собор парижской богоматери балет цискаридзе
Главные партии Николая Цискаридзе в Большом театре
Николай Цискаридзе окончил Московское хореографическое училище (класс Петра Пестова) в 1992 году и тогда же был принят в труппу Большого театра. Он начинал с кордебалетного репертуара, а затем стал исполнять более заметные партии, первой из которых был Конферансье в балете Шостаковича «Золотой век». За более чем двадцать лет он исполнил практически все мужские партии в знаменитых постановках, а некоторые их них были созданы специально для Цискаридзе.
Граф Альберт. «Жизель». 1997 год
Во многих интервью Николай Цискаридзе рассказывал, что решил стать балетным танцовщиком после того, как увидел балет «Жизель», чем привел в отчаяние свою мать – учительницу физики и математики. «Хорошо помню, что это была «Жизель». Балет меня сразу заворожил своей неземной красотой, и я навсегда погиб», – рассказывал он.
Возможности станцевать главную партию в этом балете он ждал почти пять лет. Эту роль называли одной из лучших в его репертуаре. Впрочем, его признавали одинаково убедительным и в современной хореографии, и в партиях балетных князей. Одним из преподавателей Цискаридзе была балерина Марина Семенова, которая говорила ему: «Не кричите с вашими руками, когда танцуете принца. Благородный человек только должен склонить голову, чтобы его желание сбылось немедленно». Этот совет Николай применил в том числе и в партии Альберта.
Германн. «Пиковая дама». 2001 год
Партию Германна в «Пиковой даме» Ролан Пети создавал специально для Цискаридзе. Балетмейстер создал технически сложную и драматически насыщенную партию героя. Танец Цискаридзе в этой партии стремительный и страстный, а его дуэты с Графиней (а ее партии танцевала Илзе Лиепа) напряжены и драматичны. По словам Пети, дуэты Германна с Графиней являются центральными эпизодами его постановки, а танец Лиепы и Цискаридзе «рождает удивительный эффект: вам кажется, что сама музыка Чайковского приобретает особую чистоту и пронзительность». Постановка имела огромный успех, а директор балетной труппы Парижской национальной оперы Брижит Лефевр специально приезжала в Москву посмотреть спектакль и Цискаридзе.
Квазимодо. «Собор Парижской Богоматери». 2003 год
В этой партии Цискаридзе проявил весь свой драматический талант: ведь персонаж в спектакле не имеет бутафорского горба, его уродство должно быть передано лишь гротескной пластикой.
Оберон. «Сон в летнюю ночь». 2004 год
Еще одна яркая роль Николая Цискаридзе – Оберон в балете Джона Ноймайера «Сон в летнюю ночь» на музыку Мендельсона и Лигети. Это была обновленная версия спектакля, впервые поставленного балетмейстером ещё в 1977 году. В роли Оберона Цискаридзе, по мнению специалистов, продемонстрировал удивительно певучую пластику и мастерство в очень сложных дуэтных поддержках.
Учитель. «Урок». 2007 год
Среди последних ярких ролей Николая Цискаридзе в Большом театре нельзя не упомянуть партию Учителя в балете «Урок» на Жоржа Делерю. Этот одноактный получасовой балет – редкое явление на сцене Большого театра на тот момент. Авангардный балет «Урок», рассказывающий историю о преподавателе, убивающем свою ученицу, можно назвать триллером. Необычен здесь и характер движений, драматическая составляющая постановки преобладает над танцем. С этим новым для себя вызовом Цискаридзе тоже с успехом справился.
Полный список партий Николая Цискаридзе в Большом театре:
1992
Конферансье в «Золотом веке» Дмитрия Шостаковича.
1993
Дон Хуан в «Любовь за любовь» Тихона Хренникова.
Французская кукла в «Щелкунчике» и Принц Фортюне в «Спящей красавице» Петра Чайковского.
Меркуцио в «Ромео и Джульетте» Сергея Прокофьева.
1995
Щелкунчик-принц в «Щелкунчике» Петра Чайковского в постановке Юрия Григоровича.
Граф Вишенка в «Чиполлино» Карена Хачатуряна в постановке Генриха Майорова.
Джеймс в «Сильфиде» Хермана Левеншелля.
Ротбарт в балете «Лебединое озеро» Петра Чайковского.
Золотой божок в «Баядерке» Людвига Минкуса.
Паганини на музыку Сергея Рахманинова.
Меркуцио, Трубадур в «Ромео и Джульетте».
Солист в балете «Шопениана» на музыку Фредерика Шопена.
1996
Ферхад в «Легенда о любви» Арифа Меликова в постановке Юрия Григоровича.
Король в балете «Лебединое озеро».
Солор («Баядерка») Людвига Минкуса.
1997
Принц Дезире в балете «Спящая красавица» Петра Чайковского.
Граф Альберт в «Жизели».
Видение розы в балете «Видение Розы» на музыку Карла Марии фон Вебера, хореография Михаила Фокина.
1998
Жан де Бриен в «Раймонде» Александра Глазунова.
1999
Солист III части («Симфония до мажор» на музыку Жоржа Бизе).
2000
Лорд Вильсон-Таор в балете «Дочь фараона» Цезеря Пуни.
2001
Злой Гений — первый исполнитель, Принц Зигфрид в «Лебедином озере» во второй редакции Юрия Григоровича.
Германн в балете «Пиковая дама» на музыку Петра Чайковского— первый исполнитель (мировая премьера).
2003
Квазимодо в балете «Собор Парижской Богоматери» — первый исполнитель в Большом театре.
2004
Злая фея Карабос в балете «Спящая красавица».
Классический танцовщик в «Светлом ручье» Дмитрия Шостаковича.
Тезей (Оберон) в балете «Сон в летнюю ночь» — первый исполнитель в Большом театре.
2007
Конрад в балете «Корсар» Адольфа Адана.
Учитель в балете «Урок» Жоржа Делерю.
2010
Люсьен д’Эрвильи, Большое классическое па из балета «Пахита» Людвига Минкуса.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Собор Парижской Богоматери
балет Ролана Пети в 2-х актах 13 картинах
музыка: Морис Жарр
Постановщики
Музыка: Морис Жарр
Либретто: Ролан Пети по одноименному роману Виктора Гюго
Хореография: Ролан Пети
Декорации: Рене Аллио
Костюмы: Ив Сен-Лоран
Свет: Жан-Мишель Дезире
Музыкальный руководитель и дирижер: Арман Уразгалиев
Балетмейстер-постановщик: Луиджи Бонино
Ассистент балетмейстера-постановщика: Джиллиан Уиттингем
Художник воссоздания декораций, технический руководитель постановки: Жан-Мишель Дезире
Художник воссоздания костюмов: Орели Лион
Главный хормейстер: Вячеслав Подъельский
Хормейстер: Сергей Тенитилов
Репетиторы по балету: Владимир Григорьев, Евгений Гращенко, Максим Гришенков, Галина Седова, Виктория Ряженова
Постановка балета осуществлена совместно с «Les Ballets Roland Petit»
Балет «Собор Парижской Богоматери» – одно из самых знаменитых творений Ролана Пети. Вдохновленный одноименным романом Виктора Гюго хореограф создал поистине грандиозный спектакль о любви и смерти, преданности и коварстве.
«Я хочу, чтобы было забыто средневековье и для зрителей прояснился трагический смысл творения Виктора Гюго», – говорил Ролан Пети. Сюжетную канву балетмейстер свел до линий четырех главных героев. Образы прекрасной Эсмиральды, трогательного Квазимодо, коварного Фролло и эгоистичного Феба французский балетмейстер наделил особой выразительной хореографией, оттенив классический танец острым гротеском современной пластики.
«Собор Парижской Богоматери» был поставлен в 1965 году для балетной труппы Парижской оперы. Ошеломляющий успех балетному шедевру был обеспечен не только современной хореографией Ролана Пети, яркой, авангардной музыкой Мориса Жарра, но также смелыми костюмами знаменитого модельера Ива Сен-Лорана и великолепными декорациями известного художника театра и кино Рене Аллио. Вдохновленные молодые люди преподнесли балет парижской публике в модном тогда духе минимализма 60-х годов, создав одну из самых стильных постановок своего времени.
На сцене НОВАТа «Собор Парижской Богоматери» представлен в постановке балетмейстера Луиджи Бонино – хранителя традиций Ролана Пети, его ассистента и друга. Луиджи долгое время танцевал в труппе Марсельского национального балета под управлением Ролана Пети, построив впечатляющую карьеру танцовщика. Затем стал ассистентом французского балетмейстера, принимал участие в постановках его балетов. Луиджи Бонино предан гению Пети и по сей день – одной из важных миссий творческой деятельности Луиджи является возобновление балетов Ролана Пети по всему миру. Эта деятельность позволяет сохранить и передать уникальное наследие великого мастера.
ДЕЙСТВИЕ I
Сцена 1. Праздник шутов
В году 1482 от Рождества Христова, в день 6 января, в Париже Людовика ХI, замкнутом между Собором Парижской Богоматери, Лувром и Шатле – между Богом, королем и правосудием – горожане и вилланы собрались на праздник шутов. Здесь состязаются, гримасничая и паясничая, чтобы завоевать титул Папы шутов.
Внезапно появляется существо столь чудовищное, что сразу же затмевает всех остальных – хромоногий горбун Квазимодо, звонарь Собора. Однако его уродство не притворно, оно реально.
При виде Квазимодо толпа на минуту застывает в изумлении. Затем жестокие насмешки возобновляются с новой силой, Квазимодо объявляют Папой шутов, гротескный кортеж сопровождает несчастного калеку, который, наслаждаясь своим смехотворным титулом, разом выказывает и удовольствие, и снисходительность.
Сцена 2. Молитва
Появление нового персонажа нарушает ход праздника. Клод Фролло, архидьякон Собора, пришел, чтобы сказать людям: жизнь дается не для потех и забав, а для покаяния и молитв.
Пристыженный Квазимодо, будто верный пес, бросается к ногам Фролло – ибо этому суровому и черствому человеку он обязан жизнью. Священник приютил, воспитал и сделал звонарем подкидыша, которого собирались бросить в костер кумушки, увидев в его уродстве печать Дьявола.
За напускной строгостью и холодностью Фролло прячет душу, терзаемую страстью с той минуты, как он увидел перед папертью Собора танец цыганки по имени Эсмеральда.
Тщетно он пытается молиться: звуки ее бубна – как нестерпимая навязчивая идея – непрерывно звучат в его ушах.
Сцена 3. Эсмеральда
Она появляется – столь прекрасная, что, воистину, «Бог предпочел бы ее Святой Деве». Она танцует, и ее огненный танец призывает к любви.
Обезумев от страсти, архидьякон приказывает Квазимодо похитить Эсмеральду.
Сцена 4. Двор чудес
Тогда начинается ужасающее преследование по ночному Парижу среди людей тьмы: нищих, калек, попрошаек, карманников – всех отверженных со Двора чудес, чье царство – ночь.
Сцена 5. Позорный столб
Эсмеральду спасает вмешательство отряда стрелков, во главе которых гарцует красавец – капитан Феб.
Один взгляд прекрасного офицера обольщает цыганку. В это время стрелки арестовывают Квазимодо и, избивая, волокут его к позорному столбу под удовлетворенными взглядами зевак и детей, взобравшихся взрослым на плечи, чтобы не упустить ничего из этого зрелища.
Лишь Эсмеральда, растроганная страданиями существа, от которого она еще недавно бежала с ужасом, проходит сквозь толпу, чтобы дать ему напиться.
Этот простой жест жалости, без сомнения, единственный когда-либо ему явленный и к тому же исходящий от девушки, столь же прекрасной, сколь он уродлив, потрясает душу звонаря и изменяет ход его судьбы.
Сцена 6. Солдаты
Сцена 7. Таверна
Час спустя Эсмеральда уже не думает о горбуне. Она полна любовью к Фебу, который триумфально шествует во главе солдат.
Феб уводит Эсмеральду в таверну, с завсегдатаями которой – самодовольными развратниками – он на дружеской ноге.
Феб остается наедине с Эсмеральдой и вскоре уже держит ее обнаженной в своих объятьях.
Но они не одни. Укрытый темнотой Фролло, опьяненный гневом и ревностью, следит за их забавами.
Не выдержав, он поражает Феба кинжалом и скрывается. Сбегающаяся толпа разражается жалобами, караульные уводят Эсмеральду – все обстоятельства убеждают в ее виновности.
Сцена 8. Суд
Сцена 9. Виселица
Уличенной в разврате, колдовстве и покушении на убийство Эсмеральде, невзирая на ее мольбы, не от кого ждать снисхождения – ни от судей, ни от публики, подстрекаемой Клодом. У нее одна судьба: быть повешенной.
Она уже в руках палача, когда внезапно появляется Квазимодо, не забывший великодушия цыганки.
Оттолкнув стражников, он хватает Эсмеральду и уносит под своды Собора Парижской Богоматери, где она пользуется правом убежища от правосудия.
Клод Фролло, несмотря на свою досаду, может лишь сдерживать людей, устремляющихся в храм. Толпа, всегда готовая к резким поворотам событий и всегда чувствительная к подвигам, оглашает воздух старинным радостным кличем: «Noel! Noel!».
ДЕЙСТВИЕ II
Сцена 10. Колокольня
Всегда настороже, Квазимодо обходит дозором свои владения, чтобы убедиться, что ничто не угрожает спасенной им красавице. Его радость вырывается наружу, когда он хватается за веревки колоколов и заставляет их звучать в полную силу.
Сцена 11. Эсмеральда и Квазимодо
Появляется Эсмеральда. С бесконечной нежностью и деликатностью она выражает калеке свою признательность. Он, стыдясь своего уродства, тем не менее, набирается смелости, чтобы взять девушку за руку и, счастливый, гостеприимно показывает ей свои владения.
Вскоре, побежденная усталостью, Эсмеральда тихо засыпает, и успокоенный звонарь, несколько мгновений полюбовавшись спящей, уходит, думая, что она в безопасности.
Но Собор – еще и владения архидьякона.
Воспользовавшись отсутствием Квазимодо, Фролло появляется перед Эсмеральдой. Он пытается подчинить ее своей воле, заключить ее в объятия.
Но его губы жгут цыганку, как горящий факел. Она с отвращением отталкивает Фролло.
Совершенно вне себя, он бьет ее, будто хочет сломать.
Сцена 12. Кошмар – штурм Собора
Правосудие не может долго мириться с тем, что ему бросили вызов!
Решением парламента Собор лишен права предоставлять убежище осужденным, и солдаты бросаются на штурм храма.
За ними следует народ, и Квазимодо в бессилии видит, словно в кошмарном сне, как накатывается толпа солдат и женщин, черных и неистовых, будто античные фурии.
Он тщетно пытается остановить их, поливая толпу расплавленным свинцом, заставляющим ее окаменеть, но нападающих слишком много.
Сцена 13. Смерть
Длинный погребальный кортеж сопровождает Эсмеральду к виселице.
На этот раз ничто не может помешать палачам сделать свое дело.
Ее руки медленно опускаются, и вместе с Эсмеральдой умирают звуки бубна, преследовавшие архидьякона по ночам.
Обезумев от отчаяния, Квазимодо бросается на Фролло, осознав наконец всю пагубность власти этого человека, и своими могучими руками душит его.
Тело проклятого священника скатывается к ступеням виселицы, в то время как Квазимодо медленно уносит бездыханное тело той, которую он любил.
Квазимодо без горба и особая техника – главную премьеру сезона представили в НОВАТе
Этот балет Ролан Пети впервые поставил в парижской опере в 1965 году, хотя к роману Гюго хореографы обращались и раньше. В середине 19 века Жюль Перро создал романтическую постановку «Эсмеральда», Александр Горский в начале 20 века сделал свою, реалистическую версию сюжета. Но самым удачным воплощением сегодня считается именно балет Пети, который не стал романтизировать средневековый сюжет и сосредоточился на трагедиях главных персонажей.
«Знаете, этот балет, он очень специальный, его нельзя сравнить ни с «Лебединым озером», ни с хореографией Григоровича. Это особая техника, очень сухие движения, которые не свойственны русскому артисту, потому что русскому артисту в основном проще танцевать широко, с масштабными прыжками у мужчин и у женщин, либо адажио очень медленно и красиво. Здесь же очень много сухих движений, положений рук очень четких», – отметила прима-балерина Михайловского театра Анжелина Воронцова.
От танцовщиков балет требует не только умения работать на стыке современной и классической хореографии, но и глубокого проживания ролей.
Одна из самых сложных – Квазимодо, Иван Васильев выходит на сцену без накладного горба. Физическое уродство и внутреннюю красоту нужно раскрыть зрителю без бутафории.
«Хореография в партии Квазимодо поставлена именно так, что мы имитируем горб своим плечом. Для меня этот спектакль особенный, думаю, он очень эмоциональный, очень наполненный, и называть его просто балетным спектаклем практически невозможно. Без драматического наполнения тут делать нечего», – отметил заслуженный артист России Иван Васильев.
В России «Собор Парижской Богоматери» дважды – в конце 70-х и в начале 2000-х – ставил сам Ролан Пети. Автор новосибирской версии – бывший ассистент великого французского хореографа Луиджи Бонино. В НОВАТе он уже ставил «Кармен».
«Этот балет идеально подходит для этой сцены, здесь достаточно пространства, потому что сценография достаточно большая, здесь хватает места для всего. И также для самих артистов намного больше пространства, чем в других театрах, где когда-либо танцевали этот балет», – отметил балетмейстер-постановщик Луиджи Бонино.
Музыкальным руководителем постановки стал дирижер театра «Астана Опера» Арман Уразгалиев. В первом спектакле участвовали как приглашенные, так и новосибирские танцовщики.
Балет Ролана Пети- «Собор Парижской Богоматери» впервые на сцене НОВАТа
Балет за 56 лет перешел из ранга новаторского в балетную классику
Первой балетной премьерой 77-го сезона НОВАТа станет спектакль Ролана Пети «Собор Парижской Богоматери». Одна из самых известных работ выдающегося французского балетмейстера, классика хореографии XX века, впервые будет представлена на сцене Новосибирского театра оперы и балета 29, 30 и 31 октября.
Зрители НОВАТа увидят балет в оригинальной версии 1965 года, впервые представленной Роланом Пети на сцене Парижской Национальной оперы. Идея поставить балет на сюжет знаменитого романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» принадлежала самому Ролану Пети, он выступил не только хореографом, но и автором либретто. Хореограф создал поистине грандиозный балет о любви и смерти, преданности и коварстве. Яркую авангардную музыку написал композитор Морис Жарр, дважды лауреат премии «Оскар», автором смелых, эффектных костюмов в стиле модных веяний того времени выступил легендарный французский кутюрье Ив Сен-Лоран, декорации создал известный художник театра и кино Рене Аллио. Спектакль в актуальном в 60-е годы духе минимализма стал одной из самых стильных и обсуждаемых постановок своего времени.
«Я хочу, чтобы было забыто средневековье, и для зрителей прояснился трагический смысл творения Виктора Гюго», – говорил Роман Пети о своём спектакле. Сюжетную канву балетмейстер свел до линий четырех главных героев – Квазимодо, Эсмеральды, Фролло и Феба. В отличие от предыдущих балетных интерпретаций знаменитого романа Гюго, в постановке Ролана Пети внимание смещено от судьбы красавицы-цыганки Эсмеральды к трагическому внутреннему конфликту и духовному перерождению звонаря Нотр-Дама Квазимодо. Балетмейстер наделил персонажей особой выразительной хореографией, оттенив классический танец острым гротеском современной пластики.
Премьера грандиозного балета имела ошеломительный успех и у критиков, и у французской публики. «Собор Парижской Богоматери» занял центральное место в творческом наследии Пети и стал одной из визитных карточек парижской балетной труппы. Впоследствии спектакль был представлен на самых знаменитых сценах мира – в миланском театре «Ла Скала», на сцене Метрополитен-опера в Нью-Йорке, в петербургском Мариинском театре и Большом театре России.
Артисты НОВАТа готовят премьеру под руководством балетмейстера Луиджи Бонино – ассистента Ролана Пети на протяжении многих лет, осуществившего постановку балетов мастера во многих театрах мира. Главные партии исполнят ведущие солисты НОВАТа, в премьерных показах примут участие звёзды мирового балета Анжелина Воронцова и Иван Васильев, который готовит партию Квазимодо. Прославленный артист работал непосредственно с Роланом Пети и танцевал Квазимодо в его спектакле на сцене «Ла Скала».
Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта».
Николай Цискаридзе: лучшие партии в балете
Николай Цискаридзе – один из самых талантливых представителей русского балета. Выпускник Московского хореографического училища был принят в труппу Большого театра в начале 90-х годов. На протяжении всей своей карьеры он исполнил много ярких партий в знаменитых балетных постановках, о самых лучших из них пойдет речь в нашей статье.
Граф Альберт. «Жизель»
Мечта стать танцором появилась у Николая еще в детстве после того, как он увидел балет «Жизель». Его мама сначала не одобряла того, что ее сын хочет выступать на театральной сцена, поскольку сама преподавала физику в школе и не увлекалась искусством. Однако после того, как поняла, что Николай действительно очень талантлив, начала поддерживать его во время обучения.
Главную партию в балете «Жизель» Цискаридзе удалось получить не сразу. Только после пяти лет выступлений в Большом театре, он смог выйти на сцену в качестве главного персонажа. Эта роль стала одной из лучших в репертуаре артиста. Однако он очень убедительно играл как героев современной хореографии, так и различных балетных князей.
Когда он готовился к выступлению в роли принца, его преподаватель балерина Марина Семенова советовала ему особое внимание уделить жестикуляции рук. По ее мнению, благородному человеку достаточно склонить голову, чтобы исполнилось его желание.
Германн. «Пиковая дама»
Известный французский хореограф Ролан Пети создал партию Германна специально для Цискаридзе. Она была очень драматичной и сложной технически. Танец главного героя получился очень страстным и стремительным, а дуэты артиста с Графиней, в образе которой выступала Илзе Лиепа, драматически напряженными.
Когда балетмейстер комментировал свою постановку, он отмечал, что главными эпизодами в ней являются дуэты Германна с Графиней. Благодаря таланту и отточенному мастерству танцоров удалось получить удивительный эффект. Даже музыка Чайковского в постановке стала звучать боле пронзительно и чисто.
Балет «Пиковая дама» с участием Николая Цискаридзе имел огромный успех у публики. Когда об этой постановке услышал Брижит Лефевр, директор балетной труппы Парижской национальной оперы, он решил увидеть ее своими глазами и специально для этого приезжал в Москву.
Квазимодо. «Собор Парижской Богоматери».
Еще одним шедевром Пети стала балетная постановка «Собор Парижской Богоматери». Балетмейстер позволил Цискаридзе самому выбрать роль в балете, которую бы Николай хотел исполнить. На удивление хореографа артист пожелал предстать перед зрителями в образе Квазимодо.
«На самом деле, я хотел бы танцевать Эсмеральду, но так как я не могу этого сделать, то возьму Квазимодо», — объяснял свой выбор тогда легендарный танцор.
Эта партия Цискаридзе запомнилась многим его поклонникам и театральным критикам, поскольку артисту удалось проявить свой драматический талант на очень высоком уровне. Его персонаж в спектакле не имел бутафорского горба. Перед Николаем стояла задача показать образ Квазимодо с помощью пластики и хореографии.
Оберон. «Сон в летнюю ночь»
Балет на музыку Лигети и Мендельсона был поставлен в 2004 году, когда Николаю уже удалось стать лучшим танцором в Большом театре. Балетмейстер решил обновить и усовершенствовать постановку 1977 года. Цискаридзе досталась роль короля эльфов и фей Оберона. Выступление артиста получило высокую оценку самых известных критиков. Они сходились во мнении, что танцору удалось показать свое мастерство и невероятную пластику в очень трудных дуэтных поддержках.
Учитель. «Урок»
Перечисляя самые яркие выступления Николая Цискаридзе, нельзя не упоминать о роли Учителя в балетной постановке «Урок». Балет был поставлен по пьесе Эжена Ионеско знаменитым хореографом Флемингом Флиндтом на музыку Жоржа Делерю.
Видео балета «Урок» с Николаем Цискаридзе, поставленного в рамках проекта «Короли танца», смотрите прямо сейчас:
Возможно вам также будет интересно узнать, что Николай Цискаридзе стал жертвой хакеров.