собор построенный аристотелем фиораванти

СОБОР АРИСТОТЕЛЯ ФИОРАВАНТИ

собор построенный аристотелем фиораванти. Смотреть фото собор построенный аристотелем фиораванти. Смотреть картинку собор построенный аристотелем фиораванти. Картинка про собор построенный аристотелем фиораванти. Фото собор построенный аристотелем фиораванти

Аристотель Фиораванти прибыл в Москву вместе с сыном Андреем и «паробком Петрушею» 26 марта 1475 года. Действовал он с непривычной для москвичей быстротой, применяя новые технические средства и приемы. В основание фундамента забили дубовые сваи, рвы засыпали битым камнем и залили известью, что должно было обеспечить крепость и устойчивость здания. Фиораванти строил собор в смешанной технике, перемежая традиционные тесаные блоки белого камня, употреблявшегося им в кладке стен, с особо прочным кирпичом, которым были выложены столпы, своды и барабаны глав, что значительно облегчило нагрузку верхних частей здания на стены и опоры.

Вместо обычно применявшейся в русском зодчестве кладки стен с забутовкой битым камнем между двумя рядами белокаменных блоков Аристотель использовал более прочную кладку из тесаных квадров. Для укрепления конструкции храма в стены были заложены не традиционные дубовые, а железные связи. Само здание возводилось «все в кружало да в правило», то есть с помощью циркуля и линейки, на основе точных расчетов. Применение итальянским зодчим новых, изумлявших москвичей приспособлений и инструментов, значительно ускоряло и удешевляло строительство.

На то время, пока возводился новый собор, гробницы митрополитов были перенесены в церковь Иоанна Лествичника «что под колоколы», а по окончании строительства торжественно перезахоронены в новом здании на прежних местах.

собор построенный аристотелем фиораванти. Смотреть фото собор построенный аристотелем фиораванти. Смотреть картинку собор построенный аристотелем фиораванти. Картинка про собор построенный аристотелем фиораванти. Фото собор построенный аристотелем фиораванти собор построенный аристотелем фиораванти. Смотреть фото собор построенный аристотелем фиораванти. Смотреть картинку собор построенный аристотелем фиораванти. Картинка про собор построенный аристотелем фиораванти. Фото собор построенный аристотелем фиоравантисобор построенный аристотелем фиораванти. Смотреть фото собор построенный аристотелем фиораванти. Смотреть картинку собор построенный аристотелем фиораванти. Картинка про собор построенный аристотелем фиораванти. Фото собор построенный аристотелем фиораванти

Итальянскому зодчему, как и его предшественникам, было предписано возводить новый московский кафедральный собор по образцу древнего владимирского Успенского храма. И подобно им, Аристотель Фиораванти в первый же строительный сезон, лишь только здание собора было выведено из земли, отправился во Владимир, прежнюю столицу Северо-Восточной Руси. Однако, ориентируясь на владимирский образец, болонский мастер уже изначально внес существенные изменения в архитектурный замысел своей будущей постройки, что предопределило принципиально новый характер архитектуры московского собора.

Двенадцатого августа 1479 года состоялось торжественное освящение нового Успенского собора митрополитом Геронтием в присутствии епископов и великого князя.

собор построенный аристотелем фиораванти. Смотреть фото собор построенный аристотелем фиораванти. Смотреть картинку собор построенный аристотелем фиораванти. Картинка про собор построенный аристотелем фиораванти. Фото собор построенный аристотелем фиоравантисобор построенный аристотелем фиораванти. Смотреть фото собор построенный аристотелем фиораванти. Смотреть картинку собор построенный аристотелем фиораванти. Картинка про собор построенный аристотелем фиораванти. Фото собор построенный аристотелем фиораванти

© 1997-2021 ФГБУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»

Источник

Неизвестное творение Аристотеля Фиораванти

НЕИЗВЕСТНОЕ ТВОРЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ ФИОРAВАНТИ

Посвящается Московскому Ордена Трудового Красного Знамени Архитектурному Институту

Статья известного исследователя древнерусской архитектуры В.П. Выголова «Никольский собор Антониева Краснохолмского монастыря», опубликованная в сборнике «Памятники русской архитектуры и монументального искусства: Пространство и пластика.» – М.Наука,1991, посвящена уникальному и малоизвестному памятнику архитектуры, белокаменному собору XV века, аналогу Успенского собора Московского Кремля, находящемуся на самой окраине Тверской области. Автор очень заинтересованно, детально исследует руины этого величественного сооружения и задаётся вопросом о том, в связи с чем был построен этот «исключительно своеобразный» памятник архитектуры, кто мог быть ктитором и строителем собора, кто положил начало одному из четырёх самых больших монастырей на Руси? В.П.Выголов не дал однозначного ответа на эти вопросы, лишь осторожно предположив, что строителем собора мог быть сам Аристотель Фиораванти.

Никто не знает подробностей жития Антония Краснохолмского, так же, впрочем, как и Нектария Бежецкого, пришедших в наши места в одно, и тоже время, но не ведавших друг о друге. Это тем более странно, потому как недалеко от Твери в середине XV ст. был и другой Нектарий, житие которого более-менее известно.

Умалчивает история и о том, кто же пригласил монахов из Белаозерья в свою вотчину? Нектарий приходит из Кирилло-Белозёрского монастыря в Бежецк в 1461г. и основывает там Введенскую пустынь. В то же самое время, в 1461г., Антоний под Красным Холмом основывает Никольскую пустынь и строит деревянный храм. И уже в 1481г. приступает к строительству белокаменного Никольского собора на месте деревянного. Вспомним, что белокаменный собор в монастыре, основанном Сергием Радонежским, построили через сто лет после его смерти, а Антоний Краснохолмский (Холмский) за год до своей смерти в 1481 году, пригласив итальянских мастеров, начал строительство белокаменного Никольского собора!

Кто же такой Антоний: безымянный монах или родовитый боярин принявший монашество на склоне лет? А может быть это сам Дмитрий Красный, сын Ивана Всеволодовича Холмского и Анастасии Дмитриевны Донской?

Исследователи, изучавшие происхождение рода Нелединских-Мелецких: Буганов В.И. «Разрядные книги последней четверти XV- нач. XVIIв.в. как исторический источник» М.1962; Бычкова М.Е. «Родословные книги XVI-XVII в.в. как исторический источник» М. 1975; она же, «Польские традиции в русской генеалогии XVIIв.» (журнал «Советское славяноведение», 1981, №5), установили, что в конце XVIIст. Нелединские-Мелецкие при помощи подложных грамот со ссылкой на легендарного выходца из Польши Станислава Мелецкого пытались доказать древность и знатность своего рода. Палата родословных дел, куда Нелединские-Мелецкие представили свои документы, признала родословную их фальшивой, установив, что Станислав Мелецкий, из Польши никуда не выезжал. (Исаков В.З. Примечания к «Памятникам литературы древней Твери», Тв. 2002г. стр.248-250).

Вероятно, фамилия Нелединских-Мелецких образовалась от местных гидронимов, речек Неледины и Мелечи, притоках реки Могочи, на которой стоит Краснохолмский Николаевский монастырь. Это предположение высказал ещё в конце XIX в. историк А.К.Жизневский («Древний архив Краснохолмского Николаевского монастыря» М. 1879).

В. П. Выголов в своей статье отмечает, что «влияние Нелединских-Мелецких при Иване III к концу 15 в. значительно падает, что не позволяет ставить вопрос об их ктиторстве».
Возвышение Нелединских связано, скорее всего, с опричниной, именно тогда в XVI ст. Нелединские получили вотчины от Иоанна Грозного в районе Удомельских озёр, в уделах князей Холмских (Рюриковичей) и бояр Юрьевых (Романовых). На этом фоне обладание Нелединскими землями Бежецкого Верха столетием позже, т.е. на момент написания Летописи о монастыре, кажется вполне правдоподобным.

Однако, где бы и когда ни писалась история Краснохолмского монастыря начинается она с доброхотных даров странствующему монаху Антонию, родовитыми Нелединскими, которых в конце XV ст. здесь не было и в помине. И до сих пор историки продолжают приписывать им воеводства и наместничества в Вологде, Устюжне, Бежецке, Угличе, Ржеве, Нижнем Новгороде…

Летописи указывают также на князя Андрея Угличского (Горяя), как господина Бежецкого Верха. Как известно, он получил эти земли среди прочих в 1461г., за год до смерти своего отца Василия Тёмного, и с этой исторической даты начинается история монастырей в Бежецке и Холме. Но нельзя забывать о том, что с 1491г. Андрей Горяй был лишён власти над этими землями и был прикован братом Иваном III на два года цепями к стене. Однако, за год до смерти в 1493г. … предусмотрительно внёс земельный вклад Николо-Антониевому монастырю. Именно в это время здесь начинается постройка второго белокаменного собора – Дмитриевского, с трапезой и также из белого камня …

Удивляет, что в Угличе, родной вотчине князя Андрея, строительство осуществлялось из кирпича: Покровский Паисиев монастырь (1479-1483), Преображенский собор (1485г.), каменный дворец (1491г.); в то время как Никольский собор сооружён из белого камня. К тому же, не только строительный материал, но и техника постройки в Краснохолмском монастыре противоречат традиционной архитектуре Углича.

Необъяснимо, зачем же искать Холмское княжество в Зубцове, тогда как ещё в начале XVI столетия нынешний тверской городок Красный Холм именовался Холмом: «Красная грамота» князя Симеона Иоанновича Калужского, сына Ивана III-его дана была в 1508 году монастырю «на Спас, на Преображение Христово, на Холм». Сюда подходил древнейший в русской истории торговый путь «из Ростова Великого на Белаозеро» (в XVIII ст.- «Елизаветинский тракт»). Здесь, в двадцати верстах от города, в 1238 г. проходила Ситская битва за обладание геополитической точкой торговых путей.

В «Тверском Патерике» архиепископа Д.И.Самбикина в жизнеописании Благоверного Михаила Александровича, князя Тверского и Микулинского читаем: «…внук св. Великаго князя Михаила Ярославича – Всеволод Александрович в 1348 г. уступил Тверское княжество своему дяде Василию Михайловичу Кашинскому, а сам возвратился в свой удел Холм ( но где это было княжество неизвестно, так как в нынешней Тверской губернии до 10 сёл с названием Холма, или Красного Холма. Не нынешний ли заштатный город – Красный Холм в Весьегонском уезде?»

Как видим, история монастыря таит в себе множество загадок и противоречий. Даже у Всеволода Петровича Выголова р.Могоча впадает на карте в р. Неледину, Но это говорит лишь о том, что, безусловно, наиболее крупный и серьёзный исследователь не придавал значения исторической географии и местоположению монастыря… Его целью было привлечь внимание к уникальному «исключительно интересному образцу русского зодчества последней четверти XV в., явно нуждающемся в скорейшем восстановлении» (1991г.) – Никольскому собору.

До нашего времени от храма сохранились частью лишь три (восточная алтарная часть – утрачена) стены, разделённые узкими лопатками на прясла; в верхней части, опоясанные изящным профилированным карнизным поясом, раскрепованным на лопатках, с фрагментами закомар и обрамляющих их архивольт. Южную и северную стороны украшают характерные для московской архитектуры т.н. перспективные порталы со сноповидными капителями и килевидным завершением.

В отделке белокаменных блоков из которых сложены стены, в прорисовке белокаменных профилей цоколя, карнизов и обрамлений закомар, в деталях порталов – во всём чувствуется благородный монументализм, техническое мастерство и высокая эстетика.

В.П.Выголов, детально изучив Никольский собор приходит к общему выводу, что «…такие элементы как крестовые своды (в угловых ячейках западного нефа), пониженные подпружные арки, полуциркульные закомары и карнизы, отрезающие их от поля прясел, а также полочки-карнизы в основании пят арок в интерьере, карнизный характер импостов капителей портала – всё это для московского зодчества второй половины XVв. представляло собой явное новшество».

Ряд этих новых деталей и приёмов был буквально только что перед этим введён в строительную практику Московской Руси Аристотелем Фиорованти при сооружении Успенского собора. Более того, Никольский собор 1481г., по утверждению В.П.Выголова, в конструктивном плане является более совершенным сооружением, нежели Успенский собор 1478 г. в столице.

Собор Антониевого монастыря во многом предвосхищает архитектуру XVI ст., концентрируя в себе те новые приёмы и формы, которые нашли широкое распространение лишь с начала следующего века. «…Кажется очень странным и непонятным, каким образом мог возникнуть в столь отдалённом от Москвы и довольно глухом месте памятник, «опередивший» столичную архитектуру в развитии буквально почти на десятилетие» (В.П.Выголов).

По другим общедоступным источникам:
«… На самом деле в Московской Руси формованный кирпич стал повсеместно применяться лишь с конца 15 века, а первый кирпичный завод заложили в 1475 году. И уже из этого кирпича были возведены стены Кремля в Москве. Как сообщает летописец, этот новый кирпич был «. нашего русского кирпича уже, да продолговатее и тверже». Для его изготовления в 1475 г. был построен кирпичный завод, выпускавший кирпич очень высокого качества».

Ещё в 2004 г. Председатель Союза Российских Соотечественников Его Сиятельство, граф П.П.Шереметев дал согласие участвовать в восстановлении монастыря и поддержал наше предложение о создании Музея Боярских Родов, поскольку предки многих дворянских фамилий захоронены здесь. Позже, при воссоединении Русской и Зарубежной церквей, им была высказана идея об установке памятника в честь этого события. На наш взгляд лучшим памятником Единения Русской Церкви было бы восстановление в первозданном виде неизвестного творения Аристотеля Фиораванти.
2010-2012г.г. Е.Обухов-Петрик, краевед
А.Суханова, архитектор

Источник

Аристотель Фиораванти. Успенский собор. Проклятие зодчего

собор построенный аристотелем фиораванти. Смотреть фото собор построенный аристотелем фиораванти. Смотреть картинку собор построенный аристотелем фиораванти. Картинка про собор построенный аристотелем фиораванти. Фото собор построенный аристотелем фиораванти

Возведение нового Успенского собора

Предыстория

1472 год — по велению Великого князя Московского Ивана III Васильевича на месте обветшавшего кремлевского храма, который был построен в 1326–1327 гг. при Иване Калите, начали строить новый Успенский собор. Однако возводимые русскими мастерами каменные стены постоянно разваливались как карточный домик, а когда до завершения строительства уже вроде бы оставалось совсем немного, собор рухнул полностью.

Мастера лишь сокрушались и пытались оправдаться, что им мешает проклятие, нависшее над местом строительства – Боровицким холмом. Ранее холм назывался Ведьмина гора, и складывалось такое впечатление, что нечистая сила противится строительству православного храма. Но жена князя Софья Палеолог уверяла, что дело тут не в проклятиях и что следует пригласить настоящих мастеров из-за границы.

Русский посол в Италии Семен Толбузин смог уговорить зодчего Аристотеля Фиораванти поехать в далекую холодную Московию. На своей родине архитектор прославился тем, что каким-то невероятным образом выправлял покосившиеся башни и перемещал целые здания с места на место. К примеру, в 1455 г. он смог передвинуть колокольню Святого Марка в Болонье со всеми колоколами, за что городским советом ему было присвоено звание старшины ложи каменщиков Болоньи и назначил пожизненное обеспечение.

собор построенный аристотелем фиораванти. Смотреть фото собор построенный аристотелем фиораванти. Смотреть картинку собор построенный аристотелем фиораванти. Картинка про собор построенный аристотелем фиораванти. Фото собор построенный аристотелем фиораванти

Однако такого рода деяния лишь укрепляли репутацию зодчего как мага и чернокнижника. Неудивительно, что инквизиция собирала на него материал, дабы судить за колдовство. Вначале он был неожиданно арестован и обвинен в сбыте фальшивых монет, за что его лишили всех имевшихся привилегий. Как выяснилось обвинение было ложным, но все эти неприятности привели к тому, что Аристотель Фиораванти весьма быстро согласился на предложение русского посла.

Фундамент на костях

60-ти летний зодчий прекрасно знал, что устойчивость здания зависит от качества его фундамента. Потому остатки стен он велел снести, а после того как обследовал местность приказал выкопать глубокие рвы в основании будущего собора и забивать туда дубовые сваи. Во время раскопок рабочие нашли множество костей и несколько каменных языческих идолов. Это служило подтверждением слухов о том, что на Ведьминой горе ранее было языческое святилище, где практиковали человеческие жертвоприношения, а рядом находилось кладбище колдунов.

Когда Иоанн увидел найденного строителями большого каменного идола, он велел расколоть его на мелкие кусочки и утопить в Москве-реке. Возможно, кости и идолы, находящиеся в земле, и служили проводниками нечистой силы, кто знает. Но после того как они были извлечены она утратила свое могущество.

собор построенный аристотелем фиораванти. Смотреть фото собор построенный аристотелем фиораванти. Смотреть картинку собор построенный аристотелем фиораванти. Картинка про собор построенный аристотелем фиораванти. Фото собор построенный аристотелем фиораванти

Освящение храма

Начинать постройку Успенского собора Аристотель Фиораванти не спешил. Зодчий понимал, что необходимо считаться с обычаями и вкусами русского народа, и не стал переносить сюда привычные ему формы западной архитектуры. Потому, после окончания закладки фундамента, он какое-то время путешествовал по стране, знакомясь с древнерусским зодчеством.

Возведенный Фиораванти собор был не только красивым, но и крепким. 1479 год, 12 августа — собор был торжественно освящен митрополитом Геронтием.

Вклад в развитие Руси

Фиораванти разрабатывал план нового каменного Кремля с сетью подземных ходов, а вместе с этим отливал пушки и колокола, в значительной степени продвинув развитие на Руси артиллерии и монетного дела. Но при этом архитектор не переставал заниматься и алхимией, для чего оборудовал для себя приличную лабораторию.

Опала

Несколько раз мастер пытался уехать на родину или в Литву, однако Иоанну очень не хотелось отпускать его, он опасался что тот может раскрыть врагам секреты укреплений и тайников Московского Кремля. А поэтому все увеличивал и увеличивал жалование архитектору. Но когда итальянец завершил свою миссию и выстроил каменный Кремль, великому князю, как видно, захотелось компенсировать свои расходы. Зная из донесений своих шпионов о том что зодчий занимался алхимией, Иоанн начал требовать, чтобы тот рассказал ему секрет философского камня, при помощи которого можно превращать свинец в золото.

собор построенный аристотелем фиораванти. Смотреть фото собор построенный аристотелем фиораванти. Смотреть картинку собор построенный аристотелем фиораванти. Картинка про собор построенный аристотелем фиораванти. Фото собор построенный аристотелем фиораванти

Проклятие Аристотеля Фиораванти

– Пусть теперь попробует выбираться при помощи своей магии, – усмехнувшись заявил Иоанн.

Но проклятие итальянского архитектора оказалось не пустым звуком. И оно стало «работать» в самых различных формах. В первую же ночь после того, как бедолага был замурован, разразилась ужасная гроза и молния ударила в маковку построенного им собора. После в Кремле начали происходить разные несчастья и бедствия. А самого великого князя замучили ночные кошмары. Когда в палатах сгущалась тьма, ему мерещился осуждающе смотрящий на него призрак изможденного, когда-то приглашенного им самим, итальянского зодчего.

собор построенный аристотелем фиораванти. Смотреть фото собор построенный аристотелем фиораванти. Смотреть картинку собор построенный аристотелем фиораванти. Картинка про собор построенный аристотелем фиораванти. Фото собор построенный аристотелем фиораванти

Великий князь так и поступил. Но когда темницу вскрыли, то с удивлением увидели, что останков там нет. Каким-то невероятным образом архитектор исчез из каменного мешка. Конечно, священники заявили, что без нечистой силы тут не могло обойтись, и Фиораванти уволок к себе в ад сам дьявол.

Однако, как видно, забрал он лишь телесную оболочку, потому как душа итальянского мастера продолжает неприкаянно скитаться по лабиринтам Кремля. Будто напоминая о проклятии, привидение итальянца является русским правителям перед их смертью. Ходили слухи, что одной из причин, побудивших Петра 1 перенести столицу из Москвы в Петербург, было желание не встречаться с призраком итальянского зодчего и избежать его «семейного» наказания.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Успенский собор Московского Кремля – храм единства Руси

собор построенный аристотелем фиораванти. Смотреть фото собор построенный аристотелем фиораванти. Смотреть картинку собор построенный аристотелем фиораванти. Картинка про собор построенный аристотелем фиораванти. Фото собор построенный аристотелем фиораванти

Успенский собор Московского Кремля

Успенский собор Московского Кремля – главный православный храм Русского государства XV-XIX веков, символ древнерусского зодчества, украшение Москвы и Соборной площади, на которой он расположен.

История возведения собора

В 1326 году в Кремле при Иване Калите был заложен первый Успенский собор – скромный одноглавый храм. В 1337 году после крупного пожара Успенский собор уже не соответствовал новому статусу Москвы как столицы Всея Руси. Князь Иван III и митрополит Филипп решили возвести на месте старого величественный собор, достойный того, чтобы стать духовным центром государства.

Строили новый собор всем миром: объявили сбор средств. Бояре, купцы и другие миряне собирали пожертвования, все монастыри обложили налогами. Русские зодчие Кравцов и Мышкин построили собор до сводов, но в мае 1474 года во время землетрясения почти возведенный собор рухнул.

Для строительства нового собора князь Иван III обратился к итальянским зодчим. На приглашение откликнулся прославленный архитектор и инженер из Болоньи Аристотель Фиораванти.

собор построенный аристотелем фиораванти. Смотреть фото собор построенный аристотелем фиораванти. Смотреть картинку собор построенный аристотелем фиораванти. Картинка про собор построенный аристотелем фиораванти. Фото собор построенный аристотелем фиораванти

У себя на родине архитектор наслаждался славой. Под его началом впервые в мире за 2 дня перенесли на другое место колокольню высотой 24 метра, которая мешала строительству здания администрации. Городской совет Болоньи, оценив заслуги мастера, назначил ему щедрое пожизненное обеспечение.

Безбедную жизнь архитектора нарушили козни завистников: Фиораванти по доносу бросили в тюрьму, лишив привилегий. Вскоре выяснилось, что обвинение было фальшивым, но обида побудила Фиораванти принять приглашение русского царя, и архитектор навсегда покинул Италию.

Аристотель Фиораванти – архитектор Успенского собора Кремля

Летом 1745 года заложили фундамент нового собора. Строительство храма поразило москвичей скоростью и новыми, прежде никогда не применяемыми на Руси, приемами работы. По указу архитектора в Москве построили первый кирпичный завод: строительство нуждалось в кирпиче. Для надежности фундамента в землю на глубину 5 метров вбили дубовые сваи. Стены, возведенные в 2 кирпича, внутри укреплены металлическими перевязками.

Стены белокаменного пятиглавого собора, перекрытые крестовыми сводами, выстроили из тесаных блоков камня. Шесть столпов внутри соборного пространства, своды и барабаны выложили из кирпича, облицованного белым камнем. Для укрепления стен архитектор употребил железные сваи и прочную, как камень, известь.

собор построенный аристотелем фиораванти. Смотреть фото собор построенный аристотелем фиораванти. Смотреть картинку собор построенный аристотелем фиораванти. Картинка про собор построенный аристотелем фиораванти. Фото собор построенный аристотелем фиораванти

Во время строительства зодчий учел ошибки предшественников и все тщательно выверял и рассчитывал. Храм, построенный через 4 года, поразил современников размерами и богатством внутреннего убранства.

Архитектурные стили и внешнее оформление

В творении архитектора Фиораванти чувствуются веяния византийского и романского, готического и древнерусского искусства. Здание, выложенное из блоков, смотрится монолитно, как «един камень». Храм зального типа с шестью тонкими круглыми столпами, расставленными очень широко, удивляет «величеством и высотою, и светлостью, и пространством».

Более вместительным делает собор его удлиненная западная часть. Простор и обилие света – отличительная черта Успенского собора. Свет, льющийся из окон барабанов и круглых окошек в закомарах стен, создает ощущение простора и праздника.

собор построенный аристотелем фиораванти. Смотреть фото собор построенный аристотелем фиораванти. Смотреть картинку собор построенный аристотелем фиораванти. Картинка про собор построенный аристотелем фиораванти. Фото собор построенный аристотелем фиораванти

Фасад собора состоит из простенков – прясел, разграниченных лопатками. По горизонтали здание разделено декоративным поясом из маленьких колонн и арок, по вертикали – пилястрами с узкими окнами, создающими ощущение легкости конструкции. Собор увенчан пятью главами – символом Иисуса Христа и четырех евангелистов: Матфея, Луки, Марка и Иоанна. Центральная глава храма выше остальных и больше по размеру.

Под сенью Успенского собора

Высокий статус собор сохранил и после того, как в XVIII веке столицу Российской империи перенесли в Санкт-Петербург.

Знаменитые росписи

Собор знаменит своими росписями, которые появились во времена Михаила Романова в XVII веке. От сводов и стен исходит золотой свет, который придавал процессу восхождения государей на трон некое божественное одобрение.

Для росписи Успенского собора пригласили иконописца Дионисия с учениками. 150 художников во главе с царскими мастерами создавали циклы росписей. На южном фасаде – образ Владимирской Богоматери с архангелами Михаилом и Гавриилом.

собор построенный аристотелем фиораванти. Смотреть фото собор построенный аристотелем фиораванти. Смотреть картинку собор построенный аристотелем фиораванти. Картинка про собор построенный аристотелем фиораванти. Фото собор построенный аристотелем фиораванти

Ярусом ниже – 6 святителей, Московские и Ростовские митрополиты. Здесь же, под окном, – образ Спаса Нерукотворного. В верхней части стен – иллюстрации Евангелия. С западной стороны – композиция «Страшный суд». На круглых столпах – многочисленные фигуры мучеников. На сводах и стенах храма – 249 сюжетных композиций и 2066 отдельных фигур.

На северной стороне – изображения Пафнутия Боровского, Исаия, Леонтия и Игнатия Ростовских, Сергея Радонежского. Над ними – композиция «Собор апостолов» с изображением Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи и 12 апостолов. В центре восточной стены – Новозаветная Троица: Бог Отец, Бог Сын и Дух Святой в облике голубя. На сводах – композиции на евангельские темы: «Введение Богородицы в храм». «Рождение Христа». «Сретение Господне».

В храме – серебряное паникадило с цветными гирляндами весом 328 кг, отлитое в память о победе над Наполеоном. Здесь же ажурный шатер для хранения церковных реликвий. В центре собора – три креста, на которых по сторонам от Христа изображены распятые разбойники и фигуры двух ангелов.

Иконостас

В храме – богатейшая коллекция икон. Иконы собора – в богатейших окладах из чистого золота, а вся утварь – из серебра. Могучий, уходящий под своды 16- метровый иконостас создан в 1654 году по заказу патриарха Никона. 69 икон, помещенных здесь, представляют события библейской истории. Пять ярусов иконостаса, украшенные позолотой, добавляют зальному храму торжественного великолепия. В праотеческом чине – икона Святой Троицы. Праотцы изображены в полный рост, со свитками в руках. Пророческий ярус включает 17 икон.

собор построенный аристотелем фиораванти. Смотреть фото собор построенный аристотелем фиораванти. Смотреть картинку собор построенный аристотелем фиораванти. Картинка про собор построенный аристотелем фиораванти. Фото собор построенный аристотелем фиораванти

В праздничном ряду – образы, которые ежегодно празднует церковь: Рождение Богоматери, Благовещение Пресвятой Богородицы, Крещение, Вход Господень в Иерусалим, Успение Пресвятой Богородицы. В деисусном чине видим молитвенное предстояние святых на Страшном суде перед Христом Вседержителем, двенадцать апостолов и икона «Спас Вседержитель».

На царских вратах – Богоматерь, архангел Гавриил и 4 евангелиста: Марк, Лука, Иоанн, Матфей. Слева от царских врат, в особом киоте, величайшая святыня Древней Руси – икона Владимирской Божьей Матери, покровительницы и заступницы Русской земли. Справа от царских врат – образ Спаса на престоле «Спас золотая роза». Это византийская икона XI века.

Огромный иконостас занимает широкую стену. Перед ним молитвенные места: царское – у левого столпа. Правда, цари и царицы здесь никогда не вставали. У правого столпа – патриаршее место. Третье – великокняжеское место, Мономахов престол, выполненное из орехового дерева в 1551 году для Ивана Грозного.

собор построенный аристотелем фиораванти. Смотреть фото собор построенный аристотелем фиораванти. Смотреть картинку собор построенный аристотелем фиораванти. Картинка про собор построенный аристотелем фиораванти. Фото собор построенный аристотелем фиораванти

Шестиметровый шатер, декорированный изображением цветов и птиц, опирается на фигуры четырех зверей с прижатыми ушами и оскаленными зубами. Восьмигранный купол увенчан двуглавым орлом. Фриз покрыт надписями из Священного Писания.

В правом углу собора, возле иконостаса, – рака святителя Филиппа. В 1568 году митрополит Филипп Колычев здесь прилюдно обвинил в зверствах Ивана Грозного, за что и поплатился жизнью. По приказу разъяренного правителя митрополита удавили.

Место важнейших государственных событий

Под сводами Успенского собора проходили главные торжества – венчание русских государей на царство. Через медные, выполненные в технике золотой наводки врата, на котором золотом нанесены 20 библейских изображений, входили члены царской семьи. Своды Успенского собора – свидетели того, как сюда вошел рыдающий 16-летний Михаил Романов.

Юный наследник боялся свалившейся на него ответственности. После Смутного времени – периода кровавых распрей и подлых предательств новому государю пришлось поднимать Россию. Церемонии венчания на царство становились грандиозными событиями в жизни страны. В Успенском соборе короновались 21 российский правитель.

собор построенный аристотелем фиораванти. Смотреть фото собор построенный аристотелем фиораванти. Смотреть картинку собор построенный аристотелем фиораванти. Картинка про собор построенный аристотелем фиораванти. Фото собор построенный аристотелем фиораванти

В Успенском соборе совершались бракосочетания государей. Алексей Михайлович первым среди Романовых начал крестить здесь детей. В июне 1744 года Екатерина II приняла здесь православие. Под сводами собора праздновали падение ордынского ига, покорение Казани, победу в северной войне и над Турцией.

собор построенный аристотелем фиораванти. Смотреть фото собор построенный аристотелем фиораванти. Смотреть картинку собор построенный аристотелем фиораванти. Картинка про собор построенный аристотелем фиораванти. Фото собор построенный аристотелем фиораванти

Здесь же, в Успенском соборе, в 1903 году прочитали акт об отлучении Льва Толстого от церкви. В марте 1918 года из Успенского собора новая власть изъяла 65 пудов серебра, а иконы отправили в Государственную Третьяковскую галерею. По легенде, зимой 1941 год, когда фашисты стояли под Москвой, Сталин приказал тайно отслужить в Успенском соборе молебен о спасении страны от нашествия иноплеменных.

С 1382 года в Успенском соборе хоронили митрополитов и патриархов, здесь 20 гробниц. Большая часть захоронений – под полом и отмечена невысокими прямоугольными памятниками с плоскими крышками. Традиция погребений в Успенском соборе началась с захоронения здесь его основателя – святого митрополита Петра.

собор построенный аристотелем фиораванти. Смотреть фото собор построенный аристотелем фиораванти. Смотреть картинку собор построенный аристотелем фиораванти. Картинка про собор построенный аристотелем фиораванти. Фото собор построенный аристотелем фиораванти

У западной стороны похоронен последний патриарх петровской эпохи – Адриан, «наперсник царя». Надгробия патриархов – в резных белокаменных плитах с эпитафиями. Рядом с патриаршими гробницами – Гроб Господень, где хранится посох митрополита Петра и Гвоздь Господень, которым прибивали Иисуса Христа к кресту.

Святыни Успенского собора

В Успенском соборе хранятся великие святыни России:

собор построенный аристотелем фиораванти. Смотреть фото собор построенный аристотелем фиораванти. Смотреть картинку собор построенный аристотелем фиораванти. Картинка про собор построенный аристотелем фиораванти. Фото собор построенный аристотелем фиораванти

Успенский собор – Патриарший кафедральный собор, но храм всегда открыт для туристов. С 1991 года Успенский собор входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник Московского Кремля. По благословению Патриарха в отдельные праздники проводятся богослужения. Церковь используют для особо торжественных обрядов: и архитектура, и убранство соответствует праздникам.

Видео: история в красках

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *