сковородский монастырь в великом новгороде
Михайловский Сковородский монастырь
Описание
Сковородский Михайловский, 3 класса, в 4 верстах от Новгорода, на берегу реки Волхова, в местности, углубленной в середине с отлогим возвышением по краям, на подобие сковородки. Основан в 1355 году святым Моисеем (см. 25 января). В монастыре находится древняя икона святителя Николая и хранится деревянный крест, который был положен в гроб со святым Моисеем и лежал 300 лет.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».
За Сиверсовым каналом, немного южнее Нередицы находятся остатки каменного храма Михаила Архангела в Сковородском монастыре. Древнерусские монастыри назывались по посвящению главного храма – собора, а прозвание имеют по местоположению или по имени основателя. В данном случае следует предполагать, что название монастыря произошло от конфигурации местности похожей на сковороду.
Однако несмотря на свою очевидную древность, собор Сковородского монастыря почти не привлекал внимания исследователей, а после открытия на его стенах фресок интерес к архитектуре памятника был как бы заслонен изучением его настенной живописи.
Основателем монастыря и строителем каменного храма был новгородский владыка Моисей (1324-1329 гг.). Хорошо известно, что он одно время был архимандритом Юрьева монастыря. В 1354 году во время второго пребывания на новгородской кафедре Моисей получил в знак особых заслуг от византийского императора Иоанна Палеолога и патриарха Филофея скресчатые ризы. Храм Михаила Архангела был построен по заказу архиепископа Моисея в 1355 году.
По своим архитектурным формам Михайловский храм был близок волотовской церкви. Лаконично решенные фасады здания, которые не имели даже лопаток, завершались трехлопастной закомарой. Этот прием станет обязательным в постройках второй половины 14-15 веков. Дополняли объемную композицию притворы с севера, запада и юга. Оставив кафедру в 1360 году, архиепископ Моисей удалился именно в Сковородский монастырь, где скончался и был похоронен 25 января 1362 года.
По своему стилю сковородские фрески сильно отличались от фресок «феофановской школы». В этом особенно легко убедиться при сопоставлении их с фресками волотовской церкви, выполненных с невиданной в новгородской живописи экспрессией. Михайловкие фрески отличает изысканный аристократизм, красота спокойных округлых форм, изящество жестов и утонченность колорита, построенного на мажорных оттенках фиолетового, зеленого и оранжевого тона. Исследовательские работы 20-30-х гг. 20 века выявили значительное число хорошо сохранившихся фресковых композиций, выполненных вскоре после возведения храма. Во время войны храм был разрушен, его гибель и утрата первоклассных по качеству фресок – невосполнимая потеря для отечественной культуры.
В 18-19 вв. храм неоднократно ремонтировался, дополнялся пристройками, получил новую кровлю, а вместо первоначальной одной главы был увенчан пятью главами.
Этот монастырский памятник показывает усиливающееся движение в сторону складывания нового стиля, в формировании которого активно участвуют заимствованные романо-готические мотивы, а также конструкции и детали «смоленского» происхождения. Церковь на Сковородке сыграла, по всей видимости, не последнюю роль в формировании облика небольшого новгородского монастырского храма.
Территория Михайловского Сковородского монастыря
Сковородский Михайловский, 3 класса, в 4 верстах от Новгорода, на берегу реки Волхова, в местности, углубленной в середине с отлогим возвышением по краям, на подобие сковородки. Основан в 1355 году святым Моисеем (см. 25 января). В монастыре находится древняя икона святителя Николая и хранится деревянный крест, который был положен в гроб со святым Моисеем и лежал 300 лет.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».
За Сиверсовым каналом, немного южнее Нередицы находятся остатки каменного храма Михаила Архангела в Сковородском монастыре. Древнерусские монастыри назывались по посвящению главного храма – собора, а прозвание имеют по местоположению или по имени основателя. В данном случае следует предполагать, что название монастыря произошло от конфигурации местности похожей на сковороду.
Однако несмотря на свою очевидную древность, собор Сковородского монастыря почти не привлекал внимания исследователей, а после открытия на его стенах фресок интерес к архитектуре памятника был как бы заслонен изучением его настенной живописи.
Основателем монастыря и строителем каменного храма был новгородский владыка Моисей (1324-1329 гг.). Хорошо известно, что он одно время был архимандритом Юрьева монастыря. В 1354 году во время второго пребывания на новгородской кафедре Моисей получил в знак особых заслуг от византийского императора Иоанна Палеолога и патриарха Филофея скресчатые ризы. Храм Михаила Архангела был построен по заказу архиепископа Моисея в 1355 году.
По своим архитектурным формам Михайловский храм был близок волотовской церкви. Лаконично решенные фасады здания, которые не имели даже лопаток, завершались трехлопастной закомарой. Этот прием станет обязательным в постройках второй половины 14-15 веков. Дополняли объемную композицию притворы с севера, запада и юга. Оставив кафедру в 1360 году, архиепископ Моисей удалился именно в Сковородский монастырь, где скончался и был похоронен 25 января 1362 года.
По своему стилю сковородские фрески сильно отличались от фресок «феофановской школы». В этом особенно легко убедиться при сопоставлении их с фресками волотовской церкви, выполненных с невиданной в новгородской живописи экспрессией. Михайловкие фрески отличает изысканный аристократизм, красота спокойных округлых форм, изящество жестов и утонченность колорита, построенного на мажорных оттенках фиолетового, зеленого и оранжевого тона. Исследовательские работы 20-30-х гг. 20 века выявили значительное число хорошо сохранившихся фресковых композиций, выполненных вскоре после возведения храма. Во время войны храм был разрушен, его гибель и утрата первоклассных по качеству фресок – невосполнимая потеря для отечественной культуры.
В 18-19 вв. храм неоднократно ремонтировался, дополнялся пристройками, получил новую кровлю, а вместо первоначальной одной главы был увенчан пятью главами.
Этот монастырский памятник показывает усиливающееся движение в сторону складывания нового стиля, в формировании которого активно участвуют заимствованные романо-готические мотивы, а также конструкции и детали «смоленского» происхождения. Церковь на Сковородке сыграла, по всей видимости, не последнюю роль в формировании облика небольшого новгородского монастырского храма.
С сайта библиотекарь.ру
НОВГОРОДСКИЙ КИРИЛЛОВ МОНАСТЫРЬ
Монастырь во имя святителя Кирилла Александрийского под Новгородом (недейств.)
Располагался на на острове Селезневе (первоначально назывался Нелезен), образуемом двумя рукавами Малого Волховца.
Монастырь был основан в XII веке при зимней дороге на Москву, которая начиналась от Славковой улицы. Каменный храм был возведен в 1196 году, о чем имеется летописное описание:
Кирилловский монастырь, как и многие другие постройки в окрестностях Нередицы, претерпел многочисленные пожары, разорения и перестройки.
В 1754 году церковь была разобрана по нижние окна, надстроенный древний объем храма был увенчан пятью главами и получил четырехскатное завершение. К 1750-м годам относилась Покровская каменная церковь монастыря.
21 января 1785 или 1787 года нетленные мощи преподобного Арсения Новгородского, юродивого, были перенесены в Кириллов монастырь и положены в соборной церкви, которая в то время имела посвящение во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских. В храме был устроен и освящен в сентябре 1793 года придел во имя преподобного Арсения.
Во время Великой Отечественной войны, в августе 1941 года, немецкие войска превратили монастырь в укрепленную крепость, откуда их пришлось выбивать с большими потерями. Впоследствии храм был разрушен огнем немецкой артиллерии. Серьезного обследования здания до его уничтожения не проводилось. На начало XXI века на месте монастыря был задернованный холм, поросший кустами и деревьями.
Архитектура
Искусство Древней Руси. Мозаики и фрески
Приложение. Мозаики и фрески в памятниках архитектуры
Церковь Архангела Михаила Сковородского монастыря близ Новгорода
¦ Сковородский монастырь, расположенный среди лугов на правом берегу Волхова, в четырех километрах к югу от Новгорода, был полностью разрушен в годы второй мировой войны. Украшавшие церковь Архангела Михаила фрески реставрировались в 1928–1929 и 1937–1938 годах, когда их освободили от известковой побелки и записей клеевыми красками. Состояние сохранности расчищенных фресок оказалось хорошим, если не считать отдельных механических повреждений красочной поверхности. Все надписи были славянскими.
Среди работавших в церкви Архангела Михаила художников можно опознать руку трех мастеров. Главным был автор большинства евангельских сцен и таких фигур, как пророки Давид, Авдий, Захария и другие. Этот мастер шел от традиций станковой живописи, многие из приемов которой он применил к фреске (интенсивный локальный цвет, графическая манера письма, подчеркнутая силуэтность фигур). Большую стилистическую близость к исполненным им фрескам обнаруживают новгородские иконы середины XIV века (например, Апостол Фома в Русском музее).
¦
Ю. А. Олсуфьев был склонен датировать сковородскую роспись концом XIV века (Вновь раскрытые фрески в Новгороде. — Архитектурная газета, 1937, 12 октября). Свою точку зрения он обосновывал сходством системы высветления ликов на сковородских фресках и фресках церкви Рождества на кладбище, а также палеографическими особенностями надписей. Что касается первого аргумента, то он носит слишком общий характер, чтобы ему можно было придавать решающее значение. К тому же трудно установить какое-либо стилистическое сходство между этими двумя росписями. Второй аргумент также не выдерживает критики, поскольку буквы того же типа встречаются на свитках отцов церкви из первоначальной волотовской росписи от 1363 года. Единственное, что могло бы быть использовано для обоснования поздней датировки Ю. А. Олсуфьева — это сравнительно сухая трактовка ликов (особенно у главного мастера). Но она обладает иным характером, чем на новгородских иконах рубежа XIV и XV веков, в которых утверждаются уже чисто иконописные приемы и стандартные иконные типы с нависающими носиками, кругленькими глазками, округлым очерком головы и т. д. В сковородской росписи еще очень много от свободного живописного стиля XIV века (особенно у второго и третьего мастера), что не дает возможности отодвигать ее в конец этого столетия. Против такого решения вопроса говорит и полное отсутствие каких-либо следов влияния Феофана Грека на работавших в церкви Архангела Михаила мастеров. А Феофан, как известно, появился в Новгороде не ранее второй половины 70-х годов.
¦
Олсуфьев Ю. А. Памятник старой русской живописи. Вновь раскрытые фрески в Новгороде. — Архитектурная газета, 1937, 12 октября, с. 4.
Богусевич В. Вновь открытые фрески русских мастеров XIV в. — Новгородский исторический сборник, III–IV. Новгород, 1938, с. 216–218 (то же в кн.: Строков А. и Богусевич В. Новгород Великий. Л., 1939, с. 97–99).
Лазарев В. Н. Росписи Сковородского монастыря в Новгороде. — В кн.: Памятники искусства, разрушенные немецкими захватчиками в СССР. М., 1948, с. 77–101 (то же в кн.: Лазарев В. Н. Русская средневековая живопись. Статьи и исследования. М., 1970, с. 216–233).
Малков Ю. Г. О датировке росписи церкви архангела Михаила «на Сковородке» в Новгороде. — В кн.: Древнерусское искусство. XIV–XV вв. М., 1984, с. 196–225.
Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV–XV веков. М., 1987, с. 35–37, 514–515, табл. 347–378.
Сковородский монастырь в великом новгороде
Церковь Бориса и Глеба во граде (Церковь Бориса и Глеба в кремле, в Околотке) — не сохранившаяся церковь Новгородского детинца.
Церковь Бориса и Глеба во граде (в кремле) или над Волховом, на конце Пискупли улицы, в Околотке, в Детинце впервые известна как деревянная церковь 1146 года. Каменная же церковь взамен деревянной, заложена Садко Сытинычем (Съдко Сытиниць) в 1167 году, Садко Сытиныч стал, вероятно, прототипом героя былин — Садко. Церковь была освящена архиепископом Иоанном (Ильёй) в 1173 году. Согласно данным начала 1620-х — церковь Бориса и Глеба была ружной.
Бытовало мнение что на её месте — на конце Пискупли улицы, стояла первая тринадцатиглавая деревянная церковь Софии Премудрости Божией, предшественница каменного Софийского собора, но по результатам археологических раскопок это предположение было опровергнуто. Фундаменты церкви были раскрыты в 1940 году во время раскопок под руководством А. А. Строкова, при этом в западной части фундамента была найдена резная известняковая капитель с орнаментом, большое количества каменных крестов и др., были обнаружены погребения под полом церкви, причём в пяти из них сохранились фрагменты диадем. По результатам реконструкции это монументальное здание не имело аналогов в новгородском зодчестве XII века, как по своим размерам, так и по использованию резных украшений.
Церковь Андрея Стратилата, ныне стоящая в детинце близ того места где была церковь Бориса и Глеба, называется в росписях 1577—1589 гг. (росписи ружных церквей) и 1615 года придельной, но по Семисоборной росписи и росписи 1617 года в церкви Бориса и Глеба не было придела. В 1969 году в нижней части церкви Андрея Стратилата М. К. Каргером и Г. М. Штендером были обнаружены и изучены остатки лестничной башни церкви Бориса и Глеба.
В 1262 году церковь сгорела от попадания молнии, после чего была восстановлена, но в самом начале XIV века — рухнула. В 1305 году новая каменная церковь была вновь освящена архиепископом Феоктистом, после завершения строительства начатого в 1302 году, причём Феоктист в 1300 году, в ещё несгоревшей церкви Бориса и Глеба, был знаменован на владычную кафедру.
Храм был поновлён в середине XIV века, за счёт серебра полученного от похода на Ореховец. В 1405 году из-за пожара охватившего Людин конец церковь опять сгорела и только в 1441 году по указанию архиепископа Евфимия храм был отстроен вновь, а в 1442 году к храму была добавлена новая глава, после явления чуда мироточения иконы Богоматери во время литургии. В 1652 году церковь рухнула и с тех пор более не восстанавливалась.
Историческое значение
Предания, также связывают эту церковь, с хранившимися в ней «палицами Перуна», которые новгородцы использовали во время междусобиц. По приказу митрополита Никона
…и тако преста бесовское то тризнище отоле со оловянными наконечниками тяжкими…
в 1652 году эти палицы были сожжены, по мнению академика В. Л. Янина, эти сведения о палицах, «связующие языческие и христианские реалии», делают церковь Бориса и Глеба во граде хранительницей древних традиций, что «дополняет характеристику памятника как имеющего особое значение в структуре новгородской и церковной политической организации».
Церковь Бориса и Глеба во граде — духовный центр Прусской улицы, упоминается в уставе Ярослава Мудрого о мостех (о порядке мощения улиц Торговой стороны и Детинца, а также сооружения Великого моста), как конечный пункт обязанности мощения улицы жителями. Предполагают также, исходя из летописных сведений, что церковь была «вечевым храмом» Людиного конца и Прусской улицы. Церковь Бориса и Глеба во граде изображена на иконе «Видение пономаря Тарасия» и на омофоре патриарха Никона.