система обучения в сша в школе
Школьное образование в США
Система среднего образования в США совсем не похожа на российскую. Отличается не только продолжительность обучения (12 против наших 11-и лет), но и педагогические методики, учебные программы и многое другое. Разбираемся, что представляет собой школьное образование в США.
Методики и программы
Единого государственного стандарта образования в США не существует. Формированием учебного плана в самом общем виде (список основных дисциплин, даты начала и окончания учебного года) занимается совет по образованию при администрации штата. При этом всю конкретику, вроде учебных пособий, объема и характера преподаваемого материала, работники школ определяют самостоятельно.
Это значит, что каждое учебное заведение вольно распоряжаться временем своих студентов так, как считает нужным. Разнообразие программ и методов обучения в американских школах, с одной стороны, дает возможность выбрать учебное заведение, удовлетворяющее индивидуальным потребностям студента. С другой стороны, широта выбора изрядно усложняет жизнь родителям и, порой, только затрудняет поиск места учебы.
Форма собственности
Школьное образование в Америке представлено 2 типами учебных заведений: государственными и частными школами. Большая часть населения страны учится в муниципальных заведениях, поскольку для местных жителей образование здесь бесплатное. Финансированием подобных учреждений занимается правительство страны. Частные школы, обучение в которых стоит немалых денег, находятся на самообеспечении.
В силу объективных причин, бесплатные муниципальные школы, как правило, не могут похвастаться ни особенно высоким академическим уровнем, ни продвинутой материально-технической базой. У частных в этом смысле больше возможностей, и качество образования в них обычно бывает лучше.
Студенты из-за рубежа могут учиться как в муниципальной, так и в частной школе в США. В обоих случаях за обучение придется платить – для неграждан страны в Штатах бесплатного образования не существует. Конечно, стоимость обучения в государственной школе в США гораздо ниже, чем в частной. Однако стоит иметь в виду, что американские вузы охотнее берут выпускников частных пансионов. «Пятерки», полученные в государственной школе, не произведут особенного впечатления на приемную комиссию, в отличие от, скажем, «четверок» заработанных в престижной частной.
Структура
Среднее образование в США имеет 3-ступенчатую структуру. В возрасте 5-6 лет ребенок поступает в начальную школу (elementary school), где учится до 6-го класса. Программа начальной школы обычно включает несколько академических дисциплин (арифметика, чтение, письмо, основы естественных наук), а также музыку, физкультуру и рисование.
С 11-12 лет начинается средняя школа (middle school). Студенты в обязательном порядке изучают математику, английский язык, историю, естественные науки. Кроме того, каждому школьнику предлагают 2-3 предмета по выбору (иностранные языки, искусство и др.)
Еще больше свободы в плане выбора предметов предоставляет ребятам старшая школа (high school). С 9 по 12 классы (14 – 18 лет) студенты самостоятельно формируют свою учебную программу, дополнительных предметов становится еще больше. Как правило, к этому времени дети уже более-менее представляют, чем они хотят заниматься в будущем, и выбирают те дисциплины, знание которых необходимо для поступления в вуз.
Последние 2 года обучения в старшей школе подростки занимаются подготовкой к итоговому тестированию SAT, на основании результатов которого производится зачисление в колледж, а также, при желании, посещают курсы углубленного изучения некоторых из предметов – Аdvanced Рlacement (AP). Программа AP, как правило, соответствует программе первого года обучения в вузе, так что после поступления, университет может засчитать этот курс как уже пройденный.
Стоит отметить, что разделение на elementary, middle и high school не является в Штатах условным. В отличие от российских школ, где под одной крышей находятся и первоклашки, и выпускники, в США каждой возрастной группе полагается отдельное образовательное учреждение – с собственным зданием, преподавательским составом и администрацией.
Внеклассные занятия
Цель системы среднего образования в США – воспитать разностороннюю личность с активной жизненной позицией. Поэтому в американских школах много внимания уделяется внеклассной деятельности ученика.
Дети проводят в учебном заведении очень много времени – и дело тут вовсе не в количестве уроков.
Ребята активно занимаются спортом: уроки физкультуры, аналогичные тем, которые проходят в российской школе, заканчиваются у американских школьников в middle school. У старшеклассников же «физ-ры» не бывает. Каждый студент high school выбирает наиболее интересный ему вид спорта и занимается им вполне профессионально. Благо, техническое оснащение учебных заведений (гимнастические залы, корты, футбольные и баскетбольные поля) позволяет проводить тренировки на самом высоком уровне.
Кроме спорта на базе американской школы обычно работает множество клубов по интересам: кто-то играет в театре, другой посещает клуб дебатов, третий изучает основы живописи.
А вот домашнего задания в Штатах задают немного. При этом, зачастую, его выполнение также требует от ребенка присутствия в школе – ребята готовят доклады и работают над творческими проектами, сидя в школьной библиотеке.
Контроль успеваемости
Еще одной важной формой контроля успеваемости в системе школьного образования в США является тест. С процедурой ежегодного тестирования американские дети знакомятся ближе к концу elementary school. Результаты тестов влияют на то, насколько престижным будет следующее учебное заведение в жизни ребенка. Чем лучше школьник учился в middle school, тем более высокого класса будет high school. Чем выше баллы в high school, тем выше GPA, а значит больше шансов попасть в хороший колледж.
Кроме того, тесты (разработкой которых, кстати, занимается совет по образованию города или штата) это не только способ оценить успеваемость школьников, но и проверка эффективности работы персонала учебного заведения.
Система среднего образования в США направлена, в основном, на то, чтобы максимально эффективно подготовить ребенка к обучению в университете. Именно поэтому учеба в американской школе – это отличный старт для ребят из-за рубежа, которые хотели бы получить высшее образование в Штатах.
Cистема образования в США: Младшая и Средняя школа — чему и как учат? Часть 1
Как то несколько лет назад зашел разговор с сыном шестиклассником о русских дворовых поговорках и задачках.
Для затравки я взял классическую дворовую считалку:
А И Б сидели на трубе
А упала, Б пропала
Кто остался на трубе?
Сын задумался и потом довольно быстро разгадал. Я уязвленный в лучших чувствах российского дворового сленга решил усложнить и попросил перевести на английский. Савва (так зовут сына) не задумываясь выдал следующее:
A N’ B were on a tree.
A fell down, so did B.
Who is left on the tree?
Результат несколько меня ошеломил после чего я решил делать эти записки о системе общеобразовательной (очень хорошей школы) в США.
Начальная школа с 0 по 6 класс
Тезисно скажу, что все школы в США довольно разные, так что я не буду описывать как-да-что, расскажу, что на мой взгляд интересно в той начальной школе, где отучился Савва.
На мой взгляд математика, школа довольно мало уделяет времени математике, программа по математике сравнима с российской, но количество часов явно меньше и детей стараются научить несколько другому… Я бы сказал, явно выраженный гуманитарный уклон.
Во втором классе детям объясняют концепцию написания литературного произведения таким образом, чтоб по завершению второго класса ребенок уже имел готовую книгу. Подход довольно схематичный на уровне диаграмм с вопросами типа кто главный герой, кто отрицательный персонаж, в чем состоит завязка сюжета, где конфликт и как разрешается конфликт в финале произведения. В целом все по-взрослому, для человечка семилетнего возраста, на мой взгляд, довольно нетривиально, но как показывает результат — реально.
Вот заключительная батальная сцена из саввиной книжки:
Третий класс поверг уже в оторопь не только меня, но и так же супругу лингвиста с двумя высшими образованиями. Ребенок принес из школы немало немного, а книжку стихов. В общем, учитель в третьем классе сделал попытку, на мой взгляд, удачную — объяснить технику написания стихов. Вот некоторые из стихов как можно заметить техника ограничивается не только общеизвестным «ямбом и хореем»:
Inside watermelon, chery, strawberries-
red
Gives me the feeling I want to eat.
I went to a store
To buy a toy boar
I stopped on my way
To gaze at the bay
He was a pest
And was under arrest
Ebola
Scary, tiny
Cutting, dividing twisting
Alive, deadly, and dangerous
Virus
One there was a little gray mouse
That lived in a little gray house
She had a long rake
And was safe from the snake
In her house, there was never a louse.
Средняя школа с 6 по 8 класс
Первый год на собрании родителей учительница английского языка и литературы лет так 40+ сказала, что она будет учить, как писать блоги. На мой взгляд, на сегодняшний день умение довольно экзотическое, тем более учить двенадцатилетних детей вроде как даже и рановато. Но, так сказать, это США. Сказано и сделано.
На третьем месяце интенсивного обучения сын Савва подкатил с коротким рассказом спросить моего мнения. Лично я просто офигел, даже не в том смысле, что в плане английского языка я уже давно отстал от своих детей, а то, как рассказ написан, какой же там должен быть рикошет в двенадцатилетней голове, чтоб такое зарисовать во время урока?!
Более того исполняя, свое обещание, училка конкретно заставляет учеников прочитывать все рассказы и выбирать лучший из класса или классов. Т.е. дети уже пишут так, чтоб это было интересно читать своим же одноклассникам, и чтоб рассказ попал в рейтинг класса.
Довольно занятно, как ни крути, а сын сейчас с неподдельным энтузиазмом идет в школу на английский язык. Вот и сам рассказ, который вынес мой мозг:
“The Epic Battle of Himmelsdorf”
During a dark night of World War Two, in Himmelsdorf, an abandoned German city, a team of fifteen tanks wait. Then they split up, heading in different directions. Four of them go to the left, to a railway station, where several deactivated trains lie. Two of them decide to travel along the railway, under the protection of the trains, while two others, a T29, a heavy, and an M36 Slugger, a tank destroyer, lie in ambush behind the ticket office. Suddenly, a pair of enemy medium tanks appear on the radar, behind a building. The T29 comes out of the left, and the M36 out of the right, and together they fire at the enemy, who shoot at the heavy, not noticing the destroyer, then retreat behind the building to reload, and pop back out. The process repeats itself several times, until the M36 decides to go to the left side to get clearer shots and rolls over to the left side of the structure. It slowly comes out and BOOM! In the place of the tank destroyer stood a smoking metal carcass, spitting out sparks from what used to be an engine. The T29 came out of hiding, and a missile from one of the hostiles hit its track, destroying it. While the crew attempted to repair it, the heavy was pounded by half a dozen shells, most of which penetrated the armor, though some bounced off the thick plating. During the “massacre”, the T29 shot a few rounds of its own, and by the time the tracks were repaired, one of the foes, an M60 Patton, was a smoking wreck. When the track was fixed, the heavily damaged tank retreated behind the office. Next time it popped out, a missile hit it and it was destroyed.
A menu popped out afterwards. The mouse rolled over the “Exit Battle”, clicks on it, and the scene changes to a hanger, where three tanks stand, and one spot is empty, except for the word “Tank in Battle”. The mouse clicks on the SU-85B and clicks “Battle”.
Курс дебаты
В 7-м и 8-м классе можно было выбрать специальный курс дебаты. Про дебаты надо рассказать отдельно. Даются темы довольно общеизвестные, к примеру, «Смертная казнь». Нужно подготовится как за, так и против. Команда из 3 человек в каждой — первый выступает пять минут, строя доказательную базу почему за или против — в зависимости от жребия. Второй так же выступает пять минут, закрепляя командную доказательную базу и так же начиная вводить контраргументы почему команда противников не права. И последний, третий участник команды три минуты исключительно занимается тем, что развенчивает доказательную базу команды противника.
Существенный момент дебатов заключается в том, что до последнего момента команды не знают, за что они будут выступать — «за» или «против».
Математические соревнования и технические кружки
Хотя школьная программа и не столь напряженная, как бы хотелось в технических областях, но впечатляет обилие серьезных кружков и соревнований по направлениям робототехника и математика.
Так же запомнилось, что на уроках по науке готовили мороженое и как обязаловка нужно было препарировать коровий глаз, каждому ученику выдали по глазу в контейнере и типо вот, скальпель режь…
В общем, я бы сказал, что образование в США бесспорно различно и какой уровень — вполне можно судить по результатам детей и заданий, которые учителя пытаются давать в своих классах.
Образование в США
Это национальности тех государств, в которых нет рабочих американских консульств или нестабильная политическая обстановка.
В системе образования США четыре ступени: дошкольное, начальное, среднее и высшее. Учебный процесс на каждой из них отличается гибкостью, практикоориентированностью и индивидуальным подходом к студентам.
Особенности образования в США
Полная система образования в США
Дошкольное образование в США
Занятия у дошколят тоже самые разные. Главная цель — помочь им с социализацией и подготовить к учебе в kindergarten. Дети учатся, играя. Много времени отводится взаимодействию со сверстниками. Стандартный набор уроков в preschool:
С пяти лет дети поступают в kindergarten и начинают свой путь по системе K-12.
Обучение в детском саду США
Начальное образование в США
Kindergarten
Primary School
После kindergarten дети наконец поступают в начальную школу (primary / elementary school). Она длится с первого по шестой класс. В этот период все предметы ведет один учитель. Основные дисциплины: английский, математика, география, история и естественные науки. Школы с хорошим финансированием нанимают отдельных преподавателей по музыке, искусству или иностранным языкам. В среднем дети остаются в школе до 6-7 часов вечера. Они занимаются дополнительно или делают домашнее задание на продленке.
Система оценивания в первые два года очень простая:
Потом постепенно вводятся стандартные для американских школ оценки A, B, C, D и F, где A — отлично, а F — провал. Уже в elementary school дети проходят свои первые стандартизированные тесты. Они определяют прогресс учеников и готовят их к будущему вступительному для вузов — SAT. Выпускных экзаменов из начальной школы нет.
Класс в начальной школе США
Среднее образование в США
Middle School / Junior High School
Тесты и контрольные проводятся регулярно. От них зависит итоговая оценка студента за все время обучения в средней школе. Выпускных экзаменов здесь нет. Достаточно иметь «удовлетворительно» по всем предметам.
Greenfield Central Junior high school
Senior High School
Завершающая ступень среднего образования — старшая школа. Туда берут детей от 14 лет. В Америке есть смешанные junior / senior high schools, где учатся шесть лет вплоть до выпускного. А есть отдельные, которые находятся в разных зданиях. Старшая школа длится с 9 по 12 класс. И это единственная возможность для иностранцев учиться в государственной школе по обмену (всего один год). Остальное время им доступны только частные учреждения. Но даже в государственных иностранные студенты должны заплатить от 3000 до 10,000 USD за год учебы. Подробнее о поступлении в школу США читайте в статье про среднее образование.
В старшей школе вся учеба фокусируется вокруг поступления в вуз: студенты подтягивают средний балл GPA и готовятся к SAT/ACT. Обязательные дисциплины:
Вероятнее всего в ближайшее время роль курсов AP значительно увеличится. В 2021 году College Board навсегда отменила SAT Subject Test. Он помогал выпускникам продемонстрировать свои знания по конкретным дисциплинам, например по физике или химии. Они были необходимы как профильные предметы для поступления на некоторые специальности. Advanced placements могут стать отличной альтернативой SAT Subject Test.
Старшие школы не проводят выпускных экзаменов. Вместо них студенты сдают стандартизированные тесты: SAT (Scholastic Aptitude Test) или ACT (American College Testing). Они необходимы для поступления в американские университеты. В 2021 году многие вузы США, включая Лигу Плюща, сделали SAT/ACT необязательным требованием из-за пандемии COVID-19. Возможно это решение сохранится и в будущем. Стандартизированные тесты в США уже давно критикуют.
Высшее образование в США
Профессиональное образование
Выпускники школ могут получить быстрое профессиональное образование vocational training в муниципальных колледжах — community colleges. Обучение в них длится два года. Нагрузка там чуть меньше, чем в университетах, а упор делается на практические навыки. В них студент получает степень ассоциата (associate) и устраивается на работу по специальности.
Другой вариант развития событий после community college — перевестись сразу на третий курс университета. Для этого необходимо иметь GPA от 3.5 из 4, при этом все оценки по профильным предметам должны быть отличными. Иностранцам иногда требуется сертификат TOEFL и SAT.
Учеба в университете
В университетской системе США три уровня:
Учиться в Штатах стоит 20,000-50,000 USD /год. Плюс затраты на проживание — еще примерно 10,000 USD /год. К счастью, многие университеты США присуждают студентам стипендии и гранты. Некоторые из них, например в Лиге Плюща, покрывают до 100% стоимости обучения.
Чтобы поступить в американский вуз иностранный абитуриент должен иметь высокий балл GPA, сертификат TOEFL или IELTS, сдать SAT/ACT, написать мотивационное письмо и получить рекомендации. Процесс подачи заявления на каждую ступень обучения и подробные требования расписаны в нашей статье про поступление в США. Там же вы найдете информацию про поступление в муниципальные колледжи и на программу Pathway.
Система образования США
Система образования США характеризуется гибкостью и демократичностью: при высоком разнообразии программ у учащихся – как школьников, так и студентов – есть возможность самостоятельного выбора изучаемых дисциплин, а также смены специализации. Даже в университете можно переходить с одного факультета на другой, изучать дополнительные предметы и составлять собственную образовательную программу.
Дошкольное образование в США
Дошкольное образование в США начинается практически с пеленок. В ясли или детский сад ребенка можно отдать уже с 6 месяцев. Там он может находиться с шести утра до шести вечера. В отличие от российских детских садов, ребенка могут приводить в детский сад и после школы, так как по закону до 12 лет он не может находиться дома один. Все детские сады в Америке платные, средний ежемесячный взнос составляет около 1200 долларов.
Для детей от трех до пяти лет при школах действуют «подготовительные группы». На данном этапе большое внимание будет уделяться общему развитию, социализации, а также литературе, так как дошкольная система образования ставит перед собой задачу в первую очередь обучить ребенка навыкам чтения.
Однако детский сад и дошкольные классы – это все же необязательная ступень. Обязательное образование в Америке начинается в школе и длится 12 лет.
Система школьного образование в США
В отличие от многих стран, единого образовательного плана в Америке не существует: в общем виде план формирует совет по образованию при администрации штата, более точный определяет совет конкретной школы.
Школьное образование в США делится на три этапа:
В зависимости от штата, дети начинают учиться в возрасте от пяти до восьми лет. Как правило, каждая из ступеней американской школы имеет свое собственное здание и представляет из себя полностью обособленное учебное заведение.
Учебный год в американской школе делится на два семестра. Продолжительность учебных занятий составляет 5-6 часов в день с обеденным перерывом. Послеобеденное время чаще всего посвящается спорту, клубам по интересам и другой общественно-полезной работе, которые являются обязательной составляющей американского школьного образовании. Оценки выставляются в буквенной форме: A, B, C, D, F будут эквивалентны российским оценкам от пятерки до двойки.
В отличие от системы высшего образования США, которая является мировым лидером, школьный сектор оценивается контроверсивно. С одной стороны, набор обязательных предметов мал: среди них математика, английский, естествознание науки, история, искусство, физкультура.
С другой стороны, у учеников огромный выбор профильных занятий: от театра до экологии. В этот список входят и иностранные языки. Во многих школах старшеклассникам предлагают программы повышенной сложности (Advanced Placement): самые целеустремленные и способные ученики могут дополнительно изучать тот или иной предмет на университетском уровне. Таким образом, школьная система образования в США хороша для тех, кто хочет учиться, но не нацелена на общее повышение образованности в стране.
Государственные и частные школы в США
По типу финансирования школы в США делятся на государственные (public schools) и частные (private schools). Уровень преподавания в государственных очень разнится не только от штата к штату, но и даже внутри одного города. Дело в том, что финансирование государственных школ происходит за счет бюджета округа (чаще всего из налогов на недвижимость). В результате школы в «дорогих» районах имеют хорошее обеспечение, и как следствие – материальное оснащение, сильный преподавательский состав и общие высокие показатели успеваемости. Так как по законам США ребенок может посещать только ту школу, к которой он относится по месту проживания, такая система приводит к увеличению стоимости недвижимости в районах с «сильными» школами. Налоги возрастают, школа получает еще большее финансирование. Обратная ситуация в «дешевых» районах: недостаток финансирования приводит к тому, что школы так и остаются слабыми.
Частные школы – это финансово независимые организации, получающие дотации от спонсоров, а также взымающие плату за обучение. Наличие высокого уровня финансирования позволяет поддерживать высокий уровень успеваемости: великолепное материально-техническое оснащение, сильный преподавательский состав и небольшие по размеру классы делают эти заведения «колыбелями» будущих дипломатов, политиков и топ-менеджеров. Полученное здесь образование открывает двери в большинство топовых вузов мира. Стоит сказать, что число граждан США в частных школах зачастую составляет менее 50%: больший интерес они представляют для иностранных школьников. Отчасти это связано с миграционным законодательством страны: иностранец может учиться в государственной школе только если семья переезжает в Америку и имеет вид на жительство или если школьник участвует в годичной программе обмена.
Значительные различия между элитными частными школами и «средними» муниципальными также усиливают общую неоднородность в сфере среднего образования Америки.
Высшее образование в США
В систему высшего образования США входят колледжи и университеты – частные и государственные. По данным международных рейтингов, большинство из них входит в число лучших учебных заведений мира. Стоит заменить, что в отличие от европейской системы образования, в Америке между колледжем и университетом качественной разницы нет. К примеру, даже Гарвард, первый в рейтинге за 2016 год, на самом деле делится на школы, колледжи и институты. Различие заключается лишь в том, что колледжи предлагают только программы бакалавриата, а университеты и институты дают возможность заниматься научными исследованиями и продолжить академическую карьеру в магистратуре (1-2 года), аспирантуре (от 3 до 6 лет) и заниматься исследованиями после защиты докторской диссертации. В случае, если специализация студента связана с медициной, правовым или теологическим образованием, схема обучения несколько отличается: по окончанию программы бакалавра учащийся может поступить в высшую профессиональную школу. Подобные учебные заведения существуют при крупных университетах, длительность обучения в них составляет 3 года.
Технические институты и муниципальные колледжи относятся к профессиональному образованию (аналог российских ПТУ), однако могут служить первой ступенью высшего в случае, если после обучения в них студент переводится в университет на программу бакалавриата. Как правило, перевод осуществляется на 2 или 3 курс.
Система высшего образования США характеризуется еще большей свободой в сравнении со школами. Большинство вузов принимают студентов не на конкретный факультет, а просто в университет. Впрочем, абитуриенты чаще всего выбирают все-таки вуз, который наиболее силен в той области, изучать которую они и планируют. Например, Массачусетский Технологический Институт знаменит разработками в области роботехники и искусственного интеллекта, но, если планы поменялись, там можно изучать и историю, и театр, и литературу. Это связано с тем, что в течение двух первых лет студент может брать практически любые курсы, предлагаемые в стенах учебного заведения. Единственным требованием является достаточное количество заработанных «кредитов» (credits), которые учащийся получает за успешно освоенные дисциплины. На 3 курсе требуется определиться со своей специализацией и выбрать major – основную область профессиональных интересов. Именно по ней и будет получен диплом. Однако благодаря тому, что студент волен сам формировать свой учебный план, в США возможно получение самых редких специальностей на стыке различных профессий.
Демократичность в формировании учебного плана однако предполагает достаточно дисциплинированное отношение к учебе: это и посещение занятий, и своевременная сдача всех контрольных и исследовательских работ. Последнему в системе высшего образования США уделяется особое внимание: помимо привычных россиянам лекций и семинаров, студентам американских вузов приходится много времени проводить над исследованиями или проектами. Зачастую они выполняются не индивидуально, а группой студентов: в США уверены, что обучение может строиться не только по схеме «от преподавателя к студенту», но и «от учащегося к учащемуся». Также подобная работа развивает умение трудиться в команде, что высоко ценится не только в учебной среде, но и впоследствии работодателями.
Наконец, не последним фактором, сделавшим американскую систему высшего образования столь почитаемой во всем мире, является финансово-материальное обеспечение. Оно позволяет не только поддерживать прекрасное оснащение вузов, но и содержать штат действительно сильных преподавателей, которые зачастую приезжают в США из других стран.
Все вместе – сильная академическая подготовка, возможность выбора дисциплин исходя из собственных профессиональных планов, ориентированность образования на реальные секторы экономики – позволяет оставаться системе высшего образования в США сильнейшей в мире.
Система образования в Америке неоднородна. Начальные и средние государственные школы США не всегда внушают доверие. Они предлагают набор базовых предметов, которых одаренному ученику, скорее всего, покажется недостаточно. Родители, прочащие своим детям успешную карьеру, предпочитают отправлять их в частные школы. Однако американские вузы и колледжи, как частные, так и государственные, из года в год венчают мировые рейтинги. В них сочетается демократичность учебного процесса и высокий уровень образования, поэтому целеустремленный студент может быть уверен, что получит от учебы именно то, что нужно.