собор на тарской в омске

ОМСКИЙ КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ СОБОР

собор на тарской в омске. Смотреть фото собор на тарской в омске. Смотреть картинку собор на тарской в омске. Картинка про собор на тарской в омске. Фото собор на тарской в омске
Омский Крестовоздвиженский собор, 14 июля 2009. Фотография с сайта sobory.ru

Омский собор в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня Омской епархии

Строительство храма

С инициативой строительства храма в 1858 году выступил генерал-губернатор Западной Сибири и Войсковой Наказной Атаман Сибирского казачьего войска Густав Христианович Гасфорд.

Более пяти лет потребовалось на то, чтобы собрать средства и начать строительство. Сбор денег на постройку храма осуществлял святой праведный Стефан Омский. Пожертвования поступали от военных, чиновников, казаков, от жителей не только Омска, но и других городов: Каинска, Томска, Мариинска, Тюмени.

Место для строительства храма выбиралось с учетом возможности стать прихожанами церкви жителям двух форштадтов (предместий города). Г. X. Гасфорд предлагал возвести новую церковь в Кадышевском форштадте. Генерал-губернатор писал епископу Тобольскому и Сибирскому Феогносту (Лебедеву):

В 1862 году Густав Христианович уезжает на жительство в столицу и присылает оттуда денежное пожертвование на строительство храма.

Новый генерал-губернатор Западной Сибири А.О. Дюгамель выбрал под строительство «свободную площадь» на границе Кадышевского и Бутырского форштадтов.

Первоначальный проект храма принадлежал старшему городовому архитектору Ф.Ф. Вагнеру, выполнившему смету и чертежи в ноябре 1861 – январе 1862 года. В 1863 году проект был «улучшен в некоторых частях» в Санкт-Петербурге в Департаменте проектов и смет архитектором-художником К. Лазаревым. Сооружалась церковь «под наблюдением по технической части» омским городовым архитектором Э.И. Эзетом. Зодчие Ф.Ф. Вагнер и В.К. Гейде в мае 1870 года освидетельствовали постройку.

Благотворителем и добровольным строителем вновь заложенного храма выступил омский купец первой гильдии Григорий Петрович Андреев, православный христианин, казах по национальности.

собор на тарской в омске. Смотреть фото собор на тарской в омске. Смотреть картинку собор на тарской в омске. Картинка про собор на тарской в омске. Фото собор на тарской в омске
Омский Крестовоздвиженский храм в нач. XX века

К 1867 году храм был возведен, на его главах установлены кресты. Однако из-за неожиданной кончины Г. П. Андреева завершение строительства затянулось еще на 3 года.

Торжественное освящение однопрестольного каменного храма состоялось 22 сентября 1870 года. Освящал его, как и при закладке, святой праведный Стефан Омский.

12 февраля 1896 года был освящен второй престол в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали».

С 1891 года при церкви начала функционировать церковно-приходская школа для девочек. Помещалась она в собственном деревянном здании и содержалась на средства церкви, Святейшего Синода и местного городского общества.

В 1901 году состоялось открытие народных чтений при Крестовоздвиженской церковно-приходской школе религиозно-нравственного, исторического и литературного содержания.

В начале 1900-х годов стены храма были расписаны по образцу Собора святого князя Владимира в Киеве.

С 18 августа 1904 года по штату церкви было положено 4 священника, 3 псаломщика и дьякон. В течение года, по сведениям 1914 года, бывало до 903 крещений, 98 браков и 572 отпеваний.

8 мая 1919 года около храма заложили сад.

В годы советской власти

В 1920 году имущество собора было национализировано.

Прихожане почти всех церквей Омска на общих приходских собраниях 1924 года вынесли постановления о переходе из обновленчества в православную (тихоновскую) группу. В 1926 году община храма Воздвижения Животворящего Креста Господня была зарегистрирована как тихоновская.

30 ноября 1930 года представители советской власти изъяли из храма 473 книги, а через несколько дней был арестован священник храма о. Алексий Головин.

В мае 1933 года было сфабриковано групповое уголовное дело на священнослужителей Крестовоздвиженской церкви за «антисоветскую деятельность». Каждый из них был осужден на 5 лет лишения свободы.

5 ноября 1936 года Президиум Омского облисполкома принял решение разрушить храм, а на его месте построить школу. Принимая решение о сносе церкви, власти допускали явное нарушение заключенного с общиной договора об использовании здания церкви общиной верующих, условия которого со стороны прихожан неукоснительно выполнялись. В ответ на это постановление верующие общины Крестовоздвиженской церкви 18 ноября подали протест в ЦИК РСФСР. 26 ноября подобный протест был направлен и в Омский облисполком. В результате снос здания был приостановлен.

25 декабря 1937 года Президиум ВЦИК принял постановление за подписью М.И. Калинина: «Церковь закрыть. Здание снести».

В 1938 году в Омске началось описание церковного имущества, которое изымалось и хранилось на складах драматического и кукольного театров, а также в спецотделе Горсовета. Предметы, содержащие драгоценные металлы, отправлялись в Москву, а иконы, книги и киоты, как ненужные, по мнению чиновников, сжигались.

В годы Великой Отечественной войны верующие Крестовоздвиженского храма, помня благословение митрополита Сергия (Страгородского) «пожертвованиями содействовать нашим доблестным защитникам в победе над коварным врагом», молитвенно и денежно вносили свой посильный вклад в дело общей Победы.

Омский горисполком на основании постановления СНК СССР от 28 ноября 1943 года «О порядке открытия Церквей» своим решением от 7 марта 1943 года зарегистрировал общину верующих и 2 августа года передал общине Крестовоздвиженскую церковь. Одновременно была возвращена часть изъятого ранее церковного имущества.

26 сентября этого же года в храме начали совершаться богослужения. Настоятелем общины стал протоиерей Феофан Евгеньевич Токарев.

Весной 1944 года верующим разрешили пользоваться колоколом.

С момента возрождения Омской епархии в 1946 году собор получает статус кафедрального, в котором оставался до 1992 года.

В 1951 году по благословению владыки Ювеналия (Килина) в соборе был устроен и освящён третий придел в имя Пророка Илии.

Новейшая история

26 июня 1980 года решением Омского облисполкома за № 239/10 здание храма было поставлено на учёт как памятник истории и культуры местного значения.

1990-х годах при соборе было положено начало возрождению сибирского казачества. Так, 5 марта 1990 года в трапезной собора в присутствии митрополита Омского и Тарского Феодосия состоялось первое собрание, на котором был избран оргкомитет землячества сибирских казаков в Омске. Инициаторами возрождения сибирского казачества на Омской земле тогда стали потомственный казак С.Н. Смоляков и историк-краевед А.М. Лосунов.

В 2009 году на пожертвования прихожан были установлены новые купола; трапезная храма в воскресные и праздничные дни устраивает для прихожан благотворительные обеды.

При храме функционирует воскресная школа.

Архитектура

Размеры собора: в длину – 34,8 м, в ширину – 21,6 м (с приделами 1990 года – 37,2 м).

В проекте Ф.Ф. Вагнером был использован тип двухчастного храма, состоящего из помещения самой церкви с полукруглой апсидой и притвора с ярусной колокольней, расположенных на одной оси.

Основной объем имел в плане форму квадрата и конструктивно решался по традиционному принципу четырехстолпного сооружения с несущими наружными стенами. Столбы воспринимали часть распора коробовых сводов перекрытия и через систему парусов и подпружных арок нагрузку от восьмигранного барабана, увенчанного куполом. Сам купол перекрывался восьмилотковым сомкнутым сводом, а снаружи очертанием кровли напоминал изогнутые крыши сооружений позднего немецкого Возрождения. Демонстрируя ренессансное поэтажное размещение ордера, по всему периметру здания, во втором ярусе колокольни и на барабане купола располагались одиночные и спаренные дорические пилястры. Оконные и дверные проемы проектировались арочными. В тимпанах применены люкарны. Конкретно-образное стилевое звучание должны были усиливать высокие порталы с многоступенчатыми лестницами, организованными с трех сторон здания. Арка портала объединяла входную дверь и выше расположенные сдвоенные окна. Оформление последних большим и малыми архивольтами с медальоном между ними было заимствовано из архитектуры раннего Ренессанса. Символическое значение трехкратного ритмического повтора арок подчеркивал раскрепованный фронтон, возвышавшийся над порталом. В его тимпане предполагался медальон с изображением Иисуса Христа.

Изменения внесенные в проект Лазаревым, за исключением некоторого упрощения декора, не были воплощены.

Статистика

Святыни

Настоятели

Приписные храмы

Литература

Источник

Из истории храма

Храм в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня расположен в центре Омска на пересечении улиц Тарской, Рабиновича и Третьяковской.

В настоящее время это второй по возрасту после Свято-Никольского казачьего собора православный храм, сохранившийся в нашем городе с дореволюционной поры.

С инициативой его строительства в 1858 году выступил генерал-губернатор Западной Сибири и Войсковой Наказной Атаман Сибирского казачьего войска Густав Христианович Гасфорд.

Более пяти лет потребовалось на то, чтобы собрать средства и начать строительство.

Сбор денег на постройку храма осуществлял протоиерей Стефан Знаменский (св.праведный Стефан Омский).

Пожертвования поступали от военных, чиновников, казаков, от жителей не только Омска, но и других городов: Каинска, Томска, Мариинска, Тюмени.

Место для строительства храма выбиралось с учетом возможности стать прихожанами церкви жителям двух форштадтов (предместий города). Г. X. Гасфорд предлагал возвести новую церковь в Кадышевском форштадте. Генерал-губернатор писал Епископу Тобольскому и Сибирскому: «По народонаселению Омска и по обширности занимаемого им пространства, число существующих ныне в этом городе православных церквей крайне недостаточно»; «…люди преимущественно бедные, не имеющие своих лошадей и экипажей часто лишены бывают возможности посещать Божий храм, не только в Воскресные дни, но даже в большие праздники».

В 1862 г. Густав Христианович уезжает на жительство в столицу и присылает оттуда денежное пожертвование на строительство храма.

Новый генерал-губернатор Западной Сибири А. О. Дюгамель выбрал под строительство «свободную площадь» на границе Кадышевского и Бутырского форштадтов.

Первоначальный проект храма принадлежал старшему городовому архитектору Ф. Ф. Вагнеру, выполнившему смету и чертежи в ноябре 1861 – январе 1862 года. В 1863 году проект был «улучшен в некоторых частях» в Санкт-Петербурге в Департаменте проектов и смет архитектором-художником К. Лазаревым. Сооружалась церковь «под наблюдением по технической части» омским городовым архитектором Э. И. Эзетом. Зодчие Ф. Ф. Вагнер и В. К. Гейде в мае 1870 г. освидетельствовали постройку.

Благотворителем и добровольным строителем вновь заложенного храма выступил омский купец первой гильдии Григорий Петрович Андреев, православный христианин, казах по национальности. К 1867 г. храм был возведен, на его главах установлены кресты. Однако из-за неожиданной кончины Г. П. Андреева завершение строительства затянулось еще на 3 года.

Торжественное освящение однопрестольного каменного храма состоялось 22 сентября 1870 г. Освящал его, как и при закладке, святой праведный Стефан Омский (протоиерей Стефан Знаменский).

Двухпрестольной церковь стала лишь с 12 февраля 1896 г., когда был освящен второй престол — в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали».

В начале 1900-х годов стены храма были расписаны по образцу Собора святого князя Владимира в Киеве.

До революции особо почитаемой иконой в храме был список с чудотворной Абалакской иконы Божией Матери.

С 1891 г. при церкви начала функционировать церковно-приходская школа для девочек, в которой обучалось 80 воспитанниц. Помещалась она в собственном деревянном здании и содержалась на средства церкви, Святейшего Синода и местного городского общества.

1901 г. состоялось открытие новых народных чтений при Крестовоздвиженской церковно-приходской школе религиозно-нравственного, исторического и литературного содержания. Храм становится одним из центров приходской жизни.

С 1904 г. церкви по штату было положено 4 священника, 3 псаломщика и дьякон. В 1900 г. в храме служили – Петр Семенович Троицкий, Аполлон Арсентьевич Волков, Дмитрий Иванович Удимов. С мая 1911 г. – протоиерей Алексей Гусев, с 3 августа 1909 г. Алексей Иоаннович Головин. Дьяконами были: в 1900 г. Александр Павлович Милованов, до 19 марта 1912 г. – Капитон Климентович Чумакин; псаломщиками: Николай Васильевич Кедров, Сергей Тимофеевич Донченко, Дмитрий Петрович Волосатовский, 1912–1913 – Николай Ксенофонтович Миловидов. 18 марта 1912 года дьякон Крестовоздвиженской церкви Капитон Чумакин рукоположен и переведен священником с. Николаевского Тюкалинского уезда. Священник Николай Кощеев переведен на штатное дьяконское место.

За 1913 г. в приходе Крестовоздвиженскои церкви было зафиксировано 903 крещения, 98 браков и 572 отпевания. В общей сложности жертва на храм составила в течение года 8000 руб. Численность прихожан в это же время достигала 6507 человек (3150 мужчин и 3357 женщин).

Несмотря на разгар братоубийственной Гражданской войны, 8 мая 1919 г. около храма заложили сад.

Самый трагический период для Крестовоздвиженскои церкви начался с установлением советской власти.

Прихожане почти всех церквей г. Омска на общих приходских собраниях 1924 года вынесли постановления о переходе из обновленчества в православную (тихоновскую) группу. Поэтому в 1926 году община храма Воздвижения Животворящего Креста Господня была зарегистрирована как тихоновская В следующем году она насчитывала 111 верующих, а в 1928 г. — уже 137 прихожан.

30 ноября 1930 г. представители советской власти изъяли из храма 473 книги.

В мае 1933 г. было сфабриковано уголовное дело на двух священнослужителей Крестовоздвиженскои церкви за «антисоветскую деятельность». Каждый из них был осужден на 5 лет лишения свободы. В 1936 г. приход Крестовоздвиженского храма составлял 445 человек, в нём служили священники Феофан Токарев и Николай Чуркин.

5 ноября 1936 г. Президиум Омского облисполкома принял решение разрушить храм, а на его месте построить школу.

В ответ на это постановление верующие общины Крестовоздвиженскои церкви 18 ноября 1936 г. подали протест в ЦИК РСФСР. 26 ноября 1936 г. подобный протест был направлен и в Омский облисполком. В результате снос здания в 1936 г. был приостановлен. Принимая решение о сносе церкви, власти допускали явное нарушение заключенного с общиной договора об использовании здания церкви общиной верующих, условия которого со стороны прихожан неукоснительно выполнялись.

25 декабря 1937 г. Президиум ВЦИК принял постановление за подписью М. И. Калинина: «Церковь закрыть. Здание снести». Но милостью Божией оно было выполнено лишь наполовину. Общину ликвидировали, а в здании разместили общежитие кожевенно — обувной фабрики.

В 1938 г. в Омске началось описание церковного имущества, которое изымалось и хранилось на складах драматического и кукольного театров, а также в спецотделе Горсовета. Предметы, содержащие драгоценные металлы, отправлялись в Москву, а иконы, книги и киоты, как ненужные, по мнению чиновников, сжигались.

В годы Великой Отечественной войны верующие Крестовоздвиженского храма, помня благословение Митрополита Сергия (Страгородского) «пожертвованиями содействовать нашим доблестным защитникам в победе над коварным врагом», молитвенно и денежно вносили свой посильный вклад в дело общей Победы.

В этот период власти меняют политику в отношении Русской Православной Церкви.

7 марта 1943 г. (то есть еще до Постановления СНК СССР от 28 ноября 1943 г. «О порядке открытия Церквей») решением Исполкома Омского городского Совета депутатов трудящихся Крестовоздвиженская община верующих была зарегистрирована.

2 августа 1943 г., в день Пророка Илии, общине было передано здание Крестовоздвиженской церкви. Одновременно была возвращена часть изъятого ранее церковного имущества.

26 сентября этого же года (в канун престольного праздника) в храме начали совершаться богослужения.

Настоятелем общины становится протоиерей Феофан Евгеньевич Токарев.

Весной 1944 г. верующим разрешили пользоваться колоколом.

С момента возрождения Омско-Тарской епархии в 1946 г. собор в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня г. Омска получает статус кафедрального, в котором оставался до 1992 г. В нём служили все правящие архиереи, занимавшие вначале Омско-Тарскую, а затем с 1947 по 1990 гг. и Омско-Тюменскую кафедры. Статус собора побуждал омских владык следить за его благолепием. Каждый из них, так или иначе, вложил в его внешний и внутренний вид частичку своей заботы.

Так, в 1951 г. по благословению владыки Ювеналия (Килина) в соборе был устроен и освящён третий придел в честь Пророка Илии.

Значительные изменения во внутреннем и внешнем виде храм претерпел в конце 1980 — х годов. По благословению и при ближайшем участии Его Высокопреосвященства Митрополита Омского и Тарского Феодосия к 1000-летию Крещения Руси был реконструирован иконостас храма. Из трехъярусного он стал пятиярусным с покрытием сусальным золотом, была обновлена и настенная роспись. В 1988 — 1990 гг. по проекту омского архитектора В. А. Баранова к зданию с севера и юга были пристроены два придела. Первый – в честь Святителя Иоанна Тобольского, а второй — во имя Святого равноапостольного князя Владимира. Однако эти приделы не освящались. Поэтому сегодня Крестовоздвиженский собор имеет три престола и пять приделов.

26 июня 1980 г. решением Омского облисполкома за № 239/10 здание храма было поставлено на учёт как памятник истории и культуры местного значения.

Именно при Крестовоздвиженском соборе в 90-х гг. минувшего века было положено начало возрождению сибирского казачества. Так, 5 марта 1990 г. в трапезной Крестовоздвиженского кафедрального собора в присутствии Митрополита Омского и Тарского Феодосия состоялось первое собрание, на котором был избран оргкомитет землячества сибирских казаков в Омске. Инициаторами возрождения сибирского казачества на Омской земле тогда стали потомственный казак С. Н. Смоляков и историк-краевед А. М. Лосунов.

На протяжении 46 лет (с 1961 по 2007 гг.) бессменным настоятелем собора являлся старейший клирик Омско-Тарской епархии митрофорный протоиерей Иоанн Мельник (1929 — 2007 гг.).

В 2011 численность прихожан храма составляла около 300 человек. Особым их почитанием пользуются следующие храмовые иконы: Абалакский образ Божией Матери «Знамение», «Утоли моя печали», «Иверская» (по воспоминаниям старожилов, этот образ хранился до революции в омской часовне в честь Иверской иконы Божией Матери); икона Святителя и Чудотворца Николая (писанная на Афоне), икона Пророка Илии.

В 2009 году на пожертвования прихожан были установлены новые купола; трапезная храма в воскресные и праздничные дни устраивает для прихожан благотворительные обеды.

Возродилась образовательная традиция: при храме на протяжении уже 15 лет функционирует воскресная школа.

Указом митрополита Омского и Тарского Владимира №5 от 01 сентября 2011 года настоятелем Крестовоздвиженского собора назначен протоиерей Олег Цветков.

Источник

Собор Воздвижения Креста Господня (Омск)

Мiръ Россия Омская область Омск Собор Воздвижения Креста Господня (Омск)

собор на тарской в омске. Смотреть фото собор на тарской в омске. Смотреть картинку собор на тарской в омске. Картинка про собор на тарской в омске. Фото собор на тарской в омске

Храм в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня расположен в центре Омска на пересечении улиц Тарской, Рабиновича и Третьяковской. В настоящее время это второй по возрасту после Свято-Никольского казачьего собора православный храм, сохранившийся в городе Омске с дореволюционной поры.

Содержание

История [ править ]

С инициативой его строительства в 1858 году выступил генерал-губернатор Западной Сибири и Войсковой Наказной Атаман Сибирского казачьего войска Густав Христианович Гасфорд.

Более пяти лет потребовалось на то, чтобы собрать средства и начать строительство. Пожертвования поступали от военных, чиновников, казаков, от жителей не только Омска, но и других городов: Каинска, Томска, Мариинска, Тюмени.

Торжественное освящение однопрестольного каменного храма состоялось 22 сентября 1870 г. Освящал его, как и при закладке, святой праведный Стефан Омский (протоиерей Стефан Знаменский).

Самый трагический период для Крестовоздвиженскои церкви начался с установлением советской власти.

Прихожане почти всех церквей г. Омска на общих приходских собраниях 1924 года вынесли постановления о переходе из обновленчества в православную (тихоновскую) группу. Поэтому в 1926 году община храма Воздвижения Животворящего Креста Господня была зарегистрирована как тихоновская.

25 декабря 1937 г. Президиум ВЦИК принял постановление за подписью М. И. Калинина: «Церковь закрыть. Здание снести». Но милостью Божией оно было выполнено лишь наполовину. Общину ликвидировали, а в здании разместили общежитие кожевенно — обувной фабрики.

В годы Великой Отечественной войны 7 марта 1943 г. (то есть еще до Постановления СНК СССР от 28 ноября 1943 г. «О порядке открытия Церквей») решением Исполкома Омского городского Совета депутатов трудящихся Крестовоздвиженская община верующих была зарегистрирована.

2 августа 1943 г., в день Пророка Илии, общине было передано здание Крестовоздвиженской церкви. Одновременно была возвращена часть изъятого ранее церковного имущества.

26 сентября этого же года (в канун престольного праздника) в храме начали совершаться богослужения.

Современное состояние [ править ]

В 2011 численность прихожан храма составляла около 300 человек. В 2009 году на пожертвования прихожан были установлены новые купола; трапезная храма в воскресные и праздничные дни устраивает для прихожан благотворительные обеды.

Возродилась образовательная традиция: при храме на протяжении уже 15 лет функционирует воскресная школа. Подробнее.

Престольные праздники [ править ]

Праздник Абалакского образа Божией Матери (10 декабря по новому стилю)

Святыни [ править ]

Особым почитанием пользуются следующие храмовые иконы:

Фото [ править ]

собор на тарской в омске. Смотреть фото собор на тарской в омске. Смотреть картинку собор на тарской в омске. Картинка про собор на тарской в омске. Фото собор на тарской в омске

Собор в начале ХХ века

собор на тарской в омске. Смотреть фото собор на тарской в омске. Смотреть картинку собор на тарской в омске. Картинка про собор на тарской в омске. Фото собор на тарской в омске

Литургия в Соборе Воздвижения Креста Господня Омск

собор на тарской в омске. Смотреть фото собор на тарской в омске. Смотреть картинку собор на тарской в омске. Картинка про собор на тарской в омске. Фото собор на тарской в омске

Собор Воздвижения Креста Господня Омск

собор на тарской в омске. Смотреть фото собор на тарской в омске. Смотреть картинку собор на тарской в омске. Картинка про собор на тарской в омске. Фото собор на тарской в омске

Собор Воздвижения Креста Господня Омск

собор на тарской в омске. Смотреть фото собор на тарской в омске. Смотреть картинку собор на тарской в омске. Картинка про собор на тарской в омске. Фото собор на тарской в омске

Собор Воздвижения Креста Господня Омск

Видео [ править ]

Паломнику [ править ]

Адрес: 644099, Омская обл, г.Омск, ул. Тарская, 33

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *