служба на день крещения руси
Последование молебного пения в праздник святого равноапостольного князя Владимира и в память Крещения Руси
После́дование моле́бного пе́ния
в пра́здник свята́го равноапо́стольнаго кня́зя Влади́мира
и в па́мять Креще́ния Руси́
Протодиа́кон: Б лагослови́, Влады́ко.
Предстоя́тель: Б лагослове́н Бог наш всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в.
Протодиа́кон: С ла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
Лик: Ц арю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.
И возглаша́ет протодиа́кон:
Б ог Госпо́дь и яви́ся нам, благослове́н Гряды́й во И́мя Госпо́дне.
Стих: И спове́дайтеся Го́сподеви, я́ко Благ, я́ко в век ми́лость Его́.
Стих: О быше́дше, обыдо́ша мя, и И́менем Госпо́дним противля́хся им.
Стих: Н е умру́, но жив бу́ду и пове́м дела́ Госпо́дня.
Стих: К а́мень, его́же небрего́ша зи́ждущии, сей бысть во главу́ у́гла: от Го́спода бысть сей и есть ди́вен во очесе́х на́ших.
Лик: Б ог Госпо́дь… во глас 8, к коему́ждо стиху́.
Та́же тропа́рь Живонача́льней Тро́ице, глас 8:
Б лагослове́н еси́, Христе́ Боже наш,/ И́же прему́дры ловцы́ явле́й,/ ниспосла́в им Ду́ха Свята́го,/ и те́ми уловле́й вселе́нную,/ Человеколю́бче сла́ва Тебе́.
Тропа́рь Всем святы́м,
в Земли́ Ру́сстей просия́вшим, глас то́йже:
Я́ коже плод кра́сный Твоего́ спаси́тельного се́яния,/ Земля́ Ру́сская прино́сит Ти, Го́споди, вся святы́я, в той просия́вшия./ Тех моли́твами в ми́ре глубо́це/ Це́рковь и страну́ на́шу Богоро́дицею соблюди́, Многоми́лостиве.
Тропа́рь Креще́ния Руси́, глас то́йже:
Б лагослове́н еси́, Христе́ Бо́же наш,/ Зе́млю Ру́сскую Креще́нием просвети́вый,/ лю́дем ея́ низпосла́в Ду́ха Свята́го,/ и́хже и ко спасе́нию приведы́й,/ Человеколю́бче, сла́ва Тебе́.
Тропа́рь равноапо́стольному кня́зю Влади́миру, глас 4:
У подо́бился еси́ купцу́ и́щущему до́браго би́сера,/ славнодержа́вный Влади́мире,/ на высоте́ стола́ седя́ ма́тере градо́в,/ Богоспаса́емаго Ки́ева,/ испыту́я же и посыла́я к Ца́рскому гра́ду/ уве́дети правосла́вную ве́ру,/ обре́л еси́ безце́нный би́сер, Христа́,/ избра́вшаго тя, я́ко втора́го Па́вла,/ и оттря́сшаго слепоту́ во святе́й купе́ли, душе́вную вку́пе и теле́сную./ Те́мже пра́зднуем твое́ успе́ние, лю́дие твои́ су́ще:/ моли́ спасти́ся душа́м на́шим.
П ресвята́я Тро́ице, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
В си святи́и земли́ на́шея, моли́те Бо́га о нас.
С вяты́й равноапо́стольный вели́кий кня́же Влади́мире, моли́ Бо́га о нас.
С ла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
И ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. А ми́нь.
Проки́мен, глас 4: В ознесо́х избра́ннаго от люде́й Мои́х.
Стих: И́ бо рука́ Моя́ засту́пит его́, и мы́шца моя́ укрепи́т его́.
Протодиа́кон: И о сподо́битися нам слы́шанию свята́го Ева́нгелия, Го́спода Бо́га мо́лим.
Лик: Г о́споди, поми́луй (три́жды).
Протодиа́кон: П рему́дрость, про́сти, услы́шим свята́го Ева́нгелия.
Предстоя́тель: М ир всем.
Лик: И ду́хови твоему́.
Предстоя́тель: О т Матфе́а свята́го Ева́нгелия чте́ние.
Лик: С ла́ва Тебе́, Го́споди, сла́ва Тебе́.
Протодиа́кон: В о́нмем.
Предстоя́тель чтет Ева́нгелие от Матфе́я, зача́ло 55.
Лик: С ла́ва Тебе́ Го́споди, сла́ва Тебе́.
П ресвята́я Тро́ице, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
В си святи́и земли́ на́шея, моли́те Бо́га о нас.
С вяты́й равноапо́стольный вели́кий кня́же Влади́мире, моли́ Бо́га о нас.
С ла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
И ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. А ми́нь.
Д осто́йно есть, я́ко вои́стину, блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего, Честне́йшую херуви́м и Сла́внейшую без сравне́ния серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем.
И глаго́лет протодиа́кон ектению́:
П оми́луй нас, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й, мо́лим Ти ся, услы́ши и поми́луй.
Лик: Г о́споди, поми́луй (три́жды).
Е ще́ мо́лимся о вели́ком господи́не и отце́ на́шем Святе́йшем Патриа́рхе Кири́лле и о всей во Христе́ бра́тии на́шей.
Лик: Г о́споди, поми́луй (три́жды).
Б лагодаря́ще со стра́хом и тре́петом, я́ко раби́ непотре́бнии, Твоему́ благоутро́бию, Спа́се и Влады́ко наш, Го́споди, о Твои́х благодея́ниих, я́же излия́л еси́ на Зе́млю на́шу от Креще́ния ея́ и до ны́не, и припа́даем, и славосло́вие Тебе́, я́ко Бо́гу, прино́сим, и умиле́нно вопие́м: изба́ви от всех бед лю́ди Твоя́ и всегда́, я́ко Ми́лостив, испо́лни во благи́х проше́ния на́ша, приле́жно мо́лимся Тебе́, услы́ши и поми́луй.
Лик: Г о́споди, поми́луй (три́жды).
Е ще́ мо́лимся Тебе́, Спаси́телю на́шему, чрез благове́рнаго кня́зя Влади́мира благоволи́вшему избра́ти род наш в насле́дие Свое́ и в купе́ли Креще́ния дарова́ти Ду́ха Свята́го, о е́же Це́рковь на́шу Святу́ю от раско́лов и нестрое́ний соблюсти́, и в единомы́слии ве́ры ея́ утверди́ти, и ми́ром огради́ти, услы́ши и поми́луй.
Лик: Г о́споди, поми́луй (три́жды).
Е ще́ мо́лимся Тебе́, Го́споди Вседержи́телю, о е́же призре́ти и утверди́ти виногра́д сей, его́же насади́ и сохрани́ от всех наве́тов вра́жиих десни́ца Твоя́; и в пре́дняя ле́та да́руй насле́дию Твоему́ мир и безмяте́жие, да не ума́лится и не поколе́блется Русь Свята́я, ю́же избра́л еси́ в жили́ще Себе́, да сла́вится Трисвято́е И́мя Твое́, услы́ши и поми́луй.
Лик: Г о́споди, поми́луй (три́жды).
Д а́вый за́поведь Твою́ нам, е́же люби́ти Тебе́, Бо́га на́шего, и бли́жняго своего́, сотвори́, да не́нависти, вражды́, оби́ды и про́чая беззако́ния прекратя́тся, и́стинная же любо́вь да ца́рствует в сердца́х на́ших, мо́лим Ти ся, Спаси́телю наш, услы́ши и ми́лостивно поми́луй.
Лик: Г о́споди, поми́луй (три́жды).
Предстоя́тель: У слы́ши ны, Бо́же, Спаси́телю наш, упова́ние всех конце́в земли́ и су́щих в мо́ри дале́че, и ми́лостив, ми́лостив бу́ди, Влады́ко, о гресе́х на́ших, и поми́луй ны. Ми́лостив бо и Человеколю́бец Бог еси́, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в.
Протодиа́кон: Г о́споду помо́лимся.
Лик: Г о́споди, поми́луй.
Предстоя́тель чтет моли́тву:
Т риипоста́сный Бо́же, О́тче Вседержи́телю, Сы́не Единоро́дный, Спаси́телю ми́ра, и Ду́ше Святы́й, просвеща́яй и освяща́яй племена́ и наро́ды! И́же и влады́ку Земли́ Ру́сския, кня́зя Влади́мира, к све́ту и́стинныя ве́ры наста́вивый, и тем всю страну́ на́шу Креще́нием просвети́вый, и со́нмом святы́х, я́ко пресве́тлым звезда́м, не́бо Це́ркве на́шея украси́вшим, возсия́ти дарова́вый! И нам, смире́нным и недосто́йным ча́дом их, ны́не предстоя́щим сла́ве Твое́й и благода́рственное моле́бное пе́ние принося́щим в се́й [ тысящеле́тный ] день Креще́ния Руси́, вели́кую ми́лость дарова́вый, е́же сла́вити, хвали́ти и благодаре́ние приноси́ти Тебе́ за вся благодея́ния, бы́вшая на Руси́ от лет дре́вних и до ны́не. При́зри на ни́ву Твою́, Це́рковь Святу́ю, на страны́ и наро́ды, прее́мственно восприя́вшия ве́ру правосла́вную из еди́ной купе́ли Креще́ния в вода́х днепро́вских и ны́не принося́щих Тебе́, я́коже прекра́сный плод спаси́тельнаго се́яния Сло́ва Твоего́, ли́ки святы́х. Ти́и бо послужи́ша лю́дем свои́м ве́рою, наде́ждою и любо́вию, о́бразом сло́ва и жития́ указу́юще нам путь к соверше́нству по за́поведи Христо́вой: бу́дите у́бо соверше́ни, я́ко же и Оте́ц ваш Небе́сный соверше́н есть. Сохраня́юще сие́ свято́е насле́дие их, мо́лимся Ти, Жизнода́вче: спаси́ и поми́луй нас, мир ми́ру Твоему́ да́руй и всему́ созда́нию Твоему́, его́же по грехо́м на́шим сыны́ ве́ка сего́ погуби́ти тща́тся. Ве́мы бо, я́ко не хо́щеши сме́рти гре́шников, но е́же обрати́тися и живы́м им бы́ти; при́зри на нас, во гресе́х пребыва́ющих, отврати́ гнев Твой, пра́ведно дви́жимый на ны, да́руй нам покая́ние и Твои́м неизрече́нным милосе́рдием поми́луй нас. Приими́ моли́твы и труды́ на́ша о умноже́нии любве́ среди́ всех люде́й ми́ра сего́. Зе́млю на́шу огради́, вла́сти умудри́, вся уте́ши и умири́, Це́рковь Твою́ возрасти́, достоя́ние Твое́ соблюди́, му́жи и жены́, и младе́нцы благода́тию просвети́, и вся лю́ди Твоя́ в Правосла́вии и благоче́стии утверди́ моли́твами Пречи́стыя Влады́чицы на́шея Богоро́дицы и Присноде́вы Мари́и, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Креста́ и Всех святы́х, в Земли́ на́шей просия́вших, да в едине́нии ве́ры и любве́ сла́вим Тя, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в.
В елича́ем тя, святы́й равноапо́стольный вели́кий кня́же Влади́мире, и чтим святу́ю па́мять твою́, и́долы попра́вшаго и всю зе́млю Ру́сскую Святы́м Креще́нием просвети́вшаго.
Протодиа́кон: П рему́дрость.
Свяще́нник: П ресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.
Лик: Ч естне́йшую херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем.
Свяще́нник: С ла́ва Тебе́, Христе́ Бо́же, упова́ние на́ше, сла́ва Тебе́.
Лик: С ла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. А ми́нь. Г о́споди, поми́луй (три́жды). Б лагослови́.
Предстоя́тель твори́т отпу́ст.
И по отпу́сте а́бие глаго́лет протодиа́кон многоле́тие:
В ели́кому господи́ну и отцу́ на́шему Кири́ллу, Святе́йшему Патриа́рху Моско́вскому и всея́ Руси́ и Свя́то-Тро́ицкия Се́ргиевы Ла́вры священноархимандри́ту, богохрани́мей стране́ на́шей, власте́м, во́инству и наро́дам ея́, всему́ освяще́нному собо́ру, благоче́стия ревни́телем и учи́телем, и всем во Правосла́вии Земли́ на́шея подвиза́ющимся сло́вом, писа́нием, уче́нием и богоуго́дным житие́м, и всем правосла́вным христиа́ном — мно́гая ле́та.
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
В Неделю 20-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту
В Димитриевскую родительскую субботу Святейший Патриарх Кирилл совершил панихиду в Александро-Невском скиту
Назначена и.о. игумении Свято-Троицкого Корецкого ставропигиального монастыря
Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с заместителем председателя Государственной Думы РФ А.Ю. Кузнецовой
В праздник Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя
Архив
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в День Крещения Руси после Литургии в Храме Христа Спасителя
28 июля 2020 года, в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, день церковно-государственного праздника Крещения Руси, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам торжеств с Первосвятительским словом.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!
Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником — с днем памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, Крестителя Руси. И, как установилась в течение последних десятилетий некая традиция, в этот же день мы празднуем и вспоминаем величайшее событие в истории нашего народа — Крещение Руси.
Святой князь Владимир всем сердцем воспринял новую веру. Если почитать светских историков, то обычно факт крещения князя Владимира в Корсуни обставляется различными политико-идеологическими причинами и предпосылками. Мол, нужно было заручиться мощными союзниками, нужно было постараться войти в культурное пространство Византии, нужно было сделать то-то и то-то, что было бы полезно и для князя Владимира, и для его страны — вот потому он и принял крещение.
Но следует вспомнить, кем был князь Владимир. Он был убежденным язычником, он с языческой верой соединил всю свою жизнь, на его душе десятки загубленных человеческих жизней — измученных, обезглавленных. Кровь соединяет человека с убеждениями, как ничто иное. Давайте посмотрим на историю XX века. Разве кто-то из тех, кто убежденно творил беззаконие, кто убивал других, раскаялся просто так, под влиянием того, что им было предложено нечто взамен их страшного кровавого прошлого? Никто по-настоящему не раскаялся. Посмотрите съемки Нюрнбергского процесса — разве это раскаявшиеся преступники? Они с улыбкой встречали речи обвинителей, они ни в чем не раскаивались, они были убеждены в правоте своего дела.
А князь Владимир? Почему он раскаялся, и под влиянием чего это произошло? Никакого Нюрнбергского процесса над ним не было и быть не могло, никто его ни в чем не обвинял, он мог бы спокойно жить с великой славой могущественного правителя Руси, но он перечеркивает свое прошлое, он отказывается от этой славы, раскаивается сам, без чьей-либо помощи, во всем том, что совершил, и в Корсуни принимает святое крещение. А потом, всем сердцем почувствовав силу благодати Божией, принимает решение крестить весь свой народ, и действительно совершает это удивительное деяние. Казалось бы, все против логики, все против обычаев того времени, все против характера самого князя Владимира, и это первое чудо привело к величайшему изменению в жизни самого князя и всей страны.
И второе Божие чудо. Люди столетиями жили, поклоняясь идолам, языческим богам. Это сейчас мы снисходительно смотрим на все эти изваяния, на изображения деревянного Перуна, — с высоты XXI века, зная всю последующую историю. А если поместить нас в ту атмосферу, когда все поклонялись Перуну, и ведь наверняка какие-нибудь чудеса от него происходили, так что никому и в голову не приходило сомневаться в могуществе русского бога! Перед его изваяниями молились, чтобы одержать победу! А когда возвращались с победой, приносили в жертву Перуну, в том числе, человеческие, живые тела! Какая же была мощная религиозная убежденность! И что происходит? Крестившись, князь почти без реального сопротивления крестит весь народ.
Опять-таки, у светских исследователей той эпохи могут найтись свои человеческие объяснения. Но давайте спросим самих себя: возможно было вот так, в одночасье, круто развернуть всю общественную, политическую жизнь, государственную жизнь и личную жизнь людей так, как это удалось сделать великому князю Владимиру? Конечно, Крещение Руси было великим благодатным Божиим даром, а благодать «немощная врачует и оскудевающая восполняет». И там, где у князя Владимира не хватало, может быть, способности, разумения и власти, сила благодати его вразумляла, укрепляла, и он практически без всякого употребления силы крестил свой народ.
Действительно, прививка к благодатному телу Вселенской Церкви крещеного русского народа стала величайшей духовной силой, которая, я глубоко убежден, помогает народу нашему проходить через столь сложные перипетии исторического пути, сохранять веру князя Владимира, укрепляться в этой вере и воспитывать в ней следующие поколения нашего народа. Все, что произошло с нами от времен Крещения доныне — это яркий и очень убедительный аргумент в пользу того, что человеческая история совершается не только человеком, не только его разумом, его волей, его силой, но благодать Божия, присутствуя в человеческой истории, не изменяя самой человеческой свободы, таким образом влияет на род человеческий, что вера живет и действует, несмотря на ожесточенную борьбу с ней. Кто только не посягал на нравственные начала человеческой жизни, — и революционеры, и философы-агностики, — кто только не ставил под сомнение «устаревший» нравственный кодекс человеческого общежития, как он представлен в Слове Божием! Сколько было усилий, но ничего не получилось, и каждый живет, в конце концов, по совести, в которой и отображается этот Божественный нравственный кодекс. А если совесть сгорает, тогда Господь порой и силу употребляет, если уж человек не совсем пропащий, чтобы вернуть его на путь истины.
Сегодня мы празднуем событие особого значения, которое не потеряло своего смысла и не потеряло своей силы даже до сегодняшнего дня. Мы все наследники князя Владимира, мы все его ученики. Наша Церковь Русская Православная, мученица и исповедница, кровью своею запечатлевшая верность выбору святого Владимира, и сегодня продолжает со смирением нести свое служение. Но мы очень нуждаемся, каждый из нас в отдельности и все вместе, вся наша Церковь, в помощи свыше. И сегодня особый день, когда мы возносим свои молитвы об Отечестве нашем, о народе нашем, о Церкви нашей, о властях и воинстве, о всем том, что сохраняет нашу национальную жизнь, что оберегает нашу Родину — Россию.
Поздравляю всех вас с этим знаменательным праздником. Молитвами святого благоверного равноапостольного великого князя Владимира да благословит Господь дальнейший исторический путь нашей Родины и дальнейшее историческое движение нашего народа по этому пути. И особая молитва — о том, чтобы верность князю Владимиру, верность избранному им пути, верность вере православной и Церкви Божией не оставляла наш народ. Не дай нам Бог сойти с этого пути, определенного волей князя Владимира, его мудростью и, конечно, Божественным Промыслом. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
В Неделю 20-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту
В Димитриевскую родительскую субботу Святейший Патриарх Кирилл совершил панихиду в Александро-Невском скиту
Назначена и.о. игумении Свято-Троицкого Корецкого ставропигиального монастыря
Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с заместителем председателя Государственной Думы РФ А.Ю. Кузнецовой
В праздник Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя
Архив
Об истории создания чинопоследования праздника Крещения Руси и издании соединенной «Службы Господу Богу нашему, в Троице славимому, в память Крещения Руси, и святому равноапостолу, великому князю Владимиру»
Издательство Московской Патриархии, исполняя благословение Святейшего Патриарха, к 1025-летию Крещения Руси выпустило в свет соединенную «Службу Господу Богу нашему, в Троице славимому, в память Крещения Руси, и святому равноапостолу, великому князю Владимиру». Публикация, подготовленная Издательством Московской Патриархии, знакомит читателя с историей этого издания.
25 лет назад, к празднованию 1000-летия Крещения Руси в 1988 году была создана замечательная книга «Чинопоследования праздника Крещения Руси», которая включала в себя тексты малой вечерни, молебного пения с каноном Русским святым (подобен «Многими содержимь напастьми. »), великой вечерни, утрени, Литургии (праздничные антифоны), благодарственного молебна и панихиды «по предстоятелям и архипастырям Русской Православной Церкви, по подвижникам благочестия Земли Русской и всем благочестивым предкам нашим». Песнопения служб были написаны епископом Афанасием (Сахаровым) (ныне священноисповедником) и посвящены памяти Крещения Руси и всем Русским святым.
Святейший Патриарх Пимен благословил совершить эту службу 12 июня 1988 года и «на последующее время» совершать ее ежегодно в неделю 2-ю по Пятидесятнице.
Вот как рассказывает об этом игумен Андроник (Трубачев): «Вопрос о дне празднования Крещения Руси обсуждался на Богослужебной комиссии в декабре 1987 года — январе 1988 года. Предлагались две даты: 1 августа, день, в который согласно историческим исследованиям было принято Крещение Руси; 15 июля (или 16 июля) — день памяти равноапостольного князя Владимира (или следующий за ним день), что подчеркивало бы идейную связь праздника с крестителем. В связи с тем, что день праздника Крещения Руси был определен Священным Синодом на день празднования Всех святых, в земле Российской просиявших (2-я неделя по Пятидесятнице), даты 1 августа и 15 июля отпали, и Служба Праздника Крещения Руси была издана в соединении со службой Всех святых, в земле Российской просиявших. Однако, учитывая пожелание владыки Афанасия о возможности совершения Службы в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, не во 2-ю неделю по Пятидесятнице, а во ин день, был составлен соответствующий Устав совершения Службы Крещения Руси и всех святых в земле Российской просиявших во ин день (см. изд. Службы, с. 76-80)».
К сожалению, эту книгу не успели тогда подготовить заранее, и реально она получила малое распространение. Вскоре издание и вовсе стало библиографической редкостью. В «зеленые» минеи была почему-то помещена только служба Русским святым без текстов Крещения Руси. Таким образом, тексты собственно воспоминания Крещения Руси были в большинстве храмов забыты, а в новых храмах они и вовсе неизвестны. Лишь немногие свято хранили благословение Святейшего Патриарха Пимена ежегодно совершать соединенную службу. Так, например, по свидетельству о. Андроника (Трубачева), в Троице-Сергиевой лавре, благодаря тщанию главного уставщика и регента архимандрита Матфея (Мормыля) († 2009), служба Крещения Руси совершалась ежегодно после 1988 года согласно указанию устава (с. 73-76 изд. Службы) в неделю 2-ю по Пятидесятнице совместно со службой Всех святых, в Земле Русской просиявших.
В 2008 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в параграфе 11 («О единстве Церкви») определил совершать 15/28 июля службу князю Владимиру по уставу великого праздника в память о Крещении Руси: «В память о величайшем событии нашей общей истории — Крещении Руси — Архиерейский Собор постановил в день святого равноапостольного князя Владимира 15/28 июля совершать богослужение по уставу великого праздника, воздавая должную честь крестителю Руси. Собор обращается к государственному руководству России, Украины и Беларуси с предложением включить день святого князя Владимира в число государственных памятных дат, отмечаемых общественными празднованиями, подобно тому, как отмечается в наших государствах День славянской письменности и культуры в праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия».
В ответ на обращение Архиерейского Собора, в Федеральный закон была внесена памятная дата — 28 июля, которая получила название «День Крещения Руси». Федеральный закон Российской Федерации от 31 мая 2010 г. № 105-ФЗ «О внесении изменения в статью 11 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России»»:
«Внести в статью 1/1 Федерального закона от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 11, ст. 943; 2005, № 30, ст. 3109; 2007, № 10, ст. 1149, № 44, ст. 5279; 2009, № 15, ст. 1781) изменение, изложив ее в следующей редакции: «Статья 1/1. Памятные даты России. В Российской Федерации устанавливаются следующие памятные даты России: 28 июля — День Крещения Руси; ».
Таким образом, День Крещения Руси стал не только церковным, но и государственным праздником. Но простое повышение уставного статуса службы равноапостольному князю Владимиру до великого праздника не дает того, что закономерно ожидается от торжественного богослужения в память Крещения Руси. Все песнопения обращены к князю Владимиру, а само Крещение Руси воспринимается опосредованно. По мысли же владыки Афанасия (Сахарова), в этот день «достойно и праведно» благодарно воспевать, в первую очередь, Господа Бога нашего, в Троице славимого, за богатую милость и неизреченный дар нашему Отечеству. Особую актуальность вопросу тематических песнопений в память Крещения Руси придала возникшая недавно традиция празднично и торжественно отмечать более дробные юбилейные даты Крещения Руси.
В связи с этим и возникла идея вернуть в богослужебное употребление тексты владыки Афанасия из издания 1988 года, соединив их со службой святому равноапостольному великому князю Владимиру (что как раз и позволяет устав совершения службы во ин день). Идея была поддержана Синодальной богослужебной комиссией. Ей же было одобрено соединение служб, представленное Издательством.
Издательство Московской Патриархии подготовило отдельное издание с соединенной службой и, в преддверии празднования 1025-летия Крещения Руси, оно было благословлено к выпуску Святейшим Патриархом Кириллом.
Теперь мы имеем праздничную службу, которая содержит, помимо владимировых песнопений, песнопения именно Крещения Руси. А наличие новозаветных паремийных чтений, величаний, праздничных антифонов, «Елицы во Христа крестистеся. » вместо Трисвятого, прокимна и входного стиха придает празднику совершенно особое звучание. Также в тексте службы сохранены стихиры всем святым Церкви Русской, которые могут петься на стиховне, аще изволит настоятель.