службы в мужском монастыре в томске
Молодёжные встречи в Богородице-Алексиевском мон
Молодёжные встречи в Богородице-Алексиевском мон запись закреплена
Молодёжные встречи в Богородице-Алексиевском мон запись закреплена
Миссионерский отдел Томской епархии РПЦ (МП)
В рамках ХIV региональных Макариевских образовательных чтений пройдет секция «Православная миссия в мире».
6 ноября, в субботу, в 11:00 в Воскресной школе храма в честь Успения Пресвятой Богородицы в д.Лоскутово пройдет секция «Православная миссия в мире». Адрес: д.Лоскутово, ул.Ленина, 1а.
В рамках секции можно подготовить доклад с презентацией о православной миссии, как внешней, так и внутренней.
Показать полностью.
Время выступления до 15 минут, не считая вопросы.
К участию приглашаются люди любого возраста, интересующиеся православной миссией. Докладчики получат сертификаты за участие и небольшие подарки.
Для участия необходимо подготовить доклад с презентацией и прислать на почту aihornyurij@mail.ru до 4 ноября включительно:
— ФИО докладчика,
— название доклада,
— небольшую аннотацию до 1000 символов.
При себе необходимо иметь индивидуальные средства защиты (маски).
По всем вопросам звоните или пишите в WhatsApp по тел. +79234061248 (Юрий)
ТОМСКИЙ БОГОРОДИЦЕ-АЛЕКСЕЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Часовня прав. Феодора Томского и Казанский храм Богородице-Алексеевского монастыря г. Томска, нач. XXI в. |
Томский Богородице-Алексеевский мужской монастырь Томской епархии
Зарождение обители
Один из старейших монастырей в Сибири. Основан в 1605 году при устье реки Киргизки, в 9 верстах от Томского острога, и был назван в народе Усть-Киргизским или Богородицким.
В первый же год только что отстроенные монастырские строения и церковь были разрушены льдами во время весеннего ледохода, после чего монастырь был перенесен на версту вверх по Большой Киргизке на возвышенное и защищенное от наводнений место.
На удалении от Томской крепости положение монастыря было опасным: несмотря на то, что он был хорошо укреплен и окружен оборонительными рвами и насыпью, он часто страдал от набегов кочевых киргизов и татар.
Пожар 1656 года уничтожил новоустроенный храм. Очередное строительство остановилось из-за отсутствия средств.
На новом месте
Старец Ефрем, бывший в то время строителем монастыря, принял решение о перенесении монастыря в город с совета воеводы и граждан Томска «. по их согласному выбору места». И поставили монастырь сызнова на Юрточной горе, самой возвышенной во всей окрестности.
В 1663 году постройку монастыря на новом месте завершил новый настоятель – схиигумен Исаия. Обитель располагалась рядом с церковью во имя Алексея Человека Божия, к тому времени более 30 лет стоявшей на Юрточной горе. После объединения обители с Алексеевской церковью, Усть-Киргизский Богородицкий монастырь стал именоваться Богородице-Алексеевским. Новый монастырь представлял собой крепость и стал частью оборонительных сооружений Томска. За несколько лет обитель выдержала множество осад «со стороны калмацкого [калмыцкого] прихода», самая значительная из которых была в 1668 году.
Место первоначального устроения монастыря на реке Киргизке было отмечено старцем Исаией большим памятным крестом. Надпись на нем гласила:
В 1662 году в монастыре был возведен первый (всего за историю обители их было четыре) деревянный трехпрестольный храм в честь Казанской иконы Божией Матери с северным приделом во имя свв. мчч. Флора и Лавра и южным во имя Алексия человека Божия.
В начале 1660-х годов строитель монастыря старец Исаия подал царю Алексею Михайловичу челобитную, в которой просил пожаловать обитель деньгами и ежегодной ругой. Царь повелел выдавать служителям монастыря жалование годового руга, а также прислал из царской ризницы богослужебные книги, иконы, колокола, облачения и всю необходимую церковную утварь.
Хозяйственная деятельность
К началу XVIII века обитель владела значительными земельными угодьями и рыбными промыслами. Монастырь не только обеспечивал рыбой всю братию, но и продавал ее в большом количестве. Доходы от продажи рыбы, особенно в сезон осеннего лова едва ли не равнялись доходам от продажи хлеба со всех монастырских наделов. Поэтому воеводским начальством Богородице-Алексиевский монастырь ценился как настоящий рыбопромышленник.
Увеличение монастырских угодий требовало множества рабочих рук. Монастырь набирал крестьян и рассылал их для заселения своих земельных наделов в Верхотомском стане, около Иштанской протоки и на р. Шегарке. Уже в 1760-х годах на монастырских наделах жило более 400 «мужских ревизских душ».
На момент своего создания в 1605 году монастырь, как и вся Сибирь, входил в состав Вологодской епархии. В 1620 году с назначением в Тобольск первого сибирского архиепископа Киприана (Старорусенкова) монастырь входит в состав Сибирской и Тобольской архиепископии вплоть до открытия в 1834 году самостоятельной Томской епархии.
В 1681 году монастырь был принят под личное покровительство царя Феодора Алексеевича.
Миссионерская деятельность
С момента своего основания монастырь становится крупным миссионерским центром.
Уже в начале XVII века на острове Крестовом (Крещеном) при слиянии рек Томи и Оби монахами-миссионерами совершались первые крещения инородцев юга Сибири. А к середине XVII столетия на монастырских угодьях в Нагорном Иштане был устроен один из первых миссионерских станов.
В 1698 году настоятелем Ионой-греком в монастыре была основана русская школа, послужившая началом всей будущей образовательной системы Томска.
В 1818 году трудами архимандрита Иеронима-«Гимназиарха» (Кириллова) была открыта первая в Томске русско-латинская гимназия. Через два года она была преобразована в Томское духовное училище.
В XVII веке при монастыре появилась первая в крае больница. В исторических материалах XVIII века монастырская больница описывается уже как «довольно обширная» и имеющая хорошее устройство.
В синодальный период
После реформы 1764 года были утрачены значительные земельные владения монастыря, он был причислен к разряду третьеклассных монастырей с казенным жалованием, и в нем было упразднено архимандричье правление. Постепенно братия монастыря стала состоять из престарелых монахов.
С 1807 года Богородице-Алексиевский монастырь, как обитель губернского города, стал опять управляться архимандритом.
По указу Св. Синода от 30 сентября 1809 года, монастырь из штатного третьеклассного был обращен в общежительный.
С 1835 года монастырь являлся резиденцией томских архиереев. На его территории был построен архиерейский дом.
В 1830-х годах вокруг монастыря впервые была возведена каменная ограда с главными и экономическими воротами и угловыми башнями, что придало монастырю величественный вид. В юго-восточной башне находилась антиминсная часовня, в которой совершались поминальные службы. Другая старинная часовня располагалась на монастырском кладбище. Настоящей достопримечательностью монастыря стал необычный сад, устроенный стараниями епископа Афанасия (Соколова) в южной части обители. Со своим озером, горой, монашескими кельями и кладбищем он представлял символический образ Святой Палестинской земли.
В 1898 году в монастырском флигеле была открыта школа грамоты, в которой, по сведениям 1900 года, обучалось 16 мальчиков.
Угловая башенка ограды Богородице-Алексеевского мужского монастыря в Томске, 1920-е годы |
Закрытие монастыря
Монастырь был закрыт летом 1923 года. Братия монастыря перешла на монастырскую заимку, т.н. «Архимандритскую». Здесь, на древнем месте расположения обители при устье р. Киргизки, находился загородный дом архимандритов и имелся деревянный Покровский храм. Вплоть до 1926 года здесь подвизалось 26 насельников монастыря, своим трудом добывая пропитание.
Судьба всех насельников монастыря неизвестна, однако наибольшая часть братии была схвачена и расстреляна на горе Каштак.
Со временем территория монастыря была передана в ведение Педагогического училища № 2 и застроена новыми домами, несмотря на то, что в 1923 году монастырь был взят на учет музейным отделом Главнауки как памятник старины, имеющий государственное значение.
Во время Великой Отечественной войны в монастыре размещались мастерские по пошиву военного обмундирования и школа санитарных инструкторов.
В начале 1960-х годов были разобраны угловые башни и святые врата обители.
В 1980-х годах была предпринята попытка восстановить монастырский комплекс в качестве музея, ограничившаяся лишь частичной реставрацией храма обители.
Возрождение обители
В 1991 году территорию обители посетил Святейший Патриарх Алексий II.
В 1992 году епископ Новосибирский и Бердский Тихон (Емельянов) совершил торжественное открытие монастыря.
До 1994 года хозяином храма оставался художественный музей. В этом же году состоялось полное возвращение храма верующим.
В 1995 году обители был передан отреставрированный Казанский собор. В этом же году состоялось обретение мощей св. прав. Феодора.
В 1996 году был возвращен бывший настоятельский корпус, где теперь размещаются монашеские кельи.
Статистика
Реставрация монастырского храма, фотография 1980-х годов |
Храмы
Каменный храм был заложен в 1776 году по благословению свт. Варлаама (Петрова), архиепископа Тобольского и всея Сибири. В 1779 году были освящены боковые приделы храма, посвященные святым мученикам Флору и Лавру (северный) и преподобному Алексию человеку Божию (южный). И лишь через 10 лет, в 1789 году, был освящен главный престол в честь Казанской иконы Божией Матери.
Подлинным украшением монастыря стала колокольня храма, построенная в 1860 году. В 1863 году на нее был поднят «Торжественный» 303-пудовый колокол. Сначала во втором ярусе колокольни хотели разместить престол во имя св. прав. Лазаря Четверодневного, но впоследствии здесь были устроены архив и хранилище древностей монастыря.
После закрытия монастыря храм продолжал действовать как приходской. 17 декабря 1929 года решением Сибирского крайисполкома в г. Томске церковь была закрыта. Со временем она была частично разобрана.
В начале 1980-х годов храм, по отзывам корреспондентов местных газет, представлял собой «. обрубок старинного здания с остатками купола». Ко времени начала воссоздания монастыря в конце XX века не сохранились колокольня, апсида, завершения и покрытия самого храма.
В начале 1990-х годов были проведены масштабные реставрационные работы, в результате которых храм был полностью восстановлен.
Часовня прав. Феодора Томского, Богородице-Алексеевский монастырь г. Томска, нач. XX в. |
Часовня св. Феодора Томского
В 1904 года над могилой всенародно почитаемого старца св. Феодора, расположенной по его завещанию в ограде монастыря, была построена каменная часовня. На главной часовенной иконе были изображены св. блгв. кн. Александр Невский – небесный покровитель Императора Александра I и св. Феодор Стратилат – покровитель старца Феодора Кузьмича.
В советское время была разобрана на кирпичи для сооружения светских зданий.
Святыни
в синодальный период
Настоятели
Наместники
Приписные монастыри
Приписными к Богородице-Алексеевскому монастырю числились:
Некрополь
На монастырском кладбище были погребены многие известные в Томске люди, в том числе епископ Томский и Семипалатинский Платон (Троепольский). В советское время это кладбище было полностью уничтожено, надгробий почти не осталось, уцелели только некоторые склепы под землей. В начале 2010-х годов из этих склепов были извлечены останки, которые впоследствии были вновь погребены в общей могиле за алтарем Казанского храма. На этой могиле в память о всех, кто погребен на территории обители, 8 сентября 2015 года был установлен крест [18].
Использованные материалы
[3] Упоминается у Денисова.
[5] В книге Нарымская Голгофа настоятелем в 1740 году указан поп Афанасий Григорьевич Шлехтин, 74 лет.
[6] Помощником его был поп Михаил Григорьев.
[7] Фактически монастырем управлял поп Симеон Шелковников.
[8] Родился в 1731 году. Его помощником был протоиерей Прокопий Петров.
[9] Умер в 1777 году, оставив монастырю в подарок очень богатую личную библиотеку с весьма редкими и ценными книгами.
[10] Заказчик (благочинный) Красноярский и Томский.
[11] Родился в 1746 году. Видный миссионер и церковный проповедник.
[12] В книге Нарымская Голгофа настоятелем в 1791 году указан игумен Иосиф (Хмылев).
[13] Родился в 1765, умер в 1818 году. Сотоварищем был свящ. Лапин.
[14] Томские епархиальные ведомости, 1897, №17, отдел офиц., с.7.
[15] Симбирские епархиальные ведомости. 1899. № 17, отдел офиц. С. 340.
[16] Назначен инспектором Холмской духовной семинарии. См. Томские епархиальные ведомости, 1899, №21, отдел офиц., с.1.
События
4 ноября, день чествования Казанской иконы Божией Матери, является престольным праздником нашей обители. В день праздника в Казанском храме монастыря была совершена Божественная Литургия, которую возглавили митрополит Томский и Асиновский Ростислав и епископ Колпашевский и Стрежевской Силуан. Им сослужили игумен монастыря иеромонах Кирилл (Умрилов), духовенство обители и томских храмов.
4 ноября, день чествования Казанской иконы Божией Матери, является престольным праздником нашей обители. Накануне вечером 3 ноября в Казанском храме монастыря было совершено Всенощное бдение с чтением акафиста, которое возглавили митрополит Томский и Асиновский Ростислав и епископ Колпашевский и Стрежевской Силуан. Им сослужили игумен монастыря иеромонах Кирилл (Умрилов), духовенство обители и томских храмов.
В Красноярском Архиерейском доме 26 октября состоялось награждение победителей II (межрегионального) этапа XVI Всероссийского конкурса в области педагогики «За нравственный подвиг учителя» по Сибирскому федеральному округу. «Весточка» стала единственным проектом от Томской области, отмеченным жюри конкурса, заняв второе место в номинации «Лучший образовательный издательский проект года».
3 октября в помещении Музея на колокольне монастырского Казанского храма состоялась лекция «Мир с Богом» и «мир без Бога»: религиозный и атеистический типы духовности в творчестве Достоевского». Это уже вторая встреча в монастыре доктора филологических наук, достоевсковеда Анастасии Николаевны Кошечко, посвященная личности и творчеству великого русского писателя Ф.М. Достоевского и приуроченная к 200-летнему юбилею со дня его рождения.
31 августа, день памяти святых мучеников Флора и Лавра, является одним из престольных праздников нашего монастыря. Накануне вечером в обители было совершено Всенощное бдение, а в сам день праздника – Божественная Литургия, которую возглавил митрополит Томский и Асиновский Ростислав.
Понедельник
7 00
Утреня со славословием. Часы.
Вмч. Димитрия Солунского.
9 00
18 00
Вечерня. Лития о упокоении. Исповедь.
Прп. Нестора Летописца, Печерского.
Вторник
7 00
9 00
18 00
Вечерня. Лития о упокоении. Исповедь.
Прп. Иова, игумена Почаевского.
Среда
7 00
Утреня со славословием. Часы.
9 00
18 00
Вечерня. Лития о упокоении. Исповедь.
Прмц. Анастасии Римляныни.
Прп. Авраамия затворника и блж. Марии, племянницы его.
Четверг
7 00
9 00
18 00
Вечерня. Лития о упокоении. Исповедь.
Сщмч. Зиновия, еп. Егейского и сестры его мц. Зиновии.
Пятница
7 00
9 00
18 00
Вечерня. Панихида. Исповедь.
Апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула. Мч. Епимаха.
Суббота
7 00
9 00
16 35
Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии.
17 00
ВОСКРЕСЕНИЕ
8 00
9 00
17 00
Вечерня. Акафист св. прав. Феодору Томскому. Исповедь.
Медиаматериалы
Митрополит Ростислав проповедь 04.11.2021
Епископ Силуан проповедь 03.11.2021
Митрополит Ростислав проповедь 31.08.2021
Игумен Кирилл проповедь 20.07.2021
Митрополит Ростислав благодарственное слово 05.07.2021
Епископ Силуан ответное слово 05.07.2021
Православный календарь
Богородице-Алексиевский мужской монастырь (Томск)
Мiръ Россия Томская область Томск Богородице-Алексиевский мужской монастырь (Томск)
Содержание
История [ править ]
Сведения о времени основании монастыря расходятся — по одним источникам он был основан в 1605, по другим — в 1622 году. Известно, что монастырь точно существовал в 1630-е годы. Столь раннее появление монастыря в только что основанном городе А. Латышев объясняет правительственными указами, а не большим количеством потенциальных насельников, мечтающих удалиться от мира. Первоначальное население Томска состояло из разгульных казаков, корыстолюбивых промышленников, иностранных искателей богатства, высланных поляков, сосланных каторжан, местных татар, «которых обычаи нравились русским, и многоженство нашло и подражателей». «Правительство видело, как необходимо в таком краю заведение благочестивое, подающее пример христианских добродетелей…»
В 1630—1650-х годах Богородицкий монастырь находился у впадении реки Киргизки в Томь (Усть-Киргизский монастырь). В 1658 году перенесен на Юрточную гору. При строительстве были устроены подземные склады и ходы к реке Ушайке (на кирпичный свод наткнулись рабочие, производившие земляные работы в начале ноября 1888 года во дворе столоначальника томской казенной палаты В. Б. Орлова, жившего в конце тянувшейся от монастырской ограды к реке Ушайке улицы).
В 1663 году освящена церковь во имя Св. Алексея, человека Божия, монастырь стал называться Богородице-Алексеевским.
Из Богородице-Алексеевского монастыря осуществлялось руководство прочими восемью сибирскими монастырями, входившими в Томский разряд. Монастырь до 1764 года был единственным в Томской губернии владельцем 400 крепостных крестьян, а также обладал земельными угодьями на реках Томи и Оби. В XVII веке при монастыре была открыта больница, а в 1746 году первая томская школа — Томское русское духовное училище (в 1762 году преобразовано в русско-латинское). Также при монастыре с 1858 года действовала духовная семинария с обширной библиотекой.
Монастырь, как и другие сибирские обители, был местом ссылки нарушителей монастырских уставов. Также в нём содержались и светские лица.
Главным монастырским храмом является Казанская церковь, имеющая также приделы в честь Алексия, человека Божьего и святых Флора и Лавра. Изначально постройка была деревянная, неоднократно сгорала. В 1789 году было построено современное каменное церковное здание в стиле сибирского барокко. В церкви находился особо почитаемый образ Божией матери «Неопалимая купина».
В 1830-е годы монастырь окружили каменными стенами и башнями-часовнями (проект томского архитектора К. Г. Турского). На территории находились сад, озеро, летние кельи и кладбище, а к югу от монастыря — монастырская роща, сохранявшаяся до начала XX века.
В 1922 году сам монастырь был закрыт, но община верующих при Казанском храме существовала до 1929 года. Монахи в этот период проживали под арестом в братском корпусе, а после закрытия храма вместе с архимандритом были казнены на горе Каштак.
В 1930 году в помещениях монастыря расположился Индустриально-педагогический институт.
Решение Томского облисполкома от 17 февраля 1978 года комплекс монастырских зданий был взят под государственную охрану.
В 1992 году Казанская церковь и келейный корпус монастыря были возвращены верующим. Началось регулярное богослужение. 5 июля 1995 года в выгребной яме на месте разрушенной часовни Федора Кузьмича были обретены его мощи, ставшие главной монастырской реликвией. В 1997 году была восстановлена часовня святого.
В 2010 году в келейном корпусе монастыря (бывшее здание архиерейского дома, построенного в 1835 году у южной стороны монастырской ограды), была освящена домовая церковь Трёх святителей. В ней размещён мраморный иконостас, сам декор церкви выполнен в византийском стиле.
В 2012 году из федерального бюджета по программе «Культура России» было выделено 15 миллионов рублей на реставрацию Казанской церкви.
Современное состояние [ править ]
В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день.
Возрастает число насельников обители.
Совершенствуются формы социального служения.