собор прокопия праведного великий устюг адрес
Великоустюгский музей-заповедник
В торой собор Соборного дворища посвящен святому праведному Прокопию – небесному покровителю Великого Устюга († 8.07.1303). Немец по происхождению, он принял Православие и остался навсегда на Руси, избрав один из труднейших и великих подвигов христианского благочестия – юродство Христа ради. Первый Христа ради юродивый на Руси, прославившийся многочисленными чудесами, важнейшее из которых – спасение Устюга от уничтожения каменной тучей, был причислен к лику святых на Соборе 1547 года.
Прокопий Праведный – особочтимый святой на устюжской земле. Прославление Устюжского чудотворца началось задолго до его канонизации Русской Православной Церковью. В 1471 году на берегу реки Сухоны, близ Успенского собора, над местом погребения праведника устюжские ратники построили деревянную церковь – благодарность за спасение от тяжелой болезни во время похода в Нижний Новгород. Этот храм, освященный во имя благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба и великомученика Георгия Победоносца, сгорел, и на его месте в 1495 году устюжские ратные люди возвели новый, который освятили в честь Прокопия Устюжского.
В 1668 году «иждивением» устюжского купца Афанасия Гусельникова над мощами святого был воздвигнут каменный храм с папертью и колокольней. Описание его содержится в писцовой книге 1676–1683 годов: «церковь холодная каменная о пяти главах, а кресты по меди красной позолочены листовым золотом, а главы обиты железом белым, а та церковь – святого Прокопия, Устюжского чудотворца». Мастером, строившим ее, был устюжанин Петр Котельников. На протяжении трех с лишним столетий храм неоднократно перестраивался. В 1867 году к нему был пристроен придел, освященный во имя святителя Тихона, епископа Воронежского.
Украшение собора святого Прокопия Праведного – великолепный резной золоченый пятиярусный иконостас, возведенный в первой половине XVIII века. Сверкающая позолотой резьба целиком покрывает тябла и колонки, придавая «иконостасу вид пышного, богато украшенного сооружения». Иконостас Прокопьевского собора – цельное собрание устюжской живописи XVII–XVIII вв. Особой художественной ценностью обладают вкладные иконы местного ряда, заказываемые, как правило, наиболее известным мастерам. К строгановским письмам относятся храмовая икона «Прокопий Устюжский, предстоящий Богоматери с Младенцем, с житием в 24 клеймах» (1602) и икона «Богоматерь и Прокопий Устюжский в молении» (конец XVI – начало XVII в.) – приложения именитого гостя Никиты Строганова. Изысканный цветовой строй живописи, графически точные очертания фигур придают образам особую выразительность. Дар храмоздателя Прокопьевского собора Афанасия Гусельникова – образ «Прокопий Устюжский, с житием в 40 клеймах» (1669). Иконописец до мельчайших подробностей проиллюстрировал многострадальное житие и чудеса Прокопия Праведного. Сохраняя условность стиля, автор сумел создать духовный образ святого, обладающий большой внутренней убедительностью. В настоящее время эти иконы находятся на выставках «Великие подвижники земли Русской святые праведные Прокопий и Иоанн, Христа ради юродивые, Устюжские чудотворцы» и «Церковные древности из коллекции Великоустюгского музея–заповедника».
Реставрация иконостаса была выполнена в 80–90-е годы XX века, тогда же восстановлена и настенная живопись.
С начала 90-х годов ХХ века Прокопьевский собор – один из красивейших храмов Великого Устюга – находится в совместном ведении Великоустюгского историко – архитектурного и художественного музея–заповедника и прихода собора святого праведного Прокопия Вологодской епархии Русской Православной Церкви.
Собор Прокопия Праведного
Один из соборов архитектурного комплекса «Соборное Дворище» Великого Устюга был воздвигнут в память святого праведника, чудотворца Прокопия. Этот святой является духовным покровителем города. Будучи немцем по своему происхождению, он принял православное крещение и всю свою праведную жизнь прожил в России. Святой стал юродивым во имя Христа. Юродство на протяжении веков считалось одним из самых трудных подвигов христианина во имя веры. Сохранились свидетельства о многочисленных чудесах, совершенных святым. Одно из них — спасение города от разрушения каменной тучей — и сделало Прокопия покровителем города. Чудотворец окончил свой земной путь в 1303-ом, и на Соборе 1547 года был причислен к лику святых.
Почитание чудесных свершений Прокопия распространилось среди православных устюжан во второй половине ХV столетия, еще до официального причисления его в лик святых Православной Церковью. Могила Чудотворца Прокопия на берегу речки Сухоны стала известной точкой паломничества для жителей Великого Устюга, а в 1471 году над тем местом, где были упокоены останки праведника старанием ратных людей была возведена деревянная церковь. Этот храм вблизи Успенского собора жители города строили в благодарность за избавления от хворей в период похода в Нижний Новгород и посвятили князьям Борису и Глебу, а также святому Георгию Победоносцу. К несчастью это строение просуществовало недолго и было полностью уничтожен во время пожара. На том же самом месте в 1495-ом был взведен новый, который устюжане освятили в честь чудотворца Прокопия. Этот храм — первый посвященный особо почитаемому в этом крае какому-либо святому.
Со второй половины ХVІІ столетия церковь Прокопия Устюжского преобразилась. На выделенные деньги известного городского благотворителя купца Гусельникова Афанасия зодчим Петром Котельниковым был возведен храм в камне, ставший настоящим украшением Великого Устюга и памятником русской архитектуры ХVІІ века. Упоминание о пятиглавом храме из камня с колокольней и папертью, увенчанном медными позолоченными крестами и освященном во имя великого чудотворца Прокопия сохранилось в летописях города, датированных 1676 — 1683 годами. За период своей более чем трехвековой истории здание претерпело неоднократные изменения. В частности, в 1867-ом у храма Прокопия чудотворца появился новый придел, который был освящен во имя епископа Воронежского.
Внутреннее убранство церкви действительно бесценно. Главной ценностью храма служит чудесный иконостас в пять ярусов, украшенный резьбой с позолотой. Пышность и сложность иконостаса, богатство его отделки создают ощущение самостоятельного сооружения внутри пространства храма. Но главной ценностью, точнее сказать бесценным сокровищем, оставленным нам талантливыми русскими мастерами, является богатейшее собрание икон храма Прокопия чудотворца. В общем иконостас — это полное собрание примеров иконописи устюжского края XVII–XVIII веков, в котором представлены уникальные иконы строгановского письма, датируемые началом XVII века. Жемчужины этого собрания — икона «Прокопий Устюжский, предстоящий Богоматери с Младенцем, с житием в 24 клеймах» и «Богоматерь и Прокопий Устюжский в молении». Афанасий Гусельников заказал и пожертвовал храму уникальную икону «Прокопий Устюжский, с житием в 40 клеймах». На ней древний мастер иконописец подробнейшим образом проиллюстрировал земную жизнь святого Прокопия и чудесные поступки, сотворенные им. Иконы, выполненные в классическом русском иконописном стиле XVII–XVIII столетий, не одно столетие поражают прихожан и создают чудесную, светлую атмосферу храма. Бесценное наследие древних русских иконописцев бережно хранят, последние реставрационные работы были проведены в конце 20 столетия. В эти же годы была полностью восстановлена богатая настенная роспись храма. В наше время многие из икон собора экспонируются на выставках, посвященных иконописи, собирающих тысячи благодарных зрителей.
С конца ХХ столетия Прокопьевский собор является частью исторического и архитектурного заповедника Великого Устюга и в то же время храм действует, открывая двери тысячам верующих со всех концов страны и из-за рубежа. Храм Устюжского чудотворца относится к приходу собора святого праведного Прокопия Вологодской епархии Русской Православной Церкви.
Собор святого Прокопия Праведного
Прокопий Праведный – небесный покровитель древнего града Великий Устюг, особо чтимый святой на устюжской земле. Первый Христа ради юродивый на Руси, прославившийся многочисленными чудесами, важнейшее из которых – спасение Устюга от уничтожения каменной тучей, был причислен к лику святых на Соборе 1547 года.
Прославление Устюжского чудотворца началось задолго до его канонизации Русской Православной Церковью. В 1471 году на берегу реки Сухоны, близ собора Успения Пресвятой Богородицы, над местом погребения праведника устюжские ратники построили деревянную церковь – благодарность за спасение от тяжелой болезни во время похода в Нижний Новгород. Этот храм, освященный во имя благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба и великомученика Георгия Победоносца, сгорел, и на его месте в 1495 году устюжские ратные люди возвели новый, который освятили в честь Прокопия Устюжского.
В 1668 году «иждивением» устюжского купца Афанасия Гусельникова над мощами святого был воздвигнут каменный храм с папертью и колокольней. На протяжении трех с лишним столетий храм неоднократно перестраивался. В 1867 году к нему был пристроен придел, освященный во имя святителя Тихона, епископа Воронежского.
Украшение собора святого Прокопия Праведного – великолепный резной золоченый пятиярусный иконостас, возведенный в первой половине XVIII века. Сверкающая позолотой резьба целиком покрывает тябла и колонки, придавая «иконостасу вид пышного, богато украшенного сооружения». Иконостас Прокопьевского собора – цельное собрание устюжской живописи XVII – XVIII вв. Особой художественной ценностью обладают вкладные иконы местного ряда, заказываемые, как правило, наиболее известным мастерам. К строгановским письмам относятся храмовая икона «Прокопий Устюжский, предстоящий Богоматери с Младенцем, с житием в 24 клеймах» (1602) и икона «Богоматерь и Прокопий Устюжский в молении» (конец XVI – начало XVII в.) – приложения именитого гостя Никиты Строганова. Изысканный цветовой строй живописи, графически точные очертания фигур придают образам особую выразительность. Дар храмоздателя Прокопьевского собора Афанасия Гусельникова – образ «Прокопий Устюжский, с житием в 40 клеймах» (1669). Иконописец до мельчайших подробностей проиллюстрировал многострадальное житие и чудеса Прокопия Праведного. Сохраняя условность стиля, автор сумел создать духовный образ святого, обладающий большой внутренней убедительностью. В настоящее время эти иконы находятся на выставках «Великие подвижники земли Русской святые праведные Прокопий и Иоанн, Христа ради юродивые, Устюжские чудотворцы» и «Церковные древности из коллекции Великоустюгского музея-заповедника». (информация взята с cultinfo)
Собор Прокопия Праведного
Собор Прокопия Праведного
Вторым после Успенского собора по значению и по времени возникновения зданием соборного комплекса города Устюга стал храм, посвященный местному юродивому во Христе, чудотворцу, святому праведному Прокопию – небесному покровителю Великого Устюга, спасшему, согласно церковному преданию, город от «каменной тучи». Прокопий Устюжский, почитавшийся в Устюге, был причислен к местночтимым святых на Поместном соборе 1547 г. Он стал первым святым, прославленным Русской Православной Церковью в лике юродивых. День его памяти – 8 (21) июля.
В 1303 г. Прокопия похоронили на берегу реки в непосредственной близости к главному храму города под камнем, на котором он часто сидел. Над гробом Прокопия была построена скромная деревянная часовня, которую в 1471 г. заменили первой деревянной церковью, освященной в честь благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Храм стал памятником победоносного похода устюжан против казанских татар. Покровителям воинства Борису и Глебу, а затем и великомученику Георгию Победоносцу здесь были посвящены особые приделы. В 1495 г. после пожара эта церковь была отстроена заново и впервые освящена во имя Прокопия Устюжского. Деревянный храм неоднократно страдал от пожаров и времени, но после каждого восстановления храм сохранял величественную композицию «о пяти верхах». Завершение пяти шатрами в Устюге в этот период имели Успенский собор и ещё два храма, также имевшие значение памятников. К югу от холодного Прокопьевского храма существовала тёплая церковь Алексия, митрополита Московского, с приделом св. Василия Блаженного, позднее перестроенная в камне и включённая в комплекс Архиерейского дома. В описании 1620-х гг. при храме отмечена шатровая колокольня «о шести стенах».
В 1649 г. после очередного пожара оба придела Прокопьевской церкви были вынесены на Нижний посад, где при старой Архангелогородской дороге, «по конец Песьей слободы», были основаны две отдельно стоящие церкви: Борисоглебская и Георгиевская.
Над местом погребения святого в 1668 г. на средства устюжских «гостей» (купцов) братьев Василия и Афанасия Федотовичей Гусельниковых был возведён каменный храм Прокопия Устюжского. Редкий случай: известно имя создавшего храм мастера, это устюжанин Пётр Дмитриевич Котельников. Упоминание имени свидетельствует, что этот зодчий, видимо, был одним из творцов серии устюжских храмов середины XVII в. Храм стал третьей каменной постройкой на Соборном дворище.
В 1683 г. храм (как и соседний Иоанновский) приобрёл статус соборного.
В интерьере Прокопьевского собора сохранился прекрасный золочёный резной пятиярусный иконостас, созданный в XVIII в., после перестройки храма 1720-х гг. В нём в местном ряду – 11 икон XVII–XVIII вв.; в праздничном ряду – 19 праздничных икон конца XVII – начала XVIII в.; в деисусном ряду – 15 икон в рост, в среднике – Христос Вседержитель; в пророческом ряду – 15 икон в рост, в среднике – Коронование Богоматери; в праотеческом ряду – 15 поясных икон, в среднике – Бог Саваоф. Известно, что живописное Распятие, шесть клейм страстного цикла и восемь клейм на цокольной части иконостаса созданы иконописцем Прокопием Крыловским в конце XVIII в. Особую ценность представляют иконы местного ряда с изображением чтимого Христа ради юродивого: «Св. Прокопий в житии», которую датируют 1602 г., и икона, изображающая святого Прокопия, молящегося перед иконой Богоматери, – яркий памятник живописи строгановской школы, которая выделяется миниатюрным, декоративным письмом.
В стену трапезной храма к северу от крыльца заложен тёмно-серый камень (валун диабаза), принадлежавший, согласно преданию, к числу выпавших по молению Прокопия из «каменной тучи» за пределами города в местечке Котовалово.
В советское время в Прокопьевском соборе экспонировался также ряд реликвий, прежде украшавших другие великоустюжские церкви, например, царские врата из иконостаса собора Михайло-Архангельского монастыря.
В ХХ в. собор стал центром церковной жизни Великого Устюга. В советское время собор долгое время оставался одним из двух действовавших храмов и был закрыт позже других храмов, в 1940 г.; в 1946 г. был вновь открыт, и вновь закрыт в 1964 г. и передан музею. В части здания был размещён планетарий. Рака Прокопия временно находилась в единственной действовавшей церкви города – кладбищенской во имя святителя Стефана Пермского. В 1960 г. собор поставлен на государственную охрану как памятник истории и культуры федерального значения.
Здание представляло собой один из характерных для XVII в. типов холодного храма: пятиглавый и трёхапсидный. Фасады Прокопьевского храма делились лопатками: восточный и западный – на три прясла, а северный и южный – на два, завершавшихся тремя декоративными закомарами с каждой из сторон. С трёх сторон главный объём окружала невысокая паперть, к юго-западному углу которой примыкала шатровая колокольня. Эта компоновка была свойственна устюжским соборным храмам XVII в. В отличие от крупных монастырских соборов, Прокопьевский храм был скромнее по размерам и не имел подклета. Внешне первоначальный Прокопьевский собор был, видимо, близок сохранившейся до наших дней устюжской Спасо-Преображенской церкви, построенной в 1696 г. как холодный собор одноимённого женского монастыря.
Оригинальность Прокопьевскому собору придавало решение внутреннего пространства: два столба в центре интерьера поддерживали сложную систему сводов и подпружных арок, на которые опирался световой барабан средней главы.
Оформление фасадов XVII – начала XVIII в. сохранилось у алтарной части собора и, частично, у его центрального объёма. Окна имеют лучковое завершение и скромное обрамление из фигурного кирпича. Над окнами апсид расположены треугольные сандрики. Карнизы декорированы валиками и поребриком – орнаментальной кирпичной кладкой.
После перестройки 1720-х гг. храм увенчивают дополнительно сооружённый второй ряд более мелких кокошников и пять глухих барабанов в виде восьмериков, в основании каждой грани которых расположен кокошник. Рёбра восьмериков украшены трёхчетвертными колонками, несущими раскрепованный городчатый карниз. На каждой грани барабанов помещены ниши с имитацией окон. Барабаны завершены восьмигранными главами с перетяжками. Оформление завершения храма близко приёмам, использованным при сооружении церкви Дмитрия Солунского в селе Дымково (1709 г.).
В 1724 г. интерьер церкви и алтарь украшены живописью по штукатурке.
Украшением собора является пятиярусный резной золоченый иконостас, возведённый после перестройки собора. Обилие и пышность объёмной резьбы свидетельствует о влиянии московского барокко.
Вид собора с Набережной определяет обширная трапезная (1901–1902 гг.) в псевдорусском стиле, свойственном местной гражданской архитектуре этого времени. Гладь стен разделяют лопатки, декорированные ширинками, несущие карниз с сухариками. Окна с арочными перемычками обрамлены массивными наличниками с полуколонками и ширинками с кладкой в виде четырёхконечных крестов. В центре западного фасада трапезной и у её юго-западного угла расположены два одинаковых крыльца-сени, каждое из которых увенчано тремя треугольными фронтонами с П-образным завершением, в тимпанах которых кладкой имитируется крыльцо с гирькой. Пилоны крылец повторяют оформлением лопатки стен. На западном фасаде по обе стороны крыльца расположены небольшие арочные фронтоны, увенчанные миниатюрными главками, упрощенно повторяющими оформление глав собора.
До наших дней Прокопьевский собор дошёл в значительно изменённом виде.
В 1695 г. по распоряжению епископа Александра была разобрана колокольня, кирпич использовали для строительства зданий Архиерейского двора.
В 1720–1724 гг. завершение собора было перестроено и приобрело сохранившийся до наших дней вид. Первоначальные своды вместе с несущими их столбами были разобраны. Надстроены стены, получившие второй ряд кокошников, сооружён четырёхлотковый сомкнутый свод, несущий новые восьмигранные главы.
Пол в соборе был выложен чугунными плитами.
В 1867–1868 гг. к храму с юга пристроили обширный придел, освящённый во имя святителя Тихона, епископа Воронежского, а с севера – ризницу.
В нижнем ярусе закомар собора снаружи были выполнены росписи, сохранившиеся до наших дней со значительными утратами. Декор фасадов был подчёркнут отводками красного и чёрного цветов.
В 1901–1902 гг. с запада вместо паперти возвели обширную трапезную с крыльцом в псевдорусском стиле. По линии западного фасада к трапезной с юга и севера пристраивается каменная ограда с воротами, частично сохранившаяся до наших дней.
В 1980–1990-е гг. выполнена реставрация фасадов, иконостаса и настенной живописи интерьера.
Великий Устюг. Кафедральный собор Прокопия Устюжского на Соборном дворище.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Прокопий Праведный — особо чтимый святой на устюжской земле. Будучи купцом немецкого происхождения, он принял православие и избрал подвиг юродства. С тремя деревянными посохами в руках летом и зимой ходил он без обуви и в плохой одежде, ночуя часто на папертях или просто на земле. Блаженный имел дар прозорливости, не один раз своими молитвами спасал город от разрушения. В 1668 году над мощами святого был воздвигнут каменный храм с папертью и колокольней. Украшение собора святого Прокопия Праведного — великолепный резной золоченый пятиярусный иконостас, возведенный в первой половине XVIII века. В настоящее время храм передан Русской православной церкви, в нем ведутся регулярные богослужения.
Прокопий Устюжский, будучи купцом немецкого происхождения, принял православие и избрал подвиг юродства. Документы описывают полулегендарные события: в 1471 году на берегу реки Сухоны, близ собора Успения Пресвятой Богородицы, над местом погребения праведника устюжские ратники построили деревянную церковь по завету в благодарность за спасение от тяжелой болезни во время похода в Нижний Новгород, но освятили храм во имя благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба и великомученика Георгия Победоносца, и, словно в наказание за ослушание, это храм почти сразу сгорел. На его месте в 1495 году устюжские ратные люди возвели новый, который освятили в честь Прокопия Устюжского.
Собор отличается стройностью композиции. По верху его идут два ряда закомар, позднее расписанных. Покрытие четырехскатное. Барабаны, увенчанные гранеными главами, отделены от крыши кокошниками. Алтарные полукружия разделяют полуколонны. С южной стороны в 1867 г. был пристроен придел освященный во имя святителя Тихона, епископа Воронежского. Украшение собора святого Прокопия Праведного — великолепный резной золоченый пятиярусный иконостас, возведенный в первой половине XVIII века.
В настоящее время храм передан Русской православной церкви, в нем ведутся регулярные богослужения.
Источники: Глава «Красота минувших веков» В.В. Кокарева в книге «Великий Устюг». – Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1976; http://www.ikz.ru/siberianway/ustug-museum
Соборный храм во имя Святого и Праведного Прокопия, Устюжского чудотворца. Вторым после Успенского собора по значению зданием соборного комплекса стала церковь во имя Святого и Праведного Прокопия Устюжского чудотворца (соборным храмом стала с 1683 года), который был похоронен на берегу реки в непосредственной близости к Успенскому собору. Блаженный Прокопий Устюжский чудотворец канонизирован на Соборе 26 февраля 1547 года, умер в 1303 году, день памяти 8 (21) июля. В 1458 году над гробом Прокопия была построена скромная деревянная часовня. В 1471 году часовня была заменена первой деревянной церковью, в честь успешного похода устюжан под Нижний Новгород против казанских татар и освящена в честь покровителей русского воинства Бориса и Глеба, так как сам Прокопий в то время еще не был причислен к лику святых.
Одновременно с функциями культового здания церковь выполняла роль исторического монумента. Это дополнительное мемориальное назначение обусловило и композицию храма, уже в первой своей редакции, очевидно, получившего величественную пятишатровую форму. В 1495 году, после пожара, церковь была отстроена заново и освящена уже на имя Прокопия. Борису и Глебу, а затем и Георгию здесь были выделены специальные приделы. Прокопьевский храм неоднократно страдал от пожаров и разрушений, но каждое новое выстроенное на этом месте здание неизменно сохраняло свою первоначальную композицию «о пяти верхах», которая дошла вплоть до XVII в. и была описана авторами сотной книги 1630 года. В 1649 году после очередного пожара оба придела Прокопьевской церкви (Борисоглебский и Георгиевский) были вынесены на Нижний посад, где при старой Архангелогородской дороге были основаны две отдельно стоящие церкви Борисоглебская и Георгиевская. 23 апреля 1668 года по грамоте Ростовского митрополита Ионы иждивением Афанасия Гусельникова начато строительство каменной Прокопьевской церкви. Строил устюжский мастер Петр Дмитриевич Котельников.
Из достопримечательностей Прокопьевского собора следует отметить пятиярусный иконостас с иконами XVII – XVIII века, возведенный, вероятно, после перестройки 1720-1724 годов. В местном ряду иконостаса сохранилось несколько икон XVI – XVII веков, наиболее древней является «Прокопий Праведный в житие». Большой интерес представляет каменный крест с изображением распятия и бога Саваофа вставленный в икону XVII века. 21 марта 1940 года собор закрыт, в 1946 году вновь передан верующим. В 1964 году собор опять закрыт и передан в ведение краеведческого музея, в Прокопьевском соборе разместился филиал музея и планетарий. Рака с мощами святого Прокопия была перенесена в Стефана Пермского кладбищенскую церковь. Через 30 лет в 1994 году прихожанам передан Тихоновский придел Прокопьевского собора. 31 октября 1995 года прихожанам передан весь Прокопьевский собор. Рака с мощами Прокопия Праведного вернулась на свое первоначальное место.
Шильниковская В.П. Великий Устюг. Развитие архитектуры города до середины XIX века. – М.: Стройиздат. 1987. Стр. 246
Прокопиевский собор построен над местом погребения св. Прокопия. Первое здание собора построено было после 1471 года по обету ратными людьми, ходившими в Нижний Новгород. Церковь первоначально носила название во имя князей Бориса и Глеба: Прокопий в то время не был еще прославлен и причислен церковью к лику святых. Этот храм сгорел от молнии в 1420 году. Была построена новая церковь в 1495 году во имя праведного Прокопия. Храм был деревянный. скромный по размерам и внутреннему украшению. В следующем 1496 году эта церковь сгорела. После этого до 1668 года храм в честь Прокопия строился несколько раз, в этом же году гость Афанасий Федотов Гусельников, по прозвищу Скорая Запись, построил над гробом пр. Прокопия каменную церковь с папертию и колокольнею. Перестройки собора производились при архиепископе Александре (с 1690 г.) и при Боголепе (1720) и др.
Внутри храма заслуживает внимания вычурный резной иконостас (резьба XVII в.). Мощи преподобного покоятся в раке налево, под золоченою сенью. Кроме древних икон, находящихся в иконостасе, в Прокопиевском соборе сохраняются и др. древния иконы. Замечательна из них икона пр. Прокопия, с 40 клеймами жития и чудес. Размером эта икона в 2 1/2 аршина длины и 2 арш. 1/2 в. ширины. „Сия святая икона есть дар храмоздателя Гусельникова 1669 года». 06раз вышит жемчугом.
В соборной ограде, пред входом в Прокопиевский собор, на особом пьедестале лежит овальной формы камень, под которым следующая надпись: „Сей камень спаде с небесе во дни блаженнаго Прокопия из той тучи, которою восхоте Господь погубить во граде Устюге грешники. Привезен из Котовальской волости, отстоящей от града сего на двадесять поприщ, ибо там Господь одожди камение велие разженное, многи лесы пожже, а от человек и скотов никого же повреди. 1638 года ноября в 1 день.
Непеин А.С. Святыни и достопримечательности города Великого Устюга и его окрестностей. – Вологда: Тип. Губ. Правл., 1915
Прим. мод.: старое написание окончаний слов и пунктуация в тексте 1915 года адаптированы под формат Каталога