собор парижской богоматери арт
Пять художников, которые отдали
дань великому Нотр-Даму
Пожар в Нотр-Дам-де-Пари произошел в апреле. Реконструкция Собора еще не началась — на это требуются большие деньги и многие годы. А пока правительство Франции решает вопрос о восстановлении собора, мы поговорим о художниках, которые успели в своё время запечатлеть один из главных символов Парижа.
Анри Матисс (Henri Matisse) писал Собор Парижской Богоматери, пожалуй, чаще всех. Окна его мастерской выходили прямо на Набережную, где хорошо был виден Нотр-Дам.
Первую картину «Очертания Нотр-Дама ночью» (A Glimpse of Notre-Dame in the Late Afternoon) французский художник создал еще в 1902 году. Этот период творчества Матисса называют «темным». На творчество наложили отпечаток семейные обстоятельства. Из-за финансового скандала Анри стал единственным кормильцем и вынужден был писать «продаваемые» холсты, а также использовал в своих работах мрачные и холодные тона.
1901-1904 года – время творческих поисков Анри Матисса. Он подвержен влиянию Ван Гога и Поля Сезанна. В 1904 он создает «Нотр-дам, Париж» (Notre Dame, Paris). Картина напоминает импрессионизм — яркая цветовая палитра и раздельные точечные мазки.
А в 1914 году Матисс уже девять лет привержен фовизму. Он создаёт «Вид Нотр-Дама» (View of Notre-Dame). Именно в «экспериментальный» период Анри Матисс пишет свои лучшие картины. Художник становится лидером движения и даже после спада роли фовизма продолжает работать в этом направлении.
Картина «Вид Нотр-Дама» написана маслом. Благодаря приёму пентименто картина была упрощена до геометрической композиции — изначально она была более детальной. Также стоит отметить, что полотно было создано в начале Первой мировой войны. Вероятно, именно поэтому художник упростил формы, добавил черного цвета и отказался от деталей. Так «Вид Нотр-Дама» выглядит более холодным и пустым.
Собор Парижской Богоматери изображали даже маринисты. Американский художник Эдвард Моран (Edward Moran) знаменит благодаря картине Статуи Свободы, которую он посвятил открытию скульптуры («Статуя Свободы, несущая свет миру»).
В 1877 году художник переезжает в Париж и уже через год создает мрачный «Нотр-Дам-де-Пари» (Notre Dame de Paris). Основной темой творчества Эдварда Морана было море и всё, что связано с ним. Поэтому не удивительно, что собор художник запечатлел вместе с рекой Сеной.
Дальтонизм Шарля Мериона (Charles Méryon) не помешал морскому офицеру податься в искусство. Обнаружив у себя эту особенность, французский художник обратился к гравюре. В графической технике и выполнена его картина «Апсида Нотр-Дам-де-Пари» (L’Abside de Notre-Dame de Paris).
«Мерионовский Париж» — так исследователи окрестили творчество гравера, посвященное французской столице. Его взгляд на искусство через призму дальтонизма ослеплял самого Виктора Гюго.
«Поскольку Вы знакомы с Мерионом, скажите ему, что его офорты с их светотенью, сиянием и мраком совершенно ослепили меня», — писал он Шарлю Бодлеру.
Картина, которую продали за четыре миллиона двести тысяч долларов США, установила рекорд для Люса Максимельена (Maximilien Luce). Французский художник-неоимпрессионист написал работу «Нотр-Дам де Пари» (Notre-Dame) в 1900 году, а за все годы своего творчества создал более 7000 работ.
Меланхолия Собора передается на картине Альбера Марке (Albert Marquet) «Нотр-Дам или маленький мост зимой» (Notre Dame or the Petit Pont in the winter). На голых улицах прохожие в виде черных пятен — будто бы призраки — «плывут» у заснеженного Нотр-Дама. Сонный и холодный Париж. Художник-постимпрессионист любил изображать городские виды, пейзажи, взморья и гавани. И его Собор Парижской Богоматери словно олицетворяется с молчаливой и спокойной натурой Марке.
НОТР-ДАМ ДЕ ПАРИ В ЖИВОПИСИ
Нотр-Дам де Пари строился без малого два века и существует почти тысячу лет. Он пережил стихии, пожары и человеческое варварство. Он был свидетелем Варфоломеевской ночи, реабилитации Жанны д’Арк, коронации Наполеона Бонапарта, фашистской оккупации и мн. др. В ходе Великой французской революции Робеспьер призывал снести «твердыню мракобесия» и обезглавить находящиеся там статуи святых. Но в 1794 он сам лишился головы на площади Согласия в Париже. В начале XIX в. собор сильно обветшал и возникла угроза его сноса. Роман Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери» (1831) вызвал горячий отклик в обществе и привел к возрождению национально-патриотических чувств.
Виктор Гюго. Нотр-Дам де Пари.
Собор неоднократно горел. Очередной страшный пожар возник вечером 15 апреля 2019 г. и был потушен лишь наутро следующего дня. Последствия оказались ужасными: обрушился шпиль и часть крыши, повредилась значительная часть внутреннего убранства.
Фото АП/ТАСС, М.Эйлер
Тысячи парижан стояли на коленях на набережной Сены и молили Господа уберечь и спасти Нотр-Дам де Пари. Их молитвы были услышаны, собор удалось отстоять. Сейчас идут восстановительные работы.
Искусство позволяет сохранить исторический облик Нотр-Дам де Пари. Творения мастеров живописи воссоздают неповторимый колорит безвозвратно минувших эпох.
Жан Фуке. Праведная рука Господа, защищающая верующих от демона. ок. 1460
Миниатюры Жана Фуке в “Часослове Этьена Шевалье” — одно из первых изображений собора в искусстве.
Прибытие в Париж молодого герцога Луи II Анжуйского. Миниатюра из «Хроники Жана Фруассара», ок. 1475
На картине Жана Батиста Рагене изображен вид на остров Сите в 1793 году. На первом плане видны торговцы на берегу Сены, а вдали две башни Нотр-Дам де Пари. Работа в стиле венецианских городских пейзажей Каналетто.
Шарль и Генрих Бёбрюн-младший. Портрет королевы Марии-Терезы Французской, покровительницы Нотр-Дам де Пари. ок. 1670
Жан-Луи Давид и Жорж Руже. Коронация императора Наполеона I и Жозефины в Нотр-Дам де Пари. 1805-1807
Комета Донати над Парижем 4 октября 1858. Из Амеде Гуельмен. «Небо», 1877
Шарль Гуилло. Нотр-Дам в сумерках. 1898
Максимиллиан Люс. Набережная Сен-Мишель и Нотр-Дам де Пари. 1901
Сильвиус Паолетти. Нотр Дам. 1907
Поль Синьяк. Нотр Дам. 1910
Поль Синьяк. Мост Искусств. 1925
На полотне пуантилиста Поля Синьяка Мост Искусств, ведущий на остров Сите и башни Дворца правосудия.
Работа М.Утрилло — довольно редкое изображение Нотр-Дам в зимнем антураже. Полное название «Вид апсиды собора Парижской Богоматери в снегу».
Нотр-Дам в мировой культуре: от шедевра Гюго до шутера
Литература
В 1831 году опубликовали роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Именно там разворачиваются основные события романа. Художественное описание собора стало своеобразным признанием автора в любви к средневековой архитектуре и призывом сохранить это наследие. После публикации романа во Франции развернулась кампания по сохранению и реставрации памятников готической архитектуры.
Роман «Ангелы и соколы» французского писателя Патрика Гренвилля вышел в 1994 году. В нем главный герой, от лица которого ведется повествование, вместе с возлюбленной находит на крыше собора Парижской Богоматери убежище от сурового и непонятного мира.
Поэт Осип Мандельштам написал стихотворение Notre Dame в 1912 году. В центре произведения — образ камня, который символизирует принятие реальности. В стихотворении автор, в частности, упоминает, что на месте, где стоит собор, римляне основали колонию. Еще он напоминает, что именно Нотр-Дам стал первым храмом с крестовым сводом.
Еще одного русского поэта Константина Бальмонта вдохновили статуи химер, которые украшают собор Парижской Богоматери: «В беспутстве соблюдая чувство меры,// И гнусность доведя до красоты,// Они могли бы нам являть примеры»
Мюзикл и кино
Мюзикл «Нотр-Дам де Пари», который создали по мотивам романа Гюго, дебютировал на сцене в Париже в 1998 году. Он имел большой успех. Музыкальное произведение на французском языке показывали также в Бельгии, Канаде и Швейцарии. У мюзикла также есть итальянская, испанская, русская и южнокорейская версии. Всего его посмотрели больше 8 млн зрителей.
Храм мракобесия и разума Нотр-Дам де Пари восхваляли, ненавидели и пытались уничтожить. Он стал символом Франции
Нотр-Дам де Пари — один из символов Парижа и всей Франции, шедевр средневековой архитектуры, яркий образец готики и полноправный участник романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». «Лента.ру» вспомнила всю историю легендарного здания — от начала его строительства в XII веке до пожара 2019 года.
Долгострой в намоленном месте
Остров Сите был центром религиозной жизни Лютеции, как назывался Париж в первые века своего существования, практически с основания города Гаем Юлием Цезарем в 53 году до нашей эры. Сначала на острове располагался алтарь, посвященный Юпитеру, а затем и полноценный храм. В IV веке, после принятия Римской империей христианства при императоре Константине Великом, на месте старого галло-римского храма была построена первая христианская церковь, посвященная, как считается, святому Этьену.
Затем его сменили несколько других церквей на том же месте. Свои церкви построили на острове династии Меровингов и Каролингов. Последняя церковь сгорела в обширном пожаре, охватившем город в 857 году. Ему на смену пришел достаточно большой романский храм, но и он к началу XII века не мог обеспечить религиозные нужды быстро растущей столицы королевства. Меньше чем за 50 лет население города превысило 25 тысяч жителей, а затем и удвоилось, перевалив за 50.
Инициатором строительства выступил парижский епископ Морис де Сюлли. В 1163 году он пригласил в Париж Папу Римского Александра III — для благословения работ и торжественной закладки первого камня. Всего за 14 лет были возведены стены хора, а спустя еще пять лет папский легат кардинал Анри де Альбано освятил алтарь храма. С этого времени Нотр-Дам можно считать действующим христианским храмом. Несмотря на то что до завершения строительства оставалось еще больше века, в соборе регулярно проводились службы, в том числе при личном участии высокопоставленных священнослужителей.
Например, в 1185 году собор посетил католический патриарх иерусалимский Гераклий. В 1099 году, после захвата Иерусалима крестоносцами в ходе Первого крестового похода, в нем была создана кафедра территориального патриарха, подчиненного Папе Римскому. К концу XII века Иерусалимское королевство терпело крах под ударами армии Салах ад-Дина, и приглашение Гераклия в Париж стало символом решительности Франции в борьбе за гроб Господень.
Несмотря на то что уже в 1250 году после возведения обеих колоколен Нотр-Дам обрел в целом привычный нам вид, до окончания строительства оставалось еще почти 100 лет. Главными действующими лицами второго периода строительства храма стали архитекторы Жан де Шелль и Пьер де Монтрёй. На крыше появился шпиль, были возведены фасады трансепты (перекладины креста в плане собора), ограда хора, создано почти все внутреннее убранство храма. Датой завершения строительства считается 1351 год, так что возведение собора заняло примерно 188 лет.
В таком виде Нотр-Дам простоял вплоть до первой четверти XVIII века, когда был реализован королевский обет: Людовик XIII обещал возвести новый алтарь и заново украсить Нотр-Дам в благодарность Деве Марии за рождение наследника спустя 23 года бездетного брака. За работы в алтарной части храма, перестройку соборного хора и украшение интерьера новыми скульптурами отвечал Робер де Кот.
Четыре свадьбы и одно отречение
С этого времени собор Парижской Богоматери становится свидетелем, а порой и участником всех важнейших событий в истории Франции. Впрочем, несмотря на статус главного храма Франции, Нотр-Дам де Пари так и не стал местом коронации французских королей, которые ради помазания продолжали ездить в столицу Шампани Реймс. Редким исключением стала непризнанная Францией коронация Генриха Английского в 1431 году французским королем. Зато в соборе традиционно проходили свадьбы королей и наследников престола. Четыре свадьбы вошли в историю.
Именно в Нотр-Даме венчалась с наследником французского трона дофином Франсуа Мария Стюарт в 1558 году. Спустя год в соборе прошло удивительное венчание по доверенности между французской принцессой Елизаветой Валуа и испанским королем Филиппом II, на котором сам король не присутствовал. В 1572 году в Нотр-Даме прошла свадьба Генриха Наваррского и Маргариты Валуа, после которой начались длительные празднования, завершившиеся Варфоломеевской ночью. Во время бракосочетания Людовика XIV в 1660 году собор был украшен захваченными штандартами вражеских армий, которые герцог Люксембургский прислал в подарок на королевскую свадьбу.
Собор становился и ареной исторических событий. В 1302 году в Нотр-Даме было объявлено о создании Генеральных штатов — французского парламента. В соборе в 1456 году проходил реабилитационный суд над Жанной д’Арк. Французские короли регулярно возносят в Нотр-Даме хвалу господу в благодарность за свои успехи. Эту традицию заложил Карл VII в 1447 году в честь освобождения Парижа от англичан.
Использовали собор Парижской Богоматери и для унижения врагов. В 1229 году перед воротами собора каялся в грехах отлученный от церкви Раймунд, последний правитель независимого графства Тулуза, а в 1668 году торжественно отрекся от протестантской веры Анри де Ла Тур д’Овернь Тюренн — главный маршал Франции и один из крупнейших участников Фронды, перешедший на сторону Людовика XIV.
Разум и чувства
До пожара 15 апреля 2019 года ближе всего к разрушению собор Парижской Богоматери был в ходе Великой Французской революции — в 1789 году одним из своих первых декретов Максимилиан Робеспьер потребовал, чтобы парижане платили специальный налог, если хотели, чтобы собор не был снесен. Нотр-Дам в декрете был назван «твердыней мракобесия», а вырученные средства планировалось направить на мировую революцию. Практика, которую спустя 140 лет с успехом повторят большевики. В подтверждение своей решительности революционеры уничтожили шпиль собора, так что падение шпиля после пожара было уже вторым в истории Нотр-Дама.
На этом злоключения собора не прекратились — в 1793 году его фактически отобрали у церкви, объявили храмом Разума, а вместо христианских богослужений стали проводить церемонии культа Разума, парады, карнавалы и поминания мучеников революции. В период с осени 1793 года по март 1794 года множество храмов и церквей по всей Франции были разграблены или отняты у церкви, а Нотр-Дам де Пари стал главным святилищем нового культа, в котором проводились самые яркие и пышные церемонии.
Главной стала коронация Богини Разума — артистки Парижской оперы Терезы Анжелики Обри, которая свидетельствовала триумф разума над религиозным мракобесием. Церемония, срежиссированная одним из основоположников нового культа, сторонником тотальной дехристианизации и жесточайшего террора Пьером Гаспаром Шометтом, произвела столь сильное впечатление, что ее отголоски еще долго звучали по всему миру. Иван Бунин посвятил Обри новеллу «Богиня разума», а в каждом государственном учреждении Франции последние 40 лет установлен бюст Марианны — аллегорического изображения Республики в виде прекрасной девушки.
После того как Робеспьер расправился с радикальными якобинцами весной 1794 года культ Разума сменился культом Верховного существа, а Нотр-Дам вновь стал храмом новой религии. К счастью, она прожила всего несколько месяцев — до переворота девятого термидора, и особого ущерба храму не принесла. Главной потерей времен революции стали головы «каменных королей», которые Робеспьер летом 1793 года лично распорядился отрубить в рамках борьбы с «эмблемами всех царств». Революционеры ошибочно приняли за скульптуры королей Франции изображения 28 библейских королей.
Сменивший диктатуру Робеспьера куда менее людоедский режим Термидора фактически прекратил гонения на церковь, но еще семь лет (до 1802 года) Нотр-Дам не возвращался церкви. Сделал это лишь пожизненный первый консул Наполеон Бонапарт, который избрал собор Парижской Богоматери местом своей коронации в 1804 году. Наполеон, таким образом, изменил многовековую традицию французских королей, отправлявшихся для коронации в Реймс.
Собор вновь стал ареной представления — в последний момент будущий император выхватил корону из рук удивленного Папы Римского Пия VII и самолично себя короновал, а затем возложил венец и на голову своей жене Жозефине Богарне.
Клан Бонапартов вообще любил Нотр-Дам де Пари. Именно в этом соборе в 1810 году венчался со своей второй женой Марией-Луизой Наполеон I, а в 1811 году здесь крестили наследника империи Римского короля Наполеона II. Спустя без малого полвека в соборе венчался, а затем и крестил наследника Наполеон III.
Второе рождение
Между двумя империями собор ждала первая в его истории реставрация. Нотр-Дам находился в столь плачевном состоянии, что во времена реставрации Бурбонов в обществе громко звучали призывы снести старое здание и построить на его месте новый храм. К счастью, у собора нашлись и защитники, самым видным из которых стал писатель Виктор Гюго, сделавший храм сценой действия романа «Собор Парижской Богоматери». Писатель не скрывал, что одна из целей написания романа — вдохновить французов на защиту культурного наследия нации.
Сейчас в это сложно поверить, но в XIX веке собор воспринимался как маргинальный осколок прошлого, огромная мрачная глыба, неведомым образом сохранившаяся в Париже со времен не менее мрачного Средневековья. В год публикации романа Нотр-Дам в очередной раз подвергся разграблению — противники реставрации Бурбонов ворвались в собор, разграбили ризницу и побили несколько витражей.
И все же Нотр-Даму повезло: вышедший в 1831 году роман и активность других защитников собора привела к началу масштабной реставрации в 1844 году, которая продлилась 25 лет. Конкурс на реставрацию был объявлен королем Луи-Филиппом еще в 1841 году. Победителями стали Жан-Батист Лассю и Эжен Виолле-ле-Дюк. Им предстояло не просто восстановить разрушенные в лихие времена Великой Французской революции скульптуры, витражи и элементы внутреннего убранства, но и доработать собор. Здание вновь обрело шпиль, который стал выше и богаче украшен по сравнению со средневековым оригиналом.
Кстати, в шпиле Эжен Виолле-ле-Дюк сделал своеобразное «пасхальное яйцо» — статую апостола Фомы, лик которого подозрительно напоминал лицо самого Эжена. Еще одним нововведением стала смотровая площадка, расположенная над входом в собор, и знаменитая галерея химер, украшающая его фасад. В середине XIX века собор окончательно обрел статус главного храма Франции и главного символа Парижа, славу которого впоследствии смогла превзойти только Эйфелева башня.
Для героев и предателей
В XX веке собор Парижской Богоматери обрел новую роль — в нем начали чествовать героев республики при жизни и отпевать их после смерти. Здесь отправились в последний путь писатели Морис Баррес и Поль Клодель, маршалы Фердинанд Фош и Жозеф Жоффр, экс-президенты Раймон Пуанкаре и Франсуа Миттеран, океанолог Жак-Ив Кусто, католический проповедник аббат Пьер и многие другие. Здесь чествовали генералов де Голля и Леклерка, праздновали освобождение Парижа и день Победы и исполняли революционную «Марсельезу» на большом органе. Но были в современной истории собора и откровенно позорные страницы.
В 1896 году в нем прошла панихида по маркизу де Моресу — авантюристу, дуэлянту, лидеру французского антисемитизма. В апреле 1944 года в соборе чествовали лидера правительства коллаборационистов маршала Петена, а летом того же года отпевали Филиппа Анрио — госсекретаря по делам информации и пропаганды, убитого борцами движения Сопротивления.
На голодном пайке
Удивительно, но собор благополучно пережил обе мировые войны, несмотря на обстрелы Парижа из тяжелой артиллерии в годы Первой мировой и бомбардировки его пригородов во Вторую мировую. Пули разбили лишь несколько витражей, которые после войны заменили, причем не оригинальными, а авангардными. Тем не менее Нотр-Дам нуждался в реставрации. В 1990-е годы его очистили снаружи, вернув светлый цвет камню.
Грязь, представляющая опасность для камня, была устранена. Скульптуры обработали лазером, микроскрабом и влажными компрессами. Задачей реставраторов было убрать пыль, сохранив патину времени. Камни, состояние которых вызывало вопросы, заменили новыми, взятыми в парижском регионе в аналогичных месторождениях известняка. Кроме того, была решена проблема голубей, отходы жизнедеятельности которых наносили вред собору: в здании появилась сеть электрических проводов, невидимых с земли. С одной стороны, это придало зданию оригинальный вид, с другой — лишило Нотр-Дам мрачноватого облика, который некоторые так любили.
В XXI веке новый этап реставрации приурочили к празднованию 850-летия собора в 2013 году. Помимо девяти новых колоколов стоимостью два миллиона евро, в здании появилась скрытая от глаз проводка, новая подсветка фасадов и освещение нефа для проведения вечерних концертов и мероприятий, а орган получил электронную консоль управления. Реставрация Нотр-Дама сопровождалась многочисленными жалобами на нехватку денег и недостаточное финансирование, из-за чего к юбилею удалось реализовать далеко не все.
Например, 12 тысяч труб органа были очищены уже после празднований, в 2014 году. Реставрации требовала и свинцовая крыша, и многочисленные статуи на боковых фасадах, и шпиль. Церковь объявила, что необходимо собрать еще 100 миллионов евро за 20 лет, в течение которых, как предполагалось, продлятся реставрационные работы. Собор не хотели закрывать для верующих и туристов, поэтому работы должны были выполняться постепенно. Да и жертвователи не торопились заполнить реставрационный фонд. Для этого должно было случиться что-то экстраординарное. И оно случилось: собор сгорел.
Искомые 100 миллионов евро были собраны в одно мгновение — их пожертвует предприниматель Франсуа-Анри Пино, президент и владелец Artemis Group, в состав которой входят бренды Gucci, Balenciaga, Alexander McQueen и другие. Вот только сейчас собору нужно куда больше денег. Несмотря на то что в пожаре 15 апреля удалось спасти основные каменные конструкции и большую часть интерьера, свинцовая крыша, деньги на которую завещал еще инициатор строительства собора епископ де Сюлли, перекрытия и шпиль обрушились. Объем безвозвратно утраченного еще предстоит установить. Для Нотр-Дам де Пари настали худшие со времен Великой Французской революции времена.