салли кошмар перед рождеством арт

Кошмар перед Рождеством: как они умерли

Пользователь ticklesthesomething на тамблере выдвинул интересную теорию о главных персонажах этого фильма

Все персонажи в городе Хэллоуин или мертвы, или никогда не были живыми (за исключением, вероятно, оборотней, ведьм и озерного монстра). Поэтому я задумался, а как они тогда умерли? И по ходу фильма есть некоторые детали, которые дают нам подсказки о причинах их смерти.

салли кошмар перед рождеством арт. Смотреть фото салли кошмар перед рождеством арт. Смотреть картинку салли кошмар перед рождеством арт. Картинка про салли кошмар перед рождеством арт. Фото салли кошмар перед рождеством арт

салли кошмар перед рождеством арт. Смотреть фото салли кошмар перед рождеством арт. Смотреть картинку салли кошмар перед рождеством арт. Картинка про салли кошмар перед рождеством арт. Фото салли кошмар перед рождеством арт

салли кошмар перед рождеством арт. Смотреть фото салли кошмар перед рождеством арт. Смотреть картинку салли кошмар перед рождеством арт. Картинка про салли кошмар перед рождеством арт. Фото салли кошмар перед рождеством арт

салли кошмар перед рождеством арт. Смотреть фото салли кошмар перед рождеством арт. Смотреть картинку салли кошмар перед рождеством арт. Картинка про салли кошмар перед рождеством арт. Фото салли кошмар перед рождеством арт

салли кошмар перед рождеством арт. Смотреть фото салли кошмар перед рождеством арт. Смотреть картинку салли кошмар перед рождеством арт. Картинка про салли кошмар перед рождеством арт. Фото салли кошмар перед рождеством арт

салли кошмар перед рождеством арт. Смотреть фото салли кошмар перед рождеством арт. Смотреть картинку салли кошмар перед рождеством арт. Картинка про салли кошмар перед рождеством арт. Фото салли кошмар перед рождеством арт

салли кошмар перед рождеством арт. Смотреть фото салли кошмар перед рождеством арт. Смотреть картинку салли кошмар перед рождеством арт. Картинка про салли кошмар перед рождеством арт. Фото салли кошмар перед рождеством арт

Корыто: Когда человек тонет, его губы меняют цвет на зеленый. А волосы становятся похожими на водоросли. Прям как у Корыто. Также в воде тело не разлагается подобающим образом. Корыто выбрал своим костюмом на Хэллоуин маску скелета. Может, это внутреннее желание нормальных похорон?

салли кошмар перед рождеством арт. Смотреть фото салли кошмар перед рождеством арт. Смотреть картинку салли кошмар перед рождеством арт. Картинка про салли кошмар перед рождеством арт. Фото салли кошмар перед рождеством арт

салли кошмар перед рождеством арт. Смотреть фото салли кошмар перед рождеством арт. Смотреть картинку салли кошмар перед рождеством арт. Картинка про салли кошмар перед рождеством арт. Фото салли кошмар перед рождеством арт

Зеро: Подозреваю, что тут имело место быть поражение электрическим шоком из-за его носа. Взгляните, он похож на лампочку. И эта лампа горит, что означает, что сквозь его тело проходит электрический заряд.

Так Салли же искусственно созданное существо, вроде бы. Ее Франкельштейн создал на сколько я понимаю, по этому у нее и тело как у куклы, набитое листьями.

Старение и бессмертие: взгляд биолога

Данная заметка написана по просьбе комментатора.

салли кошмар перед рождеством арт. Смотреть фото салли кошмар перед рождеством арт. Смотреть картинку салли кошмар перед рождеством арт. Картинка про салли кошмар перед рождеством арт. Фото салли кошмар перед рождеством арт

Когда я обучался в магистратуре, нам читал лекции профессор Валерий Степанович Тырнов, исследователь старения. Натура увлечённая, он рассказывал немало удивительного. Например, о том, что обнаружил на сыре штамм плесени, способный расти при отрицательных температурах, который содержит в морозилке, несмотря на протест жены. Профессор надеялся принять с этим штаммом участие в экспериментах, изучающих возможности терраформирования Марса. Ещё он рассуждал о внедрении в геном человека генов, отвечающих за фотосинтез, с целью получения «зелёных человечков», питающихся солнечным светом. Когда я сдавал экзамен профессору, у него уже отказывало зрение. В следующем семестре Валерий Степанович умер. Он пытался успеть победить старение, но не успел. Рассуждая вслух, Валерий Степанович говорил, что первый заметный признак старения у человека проявляется очень рано, зачастую – в подростковом возрасте. Это – кариес постоянных зубов.

салли кошмар перед рождеством арт. Смотреть фото салли кошмар перед рождеством арт. Смотреть картинку салли кошмар перед рождеством арт. Картинка про салли кошмар перед рождеством арт. Фото салли кошмар перед рождеством арт

Говоря о старении и естественной смерти, мы имеем в виду, прежде всего, многоклеточных животных. Среди одноклеточных и растений явления старения и смерти весьма размыты. Да, согласно новым научным данным, существует т.н. клональное старение штаммов микроорганизмов: для одних существует ограниченное количество делений митозом (бесполое размножение), для других биологические часы обнуляются лишь в одной из разделившихся половинок. Это т.н. репликативное старение. Многие исследователи говорят о хронологическом старении самих клеток простейших организмов. Но это лишь с одной стороны. С другой стороны, теоретически бессмертны растения, размножающиеся вегетативно. Кто может сказать, сколько лет существует традесканция, высаженная в горшок черенком, отделённым от традесканции из другого дома, и та, в свою очередь, когда-то была черенком… Это всё один и тот же геном, один и тот же индивидуум, с генетической точки зрения. В центре пустыни Мохаве произрастает King Clone – клональная колония креозотового куста (Larrea tridentata), возраст которой оценивается в 11700 лет.

салли кошмар перед рождеством арт. Смотреть фото салли кошмар перед рождеством арт. Смотреть картинку салли кошмар перед рождеством арт. Картинка про салли кошмар перед рождеством арт. Фото салли кошмар перед рождеством арт

салли кошмар перед рождеством арт. Смотреть фото салли кошмар перед рождеством арт. Смотреть картинку салли кошмар перед рождеством арт. Картинка про салли кошмар перед рождеством арт. Фото салли кошмар перед рождеством арт

салли кошмар перед рождеством арт. Смотреть фото салли кошмар перед рождеством арт. Смотреть картинку салли кошмар перед рождеством арт. Картинка про салли кошмар перед рождеством арт. Фото салли кошмар перед рождеством арт

салли кошмар перед рождеством арт. Смотреть фото салли кошмар перед рождеством арт. Смотреть картинку салли кошмар перед рождеством арт. Картинка про салли кошмар перед рождеством арт. Фото салли кошмар перед рождеством арт

салли кошмар перед рождеством арт. Смотреть фото салли кошмар перед рождеством арт. Смотреть картинку салли кошмар перед рождеством арт. Картинка про салли кошмар перед рождеством арт. Фото салли кошмар перед рождеством арт

Наблюдения за гигантскими груперами (Epinephelus lanceolatus), длиной 2,5 м. и весом до 400 кг. (живут 100-120 лет) показали, что старые особи проигрывают конкуренцию молодым. Они менее поворотливы из-за огромных размеров, зачастую не имеют возможности спрятаться в пещеру. Но они не стареют. Они по-прежнему отлично видят малейшее шевеление усика креветки из-под дальнего камня. Они просто перерастают свою экологическую нишу.

салли кошмар перед рождеством арт. Смотреть фото салли кошмар перед рождеством арт. Смотреть картинку салли кошмар перед рождеством арт. Картинка про салли кошмар перед рождеством арт. Фото салли кошмар перед рождеством арт

Максимальная продолжительность жизни человека – 120 лет.

Теперь попробуем классифицировать современные теории старения. Во-первых, следует выделить 2 большие группы эволюционных теорий старения.

Весьма популярны ныне теории, связанные с т.н. лимитом (пределом) Хейфлика. Такова теломерная теория Оловникова. В соматических клетках с диплоидным набором хромосом размеры теломер (участков ДНК на концах хромосом) с каждым делением клетки сокращаются, по причине отсутствия фермента теломеразы в клетке. Когда теломеры станут достаточно коротки, ДНК-полимераза потеряет способность реплицировать концы молекулы ДНК. Включается процесс апоптоза – запрограммированного саморазрушения клетки. Так, предельное число делений для клеток человеческого организма – 52 деления.

салли кошмар перед рождеством арт. Смотреть фото салли кошмар перед рождеством арт. Смотреть картинку салли кошмар перед рождеством арт. Картинка про салли кошмар перед рождеством арт. Фото салли кошмар перед рождеством арт

Клетки, в которых функционирует теломераза – бессмертны. Таковыми являются половые и раковые клетки. Полагается, что теломераза исчезла в соматических клетках не случайно, а для подавления опухолеобразования.

Линия клеток HeLa из раковой опухоли шейки матки пациентки по имени Генриетта Лакс, умершей в 1951 г, считается бессмертной. В декабре 1960 года клетки HeLa первыми полетели в советском спутнике. В 1968 г. на борту советского космического аппарата «Зонд-5» они облетели вокруг Луны. Эти клетки эволюционировали за прошедшие годы. Иногда они способны заражать культуры других клеток. Лен Ван Вален описал эти клетки как новый вид организмов – Helacyton gartleri, впрочем, обычно биологи не относятся к последнему всерьёз.

салли кошмар перед рождеством арт. Смотреть фото салли кошмар перед рождеством арт. Смотреть картинку салли кошмар перед рождеством арт. Картинка про салли кошмар перед рождеством арт. Фото салли кошмар перед рождеством арт

салли кошмар перед рождеством арт. Смотреть фото салли кошмар перед рождеством арт. Смотреть картинку салли кошмар перед рождеством арт. Картинка про салли кошмар перед рождеством арт. Фото салли кошмар перед рождеством арт

салли кошмар перед рождеством арт. Смотреть фото салли кошмар перед рождеством арт. Смотреть картинку салли кошмар перед рождеством арт. Картинка про салли кошмар перед рождеством арт. Фото салли кошмар перед рождеством арт

Рассмотрим теперь теории, рассматривающие старение как следствие повреждения клеток. Это вторая группа теорий старения.

Действительно: в мире стареет всё. Изнашивается ботинок, точит вода камень, солнца превращаются в красные гиганты… Эта группа теорий старения рассматривает старение как результат отсутствия программы репарации и способна вызвать некоторый психологический дискомфорт. Ведь написать программу это совсем не то, что просто её удалить, не так ли?

Рассмотрим одну из таких теорий, т.н. теорию накопления мутаций. Согласно этой теории, предложенной Питером Медаваром в 1952 году, естественный отбор препятствует накоплению вредных мутаций, проявляющихся до возраста, достижение которого необходимо организму для реализации репродуктивных функций. Далее действие естественного отбора ослабевает, и накопившиеся вредные мутации, проявляющиеся после прохождения организмом репродуктивного цикла, обеспечивают феноменологию старения. Очевидно, что домовой мыши с быстрым метаболизмом, маленьким тельцем и быстрым репродуктивным циклом, долгая жизнь ни к чему, другое дело – огромный слон, которому необходимо выносить слонёнка. Не отвергая ценного наблюдения о существовании некоторой корреляции между длиной репродуктивного цикла и продолжительностью жизни, отметим, что на настоящий момент теория накопления мутаций остаётся гипотезой.

Гораздо ближе автору этих строк т.н. теория одноразовой сомы. Согласно этой теории, в процессе эволюции стоял вопрос об ограниченности ресурсов. Ресурсы могли быть потрачены на репарацию, а могли быть потрачены на другие функции. В итоге они были потрачены на репарацию (восстановление) ровно на столько, сколько необходимо для реализации репродуктивного цикла. Поскольку жизнь это эволюция нуклеиновых кислот… И природа любит оптимизацию: у полихет – множество параподий, у их потомков членистоногих число ног с повышением уровня организации сокращается. У речного рака 5 пар ходильных ног, у паука – 4, у насекомых – 3, а клопу водомерке для прыжков по воде достаточно 2 пары, 3-я пара передних лапок – специализирована. В целом, данный взгляд на эволюцию старения разделяется основной частью биологического сообщества.

Однако, эволюционные теории старения рассматривают этот процесс в самых общих чертах. Отдельной категорией следует отметить теории старения, рассматривающие конкретные механизмы старения. Одну такую теорию (связанную с пределом Хейфлика) мы уже рассмотрели. Другая подобная теория – свободнорадикальная теория старения. Она утверждает, что старение происходит из-за накопления в клетках повреждений, нанесённых свободными радикалами с течением времени. Свободными радикалами называются молекулы или атомы, содержащие один или несколько неспаренных электронов на внешнем электронном уровне. Очевидно, что в основе этой теории во многом лежит эмпирическое наблюдение: животные с интенсивным метаболизмом живут меньше, чем животные с медленным метаболизмом. Сравните землеройку и черепаху. Одна из модификаций свободнорадикальной теории – митохондриальная теория старения, отводящая ключевую роль в процессе таким органоидам клетки, как митохондрии. Вряд ли свободные радикалы являются единственной причиной старения, однако, не следует забывать, что данный подход предполагает возможность увеличения продолжительности жизни при соблюдении определённой диеты (низкокалорийной) и регулярных занятиях спортом.

Автор этих строк придерживается взгляда, что старение связано с множеством механизмов. По аналогии с ботинком: он стирается, и одновременно у него может отклеиваться подошва. Это т.н. системный подход к старению, разделяемый большинством биологов.

Человек мечтает о вечной молодости и бессмертии с тех пор, как осознал себя смертным. Николай Фёдоров, предтеча и вдохновитель Циолковского, мечтал о воскрешении в будущем всех, когда-либо живших, силами науки. Эта идея не так утопична, как может показаться на первый взгляд, если учесть, что человеческий разум трансформирует в природе всё, с чем не может смириться. Люди не могли смириться с тем, что не способны летать, и, в конце концов, создали летательные аппараты. Может ли человек смириться со смертью близких? Нет.

Однако, сейчас нас интересует лишь остановка старения: существует ли в природе радикальный механизм омоложения? Доктор биологических наук Николай Мушкамбаров считает, что таким механизмом является мейоз – процесс образования половых клеток, известный каждому из школьных учебников биологии.

И вот тут нам придётся вступить в область научной фантастики.

Механизм обнуления биологических часов существует, и этот механизм воспроизводится в процессе полового размножения. Однако, обновлённый организм отличается от исходных родительских, но главное – занимает отдельное, искривлённое по Вернадскому, пространство. Даже если мы говорим об эмбрионе в теле матери. Доктор Мушкамбаров рассуждает о возможности запустить необходимые для обновления процессы мейоза в соматических клетках, нужно только полностью определить гены, ответственные за разные аспекты мейоза. Конечно, Мушкамбаров, оговаривается, что пока речь идёт о фантастическом проекте.

Однажды я беседовал обо всём этом со специалистом по старению (на тот момент – кандидат наук, преподаватель МГУ). Он отвечал, что его мысли движутся в том же направлении.

Тут возникнет множество этических противоречий. Подобная власть над биологической природой означает утрату смысла не только для таких понятий как возраст, пол, раса, внешний облик (всё это окажется легко трансформируемым в течение жизни), но и для привычных нам всем свойств человеческого организма (вспомните зелёных человечков профессора Тырнова, или человека-амфибию Беляева). Да, это философия трансгуманизма. Не цифровой трансгуманизм (киборгизация или оцифровывание человека, что мне неприятно), но биологический. Однако, прежде чем пугаться, задумайтесь над тем, что трансгуманистические преобразования начинаются ещё тогда, когда первобытный человек впервые применил зубный протез. Вопрос лишь в мере…

Вдумайтесь, как мало живёт человек. Если вы увлекаетесь историей, палеонтологией, фантастикой, следите за политическими событиями, вам должно быть знакомо это чувство: вы никогда не узнаете, что будет через двести, тысячу лет… Не увидите смены формаций, не увидите новой, посткайнозойской эры… Не узнаете, есть ли жизнь в пределах иных звёздных систем. При том, что можете свободно перемещаться в воображении сквозь тысячелетия и эоны в прошлое. Доживём ли? Я считаю, что шанс дожить до ощутимого продления срока жизни у нас есть, а там глядишь, и. Конечно, увеличение численности населения предполагает освоение дальнего космоса.

Фридрих Энгельс полагал свободу осознанной необходимостью и говорил о скачке из царства необходимости в царство свободы. Именно о таком прыжке в царство биологической свободы, при условии познания биологических необходимостей, идёт речь. Ещё буддистские философы мечтали остановить колесо Сансары, бесконечный круговорот рождений, страданий и смертей. Жизнь в древней Индии была настолько тяжела, что эта остановка мнилась мрачным для современного человека способом: уходом в абсолютное небытиё. Когда я однажды впервые воспроизвёл биуретовую реакцию на белок в лаборатории, то вдруг осознал, что в этом и заключается конечный смысл науки биологии: остановить колесо, и каждая установленная учёными реакция, позволяющая идентифицировать те, или иные биологические молекулы, подобная этой, окрашивающей содержимое пробирки в лиловый цвет, каждая новая формула, приближает человечество к этому часу. Майский ветер с запахом пыльцы врывался в раскрытое окно, хотел бы я вновь пережить эту гамму чувств…

В заключение отмечу вот что. Рыночная экономика не заинтересована в индивидуальной эволюции и бессмертии каждого. Подобно тому, как биологическая эволюция заинтересована лишь в продлении рода, она заинтересована в умножении прибыли. Подумайте об этом.

Источник

«Кошмар перед Рождеством»: как создавался культовый хэллоуино-рождественский мультфильм

400 голов Джека Скеллингтона, три года работы и более 120 человек, участвовавших в проекте. Рассказываем историю создания мрачного шедевра анимации и разбираем его визуал.

История о короле Хэллоуина, укравшем Рождество, входит в топ-15 самых кассовых кукольных мультфильмов

В зарубежном сегменте интернета нередко встречаются споры о том, какому все-таки празднику посвящен «Кошмар перед Рождеством». Съемочная группа не только не внесла ясности, но лишь больше всех запутала. Режиссер Генри Селик утверждает, что сделал хэллоуинскую историю. С ним не согласен композитор Дэнни Эльфман. Он считает, что мультфильм получился о Рождестве. В действительности совершенно не важно, кто прав, ведь смотреть этот анимационный мюзикл, пересматривать его и получать удовольствие можно круглый год. Вспоминаем, как создавался «Кошмар перед Рождеством», и восхищаемся трудолюбием, терпением и талантом авторов.

Тим Бертон хоть и не режиссировал «Кошмар перед Рождеством», но зато выступил в роли соавтора сценария и следил за производственным процессом

Долгий путь на экраны

Тим Бертон родился и вырос в Бербанке — небольшом городе в округе Лос-Анджелес. В детстве праздники — особенно Хэллоуин и Рождество — находили в нем живой отклик. Они давали возможность среди прочего почувствовать смену времен года, которой как таковой нет в Калифорнии. По мнению Бертона, смысл Хэллоуина заключается в том, чтобы получить удовольствие от испуга, ведь никого не пытаются всерьез напугать до смерти. То же самое можно сказать и о «Кошмаре перед Рождеством».

Юный Тим Бертон в родном городе, одетый в хэллоуинский костюм, который для него сделала мама

Магазины Бербанка старались максимально заработать на праздниках, продавая соответствующие товары. Из-за этого мерчендайзеры начинали выставлять рождественские вещи уже в хэллоуинский сезон. Такая смесь и натолкнула Тима на мысль придумать историю о персонаже, попадающем из Хэллоуина в Рождество.

Бертон впервые подступился к реализации проекта о Джеке Скеллингтоне в начале 1980-х годов после того, как завершил короткометражный черно-белый мультфильм «Винсент». В качестве первоисточника выступило стихотворение, толчком к созданию которого стала любовь Тима к творчеству писателя и мультипликатора Доктора Сьюза, а также праздничным мультфильмам, виденный в детстве, — «Как Гринч украл Рождество» и «Рудольф, красноносый олень». Кроме того, Бертон вдохновлялся известной в США поэмой Клемента Кларка Мура «Визит святого Николая», впервые изданной в 1823 году. Во время написания первого варианта стихотворения Тим представлял звезду фильмов ужасов Винсента Прайса как рассказчика.

Кадр из мультфильма «Как Гринч украл Рождество», основанного на книге Доктора Сьюза и выпущенного в 1966 году

Бертон подготовил раскадровки и зарисовки и пошел с ними по студиям. Их представители на словах проявляли заинтересованность в «Кошмаре перед Рождеством», но на деле не спешили давать ему зеленый свет. При этом Тим был готов реализовать проект чуть ли не в любом виде: в частности, его устраивала даже короткометражка. Тем не менее тогда ему не удалось достичь успеха в переговорах.

Наброски Тима Бертона, сделанные для «Кошмара перед Рождеством»

В течение почти десяти лет Бертон не раз возвращался к мысли снять «Кошмар перед Рождеством». В 1990 году он решил вновь перейти к активным действиям. Для начала Тим попросил агента узнать, владеет ли Disney правами на проект. Дело в том, что Бертон работал на «Мышиный дом», когда придумал историю о Джеке Скеллингтоне. Студия внимательно следила за идеями сотрудников, ничто не ускользало от ее пристального взгляда. Оказалось, что и права на «Кошмар перед Рождеством» она успела получить. Благодаря успеху «Эдварда руки-ножницы» и «Бэтмена», Тим получил от Disney согласие на финансирование. Поскольку Бертон в то время работал над «Бэтменом возвращается», пришлось искать другого режиссера. Выбор пал на Генри Селика, хорошо владевшего техникой кукольной анимации. Тим знал его еще с 1970-х годов, более того — на заре 1980-х он показывал ему первые эскизы «Кошмара перед Рождеством».

Сначала песни, потом — сценарий

Перед Бертоном стояла задача превратить небольшое стихотворение в сценарий полнометражного мультфильма. Сперва он привлек к работе Майкла Макдауэлла, ранее написавшего «Битлджуса», но с ним ничего не получилось. Тогда Тим решился на оригинальный ход и начал с музыкальной стороны. Для этого Бертон пригласил композитора Дэнни Эльфмана. Вместе они обозначили сюжетную линию, а также сочинили значительную часть песен. Интересно, что Тим и Дэнни подошли к «Кошмару перед Рождеством» не как к мюзиклу, а как к оперетте — жанру более старомодному, в котором музыкальные композиции теснее переплетены с повествованием.

Когда Генри Селик и его команда приступили к созданию мультфильма, сценария еще не было. Он появился лишь после того, как к проекту присоединилась Кэролайн Томпсон, работавшая с Бертоном над «Эдвардом руки-ножницы». В итоге поначалу в распоряжении Селика находились всего три песни Эльфмана. Отложить старт съемок не было возможности из-за ограниченного бюджета, то есть мультфильм требовалось во что бы то ни стало завершить вовремя.

Генри Селик и Тим Бертон на съемочной площадке «Кошмара перед Рождеством»

Самым сложным испытанием для Эльфмана стало написание песни Poor Jack. Дело в том, что за две с половиной минуты Джек Скеллингтон должен был не просто исполнить композицию, но и перевернуть историю. Сначала он подавлен из-за того, что все испортил, а затем ему приходится убеждать себя, что все прекрасно и у него еще имеется возможность исправить ситуацию.

Есть у Эльфмана и любимый трек — The Town Meeting, который представляет собой разговор нескольких персонажей. При его создании Дэнни вдохновлялся в том числе творчеством Курта Вайля — немецкого композитора, наиболее известного благодаря работе с драматургом Бертольдом Брехтом, создателем эпического театра. Эльфману хотелось придумать нечто непохожее на современные бродвейские номера, и Тим Бертон был полностью согласен с таким подходом.

Немецкий экспрессионизм против Доктора Сьюза

Несмотря на то, что «Кошмар перед Рождеством» снимал Генри Селик, мультфильм выдержан в фирменном бертоновском стиле, что касается в том числе и его визуальной составляющей. Город Хэллоуина создавался под заметным влиянием немецкого экспрессионизма, который так любит Тим Бертон. Представители этого направления в искусстве отказывались от воспроизведения, копирования и имитации реальности. Каждое художественное творение рассматривалось как проекция глубинного «Я» художника. Если говорить о визуальных приемах, то среди отличительных черт киноэкспрессионизма — ассиметричные композиции, а также резкие контрасты света и тени.

«Никто не сомневается, что предстающая перед нами внешняя реальность не может быть подлинной. Реальность должна создаваться нами. Смысл предмета стоит искать вне видимости. Мы не вправе довольствоваться тем, что верим фактам, представляем факты, регистрируем факты, — нужно дать чистое, неискаженное отражение картины мира. А она заключена только в нас самих».
Казимир Эдшмид, один из лидеров экспрессионизма в 1910-х годах

Город Хэллоуина отличает угловатая архитектура с искаженными формами и линиями, которая отражает то, как Бертон в свое время чувствовал себя изгоем, и то, как общество воспринимает все странное и необычное. Чтобы добиться от художников нетривиальных перспектив, Генри Селик порой просил правшей рисовать левой рукой и наоборот. Вместе с тем персонажам мультфильма комфортно жить в мире вечного ужаса, они не воспринимают его как нечто кошмарное. Соответственно, выбранный дизайн призван продемонстрировать их инаковость, а не извращенность. Преобладающая цветовая гамма обители страха — оттенки серого, черного и приглушенного оранжевого, что дополнительно подчеркивает ее мрачность.

Селик хотел сделать город Хэллоуина таким, что если провести по нему рукой, то можно порезаться

Королевству Джека Скеллингтона противопоставлен созданный под влиянием иллюстраций Доктора Сьюза город Рождества, получившийся ярким, красочным, уютным, со множеством вкраплений рождественской иконографии. Селик намеревался представить перед зрителями совершенно другой мир, и блестяще справился с этой задачей. При этом оба места показаны как варианты нормы, ведь на самом деле все праздники нужны и имеют право на существование.

Паукообразный скелет Джек сильно выделяется на фоне округлого рождественского города, что не мешает ему влюбиться в ранее неведомый ему праздник

Команда Селика стремилась воссоздать в физических декорациях штриховки и текстуры, характерные для работ двух замечательных художников XX столетия — Эдварда Гори и Рональда Сирла. Для этого предметы мазали глиной или штукатуркой, а затем царапали на них линии, чтобы придать им вид «живого эскиза».

Сверху — иллюстрация Гори из книги «Сомнительный гость», снизу — работа британского карикатуриста Сирла

По словам Бертона, в анимации крайне важны глаза для выразительности персонажа. У части кукол «Кошмара перед Рождеством» либо их нет, либо они зашиты. Это касается и Джека Скеллингтона. На месте глаз у него красуются две больших черных дыры. Боссам Disney такой внешний вид главного героя мультфильма очень не нравился, но Бертон и Селик сумели настоять на своем и не прогадали. В дизайне головы Джека угадывается любовь Тима к эстетике Дня мертвых — праздника, посвященного памяти умерших, чей символ — калавера, то есть любое художественное изображение черепа.

Гравюра «Череп Катарины» мексиканского художника Хосе Гуадалупе Посада, 1910 год

На оригинальных набросках Тима Бертона костюм Джека полностью черный. Тонкие белые полосы добавил Генри Селик на ранних этапах тестирования камеры, так как в своем первоначальном виде Скеллингтон сливался с темным фоном города Хэллоуина.

Проблемы с Сантой и двухголосый Джек

Звук записывался еще до создания анимации. Это было крайне важно для Селика, который хотел, чтобы рты кукол двигались в полном соответствии с тем, что говорят актеры. Изначально на роль Санта-Клауса пригласили Винсента Прайса. С ним даже успели сделать пробные записи.

Получившийся материал не подошел, так как Прайс на тот момент недавно потерял жену, был сильно подавлен, и его голос казался слишком мрачным. Далее создатели мультфильма встретили с лауреатом премии «Оскар» Доном Амичи, но он оказался чересчур ворчливым, что не могло способствовать плодотворной работе. Следующим претендентом стал Джеймс Эрл Джонс, озвучивавший Дарта Вейдера. Здесь все испортил Дэнни Эльфман. Он зачем-то сказал Джонсу, что роль писалась специально для него, а тот в ответ очень разозлился и крикнул: «Ты не знаешь меня!». В результате Сантой стал Эдвард Айвори, которого нашли в Сан-Франциско.

Дэнни Эльфман не только написал песни для «Кошмара перед Рождеством», но и исполнил все партии Джека Скеллингтона. Впрочем, когда король города Хэллоуина просто произносит реплики, зрители слышат голос актера Криса Сарандона, звезды комедийного фильма ужасов «Ночь страха». Так получилось из-за того, что уровень озвучивания разговорных сцен у композитора не соответствовал уровню его пения. Эльфман очень расстроился, узнав, что Селик не хочет, чтобы он говорил за Джека. Режиссер остался непоколебим и пошел просить разрешения у Бертона. Несмотря на то, что Дэнни и Тим были давними друзьями, последний согласился на предложение Селика.

Тим Бертон и Дэнни Эльфман во время работы над мультфильмом

Минута фильма — неделя работы

«Кошмар перед Рождеством» снят преимущественно в технике покадровой анимации, которая в начале 1990-х считалась старомодным искусством. Временами при создании мультфильма использовались другие технологии, но в основе — работа художников, нарисовавших декорации и придумавших множество крутых фишек.

«Когда перед вами прекрасное творение, вы ощущаете энергию его создателя. Это некая субстанция, которую никогда не смогут передать компьютеры — им не подвластен этот элемент. Он относится скорее к той сфере, которая включает в себя художников и их полотна. К тому же визуальному ряду принадлежит и мой проект с его персонажами, а единственным способом осуществить его была покадровая съемка — работа весьма специфическая».
Тим Бертон

Мультфильм снимался в основном на специально построенной для этого студии Skellington Productions, расположенной в Сан-Франциско. Несколько раз туда приезжал Тим Бертон, чтобы проконтролировать процесс, но преимущественно Генри Селик держал с ним связь на расстоянии, регулярно высылая готовый материал. У команды «Кошмара перед Рождеством» было 19 звуковых павильонов для съемок, в которых разместили 230 мини-декораций. Чтобы упростить работу мультипликаторов, делались специальные люки. За счет них управление марионетками становилось гораздо удобнее.

В мюзикле около 60 персонажей, и для каждой куклы смастерили несколько дубликатов. Процесс изготовления фигурок проходил в несколько этапов. Сперва их лепили из пластилина. На следующем шаге заливали глиной и делали форму. Далее пластилин убирали и вставляли подвижный железный остов. Именно благодаря ему впоследствии обеспечивалась гибкость движений. Затем форму заполняли пластиком и отправляли в печь. После этого от формы избавлялись, а кукла попадала в руки художников, которые ее красили, одевали, приклеивали волосы или шерсть.

Майкл Уиг работает над детализацией куклы Санта-Клауса

Для Джека Скеллингтона создатели мультфильма сделали около четырех сотен разных голов. Каждую из них сфотографировали, а снимки занесли в компьютер. При помощи специальной программы определялось, какая гримаса нужна при произнесении того или иного звука.

Несмотря на отсутствие глаз, Джек получился выразительным персонажем, с которым зрителям легко установить эмоциональную связь

У Салли был комплект масок. Новая надевалась, когда у персонажа менялось выражение лица. Создатели мультфильма выбрали этот вариант, так как от изготовления голов пришлось отказаться из-за длинных волос девушки.

Кадры из документального фильма The Making Of The Nightmare Before Christmas

У Джека Скеллингтона есть необычная собака по кличке Зеро. У пса относительно нормальная мордочка и нос, но тело и уши постоянно словно растекаются. Сделать такого персонажа для мультфильма — тяжелая задача в плане поиска подходящих материалов. Создатели «Кошмара перед Рождеством» выбрали свинцовый лист, обладающий нужной гибкостью. Именно из него изготовили уши и тело, которые затем покрыли тканью. В кадрах, где есть Зеро, приходилось прибегать к старой технике иллюзионизма, известной как призрак Пеппера и требующей использования листа стекла и специального освещения.

В стихотворении Бертона было всего три персонажа, и Зеро — один из них

Производство мультфильма с использованием техники покадровой анимации — кропотливый труд. Каждая секунда «Кошмара перед Рождеством» — это 24 кадра. Чтобы сделать всего одну минуту анимационного мюзикла, требовалась неделя упорной работы. В целом производственный процесс занял около трех лет. В пиковые периоды в перенесении стихотворения Бертона на экран участвовало более 120 человек. Один из самых сложных кадров — момент, когда Джек смотрится в блестящую дверную ручку, словно в зеркало. Создатели мультфильма старались сделать все максимально реалистичным, поэтому им пришлось немало постараться, чтобы получить правильное отражение Скеллингтона и окружающих его предметов.

Джек готовится войти в новый для него мир — город Рождества

Чтобы отделить «Кошмар перед Рождеством» от сильно отличающейся от него продукции студии, боссы Disney решили выпустить мюзикл под брендом Touchstone Pictures. Кроме того, в название они добавили имя Тима Бертона для дополнительной рекламы, из-за чего многие и сегодня считают его режиссером мультфильма.

На производство мюзикла потратили всего 18 миллионов долларов. Согласно данным на 2020 год, он собрал в прокате примерно в четыре раза больше. Столь внушительная сумма обусловлена тем, что его не единожды перезапускали в кинотеатрах. Со временем «Кошмар перед Рождеством» обзавелся солидной фанбазой и приобрел культовый статус. По сей день он не теряет актуальности и популярности. В 2019 году бренд Vans вместе с Disney выпустил коллекцию, посвященную ему. Линейка включает в себя обувь, одежду и аксессуары с тематическими принтами. Например, в ней есть кеды, на одной стороне которых изображен Джек Скеллингтон на холме, а на другой — его прогулка по городу Хэллоуина.

«Кошмарные» кеды сделаны на основе модели Sk8-Hi

В феврале 2019 года появились слухи о том, что Disney готовит то ли игровую адаптацию, то ли сиквел мультфильма. Скорее всего, Тиму Бертону возвращение к Джеку и компании пришлось не по вкусу. Режиссер не раз говорил, что выступает против продолжения. Будем надеяться, что слухи так и останутся слухами, а Бертон при необходимости сможет отстоять «Кошмар перед Рождеством».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *