сколько в настоящее время определено направлений метапредметного обучения русскому языку
Метапредметность на уроках русского языка
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Метапредметность на уроках русского языка.
Метазнания — знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания и о возможностях работы с ним. Понятие «метазнания» указывает на знания, касающиеся способов использования знаний, и знания, касающиеся свойств знаний.
Метаспособы — методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач. (Ю. Н. Кулюткин)
Метаумения — присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки.К ним относятся:
• навыки переработки информации ;
Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т.е. уровнем развития личности.
Как же грамотно спроектировать метапредметное учебное занятие?
Особенность метапредметного занятия
1.Это интегрированное занятие.
2.Деятельность учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью им передачи способов работы со знанием.
3.Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.
4.Системная работа со способом: если ученик освоил решение задач на три параметра в математике, учитель даёт ему решение задачи этого же типа, но из химии или физики.
5.Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности.
Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков.
В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.
Применение метода проектов имеет большие преимущества.
Во-первых, он способствует успешной социализации учащегося за счет создания адекватной информационной среды, в которой учащиеся учатся ориентироваться самостоятельно. Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.
Во-вторых, актуальность тем исследования, возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своих поисков широкую аудиторию позволяют организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к обучению на всех его этапах. Развиваются творческие способности обучающихся.
В-третьих, обучающиеся осваивают технологию проведения исследования, которая включает в себя следующие этапы:
1. выявление проблемы исследования;
2.постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования;
3.формулировка гипотез исследования;
4.определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез, проверка гипотез;
6. аналитическая работа;
7. корректировка поставленных задач и хода исследования;
8. дальнейший поиск информации;
9. анализ новых фактов;
10. обобщение — рассуждение — получение новых данных;
11. оформление результатов исследования;
12. обсуждение и транслирование полученных результатов.
В-четвертых, выбирая проблему исследования и решая конкретную задачу внутри группы, ученики исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это создает возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому учащемуся собственную траекторию обучения и самообучения, а также дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.
Кроме того работа в группе над решением общей проблемы формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других членов группы, осуществлять коллективное подведение итогов, разделяя ответственность с членами команды. Таким образом, применение проектной деятельности в учебном процессе формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.
Применение проектной деятельности в учебном процессе формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.
Проектная деятельность на уроках русского языка.
Реализация проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, в частности, с определения вида продукта данного проекта. В основе такой работы лежит исследовательская деятельность самих учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной технологии — поиск информации, которая затем будет разработана, осмыслена, представлена участниками проектной группы.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведённое для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев). Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, а также возможностью его решения при привлечении знаний учащихся из разных областей изучаемых в школе наук.
Метапредметные результаты обучения русскому языку и литературе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Методическое объединение учителей русского языка и литературы Метапредметные результаты обучения русскому языку и литературе Подготовила руководитель ШМО учителей русского языка и литературы Ажнова Е.Н. Каменка, 2017г.
Главные особенности метапредметов Это интегрированное занятие. Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д. Деятельность учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием. Ориентация на развитие у школьников базовых способностей
Метапредметные умения: аналитические, учебно-информационные, коммуникативно-речевые.
Формирование следующих умений: умения сопоставлять явления и факты; умения выделять главное; умения составлять из отдельных элементов целую картину; умения формулировать общую проблему; умения делать философские, экономические, политические, нравственные выводы.
Требования к современному уроку Структура урока Мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность); Целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить ^ узнать ^ научиться»); З.Осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно); Коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе); Взаимопроверка, взаимоконтроль; Рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
ФГОС: метапредметные результаты школьного обучения Из 12 названных в ФГОС результатов 3 имеют непосредственное отношение к работе с языком: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение
Основные типы УУД Регулятивные Познавательные Коммуникативные
Регулятивные УУД мотивировать к деятельности, устанавливать связь с реальными объектами повседневной жизни; формулировать тему урока и его последующее содержание; ставить и решать проблему, анализировать условия и пути её достижения; определять последовательность действий (составлять план); высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике; прогнозировать, корректировать свою деятельность; самостоятельно делать выводы; осуществлять познавательную и личностную рефлексию; оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД пользоваться разными видами чтения (просмотровым, поисковым, изучающим), а также вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приёмы чтения; самостоятельно вести поиск информации; владеть приёмами отбора и систематизации материла; самостоятельно производить переработку информации, полученной в результате чтения и письма; преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, в таблицу, рисунок, задачу, составлять план и т.д.), разграничивая основную и дополнительную информацию; выявлять сущность явлений, на основе анализа делать выводы, систематизировать и обобщать. осуществлять самоконтроль и самооценку.
Формирование ИКТ-компетенции создавать тексты, сканировать, редактировать их, использовать звуковые и музыкальные редакторы, фиксировать изображения и звуков, проводить обработки фотографий, создавать презентации.
Программа учебно-исследовательской и проектной деятельности формировать у учащихся исследовательского типа мышления и обучение исследовательской и проектной деятельности, навык получать необходимую информацию из максимально большего числа источников, умения ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях
«Стратегия смыслового чтения и работа с текстом» Смысловое чтение – это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей (А. А. Леонтьев). Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста ( Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.)
Что такое смысловое чтение? Чтение – это многофункциональный процесс. 1) С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для детей в учебе. 2)С другой стороны, чтение играет важную роль в социализации обучающихся. И наконец, чтение выполняет воспитательную функцию, формируя оценочно-нравственную позицию человека.
Технология продуктивного чтения Цель – понимание текстовой информации, выраженной в явном и неявном виде Три этапа работы с текстом 1) До чтения текста. Прогнозирование содержания текста по его названию, иллюстрациям и т.п. (просмотровое чтение) Результат: предвосхищение чтения, создания мотива для чтения 2) Во время чтения текста. Изучающее чтение в режиме диалога с автором: делаем остановки по ходу чтения для того, чтобы: задать вопрос автору текста предположить (спрогнозировать) ответ при дальнейшем чтении найти в тексте ответ на этот вопрос и проверить себя Результат: вычитывание не только фактуальной информации, но и подтекста, своя интерпретация текста 3) После чтения текста. Формулирование его главной мысли (концепта) в т.ч. с помощью рефлексивного чтения. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации
1. Предчтение 11 класс. Тема урока «Три правды в пьесе А.М.Горького «На дне». Игра «Угадай-ка!» Формы работы Мозговой штурм. Поставь проблему. Предложи решение. Рассечение вопроса. Прогноз и впечатления.
Вопросы к игре (мозговой штурм) Задание: Чьи эти слова: «Все – в человеке, все для человека. Существует только человек, Все же остальное – дело его рук и мозга! Че-ло-век – это великолепно! Это звучит гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью…» На что мне совесть? Я – не богатый!» «Люди все живут… как щепки по реке плывут…» «Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет…сегодня – добрый, завтра – злой…». «Все люди на земле лишние…» «Во что веришь, то и есть…» «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!» «Христос всех жалел и нам велел». «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру…и ты…» 10. «Что такое правда? Человек – вот правда!» 11. «…если кто кому хорошо не сделал, тот и худо поступил…» 12. «Все сказки». После проведения игры – выход на тему урока.
2) Поставь проблему. Предложи решение. 11 класс. Тема урока: «Символизм в русской литературе». Задание: по названию урока сформулируйте проблему. Предложите своё решение.
2. Чтение Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации. 1. Чтение с остановками 2. Чтение с вопросами 3.Текстовая деятельность 4. Ментальная карта
Приём «Чтение в кружок» Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения. Учитель озвучивает задание: «Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу». Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
Ментальная карта это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Применение для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.
Осмысление (через ментальные карты)
Как итог рассуждений, учащиеся составляют синквейн. 1.Тема (одно существительное). 2. Описание темы (два прилагательных или причастия). 3. Характеристика темы (три глагола). 4. Отношение к теме (фраза из четырех слов). 5. Синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы. Осмысление (через синквейн)
1) Синквейн по рассказу Т. Тэсс «Голубая ель» Синквей 1.Дерево. 2. Изуродованное, мертвое. 3. Плачет, просит, умоляет. 4. У кого поднялась рука? 5. Жестокость.
2) Кубик Блума На гранях кубика написаны начало вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.
4) Технология «Где ответ?» Данная стратегия является одной из самых эффективных послетекстовых стратегий. От всех остальных она отличается тем, что обучает процессу осмысления текста, а не контролирует результат (понял – не понял), показывает необходимость поиска места нахождения ответа. Цель данной стратегии – обучение пониманию текста. соедини вместе Составь ответ (2) соедини вместе Составь ответ (2) соедини вместе Составь ответ (3)
Спасибо за внимание!
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Отпуская ученика в другую аудиторию на другой урок, мы, как правило, имеем слабое представление о том, как там дальше будет проходить его развитие. Развитие мышления. Или развитие способности воображения. Или развитие способности самоопределения. Мы имеем очень слабое представление о том, как учащийся будет связывать для себя систему понятий «нашего» учебного предмета с системой понятий другого. Или как он будет работать с моделями – так же, как на нашем предмете или как – то по – другому?
Метапредметы соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности. Что это означает? Учащийся не запоминает, но промысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он делает предметом своего осознанного отношения уже не определение понятия, но сам способ своей работы с этим понятием на разном предметном материале. Данный материал помогает учителям русского языка и литературы познакомиться с метапредметными результатами русского языка и литературы.
Статья «ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная школа с. Абабково
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Сегодня мир вокруг нас изменяется достаточно быстро. Способность к саморазвитию и самообразованию, умение и желание самосовершенствоваться определят в будущем личную успешность сегодняшнего ученика. Государство, в свою очередь, заинтересовано в гражданине, который может проявлять гибкость, мобильность и креативность мышления. Перед школой стоит задача не просто дать выпускнику как можно больше знаний, а обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, тем самым вооружить его крайне важным умением – умением учиться.
Именно на это (научить человека учиться) нацеливают учителей ФГОС нового поколения. В их основу заложен метапредметный подход, который базируется на понимании того, что главное, чему надо научить и научиться в школе – творческое мышление. Ученик не только овладевает системой знаний, но и осваивает универсальные (надпредметные) способы действий, и с их помощью сможет самостоятельно получать информацию об окружающем мире.
«Мета» означает «стоящий за, над» – общий для всех предметов. Метапредметные компетенции значит освоенные универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Метапредметная технология предполагает включение каждого ребенка в разные типы деятельности, создавая условия для его личностного роста.
ФГОС предполагает изменение содержания образования, опираясь на принципы метапредметности. В условиях перегруженности современного содержания образования, введение новых образовательных стандартов остаётся весьма проблематичной задачей. По мнению некоторых учёных современной педагогики, достижение метапредметных результатов опирается на формирование ключевых компетенций, которые способны обеспечить эффективную деятельность в различных сферах человеческой жизни. ФГОС опирается на деятельностный характер образования, который главной целью ставит развитие личности учащегося, на формирование интеллектуальной, высокообразованной личности.
Перед школой стоит труднейшая задача – готовить своих питомцев к такой жизни, о которой она сама ещё не имеет представления. Миссией современного образования становится не столько усвоение готовых знаний, сколько обеспечение его познавательным, общекультурным, личностным развитием, сформированностью у учащихся умения учиться. Это главная суть новых образовательных стандартов. Метапредметные результаты образовательной деятельности – это способы, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
Метапредметный подход предлагает такую реорганизацию образования, когда ученик воспринимает знания не как сведения для запоминания, а как знания, которые он осмысливает и может применить в жизни. Использование такого подхода способно сформировать у ребёнка представление о дисциплине, как о системе знаний о мире, выраженном в числах, телах, веществах, предметах. То есть метапредметный подход позволяет сформировать целостную личность учащегося, а также обеспечить преемственность всех ступеней образования.
Какова же классификация метапредметных компетенций? Рассмотрим классификацию метапредметных компетенций по А.В. Хуторскому: ценностно-смысловые компетенции; общекультурные компетенции; учебно-познавательные компетенции; информационные компетенции; коммуникативные компетенции; социально-трудовые компетенции; компетенции личностного самосовершенствования.
Именно ссылаясь на данную классификацию, формирование метапредметных компетенций опирается на формирование ключевых компетенций школьников. Метапредметные умения – присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки.
Чем же метапредметный урок отличается от традиционного урока? На что следует опираться? Ядром творческого метапредметного урока является именно проблемная образовательная ситуация. Для того чтобы урок получился содержательным, нужно сформулировать одну или несколько основных проблем, которые способны помочь детям проявить себя. Проблема должна быть поставлена так, чтобы ученик захотел её решить, т.е. вызвать интерес у учеников. И проблема должна носить метапредметный характер. Задания для учеников должны быть чётко сформулированы на каждом этапе урока. Желательно определить конкретный образовательный продукт, который в результате должен быть получен. Обязательно нужно продумать рефлексию учениками своей деятельности. Ну и, конечно, тщательно подобрать диагностику образовательного продукта, созданного учеником.
Одним из эффективных способов, формирующих метапредметные знания, являются интегрированные уроки, на которых развивается кругозор учащихся, интеллект, а также формируется в сознании целостная картина мира. Это уроки, где ученики применяют знания по истории, литературе и другим предметам. Например, интегрированный урок, где учащимся, перед тем как анализировать рассказ В. Астафьева «Васюткино озеро», выявлять его особенности, необходимо представить свои знания об особенностях тайги, о приметах, по которым герой рассказа смог выбраться из леса. А значит обратиться к уроку географии, а возможно и к биологии. При изучении произведения «Песня про купца Калашникова», сопоставляя представления об образе царя в живописи, истории, литературе, учащиеся должны уметь обосновывать свою позицию, свой взгляд на историческую личность. Интеграция в уроки литературы сведений по истории, географии, живописи, архитектуре, музыке, театру, кино дает такие результаты обучения, которые проявляются в умении понимать проблему, выдвигать гипотезу; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; выявлять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях; умение работать с разными источниками информации.
В формировании метапредметных компетенций учащихся очень эффективен метод исследования. Использование элементов проблемных, поисковых, исследовательских методов делает процесс обучения более продуктивным. Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе, мотивировать их на достижение более высоких результатов. Урок-исследование отвечает критериям современного урока. Это урок-открытие нового. Это самореализация ученика. Это урок коммуникаций. Это урок-создание образовательного продукта: правило, алгоритм, сочинение, изложение.
Уроки русского языка и литературы способствуют развитию коммуникативной, учебно-познавательной компетентности. Основными видами деятельности на уроках являются: выделение главной мысли текста, заключение в схемы, таблицы. Работа с текстом строится на интерпретации, алгоритмизации, презентации.
Одной из составляющих программы по русскому языку является формирование словарного запаса учащихся. Работу по формированию лексического запаса учащихся необходимо проводить на каждом уроке.
Исследовательская деятельность на уроках формирует метапредметные умения. Работать со справочной литературой, анализировать и делать выводы, формировать свою речь, организовывать собственную деятельность. Часто для формирования лексического запаса школьников использую комплексный анализ текста. На этом этапе учащиеся учатся применять свои знания и правильно оформлять речь.
Для формирования метапредметных компетенций очень хорош и метод проектов. Ведь проектная деятельность включает не только работу исследовательского характера, но и поиск, обработку данных по теоретической и практической проблеме. Предлагаю различные индивидуальные задания – проекты: подготовка биографической справки об авторе произведения, сообщение об особенностях драматического произведения, подготовка мини-викторины «Угадай персонажа», заучивание стихотворения наизусть, защита иллюстраций (в том числе, сделанных самими учениками). Всё это способствует развитию таких метапредметных компетенций, как навыки сотрудничества, умение работать с информацией.
Разнообразные приемы, методы, технологии – это не самоцель. Важен результат. Педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников. Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.
Таким образом, метапредметные компетенции – это овладение основными универсальными учебными действиями: регулятивными, коммуникативными, познавательными; способами деятельности, применяемыми как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Обучение пронизано множеством условий, задач, которые определяют дидактические принципы. Кардинально меняется роль учителя на уроке, из транслятора знаний он превращается в организатора учебного процесса, помощника и советчика детей. Педагог должен четко видеть перспективы развития каждого ребенка и коллектива в целом. Учитель каждую минуту должен быть готов к импровизации, неожиданным поворотам на уроке. Несомненно, он должен прекрасно владеть учебным материалом и стремиться к знаниям, быть в постоянном поиске методических приемов, обеспечивающих развивающее обучение, владеть самоанализом, адекватной самооценкой, должен уметь корректировать результаты своей деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования//Народное образование–2009–№2–с.58-64.
2. Хуторской А.В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) // http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm
3. Хуторской А.В. Работа с метапредметным компонентом нового образовательного стандарта // Народное образование №4 2013 – с. 157-171.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.