село уборы одинцовский район храм

Спасский храм (Уборы)

село уборы одинцовский район храм. Смотреть фото село уборы одинцовский район храм. Смотреть картинку село уборы одинцовский район храм. Картинка про село уборы одинцовский район храм. Фото село уборы одинцовский район храм

Храм Спаса Нерукотворного Образа был построен в 1697 году, а в 1700 году была закончена внутренняя отделка храма. Храм является одним из лучших образцов московского барокко.

Содержание

История [ править ]

Село Уборы расположено на старинной дороге из Москвы в Саввино-Сторожевский монастырь и в древности называлось Убора. В 1673 г. здесь был построен деревянный храм, по посвящению которого во имя Спаса Нерукотворного образа, село какое-то время называлось Спасским.

В 1694 г. Петр Васильевич Шереметев (начальник Поместного приказа) решил построить в своей усадьбе новый каменный храм и вручил подряд на строительство известному зодчему Бухвостову «со товарищи» — Михаилом Тимофеевым и Митрофаном Семеновым.

Сам заказчик, боярин П.В.Шереметев, не дожил до окончания строительства здания церкви всего несколько недель, он скончался в 1697 г. Еще три года ушло на то, чтобы сделать резной иконостас, позолотить его и написать иконы. Иконостас храма высотой 25 метров имел девять ярусов икон. Наконец, 17 сентября 1700 г., был выдан антиминс на освящение храма.

Во время Отечественной войны 1812 г. через Уборы проходили французы, осквернившие и разорившие храм. После войны до 1833—1836 гг. церковь находилась в запустении, в это время обвалился первоначальный парапет гульбища.

В 1840 г. настоятелем Спасской церкви стал Николай Тимофеевич Добролюбов, а затем его потомки, вплоть до 1938 г.

В 1842 г. был сломан господский дом, а также снесены главки на четырех приделах храма и детали украшения нижнего яруса храма. Тогда же, по-видимому, снесли и главный купол, поскольку имеющийся ныне купол не соответствует размерам храма. Известно прошение от 1849 г. произвести ремонт церкви, окраску стен, замену ветхих оконных переплетов и поновление икон.

В 1938 г. советские власти разграбили церковь. Единственный в своем роде иконостас был распилен на части и сожжен в центре храма. Колокола звонницы, отлитые из чистого серебра, сбросили и увезли на переплавку. Облачения священников пошли на пошив кепок. Сохранился только большой подсвечник, который вновь стоит у иконы апостолов Петра и Павла. Храм пустовал много лет, потом в нем хранили сено.

Летом 1995 г. храм вернули верующим. Тогда же его посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он благословил восстановление храма и приходской жизни. С тех пор проводятся богослужения и ремонтно-реставрационные работы.

Началось постепенное возрождение приходской жизни.

Однако до 2006 г. богослужения проходили периодически, так как постоянного священника (настоятеля) у Храма не было.

В 2006 году Указом Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия настоятелем Храма был назначен священник Александр Сидоров.

С тех пор жизнь храма стала восстанавливаться быстрыми темпами.

В феврале 2008 года на пожертвования прихожан в храме установлено 10 колоколов, самый большой колокол весит 1140 кг.

В 2008-2009 годах произведены ремонтно-реставрационные работы внутри храма инъецированы выявленные трещины, оштукатурены стены, установлен иконостас, поражающий своей красотой и величием, иконы обрамлены в киоты.

Храм на время проведения работ не закрывался. Проводились регулярные богослужения.

В 2011 году завершено строительство церковно-приходского дома с воскресной школой для детей и взрослых.

Приведена в порядок территория, принадлежащая храму, проведены ландшафтные работы.

В настоящее время храм, считающийся одним из лучших образцов московского барокко, издалека радует своей cтройной вертикалью, красотой и величием, как будто показывая всем, что его создатель добросовестно исполнил указанное в договоре, заключенном Яковом Бухвостовым и его товарищами с графом Шереметевым «гарантийное» обязательство мастеров: «…сделать все добрым мастерством и твердым, чтоб было – прочно, а будет в том нашем каменном деле от нашего нерадения и худого дела, опроче пожару, будет какая поруха в 20 лет и то порушенное дело починить и сделать заново нам подрядчикам, мне Якову с товарищи, своими каменными всякими припасы и безденежно».

Современное состояние [ править ]

При храме функционирует Воскресная школа для детей, а так же православный театр «Прихожане», в котором принимают участие не только дети но и взрослые.

Святыни [ править ]

село уборы одинцовский район храм. Смотреть фото село уборы одинцовский район храм. Смотреть картинку село уборы одинцовский район храм. Картинка про село уборы одинцовский район храм. Фото село уборы одинцовский район храм

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: Россия, Московская область, Одинцовский район, село Уборы.

Проезд общественным транспортом: от ст. метро «Тушинская» авт. № 549 до ост. «Петрово-Дальнее» — 21 км, местным автобусом — 8 км, пешком

1 км; или с Белорусского вокзала до ст. Одинцово — 24 км, и авт. № 36 до ост. Уборы.

Паломнику [ править ]

Храм открыт ежедневно с 10:00 до 17:00, суббота с 10:00 до 19:00, воскресенье с 08:00 до 19:00; телефон: +7 (926) 176 90 99.

Источник

О Храме

Новомученики

Село Уборы расположено на левом берегу реки Москвы близ впадения в нее небольшой реки Уборки, в 17-ти км. к западу от Москвы по Ильинскому шоссе.

До XVII века эти места с непроходимыми сосновыми лесами и заливными лугами были вотчиной Звенигородских удельных князей.

Наиболее раннее описание деревни с пустошами Череповской и Дубок датировано 1627 годом, когда писцом князем Л. Шаховским и подьячим И. Волковым проводилось валовое описание земель всего Звенигородского уезда. Из описания вытекает, что Уборы в 1610 г. стали приданной вотчиной стольника Ивана Петровича Шереметева, которую он получил от своей тещи Стефаниды Вылузгиной, жены известного приказного дельца конца XVI века. С этого момента и по 1917 год усадьба Уборы принадлежала роду Шереметевых.

В 1673 г. при внуке Ивана Петровича Шереметева, Петре Васильевиче Шереметеве, в Уборах строится небольшая деревянная церковь Спаса Нерукотворного образа и село начинает называться Спасским, но новое название за селом не удерживается.

Двадцать лет спустя, в 1694 году, П.В. Шереметев решает построить в своей усадьбе новый каменный храм. Заказ на строительство получает крепостной архитектор Яков Григорьевич Бухвостов, пользовавшийся в то время широкой известностью среди заказчиков, и его «товарищи» — Михаил Тимофеев и Митрофан Семенов.

10 января 1694 года П.В. Шереметьев заключает с ними подрядный договор, в котором указано:

«Се аз боярина Михаила Юрьевича Татищева вотчины ево Дмитревского уезду села Никольского крестьяне Яков Григорев сын Бухвостов, да Михаила Тимофеев, да Митрофан Семенов, все мы подрядчики дали на себя сию запись боярину Петру Васильевичу Шереметеву в том, что в прошлом в 5202-м (1694) году генваря в 10 день подрядились мы у него, боярина Петра Васильевича, в Звенигороцкой его вотчине, в селе Спаском, Уборы тож, зделать церковь каменную и отделать было нам ее всю против записи на срок октября к 8-му числу нынешнего 5203-го (1695) году».

Выбранный П.В. Шереметевым зодчий Яков Григорьев сын Бухвостов, хоть и являлся крепостным крестьянином, но на тот момент был уже достаточно популярен и талантлив, но рассчитать свои силы он не смог, так как сооружение задуманного храма с его пышным убранством за два строительных сезона было для конца XVII-го века практически невозможно.

Очевидно, что в течение 1694 года по сооружению храма было сделано весьма мало.

Более того, в связи с большой занятостью на работах в Рязани, Бухвостов передает наряд на строительство церкви в Уборах «каменных дел подрядчику» К. Бакрову.

Весной 1695 года Петр Шереметев неожиданно для всех предъявляет требование об измении композиции сооружения и решает возвести в центре здания высокий четверик, тогда как Бухвостов собирался соорудить восьмигранную башню, как бы выраставшую из низкого куба, окруженного с четырех сторон трехлепестковыми притворами. Без Бухвостова К. Барков не согласился на такое крупное изменение композиции храма и от дальнейшей работы отказался.

Работы по строительству не продвигались и П.В. Шереметев обратился в Приказ каменных дел.

В челобитной, поданной 20 мая, еще до истечения срока постройки, который приходился на 1-8 сентября 1695 года, Шереметев указал, что зодчие «тое церковь против порядной своей записи на срок и после сроку и полавины не зделали, и ныне не делают».

Заказчик просил составить опись по произведенным работам, а Бухвостова и его товарищей в Переславле «сыскать и взять в Приказ каменных дел». Так возникло «Судное дело» против Бухвостова.

Зодчий был задержан, привезен в Москву и заключен под стражу.

Судьи вынесли суровый приговор «бить кнутом нещадно и каменное дело ему доделать».

К тому времени здоровье Петра Шереметева сильно пошатнулось и он, опасаясь, что подобное наказание надолго отодвинет сроки строительства, сам же ходатайствовал перед царем о помиловании зодчего.

Строительство храма завершилось к концу 1697 года, однако Петр Шереметев уже этого не застал — он умер за несколько недель до завершения строительства и село перешло во владение вдовы Петра Васильевича, Татьяны Афанасьевны Шереметевой с детьми Алексеем и Иваном.

При Алексее Петровиче Шереметеве в 1700 году была закончена внутренняя отделка храма.

В это время храм украшал 25-метровый, резной, покрытый позолотой, девятиярусный иконостас. Почти все колокола звонницы были отлиты из чистого серебра. Самый большой колокол весил 308 пудов.

17 сентября 1700 года был выдан антиминс на освящение храма.

C 1788 г. село Уборы перешло во владение Пётра, Александра и Бориса Шереметевых, сыновей Владимира Фёдоровича Шереметева от брака с княжной М.А. Хованской.

Во время Отечественной войны 1812 года через Уборы проходила французская армия, осквернившая и разорившая храм и до 1836 года он оставался в запустении, в это время обвалился первоначальный парапет гульбища.

В 1840 г. настоятелем храма становится священник Николай Тимофеевич Добролюбов.

В 1842 г., в результате неизвестных событий, разыгравшихся в селе, подвергся разграблению господский дом, также снесены главки на четырех приделах храма и детали украшения нижнего яруса храма.

Известно прошение от 1849 г. о разрешении произвести ремонт церкви, окраску стен, замену пришедших в ветхость оконных переплетов и подновление икон.

В 1872 г. в священники храма был определен Николай Иванович Голубев (муж Анны Николаевны, дочери Николая Трофимовича).

Также он состоял законоучителем в земской школе села.

В 1880 г. священник Николай Голубев награжден набедренником, в 1896 г. — камилавкой, в 1908 г. — наперсным крестом.

В 1912 г. он утвержден духовником благочиния и награжден орденом св. Анны 3 степени за усердное исполнение в течение 25 лет обязанностей по преподаванию в народных школах, а в 1916 г. отец Николай произведен в сан протоиерея.

В 1919 г. священником в храм был утвержден Алексей Николаевич Добролюбов, в 1922 г. — Владимир Николаевич Добролюбов, а с 1929 по 1930 гг. в храме служил муж дочери Владимира Никлаевича — Шумов Сергей Валерианович.

Последним владельцем села стал граф Сергей Дмитриевич Шереметев (1844-1918 г.г.), кавалергард, участник войны 1877-1878 гг., флигель-адъютант Александра III. Перейдя на гражданскую службу, он возглавлял придворную певческую капеллу, был московским губернским предводителем дворянства, членом Госсовета, обер-егермейстером, автором многочисленных исторических и краеведческих трудов, руководил Археографической комиссией.

В 1930-х гг. священник мог служить в храме только при наличии регистраци в исполкоме.

Сохранился документ 1935 года, адресованный в Уборский совет, в котором указано: «Звенигородским Райисполкомом сообщается, что служитель культа, священник И.В. Цветков по книгам РИКа зарегистрирован, и допускается до отправления служебных обрядов в Уборской церкви».

В 1938 г. советские власти принародно разграбили храм, резное внутреннее убранство было уничтожено, уникальный иконостас сожжен прямо в храме, а колокола звонницы сняты и отправлены на переплавку, деревенские жители ходили в одеждах, пошитых из облачений священников.

В 1941 г. на основании Решения Исполкома Областного Совета депутатов трудящихся № 126 разграбленный храм закрывается, а здание переоборудывается под клуб.

В это же время окончательно разрушены строения усадьбы Шереметевых.

В настоящее время от усадьбы сохранились только остатки липового парка с прудами.

Долгое время храм оставался заброшенным и использовался не по назначению.

В начале 90-х годов прошлого века Решением Иполкома Народных Депутатов от 25.07.91 № 349/21 храм вновь передается религиозному объединению с. Уборы для использования в культовых целях.

Летом 1995 Спасский храм посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II-й и благословил его восстановление.

Началось постепенное возрождение приходской жизни.

Однако до 2006 г. богослужения проходили периодически, так как постоянного священника (настоятеля) у Храма не было.

В 2006 году Указом Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия настоятелем Храма был назначен священник Александр Сидоров.

С тех пор жизнь храма стала восстанавливаться быстрыми темпами.

В феврале 2008 года на пожертвования прихожан в храме установлено 10 колоколов, самый большой колокол весит 1140 кг.

В 2008-2009 годах произведены ремонтно-реставрационные работы внутри храма инъецированы выявленные трещины, оштукатурены стены, установлен иконостас, поражающий своей красотой и величием, иконы обрамлены в киоты.

Храм на время проведения работ не закрывался. Проводились регулярные богослужения.

В 2011 году завершено строительство церковно-приходского дома с воскресной школой для детей и взрослых.

Приведена в порядок территория, принадлежащая храму, проведены ландшафтные работы.

В настоящее время храм, считающийся одним из лучших образцов московского барокко, издалека радует своей cтройной вертикалью, красотой и величием, как будто показывая всем, что его создатель добросовестно исполнил указанное в договоре, заключенном Яковом Бухвостовым и его товарищами с графом Шереметевым «гарантийное» обязательство мастеров: «…сделать все добрым мастерством и твердым, чтоб было – прочно, а будет в том нашем каменном деле от нашего нерадения и худого дела, опроче пожару, будет какая поруха в 20 лет и то порушенное дело починить и сделать заново нам подрядчикам, мне Якову с товарищи, своими каменными всякими припасы и безденежно».

Храм открыт ежедневно с 10:00 до 17:00, суббота с 10:00 до 19:00, воскресенье с 08:00 до 19:00; тел. +7 (926) 176 90 99.

При храме функционирует Воскресная школа для детей, а также православный театр «Прихожане», в котором принимают участие не только дети но и взрослые.

Настоятель храма — священник Александр Сидоров.

Контакты

Спасский храм в Уборах находится в Московской области Одинцовского р-на, между селом Успенским и Петрово — Дальним.

Приходской миссионер-катехизатор
Нефедова Виктория Александровна

Источник

Архитектура

Биография Бухвостова Якова Григорьевича

Яков Григорьев сын Бухвостов был родом из семьи крепостных крестьян села Никольское-Сверчково (Дмитровский уезд, ныне Клинский район), принадлежавшего окольничему боярину М.Ю.Татищеву.

Вся биография зодчего – по сути, только его произведения. Ни точная дата рождения, ни подробности его личной жизни до нас не дошли.

Впервые имя «Якушка Бухвостов» встречается в 1681г., в документе о торгах на постройку Воскресенской церкви на Пресне (не сохр.). Подряд достался не Бухвостову, а его главному конкуренту на протяжении всей жизни – Осипу Дмитриевичу Старцеву.

село уборы одинцовский район храм. Смотреть фото село уборы одинцовский район храм. Смотреть картинку село уборы одинцовский район храм. Картинка про село уборы одинцовский район храм. Фото село уборы одинцовский район храм

Несмотря на то, что на протяжении почти десяти лет о зодчем нет никаких упоминаний в документах, он, судя по всему, работал достаточно много, так как 16 мая 1690 года он заключает очень крупный контракт на возведение стен и башен Новоиерусалимского монастыря, что свидетельствует о его известности и опыте. Незадолго до постройки стен Нового Иерусалима,

1 января 1690 года он получает подряд на строительство келий в Моисеевом монастыре (монастырь располагался на углу Тверской и Моховой улиц, там, где сейчас находится гостиница «Националь») и берется за нее «со товарищи» – Иваном Парфеновым, Матвеем Федоровым и Прокофием Ивановым.

село уборы одинцовский район храм. Смотреть фото село уборы одинцовский район храм. Смотреть картинку село уборы одинцовский район храм. Картинка про село уборы одинцовский район храм. Фото село уборы одинцовский район храм

Окружить стенами с башнями такое необычное здание, как Воскресенский собор в Новоиерусалимском монастыре, было делом чрезвычайно сложным в художественном плане. Стены были поставлены в форме неровного семигранника в плане; в их углах расставлены башни. Всего башен вокруг монастыря восемь; все они восьмигранные, за исключением одной в шесть граней. Декор стен и башен схож, они представляют собой единый и органичный ансамбль.

Строительство ограды Новоиерусалимского монастыря было окончено к 1694г. К этому времени Бухвостов уже около года1693 г. работал над возведением нового Успенского собора в Рязани, и поэтому практически все работы по завершению Святых ворот с Входоиерусалимской церковью и одноэтажными пристройками в Новом Иерусалиме были оставлены на артель Филиппа Папуги и его товарищей, костромских крепостных братьев Емельяна и Леонтия Михайловых.

Необычен сам тип надвратной церкви – «восьмерик на четверике». Для своего времени он был новым и очень быстро распространился в строительстве вотчинных церквей.

село уборы одинцовский район храм. Смотреть фото село уборы одинцовский район храм. Смотреть картинку село уборы одинцовский район храм. Картинка про село уборы одинцовский район храм. Фото село уборы одинцовский район храм

Уже в 1694г. Бухвостов взял новый подряд на строительство Спасской церкви в селе Уборы, Имении боярина П.В.Шереметева-младшего. В течение трех строительных сезонов разрываясь между собором в Рязани (Переяславле-Рязанском) и церковью в Уборах, зодчий в итоге не успел выстроить последний в срок, и против него заказчиком было заведено судебное дело.

Бухвостова арестовали, но после вынесения приговора «бить кнутами нещадно».Шереметев, боясь остаться с недостроенным храмом, попросил избавить зодчего от наказания.

До окончания постройки собора Шереметев не дожил. Приступая к постройке нового храма в своей усадьбе, Петр Шереметев не просто думал заменить рядовую деревянную церковь каменной, а хотел, чтобы Яков Бухвостов создал выдающееся посвоим художественным качествам произведение, не уступающее лучшим московским храмам того времени.

И зодчий исполнил желание своего заказчика.

Спасский храм относится к древнерусскому типу храмов «иже под колоколы» то есть, верхний ярус высокого храма являлся одновременно и звонницей. В основании храма – четверик, на него поставлены три уменьшающихся восьмерика. Весь четырёхъярусный объём поставлен на высокий стилобат, повторяющий волнообразный план здания, и превращённый в круговую галерею с помощью невысоких парапетов. Завершено здание миниатюрной главой. Безупречные пропорции церкви дополняет роскошное декоративное убранство. Здесь каменная резьба необыкновенно скульптурна, пластична и объёмна. Будто это и не камень вовсе, а лепнина, рельефно выступающая на фоне терракотовых стен. В пышном убранстве чувствуются западноевропейские барочные тенденции. Особенно они ощутимы в пространстве парапета, заполненном барельефными мотивами изобилия (виноградные кисти, заморские плоды и цветы). Белокаменной резьбе вторят пышные наличники окон, украшенные завитками растительного орнамента, изящные колонны и порталы, обрамленные фигурными очельями, выделяющиеся на фоне оранжево-красных стен. Тут же рядом характерные для национального зодчества висячие гирьки и резные гребешки. Традиционные для барокко полуколонки здесь отделились от плоскости стен, и сплошь декорированы либо вогнутыми листьями с каплями росы, либо увиты цветочными гирляндами. Храм опоясывает открытая гульбище-терраса, чей парапет украшен белокаменной фигурной резьбой, шарами и декоративными столбами по краям.

Контакты

Спасский храм в Уборах находится в Московской области Одинцовского р-на, между селом Успенским и Петрово — Дальним.

Приходской миссионер-катехизатор
Нефедова Виктория Александровна

Источник

Спасский храм с. Уборы

Официальный приходской сайт

Спасский храм с. Уборы

село уборы одинцовский район храм. Смотреть фото село уборы одинцовский район храм. Смотреть картинку село уборы одинцовский район храм. Картинка про село уборы одинцовский район храм. Фото село уборы одинцовский район храм

Престольный праздник: Спаса Нерукотворного (29 августа).

Настоятель храма — священник Александр Николаевич Сидоров, 1981.

Как добраться
Проезд общественным транспортом: от ст. метро «Тушинская» авт. № 549 до ост. «Петрово-Дальнее» — 21 км, местным автобусом — 8 км, пешком

1 км; или с Белорусского вокзала до ст. Одинцово — 24 км, и авт. № 36 до ост. Уборы..

Общая информация

Село Уборы расположено на старинной дороге из Москвы в Саввино-Сторожевский монастырь и в древности называлось Убора. В 1673 г. здесь был построен деревянный храм, по посвящению которого во имя Спаса Нерукотворного образа, село какое-то время называлось Спасским.

В 1694 г. Петр Васильевич Шереметев (начальник Поместного приказа) решил построить в своей усадьбе новый каменный храм и вручил подряд на строительство известному зодчему Бухвостову «со товарищи» — Михаилом Тимофеевым и Митрофаном Семеновым.

Сам заказчик, боярин П.В.Шереметев, не дожил до окончания строительства здания церкви всего несколько недель, он скончался в 1697 г. Еще три года ушло на то, чтобы сделать резной иконостас, позолотить его и написать иконы. Иконостас храма высотой 25 метров имел девять ярусов икон. Наконец, 17 сентября 1700 г., был выдан антиминс на освящение храма.

Во время Отечественной войны 1812 г. через Уборы проходили французы, осквернившие и разорившие храм. После войны до 1833—1836 гг. церковь находилась в запустении, в это время обвалился первоначальный парапет гульбища.

В 1840 г. настоятелем Спасской церкви стал Николай Тимофеевич Добролюбов, а затем его потомки, вплоть до 1938 г.

В 1842 г. был сломан господский дом, а также снесены главки на четырех приделах храма и детали украшения нижнего яруса храма. Тогда же, по-видимому, снесли и главный купол, поскольку имеющийся ныне купол не соответствует размерам храма. Известно прошение от 1849 г. произвести ремонт церкви, окраску стен, замену ветхих оконных переплетов и поновление икон.

В 1938 г. советские власти разграбили церковь. Единственный в своем роде иконостас был распилен на части и сожжен в центре храма. Колокола звонницы, отлитые из чистого серебра, сбросили и увезли на переплавку. Облачения священников пошли на пошив кепок. Сохранился только большой подсвечник, который вновь стоит у иконы апостолов Петра и Павла. Храм пустовал много лет, потом в нем хранили сено.

Летом 1995 г. храм вернули верующим. Тогда же его посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он благословил восстановление храма и приходской жизни. С тех пор проводятся богослужения и ремонтно-реставрационные работы.

Источник

Уборская церковь – творение крепостного мастера

Село Уборы с церковью Спаса Нерукотворного стоит на старой дороге, по которой шли паломники из Москвы на богомолье в Саввино-Сторожевский монастырь. Уборский храм – памятник нарышкинского барокко, стоящий в одном ряду с признанными образцами этого стиля, московским храмом Покрова Богородицы в Филях, Знаменской церковью на Шереметевом дворе и Троицкой церковью в Троице-Лыково.

В 1878 году архимандрит Троице-Сергиевой лавры Леонид Кавелин издал книгу «Московский Звенигород и его уезд в церковно-археологическом отношении». К тексту издания прилагалось пять литографий красивейших церквей уезда: Никольской в Вяземах, Димитрия Солунского в Дмитриевском, Благовещенской в Павловской Слободе, Никольской в Урюпине и, наконец, Спасской в селе Уборы. Сегодня эти отмеченные архимандритом храмы находятся в разных частях Подмосковья – Истринском, Одинцовском, Красногорском районах, которые в XIX веке составляли единую территорию Звенигородского уезда. Спасская церковь в Уборах может считаться одной из красивейших не только в западной части Подмосковья, но и во всей области. Подобный ей по архитектуре храм нарышкинского барокко есть лишь в селе Софрино в бывшей усадьбе Салтыковой-Ягужинской.

село уборы одинцовский район храм. Смотреть фото село уборы одинцовский район храм. Смотреть картинку село уборы одинцовский район храм. Картинка про село уборы одинцовский район храм. Фото село уборы одинцовский район храм

Название села Уборы по словарю народных географических терминов Э.М. Мурзаева, возможно, восходит к диалектным словам убор, уборье – возвышенность, высокое место. За свою историю селение несколько раз меняло имя. В начале XVI века местность значится в документах как «Луг Избореск», а в XVII веке по церкви Спаса Нерукотворного стало называться Спасским или Спас-Уборы.

Уникальность Уборской церкви в том, что этот прекрасный образец архитектуры нарышкинского барокко был выстроен человеком простого происхождения – крепостным крестьянином Якушкой Григорьевым, впоследствии именовавшимся Яковом Григорьевичем Бухвостовым. Зодчий-самородок родился на подмосковной земле в селе Никольское-Сверчково Берендеевского стана Дмитровского уезда. В 1690-х годах владелец Убор, воевода и начальник Поместного приказа Петр Васильевич Шереметев Меньшой задумал строительство в своей вотчине каменного Спасского храма, который бы не уступал по красоте лучшим на то время московским церквям. Шереметев поручил стройку уже знаменитому к тому времени «подрядчику каменных дел» Яшке Бухвостову и его товарищам Мишке Тимофееву и Митрошке Семенову.

село уборы одинцовский район храм. Смотреть фото село уборы одинцовский район храм. Смотреть картинку село уборы одинцовский район храм. Картинка про село уборы одинцовский район храм. Фото село уборы одинцовский район храм

Яков Григорьевич Бухвостов не единственный в русской архитектуре известный зодчий, который вышел из среды крепостных крестьян. Почти одновременно со строительством Спасской церкви в Уборах в Москве на Покровке возводился большой Успенский храм на средства купца Сверчкова. Его строителем стал зодчий Петрушка Потапов, как считается, крепостной крестьянин и самоучка. Красота этого удивительного храма в стиле нарышкинского барокко поражала Ф.М. Достоевского, а позднее – И. Э. Грабаря, Д.С. Лихачева. Выстроенный выходцем из народа храм после революции отмечал и первый комиссар народного просвещения РСФСР А.В. Луначарский. Он даже настоял на присвоении соседнему с церковью переулку имени зодчего Потапова. Увы, в 1930-е году Успенский храм на Покровке закрыли и снесли.

Можно вспомнить и крепостных зодчих, чье происхождение подтверждено документально. В усадьбах графской ветви Шереметевых работала целая династия крепостных художников и архитекторов Аргуновых. Федор Семенович Аргунов спроектировал несколько павильонов в усадьбе графа П.Б. Шереметева в Кусково, а Павел Иванович Аргунов выстроил позже дворец-театр в имении его сына в Останкино. Даже знаменитый Казанский собор на Невском проспекте в Санкт-Петербурге был воздвигнут по проекту бывшего крепостного крестьянина Андрея Никифоровича Воронихина.

село уборы одинцовский район храм. Смотреть фото село уборы одинцовский район храм. Смотреть картинку село уборы одинцовский район храм. Картинка про село уборы одинцовский район храм. Фото село уборы одинцовский район храм

Яков Бухвостов был предприимчивым мастером «каменных дел», легко брался за несколько подрядов одновременно, правда, не всегда разумно рассчитывал свои возможности. Еще не до конца завершив работы по возведению стен и башен Ново-Иерусалимского монастыря, Бухвостов взялся в 1693 году сразу за еще два больших дела: строительство нового Успенского собора в городе Рязани и каменной церкви под Москвой в Уборах для боярина П.В. Шереметева. Такая самонадеянность чуть не стоила «мужицкому» архитектору позорного наказания.

Бухвостов пообещал П.В. Шереметеву построить Спасскую церковь в Уборах за два года, однако, почти сразу забросил подмосковную стройку и уехал в Рязань, все время работая над возведением грандиозного собора. Заказчик пожаловался на зодчего в приказ каменных дел, после чего в Рязань за нарушителем выехал пристав. Посыльный не смог поймать и арестовать Бухвостова в Рязани, но спустя какое-то время зодчий сам явился к Шереметеву и заключил с боярином договор на новый срок. Однако и на второй раз Бухвостов не успел построить церковь в Уборах вовремя. Зодчего посадили за решетку и обязали срочно закончить дело, предварительно побив «нещадно кнутом». Позорное наказание, однако, было отменено по просьбе самого Шереметева, и к 1697 году великолепный каменный храм на берегу реки Москвы все же был возведен.

село уборы одинцовский район храм. Смотреть фото село уборы одинцовский район храм. Смотреть картинку село уборы одинцовский район храм. Картинка про село уборы одинцовский район храм. Фото село уборы одинцовский район храм

Неприятности с П.В. Шереметевым не исправили привычку неутомимого Бухвостова браться за несколько больших дел сразу. Известно, что после Рязанского собора зодчий одновременно принялся строить в этом городе архиерейские каменные житницы, палаты и сразу четыре церкви. Однако и там из-за спешки мастера не обошлось без проблем: «в каменном деле учинилась поруха», и Бухвостов «многие недели держан был у того дела по приказу митрополичью в железах».

Спасский храм в Уборах некогда был также великолепен по своему внутреннему убранству, как и внешне. К сожалению, в 1930-е годы он не избежал участи многих подмосковных церквей – был закрыт и разорен. Иконы и резной деревянный иконостас были порублены и расхищены. Однако и в советские годы понимали, что храм представляет большую ценность как памятник архитектуры, и в 1950-е годы специалистами была проведена основательная реставрация. Нынешние иконостас и храмовые образы появились в церкви после ее возвращения верующим в начале 1990-х годов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *