сколько категорий чистого разума выделяет и кант

Вопрос 36. Философия Иммануила Канта

сколько категорий чистого разума выделяет и кант. Смотреть фото сколько категорий чистого разума выделяет и кант. Смотреть картинку сколько категорий чистого разума выделяет и кант. Картинка про сколько категорий чистого разума выделяет и кант. Фото сколько категорий чистого разума выделяет и кант сколько категорий чистого разума выделяет и кант. Смотреть фото сколько категорий чистого разума выделяет и кант. Смотреть картинку сколько категорий чистого разума выделяет и кант. Картинка про сколько категорий чистого разума выделяет и кант. Фото сколько категорий чистого разума выделяет и кант сколько категорий чистого разума выделяет и кант. Смотреть фото сколько категорий чистого разума выделяет и кант. Смотреть картинку сколько категорий чистого разума выделяет и кант. Картинка про сколько категорий чистого разума выделяет и кант. Фото сколько категорий чистого разума выделяет и кант сколько категорий чистого разума выделяет и кант. Смотреть фото сколько категорий чистого разума выделяет и кант. Смотреть картинку сколько категорий чистого разума выделяет и кант. Картинка про сколько категорий чистого разума выделяет и кант. Фото сколько категорий чистого разума выделяет и кант

сколько категорий чистого разума выделяет и кант. Смотреть фото сколько категорий чистого разума выделяет и кант. Смотреть картинку сколько категорий чистого разума выделяет и кант. Картинка про сколько категорий чистого разума выделяет и кант. Фото сколько категорий чистого разума выделяет и кант

сколько категорий чистого разума выделяет и кант. Смотреть фото сколько категорий чистого разума выделяет и кант. Смотреть картинку сколько категорий чистого разума выделяет и кант. Картинка про сколько категорий чистого разума выделяет и кант. Фото сколько категорий чистого разума выделяет и кант

Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода:

• докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.);

• критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.).

В течение докритического периода философский интерес И. Кан­та был направлен на проблемы естествознания и природы.

В более поздний, критический период интерес Канта сме­стился на вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной фило­софии. Свое наименование критический период получил в связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных фило­софских произведений Канта:

• «Критика чистого разума»;

• «Критика практического разума»;

• «Критика способности суждения».

2. Важнейшими проблемами философских исследований Канта докритического периодабыли проблемы бытия, природы, естест­вознания.Новаторство Канта при исследовании данных проблем заключается в том, что он был одним из первых философов, который, рассматривая данные проблемы, большое внимание уделил проблеме развития.

Философские выводы Канта были революционными для его эпохи:

• Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в космосе частиц материи в результате

вращения данного облака, которое стало возможным благо­даря движению и взаимодействию (притяжению, отталкива­нию, столкновению) составлявших его частиц.

• природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизменна;

• природа находится в постоянном изменении и развитии;

• движение и покой относительны;

• все живое на земле, в том числе и человек, — результат есте­ственной биологической эволюции.

В то же время идеи Канта несут в себе отпечаток мировоз­зрения того времени:

• механические законы изначально не заложены в материи, а имеют свою внешнюю причину;

• данной внешней причиной (первоначалом) является Бог. Несмотря на это, современники Канта считали, что его от­крытия (особенно о возникновении Солнечной системы и био­логической эволюции человека) по своей значимости соизмери­мы с открытием Коперника (вращение Земли вокруг Солнца).

3. В основе философских исследований Канта критического периода(начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.) лежит проблема познания.

Всвоей книге «Критика чистого разума»Кант отстаивает идею агностицизма— невозможности познания окружающей действи­тельности.

Большинство философов до Канта видело в качестве глав­ной причины трудностей познания именно объект познаватель­ной деятельности — бытие, окружающий мир, который содержит в себе множество неразгаданных на протяжении тысячелетий тайн. Кант же выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действитель­ность — объект, а субъект познавательной деятельности — чело­век, а точнее, его разум.

Познавательные возможности (способности) человеческого ра­зума ограничены (то есть разум не может всего). Как только ра­зум человека со своим арсеналом познавательных средств пыта­ется выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные нераз­решимые противоречия, которых Кантом было обнаружено че­тыре, Кант назвал антиномиями.

сколько категорий чистого разума выделяет и кант. Смотреть фото сколько категорий чистого разума выделяет и кант. Смотреть картинку сколько категорий чистого разума выделяет и кант. Картинка про сколько категорий чистого разума выделяет и кант. Фото сколько категорий чистого разума выделяет и кант

Также в «Критике чистого разума» И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выде­ляет три понятия, характеризующих знание:

апостериорное знание;

Апостериорное знание— то знание, которое получает человек в результате опыта.Данное знание может быть только предпо­ложительным, но не достоверным, поскольку каждое утвержде­ние, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное. Например, чело­век из опыта знает, что все металлы плавятся, однако теоретиче­ски могут встретиться металлы, не подверженные плавлению; или «все лебеди белые», но иногда в природе могут встретиться и черные, следовательно, опытное (эмпирическое, апостериор­ное) знание может давать осечки, не обладает полной достовер­ностью и не может претендовать на всеобщность.

Априорное знание— доопытное, то есть то, которое сущест­вует в разуме изначальнои не требует никакого опытного дока­зательства. Например: «Все тела протяженные», «Человеческая жизнь протекает во времени», «Все тела имеют массу». Любое изэтих положений очевидно и абсолютно достоверно как с опыт­ной проверкой, так и без нее. Нельзя, например, встретить тело, не имеющее размеров или без массы, жизнь живого человека, протекающую вне времени. Только априорное (доопытное) зна­ние абсолютно достоверно и надежно, обладает качествами все­общности и необходимости.

Следует оговориться: теория Канта об априорном (изначаль­но истинном) знании была полностью логичной в эпоху Канта, однако открытая А. Энштейном в середине ХХ в. теория отно­сительности поставила ее под сомнение.

«Вещь в себе»— одно из центральных понятий всей филосо­фии Канта. «Вещь в себе» — это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.

4. Кант выделяет схему познавательного процесса,согласно которой:

• внешний мир первоначально осуществляет воздействие («аф­фицирование»)на органы чувств человека;

• органы чувств человека принимают аффицированные образы внешнего мира в виде ощущений;

• человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в результате че­го в человеческом разуме возникает целостная картина ок­ружающего мира;

• целостная картина окружающего мира, возникающая вразу­ме на основании ощущений, есть всего лишь видимый разу­мом и чувствами образ внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром;

реальный мир, образы которого воспринимают разум и чувства, является «вещью в себе»— субстанцией, которая абсолютно не может быть понята разумом;

человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира — «ве­щей в себе», но не их внутреннюю сущность.

Таким образом, при познании разум наталкивается на две непроницаемые границы:

• собственные (внутренние для разума) границы, за которыми

возникают неразрешимые противоречия — антиномии;

5. Само человеческое сознание (чистый разум), принимающее сигналы — образы от непознаваемых «вещей в себе» — окру­жающего мира, также, по Канту, имеет свою структуру,которая включает в себя:

Чувственность— первый уровень сознания. Формы чувствен­ностипространствои время.Благодаря чувственности созна­ние первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени.

Рассудок— следующий уровень сознания. Формы рассудка — категории— предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первона­чальных ощущений, размещенных в «системе координат» про­странства и времени. (Примеры категорий — количество, каче­ство, возможность, невозможность, необходимость и т. д.)

Разум— высший уровень сознания. Формами разума являют­ся окончательные высшие идеи,например: идея Бога; идея ду­ши; идея сущности мира и др.

Данными классамиявляются:

(То есть все в мире обладает количеством, качеством, отно­шениями, модальностью.)

Сами категории:

количества — единство, множество, цельность;

• качества — реальность, отрицание, ограничение;

• модальность — возможность и невозможность, существова­ние и несуществование, необходимость и случайность.

Система категорий также имеет свою внутреннюю структуру:

Согласно Канту с помощью категорий — предельно общих характеристик всего сущего — рассудок осуществляет свою дея­тельность: располагает по «полочкам разума» хаос первоначаль­ных ощущений, благодаря чему является возможной упорядо­ченная мыслительная деятельность.

7. Наряду с «чистым разумом» — сознанием, осуществляющим мыслительную деятельность и познание, Кант выделяет «прак­тический разум»,под которым понимает нравственность и также подвергает его критике в своем другом ключевом произведении — «Критика практического разума».

Главные вопросы «Критики практического разума»:

Какой должна быть мораль?

• Что есть моральное (нравственное) поведение человека? Осмысливая данные вопросы, Кант приходит к следующим

• чистая нравственность— признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое отдельный индивид вос­принимает как свое собственное;

• между чистой нравственностью и реальной жизнью (поступ­ками, побуждениями, интересами людей) существует силь­ное противоречие;

• мораль, поведение человека должны быть независимы от вся­ких внешних условий и должны подчиняться только мораль­ному закону.

И. Кант следующим образом сформулировал моральный закон,который имеет высший и безусловный характер, и назвал его кате­горическим императивом:«Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства».

В настоящее время моральный закон (категорический импера­тив), сформулированный Кантом, понимается следующим образом:

• человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех;

8. В своей третьей книге критического периода — «Критика спо­собности суждения»— Кант выдвигает идею всеобщей целесооб­разности:

целесообразности в эстетике (человек наделен способностя­ми, которые должен максимально успешно использовать в различных сферах жизни и культуры);

• целесообразности в природе (все в природе имеет свой смысл — в организации живой природы, организации неживой природы, строении организмов, размножении, развитии);

• целесообразности духа (наличие Бога).

9. Социально-политические взглядыИ. Канта:

• философ считал, что человек наделен изначально злой природой;

• видел спасение человека в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону (категорическому императиву);

• был сторонником распространения демократии и правового порядка — во-первых, в каждом отдельном обществе; во-вторых, в отношениях между государствами и народами;

• осуждал войны как наиболее тяжкое заблуждение и преступ­ление человечества;

• считал, что в будущем неизбежно наступит «высший мир» — войны будут либо запрещены правом, либо станут экономи­чески невыгодными.

10. Историческое значение философии Кантав том, что им было:

• дано основанное на науке (механике Ньютона) объяснение возникновения Солнечной системы (из вращающейся ту­манности разряженных в пространстве элементов);

• выдвинута идея о наличии границ познавательной способно­сти разума человека (антиномии, «вещи в себе»);

• сформулирован категорический императив — моральный закон;

• выдвинута идея демократии и правового порядка как в каж­дом отдельном обществе, так и в международных отношениях;

• осуждены войны, предсказан «вечный мир» в будущем, основан­ный на экономической невыгодности войн и их правовом запрете.

Источник

Иммануил Кант

«Критика чистого разума»

Кант изменил представление о пространстве, времени и структуре нашего мышления. В этой части изучим труд, в котором он описал эти идеи.

Поговорим об идеях, которые Иммануил Кант описал в «Критике чистого разума».

«Что я могу знать?» — один из вопросов, над которым философ заставляет нас задуматься.

🤔 В предисловии к «Критике чистого разума» Кант пишет, что шотландский философ Дэвид Юм (1711–1776) «вывел его из догматического сна». Скептицизм Юма доходил до того, что он сомневался в существовании причинно-следственных связей, считая их просто «привычками ума». Например, «раньше я каждый день наблюдал, что солнце встает— но откуда мне знать, что оно поднимется на небосклон и завтра?».

🔎 Кант очень всерьез отнесся к этим сомнениям и постарался довести их до логического конца, перевернув скептицизм с ног на голову 👇

☀️ Если я знаю, что солнце завтра взойдет (наивная установка), хотя одного только моего прошлого опыта для этого явно недостаточно (скептическая установка), то должно быть то, что в самой структуре моего мышления делает возможным такое знание (трансцендентальная установка).

💥 Кант описывает произведенную им революцию как «коперниканский переворот в философии»: для обоснования возможности знания следует исходить из того, что не наши познавательные способности соответствуют миру, а мир должен сообразовываться с нашими способностями, чтобы вообще могло состояться познание.

❓ Если мы не можем объяснить, как происходит познание предметов, считая точкой отсчета сами предметы — может быть, у нас получится это сделать, если за точку отсчета мы возьмем самого себя, то есть познающего субъекта?

Ярким примером «коперниканского переворота в философии» является кантовский анализ пространства и времени.

👓 Очки, которые невозможно снять. До Канта считалось, что человек существует в пространстве и времени, вместе со всеми остальными вещами мира. Кант спрашивает: что если пространство и время существуют в нас самих? Что если это всего лишь наш способ видеть вещи, не более того? А пространство и время можно представить как очки, которые невозможно снять?

🏘 Что, если трехмерны не вещи, а наше восприятие вещей? Мы не можем помыслить предметы не протяженными, то есть не обладающими пространственными характеристиками (длиной, шириной, высотой). Но кто сказал, что пространственные характеристики «сидят» в самих вещах? Помните историю волшебника изумрудного города? Город казался изумрудным, потому что всем, входящим в него, выдавали зеленые очки. Может быть, вещи сами по себе не трехмерны, а трехмерны лишь наши восприятия вещей?

🕰 «До» и «после» не существует? Мы не можем помыслить события вневременными, то есть не находящимися «до» или «после» чего-либо. Но кто сказал, что время «сидит» в самих событиях? Может быть, нет никаких «до» и «после», а есть лишь наш разум, которому удобнее их располагать для себя все события в определенном порядке?

Согласно Канту, познавательные способности человека имеют три уровня: чувства, рассудок и разум. И на каждом уровне есть свои «очки» так называемые априорные, то есть доопытные, врожденные, формы.

1️⃣💛 Чувства служат для восприятия единичных явлений. Априорные формы чувственных восприятий — пространство и время. Все, что мы вообще можем воспринять, мы обязательно воспринимаем в пространстве и времени. Если бы было что-то вне пространства и времени, мы бы его не смогли воспринять.

2️⃣💡 Рассудок служит для подведения единичных явлений под общие понятия. Априорные формы рассудка — так называемые категории или предельно общие понятия, которых существует ровно 12. Это своеобразные «полочки ума», по которым раскладывается все, что оказалось воспринято чувствами. Если что-то не умещается в эти полочки, мы его просто не сможем помыслить.

К категориям относятся 👇

🔹 категории количества: единство, множество, цельность (всеобщность);

🔹 категории качества: реальность, отрицание, ограничение;

🔹 категории отношений: субстанция и акциденция, причина и следствие, общение (взаимодействие);

🔹 категории модальности: возможность и невозможность, существование и несуществование, необходимость и случайность.

3️⃣🧠 Разум служит для того, чтобы организовывать соединение рассудка и чувств. Если рассудок дает правила восприятиям, то разум дает рассудку правила применения правил. Априорные формы разума — это так называемые «идеи чистого разума».

Существует всего три «идеи чистого разума»: Мир, Бог и Душа. Сами по себе эти идеи не соответствуют никаким предметам и не могут соответствовать. Их роль заключается в том, чтобы обеспечивать конечный синтез всех результатов познания, создавать цельное мировоззрение.

😞 Все попытки рассудка познать эти три «идеи» заранее обречены на провал, ибо они являются не предметами познания, а его априорными условиями. Без них нельзя было бы увязать познаваемые явления в одну картину. Чтобы предметы вообще были возможны, должен быть (1) мир в целом, (2) познающий субъект и (3) бог, соединяющий первый со вторым.

🔨 Если категории рассудка — это «полочки» нашего ума, то идеи разума — «гвозди», на которых полочки держатся. У вас не получится разложить сами гвозди по полочкам — все упадет.

🙅🏻‍♂️ Канта иногда называют могильщиком традиционной европейской метафизики, ведь она занималась как раз тремя главными темами — богом, миром и душой. А Кант показал, что рациональное познание этих идей невозможно — в микроскоп можно рассматривать что угодно, кроме самого этого микроскопа, другими словами, невозможны три «логии»:

1️⃣ рациональная космология (наука о мире в целом);

2️⃣ рациональная теология (наука о боге);

3️⃣ рациональная психология (наука о нашем Я, о душе).

Но может быть, Кант не прав? Что будет, если мы все-таки попытаемся познать идеи чистого разума?

🙅🏻‍♂️ Кант подробно демонстрирует, что в таких попытках мы будем постоянно сталкиваться с противоречиями. Эти фундаментальные противоречия он называет «антиномиями чистого разума».

Антиномия — буквально столкновение двух противоположных законов.

Первая антиномия чистого разума звучит так:

1️⃣ Мир конечен (тезис) и мир бесконечен (антитезис).

❓ С одной стороны, мир есть сумма всего существующего. Все существующее конечно. Значит, и сумма конечных слагаемых тоже является конечной.

❓ С другой стороны, если мир конечен, то он имеет конец, границу. Но граница может быть только между чем-то и чем-то. Значит, должно быть что-то за пределами мира. Однако это невозможно, так как мир есть вообще все, что существует.

2️⃣ Каждая сложная субстанция состоит из простых частей (тезис) — не существует ничего простого (антитезис).

3️⃣ В мире существует свобода (тезис) — в мире все каузально детерминировано (антитезис).

4️⃣ Существует первопричина мира (тезис) — не существует первопричины мира (антитезис).

💡 В других своих работах Кант показывает аналогичные антиномии в области этики (антиномии практического разума) и эстетики (антиномии способности суждения).

Вы когда-нибудь сталкивались с неразрешимыми противоречиями, когда рассуждали о Боге, Мире, Душе? В чем состояли эти противоречия?

Источник

Критика чистого разума (Кант)

сколько категорий чистого разума выделяет и кант. Смотреть фото сколько категорий чистого разума выделяет и кант. Смотреть картинку сколько категорий чистого разума выделяет и кант. Картинка про сколько категорий чистого разума выделяет и кант. Фото сколько категорий чистого разума выделяет и кант

«Критика чистого разума» (нем. Kritik der reinen Vernunft ) — основополагающий философский труд Иммануила Канта, изданный в 1781 году.

Второе издание 1787 года было существенно переработано и дополнено автором. В течение 1790-х годов вышло ещё несколько изданий, но их отличия от второго были уже незначительны.

Эта работа была первой из «Критик», за ней последовали «Критика практического разума» и «Критика способности суждения». К «Критике чистого разума» идейно примыкают «Пролегомены» (1783).

Содержание

Содержание

Основную тему книги составляет понятие трансцендентального, которое раскрывается в трёх частях работы:

Понятие трансцендентального выступает в оппозиции понятия эмпирическое и обозначает то, благодаря чему возможен опыт, таким образом основным содержанием «Критики чистого разума» является гносеология.

Кант начинает свои рассуждения со специфической классификации суждений. Он выделяет суждения синтетические-аналитические и априорные-апостериорные.

Синтетическими называются суждения, несущие новое знание, не содержащееся в понятии, которое является их субъектом.

Аналитическими называются суждения которые всего лишь раскрывают свойства, присущие понятию субъекта, содержащиеся в нём самом, и не несут нового знания.

C другой стороны, априорные суждения (лат. a priori ) не нуждаются в опытной проверке своей истинности, а для апостериорных (лат. a posteriori ) необходима эмпирическая верификация. Кант замечает, что синтетические суждения чаще всего апостериорные, а аналитические — априорные.

Сам Кант приводит следующие примеры: «Все тела протяжённы» — аналитическое суждение. Действительно, нам не нужно прибегать к опыту, чтобы убедиться в том, что любое тело развёрнуто в пространстве (имеет длину, ширину, высоту); этот признак — существенный в содержании понятия «тело». Т. е. указанное суждение — априорное. С другой стороны — «Все тела имеют тяжесть» — синтетическое суждение. И хотя мы знаем, что даже самое лёгкое тело обладает тяжестью, узнаём мы это не из содержания понятия, а, скорее, из курса физики. Т. е. — это суждение апостериорное.

Вместе с тем, Кант замечает, что существует особый вид суждений, и суждения этого вида лежат в основании многих наук в качестве принципов. Это синтетические, и одновременно априорные суждения. Вопрос «Как возможны синтетические априорные суждения?» — фундамент дальнейшего построения работы «Критика чистого разума».

Важнейшие термины «Критики чистого разума»

Оглавление

Gliederung der Kritik der reinen Vernunft

Zueignung
Предисловие ко второму изданию (Vorrede zur 2. Auflage)
Введение (Einleitung)I. О различии между чистым и эмпирическим познанием (Von dem Unterschiede der reinen und empirischen Erkenntniß)
II. Мы обладаем некоторыми априорными знаниями, и даже обыденный рассудок никогда не обходится без них (Wir sind im Besitze gewisser Erkenntnisse a priori und selbst der gemeine Verstand ist niemals ohne solche)
III. Для философии необходима наука, определяющая возможность, принципы и объём всех априорных знаний (Die Philosophie bedarf einer Wissenschaft, welche die Möglichkeit, die Principien und den Umfang aller Erkenntnisse a priori bestimme)
IV. О различии между аналитическими и синтетическими суждениями (Von dem Unterschiede analytischer und synthetischer Urtheile)
V. Все теоретические науки, основанные на разуме, содержат априорные синтетические суждения как принципы (In allen theoretischen Wissenschaften der Vernunft sind synthetische Urtheile a priori als Principien enthalten)
VI. Общая задача чистого разума (Allgemeine Aufgabe der reinen Vernunft)
VII. Идея и деление особой науки, называемой критикой чистого разума (Idee und Eintheilung einer besonderen Wissenschaft unter dem Namen einer Kritik der reinen Vernunft)
I. Трансценден-
тальное учение о началах (Transscendentale Elementarlehre)
Часть первая.
Трансценден-
тальная эстетика
(Erster Theil. Die transscendentale Ästhetik)
Глава первая. О пространстве (1. Abschnitt: Vom Raum)
Глава вторая. О времени (2. Abschnitt: Von der Zeit)
Общие замечания о трансцендентальной эстетике (Allgemeine Anmerkungen zur transscendentalen Ästhetik)
Общий вывод

из трансцендентальной эстетики (Beschluß der transscendentalen Ästhetik)

Часть вторая.
Трансценден-
тальная логика
(Zweiter Theil. Die transscendentale Logik)
Введение. Идея транцендентальной логики (Einleitung. Idee einer transscendentalen Logik)Отдел Первый.
Трансценден-
тальная аналитика
(Erste Abtheilung. Die transscendentale Analytik)
Книга Первая. Аналитика понятий (Erstes Buch. Die Analytik der Begriffe)Глава первая. О способе открытия всех чистых рассудочных понятий (1. Hauptstück. Von dem Leitfaden der Entdeckung aller reinen Verstandesbegriffe)Глава вторая. О дедукции чистых рассудочных понятий (2. Hauptstück. Von der Deduction der reinen Verstandesbegriffe)Книга Вторая. Аналитика основоположений (Zweites Buch. Die Analytik der Grundsätze)Введение. О трансцендентальной способности суждения сообще (Einleitung. Von der transscendentalen Urtheilskraft überhaupt)Глава первая. О схематизме чистых рассудочных понятий (1. Hauptstück. Von dem Schematismus der reinen Verstandesbegriffe)Глава вторая. Система всех основоположений чистого рассудка (2. Hauptstück. System aller Grundsätze des reinen Verstandes)Глава третья. Об основании различения всех предметов вообще на phaenomena и noumena (3. Hauptstück. Von dem Grunde der Unterscheidung aller Gegenstände überhaupt in Phaenomena und Noumena)Приложение. Об амфиболии рефлективных понятий, происходящей от смешения эмпирического применения рассудка с трансцендентальным (Anhang. Von der Amphibolie der Reflexionsbegriffe)Отдел Второй.
Трансценден-
тальная диалектика
(Zweite Abtheilung. Die transscendentale Dialektik)
Введение. (Einleitung)I. О трансцендентальной видимости (Vom transscendentalen Schein)II. О чистом разуме как источнике трансцендентальной видимости (Von der reinen Vernunft als dem Sitze des transscendentalen Scheins)Книга Первая. О понятиях чистого разума (Erstes Buch. Von den Begriffen der reinen Vernunft)Книга Вторая. О диалектических выводах чистого разума (Zweites Buch. Von den dialektischen Schlüssen der reinen Vernunft)Глава первая. О паралогизмах чистого разума (1. Hauptstück. Von den Paralogismen der reinen Vernunft)Общее замечание о переходе от рациональной психологии к космологии (Allgemeine Anmerkung, den Übergang von der rationalen Psychologie zur Kosmologie betreffend)Глава вторая. Антиномия чистого разума (2. Hauptstück. Die Antinomie der reinen Vernunft)Глава третья. Идеал чистого разума (3. Hauptstück. Das Ideal der reinen Vernunft)Приложение к трансцендентальной диалектике (Anhang zur transscendentalen Dialektik)О регулятивном применении идей чистого разума (Von dem regulativen Gebrauch der Ideen der reinen Vernunft)О конечной цели естественной диалектики человеческого разума (Von der Endabsicht der natürlichen Dialektik der menschlichen Vernunft)II. Трансценден-
тальное учение о методе (Transscendentale Methodenlehre)
Введение. (Einleitung)Глава первая. Дисциплина чистого разума (Erstes Hauptstück. Die Disciplin der reinen Vernunft)Глава вторая. Канон чистого разума (Zweites Hauptstück. Der Kanon der reinen Vernunft)Глава третья. Архитектоника чистого разума (Drittes Hauptstück. Die Architektonik der reinen Vernunft)Глава четвёртая. История чистого разума (Viertes Hauptstück. Die Geschichte der reinen Vernunft)

Русские переводы

«Критика чистого разума» несколько раз переводилась на русский язык. Ниже приведён список первых изданий переводов.

Несостоявшиеся переводы

В планах Фета был перевод «Критики чистого разума», однако, Н. Страхов отговорил Фета переводить эту книгу Канта, указав, что русский перевод этой книги уже существует. После этого Фет обратился к переводу Шопенгауэра.

Переводы на другие языки

Перевод на латинский язык был сделан Фридрихом Борном (Immanuelis Kantii Opera ad philosophiam criticam. Latinam vertit Fredericus Gottlob Born. Vol. I, qui inest Critica rationis purae. Lipsiae, 1796).

Известны два перевода на английский:

Итальянский перевод сделан Джордже Колли (Kant Immanuel. Critica délla ragione pura. Introduzione, traduzione e note di Giorgio Colli. Torino, 1957).

Ссылки

См. также

Критика чистого разума — «КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА» («Kritik der reinen Vernunft». 1 е изд.: Riga: Hartknoch, 1781; A международно принятая пагинация данного издания. 2 е изд.: Riga: Hartknoch, 1787; В международно принятая пагинация данного издания) одно из трех… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

“КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА” — “КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА” (Kritik der reinen Vernunft) сочинение И. Канта. 1 е издание вышло в Риге в 1781. Под влиянием упреков в непонятности текста Кант выпустил в 1787 в Риге 2 е, существенно доработанное издание, которое по рекомендации… … Философская энциклопедия

«КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА» — («Kritik der reinen Vernunft», Riga, 1781), осн. труд Канта. Во 2м изд. «К. ч. p.» (Riga, 1787) существенно переработан ряд разделов и введён фрагмент «Опровержение идеализма». Посвящён определению и оценке источников, принципов и границ… … Философская энциклопедия

КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА — одно из трех основных сочинений И. Канта (1781). Во втором издании книги (1787) существенно переработан ряд разделов и введен фрагмент «Опровержение идеализма». «К.ч.р.» посвящена определению и оценке источников, принципов и границ научного… … Философская энциклопедия

Критика чистого разума — Титульный лист первого издания «Критика чистого разума» (нем. … Википедия

“КРИТИКА ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА” — “КРИТИКА ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА” (Kritik der praktischen Vernunft. Riga, 1788) главное морально философское сочинение Канта. Отправляясь от понятия универсального нравственного закона <категорического императива>, впервые введенного в… … Философская энциклопедия

Критика чистого разум — Титульный лист первого издания «Критика чистого разума» (нем. Kritik der reinen Vernunft) основополагающий философский труд Иммануила Канта, изданный в 1781 году. Второе издание 1787 года было существенно переработано и дополнено автором. В… … Википедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *