северное сияние чистого разума

Вечное сияние чистого разума (2004)

северное сияние чистого разума. Смотреть фото северное сияние чистого разума. Смотреть картинку северное сияние чистого разума. Картинка про северное сияние чистого разума. Фото северное сияние чистого разума

северное сияние чистого разума. Смотреть фото северное сияние чистого разума. Смотреть картинку северное сияние чистого разума. Картинка про северное сияние чистого разума. Фото северное сияние чистого разумасеверное сияние чистого разума. Смотреть фото северное сияние чистого разума. Смотреть картинку северное сияние чистого разума. Картинка про северное сияние чистого разума. Фото северное сияние чистого разумасеверное сияние чистого разума. Смотреть фото северное сияние чистого разума. Смотреть картинку северное сияние чистого разума. Картинка про северное сияние чистого разума. Фото северное сияние чистого разумасеверное сияние чистого разума. Смотреть фото северное сияние чистого разума. Смотреть картинку северное сияние чистого разума. Картинка про северное сияние чистого разума. Фото северное сияние чистого разумасеверное сияние чистого разума. Смотреть фото северное сияние чистого разума. Смотреть картинку северное сияние чистого разума. Картинка про северное сияние чистого разума. Фото северное сияние чистого разумасеверное сияние чистого разума. Смотреть фото северное сияние чистого разума. Смотреть картинку северное сияние чистого разума. Картинка про северное сияние чистого разума. Фото северное сияние чистого разумасеверное сияние чистого разума. Смотреть фото северное сияние чистого разума. Смотреть картинку северное сияние чистого разума. Картинка про северное сияние чистого разума. Фото северное сияние чистого разумасеверное сияние чистого разума. Смотреть фото северное сияние чистого разума. Смотреть картинку северное сияние чистого разума. Картинка про северное сияние чистого разума. Фото северное сияние чистого разумасеверное сияние чистого разума. Смотреть фото северное сияние чистого разума. Смотреть картинку северное сияние чистого разума. Картинка про северное сияние чистого разума. Фото северное сияние чистого разумасеверное сияние чистого разума. Смотреть фото северное сияние чистого разума. Смотреть картинку северное сияние чистого разума. Картинка про северное сияние чистого разума. Фото северное сияние чистого разума

Регистрация >>

В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.

Вы хотите зарегистрироваться?

северное сияние чистого разума. Смотреть фото северное сияние чистого разума. Смотреть картинку северное сияние чистого разума. Картинка про северное сияние чистого разума. Фото северное сияние чистого разума северное сияние чистого разума. Смотреть фото северное сияние чистого разума. Смотреть картинку северное сияние чистого разума. Картинка про северное сияние чистого разума. Фото северное сияние чистого разума

информация о фильме

последнее обновление информации: 01.11.16

Премия «BAFTA» (2004):
Лучший сценарий (Чарли Кауфман)
Лучший монтаж (Валдис Оскарсдиттир)

Премия гильдии сценаристов Америки (2004):
Лучший оригинальный сценарий (Чарли Кауфман, Майкл Гондри, Пьер Бисмут)

Номинация на премию «Спутник» (2004):
Лучшая актриса, комедия/мюзикл (Кейт Уинслет)

Источник

Все отзывы о фильме Вечное сияние чистого разума

северное сияние чистого разума. Смотреть фото северное сияние чистого разума. Смотреть картинку северное сияние чистого разума. Картинка про северное сияние чистого разума. Фото северное сияние чистого разума

Рецензия «Афиши» на фильм

северное сияние чистого разума. Смотреть фото северное сияние чистого разума. Смотреть картинку северное сияние чистого разума. Картинка про северное сияние чистого разума. Фото северное сияние чистого разума

В День святого Валентина на зябком пустынном пляже собачеглазый Джоэл Бэриш (Кэрри) знакомится с синеволосой Клементиной (Уинслет). Проходят титры, а с ними, за кадром, любовь и счастье, и уже — разрыв. Случайно Джоэл узнает, что его бывшая возлюбленная, воспользовавшись услугами некой конторы, стерла его из памяти. Поддавшись импульсу, он в отместку обращается в тот же сервис. И оказывается, что все, что мы видели в начале, — совсем не начало, а то, что будет в конце, может еще много раз измениться.

Снятая в жанре лоу-фай сай-фай, эта неброская, местами бескомпромиссно маргинальная картина оказалась едва ли не самым важным фильмом американских нулевых, несмотря на национальность режиссера. Знаменуя окончательный и бесповоротный конец постмодернизма, «Сияние» предельно внятно подытожило глобальные матричные прозрения недавних предшественников, угадав новую парадигму, «квантовую», — в противовес Аристотелевой, причинно-следственной, определившей ХХ век. В «квантовой драматургии» (сценарный «Оскар» Чарли Кауфману), как и в квантовой физике, будущее может влиять на прошлое, один объект может находиться в разных местах одновременно, единовременно быть и не быть. Как и квантовая физика, «квантовая драматургия» предлагает принципиально иной взгляд на все. Тут важно — на что. У Гондри в фокусе — чувства, и главный прорыв фильма именно в том, как открытия «Матрицы», обширное наследие «Взлетной полосы» Маркера и вообще весь этот дивный новый мир, в котором мы живем, тут заражен живой, больной и нежной эмоцией. Может, мир — не такой уж и дивный, коли сердца в нем не перестают разбиваться. Внешне похожий на головоломку, фильм обладает кристальной ясностью и светлостью взгляда; иногда он напоминает 8-миллиметровый хоум-муви — кажется, подуй на экран, и мотыльковая картинка медленно угаснет навсегда.

Лучшие отзывы о фильме «Вечное сияние чистого разума»

северное сияние чистого разума. Смотреть фото северное сияние чистого разума. Смотреть картинку северное сияние чистого разума. Картинка про северное сияние чистого разума. Фото северное сияние чистого разума

Джоэл является очень сложным человеком, ему тяжело знакомиться с другими людьми. Абсолютное случайное знакомство в электричке с яркой девушкой Клементиной становится для него первой настоящей любовью, которая будет далеко не так легка, как кажется. Независимые натуры, эскаписты, стремящиеся жить только по своим правилам — таковы были Джоэл и Клементина, которая в один миг решила стереть его из памяти. И Джоэл решает попытаться возродить пока еще теплеющее чувство.

Фильм Мишеля Гондри «Вечное сияние чистого разума» — это необычная и странная философско-фантастическая драма о борьбе человека за свою любовь, которую сложно назвать сказочной, но именно она была смыслом жизни Джоэла. По своей структуре фильм напоминает безумный, сюрреалистичный и алогичный сон, рваный и мрачный, ибо путешествие Джоэла по миру его памяти и памяти Клементины является еще и самопознанием собственных ошибок и поиска их решения.

Сценарий к этой экстраординарной картине написал Чарли Кауфман, который является, пожалуй, самым оригинальным сценаристом Голливуда. Не менее нестандартный режиссер Мишель Гондри, имеющий свой узнаваемый стиль, гениально воплотил фантазию Кауфмана, создав очень авторский и неголливудский как по киноязыку, так и по интонации фильм.

Актерский состав ленты действительно впечатляет. Джим Кэрри восхитительно сыграл Джоэла, создав одну из лучших своих драматических ролей. Его герой незаметен и обычен, он нуждается в духовном спасении, в любви, путь к которой будет похож на разбитый лабиринт. Кейт Уинслет, сыгравшая Клементину, создала образ индивидуалистки, для которой любовь не есть вечная константа, а постоянная переменчивая. Потрясающий драматический образ сыграла в ленте также Кирстен Данст, а Элайджа Вуд мастерски исполнил роль одного из ключевых героев в интриге ленты и идеально вписавшись в необычный мир фильма. Наивысших похвал заслуживает также работа оператора Эллен Керас, которая соединила в видеоряде ленты философскую фантастику и кристальную реальность бытия. Музыки в фильме немного, лишь изредка мотив Джона Брайона создает в ленте необходимое настроение.

«Вечное сияние чистого разума» — необычный и странный фильм, который я рекомендую всем поклонникам авторского кино и необычных драм. Фильм не будет отпускать Вас очень долго, Вы будете пытаться понять его суть, ища, как и герои, смысл вечного сияния чистого, как снег, разума, лишенного любви.

Источник

10 фактов о фильме «Вечное сияние чистого разума»

Едва ли найдется много фильммейкеров, по креативности сравнимых с Мишелем Гондри. Его работы полны эффектных и эксцентричных мелочей, которых большинство режиссеров сторонится, но Гондри удается собрать эти детали воедино, добавив лишь несколько сюрреалистичных мазков. В 1993 году склонность француза к визуальным новациям привлекла внимание Бьорк, попросившей режиссера снять клип для ее первого сольного сингла. Видео стало хитом, и Гондри продолжил сотрудничество с исландской певицей, параллельно работая с другими представителями музыкальной индустрии. Переход постановщика в мир кино был лишь вопросом времени, но если дебютная работа Гондри, драма «Звериная натура», не пользовалась успехом, то последовавшее за ней «Вечное сияние чистого разума» оставило свой след в истории кинематографа и в сердцах зрителей.

северное сияние чистого разума. Смотреть фото северное сияние чистого разума. Смотреть картинку северное сияние чистого разума. Картинка про северное сияние чистого разума. Фото северное сияние чистого разума

Картина получила премию «Оскар» за сценарий, не раз попадала в списки лучших фильмов XXI века по версии различных изданий и, невзирая на затронутую в ней тему разрыва отношений, часто входит в число лент, обязательных к просмотру влюбленными парочками. Сегодня для «Вечного сияния чистого разума» наступила очередная знаменательная дата — 15 лет с момента мировой премьеры, и чтобы никто не посмел стереть столь прекрасный фильм из вашей памяти, LostFilm.INFO собрал подборку интересных фактов о фильме, покорившем не одно поколение зрителей.

1. Изначально Гондри не планировал погружаться в научную фантастику

«Мы определенно не хотели снимать что-то в этом жанре, — утверждает режиссер. — Процедура, которую предлагает компания «Лакуна», — способ добраться до неконтролируемого чувства ностальгии. Из книги, посвященной работе мозга, я узнал, что это чувство проявляется в момент какого-то воспоминания, поскольку мозг знает, что он, этот момент, больше не повторится. Мне всегда было интересно, как воспоминания приносят нам радость или причиняют боль, хотя на самом деле они не существуют. Моему другу, художнику Пьеру Бисмуту, пришла в голову идея — посылать людям карточки, где было бы написано, что их стер из памяти знакомый человек. Он хотел посмотреть на реакцию адресатов в качестве художественного эксперимента, но в итоге не решился. А мне задумка так понравилась, что мы вместе с Пьером набросали историю, которую Чарли Кауфман впоследствии трансформировал в сценарий».

2. Фильмы «Вечное сияние чистого разума» и «Быть Джоном Малковичем» происходят в одной Вселенной

Кауфман работал вместе с Гондри над уже упомянутой «Звериной натурой», но большую известность ему принесли фильмы «Быть Джоном Малковичем» и «Адаптация». Оба они отличались оригинальностью и творческим подходом, эмоциональной и интеллектуальной утонченностью, но были не так сложны с визуальной точки зрения, как «Вечное сияние чистого разума». Кауфман не был бы собой, если бы не включил в сценарий драмы любопытную деталь. В первоначальном варианте текста офис «Лакуны» находился в том же здании, что фигурировало и в «Быть Джоном Малковичем». Еще одна идея, оставшаяся на бумаге, касалась сюжета: события начинали разворачиваться через 50 лет в будущем. Зрители бы увидели пожилую женщину (как позже выяснялось — Мэри), пытавшуюся опубликовать рукопись, разоблачающую деятельность «Лакуны». В финале же оказывалось, что Мэри все еще работает на Говарда, и что за прошедшие десятилетия Клементина стирала воспоминания о Джоэле как минимум 15 раз.

3. Кристофер Нолан чуть всё не испортил.

Кауфман и Гондри впервые попытались найти поддержку со стороны киностудий в 1998-м, но через два года в прокат вышла картина Кристофера Нолана «Помни», тоже затрагивавшая темы памяти и потери. Кауфман запаниковал, позвонил Гондри и отказался работать над «Вечным сиянием». Тот его поддержал, но, к радости зрителей, продюсер Стив Голин не поддался всеобщей панике и настоял на продолжении работы.

4. Память ценна

Если упрощать донельзя, то «Вечное сияние чистого разума» — это фильм о разрыве, но Кауфмана и Гондри мало интересовал именно этот аспект истории Джоэла и Клементины. Они хотели показать ценность воспоминаний, то, каким человек становится без сожалений. И главная идея ленты заключается в том, что терапевтическое стирание памяти не есть хорошо, так что Гондри изобразил эффект лечения в виде ночного кошмара.

5. Реальность лучше спецэффектов

Чтобы ода эмоциональной травме заработала на больших экранах, Гондри пришлось идти на визуальные хитрости. Режиссер не стал полагаться на компьютерные эффекты и предпочел им практические. На 58-й минуте Джоэл видит в воспоминаниях свою встречу с доктором Говардом Мерзвяком. Сначала камера показывает наблюдающего Джоэла, затем переключается на письменный стол, за которым сидят Говард и второй Джоэл, а потом снова возвращается к первому Джоэлу. Даже здесь Гондри не стал обращаться к цифровым спецэффектам. Он заставил Джима Керри бегать туда-сюда, быстро снимать пальто и шапку и надевать их обратно, чтобы сыграть две версии Джоэла. Еще одна запоминающаяся сцена из фильма — кадры в доме на пляже, когда его начинает затапливать океан. Никаких компьютерных уловок нет и здесь: команда «Вечного сияния чистого разума» просто построила дом на берегу океана и дождалась прилива.

6. Волшебнику благоволит даже природа

Благодаря различным приемам, вроде измененной перспективы, прожекторного освещения и несинхронизированного звука, Гондри добавил фактурности воспоминаниям Джоэла и создал необходимый для подобного фильма сюрреалистичный мир. Не зря Кейт Уинслет называла режиссера волшебником, а им даже погода порой благоволит. Культовой сцены на замерзшем озере могло и не быть, если бы та самая погода подкачала. Сценарий требовал снега и льда, но Гондри готов был опустить сцену, если бы условия на улице не соответствовали. К счастью, зима в Нью-Йорке выдалась суровая, и озеро все-таки замерзло. Лежащие рядом с трещиной на его поверхности Джим Керри и Кейт Уинслет стали одним из символичных кадров фильма.

7. К чёрту амплуа!

Величия «Вечному сиянию чистого разума» добавила игра Джима Керри и Кейт Уинслет. Оба они к тому моменту были известны, но фильм Гондри позволил им показать себя с другой стороны. Керри и Уинслет будто бы поменялись местами: он сыграл скромного Джоэла, а она — необузданную и живую Клементину. Задумчивый и романтичный Джоэл — это далеко не сумасшедшие герои Керри из лент «Эйс Вентура» и «Тупой и еще тупее». Чтобы помочь актеру войти в роль, Гондри немного хитрил и порой давал Керри инструкции, шедшие вразрез с тем, что он говорил остальным участникам актерского состава. Гондри из тех фильммейкеров, кто поощряет импровизацию, но если Марк Руффало и Кирстен Данст могли дурачиться на площадке и отходить от сценария, то Джиму он такого не позволял.

8. Николас Кейдж чуть всё не испортил.

Сегодня Джоэл Бэрриш ассоциируется у киноманов исключительно с Джимом Керри, но изначально Гондри предложил главную роль Николасу Кейджу.

«После «Покидая Лас-Вегас» каждый независимый режиссер, надеявшийся снять коммерческий хит, приглашал Кейджа, а он из десятка проектов выбирал всего один», — вспоминает Гондри.

Могли зрители увидеть в фильме и Сета Рогена: он пробовался на роль Патрика, но она досталась Элайдже Вуду. Не вошли в финальную версию картины и сцены с Эллен Помпео — именно она сыграла Наоми, бывшую Джоэла, которую он упоминает несколько раз.

9. Радуга Уинслет

Тех, кто до «Вечного сияния чистого разума» видел Кейт Уинслет лишь в «Разуме и чувствах» и «Титанике», Клементина приводила в шок. Спонтанная и веселая, с прической, цвет которой менялся от синего до оранжевого, Уинслет открылась с новой стороны. Актриса после прочтения сценария согласилась на участие в съемках без раздумий, и риск оказался оправданным: ее номинировали на премию «Оскар». Цвет волос Клементины на протяжении фильма постоянно меняется, позволяя зрителям отслеживать хронологию событий, и, как настоящий профессионал, Уинслет готова была красить волосы. Однако съемки ленты проходили в хаотичном порядке, и потому актриса ограничилась париками. Красный, к слову, ей нравился больше остальных.

10. Помни о памяти!

Когда «Вечное сияние чистого разума» попало на большие экраны, идея со стиранием воспоминаний казалась фантастической. Но наука не стоит на месте, и ученые постоянно экспериментируют с памятью. Так, после проведения опытов на различных животных выяснилось, что можно манипулировать негативными эмоциями, связанными с определенными травмирующими событиями в жизни человека. При этом специалисты утверждают, что заставить человека забыть о том, что эти события имели место, — плохая идея, а значит, главный посыл «Вечного сияния чистого разума» не забыт.

Источник

Вечный фильм. Вечное сияние чистого разума.

северное сияние чистого разума. Смотреть фото северное сияние чистого разума. Смотреть картинку северное сияние чистого разума. Картинка про северное сияние чистого разума. Фото северное сияние чистого разума

Странные, окольные пути выбирает провидение. Все, чего поклонники «Соляриса» Тарковского не дождались от прошлогоднего ремейка Содерберга, год спустя возникло в фильме с Джимом Кэрри и громоздким мелодраматическим названием. (Его дословный перевод — «Вечный солнечный свет незапятнанного разума». Это цитата из стихотворения Александра Поупа «Элоиза Абеляру»; в русском переводе она, увы, не существует вне контекста соседних строк, звучит как «Невинностью лучатся их сердца» и не могла бы стать русским названием фильма.) Если вчитаться в титры обоих фильмов, проследить траекторию влияний не составит труда. Криса в американском «Солярисе» играл Джордж Клуни; тогда же он снимал свой режиссерский дебют «Признания опасного человека» по сценарию Чарли Кауфмана; тогда же Кауфман писал сценарий «Вечного сияния чистого разума». В общей тусовке, видимо, стал популярен старый фильм Тарковского — ребята вдруг обнаружили его актуальность. Содерберг взял сюжет; Кауфман — суть. Содерберг проиграл Тарковскому, отказав «Солярису» в главном, что составляло центр его эмоционального притяжения: он убрал из фильма Землю. В «Вечном сиянии» она явлена со всеми своими дождями, снежными пляжами, мокрыми электричками, робким мартовским солнцем, приливами, песками, тротуарами. Явлена, чтобы уплыть, как в иллюминаторе космического корабля: большая часть событий будет происходить в мозгу погруженного в кому героя, который претерпевает серьезную операцию по стиранию памяти о его последней, дурно закончившейся любви.

Первый кадр — прямая цитата. Джоэль, герой Джима Кэрри (который в этом фильме неожиданно стар и небывало прекрасен), просыпается в залитой ровным серым светом комнате; едва осознав, что проснулся, он резким движением ступни откидывает одеяло — так же откидывала одеяло Хари, когда, пробудившись, коснулась пяткой холодного пистолета. На календаре 14 февраля. День святого Валентина, «который придумали продавцы открыток, чтобы люди почувствовали себя в два раза несчастнее». Дождь так дремотно моросит, что Джоэль, добравшийся уже было до станции метро, решает прогулять работу и садится в поезд до пляжа Монтаук. На станции его замечает девица с цирковым именем Клементина (Уинслет) и покрашенными в истошно синий цвет волосами. На пляже — снова она. «Боже мой, как хочется с кем-нибудь познакомиться. Но у меня есть проблема: я не могу смотреть незнакомым женщинам в глаза». Джоэль все время говорит про себя, его комментарии так же зябки, как изморось над пляжем, и так же забавны, как прогул рабочего дня. «Какой же я влюбчивый — влюбляюсь, чуть кто обратит на меня внимание». Лично мне давно не доводилось сталкиваться в кино с такой точной картиной городского одиночества, нарисованной за короткие пять минут. Довершает впечатление картинка — оператор Эллен Кюра, отточившая мастерство на фильмах Спайка Ли, после этого фильма войдет в пантеон величайших мастеров камеры. На крупных планах она освещает морщинки Кэрри так, что нам нет нужды видеть пейзаж: этот кефирный свет на этой зернистой коже сам расскажет и о мелком дожде, и о неприкаянных двух часах дня полусонного четверга.

Не в пример Джоэлю, девица окажется активной, и пить вечерний виски — она не мыслит ни дня без виски! — он будет уже у нее в квартире, под песни, которые исполняла Рекха в индийской мелодраме 1970-х «Нагин». Потом он будет ехать сквозь ночь в машине и захлебываться плачем, а из приемника его будет подначивать Бек (который превзошел самого себя, записав к фильму меланхоличнейшую из баллад).

И только затем начнутся титры, спираль сюжета раскрутится вспять, окажется, что Джоэль и Клементина встретились и полюбили друг друга давно, но потом все не заладилось: их встречи обернулись сплошными слезами, она пошла в корпорацию «Лакуна» и стерла его из памяти. Он в ответ пошел и заказал аналогичную операцию — если продолжать параллель с «Солярисом», это аналог аннигиляции Хари. Сюжет фильма развернется в лабиринтах сознания Джоэля, из которого в течение ночи компьютер изгоняет Клементину, а он, блуждая по волнам своей памяти, вдруг поймет, что больше всего на свете не хочет ее терять, и будет ловить ее, уговаривать остаться, искать лазейки от всевидящего ока машины повсюду: прятаться с ней в подавленных воспоминаниях детства, в запятнанных спермой простынях своих двенадцати лет, на льду не обозначенных на картах замерзших лесных озер. Фильм окажется парафразом «Соляриса» — истории несложившейся любви, которую память и совесть отказываются терять.

Нужно все-таки сказать о человеке, который за плевые для Голливуда 20 миллионов собрал таких потрясающих людей и заставил их работать столь слаженно. Это — француз Мишель Гондри, автор большинства клипов Бьорк (включая псилоцибиновую «Йогу»), «Come into My World» Кайли Миноуг, «Protection» Massive Attack, еще трех десятков великих музыкальных видео и, согласно Книге рекордов Гиннесса, самого титулованного рекламного ролика всех времен — джинсов Levi?s 1994 года. В витражах сознания Джоэля клипмейкер чувствует себя, простите, как рыба в воде, а созданное им — это тот самый великий американский психологический фильм, который был главным экспортным промыслом Голливуда в 1970-е («Три дня Кондора», «Полет над гнездом кукушки», «В поисках мистера Гудбара») и секрет производства которого был утерян с приходом Рейгана. Необыкновенное кино про обыкновенных людей. Про ту, которая не решилась оторваться от бутылки, зная по прошлому опыту, что мужчина может предать, а бурбон — никогда, покуда есть деньги. Про того, который не решился оторваться от телевизора, думая, что невниманием наказывает ее за пьянство. Про нас, которые не осмелились держать друг друга в объятиях так крепко, чтобы не отпустить никогда. И сколь ни была бы путана эта статья, сам фильм прост, как дыхание.

Источник

Кино15 лет «Вечному сиянию чистого разума»: Зрители
о памяти и отношениях

северное сияние чистого разума. Смотреть фото северное сияние чистого разума. Смотреть картинку северное сияние чистого разума. Картинка про северное сияние чистого разума. Фото северное сияние чистого разума

Стоит ли возвращать утраченные отношения

В ЭТОМ ГОДУ ИСПОЛНЯЕТСЯ ПЯТНАДЦАТЬ ЛЕТ фильму «Вечное сияние чистого разума». Удачный тандем режиссёра Мишеля Гондри и сценариста Чарли Кауфмана сделал первого звездой инди-драм, а второму принёс «Оскар» за лучший оригинальный сценарий. Мы попросили людей, которые помнят историю Джоэла и Клементины, рассказать, что́ на самом деле важнее — отпустить или вернуть прошлые отношения.

северное сияние чистого разума. Смотреть фото северное сияние чистого разума. Смотреть картинку северное сияние чистого разума. Картинка про северное сияние чистого разума. Фото северное сияние чистого разума

северное сияние чистого разума. Смотреть фото северное сияние чистого разума. Смотреть картинку северное сияние чистого разума. Картинка про северное сияние чистого разума. Фото северное сияние чистого разума

Таня Решетник

северное сияние чистого разума. Смотреть фото северное сияние чистого разума. Смотреть картинку северное сияние чистого разума. Картинка про северное сияние чистого разума. Фото северное сияние чистого разумаЧестно говоря, я никогда не была большой поклонницей «Вечного сияния чистого разума», хотя пересматривала фильм как минимум трижды. Меня раздражала нарочитая взбалмошность Клементины и нерешительность героя Джима Керри. Возможно, знай я в тринадцать лет (столько мне было, когда фильм вышел на широкий экран) о психических расстройствах или опыте неудачных отношений чуть больше, сопереживать главным героям было бы легче.

Да, возможно, это одна из лучших ролей Джима Керри. И да, снимать в 2004 году об отношениях что-то кроме ромкома или слезливой драмы, лихо вкрутив в сюжет элементы научной фантастики, — это мощно. Но если вдуматься, отношения Клементины и Джоэла были не очень-то жизнеспособны с самого начала — сегодня мы сказали бы о них «токсичные». Пьяное демонстративное вождение? Держите! Выяснение отношений посреди прогулки по блошиному рынку? Пожалуйста! Обесценивание партнёра? В этом Клементине нет равных, да и Джоэль не отстаёт.

Именно поэтому финал фильма меня смущает. Пока Гондри говорит, что можно стереть память с помощью компании «Лакуна», но настоящую любовь всё равно не вытравить с подкорки, меня больше интересует другой вопрос: как не путать любовь и созависимые отношения? По-моему, это самый страшный вопрос фильма — он пугает сильнее смазанных лиц второстепенных персонажей из воспоминаний Джоэла и постоянных рывков рваного сюжета.

Лиана Искандарян

северное сияние чистого разума. Смотреть фото северное сияние чистого разума. Смотреть картинку северное сияние чистого разума. Картинка про северное сияние чистого разума. Фото северное сияние чистого разумаСвой первый просмотр фильма я почему-то не помню. В памяти сохранились только отдельные кусочки, вырванные из сознания героев, что неудивительно, ведь почти каждая лента Гондри похожа на сон. Но, как говорит в конце фильма Клементина, «волшебство уходит» — так сцены, в которых герои смотрят друг на друга влюблёнными глазами, резко сменяются раздражением по отношению друг к другу. Первую половину фильма их отношения кажутся обречёнными, и ты начинаешь думать: «Может, это и не любовь, а какое-то навязчивое влечение?» Но всё, на мой взгляд, не так однозначно.

Раньше я недолюбливала Клементину, казалось, что она издевается над героем Джима Керри, хочет устроить ему проверку на прочность своими перепадами настроения и взбалмошным характером. И только пересмотрев фильм недавно, я заметила, что и у этой героини есть свои страхи, неуверенность в себе. Возможно, из-за этого она в какой-то момент и решает пойти на крайние меры и навсегда избавиться даже от малейшего напоминания о неудавшихся отношениях. Если честно признаться, то нам всем в такой ситуации хочется поступить именно так, вместо того, чтобы признать свои ошибки, чужие недостатки и возможные сложности. Но, как показывает практика и дальнейший сюжет, прошлое не перечеркнёшь.

Это фильм, который, казалось бы, говорит о таких простых вещах, но мы часто о них забываем: что симпатию нельзя просчитать, поэтому всегда нужно оставаться собой; что нельзя насильно сказать себе «Не чувствуй!», хотя очень хочется; что можно перестать думать, но не забыть. Даже если стёр все воспоминания.

северное сияние чистого разума. Смотреть фото северное сияние чистого разума. Смотреть картинку северное сияние чистого разума. Картинка про северное сияние чистого разума. Фото северное сияние чистого разума

Майя Гимаева

северное сияние чистого разума. Смотреть фото северное сияние чистого разума. Смотреть картинку северное сияние чистого разума. Картинка про северное сияние чистого разума. Фото северное сияние чистого разумаСкажу честно — сначала я не поняла этот фильм, смотрела его только из-за цвета и атмосферы. Мне он безумно понравился, и я до сих пор думаю, что цветокорректор и художник-постановщик — гении. Я тогда училась в художественной школе и покрасила волосы хной — иссушила их, конечно, но зато вроде как стала частью фильма. После первого просмотра я грустила, но не очень заморачивалась по поводу того, что там происходит у героев. Казалось, что может быть проще, чем любовь? Поцелуй — и всё будет хорошо. Сейчас я понимаю, насколько это поэтичный и плавный, непростой фильм — не только технически, но и для восприятия.

Во-первых, идея. Сколько было снято фильмов об отношениях? Но именно эта лихо воплощённая концепция делает фильм особенным. Во-вторых, название — правильные заголовки помогают хорошим фильмам существовать, как «Убийство священного оленя» или «Великая красота». Самое главное — режиссура, то, как Гондри доверял тем людям, с которыми работал. Я читала, что он никогда лично не присутствовал на съёмочной площадке и только направлял операторов, сидя за несколько кварталов от них, чтобы позволить актёрам расслабиться и импровизировать.

Правильно ли возвращать отношения, которые прошли? Я бы, если честно, всю жизнь бы только их и возвращала. Глупая позиция, наверное, но, чёрт, я — это Джоэль в чистом виде.

Сергей Сдобнов

северное сияние чистого разума. Смотреть фото северное сияние чистого разума. Смотреть картинку северное сияние чистого разума. Картинка про северное сияние чистого разума. Фото северное сияние чистого разумаКогда на экранах появилось «Вечное сияние чистого разума», я оканчивал восьмой класс в провинции, а все вокруг смотрели «Очень страшное кино» и ждали нового «Человека-паука». Пока за сценарий этого фильма Кауфман получал «Оскара», я посмотрел его фильм и почти сразу забыл. Джим Керри играет неприступного размазню Джоэла, Кейт Уинслет, напротив, проактивную Клементину. Главные герои в двухтысячных казались людьми с другой планеты: ты просто смотрел, как за океаном живут в совершенно другом малодоступном мире, закрывая глаза на фантастичность сюжетной линии.

В 2019-м отношения героев можно представить как битву за право на личное пространство — освобождение памяти, своего мира от нежелательных, токсичных элементов. Хочет человек избавиться от некоторых воспоминаний? Не вопрос, машина прогресса поможет. Этическое измерение таких желаний осталось за кадром. Кто ещё из близких пострадает от ментальной «стирки»? Да какая разница? Я просто хочу измениться.

Сегодня, в обществе тотальной коммуникации и связи всех со всеми, герои фильма выглядят как два инфантильных эгоиста. Она стёрла воспоминания о нём, он в отместку решил забыть её. Забывание, как и другие процессы в нашей жизни, отдаётся на аутсорс — сам не могу, но вот техника наконец-то поможет. По ходу дела герои проходят тревел-терапию, перезагружают отношения. Учитывая, что мы живём в мире постоянно ломающейся коммуникации, мне понятен выбор Джоэла. Если тебе что-то важно, а это плохо работает, можно сначала разобраться, а потом ломать. Но инфантильный ремонт не действует — надо учиться разговаривать с близкими в любой ситуации.

северное сияние чистого разума. Смотреть фото северное сияние чистого разума. Смотреть картинку северное сияние чистого разума. Картинка про северное сияние чистого разума. Фото северное сияние чистого разума

Катя Диденко

северное сияние чистого разума. Смотреть фото северное сияние чистого разума. Смотреть картинку северное сияние чистого разума. Картинка про северное сияние чистого разума. Фото северное сияние чистого разумаКажется, что это фильм о том, что не стоит пытаться бежать от себя и искать простых решений, даже если дело касается чего-то очень болезненного. Мне сложно вспомнить, каким именно был мой первый просмотр, но он точно был эмоциональным. Хотя теперь сильный отклик вызывают не столько сцены с Клементиной, сколько куски из детства Джоэла: эти самые далёкие уголки памяти кажутся самым уязвимым и от этого искренним местом в голове главного героя. Кажется, что это и есть то «эмоциональное ядро», о котором говорят сотрудники «Лакуны».

Когда я вспоминала свой первый просмотр, мне казалось, что раньше я воспринимала «Вечное сияние…» как фильм о «вечной любви» — некой объективной, физической константе, которая способна остаться в памяти, даже если люди всё забудут или проживут много жизней. Сейчас мне кажется, что в фильме Гондри гораздо больше «воздуха» и неопределённости: то, что произошло с героями, случилось из-за стечения обстоятельств и специфики характеров. И чем это закончится, мы тоже не знаем.

Клементину изображают импульсивным и сумасбродным человеком, за которым легко тянуться тем, кто считает себя более заурядным (что, кстати, довольно противоречиво, если посмотреть на Джоэла — местами он изображён гораздо более творческим человеком). В какой-то момент девушка становится самостоятельным персонажем в голове Джоэла: мы почти не видим реального человека, зато видим воспоминания о ней и фантазии о том, как она могла бы поступить. Мне кажется, это важная, но не очевидная, деталь: Гондри показывает, что каждый из нас живёт в немного выдуманном мире.

Не думаю, что герои приняли финальное решение и что они что-то «возвращают» — скорее в финале им сложно сопоставить себя нынешних с собой тогдашними, а их прошлое кажется им возможным будущим. Тем риском, на который они решатся пойти. Когда что-то закончилось, ты ощущаешь это как по-настоящему финальный этап. Красота «Вечного сияния чистого разума» как раз в том, что этого ощущения нет.

Катя Мазепо

северное сияние чистого разума. Смотреть фото северное сияние чистого разума. Смотреть картинку северное сияние чистого разума. Картинка про северное сияние чистого разума. Фото северное сияние чистого разумаПомню, что была в восторге от сюжета, и подумала, что именно такой должна быть «настоящая любовь» — мне тогда было шестнадцать лет. В то же время герой Джима Керри показался странным: какой-то закрытый и меланхоличный парень. Я ещё думала, что в конце он наверняка окажется маньяком и из-за любви пойдёт на убийство. После просмотра я впала в эдакую романтическую кому. Мне казалось, что это идеальные отношения и у меня таких никогда не будет, ведь их любовь не может победить даже машина.

Сейчас же отношения героев кажутся вполне обычными: встретились, понравились друг другу, поссорились, поняли, что ничего не получится, и разошлись. Но потом поведение героя Джима Керри начинает вызывать вопросы. Преследование бывшей девушки, которая призналась (а вдруг соврала, чтобы спастись?), что не помнит его, попытки нового знакомства, выяснение того, как это возможно. Грубо говоря, мне бы не хотелось оказаться на месте Клементины.

Я считаю, что возвращать отношения, которые прошли, неправильно. Ведь партнёры уже получили друг от друга всё, что могли, включая негативные эмоции. Зачем входить в ту же реку второй раз, думая, что всё будет иначе? Пытаться исправить ситуацию в надежде, что это — та самая «настоящая любовь»? Лучше просто забыть и жить дальше. Радоваться жизни и находить чудесных партнёров, которые, например, не будут вас преследовать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *