собор петра митрополита высоко петровского монастыря
Собор святителя Петра
Престольные праздники: 3 января – святителя Петра, митрополита Киевского, первого Московского чудотворца (1326). 6 сентября – перенесение мощей святителя Петра (1479).
Археологи склонны полагать, что ныне стоящий храм был построен в 1514–1517 гг. на месте деревянного храма, пришедшего в ветхое состояние. Считается, что первый храм на этом месте был посвящен апостолам Петру и Павлу и что именно митрополит Петр был его основателем в 1315 году. Наименование храма связано с небесным покровителем первого московского святителя. И даже после канонизации митрополита Петра и освящения храма в его честь обитель еще долго именуют Петропавловской. В начале XVI века великий князь всея Руси Иоанн III принимает решение о перестройке храма в камне, но вскоре умирает. Дело возведения храма продолжает его преемник великий князь Василий III.
Возглавил строительство итальянский зодчий Алоизо Ламберти да Монтанья, на Руси больше известный как Алевиз Новый, строитель Архангельского собора в Кремле и еще 10 храмов в разных частях Москвы. Перед ним, как перед исполнителем великокняжеских заказов, стояла особая задача – создать образ храма-монумента, величественного и целостного. Эта постройка, как и большинство московских построек XVI века, должна была стать своего рода символом возвышения Москвы. А сам процесс осмысления был связан непосредственно с первосвятителем Петром и, конечно, не случайно в строительстве храма Алевиз обращается к новой для Москвы архитектурной форме.
Вотчина императора Петра I
Будучи первой каменной постройкой монастыря, собор митрополита Петра становится отправной точкой для строительства последующих веков и центром всего ансамбля.
Высоко-Петровский монастырь, пожалуй, один из очень немногих примеров каменного церковного строительства Петра I в Москве. Впоследствии император создаст свой новый город, где будет уже новая архитектура, величественная и праздничная, с роскошными дворцами и грандиозными соборами, но пока он в Москве, его взор обращен именно на Высоко-Петровский монастырь, теснейшим образом связанный с историей его семьи по материнской линии. В разговоре о соборе митрополита Петра важно отметить, что кардинальные перемены в архитектурном облике царских заказов не сильно коснулись главного собора монастыря, хотя сделали его облик более парадным и нарядным. К 1690 году происходит перестройка собора: были растесаны щелевидные окна и порталы, изменен декор (известно, что по приказу Петра I фасад был богато декорирован росписями, фрагменты которой сохранились по сей день). В целом, измененный облик собора очень сблизил его с постройками конца XVII века, что впоследствии стало вводить в заблуждение многих исследователей, так как в таком виде собор просуществовал вплоть до реставрации 1980-х годов. Л.А. Беляев, археолог, научный сотрудник Института Археологии РАН, работавший на раскопках и на реставрации собора в 1980-х, отмечает парадоксальный факт: в XIX веке никто не сомневался в древности собора, а в XX веке эти знания были утрачены и возникли ошибочные датировки.
В итоге, единственным путем обретения утраченного знания стало натурное исследование, а именно археологические раскопки. Здесь стоит отметить особый вклад в исследования этого памятника Б.П. Дедушенко, возглавлявшего археологические раскопки и реставрационные работы в Высоко-Петровском монастыре в 1980-х годах. Именно ему удалось установить, что собор митрополита Петра действительно был построен в начале XVI века.
Тогда же, в 1986 году, храму был возращен его первоначальный облик, а Москве возращен один из уникальных примеров зодчества XVI века, явивший уникальный синтез итальянской и русской традиции.
Роза о восьми лепестках
Надо сказать, что период творчества итальянских архитекторов в Москве – это особо важный этап формирования новых для Руси архитектурных форм, которые впоследствии стали базой для возникновения новых стилей в русской архитектуре. Церковь Петра митрополита – один из ярчайших примеров уникальных по своей форме итальянских построек в Москве, не уступающих, пожалуй, даже Архангельскому собору Кремля, послужившему источником так называемых «итальянизмов» в русской архитектуре. Вопросами бытования «итальянизмов» в русском зодчестве занимался Л.А. Баталов, но он касался в основном главной постройки Алевиза – Архангельского собора, касательно собора митрополита Петра этот вопрос остается пока малоисследованным.
При создании главного собора монастыря итальянский мастер прибегает к очень редкому типу центрического храма квадрифолия («четырехлистника»). К тому же при постройке собора Алевиз Новый усложняет рисунок «квадрифолия», в итоге в плане собор образует восьмилепестковую розу – октаконх.
Здесь уместно привести еще один крайне важный для современного изучения этого памятника факт: благодаря новейшим археологическим исследованиям храма великомученицы Варвары на улице Варварка в Москве было установлено, что изначальное строительство Варваринского храма возглавлял также Алевиз Новый. За основу плана алевизовской постройки, как и в соборе митрополита Петра, был взят квадрифолий, об этом говорит сохранившийся фундамент начала XVI века. Сейчас на этом месте одноименный храм, построенный уже в XVIII веке архитектором Родионом Казаковым в стиле классицизм.
Тот факт, что Алевиз Новый строил не один храм такого редкого типа, крайне любопытен, и тем ценнее для нас то, что собор митрополита Петра сохранился и почти не утратил свой первоначальный облик.
Отправная точка «нарышкинского барокко»
Касаясь архитектурных форм Петровского собора, также весьма важно вспомнить о том, что авторитетные историки архитектуры XX века, такие как М.А. Ильин или П.А. Раппопорт, в своих трудах относили собор к периоду «нарышкинского барокко».
«Нарышкинское барокко» – условное название стиля русской архитектуры конца XVII – начала XVIII вв. Наиболее характерные постройки этого стиля были возведены в московских и подмосковных усадьбах бояр Нарышкиных. В «нарышкинском барокко»
соединились традиции древнерусского белокаменного узорочья и новые веяния, заимствованные из западно европейской архитектуры. Для зданий этого стиля характерны нарядность, декоративность, светская жизнерадостность, мажорная цветовая гамма – контрастное сочетание красных стен и белых резных деталей. В постройках «нарышкинского барокко» начинают широко применяться элементы ордера (декоративные фронтоны, полуколонны, пилястры, арки), а также украшения в виде раковин и волют, ярусной, пирамидальной композиции зданий. Яркий пример «нарышкинского барокко» – церковь Покрова в Филях.
Несомненно, собор Петра митрополита (ранний памятник, имеющий центрическую ярусную пирамидальную композицию) послужил образцом для целой линии развития храмов центрической композиции в московской архитектуре уже конца XVII – начала XVIII вв., которые в значительной степени определяют для нас облик своеобразнейшего «нарышкинского барокко». Стоит вспомнить, что изначально стиль барокко зародился в Италии в конце XVI века. И, возможно, совсем не случайно, что на Руси именно памятник XVI века, построенный итальянским зодчим (носителем культуры, сформировавшей стиль барокко), стал одной из отправных точек для зарождения своих опосредованно заимствованных барочных форм в русском зодчестве. К сожалению, пока малоизвестно, какие прототипы в итальянском зодчестве, доступные Алевизу Новому, архитектор мог взять за основу строительства собора. Изучение этого вопроса открыто для исследования. Так что мы не можем говорить о прямом заимствовании, но проследить связь на общем культурном подтексте не составляет труда.
Особо показательно, что основной ансамбль монастыря тяготеет именно к нарышкинскому барокко, и когда Петр I изменил облик фасада храма, расширив окна и украсив его причудливым декором, храм органично влился в более поздний стиль всего ансамбля, что позволило исследователям ошибочно относить его к более позднему периоду. Но, как мы видим, современные исследования ярко демонстрируют обратное.
Cвязь собора митрополита Петра с архитектурой XVII века обоснована тем, что формы собора стали одной из основных точек отсчета возникновения всего направления «нарышкинского барокко». Таким образом, речь идет не просто о древнем соборе в уникальной сохранности, но о важном, ключевом памятнике в истории всего русского зодчества.
6 сентября 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил освящение Петровского храма Высоко-Петровского монастыря.
vladimirdar
Блог о моих ощущениях этого Мира
Размышления о себе, других и Мире.
Петровский собор Высоко-Петровского монастыря (Собор святителя Петра, митрополита Московского). Изначально в монастыре на месте собора находилась деревянная церковь во имя апостолов Петра и Павла. После смерти и канонизации митрополита Петра храм в 1339 году переосвятили в его честь. В 1514-1517 годы деревянный храм был перестроен в камне архитектором Алевизом Новым.
Собор построен в виде восьмигранной башни, увенчанной шлемовидной главой, которая возвышается над восьмилепестковым нижним ярусом. Иногда ошибочно классифицируется как «восьмерик на четверике». Собор является одним из самых ранних примеров столпообразных храмов в русском зодчестве. Собор невелик, он соответствует невысокой деревянной застройке первоначального ансамбля монастыря.
Восьмилепестковый ярус храма несёт световой восьмерик, перекрытый сводом и завершённый гранёным шлемовидным покрытием. Большие «лепестки» нижнего яруса расположены по странам света и вместе с диагонально лежащими меньшими перекрыты конхами. В северном, южном и западном размещены входы в собор, в остальных прорезаны окна. Декорация фасадов проста и лаконична. Пилястры, акцентирующие углы восьмерика завершены поясом кирпичного карниза, по низу которого идет аркатура. Округлые формы нижнего яруса объединены антаблементом и высоким цоколем. Подробно о монастыре и Петровском соборе в частности можно прочитать в ммоемм журнале вот здесь.
ilovemoscow
Полезное о столице
Новые грани любимого города
История Высоко-Петровского монастыря. Собор Петра Митрополита. Из семейного архива
Эксиз проекта реставрации после окончания раскопок галереи. Общий вид северного парадного двора монастыря от северных ворот. Рисунок Бориса Дедушенко.
1. Собор Петра Митрополита.
По повелению Ивана III архитектор Алевиз Фрязин возвел в 1514 году в монастыре первый каменный собор Петра Митрополита. Это достаточно редкий по форме и объемно-планировочному решению памятник архитектуры. Здание представляет собой столпообразный центричный храм, сложенный из красного кирпича высотой 23 метра. Собор одноэтажный, двухъярусный. Первый ярус представляет в плане октаконх, четыре больших полукружия которого ориентированы по сторонам света. Над октаконхом возвышается восьмерик, покрытый черепичной шлемовидной кровлей. Нижний ярус также покрыт черепицей, форма покрытия – конховая. Здание было окружено круглой в плане галерей на арках без сводов, к дверям вели белокаменные ступени невысоких лестниц.
Архимандрит Григорий пишет: «В 1505 году великий князь Василий Иоаннович в честь московского святителя и чудотворца «со многим желанием и верою» повелел заложить в монастыре каменную церковь во имя святителя Петра» (Высокопетровский мужской второклассный монастырь в Москве. М, 1899. С. 6). Во второй Софийской и Воскресенской летописях под 1514 годом значится: «тоя же весны благоверный и христолюбивый князь великий Василий Иванович всеа Руси с многы желанием и верою повеле заложити и делати церкви каменныа и кирпичныа на Москве. да за Неглимною церковь святый Петр Чудовторец митрополит всеа Руси. а всем тем церквам был мастер Алевиз Фрязин. » (ПСРЛ. т.6. с. 254. т. 8. с. 254).
Нет ни малейших сомнений в том, что постройкой первых каменных церквей, в том числе и Петровского собора, руководил выдающийся итальянский зодчий Алевиз Фрязин, работавший в то время в России. Бори Дедушенко предполагал, что новый кирпичный собор был построен на месте первоначального деревянного храма (Борис Дедушенко. К истории ансамбля московского Высоко-Петровского монастыря // Древнерусское искусство. М, 1964. С. 257). Первые каменные стены появились в монастыре спустя более чем столетие. Собор стал центром парадного двора и всего монастыря в целом.
Считалось, что до нашего времени сохранился поздний собор, построенный в конце XVII века и что именно на его освящении присутствовал Петр. Однако кропотливые натурные исследования 1979 года, проведенные Борисом Дедушенко однозначно доказали, что до настоящего времени сохранился первоначальный собор, построенный зодчим Алевизом Фрязиным в 1514 году.
В 1689-90 годах собор был отремонтирован и заново освящен в присутствии Петра I. Одновременно с этим ремонто была постоена и белокаменная галерея-паперть вокруг храма. 8 мая 1690 года «цари государи и великие князья Иоанн Алексеевич и Петр Алексеевич. » были в Высоко-Петровском монастыре на торжестве по поводу освящения церкви Петра Митрополита, слушали в ней литургию, а затем Петр жаловал ближних людей и угощался в кельях архимандрита (Строев П.М. Дворцовые разряды. Спб. 1865. т. 4). Это событие имело глубокие политические подтексты. Собор Петра митрополита – первый каменный монастырский храм, который является памятником укрепления московской государственности и превращения Москвы в центр православия. Кстати, Церковь во имя Боголюбской богоматери также символизировала собой несправедливость притязаний на власть царевны Софьи (Зверинский В. Материалы для историко-топографического исследования православных монастырей Российской империи. Спб. 1892. С. 11). Собор Петра Митрополита также символизировал победу Петра, венчанного на царство вместе с Иваном. После нового стрелецкого мятежа 1689 года, после бегства Петра в Троицкую лавру, последующей его победы над Софьей и заключения ее в монастырь, Петра I считал своим долгом «отблагодарить своего святого покровителя Петра Митрополита и тем самым указать подданным на свои законные права на трон. Так что ремонт и торжественное освящение Собора Петра митрополита были более чем многозначительны. (Зверинский. С. 111). Собор стал памятником победы Петра I в борьбе дворцовых группировок за власть.
Уже после освящения, к 1691 году были закончены работы над иконостасом и внутренним убранством Собора Петра Митрополита. Первые упоминания о новом иконостасте относятся еще к 1687-1688 годам: «. Климу Михайлову с товарищи» поручено «делать в церкви верховных апостол Петра и Павла, что у Петровских ворот» иконостас. Работы по изготовлению иконостаса проводились до начала 1691 года.
В 1713-1714 годах кровля собора была заменена на жестяную и первоначальные узкие окна были растесаны в грубые широкие квадратные проемы.
В 1720-1730 годах наружние стены октаконха собора были расписаны. В 1736 году были росписаны и стены восьмерика.
В 1735 году «от большой бури» была повреждена позолоченная кровля восьмерика собора (ЦГАДА. Д. 63. Л. 4).
После разорения, которое учиниле в соборе французы во время войны 1812 года, собор был отремонтирован и в 1813 году вновь освящен.
В начале ХХ века ранее позолоченная крыша собора была грубо выкрашена масляной краской.
Капитальные ремонты собора не предпринимались в XIX веке, вычинивалась лишь крыша.
В ХХ веке не проводилось даже косметического ремонта. После упразднения монастыря в 1919 году здание собора арендовалось ОСОАВИАХИМом. Здание собора к концу 1940-х гг. окончательно пришло в ветхое состояние.
Первый этап реставрации 1954-1957 гг. состоял в вычинке кирпичной кладки стен и ремонте железной кровли.
Полномасштабные реставрационные работы по восстановлению Собора Петра Митрополита были начаты Борисом Дедушенко в 1979 году во время второго этапа реставрации монастыря. С 1979 года началась собственно реставрация памятника: восстановлены первоначальные оконные проемы 1514 года, расчищен пол до отметки XVI века, восстановлена черепичная крыша.
Эксиз проекта реставрации. Рисунок Бориса Дедушенко.
Эксиз проекта реставрации. Рисунок Бориса Дедушенко.
2. Сергиевская церковь Высоко-Петровского монастыря.
Сергиевская церковь была построена к 1694 году на месте южного деревянного корпуса, который для этой цели был разобран. Одновременно был построен большой корпус Братских келий, который соединили с Сергиевской церковью массивным переходом на арке.
Все внутренние работы в Сергиевской церкви и ее иконостас были закончены к 1697 году. Как и большинство другие сданий монастыря, она была сделана в стиле «нарышкинского барокко».
Первоначально Сергиевская церковь был одноглавой. Это было традиционно для трапезных церквей на Руси. Однако в 1702-1705 годах были полностью переделаны свод и главы Сергиевской церкви. Стены четверика были надстроены и на них был возведен новый свод. На своде было построено шестиглавое завершение этого памятника архитектуры.
Самое раннее из сохранившихся фотографий церкви. Так выглядела Сергиевская церковь в конце XIX века:
В 1702 году крыша и главы Сергиевской церкви были тщательно реконструированы.
В 1736 году в монастыре был произведен крупный ремонт. В частности были отремонтированы фасады и верхние части Сергиевской церкви.
В 1776-78 годах в монастыре вновь был проведен еще один большой ремонт. Был вновь отремонтирован фасад Сергиевской церкви.
В 1808 году была разобрана первоначальная галерея-паперть Сергиевской церкви, что исказило первоначальный облик храма. Также был разобран надарочный переход, соединявший паперть Сергиевский церкви с галерей Братского корпуса, что разрушило завершение перспективы северного двора.
В 1862-63 года был снова сделан ремонт Сергиевской церкви, были обустроены и освящены приделы.
Последний ремонт церкви был произведен в 1911 году.
С тех пор и до второй половины ХХ века церковь ни разу не ремонтировалась.
После упразднения монастыря и закрытия церкви в 1919 году ее помещение было передано Центральной медицинской библиотеке. Затем там расположился МЭМЗ (Московский электро-механический завод?).
В 1930-х годах были уничтожены главы с крестами.
К 1950 году она пришла в ветхое и аварийное состояние.
Это вид на Сергиевскую церковь предположительно в 1940-е годы. Это вид изнутри монастрыря.
А здесь уже видно отреставрированную галерею и Сергиевскую церковь в процессе реставрации. Это предположительно 1960-е годы.
В 1980-х гг. в Сергиевской церкви расположился репетиционный зал танцевального коллектива «Березка».
3. Боголюбская церковь Высоко-Петровского монастыря в Москве.
Соборная церковь во имя иконы Боголюбской Богоматери представляет собой пятиглавый двухсветный объем с трехабсидным алтарем. Построена в 1664 году.
Вот уникальное фото 1925 года на котором мы видим, что осталось от иконостаса.
Освящена была церковь не ранее 1690 года, отчего и происходит ошибка в датировке ее постройки.
Итак, церковь была поставлена над могилами Иван Кирилловича и Афанасия Кирилловича Нарышкиных, которые были похоронены на этом месте 15 мая 1682 года. Сразу после окончания строительства этой усыпальницы Нарышкиных скончался и Федор Кириллович Нарышкин. Он был похоронен там же 4 марта 1691 года. И менее чем через два месяца скончался сам Кирилл Полуектович Нарышкин, подаривший за несколько лет до этого монастырю свой двор. Он был похоронен здесь же 30 апреля 1691 года.
Церковь эта хорошо сохранилась. Она очень мало подвергалась переделкам. Около 1763 года кровля была заменена на железную. Эта кровля скрыла первоначальные кокошники. Лишь в 1807 году была сделана западная пристройка к трапезной. В 1812 году монастыть был разграблен французами и пострадало внутреннее убранство церкви. Предположительно в 1860-ых годах была уничтожена паперть северной и южной стороны. В XX веке в здании сделано межэтажное перекрытие. С севера и юга сделаны кирпичные пристройки. В 1920-х годах в здании церкви располагались ремонтные мастерские Зернотреста и к южной стене трапезной и алтаря было пристроено помещение котельной. В начале 1930-х в церкви размещается Осоавиахим.
В 1930-х годах маковки церкви были уничтожены, а сама она пришла в аварийное состояние.
В конце 1930-х здание переходит к Ремонтно-механическому заводу Совхозреммаштрест. После войны почти весь монастырь передан Министерству культуры РСФСР.
Это вид на южный фасад.
Это северный фасад.
Это вид с запада.
Будучи окружена заботой Минкульта Боголюбская церковь выглядела следующим образом.
В 1950-1980-ых годах церковьб была полностью отреставрирована и восстановлена в первозданном виде выдающимся архитектором-реставратором Борисом Дедушенко. Именно ему я обязан всеми своими знаниями о Высоко-Петровском монастыре. Это результаты его 40-летней титанической исследовательской работы. Большую часть материалов он так и не опубликовал, но монастырь полностью восстановил.
Хотелось бы, конечно, книгу издать об этом красивейшем монастрые России, но не вижу серьезных издателей. Пока их нет, постараюсь постепенно отсканировать и выложить часть архива. При использовании информации, просьба делать ссылку на исследования Б.П. Дедушенко и мой архив.
Материал подготовлен А&Я Плуцер-Сарно
Собор петра митрополита высоко петровского монастыря
Кандидат искусствоведения, ведущий специалист Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга (КГИОП)
Рубеж XV-XVI веков принято считать поворотной точкой в истории отечественной архитектуры. В течение нескольких десятилетий (1470-е – 1530-е) итальянские мастера, носители ренессансной традиции, перестраивают Московский Кремль, возводят соборы, церкви, гражданские и фортификационные сооружения в Москве и в других городах Руси.
Возможно одной из самых интересных и необычных построек (конечно, не считая церкви Вознесения в Коломенском) этого периода стал собор Петра Митрополита Высоко-Петровского монастыря в Москве, возведенный итальянским архитектором Алевизом Фрязиным* в 1514-1517 [16, с. 254; 17, с. 254-255; 18, с. 18; 19, с. 143] годах по велению Василия III. Одновременно были заложены еще десять церквей**, однако ни одна из них не дошла до нашего времени.
Долгое время храм считался произведением конца XVII века (1690 год) [например: 12, с. 381-383; 24, с. 231, 250]. Исследования реставратора Б. П. Дедушенко 1970–1980-х годов показали, что сохранившееся здание полностью относится к началу XVI века***.
Необычная форма собора отличается от простых планов бесстолпных купольных построек начала XVI века – Успенской церкви в Ивангороде или Алексеевской церкви в Угличе. Единственным более или мене близкой по типу постройкой к московскому памятнику в древнерусском зодчестве можно считать Васильевскую церковь во Владимире-Волынском. Однако когда она была возведена, неясно – датировки колеблются от рубежа XII – XIII до рубежа XIII – XIV веков [11, с. 39]. Первое же упоминание о ней относится лишь к 1523 году. Кроме того, объемно-пространственная композиция памятников различается – у храма во Владимире-Волынском отсутствует второй восьмигранный ярус как у собора Петра Митрополита. Также, апсиды Васильевской церкви практически не выражены снаружи, лишь намечены неглубокими выступами.
Если обращаться к ренессансной архитектурной традиции, представителем которой, несомненно, являлся Алевиз, то мы не обнаружим храмов, близких собору Петра Митрополита по планировочному решению. Знаменитый проект оратория Санта Мария дель Анджели Филиппо Брунеллески имеет восемь капелл, но они никак не выражены на внешних фасадах здания (шеснадцатигранного к тому же) и кажутся достаточно замкнутыми помещениями, отстраненными от основного центрального объема.
Сходную планировочную структуру имели и более скромные погребальные сооружения позднеримского времени: мавзолей Гордианов на Пренестинской дороге под Римом (рубеж III – IV в. н.э.) и мавзолей императрицы Елены (начало IV в.), выстроенный Константином [9, с. 44].
Круглый Мавзолей императора Галерия в Салониках (ротонда святого Георгия) начала IV века также имеет в своем интерьере восемь ниш – все они прямоугольные [планы зданий: 9, с. 31]. Таким образом, в архитектуре позднего Рима (III-IV вв. н.э.) восьмилепестковый план был достаточно широко распространен, при этом, чаще всего встречается в погребальных сооружениях.
Как уже отмечалось исследователями [15, с. 37], постройками, наиболее близкими собору Высоко-Петровского монастыря, можно считать итальянские (в основном, ломбардские) баптистерии, причем, именно раннехристианского периода, не средневекового [21, с. 27]. Очевидно, что они, несмотря на гораздо более скромный размер, нежели античные сооружения, унаследовали от них сложную планировочную структуру.
Так, небольшие постройки в Ломелло (VII-VIII вв.) [21, с. 28], Кьери (V-VI века) [21, с. 28] и Новаре (V век) [21, с. 27; 9, с. 164] имеют два яруса: нижний – с восемью выступами и верхний – восьмерик, перекрытый сомкнутым сводом.
Многолепестковые сооружения встречаются в раннесредневековое время на Балканах, а именно в Далмации. В основном, это были шестилепестковые церкви (VIII-X веков), генетически связанные с епископским комплексом в Задаре [27, p. 51-53, 74]. Однако среди них сесть и восьмилепестковый храм: так называемая «ротонда в Ошле» [p. 50-51].
Отметим, что восьмилепестковые храмы получили распространение и в Закавказье в период раннего Средневековья. Церкви в Егварде и Иринде, Таос-Кари относящиеся к VII веку [22, с. 141-142; 22, с. 65], в Ноджихеви и Вардзахане [23, с. 65]. Более интересны в нашем случае грузинские памятники, где апсиды как раз оказываются выявлены на внешних стенах. К таковым относится собор в Ниноцминде середины VI века [3, с. 20] а также церковь в Кветере IX века [25, с. 337–338].
Таким образом, этот краткий обзор показывает, что Алевиз, выбирая формы для будущего собора, мог ориентироваться на достаточно широкий круг памятников Северной Италии (в основном, баптистериев), но не только. Несомненно, что мастер был осведомлен и о поисках идеального храма – не случайно им выбирается восьмилепестковый план – близкий к раннехристианским и даже позднеантичным временам, а не к Средневековью (ведь некоторые постройки этого периода, как например, баптистерий в Пизе, считались в XV – XVI веках восходящими к античности [28, p. 9]). Примечательно и то, что архитектор уходит от аскетичности, присущей указанным итальянским памятникам. Оба яруса собора Петра Митрополита завершены антаблементами с профилированными карнизами и гладким фризом. Лопатки на гранях восьмерика превращены в пилястры тосканского ордера с капителями и базами. Тем самым, Алевиз пытался переосмыслить, безусловно, знакомый ему образ баптистерия, придав зданию парадный, соответствующий его функции (главное строение монастырского ансамбля) монументальный вид.
Сложно сказать, с чем связано применение такого нестандартного решения именно в важнейшем монастырском здании, ведь все остальные соборы древнерусских обителей, возведенные в то время, имели вполне традиционную структуру (четырех-шестистолпные, трех-пятиглавые). Возможно, Алевиз, составив проекты одиннадцати церквей для московского посада, преследовал цель продемонстрировать вариативность ренессансной архитектуры и не столько в декоративном аспекте (это было сделано уже в кремлевских постройках), сколько в композиционном, пространственном. Разнообразие созданных мастером построек подтверждается их планами. Так, церковь Благовещения в Старом Ваганькове, вероятнее всего, была бесстолпным четвериком с крещатым сводом. Церковь Варвары на Варварке (единственный храм, заказчиками которого выступили купцы – Василий Бобр, Федор Вепрь и Юрий Урвихвостов, – а не великий князь) была квадрифолием [7, с. 235]. Скорее всего, этот храм напоминал собор Высоко-Петровского монастыря, отличаясь только количеством «лепестков». Видимо и здесь Алевиз использовал образ баптистерия, тем более, что примеров четырехлепестковых сооружений гораздо больше, нежели восьмилепестковых.
Необычайная композиционная структура собора Петра Митрополита оказалась, судя по всему, слишком новаторской для церковного строительства XVI века. Во всяком случае, ни в грозненской, ни в годуновской архитектуре восьмилепестковый план не встречается (при наличии большого разнообразия центрических построек – шатровых, столпообразных). Только в конце XVII века, в период господства так называемого «нарышкинского стиля», для которого было свойственно разнообразие объемно-планировочных решений храмовых построек, возникает интерес к зданиям, возведенным итальянскими мастерами на рубеже XV-XVI веков.
Поводом для воспроизведения оригинального плана собора Петра Митрополита стало переосвящение, а также переоформление его фасадов (добавление орнаментальной росписи) в 1690 году по инициативе семейства Нарышкиных. В последующие два десятилетия – 1690-е-1700-е годы по заказу знатных московских семей (в первую очередь, Голицыных) и, в основном, для загородных усадеб, было выстроено сразу несколько церквей с восьмилепестковым планом.
Не вдаваясь в подробности обстоятельств постройки, заказа, а также символической подоплеки отдельных форм упомянутых храмов, отметим, что актуализация восьмилепескового плана произошла в истории древнерусского зодчества на ее завершающем этапе, в момент ее наиболее тесного соприкосновения с западноевропейской барочной и позднеренессансной архитектурой.
Таким образом, в начале XVI века итальянские архитекторы, помимо элементов классических ордеров привнесли в древнерусское зодчество и новые планировочные схемы, а именно многолепестковую постройку. При этом происхождение этой формы связано, как мы показали выше, с римской строительной традицией, где восьмилепестковые планы встречаются и в сакральной и гражданской архитектуре (нимфеи, виллы, мавзолеи). В Ломбардии, в раннехристианский период появляются баптистерии с таким же планом, вероятно, воспроизводящим формы неких античных сооружений (скорее всего, мавзолеев).
Возвращение ренессансных мастеров к теме центрической постройки (то есть к мысли об идеальном храме (Альберти), актуальной в поздней античности и в раннехристианское время, отразилось на увеличении числа возможных вариантов таких построек на Руси (стоит отметить, при этом, что практически все храмы доитальянского периода были центрическими, правда, в основном, квадратными) в период работы в Москве и окрестностях итальянских архитекторов на рубеже XV – XVI веков.
Развитие тенденций, например, построение внутреннего пространства, намеченных в соборе Петра Митрополита (и, возможно, в других несохранившихся посадских храмах Алевиза) и её логическое завершение происходит в главном памятнике, построенной в Москве итальянским мастером [2, с. 189, 197; 17, с. 37-40] в 1532 году церкви Вознесения в Коломенском. Возведение этого памятника, с одной стороны, завершило период более чем полувековой, практически непрерывной деятельности «фряжских» архитекторов на Руси, с другой – положило начало уже новому этапу древнерусской архитектуры (зодчество грозненского времени).