самое великое творение аллаха
Арш: Трон Аллаха и сердце совершенного человека
В аятах Корана и хадисах Пророка (мир ему) говорится о существовании Трона Аллаха. Что под этим имеется в виду, разбирается İslam Ansiklopedisi.
В арабском языке слово «арш» означает «возвышенное место; потолок; дом; шатер», также оно употребляется в значениях «власть правителя; слава; почет; трон». В 18 аятах Корана прямо или косвенно это понятие применяется по отношению к Аллаху. О Всевышнем говорится, что Он «Владыка Трона» (ат-Тауба, 9/129), «Обладатель Трона» (аль-Исра, 17/42). В 7-м аяте суры аль-Худ сообщается, что Его Трон находится на воде. В других аятах говорится, что Его Трон великий и возвышенный, например, в 129-м аяте суры ат-Тауба. Ангелы окружают Трон, восхваляя Всевышнего (аз-Зумар, 39/75). Ожесточенные споры вызывают аяты, в которых говорится: «Аллах возвысился над Троном» (Юнус, 10/3; ар-Рад/17).
Так как особых пояснений по поводу того, что представляет собой Арш ни в Коране, ни в хадисах нет, то уже во 2-м веке по хиджре начались дискуссии об этом творении Аллаха. По словам ад-Дарими (869-797), до появления сект джахмитов и мутазилитов все мусульмане, как и евреи с христианами, верили, что над седьмым небом находится огромный драгоценный трон, который окружают и поддерживают ангелы. Джахмиты и мутазилиты первыми стали придавать понятию Арш значение «все творение (мульк)». Хотя большинство суннитских и некоторые шиитские религиозные ученые последовали за ними, со временем в исламской философии под Аршем стали понимать «девятое небо, охватывающее мир со всех сторон». Некоторые авторы заявляют, что среди мусульман существовало единодушие по поводу того, что Арш – это некий объект, находящийся над небесами, форму и сущность которого познать невозможно.
Схема “Места сбора” (Ард аль-Хашр) в Судный день, из рукописи “Футухат аль-Маккия” философа Ибн Араби (ок. 1238 г.). Показаны Арш (Престол Божий), кафедры для праведников (аль-Аминун), семь рядов ангелов, Джабраил (ар-Рух), Араф (Преграды), река Каусар, аль-Макам аль-Махмуд (Достохвальное место; где Пророк Мухаммад будет заступаться за правоверных), Мизан (Весы), Ас-Сират (Мост), Джаханнам (Ад) и Мардж аль-Джаннат (Рай) / Источник: en.wikipedia.org
Особое значение придавалось понятию Арш в тасаввуфе. Об этом профессор Сулейман Улудаг пишет: «В суфизме понятие «Арш» используется в разных смыслах. Согласно одному из них, это начало тварного мира (алям-и халк). Этот смысл имеется в виду в аяте: «Милостивый – Он возвысился над Троном» (сура «Таха», 20/5). Согласно другому значению, Арш – это «место возвышения» (мустава) Аллаха, т.е. место, где Он проявляется. Например, это проявление «суда и решения» (фасл ва када), т.е. место, где Всевышний проявится в Судный день, чтобы судить людей. В соответствии с еще одним смыслом Арш представляется как атрибут, означающий «охватывание; все творение (мульк)». Таким образом, Трон Милосердного охватывает все творение. Исходя из этого, оно, в целом, именуется Троном Аллаха (аршуллах), но конкретно так называют человека, который является местом проявления имен Всевышнего. Суфии передают хадис о том, что Аллах не вмещается в небеса и землю, но вмещается в сердце Своего верующего раба. Сердце совершенного человека шире небес и земли. В таком случае, подобно тому, как Всевышний «возвышается» над Троном, Он точно так же «возвышается» над сердцем Своего верующего раба, т.е. проявляет в таком сердце Свои имена и атрибуты. Таким образом, когда сердце становится Троном Аллаха, то совершенный человек становится местом проявления (мазхар) всех имен Всевышнего, и его именуют аль-арш аль-махдуд (Ограниченный Трон)».
Войдите в ОК
ТЕМА: Что первым сотворил Аллах – Перо или Трон?
—————-
Бисмилляхи ррахмани ррахим
Сообщается со слов Убады бин Самита, который сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Первое, что создал Всевышний Аллах, было Перо, и Он сказал ему: «Пиши». И он ответил: «О мой Господь, что мне писать?», и Он сказал ему: «Запиши предопределение каждой вещи и что будет с ней до Судного дня»
(Достоверный хадис, переданный Абу Даудом (№ 4700) в главе «Предопределение», а также ат-Тирмизи в книге «Предопределение» (№ 2317)
Ибн Абиль-Изз аль-Ханафи, да помилует его Аллах, сказал: «Среди ученых есть различные мнения относительно того, что было сотворено первым – Перо или Трон Аллаха, о чем упоминал хафиз Абу-ль-Аля аль-Хамазани. Наиболее правильным является то, что Трон был сотворен прежде, чем Перо, как это подтверждается в сборнике достоверных хадисов имама Муслима со слов АбдуЛлаха бин Амра, да будет доволен ими обоими Аллах.
Он сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Аллах установил предопределение творений за пятьдесят тысяч лет до того, как создал небеса и землю, и был Его Трон над водой».
(Передан Муслимом (№ 2653) в следующей версии: «Аллах предписал предопределение для всех творений за пятьдесят тысяч лет до того как создал небеса и землю, и был Его престол над водой»)
Это прямо указывает на то, что предопределение было установлено после создания Трона, сразу после того, как был создано Перо, как говорится в хадисе Убады (да будет доволен им Аллах)».
«Шарх акыда ат-Тахавийя», 206-207
Нам сообщил Абу Бакр Ибн Абу Шэйба и Мухаммад Ибн Аль-Саббах: «Пересказал Язид Ибн Харун: «Нас уведомил Хаммад Ибн Саляма, от Я’ля Ибн ‘Аты, от Ваки’а Ибн Хадаса, от Абу Разина – дяди последнего по отцовской линии, сказавшего: «Я спросил: «Поасланник Аллаха, где был Господь наш прежде, чем Он создал творение Свое?» (Пророк, мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Был Он в слепом мраке, поверх которого бездна и снизу которого бездна, вслед за чем творение трона Его на воде.»
=Сахих ибн Маджа
Ибн Усеймин сказал:
— Человек должен верить в то, что Аллах Всевышний находится над всем сущим, возвышен над Своим Троном. Трон (’арш) является самым великим творением из всех, что нам известны.
Сообщается в хадисе:
«Поистине, семь небес и семь земель по отношению к Престолу (курсий) подобны колечку, брошенному в огромной пустыне. А превосходство ’Арша над аль-Курсий (Престолом) подобно превосходству пустыни над этим колечком».
Этот хадис упомянул хафиз ибн Касир в своем тафсире, 1/332. Также его передал ибн Джарир ат-Табари в своем тафсире, 3/12. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сильсиля ас-Сахиха», 109.
Брось колечко, из которого плетут кольчугу, в огромной пустыне и посмотри, что оно представляет по отношению к этой пустыне! Абсолютно ничего! Посмотри же затем на величие Трона (’арша)!
Именно поэтому, Аллах Всевышний описывает Свой Трон (’арш) величием и славой. Аллах Всевышний сказал:
А также: «Владыка славного Трона» (85:15).
И над этим Троном возвысился Аллах Всевышний! Всевышний Аллах над Троном, а Трон над всеми творениями. А Престол (аль-Курсий), хоть и мал по отношению к Трону, но объемлет небеса и землю.
Аллах Всевышний сказал: «Его Престол объемлет небеса и землю» (2:255).
«Шарх Рийад ас-салихин», хадис № 60
———————
Альхамдулиллях!
Обо всём, что происходило впервые
Вся хвала нашему Создателю, у которого нет начала и конца. Он – Творец всех созданий, Он един, нет для него сотоварища. Я свидетельствую, что нет божества, заслуживающего поклонения, кроме единого Аллаха. Также я свидетельствую, что наш господин Мухаммад – Его раб и посланник. Да благословит Аллах его, его семью и сподвижников!
Как мы знаем, всё то, что создал Всевышний, имеет начало. Некоторые исламские учёные написали книги под названиями «Аваиль», то есть «Обо всём, что происходило впервые». Используя книги «аль-Аваиль» хафиза аль-Аскари, «аль-Васаиль ила марифати аль-аваиль» хафиза Джалалуддин ас-Суюти, «История пророков» Саида-афанди из Чиркея и ряд других, мы написали эту статью, видя немалую пользу для мусульман. Надеюсь, что намерение наше будет только ради Единого Творца. Пусть Всевышний Аллах сделает этот труд полезным для всех мусульман и станет для нас средством получения довольства Аллаха.
Первые творения
Самое первое, что создал Всевышний Аллах, – это нур (свет) Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).
– Наверное, мой зиярат тебе надоел? – спросил Джабраил (мир ему).
– О Доверенный Творца и мой верный друг, существует ли такой человек, которому надоедает твой зиярат? Разве я могу обходиться без того, кого Всевышний Аллах сделал посредником для передачи Шариата посланникам?!
После этих учтивых и приятных слов Посланник (мир ему и благословение) спросил его:
– Кому перед кем достойнее вставать – младшему перед старшим или наоборот?
– Перед старшим должен вставать младший, – ответил Джабраил (мир ему).
– А сколько тебе лет? – спросил он тогда.
На этот вопрос Джабраил (мир ему) учтиво ответил, поведав о возрасте своём:
– Звезду, восходящую один раз в семьсот тысяч лет, я видел трижды.
– А когда тебя создал Аллах, что ты увидел первым? – спросил Пророк (мир ему и благословение).
На этот вопрос Джабраил (мир ему) ответил так:
Милому своему другу Любимец Аллаха (мир ему и благословение), сотворённый из божественного нура, сказал:
– Тот нур, который ты видел, – это я. Ты узнаешь его, если увидишь сейчас?
– Да, узнаю, – ответил Джабраил (мир ему).
Пророк (мир ему и благословение), улыбаясь, сказал ему:
– Посмотри на мои ногти. Узнаёшь ли ты тот нур, который видел тогда?
Когда Джабраил (мир ему) обратил взор на ногти Пророка (мир ему и благословение) и увидел нур, он ответил:
– Это тот самый нур, свет моих очей!
Говоря эти слова, он поцеловал ногти Пророка (мир ему и благословение) и провёл ими по своим векам.
Для желающих знать, как Всевышний Аллах создавал этот нур, немного расскажем далее. Переведём с арабского то, что привели Джалалудин ас-Суюти в книге «Дурар аль-хисан» и Ахмад ибн Кади в книге «Дака’ик аль-ахбар».
Ещё до создания иных творений Всевышний Аллах сотворил древо с четырьмя ветвями, которое называлось «Шаджарат аль-йакин».
После этого Всемогущий Аллах создал нур Пророка (мир ему и благословение) в виде павлина и, сделав завесу из жемчуга и хризолита, поместил его на это древо, где нур Пророка (мир ему и благословение) в образе птицы провёл в тасбихе сорок тысяч лет.
Из пота ушей Он сотворил души идолопоклонников, похожих на них безбожников, неверующих и лицемеров. Вся земля от востока до запада и все природные богатства земли, её недр, которые Аллах открывает людям по мере их потребности, были созданы из пота его ног.
После этого Всемилостивый Аллах повелел нуру Мухаммада (мир ему и благословение) взглянуть на все четыре стороны, и когда этот нур посмотрел таким образом, он увидел ещё четыре нура. Это были четыре его халифа: Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман – сын ‘Аффана, и ‘Али (да будет доволен ими Аллах).
Истинное правление халифата (праведный халифат) завершилось на этих четырёх праведных халифах. Семьдесят тысяч лет истинный нур Хабиба (мир ему и благословение) находился в чтении тасбиха. Затем из нура Пророка (мир ему и благословение) были созданы нуры всех пророков.
Всевышний ещё раз окинул взором милости нур Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), из которого создал его душу. Из неё были сотворены души других пророков, и на каждой из них выступил пот.
Из него были созданы уммы пророков. И умма Мухаммада (мир ему и благословение), которую облагодетельствовал Аллах Своей милостью, была сотворена из пота его души. Истинно познав Творца всего сущего, познав Пророка (мир ему и благословение), являющегося основой их создания, и следуя этим познаниям, все души воскликнули: «Ла илаха илла-Ллах Мухаммад – расулуллах!».
После этого Аллах сотворил светильник, ярко светящийся внутри и снаружи, подобный зеркалу. Затем сотворил Мухаммада (мир ему и благословение) в том виде, в котором Пророк (мир ему и благословение) появится на земле. Образ избранного из всех и превознесённого над всеми созданиями был помещён в тот светильник. Прекрасный образ Пророка (мир ему и благословение), сотворение которого совершенно и в котором сошлись все самые лучшие качества, предпочёл стоять. Стесняясь Всемогущего и не позволяя себе сесть в Его присутствии, он проявлял адаб, стоя как в молитве. Так он возвеличивал Творца без чьей-либо подсказки и указания.
Вокруг этого светильника души пророков делали таваф сто тысяч лет. После этого Всевышний повелел душам всех людей посмотреть на нур Мухаммада (мир ему и благословение). И в зависимости от того, чья душа на какую часть посмотрела, Создатель сотворил деяния всех людей.
Увидевших его голову Он сделал халифами и султанами. Тем, чей взгляд остановился на лбу, суждено было стать праведными правителями. Посмотревшие на глаза стали хафизами. Гравёрами стали те, кто увидел брови. Кто разглядел уши, воспринял праведное слово. Кто увидел щёки, стали мудрецами. Визирями стали те, кто взглянул на губы. Посмотревшие на нос стали врачами и чиновниками. Те, кто увидел рот, стали соблюдающими пост. Те, чей взгляд остановился на горле, стали проповедниками и муэдзинами. Муджахидами стали увидевшие бороду. Увидевшие шею стали торговцами. Наездниками, искусными фехтовальщиками стали взглянувшие на плечи. Те, кто посмотрел на правое плечо, стали лекарями, лечившими кровопусканием, а кто увидел левое – остались невежественными.
Творец Своим могуществом создал весь мир, претворив в жизнь Свою волю. Хотя души людей и посмотрели в сторону Любимца Аллаха (мир ему и благословение), каждый увидел только по одной его части.
И когда Пророк (мир ему и благословение) явился в этот мир, не все по-настоящему познали его. И не узнали силу и способности, которыми его одарил Всемогущий, кроме как по мере веры в него.
В общем, первое, что сотворил Всевышний, – это нур Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).
Потом был сотворён Арш, а после него Калам – Писчее Перо. Аллах повелел Каламу: «Напиши всё, что случится до Судного дня». (Имам Ахмад, имам ат-Тирмизи от Убадат бин Ссамита)
Первое, что написал Калам по повелению Господа: «Я Тавваб – Я принимаю покаяние кающегося». (Саид бин Мансур в «Сунане», Ибн Абу Хатим в «Тафсире» и Абу Нуайм в «Хульятуль авлия» от Абу Заргата бин Амра)
Первым днём, сотворённым Всевышним, является воскресенье. (Ибн Асакир в «Тарихе» от Ибн Аббаса)
Первыми, что сотворил Аллах, являются свет и тьма. Потом Он сделал между ними преграду: свет сделал днём, а тьму – ночью. (Ибн Джарир в «Тафсире» от Ибн Исхака)
Первое, что построил Владыка, – это небеса. (Передал аль-Аскарию от аль-Катаби, что тот прочитал с древнего Таврата (Тора).)
Первый дом, построенный на земле, – Кааба. В Коране сказано: «Воистину, первым домом, который был воздвигнут для людей, является тот, который находится в Бакке (Мекке)». Имам Бухари и Муслим передают от Абу Зарра (да будет доволен им Аллах): «Я спросил: “О Посланник Аллаха, какая мечеть была построена первой?” Пророк (мир ему и благословение) ответил: “Мечеть аль-Харам”».
Хафиз Байхаки в своей книге «Далаилу ан-Нубувва» пишет хадис от Абдуллаха бин Амра бин Асса (да будет доволен им Аллах): «Всевышний отправил ангела Джабраила (мир ему) к Адаму и Хаве передать им повеление построить Каабу. Когда Адам (мир ему) завершил постройку, ему было велено совершить таваф (обход) вокруг неё. И было сказано ему: “Ты первый человек на земле, а Кааба – первый дом, установленный для людей на земле”». Что касается слов «установленный» и «построенный» – в хадисах имеется в виду для богослужения людям.
По материалам книги «История пророков» / Саид-афанди аль-Чиркави. Пер. с аварского яз. Книги “Къисасуль анбияъ”. В двух томах. – 1-й том.
Зиярат – посещение кого-либо, визит; здесь: посещение ради получения благодати.
Нур – духовный или материальный свет, луч.
‘Арш – самое большое создание Аллаха, сотворённое из нура (света).
Тасбих – прославление Аллаха словами «Субханаллах»; восхваление, очищение Всевышнего от того, что наговаривают неверные.
Мир’ат аль-Хайат – Зеркало жизни.
Суджуд – земной поклон.
Умма – народ, община Пророка (мир ему и благословение).
Руку‘ – поясной поклон в намазе.
Курси – следующее по величине после ‘Арша творение Аллаха.
Лавх аль-махфуз – Хранимая Скрижаль.
Калам – Писчее Перо.
Шахид – погибший за веру, мученик.
‘Ариф – познавший Аллаха.
Небесный прототип Каабы.
Байт аль-Мукаддас – мечеть аль-Акса в Иерусалиме.
Шахадат – свидетельство веры, выражаемое произнесением слов «Ашхаду алла илаха илла-Ллах ва ашхаду анна Мухаммада расулу-Ллах – я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и ещё свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха».
Самое великое творение аллаха
В первой части мы сказали, что вначале Всевышний Аллах создал нур Мухаммада (мир ему), и уже от него было сотворено всё остальное. Есть понятия, которые не помещаются в разум человека и недоступны для познания, быть может, будет даже грехом пытаться постичь эти тайны.
Поэтому это относится к понятию гайб – неведанного, тайного, того, во что мы должны просто уверовать, как это сказано в Коране: «. которые веруют в сокровенное, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили» (сура «аль-Бакара», аят 3).
Итак, Господь создал миры от высших до низших, названия и смыслы которых нам не принесут пользы. Самым же величайшим и всеобъемлющим творением Аллаха является Аршы-Агъзам.
«Воистину, Он – Господь величайшего Аль-‘Арша» (сура «Ат-Тауба», аят 129).
Невозможно описать его свет и величие! Известно, что периметр его из красного рубина. На нём запечатлены атрибуты и изображения всех творений Великого Аллаха!
‘Аршы-А’зам несут 4 великих ангела, а в Судный День его понесут 8 ангелов: «Ангелы будут находиться по его краю, и восьмеро понесут над собой ‘Арш твоего Господа» (сура «аль-Хакка», аят 17).
Величину ‘Аршы-А’зама мы можем представить из слов Посланника (мир ему), который сказал: «Все семь Небес, вместе взятые, в сравнении с Аль-Курсий – как кольцо, брошенное в пустыне. И подобно этому Аль-Курсий – как кольцо, брошенное в пустыне, в сравнении с Аль-‘Аршем» (хадис передал Ибн Хиббан и другие).
Имам Али (да будет Аллах им доволен) разъяснил причину создания ‘Арша так:
«Воистину, Аллах создал Аль-‘Арш, показывая Своё Могущество, а не для того, чтобы сделать его местом для Себя» (передал изречение имам Абу Мансур Аль-Багдадий в своей книге «Различие между течениями»).
‘Арш находится у границы мира тел и, согласно хадису, является потолком Рая: «Он находится над Седьмым Небом и является потолком Рая, не соприкасаясь с ним» (Бухари).
На ‘Аршы-А’зам ниспосылается Милость Всевышнего Аллаха, и свет Его Милости достигает мира тел с Его сыфатом Ар-Рахман. Независимо от того, познали Всевышнего или нет, все творения получают благо, пользу от Рахманията Аллаха из Его всеобъемлющей милости.
Рахман как имя является собственным, подобающим только Аллаху Газза ва Джаль, но как качество является общим понятием, которое может проявляться и в Его творениях. Из следующего аята очевидно, что абсолютно каждое существо зависимо от Рахманията Всевышнего, Его всеобъемлющей милости: «Каждый, кто на небесах и на земле, явится к Милостивому только в качестве раба» (сура «Марьям» аят 93).
Свет Рахманията Аллаха, достигнув ‘Арша, распространяется на все сотворенные миры и тела, находящиеся под ‘Аршем. И они получают свою долю пользы от этого света. Всё созданное может продолжить своё существование исключительно при наличии этого света милости! Если он прервётся хотя бы на мгновение, уже тогда ничто не сможет существовать. И это является тайной аята, в котором говорится: «Всякая вещь погибнет, кроме Его Лика» (сура «аль-Кассас», аят 88).
‘Арш-А’зам – Великий ‘Арш, удостоен этого статуса, благодаря свойству принимать Рахманият – всеобъемлющую милость Всевышнего, и об этом сказано в 5 аяте 20 суры Корана.
Есть сходство между ‘Аршем и духовным сердцем человека – кальб. Подобно тому, как в высшем мире ‘Арш является местом проявления Рахманията, сердце является местом проявления духовных качеств в маленьком мире (в теле человека).
Духовность дарит сердцу жизнь знания и разум и таким образом оно обретает умение ими управлять. Кальб открыт только у некоторых людей. Он является местом света любви, называемое «макамуссафа». Об этом в аяте говорится: «Воистину, в этом заключено напоминание для тех, у кого есть сердце-кальб, кто прислушивается и присутствует при этом» (сура «Каф», аят 37).
Открытость кальба очень важна. Ведь Всевышний говорит в Коране о том, что будут спасены и обретут высокие степени те, сердца которых будут чисты: «. кроме тех, которые предстанут перед Аллахом с непорочным сердцем» (сура «аш-Шуара», аят 89).
Очень важно, чтобы оно было восприимчивым к очищению. Сердце становится местом проявления духовности, а значит и местом возвышения милости. Таким образом, кальб достигает совершенства путём воспитания, очищения и покорности Аллаху. Становится местом проявления, отражения всех божественных качеств.
В отличие же от людей, все остальные творения лишены проявления света, основой которого являются божественные качества. Потому что они не способны вынести даже их малое количество. Пример этого приведен и в Коране, когда гора Тур не выдержала нура-света Аллаха и разрушилась.
А сколько есть у Аллаха рабов, которые последовали за нашим Пророком (мир ему), достигли совершенства, очистив и воспитав свои сердца! Они утром и вечером входят в моря божественного Света Истины – Джалля и Джамаля. Аллах освещает их сердца, и они выдерживают это с помощью Милостивого!
Есть тысячи ангелов, совершающих таваф-обход вокруг ‘Арша, как люди совершают обход вокруг Каабы. Но эти ангелы, однажды совершившие обход, уже никогда не смогут ещё раз вернуться туда и делать таваф будут продолжать всё новые и новые ангелы, произнося слова восхваления: «СубханАллах, вальхамдулиллях, ва ля иляха иллляллах, валлаху акбар, ва ля хауля ва ля куввата илля билляхиль ‘алиййиль ‘азыйм».
Ангелы созданы из света. Их пищей является восхваления Аллаха. У них есть многочисленные крылья. Каждый из ангелов сотворен с определенной для него целью, ради определенного дела и они не испытывают усталость, им не надоедает то, что они делают. Самыми великими ангелами считаются Джибриль, Микаиль, Азраиль или Маляикатуль Маут и Исрафил алейхимуссалям!
Тайну ‘Аршы-А’зама невозможно раскрыть или представить. Невозможно удовлетворить наше человеческое любопытство этими или другими версиями его описаний. В любом случае это приведет лишь к двум концам: либо к позору из-за невежества и греху, либо к лишению речи от восхищения величием Творца.
При собирании информации об Арше из источников, упомянутых авлияуллах, мы решили отказаться от касания большей их части. Потому как сами имели большие сомнения в их правильном понимании нами и донесении вам. Пусть же Аллах простит нас, если мы всё же перешли границы дозволенного по своему невежеству. Амин.
Что было создано первым: Трон или Перо?
Вопрос № 276:
«Что было создано первым: Трон или Письменная трость? Как понимать два хадиса об их сотворении, которые внешне якобы противоречат друг другу?»
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Во-первых, следует упомянуть важное правило, касающееся текстов Шариата, которые, на первый взгляд, кажутся противоречивыми. Мы уже не раз разбирали это правило и напоминали о нем при каждом удобном случае: в текстах Шариата нет противоречий; если нам кажется, что одни из текстов противоречат другим, значит наших знаний, опыта и понимания просто не достаточно для того, чтобы понять, что скрывается за кажущимися внешними противоречиями. Всевышний Аллах сказал об этом в Своей Книге:
﴿وَلَوْ كَانَ مِنْ عِندِ غَيْرِ اللَّهِ لَوَجَدُوا فِيهِ اخْتِلَافًا كَثِيرًا﴾
«Ведь если бы он (Коран) был не от Аллаха, то они нашли бы в нем много противоречий»
[сура «ан-Ниса’», аят 82].
Также нет и не может быть противоречий в Сунне, поскольку то, что говорил Пророк ﷺ является откровением:
﴿وَمَا يَنطِقُ عَنِ الْهَوَىٰ إِنْ هُوَ إِلَّا وَحْيٌ يُوحَ﴾
«Он (Мухаммад) не говорит по прихоти. Это — всего лишь внушаемое ему откровение»
[сура «ан-Наджм», аяты 3–4].
И Коран, и Сунна — это откровение от Аллаха, поэтому в них не может быть противоречий, и все мусульмане единогласны в этом. Некоторые имамы написали целые книги, посвященные этому вопросу, например, «Мушкилю ль-Асар» имама ат-Тахауи. В этой книге разбираются те сообщения, которые на первый — поверхностный — взгляд кажутся противоречащими друг другу. Ат-Тахауи, да помилует его Аллах, собрал эти сообщения и постарался развеять сомнения относительно них, которые могут возникнуть у незнающего человека. Поэтому подчеркнем еще раз важнейшее правило, с которого следует начать наш ответ: верующий должен понимать, что в откровении нет противоречий, а если ему кажется, что один из текстов противоречит другому, это указывает лишь на то, что у него нет достаточных знаний и понимания, чтобы объединить эти тексты.
О том, что было сотворено в начале: Трон или Письменная трость, — есть два хадиса, которые, на первый взгляд, противоречат друг другу. Первый хадис привели имам ат-Тирмизи, а также Абу Дауд и Ахмад от ‘Убады ибн ас-Самита, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал (и здесь обратите внимание, что в одной версии пришло «أَوَّلَ», а в другой версии «أَوَّلُ»): “Первым, что сотворил Аллах, была Письменная трость, и Он повелел ей: ‘Пиши!’ Она спросила: ‘Господь мой, что же мне писать?’ — на что Всевышний ответил: ‘Пиши все, что произойдет до начала Судного дня’”»[1].
В другом хадисе, приведенном имамом Муслимом, ‘Амр ибн аль-‘Ас, да будет доволен им Аллах, передал, что Пророк ﷺ сказал: «Аллах установил предопределение всех творений за пятьдесят тысяч лет до того, как создал небеса и землю, в то время как Трон Его был над водой»[2].
На первый взгляд этот хадис и хадис, приведенный нами ранее, противоречат друг другу. В одном хадисе говорится, что первым Аллах сотворил Письменную трость, которой Он сказал: «Пиши!» — а во втором хадисе, переданном имамом Муслимом, сказано, что Аллах записал предопределение всех творений за пятьдесят тысяч лет до сотворения небес и земли, в то время как Трон Его был над водой, то есть Трон был до творения, и вода тоже была до творения.
Исходя из этих двух хадисов, у ученых сформировались три основных мнения в этом вопросе. Некоторые, опираясь на достоверный хадис, приведенный имамом ат-Тирмизи, сказали, что сначала Аллах сотворил Письменную трость. Другие, основываясь на хадисе, приведенном в Сахихе Муслима, сказали, что сначала Аллах сотворил Трон. А третьи, на основе этого же хадиса и других, не настолько достоверных, сказали, что сначала Аллах сотворил воду. Однако имам Ибн аль-Къаййим, да помилует его Аллах, в своей великой поэме «ан-Нуния» упоминает только два мнения и пишет, что среди людей существует разногласие относительно того, что же является первым творением: Трон или Письменная трость. И Ибн аль-Къаййим выбирает мнение, которое является наиболее сильным и согласно которому Трон был создан до Письменной трости, поскольку во время записи предопределения он уже существовал, на что указывает хадис, который приводит имам Муслим.
Но как же быть с мнением, что Аллах сотворил сначала Письменную трость? Мы не можем просто выбрать одно из мнений, потому что его высказал Ибн аль-Къаййим, да помилует его Аллах, и оставить без внимания хадис Пророка ﷺ, который приводит имам ат-Тирмизи, да помилует его Аллах. Я не случайно привел здесь этот хадис в двух версиях: «أَوَّلَ» и «أَوَّلُ». Что это означает? Из-за разницы в одной огласовке возникает разница в понимании этого хадиса. Если мы скажем «аууалю», то получается: «Первым, что сотворил Аллах, была Письменная трость…» Если же мы скажем «аууаля», с фатхой в конце, то получим: «Вначале, когда Аллах сотворил Письменную трость, Он повелел ей…» То есть в этой версии хадиса нет указания на то, что Письменная трость была первым творением Аллаха, а говорится, что первым повелением Аллаха Письменной трости после ее сотворения была запись всего предопределенного вплоть до Судного дня. Отсюда вытекает, что этот хадис можно понять двояко из-за наличия двух его версий, каждая из которых является достоверной. Однако хадис, приведенный у Муслима, совершенно однозначен: когда Аллах приказал записать предопределение, Трон уже был сотворен. Именно поэтому мнение, что Трон был сотворен раньше Письменной трости, является наиболее сильным. Мы должны объединять хадисы, а не оставлять одни из них, следуя другим.
Что же касается третьего мнения, утверждающего, что первой была сотворена вода, которого придерживались некоторые саляфы, а также Бадруддин аль-‘Айни, известный ханафитский ученый, то оно не является таким сильным, как первые два мнения, поскольку бо́льшая часть хадисов, на которые оно опирается, слабые. Исключением является только вышеупомянутый хадис, приведенный у имама Муслима.
А Аллаху ведомо лучше.
Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия
28 Шаууаль 1441 г. (20.06.2020)
[1] Сунан ат-Тирмизи, хадис № 3319; Сунан Абу Дауда, хадис № 4700; Муснад Ахмада, хадис № 22705.
[2] Сахих Муслима, хадис № 2653.