самый старый храм смоленска
Путешествие в Смоленск: 3.Древнерусские храмы домонгольской эпохи. Три самых древних церкви города
1.Церковь Петра и Павла на Городянке
Этот храм расположен прямо у железнодорожного вокзала, и его видят наверно все гости города.
В периоды оккупации города в 1812 и 1941-1943 годах храм сильно пострадал, но каждый раз восстанавливался. Последние реконструкции проведены в 1963 и 2000 годах, храму возвращен первоначальный вид. Внутри ничего интересного после реставрации нет, фотографировать не стал.
Рядом стоит Варваринская церковь. Она освящена в 1753 году. До этого здесь была резиденция католического епископа, церковь построили на ее месте.
2.Далее мы посетили храм Архангела Михаила, расположенный на окраине города.
Церковь построена между 1180 и 1193 годами.
Архитектура мощная и красивая. Вот так умели строить на Руси 800 с лишним лет назад!
На стене всякие интересные элементы.
Эта церковь меня впечатлила больше всего. На фоне посетителей виден ее внушительный размер!
Внутри тоже очень красиво!
Высота просто огромная.
Освещение, попадающее через купол, фокусируется на центре храма, благодаря чему электрический свет здесь днем и не нужен.
Сбоку есть три таких винтовых лестницы, они ведут в боковые части храма.
3. Церковь Иоанна Богослова. Построена ориентировочно в 1173 году.
Количество красивых и мощных храмов говорит о том расцвете Смоленского княжества, который наступил в 12 веке. Смоленское княжество было по сути независимым западнорусским государством, проводившим свою внешнюю политику, заключавшим международные договоры с германскими и прибалтийскими городами, и видимо, было весьма богатым и преуспевающим.
На стене здесь тоже есть интересные элементы.
Внутри храма барабан купола поддерживают мощные арки, опирающиеся на четыре массивных столба.
По своим художественным формам Петропавловская церковь являет собой типичный пример крестовокупольного храма, заимствованного из Византии.
Строги и суровы узкие оконные проемы и уступчатые входы-порталы в центре фасада.
Суровую гладь стен оживляют немногочисленные декоративные элементы: пояски узорной кирпичной кладки, аркатура (ряд декоративных кирпичных арок), декоративные кресты, фигурные нишки на барабане, узкие тяги (пояски).
Первоначально здание с трех сторон было окружено галереей-усыпальницей, которая не сохранилась
Церковь Петра и Павла – самый древний архитектурный памятник Смоленска
Самый старый храм смоленска
Церковь Архангела Михаила Церковь Иоанна Богослова
Церковь Петра и Павла
Церковь Петра и Павла – это крестово-купольная постройка с тремя полукруглыми апсидами, увенчанная шлемовидной главой с массивным 12-гранным барабаном на квадратном постаменте. Это прекрасный образец крестовокупольной одноглавой четырехстолпной постройки, и в этом она продолжает классические традиции Киевской Руси и Византии. По своим внешним формам и пропорциям храм статичен, строг и монументален. Но благодаря «гибкому», поддающемуся обработке кирпичу пластика княжеской церкви сложна и утонченна. Сдержанный, почти суровый внешний облик храма оживляется элементами изящного убранства: это поясок арочек, проходящий по верху стен, узор из треугольных впадин, выпуклые кресты. Наиболее наряден барабан, особенно красив на барабане пояс остроконечных шишек. На фасадах хорошо видны отверстия от строительных лесов и участки первоначальной древней кладки. На северном и южном фасадах закомары отвечают торцам сводов, боковые закомары западного и восточного фасадов ложные. Фасады членятся лопатками, у двух средних – широкие угловые лопатки полуколонн не имеют. Апсиды оживлены широкими вертикальными тягами со слепой, также плоской, аркадой в верхней части. Широкие полуциркульные амбразуры окон обрамлены одноступенчатой нишей. Темные пятна этих проемов подчеркивают мощь здания. В центральной закомаре три окна, в боковых – по одному окну или нише. Ниже главный средний ярус окон: три в среднем членении и по одному в боковых. Очень важен большой разрыв между ярусом окон и нишей портала. Боковые окна как бы подчеркивают незначительность величины портала, усиливая впечатление грандиозности храма.
Внутреннее пространство храма перекрыто цилиндрическими сводами, на пересечении центральных рукавов свода установлен барабан, который опирается на четыре массивных столба, соединенных арками.
В западной части здания были устроены хоры – своеобразный балкон для князя и его свиты. Таким образом, князь во время богослужения стоял, буквально, над головами своих подданных. Пол первоначально был кирпичный, но впоследствии был заменен поливными керамическими плитками. Внутри стены и своды были покрыты росписью. Об этом свидетельствуют сохранившиеся местами широкошляпочные гвозди, а также незначительные фрагменты живописи. Расписаны были и плоскости оконных амбразур. На стенах сохранились надписи ХП в. Храм Петра и Павла как никакой другой символизирует ту культурную эклектику, какой отличается земля Смоленщины. В 1996 году в Смоленске прошли празднования 850-летия постройки храма Петра и Павла.