собор николая чудотворца на ярославовом дворище
Николо-Дворищенский собор
Ярославово дворище было центром политической и торговой жизни Новгорода еще в 11 веке, здесь находился двор Ярослава Мудрого и созывалось вече. В 1113 г. Мстислав, сын Владимира Мономаха и внук последнего саксонского короля Гарольда Храброго заложил тут Николо-Дворищенский собор (также известный как Никольский собор) — в память о чудесном исцелении от застарелой раны, полученной на медвежьей охоте.
Немного истории
Изначально храм использовали как домовую княжескую церковь, между ним и хоромами новгородского правителя был тайный ход, пользоваться которым могли только высшие чины. С 12 века площадь перед собором стала местом для собраний для выражения протеста действиям правительства. Эти сборища получили название «коромольные вече».
В годы советской власти, начиная с 1933 г. богослужения в соборе совмещали с экскурсиями, а немецкие оккупанты во время Великой Отечественной войны устроили там казарму. После войны храм сперва вернули прихожанам, а в 1962 г. снова отобрали и превратили в планетарий. Сегодня Никольский собор перешел в ведение Новгородского музея-заповедника и открыт для всех желающих.
Что посмотреть
Николо-Дворищенский собор занимает центральное положение в архитектурном ансамбле новгородского Торга. Сдержанным декором фасадов он немного напоминает Софийский собор. Четырехстолпный храм с тремя апсидами увенчан 5 куполами на световых барабанах, восстановленных при последней реконструкции в начале 21 века.
Интерьер собора активно реставрируют. Восстановлен резной иконостас, расчищены несколько росписей 12 века. К сожалению, большинство фресок не сохранились, но некоторые дошли до наших дней, среди которых сюжеты «Страшный суд» на западной стене, «Иов на гноище» на юго-западной и «Три святителя» в центральной апсиде.
В соборе открыт музей, где собраны церковная утварь и другие артефакты 12 века — периода расцвета Великого Новгорода. На огромном панорамном экране демонстрируют два фильма. Первый — об интерьере собора: на стены выводится проекция роскошного позолоченного 5-ярусного иконостаса, существовавшего здесь до 1980-х гг. Кстати, некоторые из более чем 40 его икон выставлены тут же. Второй фильм под названием «Великий Торг и Княжий двор» переносит зрителей в прошлое Торговой стороны города, повествуя об особенностях быта и общественной жизни.
Практическая информация
Адрес: Великий Новгород, Ярославово Дворище, ул. Никольская, 3Б. Веб-сайт.
Как добраться: пешком по Горбатому мосту или автобусами №№ 12, 13, 16, 17 до ост. «Ильина улица».
Время работы: с 10:00 до 18:00, выходные дни — понедельник и вторник, последняя пятница месяца — санитарный день. Цена билетов для взрослых 80 RUB, для студентов — 40 RUB, детям до 16 вход бесплатный. Цены на странице указаны на март 2021 г.
Николо-Дворищенский собор
Прежде всего Николо-Дворищенский собор, или Никольский собор на Ярославовом Дворище, знаменит проведением у его стен Новгородского Вече. Постройку инициировал в 1113 году князь Мстислав, сын Владимира Мономаха, завершено возведение через 23 года. Освящение храма совпало с изгнанием Всеволода Мстиславовича, провозглашением независимости Новгорода и основанием феодально-вечевой республики.
Архитектурной стилистикой здания Николо-Дворищенский собор схож с Софийским, который расположен в Детинце, и одноименным киевским. На высотной фотографии наш объект обозначен стрелкой от надписи, кремлевский же, за Волховом и звонницей, заметен своими куполами. Плотная застройка княжеского Дворища позволяет одновременно видеть несколько разнообразных построек. Юго-западнее – церковь Жен Мироносиц, колокольня которой соединена с Воротной башней, севернее – церковь Параскевы Пятницы на Торгу.
От других храмов Николо-Дворищенский собор отличается более обширным притвором из двух этажей. С северной стороны притвор охватывает весь основной четверик, кроме апсиды, покажем это на заключительном фото. Стены главного здания контрфорсами разделено на закомары, которые в перекрытии образуют своды кровли. Пять световых барабанов купольных глав храма насчитывают 24 оконных проема. На западном притворе крыша скатной конструкции, спереди в нее врезан навес ризалита.
Волны позакомарной кровли повторяются в украшениях верха цилиндрических барабанов, покрытие переходит в полусферы куполов. В оконные проемы вставлены щиты с отверстиями, уменьшающие интенсивность световых потоков. Таким образом сберегаются оставшиеся фрагменты древних иконописных работ, которые хранит Николо-Дворищенский собор. О них говорится на памятной мраморной доске, сохраненной у входа в храм вместе с современной. На ней даже не стали маскировать изменения, внесенные в хронологию строительства.
Уточненные даты выбиты на основании научных исследований, проведенных с использованием точных методов анализа материалов. Название храма указано официальное, тогда как Николо-Дворищенский собор – просторечие, указывающее на расположение. Подцерковьем в тексте пояснения названа часть здания, которая за истекший период превратилась в цокольный этаж. Остальная информация повторяет уже сказанное в обзоре, лаконично и понятно. Остается воочию убедиться, что же осталось от древней живописи.
Что хранит Николо-Дворищенский собор
То немногое, что осталось от декора алтарного иконостаса, — совсем не первичные украшения. Его отделка и позолота были выполнены сравнительно недавно, в начале прошлого века, к двойному юбилею. Тогда 300-летие династии Романовых (1913 год) совпало с 800-летием закладки храма. На сей раз большевики к разрухе непричастны, Николо-Дворищенский собор не закрывался, службы не прекращались. Критичным для внутреннего убранства мог быть период оккупации во время Великой Отечественной войны, когда здесь были немецкие казармы.
Створки Святых врат открывают вид внутрь алтаря, стены которого очищены от всех наслоений. Росписи под сводом апсиды рассмотрим позднее, на ближнем плане хорошо видны подробности декоративного убранства. Накладные элементы выполнены довольно красочно, удалены почему-то выборочно. Совсем не осталось икон, скорее всего переданы другим храмам в 1962 году, когда Николо-Дворищенский собор был упразднен. Он разделил участь половины действовавших после войны храмов РПЦ, закрытых при хрущевском гонении на церковь.
Идеологической основой притеснения религии была третья программа КПСС, принятая в 1961 году. Документ всерьез обещал существовавшему поколению жизнь при коммунизме, по принципу – от каждого по способностям, каждому — по потребностям. Религия в насаждаемую коммунистическую идеологию категорически не вписывалась, храмы становились в лучшем случае музеями, в худшем – хозяйственными строениями. Музейное положение сохранило Николо-Дворищенский собор от наихудшего, но церковью древний храм востребован не был.
Сохранившиеся росписи разных времен
Известнейший библейский сюжет Тайной вечери исполнен в 1836 году иконописцем Веригиным Герасимом Семеновичем. Это далеко не копия знаменитой росписи Леонардо да Винчи, как мозаика Джакомо Рафаэлли в венской церкви Миноритов. Однако смысл изображенного не изменен, несмотря на разницу с предыдущими иллюстраторами. Малоизвестный русский художник рисовал собственное восприятие священного текста, не оглядываясь на авторитеты. Да и неизвестно, был ли он знаком с предыдущими воплощениями.
В правой от Тайной вечери стенной арке – наиболее сохранившийся фрагмент первичной росписи. Ею украсили Николо-Дворищенский собор после возведения художник, нам неизвестный, следовавший византийским и киевским иконописным традициям. Особенно заметно мелирование светлым тоном на челе изображенного Лазаря, жителя селения Вифания, воскрешенного Иисусом Христом. Именно за это почитают христиане кипрского епископа, еще 30 лет прожившего после чудесного оживления.
В симметрично расположенной левой арке изображение практически утрачено, осталась лишь непонятная верхняя часть. Здесь реставраторам пришлось обрубить немного позднейшей росписи ради обследования состояния стеновой кладки. Оно признано вполне удовлетворительным для сохранения в существующем виде, как музейной экспозиции. Оставшиеся росписи не вызывают опасений, однако солнечный свет допускается внутрь в ограниченном количестве. Только так можно предотвратить осыпание фресок, часто происходящее на свету.
От осмотра недоступного в действующих храмах алтарного пространства остается двойственное впечатление. Это не нарушение канонов, поскольку отсутствует обрядовая атрибутика, но беспокойное чувство присутствует. С другой стороны, состояние конструктивных элементов для здания такого возраста просто превосходное. Не совсем понятна ни остановка реставрационных работ, ни отсутствие попыток вернуть реликвию в лоно церкви. Задавать вопросы здесь некому, остается продолжить визит в Николо-Дворищенский собор.
Церковные хоры, они же – бывшие княжеские покои
Первоначально Николо-Дворищенский собор сообщался с княжеским дворцом, поскольку был задуман домовой церковью. Изгнание правителя и становление республики передало храм новгородскому владыке, сделало вечевым. Здесь была своеобразная охраняемая территория, где могли укрываться преследуемые до разборок по сути обвинений. Хоры занимали верхний ярус притвора, их балкон выходил в основное храмовое пространство. Сохранившиеся росписи стен и сводов красочны и привлекательны до сих пор.
Под балконом хоров – еще одна работа Веригина, Принесение круглой иконы святого Николы в Новгород. Местные легенды повествуют об исцелении этим образом болезни князя Мстислава, предположительно от кожной проказы. Круглые иконы восходили к византийской иконописи, а святой Николай издавна почитается всеми ветвями христианства. Даже Санта Клаус – производное от его немецкого имени, это прародитель всех версий Дедов Морозов. Благодарный за излечение князь назвал собор именем святителя.
Много известно преданий и легенд об этой иконе, которые продолжают занимать серьезных ученых. Велико количество статей с версиями и толкованиями происхождения образа, вариантов его появления на новгородской земле. Публикации используют в диссертациях, подтверждают либо опровергают, умножая количество наделенных ученой степенью. Все они со временем забудутся, но Николо-Дворищенский собор останется вечной реликвией. Теперь он – составная часть Новгородского музея, навсегда ли – нам неведомо.
Музейная экспозиция новгородских древностей
Превозносить как неповторимую и уникальную, здешнюю музейную экспозицию достаточных и весомых оснований нет. Однако привлекает подлинность экспонатов, непосредственная связь с экспонирующим зданием. Старинные планы и зарисовки, снимки начиная с изобретения фотографического метода составляют большинство экспонатов. Представлены целые научные коллективы, занимавшиеся исследованиями, всесторонне изучавшие Николо-Дворищенский собор. Есть и вещественные экспонаты, довольно древние и редкие.
Информационная составляющая музейной экспозиции в стенах древнего храма достаточно насыщенна. Пояснения имеет каждый выставленный черепок либо снимок, на стене – краткое изложение истории и конструкции, всего, чем примечателен Николо-Дворищенский собор. Но не имеет смысла все сведения излагать в обзорной статье, имеющей целью ориентацию будущих посетителей. Иначе собственное посещение не принесет ни новизны впечатлений, ни свежести восприятия древней достопримечательности.
Просто следует иметь в виду, что здесь нет блестящих драгоценностей и бесценных произведений искусства. Зато это подлинные свидетельства ушедших эпох, которыми пользовались древние новгородцы. Их нельзя трогать руками, но видеть собственными глазами – совсем не равнозначно просмотру фотографий. Вовсе не исчерпывается выставочными витринами с экспонатами здешняя экспозиция, она – все здание целиком. Некоторые приметные вещи не имеют информационных указателей, но тем не менее любопытны.
Яркий пример сказанному – невзрачный с виду коридор с оставленными без отделки участками. Реставраторы их не оштукатурили намеренно, чтобы продемонстрировать методы каменной кладки прямых стен и арочного перекрытия. Показательные места выделены индивидуальной подсветкой, чтобы рассмотреть можно было в мельчайших подробностях. Этот проход ведет к одному из древнейших в России изображений Страшного суда. Сохранилось оно до наших дней благодаря тому, что уцелел Николо-Дворищенский собор.
Изображение сохранилось благодаря строительству каменной лестницы доступа на княжеский уровень с установлением республики. Кладка защитила старинную роспись, сохранив весьма значительные фрагменты. Непонятны они только с первого взгляда, микроскопические исследования открывают все новые подробности рисунка. Справа от окна — трон Сатаны в виде мифического существа, слева опутанные змеями ноги грешников. Похуже видна огненная река, уносящая их в преисподнюю.
Напоследок – необычная северная стена собора
Упомянутый в начале обзора охват притвором северной стены, необычный в храмовом строительстве, стоит отдельного рассмотрения. Собственно говоря, здесь не единый притвор, а дополнительно пристроенное сооружение. Датируется оно достаточно точно, 1822-м годом, выглядит как типичный дворянский двухэтажный особняк. Более вычурная отделка, с расшивкой стен нижнего яруса и колоннами на верхнем, значительно отличается от основного строения. Парадный вид придает треугольный фронтон с украшениями.
Однако это вовсе не помещение для важных персон, пристройка идентифицирована как хозяйственная. Как ни странно, но в таком месте Николо-Дворищенский собор имел хранилище каменного угля для отопления. Здесь же располагались другие подсобные помещения, соответствующие возросшим требованиям XIX века к комфортности. Пожалели реставраторы творение, не ликвидировали ради первоначальной исторической достоверности. Не будем критиковать такой подход, здание стало только своеобразнее.
Ярославово Дворище с Торгом, аналогом древнеафинской Агоры, древний кремль Детинец с многими знаковыми постройками символичны. Они, и Николо-Дворищенский собор в том числе, олицетворяют былое величие Великого Новгорода. Город был детищем неизбежной феодальной раздробленности Руси, волею судеб значение потерял и едва не был забыт. Неоднократное возвращение к исторической панораме объясняется небывалой концентрацией исторических достопримечательностей, и эта статья не последняя.
Великий Новгород. Собор Николая Чудотворца на Ярославовом дворище.
Никольский собор на Ярославовом дворище
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Никольский собор на Ярославовом дворище построен повелением князя Мстислава Владимировича, сына Владимира Мономаха в 1113-1136г. архитектором Петром как придворный храм. Действовал до и после войны. В советское время в нём располагались планетарий и музей.
С 2007 года начались археологические исследования прилегающей к собору территории площадью около 80-ти квадратных метров. Ценнейшие археологические находки не заставили себя ждать. В полноценном музейном режиме Никольский собор действует с 2003 года.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №15, 2012 г.
В начале ХIХ века точно по периметру паперти возвели пристройку. Примерно тогда же появилась северная пристройка с характерным классицистическим фасадом, украшенным ионическими колоннами. Внутреннее пространство Никольского собора разделено на три нефа четырьмя крестчатыми в плане столбами, причём центральный неф значительно шире двух боковых. Храм снабжён нартексом. Над нартексом находятся хоры «полати», имеющие П-образную форму: боковые части выступают из нартекса, занимая два примыкающих боковых пространства наоса (места для молящихся внутри храма). В древности нартекс отделялся от храма сплошной стеной, впоследствии на хорах восточные участки стен нартекса были разобраны и заменены арками.
Ещё в ХV веке в храме устроили подцерковье, значительно подняв при этом пол. Деревянное перекрытие, судя по всему, сильно пострадало при пожаре 1679 года, и спустя три года, производя новый ремонт, его заменили каменным сводом. При этом оказался «разобщен» фресковый ансамбль Никольского собора. Впрочем, обнаружили это уже в ХХ столетии.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №15, 2012 г.
Первый Николаевский храм на Руси
Николо-Дворищенский собор – второй по древности из новгородских храмов и древнейший из построенных в честь св. Николая Мирликийского, сохранившийся до наших дней. Согласно летописям, основал его в 1113 г. старший сын Владимира Мономаха – новгородский князь Мстислав Владимирович. Собор возводился, как дворцовый храм и по-видимому сообщался с княжескими палатами особым переходом, строился долго – целых 23 года и закончен был только в 1136 г.
Посвящение собора Николаю Мирликийскому стоит у истоков великого почитания этого святого на Руси. Одно из Новгородских преданий о строительстве собора гласит, что основание храма Николы на Дворище связано с чудесным обретением круглой иконы святителя и исцелением от неё князя Мстислава: «Князь Мстислав тяжело заболел, не мог двигаться. Во сне ему явился святой Николай и повелел отправить послов в Киев за чудотворной иконой, которая хранилась на хорах в киевском Софийском соборе и прославилась к тому времени чудесами. Никола поведал князю даже «меру», то есть размер «круглой доски».
Мстислав направил посольство в Киев, но на озере Ильмень послов настигла буря, им пришлось пережидать её три дня и три ночи. На четвертый день повар, желая зачерпнуть воды для приготовления пищи, увидел плавающую на воде круглую доску с изображением святого. Вот такое произошло чудесное обретение иконы, приплывшей из Киева в Новгород. Её торжественно принесли князю, и он узнал образ, который ему был явлен во сне. Икону омыли водой, Мстислав этой водой омыл лицо и получил исцеление».
Эта уникальная икона долгое время хранилась в Николо-Дворищенском соборе, как его главная святыня. Сравнительно недавно в одной из рукописей была обнаружена пометка на полях, где рассказывается, что чудотворная икона в начале XVI в. из Новгорода была вывезена Иваном III в Москву, помещена в один из храмов московского Кремля – Благовещенский собор (по другой версии в церковь Рождества Богородицы) и там погибла во время пожара 1627 года. Но в течение многих столетий с этой иконы, которая была очень почитаема, делались списки. Считалось, что копия принимает все чудотворные свойства оригинала. В Никольском соборе было несколько таких списков. В настоящее время один из них находится в музейной экспозиции Новгородского музея.
Уже с середины XII в. храм стал городским, а с начала XIII в. у его стен собиралось вече. В соответствии с распространённой в средние века традицией, Никольский собор давал защиту и неприкосновенность преследуемым горожанам, укрывшимся под его сводами, до разборок по сути обвинения, о чём повествует нам Первая Новгородская летопись.
Вскоре после завершения строительства, во второй половине XII в., в связи с превращением дворцовой княжеской церкви в городской собор, были предприняты существенные перестройки, приспосабливающие храм к новым условиям. Впоследствии, за многовековую историю Никольский собор пережил множество пожаров и несколько различных переделок и перестроек, а также периодов, которые отразились на сохранности храма. Собор лишался четырёх из пяти своих глав, которые были восстановлены при реставрации, и наоборот – прирастал приделами, несколько раз менял облик паперти.
В лихие послереволюционные года храм не закрывался, но в 1933 г. совмещал функции храма и музея. В период немецко-фашистской оккупации во время Великой Отечественной войны в соборе была устроена казарма для солдат, а в результате артиллерийский обстрелов были повреждены кровля, верхняя часть здания и в кладке стен прошли трещины. В 1945 г. храм передали Православной церкви, но в 1962 г. Никольский собор, как действующий, был упразднён и передан Новгородскому музею, в чьём ведении он до сих пор и находится. С этого времени началось научное изучение собора, как памятника древнерусской архитектуры. В результате раскопок, проводившихся в подцерковье, обнаружены остатки каменной лестницы, устроенной уже после завершения строительства собора. Была проведена огромная работа по восстановлению отдельных элементов архитектуры XII в. Значительная часть средств, необходимых для этих работ, была предоставлена Северо-европейским торговым союзом древних городов Ганзы.
Собор был расписан сразу после строительства, но от первоначальных росписей мало, что уцелело. Наиболее известным из сохранившихся фресок является фрагмент с ветхозаветным праведником Иовом и его женой. Жена подаёт страдающему проказой Иову, сидящему на, так называемом, гноище, кувшин с едой, подвешенный на длинной палке. Женщина старается не смотреть на страдальца, и искусствоведов особенно поражает насколько мастерски написано на её лице выражение брезгливости.
Кроме этого Николо-Дворищенский собор, как музей, имеет свою постоянную экспозицию, где представлены подлинные свидетельства ушедших эпох, среди которых присутствуют древние и редкие экспонаты.
Российские древности: Николо-Дворищенский собор Великого Новгорода
Какую роль в судьбе второго по древности новгородского храма сыграли немцы во время Великой Отечественной войны и Ганзейский союз нового времени сейчас, как оказалось, что новгородский князь мог стать английским монархом, и какие фрески сохранились в Николо-Дворищенском соборе, рассказывает Indicator.Ru.
Как мы уже писали, первый каменный храм в Новгороде Великом построили в 1045-1050 годах. София Новгородская и поныне остается древнейшим сохранившимся храмом средневековой Руси на территории нашего государства (есть и более древние, в Киеве и Чернигове, но на территории Украины). Каменное строительство велось на Руси и во второй половине XI века, но в Великом Новгороде оно прервалось более чем на полвека. Посудите сами: после окончания главного новгородского собора в 1050 году никакого «зодчества» (в буквальном смысле, ведь «здо» означает глину, из которой «творили» плинфу — кирпичи) в Новгороде в XI веке более не было. Тому можно придумать несколько объяснений: быть может, заказчики, князья и архиепископы, не чувствовали себя здесь уверенными и не стремились строить на века, быть может, городу хватало одного крупного кафедрала, а приходские храмы были деревянными. В любом случае следующая каменная постройка в тех краях возведена 53 года спустя. И не в самом Новгороде, а рядом, на Городище.
Старый город и Мономашич
Это место называют еще Рюриково Городище. Правда, такое название ему было дано первыми новгородскими археологами-краеведами еще в конце XIX – начале XX веков («есть городище — место, где некогда было древнее поселение, в Новгород призывался Рюрик, так чье же оно еще!»). Кстати, мало кто знает, что среди первых исследователей Новгорода был молодой художник Николай Рерих, будущий гималайский житель, а его сын, будущий известный исследователь культуры Востока Юрий Рерих, и вовсе родился на раскопках в Новгороде, тогда еще не имевшем официальной приставки «Великий» к названию.