сколько весит исаакиевский собор в тоннах
300 тысяч тонн сокровищ, или Самый-самый Исаакий
Его построили в честь императора Петра I. Прообразом послужил храм святого Петра в Риме. Исаакиевский собор – памятник архитектуры XIX века и кладовая предметов искусства и уникальных инженерных решений.
Фото предоставлено пресс-службой СПб ГБУК «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор».
40 лет – столько строили собор: с 1818 по 1858 годы. И это только здание – ещё более полувека ушло на то, чтобы оформить интерьеры церкви. Так последние мозаики в храме монтировали накануне Октябрьской революции в 1917 году.
Фото предоставлено пресс-службой СПб ГБУК «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор».
24 рисунка – столько эскизов будущего Исаакия предложил архитектор Огюст Монферран императору Александру I. Проект малоизвестного мастера обошёл работы таких корифеев зодчего дела как Стасов, Воронихин, Камерон.
24 тысячи свай забито в фундамент храма. Нынешний Исаакиевский собор – четвёртый по счёту на участке земли рядом с Медным всадником. В его основании половина свай от предыдущей церкви. Дело в том, что одним из условий строительства нового храма было сохранение восточной части старого здания – так пожелал государь. Монферран добавил ещё 12 тысяч новых сосновых свай. Промежутки между ними заполнили древесным углём, а сверху в два ряда уложили гранитные плиты. В общей сложности сооружение фундамента заняло около 5 лет.
Фото предоставлено пресс-службой СПб ГБУК «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор».
112 гранитных колонн украшают фасад собора. Самые массивные – их здесь 48, весят по 114 тонн каждая, длина 17 метров. На установку одной такой колонны уходило 45 минут, поднимали конструкцию одновременно 128 рабочих. Первую установили 20 марта 1828 года – посмотреть на этот процесс собралась императорская семья, горожане, даже иностранцы специально приехали. Гранит, кстати, использовали «местный». На территории нынешней Ленинградской области в XVII-XIX веках работала каменоломня «Питерлакс». Оттуда по воде в Петербург доставлялись заготовки для будущих колонн.
101,5 метр – на столько возвышается Исаакиевский собор над землёй. Это второе по высоте историческое здание в Петербурге, первое место занимает Петропавловский собор – 122,5 метра. На крыше церкви, на высоте 43 метра, расположена смотровая площадка. Подъем на неё по винтовой лестнице занимает всего три минуты. Город отсюда можно увидеть как на ладони.
Фото предоставлено пресс-службой СПб ГБУК «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор».
4 000 квадратных метра – площадь храма. Внутри одновременно может находиться 12 тысяч человек. К сожалению, француз Монферран при проектировании собора не учёл суровый северный климат. Зимой внутри огромного здания температура едва поднималась выше +8 градусов, а под куполом часто появлялись сосульки. Печи и воздуховоды не справлялись с задачей. Только в середине ХХ века инженерам удалось решить проблему – внутри церкви стало тепло.
22 градуса – такую температуру круглосуточно в течение всего года поддерживают в храме с помощью современных систем отопления и кондиционирования воздуха. Это необходимо для сохранения фресок, мозаик и лепнины.
Фото предоставлено пресс-службой СПб ГБУК «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор».
10000 керамических горшков находятся внутри купола собора. Они здесь для улучшения акустики. Сам купол диаметром 25,8 метра – самый большой позолоченный купол в мире. Чтобы такая огромная конструкция не раздавила здание, его построили не из тяжёлого кирпича, а собрали из более лёгких металлических элементов. А сверху обшили листами позолоченной меди.
400 килограммов золота ушло на позолоту Исаакия. Из них только 100 – на купола. К слову – на золочение Петропавловского собора ушло всего 8 килограммов драгоценного металла. Обработка выполнялась огневым методом: на медные листы наносили сплав золота с ртутью, затем поверхность нагревалась, ртуть выпаривалась, а атомы золота надежно закреплялись. Именно поэтому купол продержался без реставрации более века.
Фото предоставлено пресс-службой СПб ГБУК «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор».
28,5 квадратных метров – площадь самой большой стеклянной иконы в России – это витраж с ликом Христа в Исаакиевском соборе. Иисус здесь одет не в лазурную одежду, а в пурпурную, на католический лад. За это спасибо немецким мастерам, которые делали витраж. На его изготовление, к слову, ушло несколько месяцев, затем в коробках в разобранном виде морским путем картина прибыла из Мюнхена в Петербург. Этот витраж стал новшеством для церквей той эпохи. И все благодаря Монферрану, который сумел убедить императора в том, что картина из стекла будет уместна в соборе. Кстати, позже он же настоял на том, чтобы заменить часть традиционных икон и фресок на мозаику. В Исаакие было очень сыро, краска и штукатурка быстро приходили в негодность. А мозаичные панно оказались не такими капризными.
Фото предоставлено пресс-службой СПб ГБУК «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор».
12 000 цветов и оттенков смальты использовалось при изготовлении мозаик храма. Его убранство украшают 62 панно общей площадью более 600 квадратных метров. Самое большое – «Тайная вечеря». Специально для нужд Исаакия в Академии художеств были созданы мастерские и приглашены специалисты из Италии. В 1862 году на Всемирной выставке в Лондоне эти мозаики получили самую высокую оценку.
Фото предоставлено пресс-службой СПб ГБУК «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор».
Более 350 скульптур украшают храм внутри и снаружи. 24 из них на балюстраде главного купола. Это «хоровод ангелов», говорят у каждого своё лицо, и только два похожи друг на друга, как братья близнецы. Они стоят с севера и с юга. Один записывает души, которые попадут в рай, другой вычеркивает их. Существует легенда, что во время монтажа два ангела упали с балюстрады вниз и разбились вдребезги. Понадобилось больше года, чтобы изготовить новых.
300 000 тонн – это общий вес собора. Он считается самым тяжёлым историческим зданием в Петербурге. За полтора века храм почти не пострадал: он пережил три революции, Великую Отечественную войну, строительство метро, из-за которого мог уйти под землю. Эксперты говорят – здание надежное и простоит как минимум ещё полтора века. Спасибо Монферрану.
Как строили Исаакиевский собор
Исаакиевский собор, который уже 150 лет является самым большим и красивым храмом Петербурга, а также одним из главных символов города, строили четыре раза.
Первый, деревянный, Исаакиевский храм заложили в 1707 году в день рождения царя, который совпадал с днем памяти святого Исаакия Далматского, – отсюда и название. «Император недаром решил почтить именно его — он родился в день святой памяти преподобного, 30 мая по юлианскому календарю». Его переделали из чертежного амбара, находившегося рядом с Адмиралтейством. Здесь, в наспех построенной сырой и пропитанной корабельной смолой церкви, венчались в 1712 году Петр I и Марта Скавронская (Екатерина I).
Вторая Исаакиевская церковь
В конце своего царствования императрица Екатерина II взялась возродить собор, однако ставить его было решено на новом месте, за спиной знаменитого «Медного всадника», памятника Петру. Строительство доверили итальянскому зодчему Антонио Ринальди, но Ринальди заболел и уехал на родину, а вскоре скончалась и Екатерина II. Ее сын, император Павел I, поручил завершить сооружение храма другому итальянцу ‑ Винченцо Бренне.
Проект А. Ринальди третьего Исаакиевского собора. Литография с рисунка О. Монферрана
Третий Исаакиевский собор, достроенный В. Бренна. Литография XIX в.
Собор не соответствовал парадному облику северной столицы, и в 1809 году император Александр I объявил о его перестройке. На этот раз ставилась задача сделать Исаакий главной церковью и украшением Петербурга. Был объявлен конкурс на лучший проект. В нем приняли участие известные зодчие А.Н. Воронихин, А.Д. Захаров, В.П. Стасов, Ч. Камерон, Т. де Томон, Д. Кваренги и многие другие. Основное условие конкурса — требование Александра I сохранить в новом храме алтари предшествующего. Царь считал, что сносить их было бы «оскорбительным для памяти основателей». Однако, прекрасно понимая, что компоновка в одном сооружении новых и старых частей неизбежно приведет к неравномерной осадке здания и вызовет его разрушение, все участники конкурса предлагали полностью снести старый собор. Царь с этим не согласился. Ни один из конкурсных проектов им одобрен не был.
В 1816 году был создан Комитет по делам строений и гидравлических работ, призванный превратить Петербург в парадный представительный город. Император дал распоряжение подготовить предложения по перестройке Исаакиевского собора и подобрать для этого архитектора. Выбор пал на только что приехавшего в Россию из Франции Огюста Монферрана. 20 февраля 1818 года Александр I утвердил его проект и назначил автора придворным архитектором. Проект дорабатывался еще несколько лет и в марте 1825 года получил Высочайшее одобрение.
В строительстве Исаакиевского собора принимали участие архитекторы А.П. Брюллов (брат Карла Павловича Брюллова) и Н.Е. Ефимов, А.И. Штакеншнейдер, А.И. Кракау, И.А. Монигетти и другие.
Северный фасад Исаакиевского собора. Литография Ф. Бенуа по рисунку О. Монферрана. 1845 г.
Начавшееся в 1818 году строительство растянулось на сорок лет и осуществлялось при трех императорах — Александре I, Николае I и Александре II. За это время в нем приняли участие почти 500 000 человек: каменотесов, плотников, камнерезов, лепщиков, кузнецов, скульпторов и живописцев.
Вид на строительство Исаакиевского собора в 1838 г.
Исаакиевский собор в лесах. Литография Байо по рисунку О. Монферрана. 1845 г.
Для грандиозного сооружения, задуманного Монферраном, требовался надежный сплошной фундамент, поскольку возводился он на болоте. В дно котлована было забито около 11 тысяч просмоленных сосновых свай длиной 6,5 метров диаметром 25-30 сантиметров. Промежутки между ними заполнили древесным углем и утрамбовали до твёрдости камня. На сваи в два ряда уложили гранитные плиты, выше — кладку из камня, связанного специально приготовленным известковым раствором. На этой мощной опорной подушке и строился собор. Работы по сооружению фундамента собора продолжались пять лет, в них приняли участие около 125 000 человек.
Леса для установки колонн. Лист из альбома О. Монферрана. 1845 г.
Четыре фасада собора были украшены портиками с монолитными гранитными колоннами, которые вырубались на каменоломне Пютерлакс (недалеко от Выборга) и по воде доставлялись на баржах к месту строительства.
Выгрузка и перекатывание колонны на Адмиралтейской набережной. Тонированная литография А. Кювилье и В. Адама по рисунку О. Монферрана. 1845 г.
Установка этих 112 монолитных колонн вызвала восхищение современников – их поднимали вручную, при помощи деревянных лесов. Монферран принял неординарное архитектурное решение: установить колонны до возведения стен.
Вид северного портика Исаакиевского собора. Литография Бенуа по рисунку Монферрана. 1845 г.
Колонны Исаакиевского собора
После возведения основания купола собора в 1837 году вокруг него установили 24 гранитные колонны массой более 60 тонн каждая. Монферран предложил заменить традиционную кирпичную кладку купола металлическими конструкциями, что давало возможность облегчить верхнюю часть здания и ослабить его неравномерную осадку.
Купол облицевали позолоченными медными листами. Медь золотили с 1835 по 1843 год необычным способом. Листы меди покрывали амальгамой (сплавом золота и ртути) и, нагревая их над жаровнями, выпаривали ртуть. Золочение каждого листа делали трижды. Подобный метод позволил сохраниться позолоте купола собора без повреждений на протяжении более чем полутора веков. На золочение куполов ушло 100 килограмм золота. Позолоченные купола православных храмов встречаются достаточно часто, но золоченый купол Исаакиевского собора по своим размерам единственный в своем роде не только в России, но и в мире. Диаметр купола — более 25 метров.
Металлический каркас главного купола. Литография с рис. О. Монферрана. 1845 г.
Строительство Исаакиевского храма стало школой новых технологий, многие из которых использовались впервые, в том числе рельсовый путь, легкий металлический купол и широкое применение в декоративном убранстве гальванопластики.
На внутреннее убранство собора пошло 400 кг золота, 16 тонн малахита, 500 кг лазурита и тысяча тонн бронзы. Было отлито около 300 статуй и горельефов, мозаика заняла площадь 6,5 тысяч кв. метров. Слабый запах благовоний, который улавливается в соборе, источают малахитовые пластинки, украшающие колонны главного алтаря. Мастера скрепляли их специальным составом, куда входило миро — освящённый состав из елея (масла) и благовонных трав и веществ.
Церемония освящения и открытия храма состоялась 30 мая 1858 года, в присутствии императора Александра II, членов царской фамилии и хора из 1200 певчих. Исаакиевский собор стал главным кафедральным храмом России.
Церемония освящения Исаакиевского собора 30 мая 1858 г. Литография
Панорама внутреннего убранства собора
К.П. Брюллов. Богоматерь в окружении святых. Плафон главного купола. Фигуры 12 апостолов в барабане купола написаны П.А. Басиным по картонам Брюллова
Колонны из зеленого малахита
Главный иконостас
В связи с тем, что Исаакиевский собор строился необычайно долго, в Петербурге ходили слухи о намеренной задержке стройки, поскольку главному архитектору Исаакиевского собора, Огюсту Монферрану, было предсказано, что он будет жив до тех пор, пока строится собор. Возможно, это случайное совпадение, но через месяц после окончания строительства Исаакиевского собора, ставшего делом всей жизни архитектора, Огюст Монферран скончался. В связи с этим, в петербургском фольклоре появились различные версии происшедшего. Многие из них ссылаются на неприязненное отношение императора Александра Второго к архитектору. Якобы, во время освящения Исаакиевского собора кто-то обратил внимание Александра на горельеф западного фронтона.
Огюст Монферран на фронтоне собора
Здесь Монферран оставил своеобразный автопортрет, изобразив себя среди группы святых и своих современников с макетом собора в обнимку. Причём, все персонажи склонили голову, приветствуя Святого Исаакия Далматского, и лишь Монферран держит голову прямо. Государю это настолько не понравилось, что, проходя мимо Монферрана, он даже не поприветствовал его и не сказал ему ни слова благодарности за работу. Архитектор не на шутку расстроился, ушёл домой до окончания церемонии освящения, заболел и через месяц — скончался. Монферран завещал похоронить его в своём главном детище, Исаакиевском соборе, но Александр это пожелание не одобрил. Поэтому гроб с телом архитектора обнесли вокруг храма, отпели его в костёле Святой Екатерины на Невском, после чего вдова увезла его в Париж.
Вскоре после революции Исаакиевский собор был разграблен. Только в мае 1922 года власти изъяли из собора 45 килограммов золотых изделий, 2230 килограммов — серебряных украшений, около 800 драгоценных камней.
История музея начинается с 1928 года, когда в Исаакиевском соборе была открыта выставка «История строительства Исаакиевского собора». Посетители могли увидеть чертежи, рисунки, модели, связанные со строительством храма документы Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта, Русского музея, Академии художеств и Ленинградского центрального архива, а также портреты архитектора О. Монферрана, художников К.П. Брюллова, Ф.А. Бруни и П.В. Басина.
Бюст О. Монферрана. Скульптор Фолетти. 1850-е гг. Выполнен из 43 пород минералов и камней — всех, что использовали при строительстве храма
В 1937 году Исаакиевский собор получил статус памятника, а музею был определен историко-художественный профиль. В годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда в Исаакиевский собор для сохранения перевозятся экспонаты музеев города и пригородных дворцов Петродворца, Павловска, Пушкина и Гатчины. После войны, вместе с подготовкой к открытию, в соборе проводились ремонтные и реставрационные работы, которые начались в 1945 году и продолжались до 1963 года.
Послевоенная экспозиция Исаакиевского собора включала следующие разделы: «Исаакиевский собор как историко-художественный и архитектурный памятник»; «История постройки Исаакиевского собора»; «От собора к музею»; «Маятник Фуко», который был демонтирован лишь 12 апреля 1986 года. С тех пор он находился в хранилище музея-памятника Исаакиевского собора.
Маятник Фуко в Исаакиевском соборе Ленинграда. 1978 г.
В 2016 году маятник, забавлявший туристов, опять достали из закромов советского атеизма — ровно через 75 лет после установки и 30 лет после демонтажа. Сотрудники музея сообщают, что на прежнее место — под купол — маятник подвешен не будет. Но, вполне вероятно, скоро экспонат вынесут на улицу — для всеобщего обозрения. В центре купола, где раньше крепился трос, возвращена фигура голубя, символизирующая Святой Дух.
В 1990 году (впервые с 1922 года) в храме совершил Божественную литургию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 2005 году было подписано «Соглашение между Государственным музеем-памятником «Исаакиевский собор» и Санкт-Петербургской Епархией о совместной деятельности на территории объектов музейного комплекса», и сегодня богослужения проводятся регулярно по праздникам и воскресным дням.
Технические параметры колонн Исаакиевского собора.
Началось всё с того что я измерил колонны Исаакия. Как оказалось, выявленные мной размеры полностью не стыкуются со всеми официальными источниками. Естественно, такое событие не могло не оказаться под пристальным вниманием общественности, в том числе и тех лиц, которые радеют за официальную версию строительства собора. Данная статья расставит все точки на «i» и по максимуму закроет все белые пятна.
И так, для начала устройство колонны. Колонны Исаакиевского собора (внутренние и внешние) принадлежат к так называемому коринфскому ордеру. Кроме этого ордера есть еще несколько ордеров. Все ордеры имеют строгие параметры по геометрии.
На картинке коринфский ордер второй справа, он подписан. Сразу отмечу, что по одному из параметров колонны Исакия отличаются от строгой шкалы математических пропорций. Но об этом дальше.
Главной особенностью коринфского ордера является капитель. Вот её математическая схема.
Сразу покажу как это выглядит на практике в Исаакиевском соборе. Это колонны колоколен. Поднимаясь на колоннаду эти колонны можно сфотографировать и рассмотреть очень внимательно.
Колонны верхней колоннады и нижних портиков очень близки по параметрам к колоннам колоколен. Однако есть особенность. Если колонны колоколен имеют геометрические (математические) пропорции близкие к классическим, капитель лишь слегка заужена относительно ствола колонны, то колонны портиков и колоннады отступают от этих пропорций достаточно много. Особенно капитель колонн нижних портиков. Капитель заужена очень сильно.
Капитель колоннады.
Последнее фото я взял из интернета. Лучшего фото капители колонн портиков я не нашел. Видно что бронзовая капитель в основании тоньше не только окантовки, но и ствола колонны. Особенно это будет отчетливо понятно если сделать проекцию. Да и в живую на месте это очень хорошо видно. Дальше будет видео, посмотрите. Кстати, окантовка по архитектурным правилам именуется как астрагал. Я стараюсь всегда по максимуму избегать научной терминологии, ибо это очень сильно затрудняет чтение, но в данном случае кое где мне это придется делать, так что запоминайте. Далее, в следующей статье, будут цитаты из книжек, там будет как раз научная терминология. По максимуму я её буду упрощать и дублировать понятными терминами.
Каково это заужение в номинальных цифрах? К сожалению диаметр ствола колонны перед окантовкой (астрагалом) мы точно измерить не можем. Но можем его теоретически высчитать. Считать будем двумя способами, оба способа из математических пропорций колонны коринфского ордера. И так поехали.
Для начала мы измерим все части колонн и высоту от пола (стилобата) до потолка (архитрава). Сразу скажу, что сейчас я буду исходить из цифр измерений на южном портике. В прошлой статье я показывал цифры измерений северного портика. При этом сразу отмечу то, что измерения проводились в центральной части портика у колонны среднего ряда. Это сделано исходя из желания максимального снижения погрешностей из-за просадки коробки здания и последующих реставрационных и выравнивающих работ. Об этом подробно будет в следующей статье, а в конце этой статьи в качестве анонса я вставлю ознакомительное видео.
И так. На колоннах северного портика от пола до потолка почти 17 метров.
Высота ствола колонны до окантовки 13,97 м.
Толщину окантовки мы точно не знаем, но исходя из визуальных пропорций можем предположить что это примерно 10 см. Так же на это указывает толщина юбки колонны, которая по математическим пропорциям коринфского ордера должна быть одинаковой с окантовкой, а юбку я измерил точно. Её толщина 9,7 см. Таким образом высота ствола колонны составляет 14,07 метра.
. И подставка базы порядка 19 см. При этом я раскопал щель и смог измерить всю высоту подставки от нижней кромки. Это 21,5 см.
Давайте считать вторым способом. Математические пропорции коринфского ордера дают возможность и другого варианта подсчета. По этим пропорциям диаметр окантовки должен быть равен диаметру ствола колонны в нижней части. То есть 181 см. Округлим до 180 см чтобы было легче считать. А окантовка равняется 1/10 диаметра. Таким образом диаметр ствола колонны перед окантовкой получается 180-10-10 = 160 см. Мы имеем две цифры: 160 и 138 см. Разница 22 см. Нестыковка? С одной стороны да, а с другой показывает нам ступень заужения капители относительно ствола колонны. Мы получаем математический расчет заужения капители относительно ствола колонны который очень хорошо видно визуально. Это 22 см от диаметра или 11 см от радиуса. После всех расчетов даю визуальную схему колонн нижних портиков.
Это самые точные и единственно верные размеры и расчеты колонн Исаакиевского собора. Предыдущие мои расчеты были по ряду параметров предположительными и сейчас скорректированы. В том числе и по весу. Основание колонны точно гранитное и сомнению этот факт подлежать не может. Из чего сделана болванка на которую крепится капитель я гарантированно сказать не могу, ибо лично сам не видел. И достоверных документальных свидетельств типа фото или видео так же не видел. Но письменные источники 20 века утверждают о том что это тоже гранит. И расчет веса я сделал исходя из того что это гранит. При этом, если бы я был архитектором, то сделал бы её из более мягкого материала. Или как минимум предусмотрел какой-нибудь демпфер из листового мягкого металла, например меди. Возможно, что такой демпфер и имеется, но письменных подтверждений этому нет. А письменные источники.
А письменные источники я рассмотрю в следующей статье. Разбор будет тщательным.
В заключении, как визуализированная картинка к этой статье и как анонс к следующей статье, выкладываю видео ролик.