служба перед пасхой как называется
Ночное пасхальное богослужение: что происходит во время самой радостной службы в году?
Приблизительное время чтения: 11 мин.
Текст пасхальной службы скачать
Приближается Пасха, и скоро православные христиане будут приветствовать друг друга радостным возгласом «Христос Воскресе». Об особенностях самого радостного богослужения в году рассказывает игумен Силуан (Туманов)
Раз в год, по весне, когда земля сбрасывает с себя снежный покров и воздух наполняется прохладной свежестью и чириканьем решивших наконец-то вернуться на родину птиц, многие люди независимо от того, ходят ли они в храм и молятся ли дома, начинают взволнованно спрашивать: «Когда?!»«Когда в этом году будут праздновать Пасху? Успеем ли мы. А то ведь хлопот много. Надо не ударить лицом в грязь и покрасить-таки яйца и напечь куличи по рецептам, претендующим на строгое следование старинным традициям. А потом отпраздновать как полагается: съездить на кладбище к родным, всплакнуть на могилке, оставить там водочки с краюшкой хлеба, и домой: накрыть стол, опять же выпить водочки, но перед этим обязательно съесть освященное яйцо, иначе грех!».
Неделя перед Пасхой у большинства проходит в приятных кулинарных хлопотах, «чтоб всё как у людей», и накануне пасхального воскресенья вереницы верующих в душе людей впервые за год переступают церковную ограду и выкладывают свои кулинарные шедевры на стол, ожидая заметно приуставшего батюшку с кропилом и глазами, ожидающими чего-то гораздо более главного, чем освящение куличей.
Очередь большая, пока батюшку дождемся, успеем поговорить с соседями. И тут выясняется: освящением пищи праздник не заканчивается и не ограничивается. Особая праздничная служба начинается в полночь, а закончится около трех ночи.
Да что же в храме так долго делать? Ну ладно, крестный ход обойдет вокруг церкви с колокольным звоном – это все знают, но это минут пятнадцать. А потом что? И зачем?
Интересно. Раз все пойдут, пойдем и мы.
На ночное пасхальное богослужение лучше приходить заранее. И заранее подумать, в какой храм. Народ будет везде, но там, где лучше хор или храм центральный, давно открытый, людей будет больше.
Лучше всего принести с собой… себя. То есть своё внимание, свою готовность к радости, свою готовность не отвлекаться на неудобства и искушения ради того, чтобы встретить как положено Праздник Праздников и Торжество из Торжеств.
Пасхальная полунощница
Праздничное богослужение начинается не сразу в полночь с субботы на воскресенье, а чуть раньше, немного позже 23.00.
Мы входим в наполненный народом полутемный храм. Паникадила – большие люстры – выключены. Перед закрытыми Царскими вратами на амвоне стоит большая подставка в виде гробницы. На ней лежит Плащаница – украшенный вышитый плат с изображением Христа, лежащего во гробе.
Еще несколько молитв – и полунощница заканчивается.
Крестный ход
Есть разные традиции. Где-то пасхальная заутреня начинается ровно в полночь, и предваряющий её крестный ход начинается, соответственно, минут за 15 до неё. Где-то в полночь начинается сам крестный ход.
В любом случае, без крестного хода не обойтись.
Символизируя переход от мрака язычества к свету христианства, живописно оттеняя свет Воскресения Христова, крестный ход начинается в темном храме, освещенном лишь горящими в руках людей свечами.
Если настоятель знаком с греческими традициями, то он может вынести огонь для прихожан из алтаря под пение особой стихиры: «Приидите, приимите свет от Невечерняго Света и прославите Христа воскресшаго из мертвых!»
Фото Санкт-Петербургской Духовной академии
Если такой традиции нет, то люди зажигают свечи самостоятельно.
Итак, после небольшой паузы и зажжения свечей, священнослужители в алтаре, при закрытых вратах и завесе иконостаса, трижды поют стихиру «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время совершается троекратное каждение в алтаре вокруг престола. Мы его не видим, но слышим позвякивание кадила, доносится благоухание ароматного ладана.
Стихира поётся каждый раз всё громче, её подхватывает хор. Открываются Царские врата, всё еще в темноте священнослужители в белых одеждах, напоминающих нам о том, что в древности прямо накануне Пасхи крестили всех, желающих стать христианами, выходят из алтаря.
Хору уже подпевают все прихожане. Слышен ликующий звон колоколов. Впереди священников идут заранее приготовившиеся прихожане и алтарники, несущие особый фонарь, за ним запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери. Далее идут попарно хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами, диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники. В последней паре священников идущий справа несет Евангелие, а идущий слева — икону Воскресения. Завершает шествие настоятель храма с пасхальным трисвещником и Крестом в левой руке.
Если в храме только один священник, то иконы Воскресения Христова и Евангелие несут миряне, прикрыв руки платками из благоговения к святыне.
За священниками идём и все мы – прихожане. Неторопливо обходим вокруг храма. Душа звенит внутри в такт колоколам, уста поют святые и таинственные слова, а руки заботливо прикрывают пламя свечки от прохладного ночного весеннего ветерка.
Вот все подходят к входу в храм, он называет притвор. Входные, западные двери уже специально закрыты.
Носящие святыни останавливаются около дверей лицом к западу. Трезвон прекращается. Настоятель храма, приняв от диакона кадило, совершает каждение и прославляет Святую Троицу.
Затем священнослужители поют особые стихи. Их мы будем слышать в начале каждого богослужения и иногда в других местах службы. Это называется пасхальным началом:
«Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. И да бежат от Лица Его ненавидящий Его. Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня. Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся. Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь», и пр.
На каждый стих певцы снова поют тропарь «Христос воскресе».
Время от времени настоятель обращается ко всем с приветствием: «Христос воскресе!». В ответ надо как можно громче ответить: «Воистину воскресе!» Не бойтесь, не молчите — это ночь особой радости.
Отверзаются церковные двери, и крестный ход входит в храм, как когда-то жены-мироносицы вошли в Иерусалим возвестить ученикам о Воскресении Господа.
Храм наполняется светом всех светильников. Начинается светлая пасхальная заутреня, то есть утреня, начинающаяся задолго до рассвета.
Заутреня и литургия
Вот все вошли в храм, встали на своих местах. Диакон произносит великую ектению, то есть много коротких прошений к Богу о наших духовных и телесных нуждах, на которые хор поёт «Господи, помилуй». После возгласа священника хор начинает петь пасхальный канон из восьми частей, сочинение св. Иоанна Дамаскина, жившего в IX веке в Сирии – венец духовных песней.
Поёт хор то торжественно, то быстро. На каждой песни канона совершается каждение, священнослужители в одеяниях разного цвета с крестом и кадилом быстро обходят всю церковь, наполняя ее ароматом ладана, и радостно приветствуют всех словами «Христос воскресе!» (Не забудьте громко ответить «Воистину воскресе!») Эти многочисленные выходы священников из алтаря напоминают о частых явлениях Христа Своим ученикам после Воскресения.
«Фото Санкт-Петербургской Духовной академии»
Понятно, что создается некоторая праздничная кутерьма, людям надо постоянно тесниться, чтобы пропустить священников, при этом мы стараемся не поджечь друг друга свечами, которые все еще держим в руке. Так что текст пасхального канона становится фоновым шумом и проходит мимо нас. Зря, конечно.
Пасхальный канон — это выдающееся произведение церковной словесности. Пышный, по-византийски изобилующий красивыми речевыми оборотами и сравнениями, он вводит нас в дух и смысл самого праздника Воскресения Христова, заставляет нас всесторонне пережить душою и понять это событие.
Вот отрывки канона в переводе на русский язык:
Воскресения день! Просияем люди! Пасха! Господня Пасха! Ибо от смерти к жизни и с земли к небесам Христос Бог нас, песнь победную поющих, перевел.
Придите, будем пить питие новое, не чудесно изводимое из бесплодного камня (как Моисеем в Ветхом Завете), но источник бессмертия, источаемый из гроба Христом, на Котором (как на твердом основании, камне) мы утверждаемся.
Вчера я погребался с Тобою, Христе, и с Тобою, воскресшим в сей день, восстаю; распинался я с Тобою вчера: Сам прославь меня с Собой, Спаситель, в Твоем Царстве!
Предок Твой Давид перед ковчегом (который в Ветхом Завете как тень напоминал о Тебе), плясал; и мы, святой народ Божий, исполнение пророчеств видя, возрадуемся боговдохновенно, ибо воскрес Христос, как всемогущий.
Христос как однолетний агнец, (приносимый в жертву в Ветхом Завете на Пасху) для нас – добрый венец, (завершивший действие Ветхого Завета), Благословенный добровольно заколот в оставление грехов всех, как Пасха очистительная, и вновь воссиял нам из гроба прекрасным правды Солнцем.
Бодрствовать будем с раннего утра и вместо ароматного масла принесем Владыке пение, и Христа узрим – правды Солнце, всем жизнь излучающее.
Смерти празднуем умерщвление, ада разрушение, иной – вечной – жизни начало, и в восторге воспеваем тому Виновника – Единого благословенного Бога наших отцов и препрославленного.
Заканчивается канон торжественно-печальным пением экзапостилария:
А затем звучат ликующие стихиры Пасхи:
В конце утрени, после пения: «Друг друга объимем, рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся воскресением», верующие приветствуют друг друга, произнося: «Христос воскресе!» и отвечая «Воистину воскресе!», трижды целуют друг друга и обмениваются пасхальными яйцами. Это называется «христосоваться».
По Уставу священники, похристосовавшись между собой в алтаре, выходят на солею и здесь христосуются с каждым из прихожан. Но в наше время при большом количестве прихожан священник, выйдя с крестом на солею, с троекратным возглашением «Христос воскресе!» осеняет всех крестом на три стороны, после этого возвращается в алтарь.
Обычай приветствовать друг друга в Пасху этими словами очень древний. Уже ученики Христа «говорили, что Господь истинно воскрес» (Лк. 24, 34). В словах «Христос воскресе!» заключается вся сущность христианской веры.
После христосования читается особое «Огласительное слово» св. Иоанна Златоустого, рассказывающее о духовной сути праздника:
«…все войдите в радость Господа своего! … богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздерживавшиеся и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и не постившиеся, возвеселитесь ныне! Трапеза обильна, насладитесь все! Телец упитанный, никто да не уйдет голодным! Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости!
Предвосхищая это, Исаия восклицал: «Ад огорчился, встретив Тебя в преисподних своих». Огорчился ад, ибо упразднен! Огорчился, ибо осмеян! Огорчился, ибо умерщвлен! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан! Взял тело, а прикоснулся Бога; принял землю, а нашел в нем небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал!
Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!
Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв даже в гробе! Ибо Христос, восстав из гроба, первый восстал из умерших, (показав и нам путь). Ему слава и Его могущество во веки веков! Аминь».
Еще споют несколько песнопений (вообще чтений в эту ночь будет мало) и начинается литургия, за которой можно услышать чтение Евангелия на разных языках: на славянском, русском, а также на древних, на которых распространялась апостольская проповедь, – на греческом, латинском, и на языках народов, наиболее известных в данной местности.
В конце службы, после причащения самых верных и стойких прихожан, не ушедших после крестного хода, освятят особый хлеб, напоминающий громадную просфору. Он называет Артос, что в переводе с древнегреческого и означает – Хлеб. Его будут всю неделю носить на крестных ходах, разрежут и раздадут людям через неделю, в субботу, как большую святыню.
И вот только потом все идем из храма в трапезную – храмовую, или домой, — и разговляемся.
Вот и вся ночная служба. Вот три часа, отданные в жертву Богу. Вот она, святая усталость и ощущение тайны и не зря прожитого времени.
Кстати, если Вы не все расслышали и поняли на ночной службе, можно в спокойствии, без ночной усталости, без мыслей о сне и разговении помолиться на таких же пасхальных богослужениях в течение всей Пасхальной седмицы – недели после воскресенья Пасхи, утром и вечером. И тем самым дополнить радость ночной молитвы. И душу напитать той благодатной пищей, которая укрепит нас на весь оставшийся до следующей Пасхи год.
Не тот год, который начинается под звон курантов в январе, а богослужебный год, начатый под звон пасхальных колоколов.
Мы знаем, что время приводит нас к смерти.
Вечность, в которую так зовет душа, взволнованная ясной тайной Воскресения.
Вечность с Богом, Имя Которого мы носим, и Которым освящаем все свои пути на этой Земле.
Вечность, которая может стать для каждого из нас подлинной, уже не нуждающейся в символах, разговениях и обрядах, Пасхой.
Пасха Христова и подвижный богослужебный круг
Воскресение Христово, Пасха, является главным церковным праздником, как поется в церковных песнопениях, «праздником праздников и торжеством из торжеств». Пасха всегда празднуется в воскресенье и поэтому приходится не на определенное число, а на разные даты. Русская Православная Церковь живет по особому, юлианскому календарю и по нему же вычисляет день празднования Пасхи. Мы отмечаем Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния, после дня весеннего равноденствия. Наше вычисление Пасхи находится в полном соответствии с постановлениями I Вселенского Собора.
От дня празднования Пасхи зависят все связанные с ней подвижные праздники: Вход Господень в Иерусалим (в воскресенье перед Пасхой), Вознесение Господне (на сороковой день после Пасхи) и Троица, или Пятидесятница (на пятидесятый день по Пасхе). Также от Пасхи зависит Великий пост, он готовит нас к дню Воскресения Христова и начинается за семь недель до Пасхи.
Великий пост
Великопостное богослужение довольно сильно отличается от обычного, годового. Хотя совершается суточный круг служб, но богослужение отмечено особой строгостью и продолжительностью, на службе меньше поют, больше читают, священники облачены в черные строгие ризы.
Во время служб часто читается молитва преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».
Вход Господень в Иерусалим
Накануне этого дня, в субботу, Церковь празднует воскрешение праведного Лазаря. Тропарь Лазаревой субботы и Входа Господа в Иерусалим один:
Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне. | Прежде Своего страдания удостоверяя (нас) во всеобщем воскресении, Ты воскресил из мертвых Лазаря, Христос Бог наш. Посему и мы, подобно детям нося знаменье победы, восклицаем Тебе, Победителю смерти: «Осанна в вышних, благословен Грядущий во имя Господне». |
Страстная седмица
Следующая неделя перед Пасхой имеет название Страстной седмицы. То есть неделя, посвященная страстям, страданиям Спасителя. Службы Страстной седмицы очень важны и строги. Каждый день посвящен определенным воспоминаниям. Дни Страстной седмицы носят название Великих. В Великую Среду мы вспоминаем предательство Иуды. В Великий Четверг (Четверток) — Тайную Вечерю и установление Таинства причащения, в этот же день, накануне Страстной пятницы, на службе вечером читаются 12 Евангелий, посвященных страстям, страданиям Христовым. И в Великую Пятницу (Пяток) мы вспоминаем страдания, распятие и погребение Спасителя. Состоится вынос плащаницы (изображения Христа во гробе), и вечером служится чин погребения. В Великую Субботу плащаница продолжает лежать во время всех служб в центре храма и только перед пасхальным богослужением заносится в алтарь.
Пасха Христова и Светлая седмица
Новозаветная Пасха — радостное переживание священнейшего события: воскресения из мертвых Господа нашего Иисуса Христа в третий день после дня распятия. Пасха наша, Христос, заклан за нас (1 Кор 5, 7). Воскресение Христово знаменует победу над смертью и прообразует всеобщее воскресение. Пасхальная радость предызображает нескончаемое блаженство в невечерние дни в Царствии Небесном.
Служба Святой Пасхи происходит таким образом. С вечера в субботу перед плащаницей начинают читать книгу Деяний святых апостолов. В одинадцать часов или в половине двенадцатого совершается полунощница, и плащаница уносится в алтарь. В полночь начинается пасхальный крестный ход вокруг храма. Ночное шествие вокруг храма с иконами, хоругвями и свечами напоминает идущих ко гробу Спасителя жен-мироносиц. Обойдя храм крестным ходом с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе. », верующие останавливаются перед закрытыми дверьми храма: они олицетворяют камень, которым был завален гроб Распятого. Предстоятель с кадилом возглашает: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно, и во веки веков». Затем священнослужители трижды поют тропарь Пасхи:
Начинается пасхальная заутреня, главной частью которой является пасхальный канон — творение святого Иоанна Дамаскина. После каждой песни совершается каждение. Священнослужители приветствуют друг друга и прихожан: «Христос Воскресе!» Верующие отвечают: «Воистину Воскресе!» В конце утрени хор поет победно-радостные стихиры Пасхи. После утрени поются часы, а затем совершается пасхальная Божественная литургия.
В пасхальные дни христиане приветствуют друг друга радостным победным восклицанием: «Христос Воскресе!» При этом с апостольских времен принято целование. По традиции верующие дарят друг другу красные яйца. Предание говорит, что этот обычай берет свое начало от равноапостольной Марии Магдалины, которая поднесла императору Тиверию красное яйцо с приветствием «Христос Воскресе!» Яйцо служит символом гроба и возникновения жизни в самых недрах его; окрашенное красной краской, оно знаменует возрождение наше Кровью Иисуса Христа.
Праздник Пасхи празднуется в продолжение тридцати девяти дней. Особенно торжественно совершается служба в первые семь дней — на Светлой седмице. Все эти дни царские врата открыты, символически указывая, что Спаситель Своим воскресением открыл нам Царство Небесное. Служба на Светлой седмице почти такая же, как в день самой Пасхи. Каждый день после литургии совершается пасхальный крестный ход вокруг храма. Земные поклоны во время богослужения и молитвы отменяются до дня Святой Троицы.
Вознесение Господне
Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира. | Ты вознесся во славе, Христос Бог наш, исполнив радостью учеников Своих чрез обещание им Духа Святого, уверив их Своим благословением в том, что Ты Сын Божий, Спаситель мира. |
Пятидесятница. День Святой Троицы
Спустя десять дней после Вознесения Господня, в седьмое воскресенье после Пасхи, Церковь празднует день Сошествия Святого Духа на апостолов. В этот день принято украшать храм травой и зелеными ветвями деревьев. Живая зелень символизирует животворящее действие Духа Святого.
После Божественной литургии в этот день служится великая вечерня, на которой читаются особые коленопреклоненные молитвы.
Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей Вселенную, Человеколюбче, слава Тебе! | Благословен Ты, Христос Бог наш, явивший премудрыми рыбаков (то есть апостолов), ниспослав им Духа Святого, и ими уловивший Вселенную. Слава Тебе, Человеколюбец! |
[1] О преподобной Марии Египетской мы пишем на с. 371. (2 ф., с. 28)
[2] См. об этом на с. 294-295. (1 ф., с. 154)
[3] Об этом событии мы пишем на с. 325. (1 ф., с. 171)
Великий пост в 2021 году
Великий пост в 2021 году: какие службы не пропустить? Этот вопрос мы подробно рассмотрим в данной статье, и поможем Вам успешно выдержать пост.
Великий пост в 2021 году
Каждый день, кроме суббот и воскресений, на всех богослужениях суточного круга читается молитва преподобного Ефрема Сирина. Впервые за Постную Триодь ее произносят в среду и пятницу Сырной седмицы, а в последний раз — в Великую Среду (28 апреля), после чего все земные поклоны, кроме как перед Плащаницей, прекращаются до дня Пятидесятницы.
В первые четыре дня Четыредесятницы на Великом повечерии читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Целиком он поется на утрене четверга пятой седмицы, которая обычно совершается в среду вечером, накануне — одна из самых длинных и сложных служб носит название «Стояние Марии Египетской». Кроме того, в четверг пятой седмицы совершается Литургия Преждеосвященных Даров — особая древняя служба, по происхождению представляющая собой вечерню с причащением. Это богослужение также совершается каждую неделю по средам и пятницам, а также в первые три дня Страстной седмицы. По уставу Литургию Преждеосвященных Даров следует совершать вечером, но в приходской практике это редкость — служба переносится, как правило, на утро.
В день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля) служится литургия Иоанна Златоуста. В праздник на трапезе разрешается рыба.
В первую пятницу Великого поста (19 марта в 2021 году) по окончании Литургии Преждеосвященных Даров совершается молебное пение святому великомученику Феодору Тирону с освящением колива (разваренные зерна пшеницы или другая крупа с медом). Память св. вмч. Феодора — первая суббота (20 марта) Великого Поста.
С Крестопоклонной среды (7 апреля), преполовения Четыредесятницы, на Литургии Преждеосвященных Даров добавляется ектения о готовящихся ко Святому Крещению.
Вторая и третья субботы Великого поста (27 марта, 3 апреля в 2021 году) — поминовение усопших. В эти дни совершаются Литургия святителя Иоанна Златоуста и панихида.
Пятая суббота (17 апреля) Великого поста — празднование Похвалы Пресвятой Богородицы (Субботы Акафиста), накануне, в пятницу вечером (16 апреля) служится утреня с пением акафиста Пресвятой Богородице. Шестая суббота (24 апреля) — воспоминание воскрешения святого праведного Лазаря Четверодневного (на трапезе разрешается вкушение рыбной икры).
Последнее воскресенье перед Пасхой — Вход Господень в Иерусалим, Вербное воскресенье (25 апреля). В этот день совершается Литургия Иоанна Златоуста и освящаются вербы.
В первые четыре воскресенья Великого поста также правится особая служба — вечерня с акафистом Страстям Христовым (Пассия). Богослужение это западного происхождения, служит для постоянного напоминания о спасительном подвиге и страдании Господа Иисуса Христа на Голгофе.
В первые три дня Страстной седмицы совершаются последние в этом году Литургии Преждеосвященных Даров. На утрене этих дней (первая из них совершается в воскресенье вечером) поется тропарь «Се, Жених грядет в полунощи», а на отпусте произносятся слова «Грядый Господь на вольную Страсть».
Великий Четверг (29 апреля) — воспоминание Тайной Вечери и установления Таинства Евхаристии. В этот день совершается вечерня с Литургией Василия Великого и заготовляются запасные Дары для причащения больных. По окончании Литургии при архиерейском богослужении совершается чин Омовения ног.
Вечером в четверг совершается Утреня Великой Пятницы с чтением 12 Евангелий Страстей Господних, одна из самых длинных и красивых служб церковного года. Существует старинный русский обычай приносить домой горящие свечи с этого богослужения.
Великая Пятница (30 апреля) — день строгого поста. Утром совершается Последование часов Великого Пятка с изобразительными, Литургия не служится. После полудня — вечерня с выносом Плащаницы, после отпуста поется канон «Плач Пресвятой Богородицы», во время которого происходит целование Плащаницы.
Вечером в пятницу или в ночь на субботу совершается утреня Великой Субботы с погребением Плащаницы Спасителя. В саму Великую Субботу (1 мая) служится Литургия Василия Великого, во время которой духовенство переоблачается из великопостных фиолетовых и черных одежд в белые. Во время этого богослужения уже читается Евангелие, в котором вспоминается о Воскресении Христовом (28 глава Евангелия от Матфея). После Литургии — освящение пасхальных яств.
В пасхальную ночь богослужения начинаются полунощницей с чтением канона Великой Субботы пред Плащаницей. Перед этим во внебогослужебное время в храме читаются Деяния Святых апостолов. После полунощницы служится Пасхальная заутреня с Пасхальным каноном прп. Иоанна Дамаскина, а затем — Пасхальная Литургия святителя Иоанна Златоуста.