собор петра митрополита в высоко петровском монастыре
vladimirdar
Блог о моих ощущениях этого Мира
Размышления о себе, других и Мире.
Петровский собор Высоко-Петровского монастыря (Собор святителя Петра, митрополита Московского). Изначально в монастыре на месте собора находилась деревянная церковь во имя апостолов Петра и Павла. После смерти и канонизации митрополита Петра храм в 1339 году переосвятили в его честь. В 1514-1517 годы деревянный храм был перестроен в камне архитектором Алевизом Новым.
Собор построен в виде восьмигранной башни, увенчанной шлемовидной главой, которая возвышается над восьмилепестковым нижним ярусом. Иногда ошибочно классифицируется как «восьмерик на четверике». Собор является одним из самых ранних примеров столпообразных храмов в русском зодчестве. Собор невелик, он соответствует невысокой деревянной застройке первоначального ансамбля монастыря.
Восьмилепестковый ярус храма несёт световой восьмерик, перекрытый сводом и завершённый гранёным шлемовидным покрытием. Большие «лепестки» нижнего яруса расположены по странам света и вместе с диагонально лежащими меньшими перекрыты конхами. В северном, южном и западном размещены входы в собор, в остальных прорезаны окна. Декорация фасадов проста и лаконична. Пилястры, акцентирующие углы восьмерика завершены поясом кирпичного карниза, по низу которого идет аркатура. Округлые формы нижнего яруса объединены антаблементом и высоким цоколем. Подробно о монастыре и Петровском соборе в частности можно прочитать в ммоемм журнале вот здесь.
Собор святителя Петра
Престольные праздники: 3 января – святителя Петра, митрополита Киевского, первого Московского чудотворца (1326). 6 сентября – перенесение мощей святителя Петра (1479).
Археологи склонны полагать, что ныне стоящий храм был построен в 1514–1517 гг. на месте деревянного храма, пришедшего в ветхое состояние. Считается, что первый храм на этом месте был посвящен апостолам Петру и Павлу и что именно митрополит Петр был его основателем в 1315 году. Наименование храма связано с небесным покровителем первого московского святителя. И даже после канонизации митрополита Петра и освящения храма в его честь обитель еще долго именуют Петропавловской. В начале XVI века великий князь всея Руси Иоанн III принимает решение о перестройке храма в камне, но вскоре умирает. Дело возведения храма продолжает его преемник великий князь Василий III.
Возглавил строительство итальянский зодчий Алоизо Ламберти да Монтанья, на Руси больше известный как Алевиз Новый, строитель Архангельского собора в Кремле и еще 10 храмов в разных частях Москвы. Перед ним, как перед исполнителем великокняжеских заказов, стояла особая задача – создать образ храма-монумента, величественного и целостного. Эта постройка, как и большинство московских построек XVI века, должна была стать своего рода символом возвышения Москвы. А сам процесс осмысления был связан непосредственно с первосвятителем Петром и, конечно, не случайно в строительстве храма Алевиз обращается к новой для Москвы архитектурной форме.
Вотчина императора Петра I
Будучи первой каменной постройкой монастыря, собор митрополита Петра становится отправной точкой для строительства последующих веков и центром всего ансамбля.
Высоко-Петровский монастырь, пожалуй, один из очень немногих примеров каменного церковного строительства Петра I в Москве. Впоследствии император создаст свой новый город, где будет уже новая архитектура, величественная и праздничная, с роскошными дворцами и грандиозными соборами, но пока он в Москве, его взор обращен именно на Высоко-Петровский монастырь, теснейшим образом связанный с историей его семьи по материнской линии. В разговоре о соборе митрополита Петра важно отметить, что кардинальные перемены в архитектурном облике царских заказов не сильно коснулись главного собора монастыря, хотя сделали его облик более парадным и нарядным. К 1690 году происходит перестройка собора: были растесаны щелевидные окна и порталы, изменен декор (известно, что по приказу Петра I фасад был богато декорирован росписями, фрагменты которой сохранились по сей день). В целом, измененный облик собора очень сблизил его с постройками конца XVII века, что впоследствии стало вводить в заблуждение многих исследователей, так как в таком виде собор просуществовал вплоть до реставрации 1980-х годов. Л.А. Беляев, археолог, научный сотрудник Института Археологии РАН, работавший на раскопках и на реставрации собора в 1980-х, отмечает парадоксальный факт: в XIX веке никто не сомневался в древности собора, а в XX веке эти знания были утрачены и возникли ошибочные датировки.
В итоге, единственным путем обретения утраченного знания стало натурное исследование, а именно археологические раскопки. Здесь стоит отметить особый вклад в исследования этого памятника Б.П. Дедушенко, возглавлявшего археологические раскопки и реставрационные работы в Высоко-Петровском монастыре в 1980-х годах. Именно ему удалось установить, что собор митрополита Петра действительно был построен в начале XVI века.
Тогда же, в 1986 году, храму был возращен его первоначальный облик, а Москве возращен один из уникальных примеров зодчества XVI века, явивший уникальный синтез итальянской и русской традиции.
Роза о восьми лепестках
Надо сказать, что период творчества итальянских архитекторов в Москве – это особо важный этап формирования новых для Руси архитектурных форм, которые впоследствии стали базой для возникновения новых стилей в русской архитектуре. Церковь Петра митрополита – один из ярчайших примеров уникальных по своей форме итальянских построек в Москве, не уступающих, пожалуй, даже Архангельскому собору Кремля, послужившему источником так называемых «итальянизмов» в русской архитектуре. Вопросами бытования «итальянизмов» в русском зодчестве занимался Л.А. Баталов, но он касался в основном главной постройки Алевиза – Архангельского собора, касательно собора митрополита Петра этот вопрос остается пока малоисследованным.
При создании главного собора монастыря итальянский мастер прибегает к очень редкому типу центрического храма квадрифолия («четырехлистника»). К тому же при постройке собора Алевиз Новый усложняет рисунок «квадрифолия», в итоге в плане собор образует восьмилепестковую розу – октаконх.
Здесь уместно привести еще один крайне важный для современного изучения этого памятника факт: благодаря новейшим археологическим исследованиям храма великомученицы Варвары на улице Варварка в Москве было установлено, что изначальное строительство Варваринского храма возглавлял также Алевиз Новый. За основу плана алевизовской постройки, как и в соборе митрополита Петра, был взят квадрифолий, об этом говорит сохранившийся фундамент начала XVI века. Сейчас на этом месте одноименный храм, построенный уже в XVIII веке архитектором Родионом Казаковым в стиле классицизм.
Тот факт, что Алевиз Новый строил не один храм такого редкого типа, крайне любопытен, и тем ценнее для нас то, что собор митрополита Петра сохранился и почти не утратил свой первоначальный облик.
Отправная точка «нарышкинского барокко»
Касаясь архитектурных форм Петровского собора, также весьма важно вспомнить о том, что авторитетные историки архитектуры XX века, такие как М.А. Ильин или П.А. Раппопорт, в своих трудах относили собор к периоду «нарышкинского барокко».
«Нарышкинское барокко» – условное название стиля русской архитектуры конца XVII – начала XVIII вв. Наиболее характерные постройки этого стиля были возведены в московских и подмосковных усадьбах бояр Нарышкиных. В «нарышкинском барокко»
соединились традиции древнерусского белокаменного узорочья и новые веяния, заимствованные из западно европейской архитектуры. Для зданий этого стиля характерны нарядность, декоративность, светская жизнерадостность, мажорная цветовая гамма – контрастное сочетание красных стен и белых резных деталей. В постройках «нарышкинского барокко» начинают широко применяться элементы ордера (декоративные фронтоны, полуколонны, пилястры, арки), а также украшения в виде раковин и волют, ярусной, пирамидальной композиции зданий. Яркий пример «нарышкинского барокко» – церковь Покрова в Филях.
Несомненно, собор Петра митрополита (ранний памятник, имеющий центрическую ярусную пирамидальную композицию) послужил образцом для целой линии развития храмов центрической композиции в московской архитектуре уже конца XVII – начала XVIII вв., которые в значительной степени определяют для нас облик своеобразнейшего «нарышкинского барокко». Стоит вспомнить, что изначально стиль барокко зародился в Италии в конце XVI века. И, возможно, совсем не случайно, что на Руси именно памятник XVI века, построенный итальянским зодчим (носителем культуры, сформировавшей стиль барокко), стал одной из отправных точек для зарождения своих опосредованно заимствованных барочных форм в русском зодчестве. К сожалению, пока малоизвестно, какие прототипы в итальянском зодчестве, доступные Алевизу Новому, архитектор мог взять за основу строительства собора. Изучение этого вопроса открыто для исследования. Так что мы не можем говорить о прямом заимствовании, но проследить связь на общем культурном подтексте не составляет труда.
Особо показательно, что основной ансамбль монастыря тяготеет именно к нарышкинскому барокко, и когда Петр I изменил облик фасада храма, расширив окна и украсив его причудливым декором, храм органично влился в более поздний стиль всего ансамбля, что позволило исследователям ошибочно относить его к более позднему периоду. Но, как мы видим, современные исследования ярко демонстрируют обратное.
Cвязь собора митрополита Петра с архитектурой XVII века обоснована тем, что формы собора стали одной из основных точек отсчета возникновения всего направления «нарышкинского барокко». Таким образом, речь идет не просто о древнем соборе в уникальной сохранности, но о важном, ключевом памятнике в истории всего русского зодчества.
6 сентября 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил освящение Петровского храма Высоко-Петровского монастыря.
ilovemoscow
Полезное о столице
Новые грани любимого города
История Высоко-Петровского монастыря. Собор Петра Митрополита. Из семейного архива
Эксиз проекта реставрации после окончания раскопок галереи. Общий вид северного парадного двора монастыря от северных ворот. Рисунок Бориса Дедушенко.
1. Собор Петра Митрополита.
По повелению Ивана III архитектор Алевиз Фрязин возвел в 1514 году в монастыре первый каменный собор Петра Митрополита. Это достаточно редкий по форме и объемно-планировочному решению памятник архитектуры. Здание представляет собой столпообразный центричный храм, сложенный из красного кирпича высотой 23 метра. Собор одноэтажный, двухъярусный. Первый ярус представляет в плане октаконх, четыре больших полукружия которого ориентированы по сторонам света. Над октаконхом возвышается восьмерик, покрытый черепичной шлемовидной кровлей. Нижний ярус также покрыт черепицей, форма покрытия – конховая. Здание было окружено круглой в плане галерей на арках без сводов, к дверям вели белокаменные ступени невысоких лестниц.
Архимандрит Григорий пишет: «В 1505 году великий князь Василий Иоаннович в честь московского святителя и чудотворца «со многим желанием и верою» повелел заложить в монастыре каменную церковь во имя святителя Петра» (Высокопетровский мужской второклассный монастырь в Москве. М, 1899. С. 6). Во второй Софийской и Воскресенской летописях под 1514 годом значится: «тоя же весны благоверный и христолюбивый князь великий Василий Иванович всеа Руси с многы желанием и верою повеле заложити и делати церкви каменныа и кирпичныа на Москве. да за Неглимною церковь святый Петр Чудовторец митрополит всеа Руси. а всем тем церквам был мастер Алевиз Фрязин. » (ПСРЛ. т.6. с. 254. т. 8. с. 254).
Нет ни малейших сомнений в том, что постройкой первых каменных церквей, в том числе и Петровского собора, руководил выдающийся итальянский зодчий Алевиз Фрязин, работавший в то время в России. Бори Дедушенко предполагал, что новый кирпичный собор был построен на месте первоначального деревянного храма (Борис Дедушенко. К истории ансамбля московского Высоко-Петровского монастыря // Древнерусское искусство. М, 1964. С. 257). Первые каменные стены появились в монастыре спустя более чем столетие. Собор стал центром парадного двора и всего монастыря в целом.
Считалось, что до нашего времени сохранился поздний собор, построенный в конце XVII века и что именно на его освящении присутствовал Петр. Однако кропотливые натурные исследования 1979 года, проведенные Борисом Дедушенко однозначно доказали, что до настоящего времени сохранился первоначальный собор, построенный зодчим Алевизом Фрязиным в 1514 году.
В 1689-90 годах собор был отремонтирован и заново освящен в присутствии Петра I. Одновременно с этим ремонто была постоена и белокаменная галерея-паперть вокруг храма. 8 мая 1690 года «цари государи и великие князья Иоанн Алексеевич и Петр Алексеевич. » были в Высоко-Петровском монастыре на торжестве по поводу освящения церкви Петра Митрополита, слушали в ней литургию, а затем Петр жаловал ближних людей и угощался в кельях архимандрита (Строев П.М. Дворцовые разряды. Спб. 1865. т. 4). Это событие имело глубокие политические подтексты. Собор Петра митрополита – первый каменный монастырский храм, который является памятником укрепления московской государственности и превращения Москвы в центр православия. Кстати, Церковь во имя Боголюбской богоматери также символизировала собой несправедливость притязаний на власть царевны Софьи (Зверинский В. Материалы для историко-топографического исследования православных монастырей Российской империи. Спб. 1892. С. 11). Собор Петра Митрополита также символизировал победу Петра, венчанного на царство вместе с Иваном. После нового стрелецкого мятежа 1689 года, после бегства Петра в Троицкую лавру, последующей его победы над Софьей и заключения ее в монастырь, Петра I считал своим долгом «отблагодарить своего святого покровителя Петра Митрополита и тем самым указать подданным на свои законные права на трон. Так что ремонт и торжественное освящение Собора Петра митрополита были более чем многозначительны. (Зверинский. С. 111). Собор стал памятником победы Петра I в борьбе дворцовых группировок за власть.
Уже после освящения, к 1691 году были закончены работы над иконостасом и внутренним убранством Собора Петра Митрополита. Первые упоминания о новом иконостасте относятся еще к 1687-1688 годам: «. Климу Михайлову с товарищи» поручено «делать в церкви верховных апостол Петра и Павла, что у Петровских ворот» иконостас. Работы по изготовлению иконостаса проводились до начала 1691 года.
В 1713-1714 годах кровля собора была заменена на жестяную и первоначальные узкие окна были растесаны в грубые широкие квадратные проемы.
В 1720-1730 годах наружние стены октаконха собора были расписаны. В 1736 году были росписаны и стены восьмерика.
В 1735 году «от большой бури» была повреждена позолоченная кровля восьмерика собора (ЦГАДА. Д. 63. Л. 4).
После разорения, которое учиниле в соборе французы во время войны 1812 года, собор был отремонтирован и в 1813 году вновь освящен.
В начале ХХ века ранее позолоченная крыша собора была грубо выкрашена масляной краской.
Капитальные ремонты собора не предпринимались в XIX веке, вычинивалась лишь крыша.
В ХХ веке не проводилось даже косметического ремонта. После упразднения монастыря в 1919 году здание собора арендовалось ОСОАВИАХИМом. Здание собора к концу 1940-х гг. окончательно пришло в ветхое состояние.
Первый этап реставрации 1954-1957 гг. состоял в вычинке кирпичной кладки стен и ремонте железной кровли.
Полномасштабные реставрационные работы по восстановлению Собора Петра Митрополита были начаты Борисом Дедушенко в 1979 году во время второго этапа реставрации монастыря. С 1979 года началась собственно реставрация памятника: восстановлены первоначальные оконные проемы 1514 года, расчищен пол до отметки XVI века, восстановлена черепичная крыша.
Эксиз проекта реставрации. Рисунок Бориса Дедушенко.
Эксиз проекта реставрации. Рисунок Бориса Дедушенко.
2. Сергиевская церковь Высоко-Петровского монастыря.
Сергиевская церковь была построена к 1694 году на месте южного деревянного корпуса, который для этой цели был разобран. Одновременно был построен большой корпус Братских келий, который соединили с Сергиевской церковью массивным переходом на арке.
Все внутренние работы в Сергиевской церкви и ее иконостас были закончены к 1697 году. Как и большинство другие сданий монастыря, она была сделана в стиле «нарышкинского барокко».
Первоначально Сергиевская церковь был одноглавой. Это было традиционно для трапезных церквей на Руси. Однако в 1702-1705 годах были полностью переделаны свод и главы Сергиевской церкви. Стены четверика были надстроены и на них был возведен новый свод. На своде было построено шестиглавое завершение этого памятника архитектуры.
Самое раннее из сохранившихся фотографий церкви. Так выглядела Сергиевская церковь в конце XIX века:
В 1702 году крыша и главы Сергиевской церкви были тщательно реконструированы.
В 1736 году в монастыре был произведен крупный ремонт. В частности были отремонтированы фасады и верхние части Сергиевской церкви.
В 1776-78 годах в монастыре вновь был проведен еще один большой ремонт. Был вновь отремонтирован фасад Сергиевской церкви.
В 1808 году была разобрана первоначальная галерея-паперть Сергиевской церкви, что исказило первоначальный облик храма. Также был разобран надарочный переход, соединявший паперть Сергиевский церкви с галерей Братского корпуса, что разрушило завершение перспективы северного двора.
В 1862-63 года был снова сделан ремонт Сергиевской церкви, были обустроены и освящены приделы.
Последний ремонт церкви был произведен в 1911 году.
С тех пор и до второй половины ХХ века церковь ни разу не ремонтировалась.
После упразднения монастыря и закрытия церкви в 1919 году ее помещение было передано Центральной медицинской библиотеке. Затем там расположился МЭМЗ (Московский электро-механический завод?).
В 1930-х годах были уничтожены главы с крестами.
К 1950 году она пришла в ветхое и аварийное состояние.
Это вид на Сергиевскую церковь предположительно в 1940-е годы. Это вид изнутри монастрыря.
А здесь уже видно отреставрированную галерею и Сергиевскую церковь в процессе реставрации. Это предположительно 1960-е годы.
В 1980-х гг. в Сергиевской церкви расположился репетиционный зал танцевального коллектива «Березка».
3. Боголюбская церковь Высоко-Петровского монастыря в Москве.
Соборная церковь во имя иконы Боголюбской Богоматери представляет собой пятиглавый двухсветный объем с трехабсидным алтарем. Построена в 1664 году.
Вот уникальное фото 1925 года на котором мы видим, что осталось от иконостаса.
Освящена была церковь не ранее 1690 года, отчего и происходит ошибка в датировке ее постройки.
Итак, церковь была поставлена над могилами Иван Кирилловича и Афанасия Кирилловича Нарышкиных, которые были похоронены на этом месте 15 мая 1682 года. Сразу после окончания строительства этой усыпальницы Нарышкиных скончался и Федор Кириллович Нарышкин. Он был похоронен там же 4 марта 1691 года. И менее чем через два месяца скончался сам Кирилл Полуектович Нарышкин, подаривший за несколько лет до этого монастырю свой двор. Он был похоронен здесь же 30 апреля 1691 года.
Церковь эта хорошо сохранилась. Она очень мало подвергалась переделкам. Около 1763 года кровля была заменена на железную. Эта кровля скрыла первоначальные кокошники. Лишь в 1807 году была сделана западная пристройка к трапезной. В 1812 году монастыть был разграблен французами и пострадало внутреннее убранство церкви. Предположительно в 1860-ых годах была уничтожена паперть северной и южной стороны. В XX веке в здании сделано межэтажное перекрытие. С севера и юга сделаны кирпичные пристройки. В 1920-х годах в здании церкви располагались ремонтные мастерские Зернотреста и к южной стене трапезной и алтаря было пристроено помещение котельной. В начале 1930-х в церкви размещается Осоавиахим.
В 1930-х годах маковки церкви были уничтожены, а сама она пришла в аварийное состояние.
В конце 1930-х здание переходит к Ремонтно-механическому заводу Совхозреммаштрест. После войны почти весь монастырь передан Министерству культуры РСФСР.
Это вид на южный фасад.
Это северный фасад.
Это вид с запада.
Будучи окружена заботой Минкульта Боголюбская церковь выглядела следующим образом.
В 1950-1980-ых годах церковьб была полностью отреставрирована и восстановлена в первозданном виде выдающимся архитектором-реставратором Борисом Дедушенко. Именно ему я обязан всеми своими знаниями о Высоко-Петровском монастыре. Это результаты его 40-летней титанической исследовательской работы. Большую часть материалов он так и не опубликовал, но монастырь полностью восстановил.
Хотелось бы, конечно, книгу издать об этом красивейшем монастрые России, но не вижу серьезных издателей. Пока их нет, постараюсь постепенно отсканировать и выложить часть архива. При использовании информации, просьба делать ссылку на исследования Б.П. Дедушенко и мой архив.
Материал подготовлен А&Я Плуцер-Сарно
Собор Петра митрополита Высоко-Петровского монастыря как объект представления Москвы эпохи правления великого князя Василия III
Доклад Е.Г. Балашовой о Петровском соборе Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря.
Эпоха правления Великого князя Василия III (1505-1533 гг.), сына великого князя Ивана III и византийской принцессы Софьи Палеолог, оставила не так много памятников архитектуры, а потому каждый из них по-своему интересен. Особый интерес, безусловно, вызывают памятники, дошедшие до нас практически в том же виде, в котором были некогда построены. К таковым относится собор Петра митрополита Высоко-Петровского монастыря.
Высоко-Петровский монастырь сегодня — это не только действующая обитель, живущая своей духовной жизнью, но и большой музей под открытым небом, дающий возможность рассказать более или менее подробно как об истории сакральной — святых, святынях, истории Русской Православной Церкви, так и об истории гражданской и об их тесном переплетении и взаимовлиянии. Некими остановками на пути этого рассказа становятся периоды правления великого князя Иоанна Калиты (время основания монастыря святителем Московским Петром), период становления и укрепления Москвы как столицы Российского государства (время строительства в обители первого деревянного Боголюбского, позже — Покровского храма и каменного собора святителя Петра митрополита, о котором и пойдет речь), период преобразований Петра I (время основного каменного строительства в обители) и другие, более поздние, но не менее интересные.
Ко времени правления Василия III относятся перемены в устроении обители. До начала XVI в. монастырь полностью состоял из деревянных строений. Главный въезд в него находился на востоке, со стороны реки Неглинной, от берега которой к монастырю поднималась дорога. Но уже с начала своего княжения Василий III задумывает переустройство монастыря. Неслучайно уже в 1508 году деревянный собор Петра митрополита был разобран — на месте деревянного великий князь задумал возвести каменный собор. Отметим, что храм был именно разобран и перенесен, как утверждает Устюжская летопись за 1508 г., в Троицкий монастырь (не уточняется, какой именно): «перенесли в Троицкои монастырь храм Петра митрополита ис Петровскаго, а били челом миром игумену Сергию»[1].
Чтобы обитель надолго не оставалась без храма, около 1509 года попечением великого князя на месте обветшавшего и разобранного Боголюбского храма, находившегося в ряду монастырских строений вдоль северной границы обители, там же была устроена деревянная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Но с чем были связаны эти изменения? И что интересного мы можем рассказать гостям монастыря, стоящим у стен 500-летнего Петровского собора?
Безусловно, первое, что обращает на себя внимание — это необычные формы собора. Примерно в это же время по указанию Василия III архитектором Алевизом Новым были построены Архангельский собор Московского Кремля и еще десять храмов «на посаде», помимо Петровского собора, некоторые из которых частично сохранились, но все они построены в более или менее традиционной для русского храмового зодчества манере. Задачи же, которые ставил перед собой мастер при построении собора в Петровой обители, очевидно, были особыми, что и было отражено в архитектурных формах. Что же входило в эти задачи? И почему вообще этот итальянский мастер оказался в Московии? Для того, чтобы понять все это, обратимся к истории.
Итальянские мастера были приглашены на Русь еще в конце XV в. после венчания родителей Василия III. Племянница византийского императора Софья Палеолог после захвата турками Константинополя и Пелопоннеса, где жил ее отец, воспитывалась в Риме в духе униатства, и Папа имел серьезные намерения через нее не только сделать Россию союзником в борьбе с Турцией, но и склонить Русь к унии. Однако Софья этих надежд не оправдала и сохранила верность Православию. Именно она приглашает в Москву архитектора Аристотеля Фиораванти, который воздвигает новый Успенский собор в Кремле, куда 24 августа 1479 г. были торжественно перенесены и положены на прежнем месте, в алтаре у жертвенника, честные мощи святителя Петра (именно этому событию посвящено ежегодное празднование и крестный ход 6 сентября).
Важным следствием брака Ивана III и Софьи Палеолог стало восприятие московского великого князя как наследника и преемника византийских императоров. Так, в 1519 г. папский престол призывал Василия III «за свою отчину Константинопольскую стояти» и выступить «для общего христианского добра против христианского врага турка, кой держит наследие царя всея Руси»[2]. Внешнеполитические задачи у московских князей были иными, но сам факт признания их как наследников Византии сыграл свою роль в дальнейшем развитии Руси. В этот исторический период Россия стремилась поддерживать мир с Турцией. Особо развивались отношения с крымским ханом Менгли-Гиреем, который был вассалом Османской империи и оказывал помощь Москве в борьбе за возвращение земель, захваченных Литвой.
В русском церковном сознании мысль о Руси не только как наследнице, но как правопреемнице Византии еще в конце XV в. выразил митрополит Зосима, писавший в 1492 г. в своем извещении о пасхалии на 8-ю тысячу лет, что Бог прославил «благоверного и христолюбивого великого князя Ивана Васильевича, государя и самодержца всея Руси, нового царя Константина новому граду Константинополю — Москве». Заметим, что по летоисчислению того времени был 7000-й год от сотворения мира, и повсеместные ожидания на Руси конца света после расчета новой пасхалии очевидно сменились сознанием смены одной эпохи на другую — началась эпоха Москвы как центра христианского мира. Вскоре возникла доктрина «Москва — Третий Рим», которую иногда ложно воспринимают как идею господства, однако главным понятием, которое является основанием этой доктрины, выраженной в посланиях к Василию III монахом псковского Спасо-Елеазаровского монастыря Филофеем, было понятие служения. Москва, оставшаяся верной Православию после падения Константинополя, заключившего унию с Римом, становится истинным новым — Третьим — Римом, что накладывает особую ответственность на московских государей, которые обязаны сохранять чистоту веры и быть защитниками православных народов.
Приведу слова Натальи Нарочницкой, сказанные несколько лет назад в одном из докладов: «Национальное сознание не замыкается в образе византиноцентризма и вовлекает в свою парадигму европейское и восточно-средиземноморское географическое и христианское временное пространство»[3]. Именно в XVI в. окончательно оформилась идея Святой Руси, дополняющая идею Третьего Рима. Отношения государства и Церкви мыслились как симфония, как единство Церкви и светской власти и как то, что должно стать основой созидания российской государственности.
Но новая столица христианского мира нуждалась и во внешнем благолепии, соответствующем ее новому статусу. Отсюда появляется идея благоукрашения Кремля новыми храмами и каменного строительства «на посаде». Вместе с русским посольством из Европы в 1500 году в Москву едут мастера, которым и будет поручено воплощение в камне этой идеи.
Мастера приезжают не сразу, до сентября 1504 года посольство задерживается у хана Менгли-Гирея, для которого Алевиз Новый (исследователи ассоциируют этого Алевиза с известным венецианским скульптором Алоизио Ламберти да Монтаньяна) строит Бахчисарайский дворец (от него сохранился только т.н. «Алевизовский портал»), и уже с грамотой от хана еще через два месяца он приезжает в Москву. Менгли-Гирей дает восторженный отзыв об искусстве архитектора: «Алевиз мастер вельми добрый, не как иные мастеры, вельми великий мастер»[4]. Однако это дружественное письмо будет едва ли не последним в союзнических отношениях московских князей и крымских ханов. После падения их общего врага — Золотой орды — в 1502 году отношения между бывшими союзниками постепенно стали охладевать и вскоре последовали набеги крымских татар на южные земли Руси.
В 1505-1508 годах Алевиз строит Архангельский собор Кремля и церковь Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот, следующие четыре года посвящает строительству в Александровской слободе — загородной резиденции Василия III, а с 1514 года по указанию Василия III приступает к строительству сразу 11 каменных храмов на посаде, среди которых и Петровский собор Высоко-Петровского монастыря: «Тоя же весны благоверный и христолюбивый князь великий Василей Иванович всея Руси со многим желанием и верою повеле заложити и зделати церкви камены и кирпичные на Москве: …да за Неглимною церковь Петр Чудотворец митрополит всея Руси…»[5].
Для Русской Церкви, стремившейся к независимости, крайне важно было подчеркнуть значимость и святость ее Предстоятелей. Об этом говорит, например, тот факт, что когда в 1518 году в Москву прибыло посольство Константинопольского Патриарха, летописцы уделили большое внимание чудесным исцелениям, произошедшим на глазах у греков от мощей святителя Алексия Московского в Чудовом монастыре, а также чуду прекращения затяжных дождей в июне 1518 г. по молитве митрополита Московского Варлаама.
Конечно, личность святителя Петра, первого московского святителя, должна была быть отмечена особым образом. Василий III не мог не обратить внимание архитектора на необходимость подчеркнуть значимость великого чудотворца Петра, истинного столпа нашей Церкви, как для самой Церкви, так и для формирования московской государственности. Собор святителя Петра митрополита строится не только на возвышенном месте — на высоком берегу реки Неглинной, но и в самом монастыре — на холме, следы которого были замечены при археологических и реставрационных работах в монастыре во второй половине ХХ века, что отмечено в трудах главного архитектора-реставратора Бориса Прокофьевича Дедушенко.
В своей статье Дедушенко пишет: «Собор Петра митрополита поставлен так, что обозревается только с близких расстояний. Первоначально, при более низкой поверхности земли, он был еще выше и воспринимался в выразительных, острых перспективных ракурсах. Вместе с присущей зданию собора величавой мощью, это должно было придавать ему особую эмоциональность»[6].
Необычный для русской архитектуры той эпохи монументальный столпообразный храм становится памятником не только святителю Петру, но и в целом укрепления московского государства.
Надо отметить, что в целом в XVI веке почитание святителя Петра на Руси усиливается. Как показывает ростовский исследователь Александр Гаврилович Мельник, «церкви Петра митрополита действовали в XVI в. в городах Кашире, Коломне, Можайске, Москве, Новгороде, Переславле-Залесском, Пскове, Юрьевце; в селах и погостах Московского, Ростовского, Суздальского, Тверского, Юрьевского уездов и Бежецкого Верха; в монастырях Можайском Петровском, Московском Высоко-Петровском, некоем Троицком и Медведевой пустыни»[7]. Причем большинство из них не просто действовали, а были построены в это время.
И хочу отметить еще одну деталь, а именно терракотовый цвет собора. Однажды на экскурсию в Высоко-Петровский монастырь пришла пожилая женщина, которая оказалась химиком, работавшим с Дедушенко в годы реставрации Высоко-Петровского в 1980-х годах. Она рассказала, насколько скрупулезно он относился даже к таким деталям, как химический состав краски, обнаруженной на осколках древних кирпичей, найденных при археологических раскопках вблизи Петровского собора. Напомню, что именно Дедушенко доказал, что собор не был полностью перестроен в конце XVII века, как считалось ранее, а лишь претерпел некоторые изменения в виде растесывания окон и появления на стенах рисунков, изображающих искусственную лепнину. Ддедушенко и восстановил собор в его первоначальном облике, причем при восстановлении опирался как на архивные документы и летописи, так и на материалы археологии. Так вот после проведенной им реставрации собор был покрашен в тот самый цвет, который был получен путем воссоздания химического состава краски, найденной на древнем кирпиче. Это был тот терракотовый оттенок, который вы могли видеть на соборе вплоть до его реконструкции буквально пару лет назад. И это тот самый цвет, который никогда не забудут те, кто когда-либо сам ходил по улицам Рима — типичный цвет для старых итальянских зданий. И даже ближайшие подобия граненого шлемовидного купола Петровского собора мы находим именно в итальянской архитектуре. Совершенно иные по размерам, но узнаваемые по форме купола базилик во Флоренции, Чериньоле. Наверное, трудно было бы настолько громко подчеркнуть в архитектурной форме идею «Москва — Третий Рим».
Проводя экскурсии по Высоко-Петровскому монастырю, я, как правило, останавливаю внимание наших гостей еще на одном событии XVI в., отразившемся в культурно-историческом облике нашего города.
В Высоко-Петровском монастыре в иконостасе Боголюбского собора долгое время находилась икона Спасителя с припадающими к Его ногам преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским (точно такая же была помещена над Спасскими воротами Кремля). История появления этого образа связана с преданием о спасении Москвы от крымского хана Мехмет-Гирея, подошедшего в 1521 году к Москве с крымскими, ногайскими и казанскими татарами. Нашествие хана воспринималось как наказание Московского княжества за грехи его жителей. Когда Москва была в опасности, весь народ встал на молитву. «Пресвященный же Варлам, митрополит всея Руси, и прочие святители… и до простых людей всякого возраста… не токмо на Москве, но и по всей Рустей земли вси зазреша себе койждо о своих согрешениях и вси воскорбеша и на покаяние обратишася и… непрестонно Бога моляху и Пречистую Богородицу и великих Русских чудотворцев и всех святых и надежды спасения не отпадаху»[8].
Василию Блаженному, молившемуся в Успенском соборе Кремля, было видение: он узрел «не яко во сне… но наяве истинно» Владимирскую икону Пресвятой Богородицы, стоявшую не на своем месте, и услышал голос от иконы: «Так люди прогневали беззлобивого Бога, что Я повелением Сына Своего с русскими чудотворцами хотим уйти из града сего». При этом послышался страшный шум, вся церковь наполнилась огнем, пламя выходило в двери и окна; потом огонь исчез. В то же время одной слепой старице, жившей в Вознесенском Кремлевском монастыре возле Флоровских (Спасских) ворот, стоявшей на молитве, было иное видение: будто из Кремля через Флоровские ворота идет многочисленный сонм святолепных мужей — диаконов, иереев и святителей; в ряду святителей находились Московские Петр, Алексий и Иона. Все шествие имело вид крестного хода — несены были святые хоругви, чудотворная Владимирская икона Божией Матери и другие образа, слышалось пение. Вдруг видит старица преподобного Сергия Радонежского, спешно идущего от Ильинских ворот навстречу крестному ходу; с другой стороны в эту же минуту притек и святой Варлаам Хутынский. Оба они со слезами начали умолять святителей, исходивших из града за нечестие его, не оставлять московскую паству «в настоящее cиe время варварского нашествия». Однако святители отвечали, что много молили Всемилостивого Бога и Его Пречистую Матерь, но Господь повелел им не только уйти из града сего, но и изнести чудотворный образ Богородицы, «понеже людие страх Божий презреша и о заповедех Божиих нерадиша. И сего ради попусти Бог варварску языку прийти дозде, яко да отселе накажутся и к Богу покаянием обратятся»[9]. Однако преподобные еще прилежнее молили их, после чего все угодники сотворили общую молитву ко Господу и Пречистой Его Матери, и по осенении святым крестом града со всех сторон крестный ход тем же порядком возвратился в Кремль. После описанного видения старица прозрела и телесными очами, а крымский хан, которому посланные доложили о непонятно откуда взявшемся несметном русском воинстве, так и не пошел далее Воробьева села и неожиданно вернулся в степи, не дожидаясь встречи с войсками великого московского князя Василия III, в то время собиравшего полки под Коломной. В память о заступничестве Пресвятой Богородицы было установлено празднование Владимирской иконе 21 мая (3 июня по новому стилю), а над Спасскими воротами Кремля через несколько лет была помещена икона Спасителя с припадающими к Его ногам преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским. Точно такой же образ позже появился в иконостасе Боголюбского собора Высоко-Петровского монастыря, благоукрашение которого подчеркнуто напоминало о близости к великокняжескому, а потом и царскому дому.
Хочется сказать еще несколько слов о митрополите Варлааме, при котором был построен и освящен каменный Петровский собор. Его молитвы и даже явные чудеса не уберегли его от неправедного гнева земного владыки. Не желая участвовать в делах неправды, митрополит Варлаам в декабре того же 1521 года оставил кафедру и удалился в Симонов монастырь, а вскоре по повелению великого князя был сослан в Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере. Возможно, причиной тому стала его попытка заступиться за воевод, которые не смогли сдержать набега крымского хана и которые вскоре после его удаления попали в опалу, а также нежелание участвовать в явном обмане, даже с целью поимки новгород-северского князя, который знал, но не предупредил великого князя о готовящемся набеге.
Интересное совпадение находим в том, что перед смертью Великий князь Василий III постригается в монашество с именем Варлаам.
Внутреннее убранство Петровского собора XVI века не сохранилось и, к сожалению, мы ничего о нем не знаем. В конце XVII — начале XVIII века собор был сильно изменен — окна были растесаны, появился новый шестиярусный иконостас, наверняка были изменены и настенные росписи. Впрочем, даже более поздние росписи были утеряны в ХХ веке. Современное внутреннее убранство Петровского собора говорит, скорее, о самом святителе Петре. Росписи стен октаконха представляют собой перенесенные на них клейма иконы Дионисия конца XVвека «Митрополит Петр в житии», здесь обычно мы рассказываем о житии святителя Петра, воистину великого и преславного чудотворца, основания возвышения Москвы как столицы российского государства.
Некоторое время назад о XVI веке говорило восстановленное при работах Дедушенко и его команды крыльцо у входа в храм, однако при последней реставрации часть крыльца пострадала и была заделана современными материалами.
[1] ПСРЛ. Л., 1982. Т. 37. С. 100.
[2] Цит. по: Потемкин В.П. (ред.) История дипломатии. Том I. — М.: ОГИЗ, Гос. социально-экономическое изд, 1941 ( https://history.wikireading.ru/159307).
[3] Нарочницкая Н. «Москва — Третий Рим. Отражение в русской общественной мысли. Мифы и толкования». Доклад на конференции на выставке-форуме «Православная Русь» в 2014 г. (https://www.pravmir.ru/moskva-tretiy-rim-myisli-o-sudbe-imperii/).
[4] Памятники дипломатических сношений древней Руси с державами иностранными. СПб, 1884. Т. 1. С. 551-552.
[5] ПСРЛ. Т. 8. С. 254-255.
[6] Дедушенко Б.П. Собор Петра митрополита Высоко-Петровского монастыря в Москве. // Вопросы охраны, реставрации и пропаганды памятников истории и культуры. М., 1976. Вып. 4 С 168-169.
[7] Мельник А.Г. История распространения почитания св. Петра митрополита на Руси в XV–XVI веках // Сообщения Ростовского музея. Ростов, 2016. Вып. 21. С. 10.
[8] Степенная книга. ПСРЛ. СПб., 1913. Т. 21. Ч. 2. С. 600.