система приемов направленных на оптимизацию процесса обучения
Методический доклад. Оптимизация учебного процесса в современных условиях
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Горловский колледж городского хозяйства »
преподавателей дисциплин математической и
и рекомендовано к утверждению
Протокол №____ от «___»______20____ г.
Председатель цикловой комиссии
на тему «Оптимизация учебного процесса в современных условиях»
Оптимизация учебного процесса в современных условиях
В настоящее время основной задачей в подготовке специалистов становится обеспечение качественного образования, соответствующего потребностям личности и государства. Обучаясь в колледже, студент должен получить не только определенный объем учебной информации, но и приобрести навыки учебных действий, на основе которых будет строиться его профессиональная деятельность. Основным результатом обучения студентов в колледже должна стать «не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций» в области профессиональной деятельности. А.В. Хуторской утверждает, что компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. При возрастающем объеме информации, которую должен усвоить студент, актуальным становится вопрос об оптимизации процесса обучения, а в связи с ней и о выборе средств, при помощи которых подобный процесс осуществим.
Анализ многочисленных исследований показывает, что проблема оптимизации процесса обучения не снята с «повестки дня» ни в школе, ни в ВУЗе, и приобретает все большую актуальность в системе непрерывного образования.
В своих работах Ю.К. Бабанский определяет термин «оптимальный» как «наилучший для данных условий с точки зрения определенных критериев», а оптимизацию процесса обучения как управление, организованное на основе всестороннего учета закономерностей, принципов обучения, современных форм и методов обучения, а также особенностей данной системы, ее внутренних и внешних условий с целью достижения наиболее эффективного функционирования процесса с точки зрения заданных критериев. В качестве критериев оптимальности могут выступать эффективность и время решения поставленных задач. Следует отметить, что термин «оптимальный» не идентичен термину «идеальный». Когда говорят об оптимальности, то обязательно подчеркивают, что речь идет о максимально возможных результатах не вообще, а именно в данных, конкретных условиях учебного заведения, определенной группы обучаемых, то есть имеют в виду весь круг возможностей, которыми располагают в данном случае учащиеся и педагоги.
Говоря в целом о педагогическом процессе, Ю.К. Бабанский пишет, что «под оптимизацией учебно-воспитательного процесса понимают целенаправленный выбор педагогами наилучшего варианта построения этого процесса, который обеспечивает за отведенное время максимально возможную эффективность решения задач образования и воспитания школьников».
Рассмотрим компоненты процесса обучения и попробуем выяснить, что можно сделать в плане оптимизации на уровне преподавателя. Воспользуемся выделенными Ю.К. Бабанским компонентами процесса обучения:
1) социально детерминированные цели обучения;
2) содержание обучения;
3) формы деятельности педагогов и обучаемых;
4) методы и средства деятельности педагогов и обучаемых;
5) анализ результатов обучения;
6) самоанализ результатов обучения.
Цели и содержание обучения, которыми руководствуется преподаватель, изначально заложены в ГОСО и типовой учебной программе по дисциплине. То есть их оптимизация относится к республиканскому уровню. Анализ и самоанализ результатов обучения подразумевает выявление соответствия между целью, ресурсами и результатами учебного процесса, и поскольку связан с оцениванием собственной работы самим преподавателем, то в этом компоненте присутствует элемент субъективности. Поэтому, хоть он и относится к деятельности преподавателя, но всегда дублируется на более высших уровнях, например, на уровне руководства факультета. Следовательно, говорить об оптимальности этого компонента применительно к деятельности преподавателя представляется некорректным.
Таким образом, доступными преподавателю для оптимизации компонентами, которые не выдаются ему в качестве внешних условий, являются формы, методы и средства обучения студентов. Однако, чтобы оценить действительно ли оптимальным будет использование той или иной формы обучения или их сочетания, педагогу должны быть предоставлены методики такой оценки. Наиболее эффективные методы и средства обучения для данных условий, безусловно, выбирает преподаватель. Таким образом, «задачи оптимизации должны решаться всеми участниками учебно-воспитательного процесса» на всех уровнях. По крайней мере, к этому надо стремиться.
Основными элементами процесса обучения в ВУЗе являются: лекционное и практическое (лабораторное) занятия. Преподаватель ВУЗа должен организовать эти занятия таким образом, чтобы студенты достигли наилучших результатов.
В условиях кредитной системы обучения оптимизировать процесс обучения преподаватель может с помощью учебно-методического комплекса дисциплины (в дальнейшем УМКД), основными составляющими компонентами которого являются:
– карта учебно-методической обеспеченности дисциплины;
– план практических (лабораторных) занятий;
– материалы по контролю и оценке учебных достижений обучающихся.
Силлабус – рабочая учебная программа для студентов, в которой определены цель и задачи учебной дисциплины, указаны пререквизиты и постреквезиты, организация и планирование курса. Лекционный комплекс содержит тезисы лекций, иллюстративный и раздаточный материал, список рекомендуемой литературы. Материалы по контролю и оценке учебных достижений обучающихся включают семестровые задания с решенным нулевым вариантом, примерные самостоятельные и контрольные работы, тестовые задания.
И спользование УМКД позволяет частично компенсировать недостаток часов для аудиторной работы, улучшить усвоение материала, организовать активную самостоятельную работу студентов, повысить эффективность процесса контроля знаний, умений и навыков.
Рассмотрим процесс оптимизации обучения на примере дисциплины «Электротехника и электроника». Преподаватель на лекции кратко излагает теоретический материал по изучаемой теме согласно рабочей учебной программе, расширяя материал, изложенный в УМКД. На занятиях СРСП (лекция) студенты дополняют теоретический материал доказательствами некоторых теорем, иллюстрациями, схемами-чертежами, алгоритмами решения уравнений, то есть обобщают и систематизируют изученный материал, приобретают навыки работы с учебной и учебно-методической литературой.
Основными этапами практического занятия являются:
– решение типовых задач;
– самостоятельное решение задач;
– разбор типовых ошибок при решении задач;
Теоретический опрос можно организовать в устной или письменной форме. Для этого преподаватель разрабатывает в УМКД перечень вопросов или тестовых заданий по теме занятия.
Преподаватель на занятии предлагает для решения задачи, которые студенты могут решать как самостоятельно с последующей проверкой, так и консультируясь с преподавателем.
В конце текущего занятия преподаватель выдает семестровое задание, для решения которого студент может использовать нулевой вариант, приведенный в УМКД.
Таким образом, использование УМКД в учебном процессе позволяет, в рамках отведенного времени, организовать обучение каждого студента по индивидуальной траектории и оптимизировать процесс обучения.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. // Народное образование.- 2003.- №2. – с.58-63.
Бабанский Ю.К., Сластенин В.А. и др. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1988. – 479с.
Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект). – М.: Педагогика, 1977. –256с.
Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / сост. М.Ю. Бабанский. – М.: Педагогика, 1989. – 560с.
Оптимизация учебно-воспитательного процесса (методические советы педагогу)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
государственное казённое специальное (коррекционное)
Свердловской области для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья
«Колчеданская специальная (коррекционная)
Оптимизация учебно–воспитательного процесса
(Методические советы педагогу)
ГКОУ СО «Колчеданская СКОШИ»,
с. Колчедан, Каменский район,
Принципы организации работы ………………………………. 3
Этапы реализации программы…………………………………. 5
Технологии направленные на реализацию УВП………………..6
Пособие поможет педагогам оптимизировать учебно-воспитательный процесс через внедрение здоровьесберегающих технологий, сберечь здоровье учащихся, организовать урочную и внеурочную деятельность эмоционально насыщенной, живой, интересной.
Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении. На данном этапе педагоги осознают свою причастность к ответственности за состояние здоровья учащихся. Поэтому в создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся ».
Предлагаемый материал имеет своей целью раскрыть особенности здоровьесберегающих технологий, позволяющих эффективно оптимизировать учебно-воспитательный процесс.
Очевидно, что человек, не приученный или не умеющий заботиться о своём здоровье, психологически ущербен и не адаптирован в реальной жизни.
Принципы организации работы по оптимизации учебно-воспитательного процесса через внедрение здоровьесберегающих технологий.
На сегодняшний день перед начальной общеобразовательной школой стоят серьёзные и важные проблемы:
Организация образовательного процесса с учетом всех норм и правил, способствующих сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Включение в образовательный процесс системы здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья обучающихся.
Именно поэтому цель работы:
Оптимизировать учебно-воспитательный процесс путём внедрения здоровьесберегающих технологий.
Обеспечить школьникам возможность сохранения здоровья на весь период обучения в школе.
Предметом исследования стал с одной стороны учебно-воспитательный процесс, с другой – здоровье школьника.
Для достижения первой цели предстоит решить следующие задачи:
Выявить какие здоровьесберегающие технологии способны повлиять на учебно-воспитательный процесс и оптимизировать его.
Создать условия для внедрения выявленных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Для достижения второй цели следует решить такие задачи:
Организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Обучение ребёнка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья с целью самостоятельного применения их впоследствии.
Приняв во внимание физиологические и психолого-педагогические особенности детей, а также гигиенические требования к учебному процессу, необходимо облегчить ребёнку учебную деятельность, помочь ему успешно учиться без всякого ущерба для здоровья, через внедрение в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий.
Таким образом, появляется два предмета исследования: с одной стороны- учебно-воспитательный процесс, с другой- здоровье школьника.
Принципы, направленные на укрепление здоровья учащихся.
Принцип двигательной активности. Проведение уроков, часа здоровья и информационно-познавательных часов в режиме двигательной активности, так как двигательная активность школьников в течение дня не соответствует двигательному оптимуму и совершенно недостаточна для нормального развития растущего организма.
Принцип оздоровительного режима. Решает задачи укрепления здоровья школьника. Формирование у каждого ребёнка ответственности за своё здоровье, для того чтобы он смог реализовать свои знания, умения навыки по сохранности здоровья.
Принцип психологической комфортности. Развитие доброжелательных взаимоотношений в коллективе, формирование доверия к учителю, создание ситуации успеха, способствующей повышению самооценки учащихся.
Этапы реализации программы.
Рационально реализовывать программу в три этапа.
Как оптимизировать учебно-воспитательный процесс
Как сохранить здоровье школьника
Изучение нормативно-правовой базы.
Разработка поэтапного плана действий.
Изучение психолого-педагогической литературы по здоровьесберегающим технологиям и выделение тех технологий, которые наиболее эффективны способны повлиять на учебно-воспитательный процесс.
Подбор методического материала по здоровому образу жизни.
Разработан поэтапный план действий.
Создана методическая база по здоровьесберегающим технологиям.
Обзор на методическом объединении.
Разработка методических материалов по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках и внеурочной деятельности.
Апробация эффективных методик.
Разработка и использование методического наглядного инструментария в процессе обучения.
Разработка, внедрение, апробация программы «Азбука здоровья».
Подготовка и выступление с агитбригадой «Здоровым быть здорово!» по пропаганде ЗОЖ.
Разработка и организация праздников совместно с родителями.
Создан методический комплекс тематических информационных познавательных часов;
Агитбригада «Здоровым быть здорово».
Открытые уроки и внеклассные мероприятия.
Представление опыта работы по вопросу использования здоровьесберегающих технологий педагогическому сообществу школы, района.
Представление и утверждение на МО разработанной программы «взаимодействие классного руководителя и воспитателя в урочной и внеурочной деятельности».
В работу включены все субъекты образования: родители, дети, педагоги.
Составление мониторинга, создание в виде программы «Оптимизация учебно-воспитательного процесса через внедрение здоровьесберегающих технологий».
Разработана программа по оптимизации учебно-воспитательного процесса через внедрение здоровьесберегающих технологий.
Разработаны уроки здоровья.
Методическое пособие «Оптимизация учебно-воспитательного процесса через внедрение здоровьесберегающих технологий».
Методический комплекс тематических информационных познавательных часов здоровья.
Технологии, направленные на оптимизацию учебно-воспитательного процесса.
Технологии, которые способны наиболее эффективно повлиять на учебно-воспитательный процесс в коррекционной школе.
Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.
Это правильная организация урока, так как от уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
Так же гигиенические условия урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя.
Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока представлены в таблице 1.
Должны быть соблюдены санитарно-гигиенические требования и созданы условия для комфортного обучения младших школьников, где ребёнок не только будет изучать материал, но и отдыхать и играть.
Этому будет способствовать:
Деление классной комнаты на зоны: учебную, игровую, информационную.
2. Выбор цветового оформления (покраска стен в тёплый тон слабой насыщенности), способствует успокоению и активизации детей в разные периоды обучения, естественная вентиляция.
Информационная зона расположена по периметру классной комнаты и представлена стендами на стенах. Стенды оформлены в цветном варианте, что притягивает взор детей, вызывая желание познакомиться с информацией.
3. Живые растения, которые позволят создать ощущение дома, безопасного пространства для ребёнка. Использование декоративных насекомых на стенах и шторах позволяет ощутить живую природу в пространстве кабинета. Что способствует гармонизации эмоционального состояния учащихся, и повышает желание заниматься в данном кабинете.
4. Наличие зоны релаксации (отдыха) – это наличие специально отведённого места в классе; создание условий (ковровый настил, игровые наборы, музыкальная релаксация (муз.центр и подборка дисков); питьевая вода (куллер), рыбки (ещё в древности учёные отметили успокаивающее и расслабляющее действие от созерцания медленно текущей воды и спокойно плавающих в ней рыб), хомячок- позволяет усилить созданное уютное и комфортное учебное пространство.
Анализ научно-методической литературы и собственный практический опыт позволяют выделить основные правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.
Правило 2. Учет зоны работоспособности учащихся.
Правило 3. Распределение интенсивности умственной деятельности
При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Данные представлены в таблице.
Несмотря на существующие различия, гигиенические требования к структуре урока едины для всех классов, поэтому условно делят на три части:
— вводную (организационные мероприятия и опрос);
— основную (изложение нового материала);
— заключительную (тренировочное воспроизводство).
Но эффективность работы учащихся на уроке на любом его этапе во многом зависит от использования учителем интересного наглядного и дидактического материала, применением различных средств обучения.
Для учащихся в целях профилактики утомления, нарушения осанки и зрения необходимо проводить физкультурные паузы и упражнения для глаз. Которые обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, помогает ликвидировать застойные явления в органах и системах, улучшают обменные процессы, способствуют повышению внимания и активности детей на последующем этапе урока.
. Снятие эмоционального напряжения.
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
Необходимо использовать игровые технологии, оригинальные задания и задачи, которые помогут снять эмоциональное напряжение и сделать процесс обучения более интересным, разнообразным по характеру используемых методов и приёмов, а учащихся более активными и самостоятельными.
Этому будут способствовать игровые методы психокоррекции (игры на развитие внимания; развития памяти и восприятия, наблюдательности; развитие сообразительности, самодисциплины; развитие мышления и речи).
Одним из важнейших аспектов является психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой – появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребёнка.
Должна быть доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому ученику, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение, уместный юмор.
Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.
Важно ввести вопросы здоровья в рамки учебных предметов, что позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и соотнести изучаемый материал с повседневной жизнью.
Необходима организация работы с родителями – это совместное проведение праздников, спортивных мероприятий.
Проведение часа здоровья и информационно-познавательных часов.
Комплексное использование личностно-ориентированных технологий.
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.
Должна быть составлена индивидуальная рабочая программа для детей с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталостью.
Необходимо использование проблемных творческих заданий, индивидуальных работ, что позволит заинтересовать каждого ученика.
Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют решать задачи охраны здоровья школьника как в психологическом, так и в физическом аспектах. Именно благодаря использованию здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе есть возможность обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребёнка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989.-С. 169.
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций.- М., 1960.-С. 235-301.
Гигиенические проблемы охраны здоровья населения // Материалы научно-практической конференции. Самара, 2000.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – С. 62.
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996. –С. 95.
Оптимизация учебного процесса в современных условиях
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
« Оптимизация учебного процесса в современных условиях »
Понятие оптимизации учебно-воспитательного процесса
Способы оптимизации учебного процесса
1. Сформировать умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу
2. Формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации
3. Качественная подготовки будущих специалистов, в формировании целостной и гармоничной личности.
Оптимизация (от лат. optimus — «наилучший») в общем виде означает выбор наилучшего, самого благоприятного варианта из множества возможных условий, средств, действий и т.п. Если оптимизацию перенести на процесс обучения, то она будет означать выбор такой его методики, которая обеспечивает достижение наилучших результатов при минимальных расходах времени и сил преподавателя и обучающихся в данных условиях.
Оптимизация достигается не одним каким-то хорошим, удачным методом. Речь идет о сознательном, обоснованном выборе преподавателем одного из многих возможных вариантов.
Теория оптимизации вводит в дидактику новую категорию — систему способов оптимизации обучения, которая органически вытекает из закономерностей и принципов обучения, но носит более конкретный характер.
Способом оптимизации обучения называют такую взаимосвязанную деятельность преподавателя и студентов, которая заранее ориентирована на получение максимально возможной в данной ситуации эффективности обучения при соблюдении установленных нормативов затрат времени (или даже меньше их), т. е. без перегрузки студентов и преподавателей.
Целостный процесс оптимизации процесса обучения состоит из совокупности способов выбора оптимального варианта каждого из его основных элементов — задач, содержания, методов, средств, форм и др.
Очень важно осознать новизну системы способов обучения, так как сами по себе отдельные способы деятельности преподавателя, ведущие к оптимизации обучения, в той или иной мере уже знакомы, особенно опытным педагогам. Но здесь происходит как бы качественный скачок. Когда преподаватель овладевает всей совокупностью способов оптимального построения учебного процесса, он достигает значительно больших результатов при том же расходе времени.
Обратим внимание на то, что в одних случаях можно говорить о способах оптимизации, в других — об умениях оптимизировать учебный процесс. Умение в данном случае понимается как овладение преподавателем определенным способом оптимизации. Можно также выделить и определенные этапы оптимизации, так как сами способы ее расположены не случайно, а поэтапно.
В теории научной организации педагогического труда выделяют четыре основных уровня деятельности учителя: недостаточный, критический, доступный и оптимальный (И. П. Раченко).
Понятие оптимизации учебно-воспитательного процесса
В настоящее время основной задачей в подготовке специалистов становится обеспечение качественного образования, соответствующего потребностям личности и государства. Обучаясь в техникуме, студент должен получить не только определенный объем учебной информации, но и приобрести навыки учебных действий, на основе которых будет строиться его профессиональная деятельность. Основным результатом обучения студентов в техникуме должна стать «не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций» в области профессиональной деятельности.
А.В. Хуторской утверждает, что компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. При возрастающем объеме информации, которую должен усвоить студент, актуальным становится вопрос об оптимизации процесса обучения, а в связи с ней и о выборе средств, при помощи которых подобный процесс осуществим.
Анализ многочисленных исследований показывает, что проблема оптимизации процесса обучения не снята с «повестки дня» ни в школе, ни в ВУЗе, и приобретает все большую актуальность в системе непрерывного образования.
В своих работах Ю.К. Бабанский определяет термин «оптимальный» как «наилучший для данных условий с точки зрения определенных критериев», а оптимизацию процесса обучения как управление, организованное на основе всестороннего учета закономерностей, принципов обучения, современных форм и методов обучения, а также особенностей данной системы, ее внутренних и внешних условий с целью достижения наиболее эффективного функционирования процесса с точки зрения заданных критериев. В качестве критериев оптимальности могут выступать эффективность и время решения поставленных задач. Следует отметить, что термин «оптимальный» не идентичен термину «идеальный». Когда говорят об оптимальности, то обязательно подчеркивают, что речь идет о максимально возможных результатах не вообще, а именно в данных, конкретных условиях учебного заведения, определенной группы обучаемых, то есть имеют в виду весь круг возможностей, которыми располагают в данном случае учащиеся и педагоги.
Говоря в целом о педагогическом процессе, Ю.К. Бабанский пишет, что «под оптимизацией учебно-воспитательного процесса понимают целенаправленный выбор педагогами наилучшего варианта построения этого процесса, который обеспечивает за отведенное время максимально возможную эффективность решения задач образования и воспитания школьников».
Рассмотрим компоненты процесса обучения и попробуем выяснить, что можно сделать в плане оптимизации на уровне преподавателя. Воспользуемся выделенными Ю.К. Бабанским компонентами процесса обучения:
1) социально детерминированные цели обучения;
2) содержание обучения;
3) формы деятельности педагогов и обучаемых;
4) методы и средства деятельности педагогов и обучаемых;
5) анализ результатов обучения;
6) самоанализ результатов обучения.
Цели и содержание обучения, которыми руководствуется преподаватель, изначально заложены в ГОСО и типовой учебной программе по дисциплине. Анализ и самоанализ результатов обучения подразумевает выявление соответствия между целью, ресурсами и результатами учебного процесса, и поскольку связан с оцениванием собственной работы самим преподавателем, то в этом компоненте присутствует элемент субъективности. Поэтому, хоть он и относится к деятельности преподавателя, но всегда дублируется на более высших уровнях, например, на уровне руководства отделения. Следовательно, говорить об оптимальности этого компонента применительно к деятельности преподавателя представляется некорректным.
Таким образом, доступными преподавателю для оптимизации компонентами, которые не выдаются ему в качестве внешних условий, являются формы, методы и средства обучения студентов. Однако, чтобы оценить действительно ли оптимальным будет использование той или иной формы обучения или их сочетания, педагогу должны быть предоставлены методики такой оценки. Наиболее эффективные методы и средства обучения для данных условий, безусловно, выбирает преподаватель. Таким образом, «задачи оптимизации должны решаться всеми участниками учебно-воспитательного процесса» на всех уровнях. По крайней мере, к этому надо стремиться.
Способы оптимизации учебного процесса
Основными элементами процесса обучения в ВУЗе являются: лекционное и практическое (лабораторное) занятия. Преподаватель ВУЗа должен организовать эти занятия таким образом, чтобы студенты достигли наилучших результатов.
В условиях кредитной системы обучения оптимизировать процесс обучения преподаватель может с помощью учебно-методического комплекса дисциплины (в дальнейшем УМКД), основными составляющими компонентами которого являются:
– карта учебно-методической обеспеченности дисциплины;
– план практических (лабораторных) занятий;
– материалы по контролю и оценке учебных достижений обучающихся.
Силлабус – рабочая учебная программа для студентов, в которой определены цель и задачи учебной дисциплины, указаны пререквизиты и постреквезиты, организация и планирование курса. Лекционный комплекс содержит тезисы лекций, иллюстративный и раздаточный материал, список рекомендуемой литературы. Материалы по контролю и оценке учебных достижений обучающихся включают семестровые задания с решенным нулевым вариантом, примерные самостоятельные и контрольные работы, тестовые задания.
Использование УМКД позволяет частично компенсировать недостаток часов для аудиторной работы, улучшить усвоение материала, организовать активную самостоятельную работу студентов, повысить эффективность процесса контроля знаний, умений и навыков.
Теоретический опрос можно организовать в устной или письменной форме. Для этого преподаватель разрабатывает в УМКД перечень вопросов или тестовых заданий по теме занятия.
Преподаватель на занятии предлагает для решения задачи, которые студенты могут решать как самостоятельно с последующей проверкой, так и консультируясь с преподавателем.
В конце текущего занятия преподаватель выдает семестровое задание, для решения которого студент может использовать нулевой вариант, приведенный в УМКД.
Таким образом, использование УМКД в учебном процессе позволяет, в рамках отведенного времени, организовать обучение каждого студента по индивидуальной траектории и оптимизировать процесс обучения.
Оптимизация учебного процесса:
• помогает преподавателю научиться комплексно решать задачи обучения, воспитания и общего развития студентов;
• формирует у преподавателя умение изучать реальные учебные возможности обучающихся, т. е. осуществлять в доступной мере прогнозирование ожидаемых успехов студентов в учебе и учитывать их особенности при планировании предмета;
• учит постоянно выделять главное, существенное в содержании учебного материала;
• формирует умение выбирать наиболее рациональные методы и средства обучения, освобождая преподавателя от механического требования применять все методы на одном уроке;
• учит дифференцированному подходу к слабоуспевающим, наиболее подготовленным и ко всем остальным студентам;
• учит создавать оптимальные учебно-материальные, гигиенические, морально-психологические и эстетические условия;
• соединяет поиск большей эффективности обучения с обязательной экономией времени студентов и преподавателей, с предупреждением их перегрузки;
• открывает простор для развития методического творчества преподавателей, их диалектического мышления, ограждает педагогов от шаблонных требований при контроле за качеством уроков.
В целом же оптимизация учебно-воспитательного процесса является одним из реально доступных шагов на пути к внедрению научной организации педагогического труда. Без овладения методикой оптимизации научная организация труда преподавателя лишается своей сердцевины, сосредоточиваясь на многих внешних факторах и условиях, а не на самой структуре учебного процесса.
Овладение методикой оптимизации повышает общий уровень педагогической культуры преподавателя, позволяет ему в целостной взаимосвязи, а не разрозненно воспринимать через нее категории, закономерности и принципы педагогики, руководствоваться всей системой их при выборе наилучших в данной ситуации методических подходов к организации учебно-воспитательного процесса. А это, в свою очередь, способствует более успешному решению усложняющихся задач современного обучения при рациональных затратах времени и усилий.
В этом состоит не только социально-практическое, но и гуманистическое значение идей оптимизации для современного образования.