собор номер телефона касимов
Вознесенский кафедральный собор – главный храм Касимова
Адрес: Россия, Касимов
Начало строительства: 1854 год
Окончание строительства: 1862 год
Архитектор: Н. И. Воронихин
Святыни: иконы Спасителя и великомученика Пантелеймона, серебряный крест с частицей мощей Святителя Николая
Координаты: 54°56’13.3″N 41°23’27.5″E
Общий вид на Вознесенский собор
История храма в XVI-XIX веках
В писцовой книге 70-х годов XVI века Касимов описывается, как деревянный город, построенный среди бескрайних мещерских лесов. В те далекие времена на левобережье Оки уже стоял деревянный Вознесенский храм, который имел придел в честь Усекновения главы Иоанна Крестителя. Историки считают, что касимовский собор появился еще в начале XVI века. Он был возведен при царе Федоре Михайловиче, когда влияние татарских царевичей начало ослабевать, и среди жителей Касимова стали преобладать русские.
Известно, что в начале июня 1679 года главный касимовский храм сгорел на пожаре. К счастью, старинные иконы удалось спасти и их перенесли в Пушкарскую Николаевскую церковь. Эти события были подробно описаны в челобитной митрополиту Рязани Иосифу, которую составил священник сгоревшего собора.
Через несколько лет в Касимове построили новый деревянный храм, но он простоял недолго и тоже сгорел при сильном пожаре. Тогда решено было возвести собор из камня и поставить его неподалеку от старой церкви Вознесения. К строительству храма приступили весной 1748 года. Всеми работами было поручено руководить касимовскому воеводе Василию Михайловичу Ховрину. Спустя 6 лет каменный собор с двумя приделами достроили, и его освятил Рязанский митрополит Дмитрий Сеченов.
Сохранилось подробное описание первого каменного касимовского собора. Это была пятиглавая церковь, главки которой покрывала искусно сделанная деревянная чешуя. Кровля тоже была изготовлены из дерева, а наверху возвышались железные позолоченные кресты. Через четверть века старую колокольню заменили на каменную, которую построили на деньги прихожанина храма и предводителя местного дворянства Василия Андреевича Губарева.
Вид собора с Соборной площади
Шло время, и к середине XIX века Вознесенский собор перестал справляться с возросшим потоком прихожан. Во время церковных служб не всем верующим хватало места, поэтому было принято решение снести старое здание и вместо него построить новый собор. Губернский зодчий Николай Ильич Воронихин подготовил проект здания и эскиз иконостаса, и в августе 1854 года провели закладку фундамента.
По добровольной подписке состоятельные жители города собрали на строительство огромную по тем временам сумму – 38 тысяч рублей. Примечательно, что 25 тысяч рублей выделили наследники почетного жителя Касимова М. А. Якунчикова. Пока шла стройка, богослужения проводились в расположенном неподалеку храме Успения Пресвятой Богородицы.
Возведение и отделка здания заняли 13 лет и были закончены в 1867 году. Новый собор, как и предыдущие храмы, посвятили празднику Вознесения Господня, а его приделы – Усекновению главы Иоанна Крестителя, Дмитрию Ростовскому и Святой Екатерине. Стройный, богато украшенный храм стал одной из самых красивых церквей на Рязанской земле. Посмотреть на него приходили не только жители окрестных деревень, но и верующие из дальних концов губернии.
Внутри храма находился роскошный иконостас и четыре изразцовых печи. Из старинных реликвий в соборе хранилось Евангелие, напечатанное в 1677 году, и икона Иоанна Крестителя, которую прислал в Касимов российский государь Алексей Михайлович. Кроме того, здесь берегли старинную грамоту, датированную второй половиной XVII века, в которой царь определял размер годового жалования для священников храма.
Вид собора с ул. Советской
Судьба собора в прошлом веке
С приходом новой власти главная православная церковь Касимова разделила участь всех храмов в стране. Поначалу ее передали обновленцам, а потом просто закрыли.
Четырехъярусная колокольня собора считалась самым высоким зданием в городе. Она поднималась над землей на 70 м и очень красиво смотрелась из долины Оки. Здесь висел колокол, который весил почти 12,5 тонн. В 1936 году, по решению местного аэроклуба старинную колокольню стали использовать в качестве вышки для тренировки парашютистов. С верхней части здания на Соборную площадь протянули трос, а торговые палатки, которые мешали тренировкам, убрали подальше.
За собором не следили, и он разрушался. К 1960-ым годам колокольня находилась в аварийном состоянии, поэтому грозила обрушиться прямо на площадь. Поскольку культовое здание не считалось архитектурным памятником и не находилось под охраной государства, по решению Касимовского исполкома колокольня была разобрана. Старые кирпичи строители использовали для ремонта жилых домов в разных частях города.
Помимо колокольни за годы советской власти были ликвидированы боковые барабаны с главами и несколько маленьких главок на кровле храма. Внутренние помещения занимали разные организации. Долгое время в здании размещался спортивный зал. В 1998 году собор вернули верующим, и, благодаря благотворителям, началась его реставрация. Освящение собора прошло в 2002 году.
Вид собора со стороны торговых рядов
Архитектурные особенности и интерьеры собора
Главный касимовский храм возведен в традициях псевдорусского стиля с элементами псевдоготики. Любопытно, что это – один из первых храмов в России, построенный в стиле эклектики. В качестве прототипа Н. И. Воронихин взял гатчинский собор.
Касимовский храм представляет собой базилику, вытянутую с запада на восток. До наших дней от пятиглавого собора сохранилась лишь центральная глава, которая возвышается над аккуратным восьмигранном барабане. С восточной стороны собор похож на величественную башню Московского кремля. Однако, если подойти к нему поближе, становится понятно, что он невелик по размеру.
Оформление храма очень необычно. В эклектичном декоре фасадов архитектор применил традиции не только русского, но и татарского зодчества. Шатровое завершение украшено красивым ложными закомарами.
Внутри можно увидеть резные трехъярусные иконостасы, новые иконы и настенные росписи. Кроме того, паломники и туристы приходят сюда посмотреть на живописные картины, написанные по главным сюжетам Евангелия.
Современное состояние храма
Вознесенский собор отреставрирован. Это действующий православный храм, и его двери ежедневно открыты для паломников и туристов. Церковные службы здесь проходят ежедневно в 8.00 и 17.00.
Купол Вознесенского собора
В соборе освящены главный престол и два боковых придела. Ежегодно, на 40-й день после празднования Пасхи, из всех касимовских церквей к собору идут многолюдные крестные ходы. Святынями храма считаются иконы Спасителя и великомученика Пантелеймона, серебряный крест, который содержит частицу мощей святого, а также деревянная скульптура Святителя Николая.
Как добраться
Из Москвы до Касимова можно за 6 часов доехать на рейсовом автобусе. Собор находится в 1,6 км к юго-западу от Касимовской автостанции, в центре исторической застройки города. До берега Оки от него меньше 0,5 км.
Касимовский Казанский женский монастырь
СБЕРБАНК карта: 4276 5300 1756 9638 (Наталия Викторовна Д.)
Касимовский Казанский женский монастырь запись закреплена
Житие преподобного в изложении свят.Димитрия Ростовского
«В то время, когда преподобный Антоний посвятил себя безмолвию в пещере, а блаженный Феодосий строил монастырь, пришел к ним, желая принять святой иноческий образ, сей блаженный отец наш Нестор, имевший тогда только семнадцать лет от рождения.
Показать полностью. Еще не будучи иноком, он обнаружил навык во всех иноческих добродетелях, как-то: в заботливости о чистоте телесной и душевной, в добровольной нищете, глубоком смирении, беспрекословном послушании, строгом постничестве, непрестанной молитве, неусыпном бодрствовании и в других равноангельских подвигах, в коих он был усердным подражателем жизни первых святых Печерских – Антония и Феодосия. От сей святой двоицы он принимал в своей цветущей красотою юности всякую заповедь с такою же любовью, как младенец – молоко от сосцов и как жаждущий олень – воду из двух источников, текущих среди гор, в пещерах. И действительно, своими писаниями он обнаруживает, какую великую любовь питал он к сим преподобным основателям монастыря – любовь, являемую «не словом или языком, но делом и истиною» (1Иоан.3:18). Видя сияющие добрые дела сих двух великих светил российского неба, он усердно прославлял Бога «в теле своем и в душе своей» (ср. 1Кор.6:20). После честной пред Господом смерти преподобных отцов, Антония и Феодосия, блаженный отец наш Нестор и сам умер для мира не только мирскими делами, – что он сделал еще раньше, не пребывая в искусе, – но и мирским образом, приняв святой ангельский образ инока от преподобного Стефана, игумена Печерского. Потом им же был он возведен и в сан диакона. Тогда, видя на себе двоякий ангельский сан, иноческий и диаконский, он со дня на день увеличивал свои добродетели, умерщвляя все плотские страсти и соблюдая всякую истину, чтобы совершенно освободиться от власти плоти и стать вполне духовным, а равно истинным рабом и поклонником Бога. Ибо он хорошо знал, что сказал Сам Господь: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоан.4:24). И подлинно: чем побеждал духа лукавого, чуждого всякой истины, Нестор достаточно ясно показывает в своем писании: он обнаруживает везде величайшее смирение и постоянно унижает себя, называя себя «недостойным, грубым, невеждою и исполненным множества грехов».
Когда же по внушению Божию, братия решили на совете – выкопать честные мощи преподобного Феодосия и перенести их из пещеры в святую, Богом созданную, Печерскую церковь, первый принял на себя сие послушание блаженный Нестор. Копая землю с великою верою и молитвою, он трудился всю ночь и ископал для святого Печерского монастыря многоценный бисер, – мощи преподобного Феодосия. Он вынес их из пещеры и был очевидцем великих, совершавшихся при сем, чудес, о чем сам свидетельствовал.
И прожил он много лет, трудясь над составлением летописания. Памятуя о летах вечности, он благоугождал Творцу лет, к Коему перешел в вечность после своей временной жизни. Он положен в пещере, где и доныне почивает его нетленное честное тело, источая чудотворения и тем свидетельствуя, что преподобный сей составитель житий святых и летописи приобрел для себя нетленное жилище на небе и удостоился нетленного венца в царстве Божием. По молитвам преподобного сего писателя, да сподобимся и мы быть вписанными в книгах живота Агнца Божия, лета Коего не оскудеют. Ему с Богом Отцом и Животворящим Духом подобает от нас всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.»
Касимовский Казанский женский монастырь запись закреплена
Богородице-Рождественский монастырь
8 НОЯБРЯ ПАМЯТЬ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО
На рассвете 26 октября 306 года в подземную темницу святого узника явились воины и пронзили его копьями. Верный служитель святой Лупп собрал на полотенце кровь святого великомученика Димитрия, снял с его пальца императорский перстень, знак высокого достоинства его, и также омочил в крови. Перстнем и другими святынями, освященными кровью святого Димитрия, святой Лупп стал исцелять недужных. Император повелел схватить и умертвить его.
Тело святого великомученика Димитрия было выброшено на съедение диким зверям, но солунские христиане взяли его и тайно предали земле. При святом равноапостольном Константине (306-337) над могилой святого Димитрия была воздвигнута церковь. Сто лет спустя, при строительстве нового величественного храма на месте ветхого, обретены были нетленные мощи святого мученика. С VII века при раке великомученика Димитрия начинается чудесное истечение благовонного мира, в связи с чем великомученик Димитрий получает церковное именование Мироточивого. Несколько раз почитатели солунского чудотворца делали попытки к перенесению его святых мощей или частицы их в Константинополь. Но неизменно святой Димитрий таинственно проявлял свою волю остаться покровителем и защитником родных Фессалоник. Неоднократно подступавшие к городу славяне-язычники бывали отогнаны от стен Солуни видом грозного светлого юноши, обходившего стены и внушавшего ужас воинам. Может быть, потому имя святого Димитрия Солунского особенно почитаемо в славянских народах после просвещения их светом Евангельской истины. С другой стороны, греки считали святого Димитрия как бы славянским святым по преимуществу.
Вознесенский кафедральный собор (Касимов)
Мiръ Россия Рязанская область Касимов Вознесенский кафедральный собор (Касимов)
Содержание
История [ править ]
В 1571 году Касимов описывается в писцовых книгах Петра Воейкова как деревянный город, в котором упоминается деревянная соборная церковь Вознесения Христова с приделом в честь Усекновения честной главы Иоанна Предтечи.
Однако упоминаемая в писцовых книгах церковь 3 июня 1679 года сгорела, как видно из челобитной соборного священника к преосвященному Иосифу, митрополиту Рязанскому. Соборные иконы уцелели и были перенесены в Пушкарскую Николаевскую церковь.
Точных указаний на то, когда же был возведен новый храм, в документах не имеется, но историки относят строительство нового собора к XVII столетию. Но вначале XVII века и этот храм сгорел.
Построение каменной пятиглавой соборной Вознесенской церкви с приделом в честь Ионна Предтечи недалеко от деревянной, было начато по благословению преосвященного Алексия Титова. Строительство шло на средства и старанием Касимовского воеводы Василия Михайловича Ховрина и началось 27 марта 1748 года. 13 июня 1754 года собор был освящен по храмосвятной грамоте, данной митрополитом Димитрием Сеченовым.
В 1779 году была построена каменная колокольня вместо деревянной на шести столбах. Средства на нее дал Василий Андреевич Губарев.
В 1876-1878 годах в храме произошли ремонтные работы. Был построен новый расширенный алтарь, устроен новый иконостас и расписаны стены храма. 8 августа 1787 года состоялось освящение храма архимандритом Солотчинского монастыря Иоанникием и соборным протоиереем Федором Ипатьевым.
В 1837 году этот храм посетил наследник престола цесаревич Александр Николаевич, который проезжал по Рязанской губернии. Именно с Касимовского уезда и города Касимова начал свое обозрение нашей губернии будущий российский император. У собора после молебна он сделал смотр нижним чинам, и был доволен встречей с жителями города.
В XIX веке вместо обветшавшего храма был построен новый, ныне существующий собор с приделами Покровским и Предтеченским. Начало его строительству было положено 25 июня 1854 года, а окончен и освящен он был полностью в 1867 году.
Все кто видел Вознесенский соборный храм, единогласно утверждают, что это один из прекраснейших соборов в Рязанской епархии. План собора был снят с плана собора в Гатчине, о чем было написано в Рязанских епархиальных ведомостях за 1897 г.
В 20-х годах ХХ столетия был закрыт; перед этим некоторое время находился в распоряжении обновленцев.
В 1936 г. по ходатайству филиала рязанского Аэроклуба горисполком решил устроить парашютную вышку на бывшей колокольне собора. В 1960 годк соборная колокольня была разобрана.
Вознесенский собор возвращён Церкви в 1998 году. В 2001 году с помощью благотворителей началось восстановление Вознесенского собора.
Торжественное освящение его состоялось 1 июля 2002 года. Его возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении пяти иерархов: Рязанского и Касимовского (ныне покойного) Симона, Нижегородского и Тамбовского (ныне покойного) Евгения, Шацкого Иосифа, Дмитровского Александра и Сергиево-Посадского Феогноста. Среди сонма священнослужителей в сане архимандрита был ныне здравствующий Нижегородский архиепископ Георгий.
Современное состояние [ править ]
Боковые приделы собора:
— правый – Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. В настоящее время освящен только левый придел.
Торжественно празднуется память священномученика Матфия пресвитера Касимовского, клирика Вознесенского собора и первомученика Касимовского – 14 ноября. Собор святых земли Касимовской – четверг Фоминой седмицы (день прославления блаженной Матроны Анемнясевской, исповедницы).
С 2006 года в праздник Вознесения Христова в Воскресенском соборе со всех храмов собираются Крестные ходы на молебен.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 391300 г. Касимов, соборная площадь
Телефон настоятеля (протоиерей Иоанн Бобиков): 8-910-507-21-25
Паломнику [ править ]
Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.
Касимов
Взгляд с колоколен в фотоистории Владимира Ештокина
Приблизительное время чтения: 6 мин.
До революции в Касимове было двенадцать храмов. До нашего времени сохранилось всего лишь семь. Самый старый храм в городе – церковь Богоявления с приделом Георгия Победоносца, в народе чаще зовется Георгиевской или Егорьевской.
Церковь Богоявления Господня. Фото Владимира Ештокина
Вид с колокольни церкви Богоявления. Касимов. Фото Владимира Ештокина
В 1922 году храм был закрыт, все ценности были вывезены в пользу голодающего Поволжья, то, что осталось, забрали в краеведческий музей. А вскоре было принято решение о сносе храма, но к счастью, осуществить его не удалось, и храм был передан под склад кожзаводу.
Вознесенский собор построен в 1854-1862 годах по проекту рязанского архитектора Н.И. Воронихина, племянника известного архитектора А.Н. Воронихина, построившего Казанский собор в Санкт-Петербурге.
Кафедральный Вознесенский собор. Фото Владимира Ештокина
В двадцатых годах XX века собор был закрыт, в 1936 году на колокольне устроили парашютную вышку, а в шестидесятых годах колокольня была разобрана.
В Вознесенском соборе служил отец Матфий (Матвей Михайлович Рябцев), первый касимовский священномученник, принявший мученическую кончину в ноябре 1918 года.
Икона священномученника Матфия Рябцева. Фото Владимира Ештокина
Прямо напротив Вознесенского собора стоит еще один храм – это Успенская церковь, построенная на деньги касимовского купца М.А. Милованова в 1775 году на месте деревянной Трехсвятской.
Вид с колокольни храма Успения Пресвятой Богородицы. Фото Владимира Ештокина
Никольский храм известен тем, что он никогда не закрывался. Единственный небольшой период, когда в храме не велись службы, был в 1941-1943 годах. Связано это с тем, что в городе тогда после повальных арестов и расстрелов не было ни одного священника, и в храме просто некому было служить.
Никольский храм известен тем, что никогда не закрывался. Фото Владимира Ештокина
Вид с колокольни Никольского храма. Фото Владимира Ештокина
Самой почитаемой иконой на Руси испокон веков является икона Божией Матери Казанская. В Никольском храме хранится древний список этого образа, написанный вскоре после обретения Казанской иконы в 1579 году. Народная молва донесла до нас историю появления этого образа в Касимове.
Чтимый список Казанской иконы Божией Матери, написанный вскоре после обретения Казанской иконы в 1579 году, в Никольском храме Касимова. Фото Владимира Ештокина
Было это так. Жила некогда в городе Касимове благочестивая старица Иустиния. Семь лет пролежала она в постели, не имея возможности ходить из-за болезни ног. Старица неустанно молилась Богородице, прося излечить ее от тяжкого недуга.
Однажды во сне ей явилась Богородица и повелела отправиться в Казань, чтобы привезти оттуда список с чудотворной с Казанской иконы Божией матери.
Сложно, почти невозможно исполнить было указание Богородицы, но старица все же отправилась в Казань. Путешествие ее было долгим и очень нелегким. В Казани она нашла в лавке у купца, торгующего мукой, образ, указанный Богородицей. Как выяснилось, купцу тоже было видение во сне, чтобы он отдал икону тому, кто у него ее попросит.
Получив от иконы исцеление, Иустиния в 1627 году строит в Касимове небольшую деревянную церковь, в которой поместилась чудотворная икона. Так было положено начало Казанскому женскому монастырю.
Троицкий храм построен в 1763 году.
Троицкий храм. Касимов. Фото Владимира Ештокина
В строительстве храма принимали активное участие касимовские купеческие семьи, о чем написано на каменной плите, вмонтированной в одну из стен храма:
Троицкий храм. Касимов. Фото Владимира Ештокина
Протоиерей Анатолий Правдолюбов, сын отца Сергия Правдолюбова, много лет служившего в Троицком храме, вспоминает: «В Троице было немало хорошего. Кое-что было и нежелательное, но бороться с ним было трудно, так как просвещенные купцы, упомянутые мною, бережане, или «аристократия», эти просвещенные купцы считали себя хозяевами церкви и постоянно связывали инициативу папы разными своими отеческими преданиями. Даже ризы, роскошные ризы, он не мог употребить тогда, когда ему захотелось бы. Ибо эти ризы в разное время были пожертвованы ими со специальным завещанием: эту надевать только на Троицу, эту – только на Рождество…»
Вид с колокольни Троицкого храма. Касимов. Фото Владимира Ештокина
В 1938 году храм был закрыт. На его территории и в самом храме располагались различные подсобные хозяйства, что не способствовало его сохранности, но, по крайней мере, спасло от разрушения. В 2000-ом году храм был передан Церкви и уже 15 сентября 2002 года состоялось освящение обновленного Троицкого храма.
В этот же день в Троицкий храм перенесены были мощи священноисповедника Сергия Касимовского.
Троицкий храм. Касимов. Мощи священноисповедника Сергия Касимовского. Фото Владимира Ештокина
Ныне они покоятся в раке под резной сенью слева от алтаря.
Улицы Касимова. Фото Владимира Ештокина
Целый ряд купеческих домов выстроился вдоль набережной Оки.
В городе есть Музей самоваров. Касимов. Фото Владимира Ештокина
Музей колоколов не случаен – в городе когда-то отливали колокола, которые по качеству звучания не уступали знаменитым валдайским. Касимов. Фото Владимира Ештокина
Говорят, когда-то касимовские купцы дали взятку, чтобы железная дорога прошла мимо их города, опасаясь потерять выгоды от речной торговли. Потом это сыграло с Касимовым злую шутку, Ока обмелела, и город, казалось, был забыт. И сейчас туристические и паломнические маршруты часто лежат в стороне. Но город более чем достоин внимания.