серафимо понетаевский скорбященский монастырь
Понетаевский монастырь
Серафимо-Понетаевский Скорбященский женский монастырь
Серафимо-Понетаевский Скорбященский монастырь — женский монастырь в селе Понетаевка Шатковского района.
Про село Дивеево в Нижегородской области, обитель Серафима Саровского, слышали многие. Но совсем недалеко от Дивеево находится ещё одно примечательное место, речь идёт о Серафимо-Понетаевском Скорбященском монастыре в 170 км от Нижнего Новгорода.
История монастыря в Понетаевке
Была в Скорбященском монастыре и своя канавка как в Дивеево, она брала своё начало у Южных ворот, пролегала вдоль леса и оканчивалась у северных ворот. Особый интерес представляет Богородичная аллея, названная так из-за частого посещения монастыря членами царской фамилии (Александра I, Александра II, Алекксандра III, детей Николая II). В начале аллеи возвышается игуменская ель, получившая своё название в честь игуменьи Александры, которая была настоятельницей Царского скита. Ветви ели сплетаются, образуя крест.
Понетаевский монастырь в наше время
В 1925 году монастырь, как и многие религиозные учреждения того времени, был закрыт. Позже в величественных корпусах монастыря был размещён интернат для душевнобольных и школа. Основной фонд икон был отправлен в историко–архитектурный музей–заповедник.
С течением времени часть зданий на территории Понетаевского монастыря была утрачена: храма больше нет, трапезная сгорела в советское время. Сейчас над одним из монастырских корпусов установлен купол с крестом, именно там действует скит, где помещается чудотворный образ Богородицы, а также частицы мощей многих святых. Осталась крестильня, сосновая аллея с могилой игуменьи Александры, там где раньше была колокольня, сейчас размещается интернат для душевнобольных.
В целом, архитектурный ансамбль монастыря сохранился в хорошем состоянии. В настоящее время в монастыре ведутся восстановительные работы.
Храмы Понетаевского монастыря:
Где находится и как доехать, время работы, цена
Адрес: Нижегородская область, Шатковский район, село Понетаевка
Время работы: ежедневно
Стоимость: бесплатно
Понетаевский монастырь на карте
GPS координаты: 55.116762, 43.885380
Дом скорби и милосердия
Село Понетаевка Шатковского района. В середине XIX века здесь раскинулся Серафимо-Понетаевский женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Была у него недолгая, но яркая и богатая история. Что же здесь стало? Увиденное меня поразило. В одну линию вытянулись красные с белым орнаментом мощные корпуса, домовый храм и величественная колокольня. Всем своим суровым видом монастырский ансамбль напоминает стены древней крепости или неприступного средневекового замка. У самых стен — озеро. В тот позднеосенний день оно затянулось тонкой, прозрачной корочкой льда, по которой неловко скользили откормленные гуси. Казалось, двери вот-вот отомкнутся и навстречу выйдут черноризые монахини…
Понетаевка принадлежала сыновьям известного русского архитектора Василия Баженова. Возможно, и сама обитель построена по его чертежам. Сходство в архитектурном облике Царицынского дворцового комплекса в Москве, который строил Василий Баженов, и монастырского ансамбля в Понетаевке удивительно.
Случайному прохожему на территорию бывшей обители не пройти. С 1972 года в монастырских корпусах действует психоневрологический дом-интернат. Учреждение режимное. Получив разрешение, мы наконец оказались во внутреннем дворе. Каре корпусов очерчивает пустынное пространство. Слева, со ступенек храма, надстроенного над длинным трехэтажным корпусом, спустились две женщины в черном — матушка Ирина и сестра Елена, одни из немногих насельниц монастыря, возрождаемого с 1995 года как дивеевский скит. С того времени передано три здания. Матушки пригласили осмотреть четверик, сейчас эта часть корпуса — центр монашеской жизни. Там и трапеза, и кухня, и склады.
До закрытия монастыря это был двухъярусный Серафимо-Сергиевский храм. В нижней части здания располагался храм в честь Серафима Саровского (предназначался для погребения в нем благотворителей обители), а на уровне второго и третьего этажей — Сергиевский. В храме в честь преподобного Сергия было три престола – центральный в основном храме, и два боковых (на хорах) – один в честь святителя Николая и мученицы Клавдии, второй – в честь равноапостольной Ольги и мученика Сергия. Они были устроены в честь небесных покровителей основных благодетелей монастыря: елабужского помещика Сергея Петрова и Сергея Кузьмичева с их супругами. Здесь проходили вседневные службы.
— Четверик Серафимо-Сергиевского храма был передан монастырю в начале 2000‑х, — рассказывает старшая сестра матушка Ирина. — Храм с инженерной точки зрения спроектирован интересно, как единое целое с корпусом. На уровне второго этажа к нему примыкал коридор, который шел через весь корпус с кельями для престарелых и больных сестер. Лишенные возможности двигаться сестры могли слышать богослужение из комнат. Во время Первой мировой войны в монастыре был госпиталь, так что солдаты, находясь в кельях, тоже слушали службу.
— Обратите внимание на стены: везде двери, комнатки, — показывает матушка. — После закрытия монастыря в 1927 году объем храма был разделен перегородками — и в молитвенной части, и в алтаре размещались палаты. В 2013 году владыка Георгий освятил Серафимов храм. Но там мы молимся только в дни его освящения и престольных праздников (храм пока не топится).
Чудотворная
Не выходя на улицу, матушка отворила дверь в небольшую комнатку. Она первой была оборудована для молитвы после передачи храмовой части корпуса в 1995 году. Там висит икона Божией Матери «Знамение». Это список с чудотворной Серафимо-Понетаевской иконы, которая принесла монастырю особую славу.
Согласно истории, образ был написан в 1879 году послушницей Клавдией Ивановной Войлошниковой. Ей разрешено было скопировать икону, купленную благодетелем у московского художника. 27 мая 1885 года в девять вечера сестры заметили, что икона стала светлеть ликом: он становился словно живой, а взор Богородицы, устремленный на иконе вверх, стал направляться на молящихся. Явление продолжалось четверть часа. В 12 ночи оно повторилось. Икону перенесли в монастырскую церковь, а вслед за этим стали происходить исцеления больных. После их подтверждения Святейший Синод в сентябре 1885 года издал указ об объявлении иконы «Знамение Пресвятой Богородицы» чудотворной.
Днем своей коронации и восхождения на российский престол в 1896 году Николай II избрал день празднования Серафимо-Понетаевской иконы «Знамение» — 27 мая, когда проявился чудотворный образ. Специально для этих торжеств живописцам Серафимо-Понетаевской обители были заказаны иконы небесных покровителей Августейшей четы — святителя Николая Чудотворца и царицы Александры.
Когда монастырь закрылся, самое ценное было вывезено. Чудотворная икона исчезла. О судьбе Понетаевской иконы достоверных сведений нет до сих пор: кто-то говорит, что ее увезли в Нижний Новгород, кто-то — в Арзамас. Но понетаевских списков, отмечает матушка, много по всей области.
Случайная находка
Средоточие молитвенной жизни понетаевских сестер сегодня — храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Маленький, уютный, теплый: сюда сестры каждый день приходят на монашеское правило и службы. С этой домовой церкви, принадлежавшей в середине XIX века дочери генерал-майора Елизавете Копьевой, начинался в 1862 году монастырь. Елизавета Копьева знала батюшку Серафима, беседовала с ним, и когда дивеевские сестры пришли в эти места для основания обители, она с любовью предложила свое имение с домовым храмом, завещав его монастырю после смерти.
В советские годы в Скорбященской церкви был автобусный гараж. В 2007‑м здание было возвращено Церкви, и началась его постепенная реабилитация. Два месяца прихожане из Шатков вместе с благочинным Шатковского округа протоиереем Василием Лютянским вывозили мусор, откапывали фундамент.
Матушка подводит нас к старинной храмовой иконе XVIII века «Всех скорбящих Радость», лежащей в киоте на аналое.
— Эту икону жительница Понетаевки случайно нашла два года назад в Кстове. На абсолютно черной доске вообще не было видно изображения. Мы отправили ее на реставрацию в Дивеево, и после того как красочный слой был раскрыт, оказалась, что это икона, чье имя носит наш монастырь.
История с высоты колокольни
В то время как по всей стране взрывали храмы, о Понетаевке как будто забыли. Монастырь хорошо сохранился. Его историю сестры рассказали, пока мы стояли на колокольне, куда поднялись по старинным чугунным ступеням витой лестницы.
С колокольни открывается панорама на территорию монастыря, его окрестности, бывшие хутора и скиты, где размещалось обширное хозяйство обители: она имела 12 хуторов, включая сыроварню, пчельник, ферму овец и коров голландской породы. Особую поэтичность месту придавали пруды. Один из корпусов и сейчас обращает на себя внимание большими витражными окнами.
— Это бывший живописный корпус, — объясняют сестры. — Такие же окна были и слева. Они давали много света. На втором этаже размещалась мастерская, а внизу — кельи для «живописок».
— В монастыре творила серьезная живописная школа, — уточняет сестра Ирина. — Основательница обители монахиня Евпраксия, в миру Гликерия Занятова, кроме организаторских способностей обладала талантом художницы. Рядом с ней быстро собрались лучшие художницы и мастера мозаичного искусства. Вместе с Гликерией они обучались от Дивеевского монастыря живописи и мозаике в Санкт-Петербурге, под руководством профессоров Академии художеств. Эти мастерицы и создали славу Понетаевской обители своими удивительными иконами, которые они писали по дереву, холсту и эмали (финифти). Такого уровня живописного искусства нигде в Нижегородской области на тот момент не было.
За живописным расположен бывший трапезный корпус. Сейчас он покрыт штукатуркой и выбивается из общей тональности.
— У этого здания со стороны алтаря домовой церкви в честь иконы «Живоносный источник» была стеклянная усыпальница, — уточняет матушка. — Там были похоронены основательница монастыря, ее духовник иеромонах Иоасаф, в схиме Серафим, благодетель монастыря Сергей Петров и еще один неизвестный.
Не последнюю роль в быстром становлении и развитии монастыря сыграли покровители из царской фамилии. Во дворце помнили, как короткой полумантией Серафима Саровского, которую привезла Гликерия, была излечена от тяжелой болезни княжна Мария Александровна. При учреждении в 1864 году женской общины император Александр II сразу пожаловал 600 десятин земли. К началу XX века по количеству сестер Понетаевский монастырь занимал второе место после Дивеевской обители.
Приют на все времена
До революции Серафимо-Понетаевский Скорбященский монастырь занимался широкой благотворительностью. В нем находился большой больничный корпус с Сергиевским храмом, богадельня, приют для девочек-сирот, странноприимные дома.
И в советское время собирала здесь Царица Небесная под Свой покров самых тяжелых больных. В военные годы в монастыре разместили госпиталь и интернат для эвакуированных детей. В 1944 году на лечении здесь находилась и ленинградская девочка Таня Савичева. Затем был Дом участников войны, а с 1970‑х годов — психоневрологический интернат.
Едва вернувшись в эти стены, сестры стали опекать подопечных ПНИ. Пациенты приходят на богослужения, ходят по вечерам с сестрами по местной Канавке, совершая по территории монастыря круг с иконой Божией Матери. Некоторые приходят помогать на кухню, трудятся в саду, на огороде, помогая полоть и собирать картошку. Им нравится участвовать в монастырских работах — так они чувствуют свою нужность.
Служба в Понетаевке совершается раз в неделю: вечером в субботу и утром в воскресенье, как во всех дивеевских скитах. Приезжает священник из Дивеева. Сейчас кроме старшей сестры Ирины в Понетаевском скиту живут еще пять насельниц — послушницы и кандидатки. Скиту принадлежат два храма и один корпус, недавно возвращенный монастырю. Скоро там будет запущено отопление и начнется ремонт. Очень правильно здесь все устроено: дом милосердия и дом молитвы бок о бок. Как и было.
Марина Дружкова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.
Серафимо — Понетаевский монастырь
В один из солнечных морозных зимних дней мы решили посетить Серафимово –Понетаевский монастырь. Расположен он в Шатковском районе Нижегородской области в посёлке Понетаевка, что находится в 170 км от Нижнего Новгорода. Монастырь тот основан был в середине 19 века, сёстрами ушедшими из Серафимо – Дивеевского монастыря в результате возникших разногласий при выборе начальницы общины. Для предотвращения смуты в Дивеевском монастыре три послушницы во главе с Гликерией Занятовой покинули общину и направились в Понетаевку в имение дочери генерал – майора Копьёва. Елизавета Алексеевна Копьёва была в личном знакомстве с покойным Серафимом Саровским, который и благословил её на создание обители в своей усадьбе, да и с Гликерией Занятовой она была хорошо знакома. После обустройства ушедших послушниц, к ним стали переселяться и другие сёстры из Дивеевской общины и вскоре в усадьбе нашло приют более сорока человек. В октябре 1864 года, после прошения Елизаветы Копьёвой, Российским Государем и Священным Синодом была утверждена женская община во имя иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость» с именем Серафимская, во главе с Гликерией Занятовой.
Она имея домашнее образование, не умеющая писать, обладала удивительным даром красноречия и умела говорить пылко и вдохновенно. Благодаря своим способностям она быстро нашла общий язык с придворными Высочайшего Двора. Однажды она привезла в Петербург епанчу Серафима Саровского, которой покрыли больную Великую Княжну Марию Александровну, после чего княжна со временем совершенно выздоровела. Об этой епанче вспомнили и тогда, когда умирала Государыня Александра Фёдоровна, положенная на постель полумантия облегчила страдания умирающей. После этого Александр Второй подарил Серафимово – Понетаевской общине 600 десятин земли. В 1869 году обитель была возведена в степень третьеклассного монастыря с утверждением в нём духовных званий для сестёр. Глава общины Гликерия Занятова принимает монашеский постриг с именем Евпраксии и возводится в сан игуменьи.
С самого начала в обители сёстры начали заниматься художественными промыслами. Под покровительством Великой княгини Марии Николаевны послушницы обучались у лучших преподавателей Санкт-Петербургской Академии искусств. В частности им давали уроки итальянцы – братья Бонефеде, чьих рук мозаичные иконы украшают Исаакиевский собор. Позднее именно иконы, созданные мастерицами обители и принесут Серафимо –Понетаевскому монастырю славу. Иконы сёстры писали на дереве и холсте как обычной росписью, так и в стиле греческого письма, а позднее освоили технику иконописи по финифти и технику мозаичных икон. Так же занимались ткачеством, вязанием и шитьём одежды и обуви. Особую известность Серафимо – Понетевскому монастырю принесла икона Знамения Пресвятой Богородицы, написанная в 1879 году сестрой Клавдией Войлошниковой. В 1885 году икона стала светлеть ликом и вскоре от неё стали происходить чудесные исцеления. Позже икону перевезли в Нижний Новгород, где после дознания и расследования Нижегородской Духовной Консисторией икону объявили чудотворной и потом торжественно вернули в монастырь. Кроме художественного ремесла послушницы монастыря занимались и другого рода разными работами – особенно хороши дела были в сельском хозяйстве.
У монастыря было 12 хуторов, на которых сёстры выращивали овец, телят, коров, варили сыры, разводили пчёл, занимались рыбоводством и выращивали зерно. У Понетаевского монастыря были кирпичный завод, мельница, лесопилка, винокуренный завод, кузница, водокачка. К 1872 году капитала у монастыря насчитывалось 1050 рублей. А уже к 1911 году монастырь имел капитала в банковских билетах 67 760 рублей, а проживало в монастыре уже 860 сестёр и 50 девочек – сирот. Несмотря на успешную и активную хозяйственную деятельность монастыря, основным источником дохода было художественное ремесло. Одних только копий с чудотворной иконы Знамения изготовилось больше сотни, также в больших количествах писались иконы с изображением Серафима Саровского.
Окончательный архитектурный облик монастыря в Понетаевке сложился к 1911 году, Обитель была обнесена каменной стеной, внутри располагались три домовых церкви, массивная колокольня, «живописный» корпус, несколько жилых корпусов под кельи сестёр, кроме того были построены больница, приют для девочек – сирот, богадельня для пожилых женщин, церковно — приходская школа и две гостиницы для паломников. Кроме того, Понетаевский монастырь имел каменную часовню превосходной архитектуры в стиле 17 века в Нижнем Новгороде в начале Похвилинского съезда, которую построил архитектор Даль в начале 70 – х годов. Кроме того к монастырю относился Введенский скит, что находился в 20 километрах от Дивеево.
После революции в 1925 году монастырь был закрыт, а основной фонд икон был отправлен в историко –архитектурный музей – заповедник.
Доехать до Серафимо – Понетаевского монастыря из Нижнего Новгорода можно по маршруту:
Нижний Новгород – Арзамас –Шатки – Лесогорск — Понетаевка.
GPS — координаты Серафимо – Понетаевского монастыря: N 55°6?59.4? E 43°53?8.89?E
Понетаевка. Серафимо-Понетаевский монастырь.
Храмы монастыря:
Другие постройки и сооружения:
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Серафимо-Понетаевский Скорбященский монастырь, 3 класса, общежительный, при селе Понетаевке, в 30 верстах от уездного города Арзамаса, в 42 верстах от Саровской пустыни, в 18 верстах от железнодорожной станции Шатки. Учрежден в 1869 году из женской общины, открытой в своей усадьбе дочерью генерал-майора Е. А. Копьевой в 1869 году, в память почившего преподобного Серафима Саровского. Здесь хранится Серафимо-Понетаевская чудотворная икона Знамения Божией Матери. Эта святая икона была написана в 1879 году одною из сестер обители (Клавдией Войлошниковой). В 1885 году, 14 мая, эта святая икона прославилась чудесным сиянием изображенного на ней лика Богоматери и движением Ее глаз. С того времени последовали по молитвам перед этой святой иконой многие чудесные исцеления от разных болезней, особенно глазных, ревматических, нервных и других. Празднование в честь этой святой иконы совершается, кроме 27 ноября, еще 14 мая.
В монастыре три небольших каменных церкви, все домовые. В них хранятся: часть ризы Господней, часть животворящего древа Господня и частицы мощей 12 святых (дар царевен Грузинских), частицы мощей 59 Киевских чудотворцев, — все это заключено в образ Успения Богоматери; части камня, на котором молился преподобный Серафим тысячу ночей, волоски его, части его мантии, белой рубашки, 2 полотенца и 3 восковых свечи из кельи. При монастыре 2 гостиницы, приют для сирот — девиц с церковно-приходской школой и мастерская художественной иконописи. Монастырь имеет подворье в Нижнем-Новгороде. Этому же монастырю принадлежит Введенский скит, в 15 верстах от местечка Сарова. Здесь на внутренней стене его ограды расположено множество картин, изображающих все главнейшие события из жизни преподобного Серафима.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Памятник градостроительства и архитектуры – ансамбль Серафимо-Понетаевского монастыря (основан во второй половине XIX века, документ о принятии на госохрану № 9): Скорбященская (малая домовая) церковь (1860-е годы); церковь Живоносного источника с трапезной (1870-е годы); корпус живописный с домовой церковью Иоанна Богослова (1880-е годы); игуменский корпус с церковью на первом этаже – Серафимовская, на втором этаже – Сергиевская (1882-1900 гг.); колокольный корпус (после 1907 года); келейный корпус, квасной корпус, овощной корпус, часовня над колодцем, водонапорная ветреная башня, мертвецкая, скотный двор, конюшня, кузница с баней, хозяйственные корпуса, дом священника, гостиница с баней, гостиница, ограда из белого и из красного кирпича, ледник (начало XX века).
Указом Павла I в 1797 году село Кардавиль, деревня Понетаевка и деревня Корино были пожалованы русскому архитектору действительному статскому советнику и кавалеру В. В. Баженову. Часть Понетаевки была пожалована его сыну Владимиру. К тому времени Владимир уже проявил способности в архитектуре, во всем помогал отцу. Василий Иванович Баженов умер в 1799 году. Духовным завещанием он отдал свое имение своим трем сыновьям: полковнику Всеволоду Васильевичу, генерал-майору Константину Васильевичу и генерал-майору Владимиру Васильевичу. Возможно, именно Владимир и стал архитектором церкви во имя святого равноапостольного великого князя Владимира. Церковь построена в 1823 году, уже после смерти Владимира. В течение XIX века село имело двойное название – село Владимировское, а Понетаевка тож.
В середине XIX в. в Понетаевке насчитывалось 87 дворов, проживал 401 житель. Село принадлежало Елизавете Алексеевне Копьевой, дочери генерала-майора Алексея Даниловича Копьева.
В 1861 году при выборе настоятельницы Серафимо-Дивеевского женского монастыря путем жребия была избрана Гликерия Васильевна Занятова. Но в самом монастыре многие были недовольны таким выбором. На местное епархиальное начальство стали посылаться жалобы в высшее духовное правление о пристрастных действиях в деле избрания настоятельницы. В результате Святейший Синод не утвердил кандидатуру Гликерии и предложил, для восстановления порядка, 6 марта 1862 года удалить из Дивеевской общины Гликерию Занятову и еще двух сестер.
Первым порывом сестер было пойти в Саровский монастырь к могилке Серафима Саровского, чтобы там над могилой своего бывшего руководителя и духовного наставника выплакать свое горе, просить его и Бога о благословении и помощи, прибежища и приюта. Здесь же Гликерия Занятова и вспомнила Елизавету Алексеевну Копьеву, проживавшую в селе Понетаевка. Елизавета неоднократно бывала в Дивеевской обители, видя в последнее время в монастыре неприязнь и вражду, не раз предлагала Гликерии Васильевне поселиться в ее имении. Елизавета Копьева знала отца Серафима, бывала и в Саровском монастыре, беседовала с батюшкой. Она имела горячее стремление в молодости поступить в монахини, но батюшка Серафим это запретил ей и однажды слезно просил, «чтобы не оставила она «сирых» его, сестер Дивеевской обители» и даже поклонился ей. Копьева приняла невольных Дивеевских отшельниц с любовью и дала им приют.
Вскоре сестры, любившие Гликерию и желавшие жить с ней, стали покидать Дивеевскую обитель и переселяться на жительство в Понетаевку. В короткое время в Понетаевке собралось более 20-ти сестер. В их числе были самые лучшие художницы и мастера мозаичного искусства, обучавшиеся живописи и мозаике в Санкт-Петербурге, под руководством профессоров академии художеств. Е. А. Копьева решила ходатайствовать об учреждении в своем Понетаевском имении женской общины с наименованием Серафимовская. В Прошении, составленном в конце марта 1862 года, для устройства и обеспечения общины Копьева предоставляла пахотную землю в 94 десятины, господский сад с усадьбой на пространстве 6 десятин, с каменным домом, находящимся в саду, где могли бы проживать до 50 сестер не стеснительно. Свой господский дом с строениями она также передавала во владение общины после смерти. К тому времени среди передаваемого каменного дома уже была устроена церковь, готовы иконостас и святые иконы. Эта первая церковь будущей обители в честь иконы Божьей матери Всех Скорбящих Радость, была освящена 20 июня 1863 года. Иконы в церкви были написаны самими сестрами. К середине 1863 года в имении Копьевой были выстроены два деревянных корпуса, один двухэтажный и ферма. В каменном корпусе устроены трапеза и кухня. Во всех корпусах могли разместиться до 100 сестер. Занимались сестры мозаической работой и живописью, ткачеством и полевыми работами.
Женская община была учреждена императором и утверждена Святым Синодом 11 ноября 1864 года. При утверждении общины Александр II пожаловал 600 десятин земли. На этом хуторе, получившим название «Царская дача», впоследствии был образован Введенский скит Серафимо-Понетаевского монастыря. Имя Гликерии хорошо знали в царской семье, во дворце помнили, как короткой полумантией Серафима Саровского, которую привезла Гликерии, была излечена от тяжелой болезни княжна Мария Александровна. Гликерия Занятова и была утверждена начальницей общины. Все 66 сестер общины выразили «общее и единодушное желание иметь к старице Гликерии с любовью иноческое послушание», во всем повиноваться ей. Это была вторая обитель, получившая наименование Серафимовская задолго до канонизации Серафима Саровского. Уже через 5 лет, в 22 августа 1869 года, община была возведена в степень третьеклассного женского монастыря, с учреждением при нем училища для девиц духовного звания. В истории Нижегородской епархии это единственный случай, когда за такой небольшой срок была сначала утверждена община, а потом монастырь.
В создании и становлении монастыря немаловажную роль сыграл отец Иоасаф – Иван Тихонович Толстошеев, ученик и келейник отца Серафима Саровского. Родом из мещан города Тамбова, саровский послушник, в 1848 году он был переведен из Сарова в Печерский монастырь Нижегородской епархии. Там он был пострижен в монахи с именем Иоасаф, а затем посвящен в сан иеромонаха. В начале 1860-х годов он был назначен настоятелем Павло-Обнорского монастыря Вологодской губернии, где принял схиму под именем Серафима. Позднее Иоасаф был переведен в Арзамасский Высокогорский монастырь. В 1849 году Иоасаф издал в Москве книгу о Серафиме Саровском: «Сказание о подвигах и событиях жизни старца Серафима, иеромонаха, пустынника и затворника Саровской пустыни, с присовокуплением очерка жизни первоначальницы Дивеевской женской обители Агафии Симеоновны Мельгуновой», причем подарочный экземпляр книги с акварельными иллюстрациями был преподнесен в дар императорской семье. После смерти отец Иоасаф был похоронен в Понетаевском монастыре у алтаря церкви, в усыпальнице.
Всю свою жизнь Иоасаф покровительствовал послушницам Серафимо-Понетаевского монастыря, оказывал им помощь и поддержку, используя и свои связи в Санкт-Петербурге, где неоднократно бывал, собирая пожертвования среди петербургской аристократии. Бывая в Петербурге, он возымел намерение обучить некоторых преданных ему сестер искусству живописи. При помощи своих покровителей он получает дозволение Почетного Президента Императорской Академии художеств Великой Княгини Марии Николаевны учить их в Академии. Для обучения иконописи и мозаичному искусству в Петербург была отправлена группа монахинь под началом самой преданной Иоасафу Гликерии Занятовой. Полученное ею художественное образование сыграло решающую роль в организации художественной мастерской в Серафимо-Понетаевском монастыре. Мозаичному искусству инокини первоначально обучались в Петербурге у известных русских и итальянских мастеров, исполнявших грандиозные иконы в Исаакиевском соборе. В живописной мастерской Серафимо-Понетаевского монастыря писали иконы по дереву и холсту, занимались мозаикой, финифтью, чеканными работами. Всего с 1864 по 1919 год выявлены данные о 198 мастериц, проходивших послушание в художественной мастерской монастыря. Занятия живописью на первых порах помогли монастырю встать на ноги. Доход от живописных работ постоянно увеличивался. За успехи в живописи игуменья Евпраксия (Гликерия Занятова, принявшая в 1870 году постриг с именем Евпраксия) была награждена золотым крестом, а сестры художницы – серебряными.
При вхождении Николая II на русский престол для Священного Коронования был назначен день 14 мая 1896 года – день празднования Чудотворной Серафимо-Понетаевской иконы «Знамение Пресвятой Богородицы». Специально для этих торжеств живописцам Серафимо-Понетаевской обители были заказаны иконы Небесных Покровителей августейшей четы – Николая Чудотворца и царицы Александры. Славу монастырю принесла чудотворная икона «Знамение Пресвятой Богородицы». Этот образ был написан в 1879 году послушницей Клавдией Ивановной Войлошниковой.Ей разрешено было скопировать икону Знамения Пресвятой Богородицы, купленную благодетелем монастыря у художника Павла Семёновича Сорокина. Образ этот сначала находился в живописной мастерской, но в 1880 году был взят в игуменский корпус. 14 мая 1885 года в 9 часов вечера сестры заметили, что икона стала светлеть ликом, лик становился словно живой, а взор Богородицы, устремленный на иконе верх, стал направляться на молящихся сестер обители. Явление продолжалось четверть часа. В 12 часов ночи явление повторилось. Икону перенесли в монастырскую церковь, а вслед за этим стали происходить исцеления больных. После подтверждения чудодейственности иконы, Святейший Синод 27 сентября 1885 года издал указ об объявлении иконы «Знамение Пресвятой Богородицы» чудотворной. Всего было зафиксировано официально 70 случаев исцеления.
В 1866 году вопросами хозяйственной жизни монастыря, развития и благоустройства занялся деятельный помощник и благодетель – елабужский купец Сергей Петрович Петров. Он жертвовал на монастырь ежегодно немалые средства, а после смерти завещал монастырю принадлежащие ему по 24 купчим крепостям недвижимые имения с постройками и инвентарем, лесами и всякими угодьями, состоящими в Нижегородской губернии в Арзамасском и Ардатовском уездах, всего 13526 десятин земли. На всех этих землях было основано монастырское хуторское хозяйство. Выращивали мясной и молочный скот, занимались овцеводством, пчеловодством, садоводством, огородничеством, хлебопашеством, сыроварением, прядением льна и шерсти, ткачеством и вязанием, шитьем одежды и обуви, выделкой и покраской материи для монашеских одежд. Хозяйство было основано на последних достижениях науки и техники.
На лесозаводе применялись паровые машины, электрическое освещение от генератора. При монастыре существовали кирпичный завод, мукомольная мельница, кузница, водокачка, столярная, бондарка. С 1882 года значительный вклад в благоустройство монастыря стал оказывать Сергей Дмитриевич Кузьмичев. Доход от живописных работ, от умелого хозяйствования позволил строиться и развиваться монастырю. В 1867-1873 годах построен каменный корпус — трапезная и большое помещение для сестер, в нем домовая церковь в честь Пресвятой Богородицы Живоносного Источника. В середине 1870-х годов в монастыре начаты работы по постройке каменного корпуса для художественной мастерской. 24 ноября 1885 года в этом корпусе была освящена домовая церковь в честь святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. В нижнем этаже корпуса расположились кельи монахинь и службы, а в верхнем этаже размещалась школа живописи, мастерская живописи, мастерская отделки икон и киотов, мастерские финифти и мозаики. Монастырю принадлежала каменная часовня в Нижнем Новгороде, построенная в 1870 году архитектором Л. В. Далем.
В 1882 году был заложен больничный корпус – большое трехэтажное здание для приюта больных и престарелых. В восточной части корпуса был устроен храм, составляющий с ним неразрывную связь. Назначение его – чтобы престарелые и больные, лишенные возможности двигаться, могли слышать богослужение из комнат, расположенных в соседстве с храмом. Храм был сделан в два яруса: нижний храм – на уровне 1 этажа и верхний – на уровне 2-го и 3-го этажей. Нижний храм (в честь Серафима Саровского), был предназначен для погребения в нем благотворителей обители, верхний ( в честь Сергия Радонежского) – для вседневных богослужений. С западной стороны корпуса расположилась колокольня.
Численность сестер монастыря быстро росла. Если в 1872 году их проживало 247, то в 1884 году уже 408. К 1888 году монастырь стал нештатным. Нештатные монастыри содержали себя сами за счет доходов и не получали государственного содержания. 4 ноября 1893 года матушка Евпраксия скончалась и преемницей первой настоятельницы монастыря стала игуменья Нектария. К 1911 году в монастыре проживало 860 сестер и 50 девочек-сирот. Недвижимого капитала в банковских билетах было на 67760 рублей серебром. После Дивеева это был второй по количеству проживающих сестер монастырь епархии Нижегородской губернии. Земельные владения монастыря составляли 14608 десятин.
Современники отмечали внутреннее изящество монастыря, высокую внутреннюю духовную и художественную культуру сестер общины, единодушие, трудолюбие, стремление к полезной деятельности. Монастырь решал и социальные вопросы. В монастыре была больница и аптека. В больнице могли лечиться паломники. В монастыре находился приют для девочек-сирот из духовного звания (с 1869 г.), позже приют для девочек-сирот из других сословий. Девочки обучались грамоте в церковной школе, иконной живописи, рукоделию и др. По окончании учебы никто силой не принуждал девочек постригаться в монахини, они могли выйти замуж, причем получали приданое от монастыря.
Архитектурный ансамбль монастыря сложился к 1911 году, когда было завершено строительство величественной колокольни с трехэтажным корпусом. На колокольне висели часы, били четверти. Увенчивал колокольню большой позолоченный крест. Монастырь был обнесен каменной оградой. Каменные корпуса, домовые храмы, их изящные главы, высокая колокольня, корпуса и кельи сестер, гостиницы, школа и богадельня. Особую живописность и поэтичность местности придавали каскады из четырех прудов. Сестры не только не забросили доставшийся им сад Елизаветы Копьевой, но и сами занялись садоводством.
В 1927 году монастырскую общину распустили. На территории монастыря разместили Детгородок, школу крестьянской молодежи, кошмовальную артель и Дом инвалидов. В 1928 году сохранившееся художественное наследие монастыря было вывезено в Нижегородский областной исторический музей, в 1934 году значительная и наиболее ценная часть этой коллекции была передана в Художественный музей. Во время Великой Отечественной войны здания монастыря были отданы под госпиталь и интернат для эвакуированных детей. После войны здесь работал лишь один корпус, оборудованный для инвалидов войны. С 1970-х гг. учреждение стало действовать как психоневрологический дом-интернат.
В настоящее время идет постепенное возрождение обители как скита Серафимо-Дивеевского монастыря. В обители ведутся восстановительные работы. В 2013 году завершены работы по реставрации и вновь освящены храм в честь преподобного Серафима Саровского и храм в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость».