собор николая чудотворца шуя
Шуя. Собор Николая Чудотворца.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
“Никольский собор – бесстолпный одноглавый храм с оригинальной объемной композицией, воспроизводящей тип клетской деревянной церкви, и с декором в формах классицизма. К основному объему – прямоугольному в плане, сильно растянутому по оси север-юг, с трехчастным алтарем, примыкает удлиненная трапезная, чуть пониженная, но составляющая с храмом единый прямоугольный объем. Обе части здания покрыты двускатной кровлей. Основной объем увенчан цилиндрическим барабанчиком с луковичной главкой. На фасадах равномерно расположены прямоугольные проемы, отмеченные поздними крупными треугольными сандриками на кронштейнах. Первоначальный вход на южном фасаде четверика украшен нарядным портиком из четырех сдвоенных и широко раздвинутых в центре коринфских колонн…” (Свод памятников, 2000). Рядом с храмом прежде были отдельные захоронения. В советское время в Никольском соборе размещался городской архив. Сейчас храм передан церкви, относится к шуйскому подворью Свято-Николо-Шартомского монастыря. Описание Шуйского Воскресенского собора, М. 1862 Гундобин Иванов Ю.А. Провинциальная культура и церковь.
Из истории города Шуи в 19-начале 20 вв./ Исторические очерки. Шуя. ШГПИ-РИО, 1994. 58с.) Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч. 3. – М.: Наука, 2000. – 813 с. Березин В.С., Добронравов В.Г. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир, 1898.
На северной стороне от главного храма, в 12 саженях от него, стоит другой храм во имя Святителя Николая. Когда основан этот храм – неизвестно. Несомненно только, что в начале восемнадцатого столетия, что видно из описи города Шуи, составленного в 1709 году воеводою Яковом Сытиным, в которой говорится: «Да в Шуе на посаде соборная и Апостольская церковь Пресвятой Богородицы – Шуйская, да церковь Великаго Чудотворца Николая, каменныя». После пожара. Бывшего в Шуе в 1710 году, истребившего вместе с другими церквами и Николаевский храм, сей последний, как видно из Хранящегося при сем храме антиминса, возобновлен и освящен в 1756 году. Храм этот – теплый, отапливаемый обыкновенными печами. До 1867 года в нем совершалась Божественная служба в зимнее время. Когда же в обозначенном году главный соборный храм сделан был теплым, то Богослужение стало совершаться в нем и по зимам. С тех пор в Николаевском храме помещается ризница, библиотека и другие ценные церковные вещи. Когда квартирует в городе полк солдат, тогда полковой священник совершает в нем Богослужение для своего полка. Храм этот имеет форму продолговатого четвероугольника. На нем – одна глава. Крытая железом, выкрашенным зеленой краской и украшенным звездами из латуни, вызолоченной чрез огонь. Крест на главе – восьмиконечный из позолоченной латуни.
К северной стороне храма в 1833 году пристроен придел во имя Святителя Митрофана, Епископа Воронежского. Устроил его на свои средства шуйский купец Д.В. Корнилов. Алтарь этот в устройстве своем и украшениях ничего особенного не представляет. Иконостас – одноярусный, деревянный, резной. Колонны на нем отделаны под цвет розового мрамора, а резьба на полимент.
Из книги: «Описание города Шуи и шуйских церквей» Составитель: священник Евлампий Правдин, г.Шуя, издание Ив. Трушина, лито-типография Я.И. Борисоглебского, 1884 г., стр. 65-67
Бесстолпный одноглавый храм с оригинальной объемной композицией, воспроизводящей тип клетской деревянной церкви, и с декором в формах классицизма. К основному объему – прямоугольному в плане, сильно растянутому по оси север–юг, с трехчастным алтарем – примыкает удлиненная трапезная, чуть пониженная, но составляющая с храмом единый прямоугольный объем. Обе части здания покрыты двускатной кровлей. Основной объем увенчан цилиндрическим барабанчиком с луковичной главкой. На фасадах равномерно расположены прямоугольные проемы, отмеченные поздними крупными треугольными сандриками на кронштейнах. Первоначальный вход на южном фасаде четверика украшен нарядным портиком из четырех сдвоенных и широко раздвинутых в центре коринфских колонн. Относящиеся к 1833 г. западный притвор и северный придел обогатили храм еще двумя портиками. Интересен западный шестиколонный дорический портик с необычным удвоением средних колонн, увенчанный пологим треугольным фронтоном. Три окна, расположенные в интерколумниях, в свою очередь заключены в наличники типа двухколонного портика. Аналогично трактованы и боковые проемы притвора: над всеми расположены глубокие полуциркульные ниши. В двухколонный портик на фасаде северного придела вписано тройное окно. Внутри четверик перекрыт сомкнутым сводом, в трапезной – цилиндрический свод с распалубками над проемами. Узкий арочный проем связывает трапезную с приделом; в нем и в притворе перекрытия плоские. Сохранились частично полы, покрытые чугунными плитами.
Шуя. Храмовый комплекс. Соборы Воскресения Христова и Николая Чудотворца.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Борисов, 1851, с. 104-110; Гундобин, 1860; Он же, 1862; Правдин, 18846, с. 68-73; Журов, 1892, с. 106; Березин, Добронравов, 1898, с. 6-13; Древности, 1907, с. 75, л. IX, X; Бородин, 1973, с. 44-45; Шлычков, 1983, с. 107; Сурин, 1989, с. 63-70. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 520-524
Борисов, 1851, с. 104-110; Гундобин, 1860; Он же, 1862; Правдин, 18846, с. 68-73; Журов, 1892, с. 106; Березин, Добронравов, 1898, с. 6-13; Древности, 1907, с. 75, л. IX, X; Бородин, 1973, с. 44-45; Шлычков, 1983, с. 107; Сурин, 1989, с. 63-70. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 520-524
17 октября 2007 года в городе Шуя Ивановской области открылся памятник священнослужителям и мирянам, пострадавшим в годы гонений за веру Христову. Памятник разработан и отлит мастерской скульптора А.И.Рукавишникова.
Открытие памятника приурочено к 85-летию трагических событий в городе Шуя, произошедших в 1922 году во время изъятия властями церковных ценностей. Организованная большевистским руководством страны кампания по ограблению храмов проводилась под предлогом помощи голодающим Поволжья. Однако в действительности она преследовала цели укрепления власти, борьбы с православной духовной традицией народов России и подавления внутренней оппозиции. Конфискованные сокровища русского народа за бесценок распродавались за границей.
15 марта 1922 года значительная часть населения города Шуя, в основном рабочие, вышли на центральную площадь для того, чтобы защитить от ограбления городской Воскресенский собор. Для подавления народного выступления власти применили военную силу. По людям, в том числе женщинам и детям, был открыт пулеметный огонь. Были убиты шуяне Николай Малков, Авксентий Калашников, Сергий Мефодиев и девица Анастасия. 10 мая 1922 года в результате сфабрикованного властями судебного процесса были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков. В августе 2000 года Юбилейным Освященным Архиерейским собором Русской Православной Церкви они были причислены к лику святых. Подвиг новомучеников Шуйских, вставших в 1922 году на защиту Православной веры и исторической России, служит сегодня примером для всех, кто стремится обустроить нашу Родину на основе ее изначальных духовных традиций.
Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №233, 2017 г.
Собор николая чудотворца шуя
Фотографии: Андрей Вершинин (19.07.2007), Василий Наумов (02.10.2010)
Родник известен здесь с давних времён. В 1904 году о нём упоминается в реестре питьевых вод Владимирской губернии. Сохранилось предание, что в старину здесь произошло явление иконы святителя Николая Чудотворца. С тех пор место именуется источником святителя Николая. О святости источника свидетельствует множество случаев чудесных исцелений. Святителю Николаю был посвящён и сам храм (ныне церковь Преображения Господня). В храме перед иконой святителя Николая можно заказать молебен, поставить свечи. Возможно служение молебна на источнике. Благоустройство родника и природной зоны осуществлено стараниями администрации города, предприятия «Шуйская гармонь» и прихожан храма.
Источник святителя Николая
Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне
Церковь примечательна своим расположением, убранством, древним происхождением, современной историей.
Церковный комплекс с храмом, сторожкой и небольшим кладбищем расположен на живописном склоне холма, который огибают небольшие речки Сеха и Мотовилиха. В 17 веке на речках стояли мельницы, с чем и связывают название села. Несмотря на незначительную высоту холма на общем фоне равнинной местности церковь видна с северных подъездов к Шуе – от Осиновой горы, дорог от Иванова (автомобильной и железной), Дунилова, Введенья.
Строительство существующей сейчас церкви продолжалось несколько десятилетий: сначала к деревянной Никольской церкви (1711 г.) была пристроена тёплая каменная церковь Святого Апостола Якова с колокольней (1822 г.), затем деревянная церковь перестроена в каменную (1836 г), в тёплой части устроен придел Преображения Господня (1869 г.). Таким образом, строительство храма велось с запада на восток (от колокольни к алтарю). Название храма менялось по главенству одного из престолов – в древности храм именовался Преображенским, затем Никольским (до закрытия в 30-е гг). Сейчас, согласно надписи на северной стене и епархиальным документам, храм снова называется Преображенским. До открытия в конце 90-х гг. Воскресенского собора Преображенская церковь была соборной (так как других церквей в Шуе не было).
Документальных свидетельств возникновения церкви не сохранилось. Краевед В. Борисов предполагал, что церковь возникла во времена Ивана Грозного. Есть версия, что церковь первоначально была домовой при загородном доме князей Шуйских, владевших селом до 16 века. Интересны описания надгробий неизвестных княгинь с полустёршимися надписями (предположительно рода Шуйских), находящиеся на церковном кладбище в 19 веке. Среди любопытных сведений о церкви также упоминание о подземных ходах: «В селе Мельничном близ самой Шуи жили князья Шуйские, где и теперь находятся обвалы, Бог знает почему говорят о каком-то подземном ходе (тоннеле) под рекой Тезою в Шую» (подземные ходы могли быть связаны со временем польско-литовского нашествия и сомнительно, что их протяжённость была столь велика).
Краеведами 19 века среди Шуйских церковных достопримечательностей упоминалась древняя чудотворная икона Святителя и Чудотворца Николая, находившаяся в мельничной церкви. Гостям города настоятельно рекомендовалось посетить Мельничное, чтобы приложиться к иконе. Одним из известных чудес было спасение села от польско-литовского разорения в начале 17 века (Шуя была полностью сожжена поляками, окрестные селения многократно грабились и горели). Сказания о чудесах утрачены предположительно в 1780 году при пожаре.
Борисов В.А., Владимирские губернские ведомости № 46, 1850.
Борисов В.А. Описание города Шуи и его окрестностей, с приложением старинных актов. М., 1851.
Храм Преображения Господня
Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне
Собор николая чудотворца шуя
Церковь Николая Чудотворца при тюремном замке в Шуе
Вероятно со стороны процесс возвращения и восстановления шуйских церквей выглядит необычно – в городе постепенно появляются новые церковные кресты и купола на зданиях, которые уже многие десятилетия не воспринимаются как церковные. В советское время казалось, что в Шуе из дореволюционных храмов сохранился только Воскресенский собор (иных построек, отмеченных крестами и куполами, в городе не было). За последние двадцать лет число храмов в Шуе существенно увеличилось. С восстановлением шуйских церквей также возвращается интерес к их истории и архитектуре. История городских церквей не развивалась обособленно от окружающей жизни – церковными строителями и попечителями становились местные купцы и фабриканты, проектирование выполняли в основном местные архитекторы, некоторые события из жизни города отражались и в церковной жизни.
Одним из сохранившихся дореволюционных церковных зданий является бывшая тюремная церковь Николая Чудотворца расположенная во дворе психиатрической больницы (ул. Союзная, д.15). История этого внешне малопримечательного (к тому же скрытого в глубине двора) здания связана с фамилиями местных купцов-благотворителей, талантливых архитекторов, многолетней перепиской высокопоставленных чиновников, и даже историей революционного движения.
Шуйская городская тюрьма с церковью находилась во дворе здания присутственных мест, выходившего фасадом на широкую Дворянскую улицу (сейчас – ул. Союзная). Дворянская улица повторяла старинный проезд между западными и восточными воротами шуйской крепости. В восточной части Дворянская улица расширялась до небольшой площади на которой во второй половине 19-го столетия сформировался административный центр Шуи включающий ансамбль зданий Киселёвской больницы, Покровской церкви и присутственных мест.
В Своде памятников архитектуры и монументального искусства России отмечается «Бывшая Дворянская ул. – один из наиболее ценных градостроительных комплексов Шуи, сочетающий в своей структуре элементы древней и регулярной планировки. В создании её архитектурного облика играют роль и крупные общественные здания, и мелкомасштабная жилая застройка 1 ». Особенностями улицы являются её необычная пространственная планировка с сильным перепадом красной линии, характер застройки (крупные сооружения административно-общественного назначения с Покровской церковью в восточной части и мелкомасштабная жилая застройка в западной части), сочетание разных стилистических традиций (классицизма и эклектики).
Здания городских присутственных мест, тюрьмы и Никольской тюремной церкви с 1870-х гг. образовали единый комплекс. Главной постройкой комплекса является здание присутственных мест, выходящее на красную линию улицы. Строительство здания присутственных мест в Шуе велось с 1805 по 1807 г. на казённые деньги (подрядчиком был шуйский купец Носов). При закладке здания и при его открытии после завершения строительства присутствовал владимирский губернатор князь И.М. Долгоруков. Строительство каменных зданий присутственных мест по единому образцовому проекту выполнялось синхронно в Шуе, Меленках, Коврове, Александрове и Муроме.
Со стороны Дворянской улицы была хорошо видна только каменная колокольня тюремной церкви. Сама церковь, пристроенная к тюремным корпусам, располагалась в глубине двора присутственных мест (позднее – здания полицейского управления). Купол и колокольня тюремной церкви просматриваются на некоторых фотографиях Киселёвской больницы и Дворянской улицы начала 20-го столетия.
Шуя. Киселёвская больница.
Слева – здание присутственных мест, за ним – купола тюремной церкви.
Шуя. Дворянская улица. Справа – здание присутственных мест и Киселёвская больница.
В центре над крышей виден купол тюремной церкви.
Шуя. Вид на шуйский кремль с противоположного берега р.Тезы.
В центральной части – колокольня Покровской церкви, правее – колокольня тюремной Никольской церкви.
Наблюдателю, оказавшемуся перед зданием присутственных мест, – на территории бывшего шуйского кремля между Киселёвской больницей и Покровской церковью, открывались виды большинства городских церквей. В нескольких десятках метров друг от друга располагались сразу три церкви – на северной стороне Дворянской улицы во дворе присутственных мест располагалась Никольская тюремная церковь, в главном корпусе Киселёвской больницы – церковь Василия Парийского, напротив через дорогу – приходская Покровская церковь. Примерно в двухстах метрах к востоку на широкой площади возвышалась изящная Спасская церковь, за которой виднелся Воскресенский собор с колокольней.
Шуя. Дворянская улица. С левой стороны – Покровская церковь,
с правой стороны – Киселёвская больница и здание присутственных мест.
Шуя. Вид на центральную часть города от Киселёвской больницы и присутственных мест.
Шуя. Дворянская улица. Слева в ряду домов – здание Киселёвской больницы с крестом и куполом,
справа – Покровская церковь. На заднем плане – Крестовоздвиженская церковь, Воскресенский собор
и Спасская церковь. Литография с изображением Большого крестного хода в Шуе
из книги Е.И. Правдина «Описание города Шуи и шуйских церквей» 1884 г.
Историю шуйской тюрьмы, располагавшейся на территории городского кремля, иллюстрируют некоторые старинные акты 17-го столетия. В одном из них приводится «Сметная грамота на починку тюремной избы в г. Шуе» 6 :
Лета 7145 (1636) ноября в … день по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всея Руссии грамоте из Разбойного Приказу за приписью дьяка Ивана Трофимова и по наказной памяти воеводы Ивана Васильевича Крейского смечали и ценили в Шуе тюрьму и около тюрьмы тын и сторожню Шуяне посадские люди Куземка Козмин сын Свиньин Ивашко Онтипин …. Тюремная изба в тыну трех сажен у той избы в верху два потолка в исподи два мосты и около ее тын станет та изба в доме и с кровлею и с тыном двенатцать рублев. Да изба стороженная полу-третьи сажени у нее же прирубить при стене да перед нею же тын с дверми и с делом и с кровлею та изба станет в восмь рублев да около всех изб тын большой по смете двести бревен да на иглы пятдесят бревен а на них болшой тын и на иглы лес будет с сох а от того болшого тыну дать от дела сорок рублев а всего та тюремная изба с кровлею и около её тын и сторожевая изба и с пристеном и что против тое сторожни тын с дверми опричь болшога тынного лесу и с делом станет в шестьдесят рублев опричь земляной новой тюрьмы что стоит в болшем же тыну а ставил Князь Иван Шаховской а денги сбирали аз на тое тюрму с сох.
Расположение шуйской тюрьмы в первой половине 19-го столетия не вполне определённо. Шуйский историк В.А. Борисов (1809-1862) указывал, что до городского пожара 1792 г. тюрьма находилась на территории кремля. Позднее на месте тюрьмы были построены соляные амбары (следовательно, шуйская тюрьма в 18 веке располагалась на территории нынешней автошколы ДОСААФ на Союзной пл., д. 9 – соляные амбары в середине 19-го столетия находились именно там 7 ). После пожара 1792 г. тюрьма была перенесена в богадельню при Троицкой церкви. О состоянии и расположении городской тюрьмы В.А. Борисов более не упоминает.
Судя по отдельным упоминаниям, можно предположить, что первую половину 19-го столетия деревянная тюрьма продолжала располагаться именно у Троицкой кладбищенской церкви.
Фрагмент плана Шуи 1787 г. 8 Цифрой 2 обозначены места для строительства
деревянных судебных мест и прочих казённых строений.
Фрагмент плана Шуи 1802 г. 9 Буквой D обозначены места для казённых строений.
Владимирский губернатор И.М. Долгорукова 25 сентября 1803 г. докладывал министру МВД 10 :
«… В перечисленных же городах Юрьеве, Шуе, Муроме, Вязниках, Переславле и Меленках остроги столь ветхи, что на будущий год необходимость заставляет построить на месте их новые…
В Юрьеве на построение вновь тюрьмы без острога по начале оную длиной на 6 шириной на 4 ½ саженных вышиной от земли в 5 ½ аршин разделе внутрь стенами для прислужников мужеска и женского и больных с караульной всех порознь с двумя печами с наружи вокруг стен с вбитыми плотно сваями, которое построение по изчислению стоит будет 860…
В Шуе одинаковой величины должна быть построена с Юрьевской, которая по тамошней цене материалу, стоит будет 730».
О завершении постройки нового деревянного острога в Шуе было доложено министру внутренних дел 23 декабря 1804.