самые известные иконы иисуса христа
Икона Иисус Христос. Иконография Иисуса Христа: самые известные иконы, значение, в чем помогают, как молиться
Наложенное в библейском Ветхом Завете вето на изображение Бога и его ипостасей, было незыблемо до VIII века. Однако прошедший в 787 году Седьмой Вселенский собор изменил догматы христианства, включив в него иконопочитание. Изменилась и сама трактовка запрета. Теперь запрещалось придумывать образы, так как подобное считалось созданием идолов. При этом изображение нерукотворных ликов Спасителя церковью разрешалось. Более того, это стало самой популярной темой иконографии. Но изображать Иисуса нужно было согласно правилам.
Стандарты изображения Иисуса Христа
Иконография Иисуса Христа и ранее подчинялась определенным правилам. В иконописи стали использовать основные, характерные черты, хотя канонического изображения Спасителя существовал не один вариант.
В иконоборческих спорах этот вопрос стал принципиально важным. Ведь это влияло не только на церковное искусство. В иконе должен быть изображен единственный образ Бога. Именно он обязан был считаться центральным. И от этого изображения и зависело построение всей лестницы образов структуры мироздания.
У первых христиан таких ярких споров не зафиксировано, так как изображения на то время были больше знаково-символическими. Реализма от них не требовалось. Только самим христианам было понятно, что на иконе, и какой смысл она в себе несет. Лишь они могли прочитать весь тайный замысел изображения. К одной из таких икон относят синайский образ Христа Пантократора.
Описание образа Христа Пантократора
Написана икона в стиле позднеантичной энкаустики. Сочно, довольно реалистично, виртуозно. Эти образы Христа относятся к V-VI вв. Выделяются образы непривычным реализмом, по сравнению со стандартной манерой письма. На некоторых даже читалась некоторая чувственность лика.
Именно этот иконографический тип и эти физиологические черты будут прослеживаться вплоть до двадцатого столетия. Если посмотреть несколько ранних изображений Иисуса (образ Спасителя в композиции «Преображение», образ Христа Грядущего на облаках, поясное изображение Пантократора), то между ними прослеживается один образ, иконы близки между собой. А это могло говорить только о том, что лик Иисуса уже был полностью сформирован. И утверждены изображения были еще до начала иконоборческих споров. В период же споров оставалось лишь дать богословское утверждение, которого так не хватало. Что и было сделано.
Современная иконография Христа
В наше время иконография очень разнообразна. И для того чтобы выделить базовые типы изображений, можно взять за образец главный образ Спасителя Нерукотворного. Как появилась первая, нерукотворная икона? По сказаниям христиан, верно восточное предание, которое берет свое начало с шестого века.
Легенда первой иконы Иисуса Христа
Согласно легенде, эдесский царь Авгарем V, страдающий от проказы, услышав о чудесах, совершаемых Иисусом, послал к Спасителю своего гонца с просьбой исцелить его. А если Христос не может явиться, то прислать хотя бы лик Спасителя, чтобы с помощью лика получить исцеление от болезни. Но к Иисусу пробиться было непросто. Он был окружен толпой. И у художника не получалось нарисовать портрет. Заметив это, Иисус умыл свое лицо и обтер его платком. После чего на платке проявился лик.
Кстати, это не единственная версия появления Спаса Нерукотворного. Западная, средневековая, версия этого сказания возникла примерно в тринадцатых-пятнадцатых веках. И согласно этой версии, платок Иисусу подала благочестивая Вероника, сопровождавшая Спасителя в Крестном пути. Этим платком Христос вытирал с лица кровь и пот. А потом на платке также проступил Образ.
Иконы с подобным изображением Божественного лика получили название «Плат Вероники». Изображали они только голову и от первоначального варианта чудодейственного Мандилиона, отличались появившимся на голове Христа терновым венком. Сегодня это и есть знаменитая икона Иисуса Христа в терновом венце.
Образ Христа «Спас Мокрая Борода»
На территории Руси также существуют подобные иконы, например, «Спас Мокрая Борода». Появился этот лик в IX веке. Древнейшим из известных образов является Новгородский Спас Нерукотворный. По манере такой рисунок, ближе к классическому типу и соответствует восточному преданию об омовении лица. Изображение несколько отличается от каноничного. В частности, здесь у Иисуса борода будто и правда смочена водой.
Спас Вседержитель
Наиболее широко распространено изображение, известное как Спас Вседержитель или Пантократор. Это погрудное изображение Спасителя. Также существуют варианты в рост, по пояс или на троне. В левой руке изображается свиток с писанием или Евангелие, пальцы правой руки сложены в благословляющем жесте. Описание иконы Иисуса Христа Пантократора упоминается в IV–VI веках в Византии. Древнейшее подобное изображение относится к середине VI века — это Христос Пантократор Синайского монастыря.
Вера в Бога, воплощенного в человеке, – именно это правильное значение великой иконы. Она положила начало догмату Боговоплощения. И этот догмат стал ключевым у христиан. А образ дошел и до наших дней и встречается довольно часто. На фресках в церквях, в домах, украшает купола церквей.
Существует несколько вариантов Спаса Вседержителя, например, Спас в силах. Данный тип иконы предусматривает изображение Иисуса в полный рост в сидячем положении. Фон представляет из себя изображение земли, духовного мира и невидимого мира в виде красного квадрата, синего овала и красного ромба, соответственно. Встречаются подобные иконы и без заднего фона, называются они Спас на престоле.
Спас Эммануил
Особым типом иконографии представлен Спас Эммануил. Главным его отличием от канонического, является изображение Христа не в зрелом возрасте, а в детстве. Однако и все привычные атрибуты, такие как нимб и крест над головой, присутствуют в данном виде икон Спасителя. Чаще всего этот образ не бывает одиночным, примером тому служат изображения Богородицы с младенцем Иисусом. Это призвано подчеркнуть родство Христа с Отцом Богом.
Деисус
На этих иконах Иисус Христос изображается в центре, в окружении различных библейских персонажей – Богородицы, Иоанна, апостолов или иных святых. Сам Спаситель изображается в виде Пантократора на троне.
Впервые такой вид икон упоминается в седьмом веке. Смысл иконы в том, что Спаситель является заступником людского рода пред Богом Отцом, доносит людские молитвы, обещает быть милостивым защитником каждого, обратившегося к нему. Образ помогает верующему стать ближе к всевышнему, раскаяться, очистить душу, получить прощение за грехи.
Ангельский Деисус — традиционная русская икона, появившаяся в XII веке. Это одна из разновидностей икон типа Деисус. Здесь Христос изображается совместно с архангелами Гавриилом и Михаилом.
Образ «Предста Царица»
Рассмотреть все виды икон не представляется возможным. Мы описали только самые основные. К примеру, можно встретить названия икон Иисуса Христа, вообще не отвечающие стандартным канонам. Вот некоторые из них.
Спас благое Молчание
На ней Иисус написан в виде ангела, то есть до принятия человеческого облика. На самой иконе изображен юноша в светлой одежде, за спиной видны крылья, над головой звездчатый нимб Господа Саваофа. Руки его пусты. Так как он еще не спустился на землю. И пока еще не стал наставником для человечества.
Спас Великий Архиерей
Здесь мы спасителя видим в роли священника. На нем пышная одежда, голову украшает корона. Здесь, как и у Спаса Вседержителя, он держит Евангелие и второй рукой занимается благословением.
Добрый пастырь
На этих иконах Христос представлен в образе учителя и наставника. В основном он изображен обычным пастухом со склоненной головой, несущим на плечах заблудившуюся овцу.
Есть также иконы Бога Иисуса Христа, начало которых взято из Ветхозаветных писаний. К примеру «Христос во гробе». Это изображение, пожалуй, одно из самых трагичных в христианской иконографии. Здесь Спаситель изображен умершим, его тело находится на ложе рядом с открытым гробом. Такие изображения носят чисто символический характер, показывая, как смирно Христос принял свою участь.
Существуют и католические иконы Иисуса Христа. От православных они отличаются вольным изображением Спасителя и латинскими надписями.
Перед любым изображением Христа можно возносить молитву Спасителю, искренне просить о прощении грехов и милости Господа.
Икона Иисуса Христа
Святые образы нашего Всевышнего присутствуют практически во всех христианских домах, ведь эти иконы являются главной православной реликвией, которая занимает одно из основных мест в домашнем иконостасе и в церквях. Эта икона одна из самых дорогих и боготворимых среди христианских святынь, потому как это лик нашего Спасителя. Икон Господа Иисуса существует огромное множество. Многие божественные образы со святым изображением обладают целебными свойствами. Все святые лики Всевышнего в основном характеризуются тем, что несут в себе гармонию и благословение Божье.
Фото и описание иконы Иисуса
Святые образы Всевышнего Иисуса Христа выступают в роли посредника между Небесным Царством и земным человеческим светом. Пред Образом возносят молитвы об излечении серьезных недугов, молятся о ниспослании поддержке во всяком горе, просят Всевышнего направить их на путь истинный и указать на верное решение судьбоносного вопроса. Верующие верят, что если произносить молитвы перед иконой Спасителя, то такая просьба быстрее дойдет до небесного покровителя.
Какие есть виды икон Господа:
• Икона Христа Всеповелителя и Небесного Судьи.
• Лик Господа образе проповедника среди мирских людей.
• Кроме вышеперечисленных изображений Иисуса, существуют святые образы Христа, где он изображается в образе мальчика либо малыша (такие образы Всевышнего не образуют отдельный вид).
На большинстве образов Спаситель изображается с крeстчaтым нимбом на голове. Этот нимб является символом Божественного света, который Господь показал своим последователям на холме Фaвoр. Путем изображения такого символа обозначается две сущности Иисуса Христа – Небесное естество и земное, людское.
Практически на всех образах он изображается держащий в руках книгу: Открытую либо закрытую – Библию, священное послание о спасении, которое Всевышний принес людям.
Как молиться иконе
Считается одним из главных и необходимых предметов мирского бытия православных верующих. Надо знать то, что этот святой лик обладает своим предназначением и у него есть определенные условия. Это все нужно иметь ввиду для того чтоб понять атрибутику иконы Всевышнего. Выбирая святые лики для своей квартиры вы должны основываться на том чего хочет ваше сердце. Икона воплощения Господа Бога считается главным и необходимым элементом праведного жития верующих людей. Можно выбрать, как и истинное божественное изображение, так и то, которое насыщенное атрибутикой.
По-гречески Вседержитель, переводится как Пантократор. Что обозначает способность делать чудесное явление, которое и считается привилегией Всевышнего.
Описание иконы Иисуса Христа
Всевышнего могут изображать сидя на престоле, во весь рост либо же бюст. В одной руке у него находиться пергамент либо же библия. Другая же рука изображается в напутствующим знаке. Библию же изображают раскрытую либо же наоборот закрытую. Если же Евангелие раскрытое, то там рисуют два знака: название первой и последней букв в греческом алфавите. Это означает рассвет и закат.
На этой иконе Наш Господь изображается в тот период мирской жизни, вовремя которого Иисус проводил миссионерские беседы. Вокруг головы находится круглый нимб с вписанным в него крестом. На нем одеты синяя накидка поверх красного древнегреческого мужского платья. Верхняя накидка обозначает исток небо, а рубашка- людскую суть, страдание, и величавость. Этой одеждой показывают равноденствие мирского, религиозного и небесного.
Значение иконы Иисуса Христа
Эта икона очень известна людям, потому как над ликом Иисуса парит венец с крестом. Этот венец показывает на божественное начало, а также на второй мирской лик Всевышнего. Крест означает борьбы над кончиной и греховным деянием, смирение, которое показал наш Спаситель во время страданий.
Выделяют из огромного количества святых образов лик Всевышнего. Он представлен шестью главными видами, которые в свою очередь представлены двадцатью подтипами.
«Спаситель Небесный», «Всевышний Вседержитель» и «Иисус Христос на троне» — это самые популярные и почитаемые иконы, которые знает всякий православный верующий.
Роль иконы в православии
Предназначение этой иконы крайне важное. В нем собрано предупреждение о Высшем суде, через который должны пройти все люди, а также такие качества как: сердечность и сострадание. С помощью этой иконы православные люди справляются со всеми преградами и бедами на своем пути ведущему к высокой благой цели. Данный святой лик Господа символизирует о гармонии мирского и религиозного бытия, и еще о тех мучениях, которые вытерпел Иисус ради всего человечества.
Святой лик дарует верующим сострадание в печалях, спокойствие, и силы для выдержки всех препятствий, терпение. Вознося мольбы пред этой иконой, верующие выражают признание за содействие и подмогу, и еще молят о послании напутствия в достижении цели.
В чем помогает икона Иисуса Христа
Это божественное изображение несет помощь и сострадание. Произнося молитву к этому лику православные верующие получит избавление от:
• нечистых мыслей,
• душевных, телесных ран.
Молить у иконы Всевышнего нужно о:
• спасении от гибели и несчастий,
• ограждении лжи и огорчения,
• спасение от бесчестности и бессердечия.
Нужно возносить не только молитвенные прошение к Всевышнему, но и благодарственные молитвы. Необходимо наносить визит в церковь и в моменты радости, чтобы поблагодарить Господа за все. Мольбы надо произносить искренне от всей души и добрыми мыслями. Можно возносить молитвенные просьбы не лишь о себе, но и за своих родных.
Икона поможет обрести:
• единство;
• помогает обрести покой;
• скрепляет семью;
• единодушие.
Огромную роль играет эта икона в семейных отношениях. Она оберегает семью. При помощи этой иконы возможно оградить своих чад от недугов и несчастий. Считается, что не существует таких болезней, которые не может исцелить Небесный Целитель души и тела.
К этому божественному лику возносят молитвы о исцелении самых тяжелых болезней. И если верование верующего твердое, настоящее и чистое, то эта икона исцелит от всяких недугов. Пред этой иконой молят о здравии и любви для друзей и ближних. Эта икона создает Венчальный образ. Очень часто родные молодого именно этой иконой и напутствуют его на добрую, взаимную любовь и вечный брак.
Все иконы освящены по полному православному обряду в храме святителя Николая Чудотворца
На все реализуемые товары мы с радостью предоставим Вам любые документы, на всех ювелирных изделиях обязательно стоит проба и заводская бирка с ОТК, что гарантируем 100% подлинность. Также на большинстве икон есть сертификаты производителя и фирменная упаковка
Доставка в любой регион России
Мы с радостью и очень быстро доставим прямо до дверей Вашей квартиры все заказанные товары, мы заранее сообщим Вам примерную стоимость и сроки доставки, так что Вы всегда будете точно знать, когда получите Ваш заказ!
Доставка в будни и в выходные
Доставка происходит в любое удобное для Вас время и даже в выходные. Вы сами выбираете время и место удобное Вам. Курьер обязательно позвонит за 1 час и предупредит, что уже выехал.
Оплата наличными или онлайн
Вы можете оплатить Ваш товар любым максимально удобным Вам способом, будь то электронные деньги или же перечисление на расчетный счет!
Возврат товара в течение 2 недель
Мы настолько уверены в качестве нашей продукции, что Вы всегда можете вернуть нам не понравившийся товар в любое время в течение первых двух недель использования.
Изображая Бога: иконы Иисуса Христа
Икона Христа занимает центральное место любого иконостаса, но оказывается, что вариантов ее написания не так много. С чем связана эта сдержанность, как появилось первое изображение Христа и о чем спорили иконоборцы, корреспонденту «НС» рассказала искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско — богословском институте святого апостола Андрея, автор книг о богословии русской иконы.
Ангел «Благое молчание», Спас «Благое молчание». «Еще более непонятный образ, — считает Ирина Языкова, — Христос, изображенный в виде ангела. Ангела Софии. Можно толковать это как один из доипостасных образов Христа. То есть до Его воплощения. Однако образ настолько сложен, что даже главы Собора говорили, что такие иконы не стоит писать. Икона должна сама объяснять веру, а здесь приходится объяснять икону. Поэтому подобные иконы Вселенские соборы не поощряли. Тем не менее в XVI веке они получают распространение и популярность»
Внешность Христа
Вокруг внешности Иисуса Христа велись жаркие споры. Одни говорили, что в псалмах сказано, будто Он «прекраснее сынов человеческих» (Пс. 44: 3), и писали Христа прекрасным юношей, по типу греческих богов; а другие, наоборот, писали Христа подчеркнуто некрасивым, ссылаясь на пророчество Исайи: «…мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое» (Ис. 53: 2-3).
Плащаница
Христос Пантократор
Явление Божией славы
С нами Бог
— В этой иконографии мы снова видим идею Боговоплощения, — поясняет Ирина Языкова, — Всемогущий Бог умалился до кроткого беззащитного Младенца. И хотя, вероятно, предстоять в молитве естественнее и понятнее перед иконой Нерукотворного Спаса или Христа Пантократора, но в образе «Спаса Эммануила» выражена глубокая богословская идея.
Основные типы иконографии Спасителя этим исчерпываются. Иконы Христа ближе к догматам, чем все другие иконы. Они строже, ближе к самой вере, и в них нет места для фантазии. Существуют и более поздние гимнографические, сложные и заумные образы, такие как «Недреманное Око», например, или «Благое Молчание», но их появление свидетельствует лишь о заимствованиях из других культур, в частности из западноевропейской. Заимствования эти не всегда бывали удачными, осмысленными и оправданными.
Екатерина СТЕПАНОВА
Читайте также:
12 древнейших изображений Иисуса Христа
Один из бесспорных пунктов в списке древнейших изображений Христа — т.н. «Граффити Алексамена», выцарапанная в одном из римских зданий эпохи Северов. Это карикатура, предположительно высмеивающая христиан и изображающая Иисуса в виде животного.
Надпись на этом «рисунке на заборе» гласит «Алексаменос поклоняется [своему] богу».
Граффити выставлено в одном из римских музеев.
Еще одно произведение искусства, которому в литературе отдают титул одного из древнейших. Фреска на сюжет «Воскрешение Лазаря» была обнаружена при раскопках церкви в Дура-Европос (Сирия), знаменитой тем, что она является самой ранней идентифицированной христианской домашней церковью (ранее обычный жилой дом, преобразованный в небольшой храм в 1-й половине III века).
Эта фреска была найдена при раскопках в 1928-37 годах и ныне выставлена в Йельском университете, откуда была экспедиция.
Впрочем, изображений Христа в технике фрески в различных сценках достаточно много в римских катакомбах, в том числе из того же III века, что в примере выше. И я не знаю, на каком основании, при такой расплывчатой датировке, их считают более поздними, чем предыдущую.
Вот эту сцену с проповедующим Христом (в образе философа в тоге) из римских катакомб Домитиллы в одном месте датируют IV веком, а в другом пишут, что это аж II век.
UPD: как комментирует нам ув. Михаил Медведев: Антропоморфная иконография «то ли Христа, то ли Его символов» должна имго включаться в список в ясном осознании того, что мы не можем провести чёткую черту и отделить символ от «портрета». Вероятно, дикая идея изобразить Бога, хотя бы и воплотившегося, укоренялась и осуществлялась постепенно, через приближение. Где Пастырь – иллюстрация к притче, а где – аллегорический образ Самого Христа? Это ведь действительно неясно. В поздней иконографии есть маркеры, в ранней – нет.
Древнейшим уцелевшим мозаичным изображением Христа является, видимо, «Христос Sol Invictus» (он же бог Гелиос), найденная в Мавзолее М (гробнице Юлиев) ватиканского некрополя под Базиликой Святого Петра в Риме.
Эта гробница была обнаружена в 1574 году, когда рабочие случайно пробили потолок во время ремонта пола в Базилике.
Рельефов с изображением Христа, трактованного по-античному, в III веке создавалось уже достаточно. Вот один из первых уцелевших: саркофаг 270-275х годов, находящийся в римской церкви Санта-Мария-Антиква.
Видимо, одним из древнейших изображений Иисуса Христа в круглой скульптуре (т.е. не в рельефе, а в той, что можно обойти), является «Добрый Пастырь» из Музеев Ватикана, разрабатывающий ту же древнюю языческую тему, о которой шла речь выше.
Однако, несмотря на то, что это одна из самых известных статуй на эту тему, отдать ей пальму первенства мне мешает «мелочь»: на сайте музея написано, что первоначально это была не отдельная статуя, а тоже рельеф саркофага, которую обособили в XVIII веке!
Тот саркофаг выглядел, очевидно, примерно так, только работа была тоньше.
Тем не менее, в эти последние века античности перед падением Рима можно найти и другие статуи Христа,
Например, вот этот «Сидящий Христос» из Чивита Латина (c.350-375, Museo Nazionale Romano—Palazzo Massimo alle Terme, Rome), выведенный в образе античного философа, молодого, прекрасного (как корейский айдол) и безбородого.
Но вскоре отдельные статуи вообще исчезнут, т.к. слишком сильно они будут ассоциироваться с поганым язычеством. В Византии они вообще не возникнут, а в Западной Европе они вернутся и станут нормой только в районе XII века.
Самым первым примером проникновения Христа на монету считается византийский солид 450 года, выпущенный в честь бракосочетания Пульхерии (актуальной обладательницы титула императора после смерти брата Феодосия II), с Маркианом, который и стал следующим императором. У новобрачных не было отца, вести к венцу их было некому, и поэтому на реверсе пару благославлял стоявший между (и над) ними Христос. Сохранился один экземпляр такой монеты, в Глазго.
Бесспорно, древнейшей уцелевшей иконой Христа является энкаустическая работа, сохранившаяся в Монастыре св. Екатерины на Синае. Она изображает Христа как Пантократора, и это уже совершенно классический образ. Других икон той эпохи не сохранилось из-за иконоборчества и слишком проблемного региона вокруг.
Книги сохраняются еще хуже. Древнейшие уцелевшие иллюминированные (с картинками) манусрипты со Священным Писанием относятся к VI веку (без картинок есть и более ранние). Тут у нас несколько соискателей титула «древнейший» в номинации.
Основываясь на стиле, серединой VI века датируют греческий «Синопский кодекс» (Национальная библиотека Франции, Париж). Изображения Христа там тоже есть.
Вот сцена с чудесным исцелением слепого.
Декоративно-прикладное искусство
(VI век)
Пишут, что Христос есть на каких-то геммах и камеях III века, но найти мне их не удалось. Взамен предложу вам более известный артефакт, т.н. «Крест Юстина II» (в сокровищнице Базилики св. Петра в Риме).
Это один из древнейших реликвариев с частицами Истинного креста, найденного св. Еленой при раскопках на Голгофе. Но для нас важно, что на этом распятии (опять-таки одном из древнейших образцов жанра «распятий»), использованы изображения Иисуса Христа. Причем и как Агнца, и как Человека. Примерно тогда Церковь наконец разрешила Христа нормально изображать, с этим связано появление его образа на распятиях, которые в итоге станут стандартом.
На лицевой стороне креста лишь посвятительные надписи от дарителей и драгоценные камни.
UPD: принесли в комментарии со словами, что насколько помнится, вот древнешее изображение распятия.
Гемма (яшма). 2-3 века н.э., Рим. Британский музей
Деревянная статуя
(770-880 годы)
Помните, я писала выше, что отдельных статуй Христа не будет до зрелого Средневековья? Это в массе, а вот отдельные экземпляры попадаются. По крайней мере, это доказала недавняя экспертиза, радиоуглеродная.
Анализ древесины, из которого сделано «Луккское распятие» (Volto Santo di Lucca) в Соборе св. Мартина (Лукка, Италия), дал четкое окно в сто с лишним лет в течение VIII-IX веков. Удивительное дело, на сей раз оно совпадает с легендами, согласно которым распятие чудесным образом прибыло в Лукку в 782 году.
Высота этой статуи 2,4 метра.
Это тоже деревянная статуя, ее высота 187 см.
Кто является древнейшей каменной статуей Христа в постантичную эпоху, мне найти не удалось.
Искать надо, наверно, во Франции. И то, мне кажется, это все будут рельефы сначала, и четкого момента перехода не отфиксировали ученые.
Нерукотворный образ
(1260-1390 годы)