собор парижской богоматери балет либретто
Собор парижской богоматери балет либретто
Балет в 2 действиях, 13 картинах (по одноименному роману В.Гюго).
Либретто
Источник: Буклет, выпущенный театром им. С.М. Кирова к премьере балета Ролана Пети «Собор Парижской богоматери» в 1978 году. |
Действующие лица:
Эсмеральда.
Квазимодо.
Клод Фролло.
Феб, офицер.
Солдаты.
Толпа.
Действие первое
Картина первая. Праздник шутов.
Картина вторая. Молитва.
Нарушает праздник Клод Фролло, который напоминает, что жизнь дана Богом не для развлечений, а для молитв и покаяний. Квазимодо покорно ложится к его ногам. Фролло он обязан жизнью: покинутого ребенка едва не сожгли на костре, увидев в его уродстве печать дьявола, но священник подобрал его, воспитал и сделал звонарем Собора.
Маска неуязвимой добродетели скрывает мрачную зловещую душу Клода Фролло, снедаемого страстью к молодой цыганке Эсмеральде. Он пытается молиться, заражая своим фанатизмом толпу, но молитву нарушает звук бубна Эсмеральды.
Картина третья. Эсмеральда.
Картина четвертая. Погоня.
Начинается погоня за Эсмеральдой среди призрачных видений ночного Парижа.
Картина пятая. Позорный столб.
Эсмеральда спасена отрядом солдат, которыми командует капитан Феб. Цыганка покорена его красотой. Солдаты ведут Квазимодо к позорному столбу, избивая его на глазах толпы. Лишь одна Эсмеральда испытывает жалость к звонарю. Милосердие прекрасной Эсмеральды глубоко потрясает Квазимодо.
Картина шестая. Солдаты.
Картина седьмая. Таверна.
Эсмеральда полна любви и нежности к Фебу. Он ведет ее в таверну, где вскоре они остаются одни. Из темноты за ними следит Клод Фролло. Вне себя то ревности он поражает Феба кинжалом и скрывается. Солдаты уводят Эсмеральду.
Картина восьмая. Суд.
Картина девятая. Виселица.
Действие второе
Картина десятая. Колокольня.
Квазимодо обходит свои владения. Удостоверившись, что Эсмеральде ничего не грозит, он восторженно бьет во все колокола.
Картина одиннадцатая. Эсмеральда и Квазимодо.
Эсмеральда нежно благодарит Квазимодо. Он показывает ей Собор. Усталая, она вскоре засыпает. Звонарь сторожит ее сон, затем, уверенный в безопасности девушки, уходит. Воспользовавшись отсутствием Квазимодо, Клод Фролло проникает к Эсмеральде. Ее приводит в ужас исступленная страсть монаха, и она не может скрыть своего отвращения.
Картина двенадцатая. Осада собора.
Право убежища в Соборе отменено. Солдаты и толпа атакуют Собор. Квазимодо тщетно пытается остановить их.
Картина тринадцатая. Казнь.
Мрачная, фантасмагорическая процессия сопровождает Эсмеральду к виселице. Палач выполняет свою страшную обязанность. Квазимодо вершит свой суд над Клодом Фролло и уносит ту, которую любил.
Собор парижской богоматери балет либретто
Балет в 2 действиях, 13 картинах (по одноименному роману В.Гюго).
Либретто (по справочнику «140 балетных либретто»)
Источник: «140 балетных либретто», «Урал Л.Т.Д.», 2001 |
Действующие лица:
Эсмеральда.
Квазимодо.
Клод Фролло.
Феб, офицер.
Солдаты.
Толпа.
Действие первое
Картина первая. Праздник шутов.
Картина вторая. Молитва.
Картина третья. Эсмеральда.
Картина четвертая. Погоня.
Начинается погоня за Эсмеральдой по ночному Парижу, среди бродяг, калек, нищих, воров, бандитов, чье царство наступает с приходом темноты.
Картина пятая. Позорный столб.
Эсмеральда спасена отрядом стрелков, которым командует капитан Феб. Цыганка покорена красотой и благородными манерами офицера. Стрелки ведут Квазимодо к позорному столбу, избивая его на глазах толпы, которая восхищена этим зрелищем. Одна Эсмеральда полна жалости к звонарю, от которого она бежала в страхе. Она пробирается сквозь толпу, чтобы дать ему напиться. Выражение сочувствия, единственное за всю его жизнь, да еще от девушки, которая так же прекрасна, как он безобразен, глубоко потрясает Квазимодо.
Картина шестая. Солдаты.
Картина седьмая. Таверна.
Картина восьмая. Суд.
Картина девятая. Виселица.
Действие второе
Картина десятая. Колокольня.
Квазимодо настороженно обходит свои владения. Удостоверившись, что ничто не грозит Эсмеральде, он восторженно бьет во все колокола.
Картина одиннадцатая. Эсмеральда и Квазимодо.
Эсмеральда нежно благодарит Квазимодо. Он показывает ей собор. Усталая, она вскоре засыпает. Звонарь стережет ее сон, затем, уверенный в ее безопасности, уходит. Воспользовавшись отсутствием Квазимодо, Клод Фролло проникает к Эсмеральде. Убедившись в ее отвращении к нему, Фролло приходит в ярость.
Картина двенадцатая. Осада собора.
Право на убежище в соборе отменено. Солдаты и толпа атакуют собор. Квазимодо тщетно пытается остановить их.
Картина тринадцатая. Казнь.
Похоронная процессия сопровождает Эсмеральду к виселице. Палач выполняет свою страшную обязанность. Обезумевший от горя Квазимодо кидается на своего благодетеля, в котором видит теперь злодея. Мертвым камнем с башни собора падает Клод Фролло, а Квазимодо уносит тело той, которую любил.
На тот же сюжет поставлены балеты «Эсмеральда» (комп. Ц. Пуни, хор. Ж.Перро) с последующими редакциями (М.Петипа, А.Я.Вагановой, В.П.Бурмейстера и др.), «Дочь Гудулы» (комп. А.Ю.Симон, хор. А.А.Горский).
Собор Парижской Богоматери
балет Ролана Пети в 2-х актах 13 картинах
музыка: Морис Жарр
Постановщики
Музыка: Морис Жарр
Либретто: Ролан Пети по одноименному роману Виктора Гюго
Хореография: Ролан Пети
Декорации: Рене Аллио
Костюмы: Ив Сен-Лоран
Свет: Жан-Мишель Дезире
Музыкальный руководитель и дирижер: Арман Уразгалиев
Балетмейстер-постановщик: Луиджи Бонино
Ассистент балетмейстера-постановщика: Джиллиан Уиттингем
Художник воссоздания декораций, технический руководитель постановки: Жан-Мишель Дезире
Художник воссоздания костюмов: Орели Лион
Главный хормейстер: Вячеслав Подъельский
Хормейстер: Сергей Тенитилов
Репетиторы по балету: Владимир Григорьев, Евгений Гращенко, Максим Гришенков, Галина Седова, Виктория Ряженова
Постановка балета осуществлена совместно с «Les Ballets Roland Petit»
Балет «Собор Парижской Богоматери» – одно из самых знаменитых творений Ролана Пети. Вдохновленный одноименным романом Виктора Гюго хореограф создал поистине грандиозный спектакль о любви и смерти, преданности и коварстве.
«Я хочу, чтобы было забыто средневековье и для зрителей прояснился трагический смысл творения Виктора Гюго», – говорил Ролан Пети. Сюжетную канву балетмейстер свел до линий четырех главных героев. Образы прекрасной Эсмиральды, трогательного Квазимодо, коварного Фролло и эгоистичного Феба французский балетмейстер наделил особой выразительной хореографией, оттенив классический танец острым гротеском современной пластики.
«Собор Парижской Богоматери» был поставлен в 1965 году для балетной труппы Парижской оперы. Ошеломляющий успех балетному шедевру был обеспечен не только современной хореографией Ролана Пети, яркой, авангардной музыкой Мориса Жарра, но также смелыми костюмами знаменитого модельера Ива Сен-Лорана и великолепными декорациями известного художника театра и кино Рене Аллио. Вдохновленные молодые люди преподнесли балет парижской публике в модном тогда духе минимализма 60-х годов, создав одну из самых стильных постановок своего времени.
На сцене НОВАТа «Собор Парижской Богоматери» представлен в постановке балетмейстера Луиджи Бонино – хранителя традиций Ролана Пети, его ассистента и друга. Луиджи долгое время танцевал в труппе Марсельского национального балета под управлением Ролана Пети, построив впечатляющую карьеру танцовщика. Затем стал ассистентом французского балетмейстера, принимал участие в постановках его балетов. Луиджи Бонино предан гению Пети и по сей день – одной из важных миссий творческой деятельности Луиджи является возобновление балетов Ролана Пети по всему миру. Эта деятельность позволяет сохранить и передать уникальное наследие великого мастера.
ДЕЙСТВИЕ I
Сцена 1. Праздник шутов
В году 1482 от Рождества Христова, в день 6 января, в Париже Людовика ХI, замкнутом между Собором Парижской Богоматери, Лувром и Шатле – между Богом, королем и правосудием – горожане и вилланы собрались на праздник шутов. Здесь состязаются, гримасничая и паясничая, чтобы завоевать титул Папы шутов.
Внезапно появляется существо столь чудовищное, что сразу же затмевает всех остальных – хромоногий горбун Квазимодо, звонарь Собора. Однако его уродство не притворно, оно реально.
При виде Квазимодо толпа на минуту застывает в изумлении. Затем жестокие насмешки возобновляются с новой силой, Квазимодо объявляют Папой шутов, гротескный кортеж сопровождает несчастного калеку, который, наслаждаясь своим смехотворным титулом, разом выказывает и удовольствие, и снисходительность.
Сцена 2. Молитва
Появление нового персонажа нарушает ход праздника. Клод Фролло, архидьякон Собора, пришел, чтобы сказать людям: жизнь дается не для потех и забав, а для покаяния и молитв.
Пристыженный Квазимодо, будто верный пес, бросается к ногам Фролло – ибо этому суровому и черствому человеку он обязан жизнью. Священник приютил, воспитал и сделал звонарем подкидыша, которого собирались бросить в костер кумушки, увидев в его уродстве печать Дьявола.
За напускной строгостью и холодностью Фролло прячет душу, терзаемую страстью с той минуты, как он увидел перед папертью Собора танец цыганки по имени Эсмеральда.
Тщетно он пытается молиться: звуки ее бубна – как нестерпимая навязчивая идея – непрерывно звучат в его ушах.
Сцена 3. Эсмеральда
Она появляется – столь прекрасная, что, воистину, «Бог предпочел бы ее Святой Деве». Она танцует, и ее огненный танец призывает к любви.
Обезумев от страсти, архидьякон приказывает Квазимодо похитить Эсмеральду.
Сцена 4. Двор чудес
Тогда начинается ужасающее преследование по ночному Парижу среди людей тьмы: нищих, калек, попрошаек, карманников – всех отверженных со Двора чудес, чье царство – ночь.
Сцена 5. Позорный столб
Эсмеральду спасает вмешательство отряда стрелков, во главе которых гарцует красавец – капитан Феб.
Один взгляд прекрасного офицера обольщает цыганку. В это время стрелки арестовывают Квазимодо и, избивая, волокут его к позорному столбу под удовлетворенными взглядами зевак и детей, взобравшихся взрослым на плечи, чтобы не упустить ничего из этого зрелища.
Лишь Эсмеральда, растроганная страданиями существа, от которого она еще недавно бежала с ужасом, проходит сквозь толпу, чтобы дать ему напиться.
Этот простой жест жалости, без сомнения, единственный когда-либо ему явленный и к тому же исходящий от девушки, столь же прекрасной, сколь он уродлив, потрясает душу звонаря и изменяет ход его судьбы.
Сцена 6. Солдаты
Сцена 7. Таверна
Час спустя Эсмеральда уже не думает о горбуне. Она полна любовью к Фебу, который триумфально шествует во главе солдат.
Феб уводит Эсмеральду в таверну, с завсегдатаями которой – самодовольными развратниками – он на дружеской ноге.
Феб остается наедине с Эсмеральдой и вскоре уже держит ее обнаженной в своих объятьях.
Но они не одни. Укрытый темнотой Фролло, опьяненный гневом и ревностью, следит за их забавами.
Не выдержав, он поражает Феба кинжалом и скрывается. Сбегающаяся толпа разражается жалобами, караульные уводят Эсмеральду – все обстоятельства убеждают в ее виновности.
Сцена 8. Суд
Сцена 9. Виселица
Уличенной в разврате, колдовстве и покушении на убийство Эсмеральде, невзирая на ее мольбы, не от кого ждать снисхождения – ни от судей, ни от публики, подстрекаемой Клодом. У нее одна судьба: быть повешенной.
Она уже в руках палача, когда внезапно появляется Квазимодо, не забывший великодушия цыганки.
Оттолкнув стражников, он хватает Эсмеральду и уносит под своды Собора Парижской Богоматери, где она пользуется правом убежища от правосудия.
Клод Фролло, несмотря на свою досаду, может лишь сдерживать людей, устремляющихся в храм. Толпа, всегда готовая к резким поворотам событий и всегда чувствительная к подвигам, оглашает воздух старинным радостным кличем: «Noel! Noel!».
ДЕЙСТВИЕ II
Сцена 10. Колокольня
Всегда настороже, Квазимодо обходит дозором свои владения, чтобы убедиться, что ничто не угрожает спасенной им красавице. Его радость вырывается наружу, когда он хватается за веревки колоколов и заставляет их звучать в полную силу.
Сцена 11. Эсмеральда и Квазимодо
Появляется Эсмеральда. С бесконечной нежностью и деликатностью она выражает калеке свою признательность. Он, стыдясь своего уродства, тем не менее, набирается смелости, чтобы взять девушку за руку и, счастливый, гостеприимно показывает ей свои владения.
Вскоре, побежденная усталостью, Эсмеральда тихо засыпает, и успокоенный звонарь, несколько мгновений полюбовавшись спящей, уходит, думая, что она в безопасности.
Но Собор – еще и владения архидьякона.
Воспользовавшись отсутствием Квазимодо, Фролло появляется перед Эсмеральдой. Он пытается подчинить ее своей воле, заключить ее в объятия.
Но его губы жгут цыганку, как горящий факел. Она с отвращением отталкивает Фролло.
Совершенно вне себя, он бьет ее, будто хочет сломать.
Сцена 12. Кошмар – штурм Собора
Правосудие не может долго мириться с тем, что ему бросили вызов!
Решением парламента Собор лишен права предоставлять убежище осужденным, и солдаты бросаются на штурм храма.
За ними следует народ, и Квазимодо в бессилии видит, словно в кошмарном сне, как накатывается толпа солдат и женщин, черных и неистовых, будто античные фурии.
Он тщетно пытается остановить их, поливая толпу расплавленным свинцом, заставляющим ее окаменеть, но нападающих слишком много.
Сцена 13. Смерть
Длинный погребальный кортеж сопровождает Эсмеральду к виселице.
На этот раз ничто не может помешать палачам сделать свое дело.
Ее руки медленно опускаются, и вместе с Эсмеральдой умирают звуки бубна, преследовавшие архидьякона по ночам.
Обезумев от отчаяния, Квазимодо бросается на Фролло, осознав наконец всю пагубность власти этого человека, и своими могучими руками душит его.
Тело проклятого священника скатывается к ступеням виселицы, в то время как Квазимодо медленно уносит бездыханное тело той, которую он любил.
Собор Парижской Богоматери (балет)
«Собор Парижской Богоматери» (фр.: Notre Dame de Paris) — балет в двух действиях хореографа Ролана Пети (Roland Petit) (он же автор либретто [1] ) на музыку Мориса Жарра (Maurice Jarre) по роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери».
Дата создания: 1965 г.
Содержание
[править] Предыдущие балеты
Книга получила такое широкое признание, что вскоре роман был переведен на другие языки и с тех пор и до нынешних времен читаем чуть ли не на всех языках мира вот уже почти 2 столетия.
Нет ничего удивительного, что роман привлек к себе не только читательское внимание, но и стал основой для других произведений, в том числе балетов.
Казалось бы, уже есть два совершенно разных балетных представления на один сюжет.
Но Ролан Пети увидел и передал это произведение по-новому, уже другими красками и оттенками — соответсвующими своему времени. Его постановка ушла и от романтизма середины 19 века, и от реализма начала 20 столетия. Он нарисовал портреты героев современными его поколению чертами — схематичными и символичными — до сюрреализма. И название балет получил новое — как и сам роман В. Гюго, он называется «Собор Парижской богоматери».
[править] История создания
[править] Сюжет
Оставляя общую сюжетную канву, балетмейстер выделил лишь четырех действующих лиц, каждый из которых нес свой определенный собирательный образ:
[править] Премьера
Вся хореография состояла из переплетения классических па и современных танцев.
[править] Постановки
С тех пор выдающийся балетмейстер неоднократно переносил свою постановку на разные сцены разных театров мира — балет «Собор Парижской Богоматери» приходил неоднократно к зрителям Европы и Америки.
[править] Большой театр
Балет «Собор Парижской Богоматери» в Большом театре. 2003 г. Дирижер-постановщик Павел Клиничев. Эсмеральда — Светлана Лунькина, Квазимодо — Николай Цискаридзе, Клод Фролло — Ян Годовский, Феб — Александр Волчков.
Собор парижской богоматери балет либретто
по одноименному роману В.Гюго
Первое представление: Парижская Опера, 11 декабря 1965 г.
Автор либретто и балетмейстер: Ролан Пети.
Художники: Р. Аллио (декорации) и И. Сен-Лоран (костюмы).
Либретто
Источник: Буклет, выпущенный театром им. С.М. Кирова к премьере балета Ролана Пети Собор Парижской богоматери в 1978 году.
Действующие лица:
Эсмеральда.
Действие первое
Картина первая. Праздник шутов.
Картина вторая. Молитва.
Нарушает праздник Клод Фролло, который напоминает, что жизнь дана Богом не для развлечений, а для молитв и покаяний. Квазимодо покорно ложится к его ногам. Фролло он обязан жизнью: покинутого ребенка едва не сожгли на костре, увидев в его уродстве печать дьявола, но священник подобрал его, воспитал и сделал звонарем Собора.
Маска неуязвимой добродетели скрывает мрачную зловещую душу Клода Фролло, снедаемого страстью к молодой цыганке Эсмеральде. Он пытается молиться, заражая своим фанатизмом толпу, но молитву нарушает звук бубна Эсмеральды.
Картина третья. Эсмеральда.
Картина четвертая. Погоня.
Начинается погоня за Эсмеральдой среди призрачных видений ночного Парижа.
Картина пятая. Позорный столб.
Эсмеральда спасена отрядом солдат, которыми командует капитан Феб. Цыганка покорена его красотой. Солдаты ведут Квазимодо к позорному столбу, избивая его на глазах толпы. Лишь одна Эсмеральда испытывает жалость к звонарю. Милосердие прекрасной Эсмеральды глубоко потрясает Квазимодо.
Картина шестая. Солдаты.
Картина седьмая. Таверна.
Эсмеральда полна любви и нежности к Фебу. Он ведет ее в таверну, где вскоре они остаются одни. Из темноты за ними следит Клод Фролло. Вне себя то ревности он поражает Феба кинжалом и скрывается. Солдаты уводят Эсмеральду.
Картина восьмая. Суд.
Картина девятая. Виселица.
Действие второе
Картина десятая. Колокольня.
Квазимодо обходит свои владения. Удостоверившись, что Эсмеральде ничего не грозит, он восторженно бьет во все колокола.
Картина одиннадцатая. Эсмеральда и Квазимодо.
Эсмеральда нежно благодарит Квазимодо. Он показывает ей Собор. Усталая, она вскоре засыпает. Звонарь сторожит ее сон, затем, уверенный в безопасности девушки, уходит. Воспользовавшись отсутствием Квазимодо, Клод Фролло проникает к Эсмеральде. Ее приводит в ужас исступленная страсть монаха, и она не может скрыть своего отвращения.
Картина двенадцатая. Осада собора.
Право убежища в Соборе отменено. Солдаты и толпа атакуют Собор. Квазимодо тщетно пытается остановить их.
Картина тринадцатая. Казнь.
Мрачная, фантасмагорическая процессия сопровождает Эсмеральду к виселице. Палач выполняет свою страшную обязанность. Квазимодо вершит свой суд над Клодом Фролло и уносит ту, которую любил.
Либретто (по справочнику 140 балетных либретто)
Источник: 140 балетных либретто, Урал Л.Т.Д., 2001
Действующие лица:
Эсмеральда.
Действие первое
Картина первая. Праздник шутов.
Картина вторая. Молитва.
Картина третья. Эсмеральда.
Картина четвертая. Погоня.
Начинается погоня за Эсмеральдой по ночному Парижу, среди бродяг, калек, нищих, воров, бандитов, чье царство наступает с приходом темноты.
Картина пятая. Позорный столб.
Эсмеральда спасена отрядом стрелков, которым командует капитан Феб. Цыганка покорена красотой и благородными манерами офицера. Стрелки ведут Квазимодо к позорному столбу, избивая его на глазах толпы, которая восхищена этим зрелищем. Одна Эсмеральда полна жалости к звонарю, от которого она бежала в страхе. Она пробирается сквозь толпу, чтобы дать ему напиться. Выражение сочувствия, единственное за всю его жизнь, да еще от девушки, которая так же прекрасна, как он безобразен, глубоко потрясает Квазимодо.
Картина шестая. Солдаты.
Картина седьмая. Таверна.
Картина восьмая. Суд.
Картина девятая. Виселица.
Действие второе
Картина десятая. Колокольня.
Квазимодо настороженно обходит свои владения. Удостоверившись, что ничто не грозит Эсмеральде, он восторженно бьет во все колокола.
Картина одиннадцатая. Эсмеральда и Квазимодо.
Эсмеральда нежно благодарит Квазимодо. Он показывает ей собор. Усталая, она вскоре засыпает. Звонарь стережет ее сон, затем, уверенный в ее безопасности, уходит. Воспользовавшись отсутствием Квазимодо, Клод Фролло проникает к Эсмеральде. Убедившись в ее отвращении к нему, Фролло приходит в ярость.
Картина двенадцатая. Осада собора.
Право на убежище в соборе отменено. Солдаты и толпа атакуют собор. Квазимодо тщетно пытается остановить их.
Картина тринадцатая. Казнь.
Похоронная процессия сопровождает Эсмеральду к виселице. Палач выполняет свою страшную обязанность. Обезумевший от горя Квазимодо кидается на своего благодетеля, в котором видит теперь злодея. Мертвым камнем с башни собора падает Клод Фролло, а Квазимодо уносит тело той, которую любил.
На тот же сюжет поставлены балеты Эсмеральда (комп. Ц. Пуни, хор. Ж.Перро) с последующими редакциями (М.Петипа, А.Я.Вагановой, В.П.Бурмейстера и др.), Дочь Гудулы (комп. А.Ю.Симон, хор. А.А.Горский).