собор петропавловской крепости отличительные черты
История и легенды — всё самое интересное о Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге
Петропавловский собор, расположенный на территории Петропавловской крепости, является ценным памятником архитектуры, ярким образцом петровского барокко, старейшим православным храмом, одним из символов Санкт-Петербурга. Он известен во всём мире благодаря своей красоте и как усыпальница русских императоров.
Как любой объект старины и культурного наследия страны, он обладает удивительной историей. А ангел на шпиле собора является стражем и защитником города на Неве. Ангел с крестом означает, что Петербург храним Богом!
Деревянная церковь
Пётр I понимал, что Петербургу нужна архитектура, способная выразить идеи времени, и он задумал сооружение, которое поднялось бы выше колокольни Ивана Великого и Меншиковой башни в Москве.
Строительство деревянной церкви началось 10 июля 1703 года — в день святых апостолов Петра и Павла на территории только что заложенной Петропавловской крепости. Освящение первой деревянной Петропавловской церкви состоялось 12 апреля 1704 года.
Церковь начали строить в день апостолов Петра и Павла, и имя ей дали в честь двух святых. В XXI веке этот праздник в православном мире отмечается ежегодно 12 июля.
Каменный Петропавловский собор
В 1712 году 10 июня заложили каменный Петропавловский собор. Его возводили так, чтобы действующий деревянный храм оказался внутри новой постройки. Строительством руководил швейцарский архитектор Доменико Трезини.
Строительство храма велось на продолжении 21 года. Весь собор был достроен только к 1733 году, уже после смерти императора Петра I. В установке шпиля участвовал голландский мастер Харман ван Болос.
По приказу Петра I возведение каменного храма началось с колокольни. В 1722 году государь с гордостью показывал свой «парадиз» «господам иностранным министрам», заставив их подняться на верхний ярус колокольни.
Высотная доминанта
Петропавловский собор по высоте на 40 с лишним метров превзошёл храм-колокольню Ивана Великого (82 м), который находится в составе архитектурного ансамбля Соборной площади Московского Кремля. С 1733 до 2012 года Петропавловский собор высотой 122,5 метра был самым высоким зданием в Санкт-Петербурге, а до 1952 года — самым высоким в России.
С годами в городе на Неве появились другие доминанты: в 1953—1962 годах построили Телевизионную башню высотой 312,8 м. В 2012 году был возведён небоскрёб «Лидер-Тауэр» — 145,5 м. В 2019 году появился «Лахта центр» — 462 м. Собор — уже не самое высокое сооружение Петербурга, но является доминантой среди духовных храмов.
Усыпальница коронованных особ
В период правления Петра I место погребения царских особ не было окончательно определено. Их хоронили в Благовещенской усыпальнице. В 1715 году в ещё недостроенном Петропавловском соборе похоронили двухлетнюю дочь Петра I и Екатерины — Наталью.
После смерти Петра I в 1725 году, гроб с его телом поместили внутри строившегося собора — во временной часовне. А само погребение прошло лишь 29 мая 1731 года. В дальнейшем в усыпальнице были похоронены все императоры и императрицы до Александра III включительно.
Исключения составили умерший в Москве и похороненный в Архангельском соборе Пётр II и убитый в Шлиссельбурге в 1764 году Иван VI, кстати, место его захоронения до сих пор не известно.
Усыпальница близких родственников императоров
В 1831 году император Николай I повелел похоронить в Петропавловском соборе своего брата великого князя Константина Павловича. С этого времени в храме стали погребать и близких родственников монархов.
К концу XIX века в Петропавловском соборе насчитывалось 46 захоронений. Потребовалось строительство Великокняжеской усыпальницы — места захоронения некоронованных особ российского императорского дома.
28 сентября 2006 года в храме перезахоронили мать Николая II, императрицу Марию Фёдоровну, которая скончалась в Дании в 1928 году.
Ангел на шпиле — символ и страж Санкт-Петербурга
Ангел на шпиле Петропавловского собора стал символом и одной из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Петербуржцы считают ангела защитником, стражем и покровителем города на Неве.
Ангел-хранитель представляет собой собственно фигуру ангела (флюгер), венчающий шар (кугель) шпиля. Ангел появился на шпиле Петропавловского собора в 1720-х годах. В то время многоярусная колокольня храма стала самым высоким сооружением в России.
Автор ангела
А предложил установить ангела-хранителя на вершине архитектор, по проекту которого строился собор, — Доминико Андреа Трезини в мае 1722 года. Ангел или архангел должен был стать покровителем не только Санкт-Петербурга, но и России, провозглашённой к этому времени империей, и её первого императора Петра Первого.
Возведение золочёного шпиля, который заканчивался крестом и парящим над ним ангелом, завершилось в 1724 году. До настоящего времени сохранился рисунок Трезини. На нём летящий ангел держит в руках большой крест, внизу у креста — шар, который венчает шпиль, под ангелом надпись:
фигура длиною 7 футовъ английских (
Трезини предложил поставить ангела хранителя города, который служил бы одновременно и флюгером. Первоначальный ангел отличается от того, который мы видим сейчас и который растиражирован в книгах, альбомах и на коробках конфет. Нынешний облик фигура ангела приобрела в XIX веке.
Бури против ангела
В 1777 году шпиль собора повредила буря, его восстановил сын бывшего придворного мундкоха Пётр Юрьевич Патон — архитектор, который изучал архитектуру под руководством Пьетро Трезини, работая в качестве его помощника в течение двух лет. Пьетро Антонио Трезини приходился Доменико Андреа Трезини дальним родственником. П. А. Трезини жил и работал в Петербурге, также был главным архитектором столицы России.
Новую фигуру ангела с крестом выполнил итальянский архитектор Антонио Ринальди. В 1829 году из-за сильного ветра ангел сильно накренился и чуть было не упал. Русский мастер Пётр Телушкин полтора месяца занимался его ремонтом. Самое интересное, он взбирался на шпиль лишь с помощью верёвок, без строительных лесов.
Легенда о мастере и «щелчке» под скулой
По легенде, за эту работу Пётр Телушкин получил грамоту, по которой ему выдавали выпивку в любом кабаке бесплатно. Вскоре он её потерял, и ему под правой скулой поставили клеймо. Когда мастер заходил в кабак и хотел выпить, он щёлкал пальцами по клейму под скулой и владелец питейного заведения наливал ему выпивку без слов. Считается, что оттуда пришёл к нам этот жест в виде «щелчка» под правой скулой, обозначающий алкоголь.
Ангел во время войны
Во время Великой Отечественной войны шпиль Петропавловского собора выкрасили маскировочной краской, а саму фигуру ангела накрыли мешковиной. Но всё равно он был несколько повреждён.
Освящение ангела и капсула с посланием
Освящение отреставрированной фигуры ангела состоялось 13 февраля 2003 года. Освящение ангела с крестом означало, что город храним Богом, и в нём присутствует духовная жизнь.
Ранее, 30 января того же года в позолоченную сферу на вершине 40‑метрового шпиля была заложена капсула с посланием к потомкам и икона Покрова Пресвятой Богородицы.
От церквушки и усыпальницы к музею и храму – Петропавловский собор в Санкт-Петербурге
Петропавловский собор в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости
Петропавловский собор (официальное название Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла) – православный собор в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости, усыпальница русских императоров, памятник архитектуры петровского барокко. Здесь не совершали таинств крещения и венчания. Под сводами собора отпевали членов российской правящей семьи и великих князей, близких императорскому дому.
Возникновение Петропавловского собора
В мае 1703 года Петр Великий для защиты земель, отвоеванных у шведов в Северной войне, заложил на Заячьем острове крепость – первую обжитую территорию Санкт-Петербурга. Опасаясь нападения врагов, крепость строили поспешно: царь лично руководил работами.
В Петропавловской крепости, ставшей символом утверждения России на берегах Балтики, размещался Сенат, казначейство, казармы, склады и аптека. Главное сооружение в крепости – церковь во имя святых апостолов Петра и Павла, заложенная по велению Петра.
Строительство деревянной церкви началось 29 июня 1703 года в день памяти апостолов. 1 апреля 1704 года церковь освятили и провели праздничную службу. 30 мая 1712 года заложили каменный Петропавловский собор, для строительства которого царь пригласил итальянского архитектора Доменико Трезини. Деревянный храм оставили внутри новой постройки.
Трезини, согласившийся поработать на берегах Невы только год, начав работу, проникся дерзким замыслом императора и построил необычный для русского зодчества собор. Строительство продолжалось 20 лет (1712- 1732).
Крепость и собор возводили русские солдаты, пленные шведы и согнанные со всех концов России крестьяне. Они ни на минуту не прекращали работу, тысячами умирая от эпидемий, голода и холода. Силуэт возведенного собора получился похожим на готовый к отплытию корабль с высокой мачтой и поднятыми парусами.
Архитектура собора
Петропавловский собор построен в традициях европейской архитектуры – в форме вытянутого прямоугольника 30 на 60 метров. Здание «зального» типа внешне выглядит просто и скромно. Стены украшены плоскими колоннами – пилястрами – с головами херувимов на наличниках окон. На восточном фасаде – фреска художника П. Титова «Предстояние апостолов Петра и Павла перед Христом». Западный фасад, служащий основанием колокольни, с двух сторон главного входа украшен шестью пилястрами.
Колокольня
По желанию царя сначала возвели колокольню со шпилем: Петру I нужна была смотровая площадка для наблюдения за приближающимися шведами. Колокольня символизировала возвращение России приневских земель. Петр гордился строящимся городом и лично поднимался с иностранными гостями на стоявшую в лесах колокольню, чтобы полюбоваться панорамой столицы.
Многоярусная 100-метровая колокольня, украшенная пилястрами, – главная часть собора. Два нижних яруса, раздаваясь вширь, образуют переход к высокой башне. Устремленный вверх третий ярус увенчан золоченой восьмискатной крышей, которую украшают 4 круглых окна в массивных белокаменных рамах.
Над крышей – изящный восьмигранный барабан с узкими вертикальными проёмами. Над ним – высокая золотая корона с тонкой золотой башенкой, на которой установлен 40-метровый шпиль. На колокольне Петропавловского собора 103 колокола, 31 – из первоначальных.
Ангел и куранты Петропавловского собора
Шпиль венчает фигура ангела с 6.5-метровым крестом в руках. Размах крыльев – 3,8 метра. Высота фигуры – 3,3 метра, масса конструкции 250 кг. Ангел над городом, придающий легкость и устремленность постройке вверх, – оберег новой российской столицы от превратностей судьбы.
Петр не увидел парящего ангела, он умер в январе 1725 года, когда колокольня была недостроенной. 29 июня 1833 года поздравления на освящении собора принимала новая императрица Анна Иоанновна.
На колокольне установили часы-куранты, чудо нового города Санкт-Петербурга. Часы исполняли церковный и монархический гимн и останавливались с XVIII века до наших дней 2 раза – в годы революции и во время Великой Отечественной войны.
В революционное время часы расстреливали большевики за ненавистный гимн: сохранились пулевые отметины. 25 июня 1926 года куранты Петропавловского собора в Ленинграде впервые сыграли «Интернационал».
В советское время переделанный механизм часов исполнял гимн Советского Союза. Сейчас куранты снова играют государственный гимн Российской империи. Гимн «Боже, царя храни…» исполняется в 12:00 и в 18:00, а каждые 15 минут – перезвон из 4 музыкальных фраз.
Был на колокольне и корильон – музыкальный инструмент с клавишами и 51 колоколом, привезенный царем из Амстердама и купленный за огромные деньги. С колокольни корильон сняли в XIX веке, а в 2001 году поставили новый, сделанный для Петропавловского собора в Голландии. На средства спонсоров отлили 51 карильонный колокол. На одном из них надпись: «Да звенит сей колокол во славу России!».
Внутренне убранство
Внутреннее пространство, разделенное на 3 части мощными колоннами, напоминает парадный зал, пышный и торжественный, а не храм для молящихся. Колонны оформлены мрамором, яшмой, родонитом. Пол вымощен известняковыми плитами.
Под сводами – 18 картин на евангелиевские сюжеты, новшество, введенное Петром, прежде стены храмов украшали фресками. Картины доверили написать иноземцу-голландцу Георгу Гзелю, с которым Петр познакомился в Амстердаме, и двум русским «живописных дел мастерам» – Василию Игнатьеву и Андрею Матвееву. Лепной декор выполнили Игнацио Росси и Антонио Квадри.
Праздничную атмосферу храма поддерживает обилие света, льющегося из больших окон и пяти паникадил из позолоченной бронзы, цветного венецианского стекла и горного хрусталя. Нарядный декор и трофейные знамена подчеркивают торжественность высотного 122-метрового собора.
Напротив алтаря у левой колонны – позолоченная кафедра для произнесения проповедей, на которую ведет винтовая деревянная лестница, украшенная картинами на тему библейского изречения: «Вначале было слово».
В православных храмах прежде проповедей не читали – ее ввел Петр I. Сень над кафедрой украшена скульптурными изображениями апостолов Петра и Павла и четырех евангелистов. Венчает композицию распростерший крылья голубь – Дух Святой. От слова к Духу – такова идея убранства кафедры.
С противоположной стороны кафедры – царское место, невысокий помост, обитый бархатом с золотым шитьем и увенчанный золоченой резной короной. Рядом – атрибуты власти: скипетр и меч. Там во время богослужений стоял император: кресла здесь нет, в соборе царь не садился.
200 лет в храме хранились трофейные знамена, ключи от захваченных русскими воинами крепостей и городов. В храме два престола: главный во имя святых апостолов Петра и Павла, второй – в честь великомученицы Екатерины.
Иконостас
Главное украшение собора – резной золоченый иконостас и надпрестольная сень, дар храму Петра I и Екатерины I. Деревянный позолоченный иконостас высотой 20 метров исполнен в Москве в Оружейной палате Кремля в 1722 году по чертежам Доменико Трезини, выполнялся под руководством архитектора Ивана Зарудного из липы и лиственницы. 43 иконы, размещенные в киотах, написаны в Петербурге артелью московских живописцев под руководством художников Меркурьева и Артемьева.
– свидетельство того, как в петровские времена в церковное искусство начала вторгаться светскость. Иконостас – своеобразный памятник в честь победы в Великой северной войне и напоминает триумфальную арку, открытую со всех сторон. Поднятые щиты и скрещенные мечи, скульптуры и резные арки, помещенные на иконостасе, напоминают о ратных подвигах России в войне.
В центре – царские врата со скульптурными фигурами апостолов: благого вестника Гавриила с лилией в руках и покровителя воинства архангела Михаила с мечом. Врата увенчаны скрещенными ключами от рая, которыми распоряжается святой Петр.
В то же время – это изображение герба столицы. В центре – икона Воскресения Христова, а по бокам – изображения Давида и Соломона, на верху – ангелы вокруг Господа Саваофа. На иконостасе нет горизонтальных иконных рядов, его украшают скульптуры.
Сквозь ажурные царские врата видна золоченая сень, поднятая над престолом четырьмя резными винтообразными колоннами. По обе стороны царских врат – две большие иконы: Богоматерь с Младенцем (по преданию, имеющая сходство с женой Петра Екатериной I) и Иисуса в патриаршей одежде московских царей.
На иконостасе – иконы Александра Невского, князя Владимира, Ольги и Бориса с Глебом. Много места отведено иконам на ветхозаветные сюжеты.
Императорский собор – усыпальница
Идею превратить Петропавловский собор в императорскую усыпальницу высказал Петр I. Первую гробницу в деревянной Петропавловской церкви установили, когда умерла двухлетняя дочь императора Екатерина.
До завершения строительства каменного храма здесь похоронена жена царевича Алексея кронпринцесса Шарлотта, сестра Петра I, Мария, и царевич Алексей, умерший в казематах крепости. Они похоронены у входа под лестницей на колокольню.
В недостроенный Петропавловский храм под звон колоколов и пушечную стрельбу по льду Невы перенесли тело Петра I, который внезапно скончался в январе 1725 года. Гроб с набальзамированным телом почившего императора временно поместили в «нарочно построенную деревянную пристройку», где он и простоял 6 лет. Затем гроб перенесли в собор на выбранное императором при жизни место у иконостаса.
Могила Петра отмечена бюстом царя, цветами и Андреевским военно-морским флагом. Рядом с ним похоронена жена, Екатерина I, пережившая мужа на 2 года. Далее – могила их дочери Елизаветы Петровны.
Муж Екатерины Великой, Петр III, убитый во время дворцового переворота, был похоронен в Александро-Невской лавре. После смерти Екатерины их сын Павел через 34 года повелел перенести останки отца в Петропавловский собор и похоронить родителей, при жизни не жаловавших друг друга, рядом.
Над могилами Александра II и его жены Марии Александровны установлены массивные 6-тонные надгробия, сделанные из монолитов зеленой алтайской яшмы и розового уральского родонита. Так была отдана дань царю, прославившемуся освобождением крестьян от крепостной зависимости и павшему от рук террористов.
В 1919 году собор был закрыт, а в 1922 году превращен в музей. Ценные предметы – серебряная утварь, книги, облачение, иконы – исчезли. Во время Великой Отечественной войны собор пострадал. В 1954 году здание передано Музею истории города. Первое после 1917 года богослужение проведено в соборе на Пасху 2008 года.
Петропавловский собор и современность
В советское время в Петропавловском соборе никого не хоронили. Новая могила появилась в июле 1998 года в приделе святой Екатерины справа от входа в собор. Там торжественно захоронены останки последнего российского императора Николая II и близких семье людей, расстрелянных в 1918 году в Екатеринбурге. У Православной церкви, несмотря на проводимые экспертизы, сомнение в подлинности останков, поэтому захоронили не в соборе, а в боковом приделе.
В 2006 году исполнили последнюю волю матери Николая II, вдовствующей императрицы Марии Федоровны, умершей в 1928 году в Дании. При жизни Мария Федоровна просила перенести по возможности ее прах и похоронить рядом с мужем Александром III, что и было выполнено. Могилу легко узнать по новому мрамору и золотым украшениям.
Собор соединен крытой галереей с Великокняжеской усыпальницей, где предполагалось хоронить некоронованных членов императорской семьи. Выстроенная рядом с собором по желанию последнего русского царя, усыпальница и собор воспринимаются зрительно как единое целое. Внутри здание украшено мрамором и золоченой бронзой, был здесь и алтарь с иконостасом и образом Воскресения Христова.
В советское время усыпальница пострадала от наводнения, надгробия разбили, а бронзовые украшения переплавили. Позднее там устроили книгохранилище и склад бумажной фабрики. В 1992 году захоронения в усыпальнице возобновились и начались реставрационные работы. Современными петербургскими мастерами воссоздан витраж усыпальницы «Воскресение Христово».
Здесь погребли внука Александра II Владимира Кирилловича. Туда же перенесли прах его родителей, великого князя Кирилла Владимировича и великой княгини Виктории Федоровны, умерших в эмиграции. В 2010 году рядом с Владимиром Кирилловичем нашла последнее успокоение его вдова Леонида Георгиевна, жившая прежде в Мадриде.
Царский некрополь притягивает туристов как из России, та и из-за рубежа. С 1990 года в храме регулярно проходят панихиды, посвященные памяти русских императоров. С 2000 года здесь проводятся ежедневные и праздничные церковные службы.
Видео: экскурсия по собору
Петропавловский собор – усыпальница российских царей
Общий вид Петропавловского собора
Как был построен собор
Храм начали возводить одновременно с городом – летом 1703 года. Первый собор построили из дерева и освятили в 1704 году. Каменное здание заложили в мае 1712 года и достроили уже после кончины Петра I, в 1733 году.
Новый собор не был похож на другие церкви Санкт-Петербурга. Император хотел видеть в северной столице западноевропейский храм, поэтому церковь на Заячьем острове возвели по канонам храмовой архитектуры Европы. Проект для постройки в стиле петровского барокко подготовил известный итальянский архитектор Доминики Трезини. Примечательно, что первую деревянную церковь не снесли, а окружили каменными стенами.
История храма в XVIII-XX веках
До середины XIX века Петропавловский собор выполнял роль кафедрального храма, а потом его приписали к придворному ведомству. Здесь никогда не совершали таинств венчания и крещения. Под сводами собора проводили отпевание членов российской правящей семьи и представителей княжеских родов, близких к императорскому дому.
Петропавловский собор в ночной иллюминации
Цари и их ближайшие родственники лежат в самом храме и в Великокняжеской усыпальнице в каменных гробах. Когда умирали коменданты крепости, их также отпевали в царском храме и хоронили, как почетных граждан города.
Старый собор много раз реконструировали и ремонтировали. Первый раз это произошло в середине XVIII века после большого пожара. В 1776 году на колокольне появились башенные часы, которые сделал голландский мастер Б. Оорт Крас.
В 1777 году город пострадал от разрушительной бури. Сильные порывы ветра повредили высокий шпиль, и архитектор Петр Патон восстановил его. Другой зодчий Антонио Ринальди украсил верхушку шпиля огромной фигурой ангела с крестом. Флюгер высотой 3,2 м и весом 250 кг послушно вращался и указывал, куда дует ветер.
В 1830 году во время грозы ангел был поврежден. Чтобы выполнить ремонт флюгера, опытный кровельщик Петр Телушкин забрался на шпиль без возведения лесов и устранил неисправность. За отличную работу царь разрешил мастеру бесплатно посещать любые питейные заведения России. Как сложилась дальнейшая судьба кровельщика не известно.
Петропавловский собор ночью
В 1850-е годы обветшавшие деревянные конструкции шпиля заменили на металлические. Технически сложной работой руководили архитектор Константин Тон и инженеры-механики Дмитрий Журавский, Павел Мельников и Александр Рехневский. Интересно, что после реконструкции постройка выросла со 112 м до 122,5 м.
Вскоре после революции, в 1919 году храм закрыли для верующих и через несколько лет превратили в музей. При этом многие старинные иконы, богослужебная утварь и облачения пополнили другие музейные хранилища.
Во время Великой Отечественной войны немецкие войска неоднократно обстреливали и бомбили Ленинград. Старый собор был сильно разрушен от взрывов, и его реставрация заняла несколько лет. В 1954 году полностью восстановленный храм передали в ведение Музея истории города.
Архитектурные особенности
Собор не похож на типичные для допетровской России православные храмы. Здание размерами 61 м на 27,5 м вытянуто с запада на восток. Его купол венчает узкий шпиль высотой 122,5 м. На протяжении трехсот лет главный храм крепости был самым высокой постройкой в городе и подчеркивал роль царей в управлении великой страной.
Вид на Петропавловский собор с Соборной площади Петропавловской крепости
Фасад собора оформлен в строгом европейском стиле. На нем нет избытка золота и ярких красок, типичных для старых русских церквей. Декор очень скромен. Храм украшают лишь плоские колонны-пилястры и головы херувимов на окнах. Несмотря на строгость, церковь выглядит легкой и устремленной вверх.
В восточной части здания можно увидеть фреску художника Титова, на которой изображены апостолы Петр и Павел, стоящие перед Иисусом Христом. На западе, со стороны колокольни, фасад в два яруса оформлен пилястрами. Третий ярус завершает выразительная восьмискатная крыша, а над ней стоит восьмигранный барабан.
На самом верху красуется золотая корона, и на высоту 40 м поднимается узкий шпиль. Здание колокольни – заметный ориентир в городе, его видно из разных районов Санкт-Петербурга.
Интерьеры
Богатый трехнефный храм напоминает роскошный парадный зал. Расписанные под мрамор мощные колонны поддерживают своды. Пол выложен из плит известняка, а в декоре интерьеров использованы розовый родонит, разноцветный мрамор и поделочная яшма. Оформление стен выполнили художники Негрубов и Воробьев, а изящную лепнину – итальянские мастера Антонио Квадри и Игнацио Росси.
Колокольня Петропавловского собора
Всех, кто оказывается в соборе, поражает огромный иконостас высотой 20 м. Он был вырезан в 1720-е годы по чертежу Доминико Трезини мастерами Оружейной палаты Московского Кремля. В киотах алтаря установлено более 40 икон середины XVIII века. Царские врата окружают фигуры архангелов Гавриила и Михаила, а рядом находится позолоченная кафедра для проповедей.
Многие годы собор служил памятником русскому оружию. Около двух веков здесь хранились трофейные штандарты и ключи от городов, которые захватили российские войска. В начале прошлого века почти все исторические ценности передали в Эрмитаж. В наши дни в храме выставлены только знамена шведских и турецких армий.
На колокольне висят более ста колоколов и установлен карильон – музыкальный механизм, который попал в Россию при Петре I. Время от времени в крепости проводят концерты карильонной музыки.
Вид на южный фасад Петропавловского собора
Самые известные захоронения
Кто похоронен в Петропавловском соборе? В старинном храме лежит несколько поколений царской семьи. Император Петр I погребен в склепе, который стоит в приделе Святой Екатерины. Рядом с ним лежат захороненные в 1998 году Николай II и члены его семьи вместе с прислугой – лакеем, горничной, поваром и лейб-медиком.
Справа от иконостаса, рядом с Петром I покоятся его жена Екатерина I, дочь Елизавета Петровна, императрицы Анна Иоанновна, Екатерина II и царь Петр III. Слева от алтаря размещены саркофаги императоров Павла I, Александра I и Николая I.
Великокняжеская усыпальница соединена с собором специальным проходом. Она появилась в начале XX века, поскольку места для захоронений в самом храме не хватало. Сейчас здесь стоят однотипные саркофаги из белого мрамора с бронзовыми крестами. Выделяются только склепы императора Александра II и его супруги Марии Александровны, изготовленные из розового орлеца и зеленой яшмы.
Слева направо: Петропавловский собор, Великокняжеская усыпальница
В годы советской власти внутреннее убранство усыпальницы было полностью уничтожено, а красивый алтарный витраж выбило взрывной волной во время войны. Полную реставрацию архитектурного и исторического памятника завершили в XXI веке. С 2016 года усыпальница открыта для туристов.
Последней, кого похоронили в соборе, была мать русского царя Николая II – императрица Мария Федоровна. Ее прах привезли в нашу страну из Дании, где она скончалась в 1928 году.
С 1990 года в храме идут регулярные панихиды, посвященные памяти русских императоров. А с 2000 года здесь проводят ежедневные и праздничные церковные службы.
Полезная информация для посетителей
Храм и усыпальница открыты в будние дни с 10:00 до 19:00, в субботу с 10:00 до 17:45, а в воскресенье с 11:00 до 17:45. Билет для взрослых стоит 450 рублей, для учащихся — 250 рублей, а для пенсионеров — 200 рублей.
Интерьер Петропавловского собора
В соборе можно увидеть захоронения царей, красивую лепнину, военные реликвии и росписи. Экскурсоводы интересно рассказывают о роли императорской семьи в истории России.
Как добраться
До храма удобно дойти пешком от станции метро «Горьковская». Путь лежит через Александровский парк и Кронверкскую набережную.