сколько детей на домашнем обучении в россии статистика
Как устроено домашнее обучение в РФ и стоит ли переводить на него ребенка
Об авторе: Петр Сергеев, научный руководитель образовательной онлайн-платформы «Учи.ру».
В России пока не ведется регулярная официальная статистика по количеству детей на домашнем обучении. На конференции Edcrunch (2019) было заявлено, что около 100 тыс. школьников выбрало такую форму образования в 2019 году. По данным Министерства образования и науки, на начало 2015—2016 учебного года в форме семейного образования в России проходило обучение всего около 8500 человек (меньше одной десятой процента от количества всех школьников). Ассоциация семейного образования провела собственное исследование и выяснила, что количество детей, находящихся на семейном обучении в России, выросло с 8452 до 15 тыс. человек на начало 2017/2018 учебного года. Но несмотря на то, что цифры разнятся, рост интереса к семейному обучению — притом взрывной — заметен.
Школьников младших классов переводят на дистанционное обучение из-за круглогодичных путешествий или постоянных переездов родителей (дипломатов или спортсменов) по работе. Ученики 10-11 классов, которые сознательно определились с будущей профессией, часто сами просят перевести их на дистанционное обучение — это позволяет уделять больше времени профильным предметам и подготовке к экзаменам. Есть и исключительные ситуации: из-за проблем в школе (в том числе буллинга) родителям приходится переводить ребенка на семейное образование, чтобы сохранить его психологическое и физическое здоровье. Под особую ситуацию попадает также обучение детей-инвалидов с сохраненным интеллектом — часто им сложно физически высиживать многочасовые уроки. В домашних условиях заниматься с ними намного проще, делая больше пауз между занятиями и распределяя нагрузку под запросы ребенка.
Запрос на дистанционное обучение возникает в ситуациях, когда ребенку необходим особый подход и нестандартный график занятий. Если вы рассматриваете этот вариант, вот что вам необходимо знать.
Правовые особенности домашнего обучения
Итоговые аттестации (ОГЭ и ЕГЭ) проводятся только в школе на одинаковых условиях для всех учеников. Но при этом форматы промежуточных четвертных и годовых аттестаций могут различаться в зависимости от учебного заведения.
В «Законе об образовании» есть статья о том, что каждая школа самостоятельно утверждает сроки и форматы проведения аттестации, поэтому все «семейники» проходят ее согласно школьному «Положению». При этом формат, в том числе и дистанционная форма контроля знаний, а также сроки согласовываются с администрацией учебного заведения и по заявлению родителей.
Часто родители предпочитают самостоятельно учить детей по утвержденной государством программе. При этом учиться можно как по школьным учебникам, так и по авторским методикам. Главное здесь — конечный результат и выполнение программы. На эту тему в интернете созданы большие онлайн-сообщества родителей, которые обмениваются опытом и вместе преодолевают возникающие проблемы.
Например, у многих родителей возникают опасения по поводу усвоения материала ребенком. Находясь в классе и обсуждая, к примеру, какое-то литературное произведение или историческое событие, ученик получает за короткое время много разных мнений и учится искать правду среди них. Таким образом, материал запоминается быстрее. В домашних условиях, когда в качестве преподавателя выступает мама, получить такой опыт намного сложнее. Для этого существуют разные варианты решений. Например, можно смотреть вместе с ребенком адаптированные фильмы по мотивам того или иного исторического события, либо родители в ненавязчивой манере могут периодически обсуждать с ребенком тот или иной учебный материал на каких-то жизненных примерах, втягивая его в самостоятельные рассуждения и высказывая разные точки зрения.
Что важно выяснить до принятия окончательного решения
Если родитель хочет не только перевести ребенка на домашнее обучение, но и зачислить его в онлайн-школу, нужно предварительно разобраться с несколькими нюансами:
Важно не путать семейное образование с заочным. При формате семейного образования ребенок официально отчисляется из учебного заведения и прикрепляется к образовательной организации для аттестаций. В этом случае родители по закону несут ответственность за учебу ребенка и ее результаты. А при заочной форме ребенок остается «на балансе» школы, и за его образование отвечает учебное заведение. Но так или иначе, родителям нужно будет достичь понимания с администрацией школы сроков сдачи аттестаций и формата их проведения.
Также нужно выяснить, где и как будет проводиться сдача ОГЭ и ЕГЭ. Как правило, онлайн-школы закреплены за школами-партнерами, что упрощает процесс. Находясь на семейной форме обучения, можно«приписаться» к конкретному учебному заведению города, согласовав этот вопрос с администрацией заведения. Тогда будущие экзамены и аттестации будут проходить именно там, что упрощает решение многих вопросов.
Иногда у «семейников» возникают проблемы со скидками и льготами для школьников, потому что по закону они не привязаны к учебному заведению. Из-за этого не всегда получается купить ребенку железнодорожные билеты, билеты в музеи или кино по детскому тарифу. При заочной форме обучения таких вопросов не возникает.
Семейные и заочные формы получения образования — самые распространенные после традиционного очного. Но кроме них бывают и нетривиальные комбинации, например, очно-заочная форма обучения, дистанционная по отдельным предметам и другие. Однако родители должны понимать: чем нестандартнее формат учебы, тем больше вопросов придется согласовывать с администрацией школы, и к таким дополнительным хлопотам нужно быть готовым.
Плюсы и минусы дистанционного обучения
Основной плюс — это, конечно, персонализация образования, подстраивание программ под индивидуальные особенности ребенка. Главный минус — проблемы с социализацией.
Плюсы:
Минусы:
Несмотря на обилие плюсов, существующие минусы способны привести к серьезным затруднениям и проблемам. Так, один из родителей, вероятнее всего, не сможет работать на постоянной работе в ежедневном режиме. Переход на семейное образование может привести к повышению расходов (например, на оплату услуг няни и т.д). Поэтому перед принятием окончательного решения нужно тщательно взвесить каждый пункт и обсудить с родными возможное изменение ритма жизни всех членов семьи.
Краткая инструкция: как перейти на дистанционное обучение
Процесс перехода на домашнее обучение занимает гораздо меньше времени, чем, вероятно, обсуждение и принятие самого решения. Проще всего будет выбрать приличную онлайн-школу: в таком случае вас сами «проведут за руку» и подскажут, какие бумаги куда отправлять, дадут готовые бланки, прикрепят к своей школе-партнеру и, в идеале, помогут разрешить возникающие трудности. Соблюдение такого механизма — признак качественного онлайн-заведения.
Если же вы решили все делать сами, то первым делом надо определиться, к какой школе прикрепить ребенка для сдачи проверочных работ, ЕГЭ и ОГЭ, получения итогового аттестата. Обязательно надо поговорить с директором или завучем и убедиться, что вы одинаково понимаете особенности процесса. Иначе это будет не спокойное обучение, а постоянное преодоление препятствий.
Формальные шаги на пути к семейному образованию выглядят так:
Надо учесть, что этот процесс может иметь свои региональные особенности, которые нужно уточнить в местном департаменте образования.
Особенности обучения в онлайн-школе: опыт родителей
Допустим, вы записали ребенка в онлайн-школу и за процесс учебы отныне отвечаете только вы. Есть ли у онлайн-школы лицензия и аккредитация не так важно для детей, которые прикреплены к обычным школам для прохождения аттестаций. В идеале подобные организации владеют лицензией на ведение образовательной деятельности и зарегистрированы в качестве юридического лица, но первостепенное значение имеет репутация школы. Лучше всего перед зачислением изучить отзывы, пообщаться с родителями других учеников и руководством заведения. Подойдите к этому процессу обстоятельно, ведь независимо от того, что обещает онлайн-школа, вам придется постоянно держать руку на пульсе и контролировать процесс.
До подписания бумаг нужно продумать не только расписание дня школьника, но и его режим жизни, включая каникулы. При этом главная проблема, которая беспокоит родителей — социализация ребенка. В странах, где онлайн-школы функционируют не одно десятилетие, заведения предлагают учащимся расписание дня, которое включает в себя, в том числе, общение со сверстниками.
Расписание в российских онлайн-школах гибкие, и мало кто предлагает определенный режим занятий. Чаще всего материалы доступны круглосуточно, и родители сами выбирают удобное время для учебы ребенка. В некоторых онлайн-школах предлагается индивидуальный график занятий, в том числе с онлайн-репетиторами за дополнительную плату.
Но при этом родителям нужно самостоятельно искать способы социализации ребенка. Можно записать его на кружки или в спортивные секции. Общение со сверстниками жизненно необходимо для развития каждого человека. И если в процессе обучения вы или семейный психолог замечаете недостаток социализации, стоит задуматься о возвращении на стандартный путь школьного образования. Этот вопрос решается индивидуально внутри каждой семьи.
Родителю, на котором по закону лежит ответственность за обучение ребенка, нужно контролировать и фиксировать успеваемость школьника по учебной программе.
Обычно онлайн-школы предоставляют для этого удобные инструменты: личный кабинет, статистику успеваемости или личного куратора. Если в конце обучения предполагается прохождение какого-то формального рубежа (ОГЭ, ЕГЭ, SAT, ACT, A-level и тд), то ребенку предоставят возможность написать несколько тестовых вариантов соответствующего экзамена. Таким образом, у вас будет время подтянуть «слабые места» и улучшить результат.
Среди проблем, с которыми сталкиваются клиенты онлайн-школ, основные — технического характера. Например, система не распознает речь ребенка, особенно на уроках иностранного языка, и отмечает голосовые ответы как неверные. Некоторые родители отмечают ошибки или неточности в тестах для закрепления материала или учебных материалах. Чаще всего, такого плана вопросы быстро решаются со стороны заведения.
Бывают проблемы с организацией коммуникаций. В некоторых онлайн-школах не лучшим образом настроена связь с администрацией, и иногда родителям тяжело дозвониться или получить ответ на свой вопрос по электронной почте. Не стоит исключать и проблемы социального характера: например, не везде можно выбирать педагогов, с которыми ребенок будет заниматься онлайн (если есть такая опция). И если произошло несовпадение в характерах ученика и учителя, процесс усвоения материала может быть некомфортным для обеих сторон.
Однако при правильном подходе, учитывающем все факторы, ребенок в приятных и гибких для себя условиях получит необходимые знания, а родители используют преимущества дистанционной учебы не только для ребенка, но и для всей семьи.
Родители стали массово переводить детей на семейное обучение
Эксперты объясняют это низким качеством образования
В России резко выросло количество школьников, получающих среднее образование по дистанционной и семейной форме обучения. Последние исследования показали, что в этом учебном году за парты не сели уже более 100 тысяч российских ребят. При этом еще два года назад альтернативные формы образования, в основном по состоянию здоровья, выбирали лишь 8,5 тысячи школьников. В чем преимущество дистанционного и семейного обучения, как оно отразится на традиционной школе, мы выяснили у экспертов.
Фото: Елизавета Клушина
Ситуация с количеством желающих учиться вне школы в нашей стране настолько серьезна, что ей уже озаботились в Госдуме. В понедельник на заседании комиссии по науке и образованию председатель Комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов и вовсе заявил, что на семейном обучении в стране находится 10% учащихся.
«10% наших школьников находятся на семейном обучении. Это очень много. Нужно регулировать это законодательно», — сказал Никонов.
По прогнозам экспертов, сегодняшние 100 тысяч школьников на дистанционном обучении — это только начало. Ожидается, что каждый год количество родителей, выбирающих альтернативные формы обучения для своих детей, будет увеличиваться двукратно. На данный момент чаще всего образование вне школы выбирают родители, которые недовольны качеством обучения и имеют возможность оплачивать репетиторов или изучать программу с ребенком самостоятельно. Кроме того, данные формы образования в старших классах нередко используют и талантливые ребята, участвующие в значимых олимпиадах, у них просто не хватает времени на очное посещение всех уроков.
Председатель Общества по защите прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин уверен, что родители голосуют ногами за альтернативные формы обучения не от хорошей жизни: «Эта ситуация абсолютно ожидаемая и понятная, и действительно, если ничего не менять в нашей системе образования, то переводить на семейное и дистанционное обучение своих детей будет все больше родителей. Естественно, родители делают это не от хорошей жизни. Причина в том, что, несмотря на громкие заявления чиновников и победы наших школьников в различных олимпиадах, качество образования в стране стремительно падает. Ситуация в большинстве школ сейчас такова, что родителям приходится нанимать репетиторов чуть ли по всем предметам, чтобы ребенок тянул программу. Естественно, взрослые, которые могут позволить себе платить или заниматься с ребенком самостоятельно, предпочитают отказать от традиционной формы обучения, чтобы не тратить время впустую. Дело в том, что в последние годы школа все больше превращается из источника дачи знаний в источник контроля знаний. С самого начала учебного года детей забрасывают бесконечными контрольными и проверочными, при этом на полноценное обучение времени уже не остается. 100 тысяч ребят на дистанционном и семейном обучении — это серьезный звонок для тех, кто управляет образованием, что пришла пора задуматься над происходящим».
СПРАВКА «МК»
Дистанционное обучение — форма образования, при которой ребенок общается с учителями на расстоянии с помощью Интернета и выполняет задания онлайн. При этом все аттестации, как правило, проводятся в очной форме.
Семейное обучение — форма образования вне образовательной организации, при которой родители берут на себя полную ответственность за обучение ребенка. Для получения аттестата дети, получающие семейное образование, как и другие школьники, должны сдать итоговую аттестацию.
ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ
Растет количество детей на домашнем обучении
В России уже почти 600 тысяч детей обучаются с применением дистанционных образовательных технологий.
Рост популярности домашнего образования
Однако факт остается фактом: семейное обучение набирает обороты.
Сдает ли обычная школа позиции? Каждый ли родитель способен обучить свое чадо? И в чем «подводные камни» такой формы образования? Раскладываем все по полочкам.
Что такое семейное образование?
В первом случае ребенок числится учеником школы, следует разработанному для него индивидуальному плану, сдает контрольные по графику. Но при этом учится дистанционно, с помощью интерактивных технологий, онлайн-курсов и репетиторов. Уроки каждый день не посещает, но ходит на консультации. Допустим, юные спортсмены обучаются именно так. Во втором случае, если ребенок не может ходить в классы по состоянию здоровья, школьные учителя приходят к нему домой и занимаются индивидуально.
И вот здесь, по мнению экспертов, в последние годы наметился резкий рост. Почему?
— Школа перегружена. Учителя задают огромное количество домашних работ, фактически перекладывая задачу обучения на родителей. Мамы и папы занимаются с детьми допоздна. А на уроках педагоги просто проверяют, как ученики «сами» подготовились.
— Есть данные от частных школ, к которым многие семьи прикрепляют своих старшеклассников в форме заочного или самообразования. У них есть полное на это право. И тот факт, что этим правом они пользуются все активнее, говорит только об одном: в стандартах школы есть серьезные проблемы.
Скептики видят главную проблему в социальной адаптации детей
Пример из жизни:
— О выборе ни разу не пожалела. В классе ребенок большую часть времени слушает, как учат других детей. А дома все время уходит только на собственное обучение. Недельный объем мы спокойно осваивали за пару дней.
Сейчас Дане уже 18 лет. И она легко может отличить реакторы на «быстрых» нейтронах от реакторов на «медленных». Расскажет, чем изотопы урана отличаются от изотопов плутония.
Но наши вузы по таким свидетельствам студентов на обучение не принимают. Везде нужно ЕГЭ и прочие стандартные процедуры контроля знаний. Конечно, для нее это шаг назад, лишняя потеря времени. Бессмысленная, на мой взгляд. Но даже эта «потеря» не обесценивает восемь лет свободной, интересной, насыщенной жизни.
Что же касается социальной адаптации, то я считаю, что на домашнем обучении дети становятся более раскованными, у них просыпается интерес к познаванию мира. А что касается общению с другими детьми, то это легко восполнить ходя на разные кружки и секции. Так что, я считаю, что в этом проблем нет.
Интересные факты
А вот еще любопытные данные. Среди всех «семейников», только у 39,3% родителей есть педагогическое образование (хотя бы у одного родителя). У остальных 60% педагогического образования нет, но это не мешает им успешно обучать своего ребенка. Вероятно, на первом месте здесь выступает мотивация родителей сделать для своего ребенка как можно больше.
И, надо отметить, что школы в не благополучных районах с разным составом учеников (в том числе и с трудными подростками) особенно опасны для дальнейшего развития ребенка, т.к. по умолчанию дети впитывают как хорошее, так и плохое. Так что, лучше меньше контактировать с неблагополучными детьми.
Как это происходит обучение?
По данным сайта министерства просвещения, в России уже почти 600 тысяч детей обучаются с применением дистанционных образовательных технологий. Это онлайн-курсы, лекции, виртуальные мастер-классы. Однако из них большинство ребят, так или иначе, учатся все-таки в обычной школе.
В 2019 году практически в каждом субъекте РФ зарегистрирована «семейная школа». У родителей есть выбор: изучать в ней все предметы или только некоторые, исходя из возможностей своего кошелька.
Причем «семейные школы» очень разнятся по способам обучения и величине оплаты за свои услуги. Есть много мам и пап, которым нравятся виртуальные уроки. Они отмечают интерес детей к новым формам преподавания, отлично подобранному цифровому материалу.
Однако, судя по неформальным опросам родителей, многие многодетные семьи и семьи среднего достатка предпочли бы форму «электронной семейной школы«, больше похожую на заочное обучение. То есть без необходимости отмечать ребенка каждый день на виртуальных занятиях. Им было бы достаточно того, чтобы ребенок выполнял задания промежуточной аттестации. Предпочтительная оплата обучения при таком графике называлась в пределах 10 тысяч рублей в год.
Как родителю оформить семейную форму обучения
1. Проинформируйте департамент или управление образования по месту жительства о смене формы обучения.
2. Отчислитесь из школы. Даже если хотите, чтобы ребенок сдавал промежуточную аттестацию в ней же, все равно придется сначала отчислиться.
3. Выберите школу, в которой хотите проходить аттестацию (писать контрольные, сдавать ЕГЭ/ОГЭ). Можно оставить ту же школу, где ребенок учился.
5. Заключите договор со школой, где пропишите все пункты по аттестации.
Аутскулинг в тренде: почему домашнее обучение входит в моду
Аутскулинг, или обучение на дому, становится все более частым выбором родителей российских школьников. Согласно исследованию Ассоциации развития семейного образования (АРСО), по итогам прошлого учебного года в нашей стране на домашнем обучении находились более 20 тыс. детей, или примерно 0,13% общего количества школьников.
На начало 2015/16 учебного года в форме семейного образования обучалось почти в 2,5 раза меньше — 8452 человека, или 0,058% общего числа учащихся, приводят статистику авторы совместного исследования Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) и НИУ ВШЭ «Семейное образование в России и за рубежом».
По словам президента АРСО Алексея Семенычева, по числу учащихся на дому в мире лидируют США и Канада.
По данным исследования Home Schooling in Canada Института Фрейзера в Ванкувере, в США, например, уже в 2010 году было 2,04 млн (около 4%) школьников, обучающихся вне школы.
В России официальная статистика обучающихся на дому не ведется, говорит Алексей Семенычев: «Но мы видим рост интереса родителей к семейному образованию по тому, как растет аудитория наших фестивалей, конференций и вебинаров». «В России home schooling развивается из-за недовольства системой школьного образования», — отмечает эксперт. Например, в Америке на домашнее обучение многие уходят по религиозным причинам.
По данным Росстата, число недовольных качеством образовательных услуг выросло с 10,1% всех семей, имеющих детей до 15 лет, в 2015 году до 14,8% в 2017-м.
В 5% случаев выбор в пользу домашнего обучения сделан в связи со здоровьем ребенка, в 38% причиной становится потеря мотивации, сложности при обучении в школе и потребность в укреплении внутрисемейных связей; в 52% случае родители считают, что школа нерационально расходует время на изучение предметов, не обеспечивает достаточного качества образования, говорится в исследовании МГППУ и НИУ ВШЭ. Усредненный портрет родителей хоумскулеров таков: им от 25 до 49 лет, они воспитывают двух и более детей, это горожане с высшим образованием и работой, активные участники онлайн-сообществ.
«Родители хотят, чтобы их дети получили действительно качественное образование, не будучи замкнуты в довольно тесных и не всегда удачных рамках школьной программы», — отмечает председатель межрегиональной общественной организации «За права семьи», генеральный директор аналитического центра «Семейная политика. РФ» Павел Парфентьев.
Кроме того, родители выбирают домашний формат обучения, чтобы освободить время ребенка для подготовки к олимпиадам, конкурсам и соревнованиям высокого уровня, отмечает директор московской школы «Покровский квартал» Илья Новокрещенов.
Школа на дисплее
«Нам пришлось выбирать: либо учиться в очень слабой средней школе, либо за компьютером», — говорит Юлия Губанова-Тен, мать 16-летней Полины Олейниковой. В седьмом классе она перевела Полину на дистанционное обучение сначала в санкт-петербургскую, а затем в московскую онлайн-школу. Семья при этом живет в Алма-Ате, в Казахстане.
Ежедневно по каждому предмету Полина просматривает видеоуроки по 15–20 минут каждый и может задать преподавателю в чате возникшие вопросы. Она проходит необходимые объемы тестов и контрольных работ, получает четвертные оценки. При этом ребенок учится самостоятельно, у девочки вырос интерес к учебе и уровень личной ответственности, говорит мама Полины: «Остается дополнительное время на занятия в спортивной секции».
В арсенале школы сегодня достаточно технологий для организации полноценного обучения онлайн, говорит руководитель проектов «Экстернат» и «Домашняя школа» онлайн-школы «Фоксфорд» (резидент фонда «Сколково») Юлия Шароватова: «Мы используем собственную платформу онлайн-обучения». Заниматься онлайн, по ее словам, можно индивидуально или в группе, смотреть уроки — в режиме реального времени или в записи. За нагрузкой и успеваемостью следят персональные кураторы.
Родителями могут и сами выстраивать учебный график, лишь при необходимости консультируясь с педагогом в чате, говорит Юлия Шароватова: «Некоторые онлайн-школы высылают материалы в электронных учебниках либо в формате видеолекций».
«Мы на коммерческой основе заключаем договор о партнерстве с частной школой, у которой есть государственная лицензия и аккредитация, и наши ученики сдают ОГЭ и ЕГЭ в школах-партнерах в соответствии с российским законодательством об образовании», — говорит руководитель отдела маркетинга домашней школы InternetUrok Ольга Перлина. Перед тем как заключить договор, школа-партнер, по ее словам, проверяет учебные программы онлайн-школы.
Единственная сложность — выпускной экзамен проводится очно. Полине Олейниковой из Алма-Аты пришлось ехать на ОГЭ с мамой в Москву. А аттестат государственного образца девочка получила по почте.
Пока только 8% родителей готовы к домашнему обучению ребенка — такие оценки приводят авторы исследования российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий компании «Нетология-групп», проведенного в соавторстве с фондом «Общественное мнение», НИУ ВШЭ и Фондом развития интернет-инициатив. При этом 59% родителей в той или иной мере допускают, что их ребенок будет получать образование онлайн.
Большинство самих школьников готовы получать онлайн-образование. А внедрение EdTech (образовательных технологий) в среднее образование поощряется государством, говорится в исследовании: «Одна из проблем среднего образования РФ — увеличение числа малокомплектных школ. Решить ее можно за счет частного бизнеса, в том числе с привлечением онлайн-технологий».
Проникновение онлайна в сегмент общего среднего образования станет одним из драйверов рынка, и к 2021 году достигнет 1,5%, или 10,5 млрд руб. в денежном выражении.
По подсчетам интернет-журнала «Семейное образование», сегодня в целом в стране 125 организаций в 17 городах практикуют семейные и дистанционные формы обучения, к которым могут присоединяться желающие из всех регионов и стран СНГ.
Основной спрос на дистанционную форму обучения будет идти из регионов, говорит руководитель направления «Образование» ИТ-кластера фонда «Сколково» Екатерина Рыжкова: «Им не хватает образовательных учреждений, соответствующих столичному или международному уровню».
Например, 1457 столичных школ подключены к ресурсам проекта «Московская электронная школа» (МЭШ), на котором собран весь школьный контент в цифровом виде.
По своей сути МЭШ — огромный банк знаний, говорит Илья Новокрещенов: «Это и библиотека электронных учебников и учебных пособий, и сценарии уроков, и цифровые лаборатории, и электронный журнал и дневник. Платформу можно использовать для организации дистанционной поддержки обучения детей».
Семейная политика
Развитие дистанционных форм обучения — важная задача в рамках повышения качества образовательной среды, заявили РБК+ в пресс-службе Минобрнауки РФ: «В рамках нацпроекта создается Центр цифровой трансформации образования. Совместно с Минкомсвязи и Рособрнадзором будут разработаны и внедрены модели цифровой образовательной среды, ее федеральной и информационно-сервисной платформы. Все школы будут обеспечены высокоскоростным интернетом».
В Минобрнауки отмечают, что цифровизация образования не только расширяет доступ детям к знаниям, но и снижает бюрократическую нагрузку на педагогов.
По прогнозам Агентства стратегических инициатив (АСИ), массовое распространение цифровых образовательных услуг возможно уже к 2021–2024 годам. «В большинстве школ педагоги уже работают с использованием «цифры». Но пока это использование элементов цифрового образования в традиционном образовательном процессе», — сообщил руководитель проекта АСИ «Цифровая платформа для работы высокомотивированных и одаренных детей и их сопровождения» Александр Кондаков.
Либеральный подход
В России закон «Об образовании» еще в редакции 1992 года утвердил возможность выбора для школьников учиться в школе или вне ее стен, а Конституционный суд РФ в 2000 году гарантировал доступность такой формы получения образования.
Современными федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) также предусмотрено получение общего образования в очно-заочной или заочной форме, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. Допускается и сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Российское законодательство достаточно лояльно к правам семьи на выбор домашнего или семейного образования, отмечает председатель межрегиональной общественной организации «За права семьи», гендиректор аналитического центра «Семейная политика. РФ» Павел Парфентьев: «Государственный контроль за семейным образованием ведется в сравнительно разумных пределах». В Германии, например, по его словам, семейное образование запрещено. По данным национальной организации по домашнему обучению Швеции Rohus, с 2011 года в стране фактически введен запрет на современное домашнее образование.
Противопоказания
Семейное обучение не всегда способно решить задачу социализации, говорит Алексей Семенычев: «Есть дети, которые в шестом-седьмом классах просятся в школу, потому что им скучно дома». Не всегда домашнее обучение целесообразно в отношении детей, склонным к точным наукам, считает профессор НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. Для будущих математиков и физиков, по ее словам, важен постоянный контакт с хорошим учителем. Дистанционное обучение, по ее мнению, тоже нуждается в живых тьюторах — наставниках, которые помогают ребятам организовать обучение с использованием новых технологий.
«Учитель остается центральной фигурой в системе отечественного образования, и дистанционные технологии неспособны в полной мере заменить педагога», — отмечают в Минобрнауки.