашество, чтобы оно давало пользу монастырю. На это ушло много лет, и, когда дело пошло на лад, он возвратился в родную обитель в возрасте 46 лет.
Началась революция, и настоятель обители епископ Иоанн (Булин) хотел поставить опытного подвижника отца Вассиана наместником монастыря. Но тот по смирению своему, видя, что это послушание ему не под силу, стал отказываться и просил постричь его в схиму, так как чувствовал «внутренне внушение принять схиму». Так, 3 февраля 1927 года он был пострижен с именем Симеон и назначен духовником братии и паломников Псково- Печерского монастыря. Настоятель обители привел его в убогую, сырую, темную келью, по сути дела пещеру, ископанную в горе рядом с Успенским храмом, и сказал: «Вот тебе келья, здесь и умрешь». Так и вышло потом.
Молитвенный и старческий подвиг иеросхимонаха Симеона продолжался 33 года. Главным содержанием жизни будущего старца стала молитва. Он положил себе за правило ежедневно молиться за ранней литургией в пещерном Успенском храме и там у жертвенника Господня усердно поминал всех своих духовных чад. По ночам исполнял келейное правило схимника, а днем принимал братию и многочисленных паломников в своей келье. Не оставлял старец и телесные труды – большей частью в столярной мастерской.
За великую любовь старца Симеона к Богу и людям и за великое смирение его открылись в нем редкие дарования Божии: дар врачевания душ, прозорливости и исцеления душевных и телесных недугов. Об этом сохранились многие письменные свидетельства людей, получивших чудесные исцеления по молитвам старца.
«Труден путь монашеский,– записал старец Симеон в своей биографии,– но труднее подвиг схимнический, если идти так, как указал нам Подвигоположник наш Господь Иисус Христос. При посещении Его Всесвятаго Духа все возможно победить, перенести, перетерпеть и достигнуть вожделенного, обетованного нам Им неизглаголанного вечного наследия в Его Царствии Небесном».
Последние дни перед своим преставлением старец очень ослабел, но людей продолжал принимать. На вопрос духовных чад своих, на кого он их покидает, ответил: «На Матерь Божию». И наставлял всех любить друг друга, прощать все обиды, так как ненависть хотя бы к одному человеку ведет к смертному греху, и надо так прощать, чтобы человек знал, что ты ему простил.
Ко дню его погребения в монастырь с разных мест прибыло много духовных его чад. Отпевали почившего наместник монастыря архимандрит Алипий (Воронов) и сорок священнослужителей. А после отпевания гроб с честными мощами старца был поставлен в Богом зданных пещерах монастыря на месте, указанным им еще при жизни.
1 апреля 2003 года состоялось прославление иеросхимонаха Симеона в лике святых Псково-Печерских. Отныне его святые мощи покоятся в Сретенском храме монастыря.
Хранят нашу землю ее подвижники, направившие все силы души своей на служение Богу и ближним. И псковичи помнят труды их, почитая память своих святых. Ибо забвение истории смерти подобно.
Собор псковских святых икона
Духовная жизнь христианской Руси оставила богатейшее наследие в виде древних храмов Пскова. Когда представляешь внутреннее убранство церкви, в мыслях первым делом возникают образы святых, взирающих на прихожан с витражей и из-под куполов мудрыми, добрыми и чуть печальными взглядами. Псковская иконопись имеет свой особенный, неповторимый стиль, а общая коллекция икон Псковской области – одна из самых больших в России.
29 августа Отзывы: 0
Поистине велико число сыновей и дочерей земли псковской, причисленных к лику святых, а оттого еще более огромно количество икон, на которых запечатлены их образы и чудесные деяния. Храмы Пскова полнятся святыми мощами и реликвиями, но главные церковные достопримечательности, влекущие к себе тысячи и тысячи паломников, радующие глаз, заставляющие сердце биться в трепете снизошедшей благодати, – это, бесспорно, иконы. Насыщенность истории Руси и ее неустанная борьба против иноверцев сполна отображены в псковской иконописи.
Святыни соборов
Начинать рассказ о святых образах, размещенных в храмах Пскова, стоит, без сомнения, с кафедрального Свято-Троицкого собора, возвышающегося над стенами Крома и являющегося духовным центром города и всей области. Главной иконой собора считается «Святая Троица с деяниями», представляющая собой композицию сюжетов из Ветхого Завета и почитаемая как чудотворная. Здесь же располагается образ святой княгини Ольги, давшей начало православию на Руси. Среди прочих следует выделить две иконы Божьей Матери, псковских князей Довмонта-Тимофея и Всеволода-Гавриила и великомученика Пантелеимона.
Богаты на чудотворные иконы и монастыри. Святые реликвии, чей возраст насчитывает не одно столетие, являются их основным достоянием и будто служат основополагающим фундаментом нерушимой веры. Так, например, в Спасо-Елиазаровском монастыре хранятся образы Преподобных Ефросина и Серапиона, а в Святогорском – икона Божьей Матери «Одигитрия». Истинное сокровище Псково-Печерского монастыря, икона Божьей Матери «Умиление», украшенная драгоценными камнями и белым жемчугом, посвящена победе Пскова над Стефаном Баторием. Здесь же находятся иконы Успения Пресвятой Богородицы и Собора Псково-Печерских Святых.
Сердцем Мальского монастыря называют икону Преподобного Онуфрия, а в Крыпецком почитают образа святых Саввы и Корнилия. В Никандровой пустыни, центре паломничества земли псковской, хранится икона пустынножителя Никандра, обретшего вечный покой среди густых лесов и непроходимых болот, вдали от мирской суеты.
Иконы псковских палат и музеев
С течением времени иконы стали достоянием не только монастырей и храмов. Одно из достопримечательностей Пскова, которое, безусловно, следует посетить – это Приказные и Поганкины палаты, давным-давно служившие домом именитых русских купцов, а ныне ставшие музеями. В Поганкиных палатах представлена «Богоматерь Владимирская», икона XVII века, а центральный вход Приказных украшает икона Спаса Нерукотворного.
Богатейшая коллекция икон, пережившая гонения советской власти против веры и Вторую Мировую войну, сохранилась в Псковском музее-заповеднике. Здесь содержится множество невероятно древних композиций на библейские и прочие чудесные темы: «Омовение ног», «Жены-мироносицы», «Чудо Георгия о змие», «Огненное восхождение пророка Илии» и «Сошествие Христа в ад». Однако это далеко не полный перечень икон, обязанных Пскову своим появлением на свет – в 30-е годы прошлого века большое их количество было вывезено в Москву, где они находятся и по сей день. В целом же, творения псковских иконописцев, умеющих как никто другой воплощать средневековые традиции создания святых образов и деяний, широко распространились по всей России и считаются образцами высокого искусства. В частности, в Государственной Третьяковской Галерее бережно хранится икона псковского мастера, именуемая «Пароменское Успение», написание которой датируется XIII столетием.
К слову, непосредственно приобщиться к чудесному может каждый желающий. В музеях на базе Приказных и Поганкиных палат открыта продажа икон, освященных и благословленных патриархом Всея Руси.