смольный собор история создания

Смольный собор история создания

История Воскресенского Смольного собора

смольный собор история создания. Смотреть фото смольный собор история создания. Смотреть картинку смольный собор история создания. Картинка про смольный собор история создания. Фото смольный собор история создания

Воскресенский всех учебных заведений Смольный собор был освящен 20 июля (2 августа по новому стилю) 1835 г. через 87 лет после закладки, совершенной в 1748 г. изволением императрицы Елизаветы Петровны.

Автор проекта собора выдающийся зодчий Ф. Б. Растрелли создавал свое творение в стиле елизаветинского барокко, но не успел завершить его. Интерьер храма в начале ХIХ века создал другой знаменитый архитектор В. П. Стасов.

По утвержденному в 1835 г. императором Николаем I «Положению о соборе», храм получил статус собора всех учебных заведений в память матери императора, покровительнице юношества, императрице Марии Федоровне.

Собор обеспечивался из средств Государственного Казначейства и был приписан к Ведомству учреждений императрицы Марии, ему был выделен приход из жителей близлежащей округи.

В храме служили известные священнослужители, среди них ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии протоирей Николай Розанов. Последним настоятелем был член Государственной Думы протоиерей Андрей Юрашкевич.

После революции храм перешел в управление церковной двадцатки, в апреле 1922 г. из храма были изъяты ценности. 7 октября 1922 г. собор был закрыт. Просьбы верующих о возвращении храма не были удовлетворены.

24 мая 2009 г. в храме впервые за постсоветское время был совершен молебен, а 7 апреля 2010 г. митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром была совершена первая Божественная литургия.

В правом приделе собора был установлен временный иконостас, начались ежедневные богослужения. В 2013 г. из Воронежа был доставлен и освящен 10-ти тонный колокол.

25 января 2016 года в день святой мученицы Татианы Смольный собор был передан Русской Православной Церкви.

Источник

Смольный собор в Санкт-Петербурге

87. Это особое число для Смольного собора. Оно имело особое значение и до революции 1917 года, и после. Примечательно, что на архитектуру сооружения повлияло несколько факторов, которые, разумеется, не входили в изначальный план.

История Смольного собора в Санкт-Петербурге

Сегодня пятиглавый храм возвышается на левом берегу Невы, в районе Смоляного двора. Свои названия эти сооружения получили благодаря тому, что раньше на этой земле варили смолу для нужд морской флотилии.

Первая мысль о столь грандиозном проекте зародилась у Императрицы Елизаветы Петровны в 1740 году. За реализацию столь амбициозной задумки взялся итальянский зодчий Растрелли. Архитектор планировал увидеть свое завершенное творение через десять лет, но его планам не суждено было сбыться. Уже в 1748 году было начато строительство соборного комплекса, а спустя 87 лет — закончено уже под началом другого зодчего, В.П. Стасова.

История монастыря, как и многих других известных достопримечательностей, имеет свои мистические элементы. Например, число 87, которое «преследует» Божий храм. Именно столько лет потребовалось на создание святыни, 87 лет в нем проводились регулярные службы, столько же лет он стоял в запустении, будучи разорен в 1922 году.

Краткое описание Смольного собора и несозданная колокольня

В своем первоначальном проекте Смольный собор планировался одноглавым, высотой около 140-ка метров. Однако, из-за пожеланий Елизаветы и урезанного финансирования храм так и не получил звания самого высокого сооружения Европы 18-ого века. Собор получил форму греческого креста и еще четыре колокольни, а высота центральной составила «всего лишь» 93 метра. Согласно городским легендам, иногда, в утреннем тумане, можно увидеть смутные очертания высокой колокольни, которая не нашла своего места в проекте.

Храм побил все рекорды долгостроя, поэтому неудивительно, что в процессе его создания вкусы, пристрастия в высшем свете менялись. В момент начала строительства в моде была пышность и красочность барокко, а под конец — сдержанность и строгость классицизма. Смешение стилей придало храму уникальные и присущие только ему черты:

Рождение Смольного собора — заслуга многих. 87 лет над ним работали, его меняли, забрасывали, реставрировали и строили вновь.

Сложная судьба и неясное будущее

Жизнь Смольного собора яркая, но, в то же время, трагична и имеет мрачные оттенки. Сложный и долгий этап создания породил множество слухов. Упоминали о тяготеющем над храмом проклятии, самоубийствах строителей и просто мрачной атмосфере храма. После завершения строительства последовала «светлая» полоса. Собор посещали прихожане, им восхищались, проводились постоянные богослужения. Однако, лишь 87 лет было отведено святыне. Дальше ее ждало разорение и упадок.

В 2009 году храм получил новую жизнь. Был проведен молебен, спустя год собор стал открыт для посещения прихожанами. Часть же комплекса до сих пор принадлежит государству. Она служит местом для таких культурных мероприятий как выставки, концерты. Здесь же располагаются учебные заведения СПбГУ.

Источник

Смольный собор: история, архитектура

смольный собор история создания. Смотреть фото смольный собор история создания. Смотреть картинку смольный собор история создания. Картинка про смольный собор история создания. Фото смольный собор история создания

Жизнь царских особ всегда окутана тайнами и легендами. Им приписывают романы с видными деятелями эпохи, внебрачных детей, тайные и явные убийства. Согласно одной из таких легенд дочь Петра I Елизавета к старости решила раскаяться в своих грехах и уйти в монастырь, посвятив свою жизнь служению Богу. Но жить в одном из тех скитов, что уже существовали, она не захотела. По приказу императрицы был выбран участок на левом берегу Невы. Здесь ранее размещалось село Спасское, находившееся под управлением Великого Новгорода.

Выбор места под строительство

Судьба деревни достаточно печальна. Шведы, ненавидевшие все русское, сровняли ее с землей. Петр I, основав Санкт-Петербург, не стал тратить время и деньги на восстановление селения и одноименного храма. На этом месте выстроили Смольный двор, где варили смолу. Стране нужен был флот, Петру не терпелось покорить Балтику и Черное море. В непосредственной близости от смоловарни располагался Летний Дворец, в котором и провела свои детские годы императрица. В 1774 году пожар полностью уничтожает часть поместья. Вопреки всему, Елизавета не отдает приказа о восстановлении, а решает возвести на месте пожарища Новодевичий Монастырь и новый храм. Здесь она и планирует окончить свой земной путь, передав бразды правления племяннику.

Первоначальные планы

Монастырь был запланирован не совсем обычный для того времени. В послушницы принимали только девиц благородного происхождения. Возделыванием огорода, приготовлением пищи, уборкой двора должна была заниматься прислуга. Для каждой из ста двадцати девиц строились отдельные апартаменты с жилыми комнатами и помещениями для приема гостей. Для Елизаветы выделен отдельный дом со всем необходимым. Елизавета не стала продолжать традицию, заложенную Петром I, и решила вернуться к истокам строительства православных храмов. За основу был взят Успенский Собор в Москве, а глав на основной церкви планировалось пять. Для воплощения грандиозного замысла и строительства в Россию в 1748 году приглашен Франческо Бартоломео Растрелли, снискавший к тому времени славу в Европе. Архитектор представил императрице свой проект Смольного собора. Весь комплекс имел форму креста. В центре — храм, вмещающий до 6000 желающих помолиться. Стороны креста были жилыми корпусами для послушниц.

Архитектура собора

Для XVIII века проект был грандиозным. Купол шлемообразной формы с луковичной головкой, окруженный малыми звонницами, вознесся на 92 метра. Решено отойти от классических канонов в оформлении Смольного собора. Белые стены уступили место росписи и позолоте, украшены люкарнами, лучковыми фронтонами. В качестве основного цвета выбран голубой, для куполов — серый. Малые звонницы, окружающие основной купол, выстроены в два яруса и оканчивались куполами в форме луковиц. Углы крестообразного комплекса образовывали домовые церкви. Вместе с тем, выше центрального купола должна была вознестись колокольня — на 140 метров. Более высокого здания в Европе на тот момент времени еще не было. Этому плану зодчего не суждено сбыться.

Планы императрицы меняются

Елизавета передумала становиться монашкой, Растрелли скончался, а России вновь начала угрожать Пруссия, недовольная устройством мирового порядка. Собор превратился в долгострой. Последователи архитектора сочли, что столь высокое здание колокольни городу не требуется. На возведение всех корпусов, пристроек, церквей ушло 87 лет, вместо запланированных 10-ти. Императрица так и не увидела Воскресенский Новодевичий, а впоследствии, Спасский монастырь в окончательном варианте. Очередная война с Пруссией закончилась. Новый правитель России уже не хотел преклонять колени перед Богом в храме, выстроенном в стиле барокко, и не стал выводить колокольню на прежде запланированную высоту. Своих прихожан Смольный собор встретил уже при Николае I.Отделкой занимался архитектор В. П. Стасов. По его проекту весь комплекс был окружен ажурной кованой оградой.

Перемены XX века

Не обошли собор стороной и перипетии революции 1917 года. Из зданий вынесено все, что только можно отделить от стен и пола. Службы прекратились, а под куполом организовали склад. Монастырский двор получил название по имени архитектора — Растрелли. Кельи и иные постройки тихо разрушались, но в 2009 году здание монастыря возвращено церкви. В мае состоялся первый молебен. Прихожане вновь смогли преклонить колени в одном из красивейших православных храмов мира. Важно подчеркнуть, что монастырь передан РПЦ не полностью. Одно из зданий все еще принадлежит городу Санкт-Петербург, его администрации. В зале с уникальной акустикой проходят концерты классической и органной музыки, музыкальные фестивали и выставки картин.

Источник

Гид по Петербургу

Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице

Смольный собор в Петербурге– история, адрес, как добраться

Соборы и Храмы

смольный собор история создания. Смотреть фото смольный собор история создания. Смотреть картинку смольный собор история создания. Картинка про смольный собор история создания. Фото смольный собор история создания

Смольный Воскресенский собор – одна из самых живописных построек Санкт-Петербурга и часть архитектурного ансамбля Смольного монастыря, который создали по желанию императрицы Елизаветы Петровны, дочери Петра Великого.

Собор возводили на протяжении 87 лет, и это стало рекордно долгим сроком строительства

Описание собора, наружное убранство

Смольный собор является центром монастырского комплекса. С четырех сторон вокруг него выстроены церкви, а все пространство архитектурного ансамбля образует форму креста.

Описание Смольного собора в кратких фактах и цифрах:

Угловые церкви больше напоминают дворцовые сооружения. Они соединены между собой галереями двухэтажных жилых корпусов с ритмично повторяющимися арками в фасадах. Голубые стены под золочеными куполами, белокаменная лепнина придают сооружению торжественный вид.

История создания

До основания Санкт-Петербурга на левом берегу Невы, около ее излучины, располагалось старинное село Спасское. При Петре I, к 1725 году, на этом месте устроили большой Смольный двор, где хранили смолу и варили деготь для постройки судов.

Рядом с ним был выстроен дворец для дочери Петра Великого, Елизаветы, будущей императрицы, вошедшей на российский престол в 1741 году. Здесь она провела свои юные годы и здесь же впоследствии захотела учредить монастырь, в составе которого были бы храм, домовые церкви, колокольня и институт для девушек благородного происхождения. В 1744 году в Смольном дворце случился пожар, еще спустя два года его разобрали, а территорию расчистили для нового строительства.

В 1751 году, когда были завершены подготовительные работы и установлены фундаменты, началось непосредственное возведение собора, щедро финансируемое из государственной казны. Над воплощением проекта в жизнь ежедневно трудились тысячи солдат и мастеровых, строительство продвигалось достаточно быстро.

Но в 1757 году Россия вступила в Семилетнюю войну, что потребовало отвлечения финансирования на военные нужды. Строительные работы замедлились, а после смерти императрицы Елизаветы Петровны в 1761 году и вовсе прекратились.

смольный собор история создания. Смотреть фото смольный собор история создания. Смотреть картинку смольный собор история создания. Картинка про смольный собор история создания. Фото смольный собор история создания

Франческо Растрелли в 1762 году вернулся в Италию. После его отъезда главным архитектором назначили Ю. Фельтена, помощника Растрелли еще по сооружению Зимнего дворца. Он работал в Смольном с 1765 по 1775 годы, выпавшие на царствование Екатерины II.

Между тем, сам собор оставался недостроенным на протяжении почти 70 лет, что постепенно ухудшало его состояние

Продолжили достраивать храм лишь в конце 1820-х годов по распоряжению императора Николая I. Утвердили переработанный проект русского архитектора Василия Стасова, согласно которому:

Собор освятили во имя Воскресения Христова в 1835 году

Колокольня и звонница

Бартоломео Растрелли при строительстве Смольного монастыря желал воплотить в жизнь проект самой высокой в Европе 140-метровой колокольни из пяти ярусов. Нижняя ее арка должна была служить парадным входом в монастырь, второй ярус – надвратной церковью, а четыре верхних – звонницей. От постройки этого гигантского сооружения пришлось отказаться, а от замысла Растрелли осталась лишь модель, которая хранится в Академии художеств.

Во время достройки собора в городе Валдае отлили 12 колоколов, которые поместили в башнях – звонницах. По желанию Елизаветы Петровны собор выстроили пятиглавым, но лишь один купол из пяти относится непосредственно к храму. Остальные четыре – купола колоколен, в нижнем ярусе которых и располагается звонница.

смольный собор история создания. Смотреть фото смольный собор история создания. Смотреть картинку смольный собор история создания. Картинка про смольный собор история создания. Фото смольный собор история создания

Здесь самая высокая смотровая площадка Санкт-Петербурга, с которой открывается панорама излучины Невы, Смольного ансамбля, вид на Большеохтинский мост, Эрмитаж и другие достопримечательности

В 2013 году освятили десятитонный колокол, доставленный из Воронежа, где он был отлит.

На колоколе выполнены иконографические изображения, созданные по эскизам мастеров Санкт-Петербурга, и названия ВУЗов города, отлитые в честь того, что собор считался храмом учебных заведений. Колокол ожидает водружения около ворот Смольного собора.

смольный собор история создания. Смотреть фото смольный собор история создания. Смотреть картинку смольный собор история создания. Картинка про смольный собор история создания. Фото смольный собор история создания

Благоустройство территории монастыря

Архитектор Стасов одновременно с перепланировкой собора завершил весь ансамбль и благоустроил близлежащую территорию. Создал свободный проезд к собору и городскую площадь, названную впоследствии в честь Растрелли.

Пространство вокруг монастырского комплекса архитектор закрыл полукруглой ажурной оградой, которая стала одним из самых выдающихся образцов высокохудожественной ковки.

Совершенство пропорций, выразительность декоративных элементов наружной отделки, позолоченная лепнина и белые колонны делают храм настоящей жемчужиной русского барокко

Колоннада

смольный собор история создания. Смотреть фото смольный собор история создания. Смотреть картинку смольный собор история создания. Картинка про смольный собор история создания. Фото смольный собор история создания

Въезд на территорию Смольного оформлен колоннами – пропилеями. Они связывают Площадь пролетарской диктатуры и сад, прилегающий к Смольному.

Их проект разработан в 1923 году. Колонны простой, лаконичной формы являются образцом русского классицизма. Два ряда из пяти колонн, где каждый образуют крытые галереи — портики, поставленные с обеих сторон от въезда на центральную аллею сада.

Пропилеи Смольного стали прототипом для колон в московском парке Победы и некоторых других местах.

смольный собор история создания. Смотреть фото смольный собор история создания. Смотреть картинку смольный собор история создания. Картинка про смольный собор история создания. Фото смольный собор история создания

После основания Смольного монастыря прилегающая к нему территория сначала пустовала, сад здесь разбили в 1810 году:

За последующие годы своего существования сад сильно пострадал. Заново благоустраивали его с середины 20-х и до средины 30-х годов прошлого века. На разрушенной пустующей территории перед Смольным высадили цветы и соорудили четыре фонтана.

смольный собор история создания. Смотреть фото смольный собор история создания. Смотреть картинку смольный собор история создания. Картинка про смольный собор история создания. Фото смольный собор история создания

Теперь этот сад является памятником садово-паркового искусства. На его центральной аллее, окруженные красными цветами, стоят памятники Марксу и Энгельсу. В 2013 году на одном из участков сада высадили кусты сакуры, подаренные японской королевской семьей к очередной годовщине Санкт-Петербурга.

Вход в сад свободный, посетить его может любой желающий

Внутреннее убранство и святыни собора

Интерьер церковного зала также был оформлен по проекту Василия Стасова:

Источник

Смольный собор

Аудиогид

Фотографии

смольный собор история создания. Смотреть фото смольный собор история создания. Смотреть картинку смольный собор история создания. Картинка про смольный собор история создания. Фото смольный собор история созданиясмольный собор история создания. Смотреть фото смольный собор история создания. Смотреть картинку смольный собор история создания. Картинка про смольный собор история создания. Фото смольный собор история созданиясмольный собор история создания. Смотреть фото смольный собор история создания. Смотреть картинку смольный собор история создания. Картинка про смольный собор история создания. Фото смольный собор история созданиясмольный собор история создания. Смотреть фото смольный собор история создания. Смотреть картинку смольный собор история создания. Картинка про смольный собор история создания. Фото смольный собор история созданиясмольный собор история создания. Смотреть фото смольный собор история создания. Смотреть картинку смольный собор история создания. Картинка про смольный собор история создания. Фото смольный собор история созданиясмольный собор история создания. Смотреть фото смольный собор история создания. Смотреть картинку смольный собор история создания. Картинка про смольный собор история создания. Фото смольный собор история создания смольный собор история создания. Смотреть фото смольный собор история создания. Смотреть картинку смольный собор история создания. Картинка про смольный собор история создания. Фото смольный собор история создания

Режим работы 2021

Стоимость билетов 2021

Кроме богослужений, проводятся экскурсии:

Билеты на экскурсию

Подъем на смотровую площадку

Ближайшая станция метро

Как добраться до Смольного?

Смольный в Санкт-Петербурге расположен по адресу: Санкт-Петербург, площадь Растрелли, 1.

Смольный находится на значительном удалении от станций метро. Около 30 минут идти от ближайших станций «Чернышевская» и «Площадь Восстания». Поэтому настоятельно рекомендуем добираться общественным транспортом:

История

С давних времен на месте ныне существующего Смольного монастыря располагалось новгородское село Спасское. После основания Санкт-Петербурга это место использовалось для варки и хранения смолы для Адмиралтейской верфи. Так за ним и закрепилось название Смольное.

Накануне своего сорокалетия императрица Елизавета Петровна решила уйти от суеты и провести остаток своих дней в стенах монастыря. Она дала распоряжение о строительстве монастыря для ста двадцати девиц из благородных семей. Оно предусматривало отдельные апартаменты каждой из девушек с комнатой для прислуги, кладовкой и кухней. Для себя как будущей настоятельницы она велела возвести отдельный дом.

Это место было выбрано специально. Будучи молодых лет отроду, Елизавета Петровна жила в находившемся здесь Смольном дворце. По этой причине дворец также назывался Девичьим.

В 1744 году руководить проектом был назначен архитектор Франческо Бартоломео Растрелли. По его задумке монастырский комплекс должен был состоять из собора и расположенных вокруг него жилых корпусов. Он решил отказаться от традиционных в то время крепостных стен. Доминантой планировалась колокольня над въездными воротами. Она должна была достигать 140 метров и, соответственно, быть выше колокольни Петропавловского собора.

Закладка собора состоялась 30 октября 1748 года. В основание фундамента был торжественно опущен закладной камень. Церемонию увенчал 101 залп из 20 пушек. Монастырь назвали Смольным, по названию самого места – бывшего смольного двора.

Неоднократные изменения в проекте

1749 году Екатерина наказала переделать проект. Собор должен был стать подобием Успенского собора в Московском Кремле. Согласно новым требованиям, у Смольного собора должны были появиться, кроме главного массивного купола, еще и четыре малых.

Перед началом строительства решено было создать рабочую архитектурную модель комплекса. Для осуществления этой цели пришлось снять «три покоя и одни сени» за 11 рублей в месяц. Шесть лучших плотников трудились не покладая рук. Модель в точности повторяла последовательность строительства монастыря. После окончания создания макета его перевезли в специальную «модельную светлицу».

Для возведения монастыря были привлечены тысячи солдат и мастеровых. Они работали по 14 часов в день. Елизавета Петровна была восхищена размахом и ходом строительства. Для колокольни она велела отлить огромный колокол. Он должен был весить 20 000 пудов, а в ширину стать более 6,5 метра. Этим колоколом она хотела «перещеголять» московский Царь-колокол.

Во время строительства Растрелли неоднократно пересматривал проект. Высоту колокольни он увеличил со 140 до 167 метров, а малые купола сместил к центральному. Восхищенный этим проектом архитектор Савва Иванович Чевакинский, создавая комплекс Никольского собора, отчасти повторил проект колокольни Растрелли.

Благодаря своеобразию взглядов Растрелли Смольный монастырь был создан в нестандартной интерпретации барокко – в отличие от европейских «фасадных» стилей Смольный был предназначен для осмотра со всех сторон.

Строительство с перерывами

Из-за начала семилетней войны в 1757 году денег на строительство стало не хватать. Проект завершен не был, а победа в войне над Пруссией развеяла желание императрицы уйти в монастырь. В 1761 году Елизавета Петровна умерла, так и не увидев освящение собора.

Но уже после отъезда Растрелли в Италию в 1762 году строительные и отделочные работы продолжились. Последними руководил архитектор Ю.М. Фельтен до 1775 года. Вскоре, в 1764 и 1765 годах, на втором этаже северо-восточной башни был освящен храм во имя св. вмч. Екатерины, освящение же церкви во имя св. прав. Захария и Елизаветы прошло на третьем этаже северо-западной башни.

Достраиваться собор начал уже во время правления Николая І в 1820-е годы. Архитектор Василий Петрович Стасов предложил свой проект возрождения обветшавших конструкций и коммуникаций. Он занимался реставрацией, отделкой интерьеров и пристройкой новых служебных корпусов со стороны главного входа.

20 июля 1835 года Смольный собор был освящен митрополитом Серафимом как собор всех учебных заведений. В честь этого была выбита бронзовая медаль с изображением храма и Иисуса Христа, благословляющего детей. За свою работу архитектор Стасов получил вознаграждение 2 000 рублей серебром в год, выплаченное ему в течение 12 лет.

Смольный собор побил все рекорды строительства в Петербурге того времени – он возводился целых 87 лет. Вместительность церковного зала составляет около 6 000 человек.

Архитекторы и стиль

Целая плеяда архитекторов работала над возведением собора. Первоначальный замысел и проект принадлежат Растрелли, который задал основное архитектурное направление при строительстве – барокко. Отсюда присущие архитектурному стилю легкость, строгая симметричность, характерная для здания. Величественный внешне собор поражает обилием украшений, лепнины, лучковыми фронтонами, которые делают его нарядным, даже по-светски роскошным.

Автор проектов Зимнего дворца и Екатерининского удивительно чувствовал место, где строился собор, модные тенденции времени, запросы Елизаветы Петровны. Именно этим вызвано изменение проекта, использование русских зодческих традиций, благодаря чему комплекс получил форму креста в честь Иисуса Христа и 4 евангелистов. С 1849 года работы проводились под руководством помощника итальянского зодчего – Христиана Кнобеля.

Сменивший Растрелли сподвижник архитектор Ю.М. Фельтен продолжил стиль пышного елизаветинского барокко и следовал проектам великого мастера. В 1768 году голубые фасады получили лепнину, изготовленную по рисункам Растрелли. Еще один итальянец и сподвижник Растрелли Эрколе Казасопра обогатил собор башнями, куполом и барабаном.

В 19 веке русский архитектор Василий Стасов предложил не только заменить обветшавшую кирпичную кладку и кровлю, но и проложить трубы печей. Купол был покрыт для защиты оцинкованным железом и окрашен. Колонны облицевали белоснежным мрамором, сделали такие же ступени, площадки. Перед зданием сделали площадь с ажурной металлической оградой.

Интерьер собора

Внутри собор поражает величием и чистотой. Окончательным видом интерьера занимался Василий Стасов. Белый искусственный мрамор расширяет пространство, наполняет его светом. Изготовленные из граненного хрусталя предалтарные балюстрады усиливают это впечатление, так как в них отражаются и рассыпаются миллионами искр солнечные лучи.

Установленные три иконастаса привлекают всеобщее внимание, как и искусная резьба церковной кафедры. Из икон особо почитаемы работы Алексея Венецианова «Воскресение Христово», «Введение во храм Пресвятой богородицы». Дополняют роскошный интерьер разнообразные лепные украшения на церковную тематику и имеющие символическое значение.

Колокольни и звонницы

5-ярусной колокольне по проекту Растрелли так и не было суждено появиться. Однако макет ее до сих пор хранится в Академии художеств. Особенностью собора считается то, что только один из 5 куполов храмовый, остальные – 2-ярусные колокольни вогнутой формы.

Вверху располагаются маленькие луковичные купола. В нижних ярусах находятся звонницы, куда поместили во время достройки 12 колоколов, отлитых в Валдае.

Смотровая площадка

Со звонницы, расположенной справа от входа, если стоять к нему лицом, и ставшей удобной смотровой площадкой, с высоты 50 метров открываются прекрасные виды на город, его достопримечательности, в том числе Эрмитаж, Большеохтинский мост, Неву. Чтобы попасть туда, надо преодолеть 278 ступеней по винтовым и обычным лестницам.

Перед выходом на площадку придется пройти по металлическим ступеням. Там вы находитесь в полной безопасности, так как осмотр происходит через три проема в башне, которые зарешечены. Лучше взять с собой бинокль, можно также сделать обзорные фото.

Смольный институт благородных девиц

По указу Екатерины ІІ 24 апреля 1764 года был учрежден Смольный институт благородных девиц. Это учебное заведение стало первым в истории России женским образовательным учреждением. Она хотела «…дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества».

Екатерина ІІ распорядилась собрать информацию о лучших воспитательных женских учреждениях Европы. Однако ни один образец работы ей не понравился. Благодаря личному секретарю Ивану Ивановичу Бецкому на свет появилась совершенно новая модель учебного заведения.

Смольный институт был учебным заведением закрытого типа, куда принимались девочки дворянского сословия. Войдя в Смольный шестилетними девочками, смолянки выходили из него уже взрослыми восемнадцатилетними девушками. Главный аспект идеи, который «проповедовал» Бецкий, состоял в том, что невинные юные создания пронесут свою чистоту через годы, не утратив и не растеряв ее. Став матерями, выпускницы Смольного института должны были передать этот свет своим детям, а те – своим. Таким образом должна была зародиться новая нация, лишенная греха и пороков.

Институт был абсолютно закрытым заведением. Отдав на воспитание своих юных дочерей, родители лишь в определенные дни могли их навестить, прежде испросив на то разрешения руководства. Первыми были набраны шестьдесят девочек 5-6 лет. Им предстояло 12 лет изучать чтение, правописание, языки, основы математики, физики, химии. Кроме этих общих предметов им надлежало освоить добродетели, которыми должна обладать великосветская дама: шитье, вязание, танцы, музыка, светское обхождение. Из-за длительности обучения девочек делили на 4 группы. Знаком отличия между группами служил цвет платья воспитанниц. Так, в 5-7 лет девочки принадлежали к младшей группе и носили платья кофейного цвета, за что их часто называли «кофейницами», 8-10 – голубые или синие, 11-13 – серые платья. Девушки от 14 лет носили белые платья. Несмотря на возраст, у девочек был достаточно строгий распорядок дня: подъем был в 6 часов, после утреннего туалета шло обучение, а после – небольшая прогулка под строгим присмотром наставницы. По окончани института девушки получали место при дворе, а некоторые становились фрейлинами королевы.

После смерти Екатерины ІІ за институт взялась Мария Федоровна. С ее приходом в институте стали происходить изменения: длительность обучения составила не 12, а 9 лет, возрастных групп стало три, а сами группы тоже были поделены на отличниц, «середнячков» и отстающих. Два раза в год «смолянки» сдавали промежуточный экзамен, а в конце года итоговый.

Девочек из знатных семей стали набирать с 8-9 лет, а мещанок – с 11-12, так как их готовили скорее в жены, чем во фрейлины, поэтому вместо книги «О должностях человека и гражданина», которая читалась в Екатерининское время, стали читать «Отеческие советы моей дочери».

С 1764 года институт занимал здание, которое строил Растрелли при Елизавете Петровне для Смольного монастыря. Но, даже пристроив третий этаж, эти помещения едва ли подходили для исполнения своей роли. Для этого в начале 19 в. было принято решение построить специальное здание для Смольного института. Для этой цели был приглашен архитектор Д. Кваренги, и торжественное открытие института состоялось в 1808 году.

Новые помещения были гораздо удобнее старых: на первом этаже расположились классы для занятий, а второй был занят жилыми комнатами. Настоящей изюминкой здания стал большой парадный зал с оригинальными люстрами. Проект Кваренги поражал своей продуманностью не только самого здания, а и планировкой вокруг него: со стороны главного подъезда была устроена большая площадь, а с другой стороны заложили великолепный сад.

Смольный институт благородных девиц просуществовал вплоть до 1917 года, став одним из самых долговечных начинаний Екатерины ІІ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *