собор параскевы пятницы в великом новгороде
Российские древности: церковь Пятницы на Торгу в Новгороде
Храм Пятницы (впереди)
В сегодняшнем выпуске нашей рубрики «Российские древности» мы снова вернемся в Великий Новгород и в домонгольское время. Этот город занимает первое место среди всех русских городов по количеству сохранившихся памятников древнейшего периода, и еще далеко не о всех мы рассказали. Наш сегодняшний рассказ пойдет о церкви-сейфе заморских купцов и об одной из самых сложных задач, которые стояли перед реставраторами.
Кто был в Новгороде, тот знает, что там изначально существовало (и существует) разделение города на принципиально разные части: Софийскую, с храмом Святой Софии и Детинцем, и Торговую. Сейчас от кремля к Торгу перекинут пешеходный мостик, и всего за несколько минут можно пройти от Софии до места, которое носит два названия: Ярославово дворище (по месту некогда существовавшей здесь княжеской резиденции) и Торг. Здесь было основное место торговли, здесь была вечевая площадь (впрочем, как показали историки, вече в Новгороде было далеко не для всех), здесь же был центр деловой и светской жизни Великого Новгорода.
Разумеется, здесь стоят и храмы. И при этом, если в Детинце сейчас сохранилось всего три церкви, причем древняя только София, то на Торгу по-прежнему высится семь храмов. Про один из них — Николо-Дворищенский собор 1113 года — мы уже писали в нашей рубрике. Еще одно домонгольское здание — церковь Параскевы Пятницы очень необычной для вольного города архитектуры.
Пятница — святой день на Руси
Интереснее всего то, что в Новгороде, особенно на Торгу, храмы несли, так сказать, двойное назначение. Первое, разумеется, ритуальное (а заодно и что-то вроде дома культуры или клуба — место встречи членов той или иной территориально-социальной группы). Второе же — складское и, можно сказать, сейфовое. Именно в подклетах (подвальных этажах) каменных церквей купцы «арендовали» места для хранения самых ценных товаров и денег. Потому что при пожаре в деревянном городе единственное, что оставалось целым, — это каменные храмы.
Несколько слов о самой Параскеве Пятнице. В мифологии славян это реально обожествленный день недели. Культ этой «святой» весьма тесно сплелся с культом Макоши — единственного женского божества пантеона Владимира Красно Солнышко. Церковь боролась-боролась с подобным обожествлением, да и плюнула на это совершенно безнадежное дело (хотя еще Стоглавый собор осуждал всяческие суеверия, связанные с ней). Наш храм — не самый древний дошедший до нас, черниговская Пятница будет немного подревнее.
Вологодская икона Параскевы. XV век
Храм Параскевы Пятницы, как и многие другие, строился купцами. Впервые Пятницкую церковь построили еще в 1152 году «заморские купцы» (те самые «заморские гости», которые упомянуты в соответствующей арии). Кстати, это не иностранные купцы, а купцы, торгующие с заграницей. Внешторг новгородский. В 1152 году храм построили деревянный. Он, разумеется, сгорел — через четыре десятилетия. Выстроили новый — снова сгорел. И вот в 1207 году «заморские гости» снова построили храм — на сей раз в камне. Крестообразность плана, мощные пучковые пилястры и плинфа в качестве строительного материала говорят о том, что строили его приглашенные мастера, причем, скорее всего, смоленские (посмотрите на Свирскую церковь!).
План сохранившихся частей храма
Именно в этом городе впервые возникли подобные, изумительно красивые постройки. Потом такие храмы строили в Чернигове, в Овруче (это только сохранившиеся), но в Новгороде подобный тип построек не прижился.
Задача для реставраторов
Века идут, и здание время от времени требует ремонта. Несколько раз (в XIV и в XVII веках) храм сильно перестраивали. Как и все новгородские храмы, Параскева пострадала в Великую Отечественную войну, и требовалась реставрация. Восстановление Параскевы стало, пожалуй, одной из самых сложных задач для реставраторов за всю историю. Дело в том, что выдающийся реставратор и архитектор Григорий Штендер, обследовавший храм, нашел на памятнике следы как минимум 15 перестроек! И как быть с ними? Восстановить храм на момент 1207 года и уничтожить следы архитектуры другого времени, не менее важные для истории архитектуры?
Церковь Параскевы Пятницы на Торгу: архитектурная энциклопедия
Совершив несколько путешествий по окрестностям, мы снова возвращаемся в центр Новгорода, чтобы поговорить об одном из самых интересных, ключевых, но в то же время и сложных храмов. Памятник находится на Ярославовом дворище. Его, безусловно, знают все новгородцы. Но эта церковь содержит столько исторической информации, что комментарии просто необходимы.
С первого взгляда храм производит противоречивое впечатление. С одной стороны, сразу ощущаешь его необычность, древность, скрытый потенциал, с другой – режет глаз несоответствие могучего основного объема и небольшого барабана явно другой эпохи. Это следствие чрезвычайно сложной строительной истории памятника и его драматичной судьбы.
Только в середине ХХ в. в процессе долгих исследований и реставрационных работ удалось разгадать памятник. Автор исследований архитектор Григорий Штендер разобрался с датировками, и его выводы стали общепринятыми: в 1156 г. «заморскими купцами» (купцами, торговавшими с зарубежьем) на Торгу поставлена деревянная церковь Параскевы; в 1191 г. срубили новый деревянный храм вместо прежнего, видимо, сгоревшего; в 1207 г. по заказу «заморских купцов» завершено строительство каменной церкви; в 1345 г. храм восстановлен после пожара.
Сейчас памятник отражает первоначальную архитектуру лишь частично, многое перестроено. Г.М. Штендер выполнил его графическую реконструкцию, которая стала хрестоматийной и опубликована во многих изданиях. В Новгородском музее-заповеднике экспонируется также прекрасный макет храма. Именно по этим материалам проще представить особенности здания.
Архитектурные особенности
Церковь очень необычна, она принципиально отличается от новгородского канона этого периода («тип Нередицы»), в ней почти все новое. Она относится к типу «башнеобразных» храмов, который был разработан в Полоцке и Смоленске не без влияния западного зодчества и в то время был весьма популярен на Руси. Особенности этого типа построек заключались в следующем: динамичная, устремленная ввысь композиция, которой подчинена вся архитектура храма (пониженные притворы с трех сторон, впервые появившееся здесь трехлопастное завершение фасадов, размещение окон и пр.); стремление к центричности и симметрии; развитый декор; «зальный» интерьер. Здесь наблюдается решительный отход от византийских образцов. Г.М. Штендер пришел к выводу (с которым согласны все исследователи), что образец Пятницкого храма следует искать в Смоленске, в частности, в неплохо сохранившейся церкви Михаила Архангела конца XII в. Ученый считает, что начинали строительство в Новгороде приглашенные смоленские мастера, а продолжила местная артель. От других башнеобразных храмов наш отличается более развитой алтарной частью, рядами профилированных ниш, имитирующих окна (заимствованных наверняка у стоящего рядом Никольского собора), круглыми столбами, внутристенными переходами.
Итак, первоначально церковь Параскевы представляла собой сложную, очень эффектную и выразительную постройку. Она была значительно выше, чем ныне, завершалась динамичным криволинейным покрытием и венчалась стройным барабаном с посводной (полусферической) главой. В композиционном и плановом решениях здания четко выражалась крестообразность. Пожалуй, самая яркая деталь памятника – многопрофильные вертикальные уступы на углах и стенах («пучковые пилястры»).
Впервые здесь появились перспективные порталы (со множеством уступов), большие профилированные ниши для живописи над порталами, пояски из полуциркульных нишек, тройные окна на притворах, оконные наличники. Внутри необычно вы-сокие круглые столбы-колонны, отсутствие хор, внутристенные переходы между притворами, многочисленные каморки и ниши в стенах, которые Штендер называл «купеческими сейфами». В первый раз применены внутренние апсиды: на фасадах боковые алтарные выступы отсутствуют, но в интерьере в стене устроены полукруглые ниши, и создается иллюзия обычных апсид. Роль хор в данном случае выполняют вторые этажи трех притворов, раскрытые в основной объем широкими арками.
Загадка мастеров
Новый храм смоленской традиции был необычайно хорош, он буквально потряс местный архитектурный канон. После 1207 г. новгородцы уже не строили по старым образцам, но и слепо копировать шедевр не стали. Начался период поисков и экспериментов в зодчестве, растянувшийся на долгих полтора века (уникальный случай в русском искусстве). Реакция новгородских мастеров представляется исключительно творческой и плодотворной.
Первый из дошедших до нас памятников после Пятницкого храма – церковь Рождества Богородицы в Перыни (1210-1230 гг.), о котором речь пойдет в следующем очерке. Это одно из гениальных произведений новгородской архитектуры. Памятник очень мал по размерам и предельно прост: мастера отказались от всех сложностей, но взяли главное – динамичную пирамидальную композицию, «идею взлета». После Перыни следует долгий перерыв в строительстве, связанный с татаро-монгольским нашествием. Первая послемонгольская постройка – церковь Николы на Липне 1292 г. Образец для нее – храм в Перыни, а следовательно, и Параскева. В дальнейшем строили различные церкви, и похожие, и не похожие на Пятницкую. Но когда в 1361 г. возвели храм Федора Стратилата на Ручью, первый «классический» новгородский храм, ставший на сто лет новым образцом, опять были активно использованы «смоленские» мотивы: в первую очередь – узнаваемый образ постройки и ее конструктивная система, а также отдельные элементы (трехлопастное завершение, развитый декор, колонки на апсиде, перспективные порталы). Таким образом, церковь Параскевы Пятницы это ключ к новгородской архитектуре XIII-XV вв.
Судьба памятника
Судьба памятника была драматичной, он часто горел при пожарах, трижды обрушался и вновь восстанавливался. Причина катастроф объясняется ненадежным грунтом («плывун», мелкий влажный песок) и ослаблением стен из-за устройства внутренних переходов, лестниц, «сейфов», ниш (слишком сложная конструкция).
Первое несчастье случилось в 1340 г. После сильного пожара рухнула юго-западная часть храма. Ее восстановили, стараясь повторить особенности архитектуры, но сделали это неточно и упрощенно. Возможно, уже тогда первоначальное покрытие было заменено восьмискатным, которое существует и ныне. Крупная перестройка произошла в 1524 г. на средства Дмитрия Сыркова и богатых купцов Великого ряда Торга. В середине XVII в. зафиксированы два обрушения: сначала разрушился юго-восточный угол церкви, а затем, уже после ремонта, рухнули глава и своды. Храм вновь был восстановлен с еще большим упрощением форм.
В начале XIX в. судьба церкви Параскевы висела на волоске. Обветшавший храм вместе с соседним Прокопиевским было решено разобрать и использовать материал на ремонт Никольского собора. Все было согласовано – и митрополитом, и Синодом, и императором… Архивные документы не дают ответа, кто и как спас два этих храма. Скорее всего, кто-то из прихожан организовал сбор средств на проведение ремонта, и памятники были сохранены.
После Октябрьской революции древние храмы Новгорода не были заброшены, за ними следили, их изучали и поддерживали. В 1920-1930 гг. специалистами из петербургских учреждений был проведен большой цикл работ по исследованию, обмерам, фотофиксации и укреплению здания. В годы Великой Отечественной войны памятник прямых разрушений не получил, но находился в плохом состоянии.
Возрождение
В 1954 г. начались комплексные исследования и реставрация Пятницкой церкви под руководством молодого архитектора Г.М. Штендера. Ввиду многочисленных перестроек и аварийного состояния многих конструкций работы отличались беспрецедентной сложностью и закончились только в 1963 г. Было заложено 12 шурфов для укрепления фундаментов, поставлено 62 зондажа на стенах. Обнаружены следы пятнадцати перестроек, из которых шесть – значительные. Выявлены следы почти всех первоначальных форм. Выяснена история церкви, разрешены длительные споры о датировке храма, его происхождении, значении и особенностях.
Крайне трудно было принять решение о методике реставрации. На какой период восстанавливать памятник? Если на 1207 г., придется уничтожить формы XIV в. и последующие. Если на поздний период – значит отказаться от раскрытия древних элементов. В 1957 г. Штендер подготовил проект реставрации. Он предложил на первом этапе укрепить все конструкции и реставрировать по следам формы XIII в. с выявлением основных перестроек. На втором этапе можно будет воссоздать первоначальные верхние части (завершение, барабан). Проект был утвержден и выполнены строительные работы, которые велись очень долго, тщательно, трудно, особенно операции по укреплению фундамента и кладки, выпрямлению северо-восточного угла храма, отошедшего от основного объема.
В результате памятник предстал в довольно необычном облике. В формах 1207 г. были реставрированы весь северный фасад, большая часть западного и нижние части других фасадов. Юго-западный угол восстановлен на середину XIV в. Восточный фасад и барабан решены в формах XVII в. Наконец, покрытие и глава оставлены прежние, XVIII в. Западный притвор, от которого сохранилась нижняя часть, был воссоздан в полном объеме, южный притвор, напротив, законсервирован с выявлением на фасаде храма следов его примыкания. Была сделана срезка грунта до уровня XIV в. Для определения датировки отдельных частей реставратором оставлены подсказки: первоначальные формы лишены штукатурки и имеют живописную розовато-бурую фактуру, части XIV и XVII вв. оштукатурены без побелки (отличаются цветом), барабан – оштукатурен и побелен.
В интерьере также можно видеть конструкции и формы разных эпох. Из шести первоначальных опорных столбов сохранился лишь один – северо-западный. Юго-западный пилон датируется XIV в., остальные – XVII столетием. Оставлены арки-перемычки XIV в. между столбами, позднее междуэтажное перекрытие разобрано. Восстановлена внутристенная лестница и уникальная конструкция церкви – внутристенный переход между двумя притворами. Раскрыты многие ниши и «сейфы», древний пол. Однако в целом реставрация в интерьере не закончена, он не приведен в экспозиционный вид. Г.М. Штендер так охарактеризовал сделанное им: «В результате проведенных работ памятник представляет собой раскрытую для чтения своеобразную архитектурную энциклопедию, составленную из разновременных форм, с показом строительной техники и приемов средневекового Новгорода. Поскольку при реставрации не ставилась задача воссоздания целостности памятника как произведения искусства, художественные достоинства проявляются во фрагментах, но не в целом».
Таким образом, церковь Параскевы – во многом «закодированная», «зашифрованная» постройка. «Читать» ее непросто, но очень увлекательно, и затраченные усилия окупаются сторицей.
Храм целый век ставил в тупик всех, кто писал о нем. В старой литературе можно встретить самые разные датировки церкви Параскевы: 1156 г., 1191 г., 1207 г., 1345 г. Все они опираются на информацию летописей.
Реставрация Штендера явилась новым словом в методике и произвела фурор. Вопрос о проведении второго этапа (воссоздании верхних частей) никогда больше не ставился, реставрация была признана законченной. Она включена как пример во все учебники и методические пособия. Проект реставрации получил первую премию на Всесоюзном смотре творчества молодых архитекторов.
Владимир ЯДРЫШНИКОВ,
ст. научный сотрудник Новгородского музея-заповедника,
историк архитектуры
Церковь Параскевы-Пятницы на Торгу
Древний храм Параскевы-Пятницы на Торгу относится к архитектурной композиции Ярославова Дворища в Великом Новгороде. В нём располагается музейная выставка про новгородскую древнюю архитектуру. Уникальный памятник объявлен значимым объектом Мирового наследия ЮНЕСКО, является наследием культуры нашей Родины.
История храма начинается в середине 12-го столетия. Богатые заморские купцы (за море ходили — не буквально, а за пределы Руси) основали в 1156 году деревянную церковь в честь заступницы всего купеческого люда новгородского Параскевы, или по-русски Пятницы. Благоприятствовала святая торговле и водной стихии.
В те времена Торг в городе работал раз в неделю по пятницам, и торговцы к этому дню съезжались. Так и назвали Церковь Параскевы-Пятницы на Торгу.
По древним документам известно, что через 35 лет вместо старой церквушки Константин с братом срубили новую божью обитель. Название её осталось таким же. А через 16 лет заморские купцы основали здесь каменную церковь.
Она представляла собой один из вариантов типичной тогда крестово-купольной постройки с одной главкой и шлемовидным куполом, четырёхстолпную, с нефами и выступами, с тремя пониженными притворами.
За время существования несколько раз переделывалась. В 1345 году постройка сильно пострадала от огня и порушилась, сообщают летописи. Пришлось её восстанавливать. В исторических документах можно найти 15 сообщений о пожарах, случившихся в здании, а также об обновлении постройки в разные времена. В 16-ом столетии московские купцы проявили инициативу по перестройке здания. Но всё это не затмило первоначальный образ архитектурного памятника.
При реставрационных работах удалось выявить многие древние формы, но не все, считают специалисты. Восстановительные работы продолжались очень долго. Начались в 1954 году. В наши дни они в основном закончены. От наслоенной штукатурки очистили древнюю кладку, датируемую от 13-го до 16-го столетий. Главку 18-го столетия сохранили как есть.
Сегодня церковь мы видим как небольшую постройку, по схематическому плану в форме креста с шестью столбами. Интересно то, что некоторые из них круглые. Это для того периода новгородского зодчества нехарактерно. Снаружи имеется один полукруглый выступ. Две других выступа расположены внутри. К главному зданию пристроены нартексы или пониженные притворы. Из первоначальных притворов сохранился только с северной стороны. Два разрушенных временем восстановлены реставраторами по отдельным оставшимся фрагментам. Сохранилась внутристенная лесенка.
Среди храмов Новгорода нет прямых аналогий церкви, построенной купцами. Исследователи заметили, что некоторые черты её напоминают архитектурные особенности древнего Смоленска. Это видно по форме апсид и лопаткам притвора. Более тщательное изучение этого вопроса привело к выводу, что церковь Параскевы-Пятницы очень похожа на храм Михаила Архангела на Смядыне, датируемый 12-ым столетием. Они подобны не только некоторыми элементами, но и цельным образом. Факт, что верхняя часть церкви Параскевы-Пятницы не соответствует смоленскому собрату, объяснятся её разновременной перестройкой из-за разрушений и потерей первоначального вида. Сходство двух храмов говорит о том, что Древний Новгород имел большие торговые и культурные связи с центрами Древней Руси.
Церковь Параскевы Пятницы на Торгу
Церковь Параскевы Пятницы на Торгу Lite
Новгородский храм Параскевы Пятницы на Торгу, как и большинство других древних православных церквей Ярославова Дворища, находится в режиме перманентной реставрации. А ведь когда-то мощнейшие стены этого храма не могли вместить благодарных торговцев: уж больно хорошо торговалось здесь по пятницам купцам, которые, собственно и дали ему имя своей покровительницы святой Параскевы. С закатом славы Новгорода церковь, конечно, тоже утратила свою популярность. И сегодня здесь не проводятся богослужения. Зато функционирует музей истории зодчества — филиал Новгородского музея-заповедника.
Немного истории
Первая деревянная церковь святой Параскевы была возведена местными купцами в 1156 г. К несчастью, частые пожары, настоящий бич средневековых русских городов, раз за разом уничтожали храм: документы сохранили свидетельства о 15 пожарах, которые в той или иной степени наносили ему ущерб. О судьбе храма с 19 до середины 20 столетия не сохранилось никаких сведений, так что пока непонятно, действовал ли храм до прихода советской власти, и имел ли он собственный приход. Зато точно известно другое: свой современный вид церковь получила в результате начатой в 1954 г. реставрации, растянувшейся более чем на полвека.
Что посмотреть
Архитектурное решение церкви Параскевы значительно отличается от типичных новгородских построек той эпохи, так как многие ее элементы используются впервые в этом регионе. Так, здание имеет форму креста, благодаря 3 притворам с 6 столбами, 4 из них круглые, что абсолютно нетипично для новгородского строительства. Церковь не квадратная, а немного вытянутой формы. Фасады украшены пилястрами, которые в Новгороде стали применять уже после возведения Пятницкого храма. Из приделов до середины 20 века дошел только северный, остальные были сооружены заново реставраторами.
Внутри храм пока напоминает стройплощадку. Зато можно своими глазами увидеть фрагменты оригинальной кладки 12 века и поразиться толщине стен из песчаника, кирпича и известняка, она без малого 1,5 м, и диаметру столбов — 1,25 м.
Практическая информация
Адрес: Великий Новгород, ул. Большая Московская, 5Б. Веб-сайт.
Время работы: четверг-понедельник: 11:00-18:00, обеденный перерыв: 13:00-14:00. Вторник-среда — выходные. Церковь открыта с 1 апреля по 30 сентября.
Вход: 50 RUB, детям до 16 лет — бесплатно. Цены на странице указаны на март 2021 г.
Из всего комплекса церквей древнего Торга, церковь Параскевы-Пятницы оставляет путешественника под большим впечатлением. То ли своим заброшенно-величественным видом, то ли узкой, крутой, каменной лестницей в помещения второго этажа. То ли какой-то своеобразной энергетикой, тянущей туриста вернуться вновь!
На Руси Параскеву-Пятницу почитали как покровительницу женщин, семейного счастья и брака. Судя по всему, древняя церковь Параскевы-Пятницы, возведённая в XIII столетии, в XX притягивает к своим стенам не только историков и православных, но и путешественников.
Говорят, что если обойти церковь вокруг три раза, то семья будет счастливой, если сорок раз, то сбудется желание. Можно ещё, для желания посчитать углы. Вот только, как ходить по часовой стрелке или против, никому не известно.
Церковь Параскевы-Пятницы, пожалуй, один из самых интересных архитектурных памятников Великого Новгорода. Первоначально церковь Параскевы-Пятницы на Торгу была возведена из дерева в 56 году XII столетия «заморскими купцами», т. е. корпорацией новгородского торгового люда, вёдших торговлю с иностранцами.
В 91 году XII века некий Константин с братом поставили новую деревянную церковь с тем же именем. Наконец, как сообщают новгородские летописи, в 1207 году «заморские купцы», закончили строительство новой каменной церкви. Эта церковь впоследствии подвергалась неоднократным перестройкам.
В 1345 году в летописи говорится о строительстве новой церкви, вместо сгоревшей старой. Переделкам церковь подверглась также в XVI столетии по решению гостей из Москвы.
Несмотря на разновременные многочисленные перестройки, церковь Параскевы 1207 года постройки довольно хорошо сохранилась, для того чтобы можно было представить её изначальный облик.
Как и ранние памятники Великого Новгорода, церковь Параскевы является одноглавой постройкой кубического типа, но отлична от них несколькими особенностями, которые придали ей облик необычный для Великого Новгорода.
К трём сторонам к постройке примыкали притворы, которые были немного ниже основного куба здания. До наших дней сохранился лишь северный, от остальных остались лишь небольшие фрагменты.
На углу северо-восточного притвора, так же как и на северном углу основного объёма строения, сохранились мощные уступчатые лопатки, совершенно несвойственные для новгородской архитектуры, однако широко применяемые в зодчестве древнего Смоленска.
Необычна для Великого Новгорода и форма апсид церкви Параскевы-Пятницы, которые снаружи имеют прямоугольную форму, а не полукруглую — черта тоже роднящая церковь Новгорода со смоленскими памятниками.
Более глубокие архитектурно-археологические исследования памятника позволяют утверждать, что не только некоторые его элементы сходны с памятниками смоленской архитектуры XII—XIII столетий, как оказалось, церковь Параскевы-Пятницы, в какой-то степени воспроизводила облик прославленного храма Смоленска конца XII в. — княжеской дворцовой церкви Михаила архангела на Смядыни.
Верх церкви Параскевы-Пятницы подвергался разновременным многократным перестройкам. Однако историки полагают, что первое сооружение по смоленскому образцу также было с трехлопастным завершением фасадов, а кровля повторяла изгибы этого завершения.
Сейчас в церкви размещён музей истории зодчества.
Смотреть церковь на карте под № 8