собор парижской богоматери живопись
Пять художников, которые отдали
дань великому Нотр-Даму
Пожар в Нотр-Дам-де-Пари произошел в апреле. Реконструкция Собора еще не началась — на это требуются большие деньги и многие годы. А пока правительство Франции решает вопрос о восстановлении собора, мы поговорим о художниках, которые успели в своё время запечатлеть один из главных символов Парижа.
Анри Матисс (Henri Matisse) писал Собор Парижской Богоматери, пожалуй, чаще всех. Окна его мастерской выходили прямо на Набережную, где хорошо был виден Нотр-Дам.
Первую картину «Очертания Нотр-Дама ночью» (A Glimpse of Notre-Dame in the Late Afternoon) французский художник создал еще в 1902 году. Этот период творчества Матисса называют «темным». На творчество наложили отпечаток семейные обстоятельства. Из-за финансового скандала Анри стал единственным кормильцем и вынужден был писать «продаваемые» холсты, а также использовал в своих работах мрачные и холодные тона.
1901-1904 года – время творческих поисков Анри Матисса. Он подвержен влиянию Ван Гога и Поля Сезанна. В 1904 он создает «Нотр-дам, Париж» (Notre Dame, Paris). Картина напоминает импрессионизм — яркая цветовая палитра и раздельные точечные мазки.
А в 1914 году Матисс уже девять лет привержен фовизму. Он создаёт «Вид Нотр-Дама» (View of Notre-Dame). Именно в «экспериментальный» период Анри Матисс пишет свои лучшие картины. Художник становится лидером движения и даже после спада роли фовизма продолжает работать в этом направлении.
Картина «Вид Нотр-Дама» написана маслом. Благодаря приёму пентименто картина была упрощена до геометрической композиции — изначально она была более детальной. Также стоит отметить, что полотно было создано в начале Первой мировой войны. Вероятно, именно поэтому художник упростил формы, добавил черного цвета и отказался от деталей. Так «Вид Нотр-Дама» выглядит более холодным и пустым.
Собор Парижской Богоматери изображали даже маринисты. Американский художник Эдвард Моран (Edward Moran) знаменит благодаря картине Статуи Свободы, которую он посвятил открытию скульптуры («Статуя Свободы, несущая свет миру»).
В 1877 году художник переезжает в Париж и уже через год создает мрачный «Нотр-Дам-де-Пари» (Notre Dame de Paris). Основной темой творчества Эдварда Морана было море и всё, что связано с ним. Поэтому не удивительно, что собор художник запечатлел вместе с рекой Сеной.
Дальтонизм Шарля Мериона (Charles Méryon) не помешал морскому офицеру податься в искусство. Обнаружив у себя эту особенность, французский художник обратился к гравюре. В графической технике и выполнена его картина «Апсида Нотр-Дам-де-Пари» (L’Abside de Notre-Dame de Paris).
«Мерионовский Париж» — так исследователи окрестили творчество гравера, посвященное французской столице. Его взгляд на искусство через призму дальтонизма ослеплял самого Виктора Гюго.
«Поскольку Вы знакомы с Мерионом, скажите ему, что его офорты с их светотенью, сиянием и мраком совершенно ослепили меня», — писал он Шарлю Бодлеру.
Картина, которую продали за четыре миллиона двести тысяч долларов США, установила рекорд для Люса Максимельена (Maximilien Luce). Французский художник-неоимпрессионист написал работу «Нотр-Дам де Пари» (Notre-Dame) в 1900 году, а за все годы своего творчества создал более 7000 работ.
Меланхолия Собора передается на картине Альбера Марке (Albert Marquet) «Нотр-Дам или маленький мост зимой» (Notre Dame or the Petit Pont in the winter). На голых улицах прохожие в виде черных пятен — будто бы призраки — «плывут» у заснеженного Нотр-Дама. Сонный и холодный Париж. Художник-постимпрессионист любил изображать городские виды, пейзажи, взморья и гавани. И его Собор Парижской Богоматери словно олицетворяется с молчаливой и спокойной натурой Марке.
НОТР-ДАМ ДЕ ПАРИ В ЖИВОПИСИ
Нотр-Дам де Пари строился без малого два века и существует почти тысячу лет. Он пережил стихии, пожары и человеческое варварство. Он был свидетелем Варфоломеевской ночи, реабилитации Жанны д’Арк, коронации Наполеона Бонапарта, фашистской оккупации и мн. др. В ходе Великой французской революции Робеспьер призывал снести «твердыню мракобесия» и обезглавить находящиеся там статуи святых. Но в 1794 он сам лишился головы на площади Согласия в Париже. В начале XIX в. собор сильно обветшал и возникла угроза его сноса. Роман Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери» (1831) вызвал горячий отклик в обществе и привел к возрождению национально-патриотических чувств.
Виктор Гюго. Нотр-Дам де Пари.
Собор неоднократно горел. Очередной страшный пожар возник вечером 15 апреля 2019 г. и был потушен лишь наутро следующего дня. Последствия оказались ужасными: обрушился шпиль и часть крыши, повредилась значительная часть внутреннего убранства.
Фото АП/ТАСС, М.Эйлер
Тысячи парижан стояли на коленях на набережной Сены и молили Господа уберечь и спасти Нотр-Дам де Пари. Их молитвы были услышаны, собор удалось отстоять. Сейчас идут восстановительные работы.
Искусство позволяет сохранить исторический облик Нотр-Дам де Пари. Творения мастеров живописи воссоздают неповторимый колорит безвозвратно минувших эпох.
Жан Фуке. Праведная рука Господа, защищающая верующих от демона. ок. 1460
Миниатюры Жана Фуке в “Часослове Этьена Шевалье” — одно из первых изображений собора в искусстве.
Прибытие в Париж молодого герцога Луи II Анжуйского. Миниатюра из «Хроники Жана Фруассара», ок. 1475
На картине Жана Батиста Рагене изображен вид на остров Сите в 1793 году. На первом плане видны торговцы на берегу Сены, а вдали две башни Нотр-Дам де Пари. Работа в стиле венецианских городских пейзажей Каналетто.
Шарль и Генрих Бёбрюн-младший. Портрет королевы Марии-Терезы Французской, покровительницы Нотр-Дам де Пари. ок. 1670
Жан-Луи Давид и Жорж Руже. Коронация императора Наполеона I и Жозефины в Нотр-Дам де Пари. 1805-1807
Комета Донати над Парижем 4 октября 1858. Из Амеде Гуельмен. «Небо», 1877
Шарль Гуилло. Нотр-Дам в сумерках. 1898
Максимиллиан Люс. Набережная Сен-Мишель и Нотр-Дам де Пари. 1901
Сильвиус Паолетти. Нотр Дам. 1907
Поль Синьяк. Нотр Дам. 1910
Поль Синьяк. Мост Искусств. 1925
На полотне пуантилиста Поля Синьяка Мост Искусств, ведущий на остров Сите и башни Дворца правосудия.
Работа М.Утрилло — довольно редкое изображение Нотр-Дам в зимнем антураже. Полное название «Вид апсиды собора Парижской Богоматери в снегу».
Нотр-Дам в мировой культуре: от шедевра Гюго до шутера
Литература
В 1831 году опубликовали роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Именно там разворачиваются основные события романа. Художественное описание собора стало своеобразным признанием автора в любви к средневековой архитектуре и призывом сохранить это наследие. После публикации романа во Франции развернулась кампания по сохранению и реставрации памятников готической архитектуры.
Роман «Ангелы и соколы» французского писателя Патрика Гренвилля вышел в 1994 году. В нем главный герой, от лица которого ведется повествование, вместе с возлюбленной находит на крыше собора Парижской Богоматери убежище от сурового и непонятного мира.
Поэт Осип Мандельштам написал стихотворение Notre Dame в 1912 году. В центре произведения — образ камня, который символизирует принятие реальности. В стихотворении автор, в частности, упоминает, что на месте, где стоит собор, римляне основали колонию. Еще он напоминает, что именно Нотр-Дам стал первым храмом с крестовым сводом.
Еще одного русского поэта Константина Бальмонта вдохновили статуи химер, которые украшают собор Парижской Богоматери: «В беспутстве соблюдая чувство меры,// И гнусность доведя до красоты,// Они могли бы нам являть примеры»
Мюзикл и кино
Мюзикл «Нотр-Дам де Пари», который создали по мотивам романа Гюго, дебютировал на сцене в Париже в 1998 году. Он имел большой успех. Музыкальное произведение на французском языке показывали также в Бельгии, Канаде и Швейцарии. У мюзикла также есть итальянская, испанская, русская и южнокорейская версии. Всего его посмотрели больше 8 млн зрителей.
Собор парижской богоматери живопись
В сообществе размещаются псевдофилософские размышления об окружающем нас мире. Думай, это всех раздражает!
Пикабу в мессенджерах
Активные сообщества
Тенденции
«Коронация Наполеона», или немного французской пропаганды
Что может быть лучше старой доброй пропаганды от Жака-Луи Давида?
На самом деле сам факт существования этой картины довольно забавен. Судите сами: Давид был ярым революционером, другом Марата и Робеспьера, членом Конвента (республика, все дела) и подписантом решения о казни короля Людовика XVI. И спустя несколько лет художник прославляет самопровозглашённого императора!
Жак-Луи Давид – «Коронация Наполеона в соборе Нотр-Дам 2 декабря 1804 года», 1807
И делает это мастерски. Все сливки наполеоновской Франции есть на картине: от маршалов до приближенных двору. Все действительно были на коронации, кроме матери маленького императора – ее по желанию Наполеона художник добавил чуть позже.
Кстати, на коронацию пригнал аж сам Папа Римский (потом с захватом его земель корсиканец бросит мужика в тюрьму), и когда он начал возлагать золотой лавровый венец на светлую головушку Наполеона, тот вырвал из рук Папы короны и сам водрузил себе на голову. Обозначил, так сказать, кто тут главный и самый независимый.
Поэтому сюжет картины Давид решил сделать менее конфликтным и изобразил момент коронации Жозефины, жены императора. Там таких поворотов не было)
Сам Давид сидит в возвышении в театральной ложе в центре композиции, делая наброски сцены среди разодетых в бархат, меха и атлас членов императорской семьи и других аристократов. Художник на самом деле присутствовал на церемонии коронации в Нотр-Дам. Добавив себя на полотно, Давид показал преданность короне и заодно позволяет прихвастнуть своим мастерством.
Картина довольно крупная, все герои изображены практически в натуральную величину. По параметрам 6,2 на 9,7 метров. Владельцы студий и однушек смахивают слезу))
Наполеон был доволен работой: «Прекрасно, просто прекрасно! Давид, вам удалось постичь мои мысли и изобразить меня французским рыцарем!»
Больше интересных историй из мира живописи можно посмотреть в моем телеграме: https://t.me/picturebymaslo
Париж, Нотр-Дам.
Все скидки и промокоды в одном месте
Вы там как, готовы к осенним распродажам? Чтобы не пропустить самые интересные и выгодные предложения, подпишитесь на полезный телеграм-канал Пикабу со скидками. Да, Пикабу не только для отдыха и мемов, но и для экономных покупок!
В «Пикабу Скидки» вы найдете актуальные предложения:
• доставки еды (KFC, Delivery Club, «Папа Джонс»);
• книги («Читай-город», «Литрес», Storytel);
• услуги и сервисы («Делимобиль», Boxberry, «Достависта»);
• маркетплейсы и гипермаркеты (Ozon, «Ашан», «Яндекс.Маркет»);
• одежда и обувь (Adidas, ASOS, Tom Tailor)
• бытовая техника и электроника («М.Видео», «Связной», re:Store);
• товары для дома (IKEA, «Леруа Мерлен», Askona);
• косметика и парфюмерия («Л’Этуаль», «Иль де Ботэ», Krasotka Pro);
• товары для детей («Детский мир», MyToys, Mothercare);
• образование («Нетология», GeekBrains, SkillFactory);
• и еще куча-куча всего.
Реставрация Нотр-Дам де Пари. Два года спустя после пожара
15 апреля 2019 года пламя охватило парижский кафедральный собор Нотр-Дам, разрушив его кровлю и шпиль. Два года спустя после разрушительного пожара жители и гости французской столицы вновь полны надежды на «возрождение» 850-летнего памятника готической архитектуры, одного из главных символов города.
Трудными оказались работы и по демонтажу частично расплавившихся строительных лесов, установленных для реставрации шпиля за год до пожара. Их завершили лишь год спустя.
Здание укрепили при помощи деревянного настила. 28 временных распорок были установлены в наружных каменных полуарках – аркбутанах, которые широко использовались в готической архитектуре.
Помимо этих столетних дубов, были отобраны более тысячи деревьев в разных лесах Франции для восстановления шпиля и кровли.
Чтобы другие части здания не обрушились пришлось снять статуи с северного, южного и западного фронтонов. С южного и западного углов южной башни, где каменная кладка была сильно повреждена огнем, удалили химер и балюстрады: они могли упасть на сводчатый потолок.
Восстановление собора должно завершиться к 15 апреля 2024 года. Некоторые специалисты считают, что это слишком амбициозный план в том числе и из-за новой вспышки коронавируса.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Цитатник
(А я пила по утрам стакан содовой воды-не холодной-перед эпидемией или в разгар гриппа!Тре.
«Сейчас мне 80 лет. Когда-то у меня была очень интересная жизнь. Работала в мюзик-холле. Гастр.
—Ссылки
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
Собор Парижской Богоматери.Notre-Dame de Paris
Жанна Баринова
Французы говорят Notre Dame, испанцы — Nuestra Senora, англичане — Our Lady, а итальянцы — часто просто Santa Maria… Многие из кафедральных храмов в разных уголках мира посвящены Деве Марии, некоторые из них входят в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО
Среди многочисленных колоколен, непонятно как умещавшихся на островке Сите, призрачным великаном высился Нотр-Дам де Пари, известный у нас как Собор Парижской Богоматери.
Ранним утром одного чудеснейшего дня я стояла на площади перед собором. Описать его лучше, чем это сделал Виктор Гюго в романе «Собор Парижской Богоматери», — невозможно. Площадь окружали старинные дома, с южной стороны ее замыкал, возможно, самый старый французский госпиталь Отель-Дье.
Вид с юго-востока островка Сите
Боже, ведь здесь когда-то танцевала цыганка Эсмеральда с козочкой, отсюда, с паперти собора, следил за нею брат Фролло, по химерам собора карабкался Квазимодо, а по площади шествовали короли и королевы Франции и чеканил шаг Наполеон, чтобы быть провозглашенным под его готическими сводами императором.
Это, конечно, самое древнее место в столице.
Поклонение Святого Луи реликвиям Сент Шапель
В архитектуре собора проявляется двойственность стилистических влияний: с одной стороны, присутствуют отголоски романского стиля Нормандии со свойственным ему мощным и плотным единством, а с другой, — использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции.
Кадры из одноименного фильма
Как считают современные археологи, на месте Нотр-Дам-де-Пари находились четыре различных храма: ( палеохристианская церковь IV в., меровингская базилика, каролингский собор (перестроен после пожара в 857 г. и романский кафедральный собор. Последний был разрушен до основания, а его камни строители использовали в фундаменте нынешнего сооружения.
Строительство началось в 1163, при Людовике VII Французском. Историки расходятся в мнениях о том, кто именно заложил первый камень в фундамент собора — епископ Морис де Сюлли или папа Александр III. Главный алтарь собора освятили в мае 1182 года, к 1196 году неф здания был почти закончен, работы продолжались только на главном фасаде. К 1250 году строительство собора в основном было завершено, а в 1315 году закончена и внутренняя отделка
Святой Терновый венец, вложенный в реликварий
Терновый венец
Кусок дерева от Святого Креста
Строительство западного фасада, с его отличительными двумя башнями, началось около 1200 года.
Главными создателями Нотр-Дам считаются два архитектора — Жан де Шель, работавший с 1250 по 1265 год и Пьер де Монтрей (создатель Святой Капеллы. Он умер в 1267 году), работавший с 1250 по 1267 год.
В строительстве собора принимало участие много разных архитекторов, о чём свидетельствуют отличающиеся стилем и разные по высоте западная сторона и башни. Башни были закончены в 1245, а весь собор — в 1345 году
.
Он – уродливый, жалкий горбун!
В своём мире живя, чёрно-белом,
Содрогался от звука тех струн,
Что утешить его не сумели!
Крыша дома – Парижский Собор.
Но не помнит он Матери Божьей!
От людей – только смех и укор!
Эту боль заглушить – невозможно!
В.Евтушенко
Мощный и величественный фасад разделён по вертикали на три части пилястрами, а по горизонтали — на три яруса галереями, при этом нижний ярус, в свою очередь, имеет три глубоких портала: портал Страшного суда (посередине), портал Богородицы (слева) и портал св. Анны (справа) Над ними идёт аркада (Галерея Королей) с двадцатью восемью статуями, представляющими царей древней Иудеи.
Собор с его великолепным внутренним убранством в течение многих веков служил местом проведения королевских бракосочетаний, императорских коронаций и национальных похорон. В 1302 году в нём впервые собрались Генеральные Штаты — первый парламент Франции
Здесь отслужил благодарственный молебен Карл VII, коронованный в Реймсе. А через полтора века состоялась свадьба Генриха IV, который был королем Наварры, и сестры французского короля Маргариты де Валуа
Собор Парижской Богоматери ночью
Как и в других готических храмах, здесь нет настенной живописи, и единственным источником цвета являются многочисленные витражи высоких стрельчатых окон.
Вид от собора
Во времена Людовика XIV, в конце XVII века, собор пережил серьёзные перемены: могилы и витражи были разрушены.
В ходе Великой Французской революции, в конце XVIII века одним из первых декретов Робеспьера было объявлено, что если парижане не хотят, чтобы «твердыня мракобесия была снесена», то они должны уплатить Конвенту мзду «на нужды всех революций, какие ещё произойдут с нашей помощью в других странах».
Горгульи западного фасада
Верхняя часть собора украшена изображениями гаргулий (торчащие концы балок, украшенные мордами фантастических существ) и химер (это отдельные статуи фантастических существ).
В Средние века химер на соборе не было. Поставить их, взяв за образец средневековых гаргулий, придумал реставратор — архитектор Виолле-ле-Дюк. Выполнили их пятнадцать скульпторов, руководимых Жоффруа Дешоме
Собор был объявлен Храмом Разума.
Каменные фигуры, выстроившиеся в ряд между порталами и ярусом с окнами-розами, изображают царей из Ветхого Завета. Во время Революции они были скинуты и обезглавлены.Те, что находятся сейчас, выполнены в XIX веке.
Барельефы из хора часовни.
В 1977 году при проведении работ под одним из домов часть статуй была обнаружена. Оказалось, что во время Революции один хозяин дома их выкупил, якобы для фундамента, а на самом деле захоронил их со всеми почестями и возвёл на этом месте свой дом
В июле 1793 года Конвент объявил, что «все эмблемы всех царств должны быть стерты с лица земли», и Робеспьер лично распорядился обезглавить «каменных королей, украшающих церкви».
Двери украшены коваными рельефами.
Ковка западного портала. кузнец ремесленник Пьер Буланже.
Искушение дьявола
Собор был возвращён церкви и вновь освящён в 1802 году, при Наполеоне.
Над центральным входом помещено изображение Страшного суда. По семь статуй поддерживают арки входа (1210 г.). В центре Христос-Судия.
В 1831 году Виктор Гюго опубликовал роман «Собор Парижской Богоматери», написав в предисловии: «Одна из главных целей моих — вдохновить нацию любовью к нашей архитектуре».
Внешний вид апсиды
Реставрация началась в 1841 г. под руководством архитектора Виолле-ле-Дюка (1814—1879). Этот известный парижский реставратор также занимался реставрацией Амьенского собора, крепости Каркассон на юге Франции и готической церкви Сент-Шапель. Восстановление здания и скульптур, замена разбитых статуй и сооружение знаменитого шпиля длились 23 года. Виолле-ле-Дюку также принадлежит идея галереи химер на фасаде собора. Статуи химер установлены на верхней площадке у подножия башен.
Детали портала «страшного суда»
В эти же годы были снесены постройки, примыкавшие к собору, в результате чего перед его фасадом образовалась нынешняя площадь.
Роза западного окна
Значительная часть витражей выполнена в середине XIX века. Главный витраж — роза над входом в собор — частично подлинная, сохранившаяся от Средних веков (9,6 метров в диаметре).
В центре её Богоматерь, вокруг — сезонные сельские работы, знаки зодиака, достоинства и грехи. Две боковые розы на северном и южном фасадах собора в обоих трансептах — по 13 метров в диаметре (самые большие в Европе). При реставрации витражи окон предполагались сначала белые, но Проспер Мериме настоял на том, чтобы они были выполнены похожими на средневековые.
Главный фасад собора имеет три портала. Над тремя стрельчатыми порталами входов — скульптурные панно с разными эпизодами из Евангелия.
Денисий парижский
Над центральным входом помещено изображение Страшного суда. По семь статуй поддерживают арки входа (1210 г.). В центре Христос-Судия.
Святой Стефан
На нижней перемычке изображены мертвецы, вставшие из могил. Их разбудили два ангела с трубами. Среди мертвецов — один король, один папа, воины и женщины (символизирует присутствие на Страшном суде всего человечества). На верхнем тимпане — Христос и два ангела с двух сторон.
Статуя Адама
Статуя Евы
Крыша собора выполнена из свинцовых плиток 5 мм толщиной, уложенных внахлестку, и вес всей крыши составляет 210 тонн.Дубовый, покрытый свинцом шпиль собора (также добавленный реставратором вместо разобранного в 1786 году) имеет высоту 96 метров. Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов (работа Жоффруа Дешоме). Перед каждой группой — животное, символ евангелиста: лев — символ Марка, бык — Луки, орел — Иоанна и ангел — Матфея. Все статуи смотрят на Париж, кроме св. Фомы, покровителя архитекторов, который обращен лицом к шпилю.
Большой колокол (звучащий в тоне фа-диез) звонит очень редко. Остальные колокола звонят в 8 и в 19 часов. Каждый из них имеет своё имя:
Angelique Françoise, весом 1765 кг (до-диез);
Antoinette Charlotte, весом 1158 кг (ре-диез);
Hyacinthe Jeanne, весом 813 кг (фа);
Denise David, весом 670 кг (фа-диез).
Новые колокола собора Парижской Богоматери выставлены для публики
Внутри собора трансепты (поперечные нефы), пересекаясь с главным продольным, в плане образуют крест, но в Нотр-Даме трансепты несколько шире, чем сам неф. По центру длинного нефа — последовательная серия скульптурных сцен из Евангелия.
В часовнях, расположенных в правой части собора, — картины и скульптуры разных художников, которые, согласно многовековой традиции, преподносятся в дар собору ежегодно в первый день мая.
коврик монументального хора собора Нотр-Дам-де-Пари. Он был соткан 1825 по 1833 мануфактуры la Savonnerie
Паникадило собора (люстра) выполнено из посеребренной бронзы по рисунку Виолле-ле-Дюка взамен переплавленного в 1792 году. (В 2007 году взят на реставрацию.)
Первый большой орган был установлен в соборе в 1402 году. Для этих целей использовали старый орган, помещенный в новый готический корпус. В течение своей жизни орган неоднократно достраивался и реконструировался. Наиболее важными являются реставрации, реконструкции и расширения Тьерри в 1733 году, Франсуа-Анри Клико в 1788 году, Аристида Кавайе-Колля в 1868, и Бойсо в 1960 году, а также сотрудничество с «Синаптель» в 1992 году, позволившее полностью компьютеризировать орган. Уже со времени реставрации Тьерри инструмент состоял из 46 регистров, расположенных на пяти мануалах. При его строительстве использовалась большая часть труб оригинального инструмента, 12 из которых сохранились до настоящего момента. Орган приобрел и свой нынешний корпус с фасадом в стиле Людовика XVI.
В 1864-67 годах ведущий французский органостроитель XIX века Аристид Кавайе-Колль выполнил полную перестройку органа. Барочный инструмент приобрел типичное для Кавайе-Колля романтическое звучание. Число регистров увеличили до 86, механическая трактура была снабжена рычагами Баркера.
Среди ряда прочих композиторов на этом органе играли Сезар Франк и Камиль Сен-Санс. Должность титулярного органиста собора Парижской Богоматери наряду с должностью органиста собора Сен-Сюльпис считается одной из престижнейших во Франции. С 1900 по 1937 год этот пост занимал Луи Вьерн, при участии которого инструмент был расширен в 1902 и 1932 гг., а его трактура заменена на электро-пневматическую.
В 1959 году консоль Кавайе-Колля была заменена на консоль традиционную для американских органов, а трактура стала полностью электрической, для чего использовалось более 700 км медного кабеля. Однако сложность и архаичность подобной конструкции, а также частые отказы привели к тому, что в процессе очередной реконструкции органа в 1992 году управление инструментом было компьютеризировано, а медный кабель заменен оптическим.
В настоящее время орган имеет 110 регистров и около 7400 труб, примерно 900 из которых из инструмента времен Тьерри и Клико. Это самый большой по числу регистров орган Франции (по количеству труб его превосходит орган церкви Сент-Эсташ). В 1985 году были назначены сразу четыре титулярных органиста, каждый из которых по традиции XVIII века проводил службы по три месяца в году. С 1990 года титулярными органистами собора Нотр-Дам де Пари являются трое музыкантов: Оливье Латри, Филипп Лефевр, Жан-Пьер Лёгю.
Николя Кусту (французский, 1658-1733): Пьета 1723
Весь рельеф отображает сцены из жизни Иисуса Христа от Благовещения до смерти
Св.Тереза
Порталы:
Нижняя часть лицевого западного фасада
Портал западного фасада
портал Святой Анны
Портал Богородицы
Собор является главным «действующим лицом» следующих произведений:
Виктор Гюго. «Собор Парижской Богоматери (роман)» (1831).\
Осип Мандельштам. «Notre Dame» (1912).
Елена Чудинова. «Мечеть Парижской Богоматери (роман)» (2004).
Документальный фильм ТВ Франции «Собор Парижской Богоматери. Свидетель истории» (2014 г.).
Собор показан в документальном сериале «Жизнь после людей через 2000 лет».
В мюзикле Нотр-Дам де Пари (1998 г.), Первоначальная версия Франция-Канада, имеет множество версий в разных странах.
В мюзикле «Собор Парижской Богоматери», русская версия (2002 г.).
В фильме «Собор Парижской Богоматери», по роману Виктора Гюго, (1956 г.).
В фильме Горбун из Нотр-Дама, (1982 г.).
В фильме Горбун из Нотр-Дама, (1997 г.).
В фильме «Армагеддон» Нотр-Дам уничтожается вместе с центром Парижа из-за падения метеорита.
В фильме «Ван Хельсинг» Ван Хельсинг убивает здесь мистера Хайда.
В мультфильме «Тачки 2» собор показан в слегка изменённом виде.
В мультфильме «Горбун из Нотр-Дама» собор показан весьма подробно.
Упоминается в песне «Вера и свастика» из альбома 2011 года «Animal ДжаZ» группы Animal ДжаZ.
В фильме «Амели» у входа в собор погибает мать главной героини от падения на неё с крыши женщины-самоубийцы.
Упоминается в крылатой фразе из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965).
Показывается сверху в фильме»Мушкетеры в 3D».
В фильме «Я, Франкенштейн» (2014) в соборе находится штаб-квартира Ордена Горгулий.
Интересные факты
В соборе хранится одна из великих христианских реликвий — Терновый венец Иисуса Христа. До 1063 года венец находился на горе Сион в Иерусалиме, откуда его перевезли во дворец византийских императоров в Константинополе. Балдуин II де Куртенэ, последний император Латинской империи, был вынужден заложить реликвию в Венеции, но из-за нехватки средств её не на что было выкупить. В 1238 году король Франции Людовик IX приобрёл венец у византийского императора. 18 августа 1239 года король внёс его в Нотр-Дам де Пари. В 1243—1248 при королевском дворце на острове Сите была построена Сент-Шапель (Святая часовня) для хранения Тернового венца, который находился здесь до Французской революции. Позднее венец был передан в сокровищницу Нотр-Дам де Пари.
В 2009 г. фанаты Майкла Джексона, собравшиеся на паперти собора, думали, что колокольный звон раздаётся по случаю смерти их кумира. В действительности же колокольный звон сопровождал крестный ход к собору Сен-Северен
К юбилейным мероприятиям в честь 850-летия собора (которые продлятся почти год — с 12 декабря 2012 до 24 ноября 2013), для собора отлиты девять новых колоколов (общие затраты на создание новых колоколов оцениваются в 2 млн евро), также реконструирован орган
Пусть Всех Вас хранит Господь,мои дорогие друзья и читатели!