собор нотр дам в лане

Собор нотр дам в лане

собор нотр дам в лане. Смотреть фото собор нотр дам в лане. Смотреть картинку собор нотр дам в лане. Картинка про собор нотр дам в лане. Фото собор нотр дам в ланеСобор Ланской Богоматери (Cathedrale Notre-Dame de Laon) — знаменитый готический собор в пикардийском городе Лан.

Предшественники

Первый каменный собор в Лане был возведён трудами епископа Герфрида (774—779). Храм посвятили Христу и Богородице, а освятили в 800 году в присутствии Карла Великого.

Через 250 лет храм перестроили в романском стиле при покровительстве местного епископа Элинанда.

В 1071 году в этой церкви был коронован Филипп I Французский. Во время народных волнений 1112 года храм сгорел, два года ушло на восстановительные работы.

Этапы создания

С ростом города романский собор перестал вмещать паству. В средневековом Лане проживало около 15 000 человек. Епископия обогащалась благодаря наплыву паломников и торговле.

Чтобы не отставать от соседних городов Пикардии, которые соперничали друг с другом по величине и вместительности храмов, епископ Готье де Мортань в 1155 году принял решение заложить новый величественный собор.

Вначале всегда строили алтарную часть и хор, которые были необходимы для скорейшего начала богослужений в новом храме. Эти части были округлены, как того требовали традиция и тогдашние образцы городских соборов Франции. После этого был возведён трансепт.

Последними выстроили три нефа — высокий центральный и меньшие боковые. Особенность собора — светлый цвет известняка и наличие галерей над боковыми нефами. Протяжённые галереи второго этажа — как дополнительная церковь в храме. В архитектуре проскальзывает влияние английской традиции.

Малые хоры, предназначенные для паствы и паломников, разобрали до основания, а на их месте построили новые — прямоугольные, характерные для соборов именно Англии. В 1205-15 гг. собор был расширен на восток.

Для этого разобрали закруглённые хоры алтаря, не затрагивая уже созданных частей. Благодаря этому расширению трансепт оказался почти в центре сооружения.

Средокрестие имеет отдельный свод, крытый извне четырёхскатной крышей-шатром (вероятно, наименее гармоничный элемент храмовой архитектуры). Позднее между контрфорсами собора разместили венец из 27 часовен.

Готическая архитектура

Возведение великих готических соборов в Пикардии было обусловлено следующими обстоятельствами:

Удачные обстоятельства и энтузиазм жителей были такими значительными, что собор Нотр Дам не стал готическим долгостроем, как это произошло с большинством соборов Франции, Германии, Испании. Собор построили где-то за восемьдесят лет.

Карьер был расположен недалеко собора, поэтому на перевозку строительного материала не приходилось тратить много времени.

В плане Ланский кафедральный собор — базилика с одним трансептом, башнями и вполне совершенным западным фасадом. По первоначальному плану количество башен было больше, планировали создать семь, выстроили — четыре.

На боковых фасадах трансепта ни одна не поднялась выше крыш. Концы трансепта увеличены в сторону алтаря за счёт пристройки капелл.

Витражей немного, но, несмотря на разрушения франко-прусской войны и перестройку алтаря, сохранены средневековые витражи розы и трёх готических окон. Образцовыми считались и башни собора западного фасада. Об этом свидетельствуют их копии и зарисовки, которые выполнил архитектор Виллар де Оннекур в первой половине XIII века.

Размеры сооружения

В соборе похоронены

собор нотр дам в лане. Смотреть фото собор нотр дам в лане. Смотреть картинку собор нотр дам в лане. Картинка про собор нотр дам в лане. Фото собор нотр дам в лане

Ланский собор, Лан, Пикардия, Франция

собор нотр дам в лане. Смотреть фото собор нотр дам в лане. Смотреть картинку собор нотр дам в лане. Картинка про собор нотр дам в лане. Фото собор нотр дам в лане

Ланский собор, Лан, Пикардия, Франция

собор нотр дам в лане. Смотреть фото собор нотр дам в лане. Смотреть картинку собор нотр дам в лане. Картинка про собор нотр дам в лане. Фото собор нотр дам в лане

Ланский собор, Лан, Пикардия, Франция

собор нотр дам в лане. Смотреть фото собор нотр дам в лане. Смотреть картинку собор нотр дам в лане. Картинка про собор нотр дам в лане. Фото собор нотр дам в лане

Ланский собор, Лан, Пикардия, Франция

собор нотр дам в лане. Смотреть фото собор нотр дам в лане. Смотреть картинку собор нотр дам в лане. Картинка про собор нотр дам в лане. Фото собор нотр дам в лане

Ланский собор, Лан, Пикардия, Франция

собор нотр дам в лане. Смотреть фото собор нотр дам в лане. Смотреть картинку собор нотр дам в лане. Картинка про собор нотр дам в лане. Фото собор нотр дам в лане

Ланский собор, Лан, Пикардия, Франция

собор нотр дам в лане. Смотреть фото собор нотр дам в лане. Смотреть картинку собор нотр дам в лане. Картинка про собор нотр дам в лане. Фото собор нотр дам в лане

Ланский собор, Лан, Пикардия, Франция

собор нотр дам в лане. Смотреть фото собор нотр дам в лане. Смотреть картинку собор нотр дам в лане. Картинка про собор нотр дам в лане. Фото собор нотр дам в лане

Ланский собор, Лан, Пикардия, Франция

собор нотр дам в лане. Смотреть фото собор нотр дам в лане. Смотреть картинку собор нотр дам в лане. Картинка про собор нотр дам в лане. Фото собор нотр дам в лане

Ланский собор, Лан, Пикардия, Франция

собор нотр дам в лане. Смотреть фото собор нотр дам в лане. Смотреть картинку собор нотр дам в лане. Картинка про собор нотр дам в лане. Фото собор нотр дам в лане

Ланский собор, Лан, Пикардия, Франция

собор нотр дам в лане. Смотреть фото собор нотр дам в лане. Смотреть картинку собор нотр дам в лане. Картинка про собор нотр дам в лане. Фото собор нотр дам в лане

Ланский собор, Лан, Пикардия, Франция

собор нотр дам в лане. Смотреть фото собор нотр дам в лане. Смотреть картинку собор нотр дам в лане. Картинка про собор нотр дам в лане. Фото собор нотр дам в лане

Ланский собор, Лан, Пикардия, Франция

собор нотр дам в лане. Смотреть фото собор нотр дам в лане. Смотреть картинку собор нотр дам в лане. Картинка про собор нотр дам в лане. Фото собор нотр дам в лане

Ланский собор, Лан, Пикардия, Франция

собор нотр дам в лане. Смотреть фото собор нотр дам в лане. Смотреть картинку собор нотр дам в лане. Картинка про собор нотр дам в лане. Фото собор нотр дам в лане

Ланский собор, Лан, Пикардия, Франция

Источник:

Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike; в отдельных случаях могут действовать дополнительные условия. Подробнее см. Условия использования.
Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак некоммерческой организации

Источник

Нотр-Дам в Лане

Описание

собор нотр дам в лане. Смотреть фото собор нотр дам в лане. Смотреть картинку собор нотр дам в лане. Картинка про собор нотр дам в лане. Фото собор нотр дам в лане

Нотр-Дам (Cathédrale Notre-Dame de Laon) — готический собор в пикардийском городе Лан.

Предшественники

Первый каменный собор в Лане был возведён трудами епископа Герфрида (774—779). Храм посвятили Христу и Богородице, а освятили в 800 году в присутствии Карла Великого.

Через 250 лет храм перестроили в романском стиле при покровительстве местного епископа Элинанда. В 1071 году в этой церкви был коронован Филипп I Французский. Во время народных волнений 1112 года храм сгорел, два года ушло на восстановительные работы.

Этапы создания

С ростом города романский собор перестал вмещать паству. В средневековом Лане проживало около 15000 человек. Епископия обогащалась благодаря наплыву паломников и торговле. Чтобы не отставать от соседних городов Пикардии, которые соперничали друг с другом по величине и вместительности храмов, епископ Готье де Мортань в 1155 году принял решение заложить новый величественный собор.

Вначале всегда строили алтарную часть и хор, которые были необходимы для скорейшего начала богослужений в новом храме. Эти части были округлены, как того требовали традиция и тогдашние образцы городских соборов Франции. После этого был возведён трансепт. Последними выстроили три нефа — высокий центральный и меньшие боковые. Особенность собора — светлый цвет известняка и наличие галерей над боковыми нефами. Протяжённые галереи второго этажа — как дополнительная церковь в храме. В архитектуре проскальзывает влияние английской традиции.

Малые хоры, предназначенные для паствы и паломников, разобрали до основания, а на их месте построили новые — прямоугольные, характерные для соборов именно Англии. В 1205—15 гг. собор был расширен на восток. Для этого разобрали закруглённые хоры алтаря, не затрагивая уже созданных частей. Благодаря этому расширению трансепт оказался почти в центре сооружения. Строительство собора продолжалось до 1235 года.

Средокрестие имеет отдельный свод, крытый извне четырёхскатной крышей-шатром (вероятно, наименее гармоничный элемент храмовой архитектуры). Позднее между контрфорсами собора разместили венец из 27 часовен.

Готическая архитектура

Возведение великих готических соборов в Пикардии было обусловлено следующими обстоятельствами:

Удачные обстоятельства и энтузиазм жителей были такими значительными, что собор Нотр Дам не стал готическим долгостроем, как это произошло с большинством соборов Франции, Германии, Испании. Собор построили где-то за восемьдесят лет. Карьер был расположен недалеко собора, поэтому на перевозку строительного материала не приходилось тратить много времени.

В плане Ланский кафедральный собор — базилика с одним трансептом, башнями и вполне совершенным западным фасадом. По первоначальному плану количество башен было больше, планировали создать семь, выстроили — четыре. На боковых фасадах трансепта ни одна не поднялась выше крыш. Концы трансепта увеличены в сторону алтаря за счёт пристройки капелл.

Витражей немного, но, несмотря на разрушения франко-прусской войны и перестройку алтаря, сохранены средневековые витражи розы и трёх готических окон. Образцовыми считались и башни собора западного фасада. Об этом свидетельствуют их копии и зарисовки, которые выполнил архитектор Виллар де Оннекур в первой половине XIII века.

Источник

Форма готического собора. Архитектура и дизайн интерьера

Собор в Сансе.

собор нотр дам в лане. Смотреть фото собор нотр дам в лане. Смотреть картинку собор нотр дам в лане. Картинка про собор нотр дам в лане. Фото собор нотр дам в лане

Собор Сент-Этьен в Сансе. Начало строительства 1140 г. Центральный неф и хор

В XII веке собор в Сансе (к юго-востоку от Парижа) был резиденци­ей архиепископа, который носил титул «примас Галлии» и которо­му подчинялся даже епископ Парижа. Построенный приблизитель­но в то же время, что и церковь в Сен-Дени, собор, тем не менее, отличается от него более простыми формами: изначально, он даже не имел трансепта, а в центре деамбулатория размеща­лась всего одна прямоугольная капелла. Трехъярусный в вертикальном разрезе интерьер напоминает интерьер собора в Ле-Мане, однако его стены значительно тонь­ше. Это особенно заметно при взгляде на капители двойных колонн, разде­ляющих пролеты под шестилопастными сводами.

Каж­дая пара главных колонн перекрыта общей широкой абакой (плитой, составляющей верхнюю часть капители колонны, полуколонны, пилястры), сильно выступающей к средней линии нефа и словно висящей в возду­хе без всякой опоры. Это создает ощущение, будто стены центрально­го нефа покоятся не на колоннах, а на пустом пространстве между ними. Над двойными главными колоннами прямо к сводам под­нимаются группы более тонких колон, не соприкасаю­щихся со стенами. Массивные главные колонны полностью принимают на себя вес сводов. Первоначально, ребра этих сводов опускались значительно ниже, так как расположен­ные под ними окна были меньше, чем теперь. В целом, собору в Сансе недостает изящества, присущего значительно более миниатюрной церкви Сен-Дени.

Собор в Нуайоне.

собор нотр дам в лане. Смотреть фото собор нотр дам в лане. Смотреть картинку собор нотр дам в лане. Картинка про собор нотр дам в лане. Фото собор нотр дам в лане

Собор Нотр-Дам в Нуайоне. Хор

Хор старого собора в Нуайоне был перестроен после пожара 1131 года, причинившего зданию серьезный ущерб. Вероятно, внешние стены капелл нуайонского собора были сооружены еще до появления нового хора в церкви Сен-Дени, т.е до того, как архитектурные изменения в повлекли за собой появление множества новых форм. Предполагается, что реконструкция внутренней час­ти хора была проведена в связи с состоявшимся в 1157 году переносом святых реликвий, так как хор собора обладает некоторыми чертами сходства с хором парижской церкви Сен-Жермен-де-Пре, освященным в 1163 году.

собор нотр дам в лане. Смотреть фото собор нотр дам в лане. Смотреть картинку собор нотр дам в лане. Картинка про собор нотр дам в лане. Фото собор нотр дам в лане

Собор Нотр-Дам в Нуайоне. Хор. Начало строительства — середина XII века

Дизайн интерьера собора разделен на четыре яруса. Такая конструкция встречается и в более ранних хра­мах, прежде всего – в соборе города Турне, издавна поддерживавше­го тесные связи с Нуайоном. Апсида окружена цепью тонких моно­литных колонн — как в Санлисе и в Сен-Дени. Арки аркады имеют гладкий вид; кажется, будто они вырезаны прямо в стене. Арки га­лереи, напротив, богато профилированы. В декоре здания в целом и конструкции опор в частности, важную роль играют валики пилястр. Нижний валик делит приблизительно пополам секцию пилястры между капителью глав­ной колонны, на которую она опирается, и пояском стены, отде­ляющим первый ярус от второго. Следующий валик находится на одной высоте с пояском. Остальные валики располагаются вдоль ствола пилястра вне зависимости от других архитектурных элементов, благодаря чему создается впечатление, будто пилястры не сопри­касается со стеной.

Эта тенденция к отделению вертикальных опор от стены, только на­меченная в хоре, значительно больше развита в трансептах. Здесь, поверхность стены членится на несколько слоев. К ней примыкают простые пилястры с четкой ритмической организацией ка­пителей и валиков. В направлении снизу вверх этот ритм помогает со­здать впечатление, что пилястр все дальше отходит от стены. Кроме то­го, капители, поддерживающие свод, расположены так низко, что ка­жется, будто стрельчатые окна верхнего яруса прорезаны прямо в сво­дах. Изящество и тонкость, отличающие стены тран­септа, присущи и стенам центрального нефа. Но самые эффектные декоративные приемы использованы в более важных, с литурги­ческой точки зрения, восточных частях собора. Однако, несмотря на гармоничное распределение отдельных архитектурных элементов, со­бор в Нуайоне не производит впечатления единого, завершенного цело­го, так как в его дизайне интерьера видны следы различных измене­ний, вносившихся в сооружение с течением времени.

Собор в Лане.

Ощущение единства и цельности появляется лишь в со­боре города Лан, создатель которого позаимствовал множество архи­тектурных форм из Нуайонского собора. Его строительство началось в 1160 году, и основные части здания были завершены вскоре после 1200 года. Собор в Лане (один из крупных центров па­ломничества в Средние Века и туризма в настоящее время) первоначально представлял собой базилику с галере­ей, деамбулаторием и длинным трансептом. Западный фасад и фаса­ды трансептов предполагалось украсить двойными башнями. Однако, исполнить это намерение удалось лишь в отношении главного, западного фасада; также, была возведена башня над средокрестием. Благодаря этому, четкий силуэт здания стал хорошо виден издалека. Последнему обстоятельству способствовало и то, что собор Нотр-Дам в Лане возвышается на холме над широкой равниной.

собор нотр дам в лане. Смотреть фото собор нотр дам в лане. Смотреть картинку собор нотр дам в лане. Картинка про собор нотр дам в лане. Фото собор нотр дам в лане

Собор Нотр-Дам в Лане. Центральный неф и хор, начало строительных работ — ок.1160 г., работы по реконструк­ции хора завершены ок.1220 г.

Внутри собора, вдоль четырехъярусных стен центрального нефа были установлены группы пилястр, с чередованием количества опор от трех до пяти. Каждая группа упирается в ребро шестилопастного свода. В отличие от опор централь­ного нефа в Нуайоне, эти пилястры пересекаются с поясками, разде­ляющими ярусы, через равные интервалы, выделяя тем самым единообразные секции. Две нижние – заключены между капителью главной колонны и пояском, отделяющим аркаду от галереи. Следующие три – между основаниями галереи и трифорием. Верхняя секция пилястра точно вписывается в границы трифория.

Пилястры на двух парах опорных столбов к запа­ду от средокрестия опускаются до самого пола, благодаря чему эта часть строения полностью подчинена ритму пилястровых «модулей». Изобилию монолитных пилястр соответствует многообразие ма­леньких колон в галерее, трифории и обрамлении верхних окон цен­трального нефа. Кроме того, пилястры удачно гармонируют с нервюра­ми сводов. В результате, дизайн интерьера собора выглядит богато и без излишеств, обеспечивая четкую ритмичную организацию архитектур­ного пространства и идеально вписываясь в общую структуру здания.

В отличие от церквей Сен-Дени в Париже и Сен-Реми в Реймсе, величественный облик собора в Лане формируется не за счет контрастного противопоставления различных частей здания, а бла­годаря цельности восприятия конструкции и декора. Его создатели сохранили этот принцип и после 1200 года, когда старый хор (построенный за 40 лет до этого) был заменен на новый, более длинный и просторный. В таком виде он сохранился и по сей день. Стиль нового хора в точности со­ответствует стилю более ранних частей здания. Иными словами, строители собора вернулись к архитектурному стилю сорокалетней давности, невзирая на то, что за это время развитие архитектуры ус­пело сильно измениться. О причинах, по которым было решено снести старый хор и построить новый, можно только до­гадываться.

Возможно, члены капитула богатого и влиятельного собора сочли старый хор слишком тесным и невзрачным? Или их беспокоило, что паломники, поднявшись на галерею, могли обойти кругом все здание, нарушая святыню алтарной части? Последняя гипоте­за подтверждается тем, что новый хор заблокировал участок гале­реи, проходивший вдоль восточной стены. Не исключено также, что реконструкция была предпринята по эстетическим соображениям: ведь в результате, хор почти сравнялся с центральным нефом по длине, и обе части здания стали располагаться симметрично относительно средокрес­тия. К тому же, над тремя стрельчатыми окнами нового хора появи­лось большое окно-роза – точная копия находящегося напро­тив окна-розы на западном фасаде. Т.к на обоих фасадах трансепта окна-розы располагались еще до начала реконструкции, оказалось, что на все четыре стороны от средокрестия пришлось по большому окну-розе. Иными слова­ми, проведенные с хором изменения способствовали созданию значительно более цельного и единообразного интерьера здания.

собор нотр дам в лане. Смотреть фото собор нотр дам в лане. Смотреть картинку собор нотр дам в лане. Картинка про собор нотр дам в лане. Фото собор нотр дам в лане

Собор Нотр-Дам в Лане. Западный фасад, начало строитель­ных работ — ранее 1200 г.

Западный фасад собора в Лане (возведенный в последние годы XII века) – значительное достижение готи­ческой архитектуры. Здесь, старая структура фасада с двумя башнями была последовательно подкреплена в интерьере, благодаря чему фасад впервые органично вписался в общую ком­позицию здания. При этом, пластика фасада демонстрирует тонкое чувство ритма и умелую организацию фор­мы. Порталы, подобно триумфальным аркам, динамично выдаются вперед, а размещенные над ними проемы, обрамляющие большое окно-ро­зу, напротив, уходят далеко вглубь стены. Надстроенные над ними башни слу­жат логическим продолжением нижних частей фасада.

Архитектор, проектиро­вавший западный фасад собора, добился этого эффекта тем, что искусно замаскировал передние контрфорсы. Со­бор производит совершенно иное впечатление, нежели собор в Санлисе, где контрфорсы, поднимающиеся от основания здания к башням, доминируют в облике фасада. Современники так вы­соко ценили западный фасад собора в Лане, что возникло множе­ство его имитаций. Уже в начале 20-х годов XIII века средневеко­вый художник и зодчий Виллар д’Оннекур включил его изображе­ние в свой знаменитый альбом, заявив, что не видел башен пре­краснее.

Собор в Суасоне.

К числу зданий с четырехъярусным вертикаль­ным разрезом (наряду с церковью Сен-Реми в Реймсе и соборами в Нуайоне и Лане) относится и собор в Суасоне, четырехъярусный южный трансепт которого был возведен вскоре после того, как в 1177 году капитулу собора был дарован участок земли под строительство. Изысканность архитектурных решений здесь достигла вершины своего мастерства. Вместо обычной аркады первого яруса, содержащей по одной арке на пролет, и галереи второго яруса, с разделением каждого пролета на две, в каждом ин­тервале между двумя опорными столбами на первом и втором ярусах помещено по три изящных арки. В результате, плоскости стен между арками визуально малозаметны, создавая впечатление, будто все здание состоит лишь из пилястр и арочных проемов. Впечатление усиливается еще и тем, что в каждом пролете трифория количество арок воз­росло до шести, а в каждом пролете центрального нефа содержится по три окна, как в церкви Сен-Реми. Здесь обошлись без деления пилястр валиками на секции (как в ланском собо­ре), в виду того, что главная художественная идея сооружения – не ритмически организованная система декора, а выразительность пере­текающих друг в друга пространств. Помимо этого, максимальное количество окон во внешних стенах визуально расширяет интерьер в окружающее пространство.

Источник

Собор в Лане

собор нотр дам в лане. Смотреть фото собор нотр дам в лане. Смотреть картинку собор нотр дам в лане. Картинка про собор нотр дам в лане. Фото собор нотр дам в лане

Строительство собора в Лане заняло как раз всю вторую половину XII века. Он был начат в середине 50-х годов и в основном завершен, вместе с тремя фасадами, западным и крыльев трансепта, к 1200 году. Только башни фасадов достраивались в первые десятилетия XIII века, да между 1205 и 1215 годами был перестроен хор.

Собор в Лане отличается от большинства французских соборов, романских, современных ему и более поздних, тем, что он стоит не внутри города, в окружении домов, а отдельно, на холме, подобно замку или монастырю. Архитектор, спроектировавший собор в середине XII века, не был свободен в выборе места. Новое здание должно было заменить собой ранее существовавшее, разрушенное во время городского восстания 1111 года. В отдаленности собора от города сказалось, как принято считать, влияние монастырской архитектуры Нормандии, где ярким примером подобного расположения может служить построенное еще в XI веке на гранитной скале аббатство Мон-Сен-Мишель. Местоположению нового здания, воздвигнутого на том же месте, что разрушенное, соответствовала непреодоленная и во второй половине XII века отчужденность соборного клира, продолжавшего сохранять свою англонормандскую ориентацию, по отношению к городскому населению.

Расположенного высоко над городом, определили его внешний облик, рассчитанный на далевое восприятие, на то, чтобы можно было охватить его одним взглядом. Собор с самого начала был задуман как комплекс четких четырехгранных объемов с множественными высотными акцентами, придающими выразительность его силуэту.

Второе свойство Ланского собора — это возникшее у его архитектора, впервые с момента рождения готической идеи, принципиальное, программное стремление построить здание как целостный организм. Созданная архитектором концепция собора еще на стадии проекта предсоборного корпуса, но и фасадов, и башен. Удачей, обусловленной благоприятными обстоятельствами — политической заинтересованностью короля в строительстве собора, богатством капитула и города, явилось то, что вся эта концепция действительно была проведена в жизнь, причем за пол века, то есть в пределах одного эволюционного этапа.

Своими размерами и пропорциями собор в Лане не отличается от предшествующих и современных ему зданий. Общая длина его, до постройки нового хора, увеличившего протяженность храма на 20 м, была 90 м. Высота главного нефа — 24 м, примерно та же, что в Сансском и Нуайонском соборах. Такое же, как в Нуайонском соборе, и отношение ширины главного нефа к его высоте — 1:2. Ново в Ланском соборе ярко выраженное стремление его архитектора достигнуть полного структурного единства здания. Трехнефный, с эмпорами, продольный корпус собора пересекается сильно выступающим, тоже трехнефным, с эмпорами, трансептом. Структура стен в продольной и поперечной частях здания — одна и та же. Только своды в главном нефе собора шестичастные, в трансепте же — четырехчастные. Как продольный корпус, так и крылья трансепта завершены плоскими фасадами с оконной розой в центре каждого из них и с парой примерно одинаковых четырехугольных башен. К восточным башням пристроены две ориентированные на восток, тоже одинаковые, многогранные двухэтажные капеллы. В единственном числе существует в соборе лишь один его компонент — низкая, широкая, квадратная в плане башня — световой фонарь над средокрес- тием. Симметрия плана соборного здания и однородность его структуры стали совершенно безупречными после того, как в начале XIII века был построен большой, из пяти травей, трехнефный хор, длиной лишь немного уступающий продольному корпусу, благодаря чему трансепт оказался почти в середине здания. По структуре хор идентичен трансепту и продольному корпусу и, как они, завершается плоской стеной с большой оконной розой посредине. Первоначально хор был другим, более обычным для архитектуры XII века, коротким и широким, с полукруглой апсидой, с обходом, с эмпорами над ним, но без венца капелл, и с полукруглой внешней стеной. По своим пропорциям он походил на южное крыло трансепта Суассонского собора.

В нетипичных для французских церковных зданий прямоугольных очертаниях соборного плана, в широком, сильно выступающем трансепте, в больших квадратных башнях легко увидеть связь с английской архитектурой, а в многобашенности — влияние собора в Турнэ и некоторых нормандских храмов. Но структурная однородность собора в Лане была собственным достижением французского архитектора, результатом его самостоятельных и сознательных поисков новой концепции храма. Здесь, на новом витке развития, иными средствами и с большей полнотой он реализовал идею системности здания, родившуюся в соборе Санса. О том, что эта идея была для ланского архитектора главенствующей, убедительно свидетельствует и сама трактовка стен главных нефов продольного корпуса и трансепта собора.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *