собор нотр дам в лане
Собор нотр дам в лане
Собор Ланской Богоматери (Cathedrale Notre-Dame de Laon) — знаменитый готический собор в пикардийском городе Лан.
Предшественники
Первый каменный собор в Лане был возведён трудами епископа Герфрида (774—779). Храм посвятили Христу и Богородице, а освятили в 800 году в присутствии Карла Великого.
Через 250 лет храм перестроили в романском стиле при покровительстве местного епископа Элинанда.
В 1071 году в этой церкви был коронован Филипп I Французский. Во время народных волнений 1112 года храм сгорел, два года ушло на восстановительные работы.
Этапы создания
С ростом города романский собор перестал вмещать паству. В средневековом Лане проживало около 15 000 человек. Епископия обогащалась благодаря наплыву паломников и торговле.
Чтобы не отставать от соседних городов Пикардии, которые соперничали друг с другом по величине и вместительности храмов, епископ Готье де Мортань в 1155 году принял решение заложить новый величественный собор.
Вначале всегда строили алтарную часть и хор, которые были необходимы для скорейшего начала богослужений в новом храме. Эти части были округлены, как того требовали традиция и тогдашние образцы городских соборов Франции. После этого был возведён трансепт.
Последними выстроили три нефа — высокий центральный и меньшие боковые. Особенность собора — светлый цвет известняка и наличие галерей над боковыми нефами. Протяжённые галереи второго этажа — как дополнительная церковь в храме. В архитектуре проскальзывает влияние английской традиции.
Малые хоры, предназначенные для паствы и паломников, разобрали до основания, а на их месте построили новые — прямоугольные, характерные для соборов именно Англии. В 1205-15 гг. собор был расширен на восток.
Для этого разобрали закруглённые хоры алтаря, не затрагивая уже созданных частей. Благодаря этому расширению трансепт оказался почти в центре сооружения.
Средокрестие имеет отдельный свод, крытый извне четырёхскатной крышей-шатром (вероятно, наименее гармоничный элемент храмовой архитектуры). Позднее между контрфорсами собора разместили венец из 27 часовен.
Готическая архитектура
Возведение великих готических соборов в Пикардии было обусловлено следующими обстоятельствами:
Удачные обстоятельства и энтузиазм жителей были такими значительными, что собор Нотр Дам не стал готическим долгостроем, как это произошло с большинством соборов Франции, Германии, Испании. Собор построили где-то за восемьдесят лет.
Карьер был расположен недалеко собора, поэтому на перевозку строительного материала не приходилось тратить много времени.
В плане Ланский кафедральный собор — базилика с одним трансептом, башнями и вполне совершенным западным фасадом. По первоначальному плану количество башен было больше, планировали создать семь, выстроили — четыре.
На боковых фасадах трансепта ни одна не поднялась выше крыш. Концы трансепта увеличены в сторону алтаря за счёт пристройки капелл.
Витражей немного, но, несмотря на разрушения франко-прусской войны и перестройку алтаря, сохранены средневековые витражи розы и трёх готических окон. Образцовыми считались и башни собора западного фасада. Об этом свидетельствуют их копии и зарисовки, которые выполнил архитектор Виллар де Оннекур в первой половине XIII века.
Размеры сооружения
В соборе похоронены
Ланский собор, Лан, Пикардия, Франция
Ланский собор, Лан, Пикардия, Франция
Ланский собор, Лан, Пикардия, Франция
Ланский собор, Лан, Пикардия, Франция
Ланский собор, Лан, Пикардия, Франция
Ланский собор, Лан, Пикардия, Франция
Ланский собор, Лан, Пикардия, Франция
Ланский собор, Лан, Пикардия, Франция
Ланский собор, Лан, Пикардия, Франция
Ланский собор, Лан, Пикардия, Франция
Ланский собор, Лан, Пикардия, Франция
Ланский собор, Лан, Пикардия, Франция
Ланский собор, Лан, Пикардия, Франция
Ланский собор, Лан, Пикардия, Франция
Источник:
Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike; в отдельных случаях могут действовать дополнительные условия. Подробнее см. Условия использования.
Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак некоммерческой организации
Нотр-Дам в Лане
Описание
Нотр-Дам (Cathédrale Notre-Dame de Laon) — готический собор в пикардийском городе Лан.
Предшественники
Первый каменный собор в Лане был возведён трудами епископа Герфрида (774—779). Храм посвятили Христу и Богородице, а освятили в 800 году в присутствии Карла Великого.
Через 250 лет храм перестроили в романском стиле при покровительстве местного епископа Элинанда. В 1071 году в этой церкви был коронован Филипп I Французский. Во время народных волнений 1112 года храм сгорел, два года ушло на восстановительные работы.
Этапы создания
С ростом города романский собор перестал вмещать паству. В средневековом Лане проживало около 15000 человек. Епископия обогащалась благодаря наплыву паломников и торговле. Чтобы не отставать от соседних городов Пикардии, которые соперничали друг с другом по величине и вместительности храмов, епископ Готье де Мортань в 1155 году принял решение заложить новый величественный собор.
Вначале всегда строили алтарную часть и хор, которые были необходимы для скорейшего начала богослужений в новом храме. Эти части были округлены, как того требовали традиция и тогдашние образцы городских соборов Франции. После этого был возведён трансепт. Последними выстроили три нефа — высокий центральный и меньшие боковые. Особенность собора — светлый цвет известняка и наличие галерей над боковыми нефами. Протяжённые галереи второго этажа — как дополнительная церковь в храме. В архитектуре проскальзывает влияние английской традиции.
Малые хоры, предназначенные для паствы и паломников, разобрали до основания, а на их месте построили новые — прямоугольные, характерные для соборов именно Англии. В 1205—15 гг. собор был расширен на восток. Для этого разобрали закруглённые хоры алтаря, не затрагивая уже созданных частей. Благодаря этому расширению трансепт оказался почти в центре сооружения. Строительство собора продолжалось до 1235 года.
Средокрестие имеет отдельный свод, крытый извне четырёхскатной крышей-шатром (вероятно, наименее гармоничный элемент храмовой архитектуры). Позднее между контрфорсами собора разместили венец из 27 часовен.
Готическая архитектура
Возведение великих готических соборов в Пикардии было обусловлено следующими обстоятельствами:
Удачные обстоятельства и энтузиазм жителей были такими значительными, что собор Нотр Дам не стал готическим долгостроем, как это произошло с большинством соборов Франции, Германии, Испании. Собор построили где-то за восемьдесят лет. Карьер был расположен недалеко собора, поэтому на перевозку строительного материала не приходилось тратить много времени.
В плане Ланский кафедральный собор — базилика с одним трансептом, башнями и вполне совершенным западным фасадом. По первоначальному плану количество башен было больше, планировали создать семь, выстроили — четыре. На боковых фасадах трансепта ни одна не поднялась выше крыш. Концы трансепта увеличены в сторону алтаря за счёт пристройки капелл.
Витражей немного, но, несмотря на разрушения франко-прусской войны и перестройку алтаря, сохранены средневековые витражи розы и трёх готических окон. Образцовыми считались и башни собора западного фасада. Об этом свидетельствуют их копии и зарисовки, которые выполнил архитектор Виллар де Оннекур в первой половине XIII века.
Форма готического собора. Архитектура и дизайн интерьера
Собор в Сансе.
Собор Сент-Этьен в Сансе. Начало строительства 1140 г. Центральный неф и хор
В XII веке собор в Сансе (к юго-востоку от Парижа) был резиденцией архиепископа, который носил титул «примас Галлии» и которому подчинялся даже епископ Парижа. Построенный приблизительно в то же время, что и церковь в Сен-Дени, собор, тем не менее, отличается от него более простыми формами: изначально, он даже не имел трансепта, а в центре деамбулатория размещалась всего одна прямоугольная капелла. Трехъярусный в вертикальном разрезе интерьер напоминает интерьер собора в Ле-Мане, однако его стены значительно тоньше. Это особенно заметно при взгляде на капители двойных колонн, разделяющих пролеты под шестилопастными сводами.
Каждая пара главных колонн перекрыта общей широкой абакой (плитой, составляющей верхнюю часть капители колонны, полуколонны, пилястры), сильно выступающей к средней линии нефа и словно висящей в воздухе без всякой опоры. Это создает ощущение, будто стены центрального нефа покоятся не на колоннах, а на пустом пространстве между ними. Над двойными главными колоннами прямо к сводам поднимаются группы более тонких колон, не соприкасающихся со стенами. Массивные главные колонны полностью принимают на себя вес сводов. Первоначально, ребра этих сводов опускались значительно ниже, так как расположенные под ними окна были меньше, чем теперь. В целом, собору в Сансе недостает изящества, присущего значительно более миниатюрной церкви Сен-Дени.
Собор в Нуайоне.
Собор Нотр-Дам в Нуайоне. Хор
Хор старого собора в Нуайоне был перестроен после пожара 1131 года, причинившего зданию серьезный ущерб. Вероятно, внешние стены капелл нуайонского собора были сооружены еще до появления нового хора в церкви Сен-Дени, т.е до того, как архитектурные изменения в повлекли за собой появление множества новых форм. Предполагается, что реконструкция внутренней части хора была проведена в связи с состоявшимся в 1157 году переносом святых реликвий, так как хор собора обладает некоторыми чертами сходства с хором парижской церкви Сен-Жермен-де-Пре, освященным в 1163 году.
Собор Нотр-Дам в Нуайоне. Хор. Начало строительства — середина XII века
Дизайн интерьера собора разделен на четыре яруса. Такая конструкция встречается и в более ранних храмах, прежде всего – в соборе города Турне, издавна поддерживавшего тесные связи с Нуайоном. Апсида окружена цепью тонких монолитных колонн — как в Санлисе и в Сен-Дени. Арки аркады имеют гладкий вид; кажется, будто они вырезаны прямо в стене. Арки галереи, напротив, богато профилированы. В декоре здания в целом и конструкции опор в частности, важную роль играют валики пилястр. Нижний валик делит приблизительно пополам секцию пилястры между капителью главной колонны, на которую она опирается, и пояском стены, отделяющим первый ярус от второго. Следующий валик находится на одной высоте с пояском. Остальные валики располагаются вдоль ствола пилястра вне зависимости от других архитектурных элементов, благодаря чему создается впечатление, будто пилястры не соприкасается со стеной.
Эта тенденция к отделению вертикальных опор от стены, только намеченная в хоре, значительно больше развита в трансептах. Здесь, поверхность стены членится на несколько слоев. К ней примыкают простые пилястры с четкой ритмической организацией капителей и валиков. В направлении снизу вверх этот ритм помогает создать впечатление, что пилястр все дальше отходит от стены. Кроме того, капители, поддерживающие свод, расположены так низко, что кажется, будто стрельчатые окна верхнего яруса прорезаны прямо в сводах. Изящество и тонкость, отличающие стены трансепта, присущи и стенам центрального нефа. Но самые эффектные декоративные приемы использованы в более важных, с литургической точки зрения, восточных частях собора. Однако, несмотря на гармоничное распределение отдельных архитектурных элементов, собор в Нуайоне не производит впечатления единого, завершенного целого, так как в его дизайне интерьера видны следы различных изменений, вносившихся в сооружение с течением времени.
Собор в Лане.
Ощущение единства и цельности появляется лишь в соборе города Лан, создатель которого позаимствовал множество архитектурных форм из Нуайонского собора. Его строительство началось в 1160 году, и основные части здания были завершены вскоре после 1200 года. Собор в Лане (один из крупных центров паломничества в Средние Века и туризма в настоящее время) первоначально представлял собой базилику с галереей, деамбулаторием и длинным трансептом. Западный фасад и фасады трансептов предполагалось украсить двойными башнями. Однако, исполнить это намерение удалось лишь в отношении главного, западного фасада; также, была возведена башня над средокрестием. Благодаря этому, четкий силуэт здания стал хорошо виден издалека. Последнему обстоятельству способствовало и то, что собор Нотр-Дам в Лане возвышается на холме над широкой равниной.
Собор Нотр-Дам в Лане. Центральный неф и хор, начало строительных работ — ок.1160 г., работы по реконструкции хора завершены ок.1220 г.
Внутри собора, вдоль четырехъярусных стен центрального нефа были установлены группы пилястр, с чередованием количества опор от трех до пяти. Каждая группа упирается в ребро шестилопастного свода. В отличие от опор центрального нефа в Нуайоне, эти пилястры пересекаются с поясками, разделяющими ярусы, через равные интервалы, выделяя тем самым единообразные секции. Две нижние – заключены между капителью главной колонны и пояском, отделяющим аркаду от галереи. Следующие три – между основаниями галереи и трифорием. Верхняя секция пилястра точно вписывается в границы трифория.
Пилястры на двух парах опорных столбов к западу от средокрестия опускаются до самого пола, благодаря чему эта часть строения полностью подчинена ритму пилястровых «модулей». Изобилию монолитных пилястр соответствует многообразие маленьких колон в галерее, трифории и обрамлении верхних окон центрального нефа. Кроме того, пилястры удачно гармонируют с нервюрами сводов. В результате, дизайн интерьера собора выглядит богато и без излишеств, обеспечивая четкую ритмичную организацию архитектурного пространства и идеально вписываясь в общую структуру здания.
В отличие от церквей Сен-Дени в Париже и Сен-Реми в Реймсе, величественный облик собора в Лане формируется не за счет контрастного противопоставления различных частей здания, а благодаря цельности восприятия конструкции и декора. Его создатели сохранили этот принцип и после 1200 года, когда старый хор (построенный за 40 лет до этого) был заменен на новый, более длинный и просторный. В таком виде он сохранился и по сей день. Стиль нового хора в точности соответствует стилю более ранних частей здания. Иными словами, строители собора вернулись к архитектурному стилю сорокалетней давности, невзирая на то, что за это время развитие архитектуры успело сильно измениться. О причинах, по которым было решено снести старый хор и построить новый, можно только догадываться.
Возможно, члены капитула богатого и влиятельного собора сочли старый хор слишком тесным и невзрачным? Или их беспокоило, что паломники, поднявшись на галерею, могли обойти кругом все здание, нарушая святыню алтарной части? Последняя гипотеза подтверждается тем, что новый хор заблокировал участок галереи, проходивший вдоль восточной стены. Не исключено также, что реконструкция была предпринята по эстетическим соображениям: ведь в результате, хор почти сравнялся с центральным нефом по длине, и обе части здания стали располагаться симметрично относительно средокрестия. К тому же, над тремя стрельчатыми окнами нового хора появилось большое окно-роза – точная копия находящегося напротив окна-розы на западном фасаде. Т.к на обоих фасадах трансепта окна-розы располагались еще до начала реконструкции, оказалось, что на все четыре стороны от средокрестия пришлось по большому окну-розе. Иными словами, проведенные с хором изменения способствовали созданию значительно более цельного и единообразного интерьера здания.
Собор Нотр-Дам в Лане. Западный фасад, начало строительных работ — ранее 1200 г.
Западный фасад собора в Лане (возведенный в последние годы XII века) – значительное достижение готической архитектуры. Здесь, старая структура фасада с двумя башнями была последовательно подкреплена в интерьере, благодаря чему фасад впервые органично вписался в общую композицию здания. При этом, пластика фасада демонстрирует тонкое чувство ритма и умелую организацию формы. Порталы, подобно триумфальным аркам, динамично выдаются вперед, а размещенные над ними проемы, обрамляющие большое окно-розу, напротив, уходят далеко вглубь стены. Надстроенные над ними башни служат логическим продолжением нижних частей фасада.
Архитектор, проектировавший западный фасад собора, добился этого эффекта тем, что искусно замаскировал передние контрфорсы. Собор производит совершенно иное впечатление, нежели собор в Санлисе, где контрфорсы, поднимающиеся от основания здания к башням, доминируют в облике фасада. Современники так высоко ценили западный фасад собора в Лане, что возникло множество его имитаций. Уже в начале 20-х годов XIII века средневековый художник и зодчий Виллар д’Оннекур включил его изображение в свой знаменитый альбом, заявив, что не видел башен прекраснее.
Собор в Суасоне.
К числу зданий с четырехъярусным вертикальным разрезом (наряду с церковью Сен-Реми в Реймсе и соборами в Нуайоне и Лане) относится и собор в Суасоне, четырехъярусный южный трансепт которого был возведен вскоре после того, как в 1177 году капитулу собора был дарован участок земли под строительство. Изысканность архитектурных решений здесь достигла вершины своего мастерства. Вместо обычной аркады первого яруса, содержащей по одной арке на пролет, и галереи второго яруса, с разделением каждого пролета на две, в каждом интервале между двумя опорными столбами на первом и втором ярусах помещено по три изящных арки. В результате, плоскости стен между арками визуально малозаметны, создавая впечатление, будто все здание состоит лишь из пилястр и арочных проемов. Впечатление усиливается еще и тем, что в каждом пролете трифория количество арок возросло до шести, а в каждом пролете центрального нефа содержится по три окна, как в церкви Сен-Реми. Здесь обошлись без деления пилястр валиками на секции (как в ланском соборе), в виду того, что главная художественная идея сооружения – не ритмически организованная система декора, а выразительность перетекающих друг в друга пространств. Помимо этого, максимальное количество окон во внешних стенах визуально расширяет интерьер в окружающее пространство.
Собор в Лане
Строительство собора в Лане заняло как раз всю вторую половину XII века. Он был начат в середине 50-х годов и в основном завершен, вместе с тремя фасадами, западным и крыльев трансепта, к 1200 году. Только башни фасадов достраивались в первые десятилетия XIII века, да между 1205 и 1215 годами был перестроен хор.
Собор в Лане отличается от большинства французских соборов, романских, современных ему и более поздних, тем, что он стоит не внутри города, в окружении домов, а отдельно, на холме, подобно замку или монастырю. Архитектор, спроектировавший собор в середине XII века, не был свободен в выборе места. Новое здание должно было заменить собой ранее существовавшее, разрушенное во время городского восстания 1111 года. В отдаленности собора от города сказалось, как принято считать, влияние монастырской архитектуры Нормандии, где ярким примером подобного расположения может служить построенное еще в XI веке на гранитной скале аббатство Мон-Сен-Мишель. Местоположению нового здания, воздвигнутого на том же месте, что разрушенное, соответствовала непреодоленная и во второй половине XII века отчужденность соборного клира, продолжавшего сохранять свою англонормандскую ориентацию, по отношению к городскому населению.
Расположенного высоко над городом, определили его внешний облик, рассчитанный на далевое восприятие, на то, чтобы можно было охватить его одним взглядом. Собор с самого начала был задуман как комплекс четких четырехгранных объемов с множественными высотными акцентами, придающими выразительность его силуэту.
Второе свойство Ланского собора — это возникшее у его архитектора, впервые с момента рождения готической идеи, принципиальное, программное стремление построить здание как целостный организм. Созданная архитектором концепция собора еще на стадии проекта предсоборного корпуса, но и фасадов, и башен. Удачей, обусловленной благоприятными обстоятельствами — политической заинтересованностью короля в строительстве собора, богатством капитула и города, явилось то, что вся эта концепция действительно была проведена в жизнь, причем за пол века, то есть в пределах одного эволюционного этапа.
Своими размерами и пропорциями собор в Лане не отличается от предшествующих и современных ему зданий. Общая длина его, до постройки нового хора, увеличившего протяженность храма на 20 м, была 90 м. Высота главного нефа — 24 м, примерно та же, что в Сансском и Нуайонском соборах. Такое же, как в Нуайонском соборе, и отношение ширины главного нефа к его высоте — 1:2. Ново в Ланском соборе ярко выраженное стремление его архитектора достигнуть полного структурного единства здания. Трехнефный, с эмпорами, продольный корпус собора пересекается сильно выступающим, тоже трехнефным, с эмпорами, трансептом. Структура стен в продольной и поперечной частях здания — одна и та же. Только своды в главном нефе собора шестичастные, в трансепте же — четырехчастные. Как продольный корпус, так и крылья трансепта завершены плоскими фасадами с оконной розой в центре каждого из них и с парой примерно одинаковых четырехугольных башен. К восточным башням пристроены две ориентированные на восток, тоже одинаковые, многогранные двухэтажные капеллы. В единственном числе существует в соборе лишь один его компонент — низкая, широкая, квадратная в плане башня — световой фонарь над средокрес- тием. Симметрия плана соборного здания и однородность его структуры стали совершенно безупречными после того, как в начале XIII века был построен большой, из пяти травей, трехнефный хор, длиной лишь немного уступающий продольному корпусу, благодаря чему трансепт оказался почти в середине здания. По структуре хор идентичен трансепту и продольному корпусу и, как они, завершается плоской стеной с большой оконной розой посредине. Первоначально хор был другим, более обычным для архитектуры XII века, коротким и широким, с полукруглой апсидой, с обходом, с эмпорами над ним, но без венца капелл, и с полукруглой внешней стеной. По своим пропорциям он походил на южное крыло трансепта Суассонского собора.
В нетипичных для французских церковных зданий прямоугольных очертаниях соборного плана, в широком, сильно выступающем трансепте, в больших квадратных башнях легко увидеть связь с английской архитектурой, а в многобашенности — влияние собора в Турнэ и некоторых нормандских храмов. Но структурная однородность собора в Лане была собственным достижением французского архитектора, результатом его самостоятельных и сознательных поисков новой концепции храма. Здесь, на новом витке развития, иными средствами и с большей полнотой он реализовал идею системности здания, родившуюся в соборе Санса. О том, что эта идея была для ланского архитектора главенствующей, убедительно свидетельствует и сама трактовка стен главных нефов продольного корпуса и трансепта собора.