русские народные мифы и легенды

Топ-10 русских легенд (с объяснением и смыслом)

Содержание:

Таким образом, это страна с многовековой историей, у которой есть свои мифы, легенды и обычаи. Поэтому в этой статье мы поговорим о небольшая подборка самых известных русских мифов, сказок и легенд.

10 интересных русских легенд

Здесь мы покажем вам серию из десяти легенд, мифов и сказок из России, некоторые из которых разделяют и другие славянские народы.

1. Легенда о Матрешке.

Легенда гласит, что когда-то скромный плотник по имени Сергей, которому для работы требовалось дерево. Однажды, когда ему было трудно найти настоящую древесину, он нашел идеальное бревно, которое взял домой.

Сергей не знал, что с ней делать, пока однажды в голову не пришла идея сделать куклу. Он сделал ее с такой любовью и такой красивой, что, закончив, он не захотел ее продавать и дал ей имя Матрешка. Молодой человек приветствовал свое творение каждый день, но однажды, что удивительно, он ответил на приветствие.

Постепенно у них установилось общение и хорошие отношения, но однажды кукла указала на свою печаль, потому что у всех существ, кроме нее, были дети. Плотник сказал ей, что если она этого хочет, она должна удалить дерево изнутри, и она согласилась.

Сергей сделал уменьшенную копию, которую назвал «Триоска». Но Со временем Триоска тоже захотела иметь детей, поэтому из своей древесины она сделала еще одну уменьшенную версию: Оська.. С ней повторилась ситуация, из которой Сергей делал еще одну куклу, на этот раз с усами и мужественной внешностью, чтобы у нее не было материнских инстинктов. Я бы назвал последний Ка. Затем он поместил каждую куклу внутрь своего родителя. Однако через несколько дней, к отчаянию Сергея, Матрешка и все ее детище ушли и просто исчезли.

2. Баба Яга

Однако некоторые его представления не всегда отрицательны. Говорят, что он охраняет воды жизни и смерти и обитает в доме, который движется огромными утиными ногами и в частоколе которого можно увидеть многочисленные человеческие черепа. Кроме того, это омолаживает каждый раз, когда вы пьете чай из синих роз, вознаграждая того, кто их принесет. Считается представителем границы между жизнью и смертью..

3. Призрак Жужи.

Относительно недавняя русская легенда, сосредоточенная в Москве, рассказывает нам о любви и смерти.

4. Легенда о снежной даме.

Как и у многих других народов, которые сталкиваются с отрицательными температурами, у русских также есть легенда, касающаяся холода. В своем случае он также обращается к неверности и предательству. Речь идет о легенде о Сгое.

Сгроя появляется на дорогах, предлагая свое внимание мужчинам, которые переходят ее, соблазняя их. Принимая ее приглашения и целуя ее, она превратится в льдину и приведет свою жертву к смерти, замерзнув, или же сведет ее с ума.

5. Легенда города Китежа.

Некоторые русские легенды рассказывают о нашествии монголов, которым они подверглись в древности. В частности, одно из них касается исчезновения города Китежа.

Согласно легенде, Князь Владимир основал два города, один назывался Малый Китеж, а другой получил название Большой Китеж.. Однако монголы вторглись в первую из них, взяв в плен во время процесса, которые в конечном итоге признались, как добраться до второй.

Добравшись до его окрестностей, они увидели, что в этом городе нет оборонительных стен или построек, и немедленно напали. Отчаявшиеся горожане молились о его спасении. Однако до того, как нападавшие подошли к городу, он был поглощен водой, погрузившись в озеро Светлояр и спас его от нападения, а также сделав невидимым. С тех пор говорят, что только чистейшие могут найти этот город.

6. Князь Иван и Кощей Бессмертный.

Легенда гласит, что князь Иван-царевич перед смертью пообещал родителям, что найдет мужа для трех своих сестер. На них претендуют Орел, Сокол и Ворон, с которыми они женятся и собираются жить.

Со временем принц в одиночестве решает отправиться в путешествие, чтобы навестить своих сестер и зятя. По пути он встречает останки уничтоженной армии, которая пала воительница Марья Моревна. Князь встретил эту женщину, влюбился и, в конце концов, женился и собирался жить в ее доме.

Однако, в конце концов, разразилась война, в которой решает участвовать Марья Моревна, оставив князя дома с предупреждением не открывать его шкаф, поскольку в нем есть секрет, который должен оставаться там. Однако князь, любопытствуя, решил открыть шкаф. В нем он нашел закованного в цепи человека по имени Кощей, который попросил у него воды. Отдав ему, внезапно сломал цепи и волшебным образом исчез, после чего похитил жену принца.

Князь решает отправиться на его поиски, пройдя по домам своих сестер и шуринов и оставив после себя различные предметы. Он нашел замок Кощея и забрал свою любовь, но был пойман колдуном и его быстрым конем. Он возвращается, чтобы забрать Марью Моревну, прощающую князя за то, что он утолил жажду, когда был в цепях.Принц повторил спасение еще два раза, всегда его ловил колдун, и в этом случае он в конечном итоге расчленил его и бросил в море.

Получив коня, Иван спасает жену и убивает Кощея во время бегства. пинком его лошади. После этого он расчленяет тело и поджигает осколки. Освободившись, пара смогла вернуться домой и жить счастливо.

7. Семь гигантов Урала.

Одним из тех природных чудес России считается Мань-Пупу-Нёр, о котором тоже есть своя легенда.

Легенда гласит, что в тех горах жили манси.. У главы села было двое детей, одним из которых была девочка, которая влюбилась в одного из местных гигантов по имени Торев. Он попросил руки у отца ее молодого человека, но тот отказался.

Разъяренный великан позвал пятерых братьев и вместе с ними попытался похитить молодую женщину и начал нападать на город. Жители бежали, прося духов о помощи. На следующий день другой из сыновей вождя приказал группе воинов противостоять им, юноша нес магический меч, подаренный духами, и щит.

Молодой человек поднял меч, и из него возник свет, превративший шесть гигантов в камень, но против его использования подразумевалось, что его владелец также сделает это. Этот объясняет, почему на Урале есть семь наблюдаемых курганов..

8. Легенда о призрачной невесте.

Многие из читателей этой статьи наверняка видели «Труп невесты» Тима Бертона. Многие могут не знать, что его история во многом основана на русской легенде или сказке. А это в свою очередь основан на убийствах еврейских женщин по пути на свадьбу уже одетые в свадебное платье, а также тот факт, что существовала традиция хоронить мертвых в одежде, в которой они умерли (с которой этих убитых женщин хоронили в своих свадебных платьях).

Легенда гласит, что однажды молодой человек, собирающийся жениться, ехал с другом в город, где была его будущая жена, и нашел ветку, напоминающую палец. Юноша и его друг, играя, возложили обручальное кольцо на ветку, а затем дали клятву и отрепетировали свадебные танцы. Внезапно земля сдвинулась, и выяснилось, что ветвь на заднем плане была пальцем, который был частью трупа в свадебном платье.

Этот труп выжидательно посмотрел на них и, заметив, что они праздновали свадьбу, сказала, что хочет заявить о своих правах как жены. Оба сбежали в город будущей жены, отправившись к раввинам спросить, действителен ли брак. Пока раввины спорили, мертвая женщина пришла с ними и вернулась за своим мужем.

Приехала и живая подруга мужчины, которая узнала о ситуации и заплакала из-за возможной потери партнера и детей. Вскоре после этого раввины пришли к выводу, что свадьба действительна, но мертвые не могут требовать живых. Теперь это была труп невесты, которая плакала и рыдала из-за своей неспособности создать семью.

Но живая невеста, пожалев себя, подошла и обняла ее, пообещав, что она осуществит свою мечту и родит много детей, и оба они будут их, как и ее мужем. Это успокоило дух, который в конце концов успокоился и счастливы в то же время, что пара смогла снова выйти замуж и в конечном итоге иметь потомство, которому они расскажут историю духа.

9. Остров Буян.

Идея земного рая не ограничивается одной или двумя религиями, но разделяется многими из них, включая русских и других славян.

Кощей Бессмертный тоже хранит душу на острове, который отделил свою душу от своего тела и поместил ее на иглу внутри яйца, которое находится внутри тарелки внутри кролика, которое, в свою очередь, находится в стволе, заросшем в камыши дерева. Если кто-то схватит указанное яйцо или иглу, он получит почти абсолютную власть над колдуном, так как в случае повреждения Кощея умрет.

10. Легенда о Садко.

История рассказывает нам, как молодой гуслар (музыкант, играющий на гуслях, древнем русском традиционном инструменте) из Новгорода зарабатывал на жизнь игрой, что он делал с большим мастерством. Однако наступило время, когда в этот район пришли другие музыканты, и постепенно Садко начал терять клиентуру, вплоть до того, что его перестали нанимать. Один день, опечаленный своей бедностью и тем, что его никто не нанял, он начал играть на берегу озера Ильмень.

Пройдя несколько раз прикоснуться к Ильмену, однажды ему явился бог вод озера. Он сказал ему, что слышал его игру и хотел помочь ему в его сложной ситуации. Он предложил, чтобы в следующий раз, когда он поедет в город, его вызовут на работу, он должен был убедиться, что в озере была рыба с золотыми плавниками, и поспорил с торговцами, что они существовали. Молодой человек так и сделал, и, к всеобщему удивлению, когда молодой человек и те, кто сделал ставку против него, отплыли в лодке, чтобы порыбачить, они обнаружили, что действительно, собрав сети, им удалось поймать большое количество золотой рыбы.

С рыбой и выигрышем, полученным от пари, молодой человек вскоре стал очень богатым купцом. Однако однажды ночью, когда он возвращался на лодке, молодой человек вернулся, чтобы играть свою музыку. Воды бурлили от ярости и собирались потопить корабль. Садко подумал, что бог вод хочет, чтобы он делился своей прибылью (благодаря заработанной ему), поэтому он бросил несколько бочек богатства, но это не имело никакого эффекта. Моряки ответили, что, может быть, бог хочет человеческую жертву, и после нескольких обходов всегда была очередь Садко.

Молодой человек бросился в воду и встретил бога, который хотел, чтобы он играл для него в его дворце. Там музыка Садко с огромным неистовством заставила гигантский танец. Но однажды во дворец вошел старик, когда молодой человек играл, и показал, что сила танца бога вызывала большие приливы. Садко решил прекратить играть, чтобы избежать этого, сломав струны, чтобы оправдаться.

После этого он попросил бога вернуться на его землю, и бог в конечном итоге уступил. В некоторых версиях бог озера пытается предложить ему остаться в жены, от которой, как предупреждал его старик, я могу уйти, выбрав последнюю и младшую из его дочерей, с которыми он не ел и после чего божество освободило его от службы.

15 преимуществ пивных дрожжей для тела и разума

Источник

Славянские мифы для детей

Вот несколько историй про древних Богов:

ШУЛИКУНЫ
Ярко горит огонь в печи, в доме тепло, а на улице лютый холод.
Самая середина зимы. Звери в лесу в норы попрятались, а люди в домах сидят. Женщины пироги пекут и пряжу прядут, мужчины лапти плетут, ложки деревянные режут, дети на печи сидят, в игрушки играют.
А в печной трубе дым завывает, искры летят из трубы наружу, ярче звезд.
Из искорок этих появляются на свет малыши Шуликуны, шустрые ребята. Они весело кружатся над заснеженным двором, смеются и улетают дальше, в лес. Во дворе на них собаки лают, прогоняют, а в лесу они между ветвей хороводы водят и сонных толстых ворон, пристроившихся ночевать на деревнях, пугают. Шуликунами их люди прозвали за веселый нрав, зимой они безвредны, а вот летом, расхулиганившись, того и гляди, чего-нибудь поджечь могут, ведь неспроста из печных искорок рождены.

ВИЛЫ
За деревней поле, за полем лес, за лесом луг, за лугом река.
На берегу реки стоят деревья, корни в землю, ветви в небо.
На берегу реки рано утром танцуют красивые девушки.
Это Вилы. Они танцуют и поют тогда, когда их никто из людей не видит и не слышит. Только птицы и звери могут любоваться этим волшебным танцем. Но иногда, очень редко, вилы могут показаться усталому путнику и тогда он сядет отдохнуть на берегу реки и засмотрится на красавиц и заслушается. И уснет.

Автор желает вам больше узнать о своей истории, прочитать больше книг о Славянской мифологии и увидеть, как прекрасен и интересен был мир Древней Руси.

Источник

ЛЕГЕНДЫ, МИФЫ И ФАКТЫ РЕЛИГИИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

русские народные мифы и легенды. Смотреть фото русские народные мифы и легенды. Смотреть картинку русские народные мифы и легенды. Картинка про русские народные мифы и легенды. Фото русские народные мифы и легенды

На протяжении многих веков люди придумывали мистические существа, чтобы объяснить окружающий непознанный мир. Со временем многие образы прижились, причем настолько, что стали частью культуры народов. Множеством собственных персонажей наделена и мифология, существа и боги древних преданий являются отражением языческих верований славянских народов. Они свято верили в мистических героев, помогающих людям собрать хороший урожай, исцелить от болезней, подарить счастье в семейной жизни, а также наказать за неблаговидные поступки.

Корни славянской мифологии

Мифические тексты славян не дошли до нас, поскольку во времена создания былин не существовало письменности. Из археологических источников и произведений древнерусской литературы языковеды определили общие черты языческих мифов. Славяне представляли, что где-то посреди бескрайнего океана находится небольшой остров (Буян), который считается центром мира. На острове растет дуб или лежит священный камень, обладающий целительными свойствами. На ветвях сидит птица, а у корней дерева или подножия камня лежит змея.

Создание мира славяне связывали с главным богом, который отделил мир внешний, где живут обычные люди, от невидимого, населенного божествами, духами и необычными существами.

Славянская мифология подразделяет категории «существа» и «боги» на группы:

Древние люди верили, что все они сопровождают человека от самого рождения до смерти, вмешиваются в его жизнь, помогают и наказывают.

Основные боги древних славян

Боги славянской мифологии, список:

Бог громовержец в славянской мифологии

Перун – главное божество славянских племен. Он олицетворяет могущество, повелевает молнией и громом, является властелином огня. Перун покровительствовал князю и его дружине. Перед походами ему приносилась жертва в виде заколотого быка, а договоры и клятвы закреплялись его именем.

Бог-громовержец в языческой традиции славян имел собственные атрибуты:

Стихия божества – холмы и горы. Поэтому идолы громовержцу устанавливались на вершинах возвышенностей.

С принятием христианства характерные для Перуна черты перешли к святым Илье-Пророку и Георгию-Победоносцу.

Бог солнца в славянской мифологии

В языческих обрядах древних народов присутствовали следующие символы:

русские народные мифы и легенды. Смотреть фото русские народные мифы и легенды. Смотреть картинку русские народные мифы и легенды. Картинка про русские народные мифы и легенды. Фото русские народные мифы и легенды

Бог солнца у славян, в зависимости от сезона, менял свое обличие. Зимой он выглядел как мужчина среднего возраста, в лазурном плаще и румяным от мороза лицом. Весной представлял из себя молодого светловолосого юношу с голубыми глазами, в развивающемся красном плаще верхом на коне. Повелитель летнего светила передвигался по небу в золотой колеснице, запряженной четырьмя крылатыми конями. Золотой щит сиял ярким светом, озаряющим землю. Осенний бог – это старик, любящий погреться возле кузнечных печей. Поэтому его солнце темное и холодное.

Многие народности поклонялись своеобразным идолам. Свои символы имела и славянская мифология: в ней существа и боги в материальном обличии возводились в виде фигур из крепких пород дерева и украшались драгоценностями. Из древних текстов известно, что Перун, установленный в Киеве, держал в руках луч молнии, и был украшен драгоценными камнями.

Духи и существа славянской мифологии

В славянских былинах кроме богов, встречаются необычные существа. Самые известные:

Кроме живых персонажей, славяне верили в знаки и символы. Чтобы уберечься от злых духов создавались талисманы и обереги. Например, зуб убитого волка убережет охотника в темное время суток, а чашка с молоком, оставленная на столе на ночь, вызовет благосклонность домового.

Изначально существующие в устном варианте былины и сказания претерпели изменения и дошли до наших времен в том виде, в котором представлена славянская мифология: существа и боги едины с природой, непобедимы, наделены волшебными свойствами. А обряды и ритуалы нашли свое применение даже в современном быту.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Народные русские легенды (Афанасьев)/1914 (ВТ)

русские народные мифы и легенды. Смотреть фото русские народные мифы и легенды. Смотреть картинку русские народные мифы и легенды. Картинка про русские народные мифы и легенды. Фото русские народные мифы и легендыНародныя русскія легенды
Народные русские легенды
(список редакций)

Общественное достояние Общественное достояние false false

русские народные мифы и легенды. Смотреть фото русские народные мифы и легенды. Смотреть картинку русские народные мифы и легенды. Картинка про русские народные мифы и легенды. Фото русские народные мифы и легенды

Народные русские легенды

Это произведение перешло в общественное достояние в России согласно ст. 1281 ГК РФ, и в странах, где срок охраны авторского права действует на протяжении жизни автора плюс 70 лет или менее.

Если произведение является переводом, или иным производным произведением, или создано в соавторстве, то срок действия исключительного авторского права истёк для всех авторов оригинала и перевода.

Источник

Мифы русского народа. Сказки о персонажах русских мифов, преданий и легенд от А до Я

русские народные мифы и легенды. Смотреть фото русские народные мифы и легенды. Смотреть картинку русские народные мифы и легенды. Картинка про русские народные мифы и легенды. Фото русские народные мифы и легенды

Книга о необыкновенных существах, призраках, духах, богах древних славян; персонажах народных сказок, смешилок, быличек, страшилок – таинственных, фантастических жильцах лесов, болот, рек, полей, сельских дворов и изб, а также героях, противостоявших тёмным, зловещим силам. Рассказал о них собиратель фольклора и писатель Георгий Маркович Науменко. Читая книгу, невольно переносишься в необыкновенный фантастический мир, перед которым меркнут все диковинки обыденной жизни. Для среднего школьного возраста.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мифы русского народа. Сказки о персонажах русских мифов, преданий и легенд от А до Я предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

русские народные мифы и легенды. Смотреть фото русские народные мифы и легенды. Смотреть картинку русские народные мифы и легенды. Картинка про русские народные мифы и легенды. Фото русские народные мифы и легенды

В славянской мифологии лесная старуха-волшебница, хозяйка диких зверей. В русских сказках более позднего времени у неё одна нога — костяная; она живёт в лесу в «избушке на курьих ножках», летает в ступе, заметая след помелом, и похищает детей.

Стал мальчик жить у старика и старухи. Вырос всего на один ноготок, так и остался маленьким. Прозвали его Заморышек. Утром и днём он старику и старухе по хозяйству помогает, а вечером в игрушки играет.

Заморышек сделал себе новую игрушку — стрелку и лучок. Натянул тетиву и выпустил стрелу. Полетела она далеко. Упала в лесу.

Пошёл Заморышек её искать и заблудился. Забрёл в глухую чащу. Вдруг видит, стоит на опушке косая избушка. «Дай-ка, — думает, — зайду, у хозяина дорогу домой спрошу».

Заморышек зашёл в избушку. Посреди неё Баба Яга на лавке лежит. У неё нос в потолок врос. Увидала Баба Яга гостя и говорит:

— Мальчик хорошенький, добренький! Возьми на столе ножичек. Залезь ко мне на нос. Пока я спала, он в потолок врос. Ты потолок поскобли и мой нос освободи.

Пожалел Заморышек старуху. Взял со стола ножичек. Забрался к ней на нос, на самый его конец. Поскоблил потолок. Освободил нос. Обрадовалась Баба Яга. На лавку села и говорит:

— Ох, я три дня уже не ела, очень кушать захотела. Садись, мальчик, на сковородку. Я тебя поджарю и съем.

Заморышек испугался и с носа не слезает. Баба Яга принялась длинным носом трясти. Заморышек не падает с него. Хочет рукой смахнуть, да не может до него дотянуться — такой длинный нос у неё. Решила мальчика в реке утопить. Вышла из избушки. Пришла к реке. Сунула нос в воду. Заморышек стал тонуть. Видит, плывёт рыба налим. У него хвост плоский, как блин. Заморышек за него руками ухватился. С рыбой уплыл. Выбрался из реки на другом берегу. Пошёл дорогу домой искать.

Один мальчик пас в степи овец. Вдруг налетела неведомая огромная птица, схватила его в когти и унесла себе в гнездо. Забралась на дерево змея. Принялась птица со змеёй бороться. Схватила её в когти и улетела.

Мальчик выбрался из гнезда, слез с дерева и пошёл дорогу домой искать. Вышел из леса на дорогу. Долго ли, коротко ли шёл мальчик по пыльной дороге, наконец пришёл в такое место, где сразу четыре реки в одну сливаются и четыре горы в одну сходятся.

У реки стоит деревня. Живёт в ней Баба Яга. Нос у неё шипом, подбородок крюком, волосы на голове колом стоят, глаза змеиными жалами из глубоких впадин мерцают. У Бабы Яги длинная-предлинная рука. Она ею детей хватает и съедает.

Баба Яга сидит у входа в дом. Шевелит носом, чует чужой дух.

Видит, по дороге мальчик идёт. Длинной рукой его схватила и в свой дом втащила. Говорит:

— Будешь, мальчик, для меня рыбу в реке ловить и меня кормить. Вернёшься без улова — я тебя съем.

Мальчик пошёл к реке, сел в лодку, отплыл от берега, забросил сеть и принялся ловить рыбу. Вечером он улов принёс в дом. Старухе хватило на один роток, на один зубок. Всех детей в селении она уже съела.

Вот сидит, думает: «Мальчик ночью уснёт, я его и съем». В полночь старуха подкралась к лежанке, поглядела, а он не спит, с открытыми глазами лежит. Ему сверчок песни поёт, спать не даёт. Баба Яга ворчит:

— Ничего, как без улова вернётся, так и съем.

Мальчик утром отправился за рыбой. Пришёл к реке, сел в лодку, отплыл от берега. Забросил сеть в воду. Вытащил её и ни одной рыбы не поймал, забросил в другой раз, вытащил — опять пусто. За весь день ничего не наловил, только рак медной клешнёй зацепился за сеть и в лодке оказался. Вдруг рак говорит:

— Отпусти меня, мальчик, я помогу тебе от злой старухи убежать.

Мальчик отпустил его обратно в реку. И кричит из лодки старухе:

— Я не поймал ни одной рыбы и в дом не вернусь!

Баба Яга разозлилась, на печи зашевелилась. Принялась в окно протягивать длинную руку. Вот-вот мальчика схватит. Вдруг из воды вылезла медная клешня и перекусила руку. Баба Яга страшно застонала, завыла. Хлынула из откушенной руки кровь на землю. Баба Яга взяла из очага золы, посыпала на рану, прочла заклинание, и кровь остановилась.

Мальчик переплыл на другой берег, вылез из лодки и побежал спасаться.

Баба Яга бросилась в погоню. Она перекинула через реку валявшуюся на земле руку и по ней перебралась на другой берег. Мальчик видит, старуха догоняет. Вот-вот схватит. Мальчик прибежал к болоту, видит, прыгает у водяной мельницы лягушонок.

— Спаси меня, братец лягушонок, — просит мальчик. — Спрячь поскорей, а то Баба Яга догонит и съест.

Лягушонок засунул мальчика в воду, а сам сел на кочку.

Баба Яга прибежала, не может найти след беглеца. Спрашивает:

— А ну, лягушонок, отвечай, куда мальчик побежал?

Не понимает речи лягушонка старуха. Принялась рыскать вокруг водяной мельницы, обнюхивает землю, ищет следы.

Выбрался мальчик из воды, побежал дальше. Повстречался ему ёж. Сидит он у ветряной мельницы и дует на крылья.

— Спаси меня, братец ёж, — просит мальчик. — Спрячь поскорей, а то Баба Яга догонит и съест.

Ёж спрятал его за ракитовым кустом, под пеньком. Прибежала по следам Баба Яга. Кричит:

— Отвечай скорей, ёж, а то мне кушать невтерпёж! Говори, куда мальчик побежал?

Ёж молчит. Разъярилась тут Баба Яга и хлюп! — проглотила его. Ёж свернулся в клубок, принялся вертеться как волчок и дырявить острыми иголками старухе живот. Дырявил, дыру продырявил и вышел наружу. Снова уселся ёж возле мельницы и принялся за работу: шур-шур. Баба Яга опять — хлюп! — проглотила его. Ёж продырявил в другом месте живот и вышел на свободу.

Мальчик выбрался из-под пенька и побежал дальше. Баба Яга заткнула мхом дырки в животе, принялась искать следы. Нашла и бросилась догонять мальчика. Бежит — земля дрожит, несётся — земля трясётся. Мальчик по лесной дороге спешит, видит, впереди глубокая лужа стоит. Воткнул он палку в землю, опираясь на неё, перепрыгнул лужу и исчез из глаз старухи. Прыгнула Баба Яга через лужу и не перескочила, упала на самое дно. Попала вода через дырки ей в живот. Раздулась старуха, как пузырь, не может вылезти из лужи, сидит и тужит. Убежал от неё мальчик.

Дух крестьянской бани, живёт за каменкой — сложенной из больших камней банной печью, или под полко́м, на котором парятся. Наказывает того, кто не оставляет ему кусочек мыла и воды: в следующее посещение бани плескает на провинившегося кипятком.

Однажды увидел бесёнок Пота́нька, как люди ходят париться в баньку. Надумал попробовать.

Забрался Потанька ночью в баньку. Попарился — понравилось, да после мытья оставил в печурке две тлеющие чурки. Напустил Потанька чаду да дыму в баньку.

Вылез из по́дпола Банник. Увидал в своей баньке непорядок. Разозлился и говорит:

— Проучу я тебя, Потанька! Будешь знать, как чудить в моей баньке!

Собрался опять Потанька париться в баньку. Пошёл за веником в лес. Ищет ветвистую, пушистую берёзу. Нашёл и принялся ветки ломать, веник вязать. Берёза говорит:

— Берегись, Потанька! Не ходи ночью в баньку. Банник на тебя сердит, будет вредить!

— Берегись, Потанька! Не ходи ночью в баньку. Банник на тебя сердит, будет вредить!

Не послушался липу Потанька, пошёл с веником и мочалкой в баньку. По дороге зачерпнул себе из ручья воды в лоханку. Ручей говорит:

— Берегись, Потанька! Не ходи ночью в баньку. Банник на тебя сердит, будет вредить!

Не послушался ручья Потанька, пришёл с веником, с мочалкой и водой в баньку. Принялся Потанька разогревать каменку в баньке. Тазом гремит, веником шуршит, мочалкой скрипит. Услышал Банник. Из подпола вылез, трясунцы-пуганцы вынес, из рукава вытряс. В тёмный угол Банник встал, на Потаньку злыми глазами засверкал.

Потанька париться стал, поддал в каменке жар да пар. Веник в пару помотал. Хвать — с него дождь льёт, взглянул — он весь в сосульках стал. Потанька говорит:

— Банник, Банник! Верни в каменку жар да пар!

Полез Потанька на поло́к в тазик с кипятком. А он покрылся весь льдом. Потанька говорит:

— Банник, Банник! Верни кипяток в тазик!

Бросился Потанька за мочалкой, а она примёрзла к лоханке. Потанька говорит:

— Банник, Банник! Отморозь мочалку от лоханки! Не мешай париться в баньке!

Вдруг в тёмном углу Банник зашевелился, через голову перевалился, страшным голосом закричал на всю баньку. Испугался Потанька, глаза закрыл.

Принялся Банник страхи напускать.

Потанька открыл глаза. Видит, он сидит в тазу и плывёт по кипятку. На пути огромная варёная щука встаёт. Открывает рот шире ворот. Потанька в пасть плывёт. Щука кричит: «Схвачу! Проглочу!» Потанька глаза закрыл и щуке в рот проскочил.

Потанька с веника свалился и под землю в пекло провалился. Видит, сидит он на калёных кирпичах, на горячих углях. Вокруг смола кипит в котлах. Под руки его кочерга с ухватом берут и париться в котёл с кипящей смолой ведут. Потанька вырывался, в сторону бросался. Упал в лоханку и вывалился в дверь из баньки.

Очнулся Потанька за дверями в лоханке. «Дай, — думает, — погляжу, кто меня пугал в баньке». Заглянул в банное окошко. Глядит из баньки на него рожа — ни на кого не похожа: с клыкастым ртом и длинным носищем, на голове волосищи до землищи, а на руках когтищи. Перепугался Потанька, больше не ходил по ночам париться в баньку.

В славянской мифологии — хулиганистый домашний дух, причиняющий хозяевам различные неприятности. Он наполняет дом странными звуками, прячет вещи, выдувает жар из печи, тушит свет.

Случилось в одной деревне несчастье. Построила одна семья себе на острове новую избу. Не позвали на новое место Барабашку. Забыли про него. Да он не забыл, злобу затаил. Легли хозяева спать вечером. И тут началось. То в одном углу завоет, то в другом. Никак уснуть нельзя. Люди думают: «Барабашка что ли по ночам приходит и будит, чтобы утреннюю зарю не проспали?»

Кто останется в новой избе на ночь, глаз не сомкнёт. Утробный вой всю душу выматывает. Соседи собрались, с ружьями несколько ночей караулили. Ничего не вышло. Страшный голос выл. В конце концов отступились хозяева от этой избы. Испугались. Страшно им стало. Перекочевали жить в другую избу.

Как-то зашёл осенью с дороги к ним один мужик. И просит:

— Пустите переночевать, под дождём весь промок.

— Вон, иди в новую избу на острове. Ложись там хоть на лавку, хоть на печку и ночуй. А у нас тут ребятишек полно.

Пришёл мужик. Запер за собой дверь. Лёг на печку. Видится ночью ему, что ползёт на него всякий гад — ужи, лягушки, пауки. С руки скинет, смотрит — на ноге змея сидит, с ноги скинет, а на то место уж с десяток по руке ползёт. Промаялся до полуночи. Проснулся. Слышит: кто-то воет страшным голосом в углу.

Набрался храбрости мужик. Слез с печи. Поискал, кто бы это мог быть, так жутко выть. Не нашёл. Показалось ему, как будто со двора вой доносится.

Решил остаться на другую ночь, узнать, кто голос подаёт.

Прошёл день. Вечером мужик спрятался на дворе за поленницей. Притаился, выглядывает. Видит, в полночь выбирается кто-то из-под крыльца: лохматая борода, горбатая спина, ростом с локоток, а голова с горшок. Ну, как есть настоящий Барабашка. Заглянул в угол избы. Покрутился там, повозился. Тут же раздался вой. Барабашка ушёл.

Мужик выбрался из-за поленницы. Подошёл к тому месту, где Барабашка возился. Глядит, из-под одного бревенчатого венца торчит горлышко бутылки.

Понял мужик, в чём дело. Перед сном Барабашка незаметно пробку открывает, ветер в бутылку залетает. Издаёт он протяжный и тоскливый звук. Этим воем Барабашка жильцов пугает, свою злость на них вымещает. Потому никто и не уживается в этой избе.

Сказочник, завораживающий слушателя своей беседой, рассказом, историей, а также напускающий необыкновенные видения.

Зима. За окном метель и пурга. Барин сидит дома и скучает, мух на потолке считает. Не знает, чем ему заняться, как развлекаться.

Вспомнил, что ему рассказывали о необыкновенном сказочнике — Ба́харе. Он на гуслях играет и под музыку сказки сказывает, да так знатно — кто слушает их, сам в них участником бывает.

Велел он слугам разыскать Бахаря. Нашли они его в одном селении, привели в дом.

Барин увидал Бахаря, обрадовался. Говорит:

— Расскажи, мужичок, мне сказки, чтобы были они без прикраски, как есть настоящие и страшные!

— Ваша милость! — сказал Бахарь. — Сказки нужно слушать с опаской. Ежели вы в своём видении в сказке какой-нибудь вещи рукой коснётесь, то в этот мир не вернётесь. Останетесь навсегда жить в тридевятом царстве, тридесятом государстве.

— Как же из того сказочного царства-государства обратно домой вернуться?

— Нужно найти бел-горюч камень сорока сажень. Он дорогу домой укажет.

Бахарь заиграл на гуслях. Полилась чудесная музыка. Принялся он рассказывать про Конька-Горбунка и Кота Баюна, про аленький цветок и волшебный ковёр-самолёт, про Соловья-разбойника и чародея-затворника. Появился в комнате сизый туман, подкатился к глазам. Возникло видение. Барин видит сказку всю, как наяву.

В сказке Жар-птица над полем летает, с солнечными зайчиками играет, перо роняет. Оно на земле лежит и, словно радуга, всеми цветами горит. Барин захотел взять необыкновенной красоты перо. Поднял с земли. Видит, он уже не дома, а стоит с пером Жар-птицы. Обступил его вокруг народ. Люди его славят, поздравляют. Говорят ему:

— Царь Полкан дочку замуж отдаёт за того человека, кто перо Жар-птицы добудет.

Отвели барина во дворец. Царь Полкан его принимает, перо Жар-птицы себе забирает. Свадебный пир назначает. Дочь замуж благословляет. Вышла навстречу царевна Василиса Прекрасная. Как звёздочка на небе сияет. Брови у неё чёрного соболя, щёки — маков цвет, зубы жемчугом переливаются, длинная коса до земли тянется. Такой красоты на свете не сыскать, ни в сказке сказать, ни пером описать.

Радуется барин. О такой невесте он и не мечтал. Вдруг накрыл всё вокруг чёрный туман. Идолище поганый прибежал, схватил Василису Прекрасную и с ней убежал. Опечалился Царь Полкан. Говорит:

— Ступай, жених! Ищи свою невесту! Её не вернешь, на кол попадёшь, голову потеряешь!

Барин испугался. Не знает пути, куда ему идти. Пошёл искать Василису Прекрасную в тёмный лес.

Идёт, бредёт барин по тёмному лесу. Видит, на опушке избушка. Стоит она на куриной лопатке, на петушиной пятке. Нет у неё ни окон, ни дверей. Решил барин забраться на крышу и в печную трубу заглянуть. Забрался, заглядывает. На огне огромная сковорода стоит, на ней сало шипит. Котёл с водой кипит, рядом кости и черепа лежат. Вдруг слышит над головой шум. Поглядел вверх, а по воздуху Баба Яга в ступе летит, помелом шевелит. И кричит:

Кипи-кипи в котле, вода!

Испугался барин, рот раззявил. Спрятался за печную трубу. Баба Яга опустилась на землю, вылезла из ступы. И говорит:

— Повернись ко мне, избушка, передом, а к лесу задом!

Зашевелилась избушка. Принялась поворачиваться, с боку на бок переваливаться. Барин не удержался на крыше, свалился с неё. Упал в ступу. Схватил помело, ударил им о землю и полетел по воздуху. Увидала Баба Яга, зубами заскрежетала, руками замахала. Кричит:

— Стой, злодей! Поймаю, обгложу до костей!

Баба Яга отрезала палец на петушиной пятке, принялась его надувать. Получился большой пузырь. Баба Яга прицепила его к поясу. Полетела высоко вверх. Поднялась выше леса стоячего, пониже облака ходячего, бросилась барина догонять.

Барин по воздуху летит, помелом шевелит. Видит, под ним широкий двор, вокруг него железный частокол. Посередине двора возвышается хрустальный дом. Барин думает: «Не царевна ли в нём?» Опустился на двор. Вылез из ступы. Поглядел в окно. В хрустальном доме сидит Кощей Бессмертный на троне. Золото из одного сундука в другой перекладывает и в самоглядное зеркальце поглядывает. Видит в него, как Иван-царевич Идолище поганое побеждает, Василису Прекрасную спасает. На серого волка её сажает и в тридесятое царство уезжает.

— Возьмите меч-кладенец и ступайте в тот конец — в чистое поле! Убейте Ивана-царевича, а Василису Прекрасную мне приведите!

Взяли мертвецы меч-кладенец и ушли.

Баба Яга по небу летит. Увидала во дворе у Кощея Бессмертного свою ступу с помелом, принялась спускаться. Острым когтем проколола пузырь. Лопнул он. Вылетел из пузыря воздух, и словно вихрь подхватил барина и унёс в чистое поле. Пошёл он искать невесту.

Идёт барин по чистому полю, по широкому раздолью. Смотрит, семь мертвецов, сожжённые огнём, словно чёрные головешки, на земле валяются. Рядом с ними меч-кладенец лежит. Впереди гора стоит. В ней чёрная дыра. Вдруг из неё дым с огнём повалил и ему бороду опалил. Разозлился барин, думает: «В чёрной дыре Змей Горыныч сидит. Я страшно на него сердит». Решил с ним сразиться, мечом-кладенцом рубиться. Почувствовал себя богатырём. Подошёл к чёрной дыре и кричит:

— А ну, выходи, Змеище Горыныще, на побоище!

Вдруг гора зашевелилась. Присмотрелся барин — это не гора, а Змей Горыныч калачом свернулся и лежит. Только барин не в чёрную дыру, а ему в ноздрю кричит. Страшно он испугался, в сторону бросался. Повалил у Змея Горыныча из ноздрей дым. Из трёх голов огонь столбом забил. Принялся барин меч-кладенец поднимать. Не может его от земли оторвать. Тяжёл богатырский меч, не срубить ему головы Змею Горынычу с плеч.

Барин видит, Баба Яга в ступе к нему летит, помелом грозит. За ней страшный Кощей Бессмертный бежит, убивать спешит. Впереди Змей Горыныч стоит, головами шевелит, всё вокруг огнём палит. Некуда деться, ни убежать, ни спрятаться. Выронил барин из рук меч-кладенец. Налетела, что чёрная туча, стая воронов, почуяли они падаль. Закрыли собой солнце и светлые облака.

Вдруг задрожала земля. Прискакал в чистое поле, широкое раздолье на богатырском коне Буря-богатырь. Калёные стрелы на лук накладывает, в Бабу Ягу и Кощея Бессмертного пускает, острое копьё бросает. Буря-богатырь поднял с земли меч-кладенец и в бой со Змеем Горынычем вступает, головы ему отсекает.

Барин думает: «Пора мне поспешить, с ратища-побоища скорей уходить». Барин бочком, бочком и быстро по полю пошёл. В зелёную рощу пришёл.

Пробирается барин по неведомым тропам и дорожкам. Видит, скачет на сером волке Иван-царевич с Василисой Прекрасной. К хвосту волка привязана отрубленная голова Идолища поганого, безобразного. Обрадовался барин, что царевна спасена и к царю Полкану будет отвезена. Теперь можно и дорогу домой искать.

Барин пришёл в город. Отправился в торговые ряды. В одной лавке старые вещи продают.

Вышел навстречу купец, к себе зазывает. Товары показывает. Лежат на полках сапоги-скороходы, шапка-невидимка, ковер-самолёт, топор-саморуб, скатерть-самобранка. Увидел барин хрустальное блюдечко и наливное яблочко. Спрашивает:

— Как эта вещь работает?

Купец положил на краешек хрустального блюдечка наливное яблочко. Принялся приговаривать:

Катись, катись, яблочко,

Катись, катись, наливное,

По хрустальному блюдечку,

По золотой каёмочке.

Города царские, сады райские,

Поля широкие, моря глубокие,

И гор крутых высоту,

И небес голубых красоту.

Катится яблочко по блюдечку, наливное по хрустальному. На блюдечке все города один за одним видны, жнецы на полях, корабли на морях; и гор высота, и небес красота; солнышко за круторогим месяцем катится, радуга золотым мостом выгибается, ясные звёзды в хоровод собираются. Так всё дивно-красиво, взгляд не оторвать.

Решил барин купить диковинку и спрашивает:

— Сколько стоит хрустальное блюдечко и наливное яблочко?

— Это очень дорогая вещь. За деньги её не купить. Самое дорогое в нашем городе — это бороды.

— У меня только одна борода.

Отрезал барин свою бороду и подаёт купцу.

Тот приставил бороду к своей голове, и она тут же приросла. Отдал купец необыкновенную диковинку.

Ушёл барин из города. Остановился у дороги. Положил на хрустальное блюдечко наливное яблочко и принялся приговаривать:

Катись, катись, яблочко,

Катись, катись, наливное,

По хрустальному блюдечку,

По золотой каёмочке.

Не катится яблочко по блюдечку, наливное по хрустальному. Соскочило на землю и покатилось по дороге. Выронил барин из рук хрустальное блюдечко, и оно разбилось. Побежал барин за наливным яблочком.

Прикатилось наливное яблочко к перекрёстку трёх дорог. Посередине бел-горюч камень сорока сажень стоит. На нём слова написаны: направо пойдёшь — убитому быть, налево пойдёшь — богатство найдёшь, прямо пойдёшь — домой попадёшь. Обрадовался барин. Пошёл прямо, да упал в яму.

Вот барин падает, падает. От страха закрыл глаза. Летит вниз, летит. Бух! И свалился. На что-то мягкое садился. Открыл глаза. Смотрит, он в своём кресле. Бахарь рядом с гуслями стоит и говорит:

— Ваша милость! Я закончил сказку рассказывать. Пора мне уходить.

Бахарь ушёл. Барин так и не понял, то ли сказки ему привиделись, то ли всё происходило с ним наяву. Посмотрел он на себя в зеркало. И охнул: бороды на лице не было.

В славянской мифологии человек, обернувшийся бурым медведем. Случалось такое превращение под воздействием колдовского заклятия или от укуса оборотня-медведя. Берендей, уже с повадками дикого, свирепого зверя, становился опасным не только для охотников, но и для любого человека, попавшегося ему на пути.

Один человек надумал стать охотником. Отправился на базар покупать снаряжение для охоты. По дороге встречает его мужичок ростом с чурбачок. Везёт на тележке ружьё, капкан и заячью шубу. И деньги за товар не берёт, даром отдаёт. Обрадовался охотник. Накинул на себя заячью шубу, повесил на плечо ружьё, взял в руки капкан и отправился в лес. На тропе поставил на лису капкан, снял с плеча ружьё и пошёл выслеживать добычу. Вдруг навстречу бежит волк, серым хвостом дёрг-дёрг, зубами щёлк-щёлк. Увидал охотника и остановился. Оскалил пасть, вот-вот набросится. Охотник наставил на него ружьё — бац! Глядит, а вместо одного волка стало два. Выстрелил из ружья ещё раз — появилось четыре волка. Пули волков не убивают, а только прибавляют.

Испугался охотник, бросил ружьё в снег и припустил из леса что было сил. По тропе побежал и ногой в свой капкан попал. Не может освободиться. Волки со всех сторон обступают. Снял охотник с себя заячью шубу и давай ею от волков отмахиваться. Вдруг на шубе шкурки в живых зайцев превратились. От страха зайцы задрожали, лапками замахали, попрыгали на землю и бросились врассыпную бежать. Волки кинулись зайцев догонять.

Сидит охотник в капкане без шубы, замерзает. Страшно одному в тёмном лесу. Видит, рядом с ним из-под снега струйка тёплого пара вверх поднимается. Принялся охотник в этом месте снег разгребать. Провалился в медвежью берлогу. Ударился о землю. Капкан раскрылся, с ноги свалился, покатился и медведю хвост защемил. Проснулся медведь, от страха выпрыгнул из шкуры и убежал. Забрался охотник в медвежью шкуру, греется в ней. Приросла она к телу. Не снимается. Стал охотник медведем. Выбрался из берлоги. Ходит по лесу, рычит. Вдруг видит, навстречу охотники идут, ружья несут, на него наставляют. Испугался, побежал, о пенёк споткнулся, через голову перевернулся, и медвежья шкура соскочила с него. Один охотник говорит:

— Это Берендей! Оборотень!

Разожгли охотники огонь, отогрели у костра выскочившего из медвежьей шкуры человека. Из леса вывели. Пошёл незадачливый охотник домой, натерпелся страха.

Фантастическое сказочное существо с человеческим телом и головой волка, живёт в глухой лесной чащобе.

Девочка в люльке лежит, не спит. Бабушка рядом сидит, люльку качает и говорит:

— Спи-усни, внученька! Бирюк [10] по улице идёт, ищет твой дом. Кто не спит, на того он сердит, в мешок сажает, в лес забирает.

Девочка не слушается, не спит. Бабушка опять:

— Спи-усни, внученька! Бирюк нашёл твой дом, ищет твою комнату. Кто не спит, на того он сердит, в мешок сажает, в лес забирает.

А девочка всё глаза не смыкает, не засыпает. Бабушка ей говорит:

— Спи-усни, внученька! Бирюк нашёл твою комнату. Кто не спит, на того он сердит, в мешок сажает, в лес забирает.

Бабушка люльку качала, качала и задремала.

Вдруг дверь распахнулась. В комнату вошёл Бирюк. Взял девочку из люльки, посадил в мешок и понёс в лес. Идёт дорогой.

Навстречу Баба Яга:

— Кого, Бирюк, несёшь в мешке?

— Отдай мне! Я её в печку посажу, обед сварю!

Идёт Бирюк дальше. Навстречу Кощей Бессмертный:

— Кого, Бирюк, несёшь в мешке?

— Отдай мне! Я её косточки возьму, в сундучок положу!

Идёт Бирюк дальше. Навстречу Змей Горыныч:

— Кого, Бирюк, несёшь в мешке?

— Отдай мне! Я её на язык посажу, огнём сожгу!

Пришёл Бирюк в лес. Вытряхнул из мешка девочку. Крапивой погрозил, малиной угостил. В корзину девочку положил. Корзину к берёзовой ветке привязал. Положком накрывал. Раскачивает Бирюк берёзу и поёт: «Усни, усни, глазок; усни, усни, другой…»

Девочку стало укачивать, ей захотелось спать. Вот она глаза закрыла. Уснула.

Утром девочка просыпается, глядит — она дома в люльке лежит. И бабушка рядом.

Дух леса, живущий в ягодных местах, пуще всего на клюкве да бруснике. Если его потревожить, вскочит наклонившемуся за ягодой человеку на шею, стянет голову петлёй и будет водить по лесу, пока тот не заблудится.

Жили брат и сестра. Собрались они в лес за ягодами на болото, клюкву да бруснику собирать. Мать говорит:

— Не прыгайте по кочкам. Боли́-Башка́ во мху в хатке, на лубяной кроватке лежит и спит. Кто его потревожит, на того он сердит.

Брат с сестрой пришли в лес. Стали ягоды собирать. Разбрелись по кусточкам, по кочкам. Мальчик в ладошку наберёт и в лукошко кладёт. А девочка ягодку за ягодкой бросает в роток, и пуст у неё коробок. Мальчик собрал полное лукошко клюквы и морошки и сел под куст отдыхать. А девочка глядит, пуст у неё коробок. Заторопилась. Принялась с кочки на кочку прыгать-скакать, ягоды собирать да в коробок бросать. И не приметила, как маленькую хатку с лубяной кроваткой во мху растоптала.

Выбрался Боли-Башка из болотного мха, из сломанной хатки. Сам он коротышка, нос — еловая шишка, на голове — колючая щетина, а в руках — лозина. На девочку глядит, зол-сердит. Скок, скок, прыгнул ей на спину, на вороток. Лозиной лоб обвил, вокруг головы петлёй закрутил.

Стала у девочки голова болеть, в глазах темнеть, ноги сами идут, неведомо куда ведут.

Боли-Башка гнилого тумана напустил, девочку в болото заводил, в трясину толкал, в мох зарывал. Вырос на том месте красивый цветок.

Брат с ягодами сестру ждёт. Не дождался. Пошёл искать. Пришёл на болотный мох. И грох! В болотную топь-трясину попал. Стало его болото засасывать, заглатывать. Увидал мальчик дерево и просит:

— Вербочка, вербочка, склони ко мне свои веточки! Спаси меня!

Склонила верба свои ветки к земле. Ухватился за них мальчик. Выпрямилась верба и вытащила его из болота. Видит мальчик, во мху красивый цветок растёт. Взял его. Пошёл по тропинке из леса. Вернулся один без сестры домой.

Мальчик посадил болотный цветок в горшок, поставил на окно. Наступила ночь. Ровно в двенадцать часов упал один лепесток с цветка. Ударился о землю. Превратился в девочку. Разбудила она брата и просит:

— Братец, спаси меня! На цветке осталось всего два лепестка. Когда они опадут, я умру. Возьми у Боли-Башки лозину. Прикоснись ею к цветку.

Мальчик задумался, хочет спасти сестру. Ничего не может придумать. Прошёл день. В полночь упал с цветка второй лепесток. Ударился о землю. Превратился в девочку.

Разбудила она брата и просит:

— Братец, спаси меня! На цветке остался всего один лепесток. Если он упадёт, я умру. Возьми у Боли-Башки лозину. Прикоснись ею к цветку.

Утром отправился мальчик в лес. Пришёл к болоту. Срезал тростинку. Сделал из неё дудочку. Стал играть. Дудочка запела:

Боли-Башка вылез из-под мха. Лёг под осину, оставил лозину. Уснул под песню тростниковой дудочки. Взял мальчик лозину. Побежал из леса. Вернулся домой. Лозиной коснулся цветка. Упал последний лепесток. Ударился о землю. Превратился в девочку. Стали брат с сестрой жить-поживать и беды не знать.

Дух болота. Любит пугать путников резкими звуками, вздохами; выдувая воздух водяными пузырями, громко причмокивает. Ловко подстраивает ловушки для несведущих: кинет лоскут зелёной травы, или корягу, или бревно — так и манит ступить, но под ними трясина, глубокая топь.

В лесу дремучем, на болоте топучем, под кочкой Боло́тник живёт. Надоело ему под кочкой сидеть да на мох глядеть. Пошёл он по белому свету ходить, болотную жуть наводить. С дороги в селение завернул, в лужу нырнул и притаился.

Идёт свинья — в луже поваляться, в грязи покопаться. Болотник выскочил, страшную рожу показал, зелёными глазами завращал, ногами затопал, руками захлопал. Свинья испугалась и убежала.

Идут селезень и утка — в луже понырять, червячков поискать. Болотник выскочил, глаза выпучил, страшную рожу показал, зубами застучал, ногами затопал, руками захлопал. Селезень и утка испугались и улетели.

Идёт баба с базара большаком с глиняным горшком. Болотник выскочил, глаза выпучил, страшную рожу показал, зубами застучал, ногами затопал, руками захлопал. Баба испугалась, закричала. Бросила на землю горшок и убежала. Полез Болотник в горшок, поглядеть, что в нём лежит. Голову просунул, а обратно вытащить не может. Рассердился и просит:

— Горшок, горшок, отпусти голову! А то в воде утоплю, грязью завалю!

Горшок не отпускает. Болотник опустил голову в лужу. Сидит, тужит. Горшок наполнился водой, стал тонуть, за собой Болотника тянуть. Утащил его под воду. Болотник так и сидит в луже.

Боровой — дух бора, рощи. Ему подчинены боровички — маленькие старички, ростом вершка в два, хозяева грибов: груздей, рыжиков, опят.

Из корзинки вылезли чернушки-червотушки и сказали:

— Девочку утопим в ручье!

Вылезли волнушки-гнилушки и сказали:

— Девочку бросим в болотную трясину!

Ложные опёнки сказали:

— Девочку отнесём на медвежью тропу!

Из корзинки выглянул Боровичок — лесной старичок, сам с вершок, на голове шляпка с лопушок, и закричал:

— Пошли вон, гнилухи-червотухи! Пято́й раздавлю, шляпкой в мох заколочу!

Испугались гнилухи-червотухи и убежали.

Девочка проснулась. Взяла она корзинку с грибами и пошла домой.

Сказочный персонаж — хозяин бродов в реках. Ссорится и воюет с водяным и пугает русалок.

Живёт в реке под мостом Бро́дник с рыбьим хвостом. Сам весь синий, покрытый тиной, нос — бородавка, на руках вместо пальцев — пиявки. Видит Бродник из-под воды: дети за рыбой по мостику идут, бредень несут. Кричит:

— Эй, бобры, берите топоры, рубите столбы! Мостик обвалится, дети в воду свалятся, мне бредень достанется. Рыбы будут плыть и за это мне дань жемчугом платить. А не станут платить, я их буду бреднем ловить и казнить.

— Нам строить плотину нужны топоры! Не будем мостик ломать и тебе помогать.

Перешли дети мостик. Пришли к броду, хотят лезть в воду. Бродник зовёт:

— Эй, Водяница, плыви вброд, открой рот, затяни детей в топь! Помоги от детей избавиться, мне бредень достанется. Рыбы будут вброд плыть и за это мне дань жемчугом платить. А не станут платить, я их буду бреднем ловить и на берег выносить.

Водяница ему отвечает:

— Я к Водяному спешу, замуж выхожу! Некогда мне рот разевать и тебе помогать.

— Приходите, русалки, берите щекоталки! Дети придут к броду, полезут в воду. Вы их защекочите, в глубокий омут утащите, мне бредень принесите. Рыбы будут вброд плыть и за это мне дань жемчугом платить. А не станут платить, я их буду бреднем ловить и на берег выносить.

— Мы играем в салки! Некогда нам детей щекотать и тебе помогать.

Бродник хворост у брода убрал, на дно острых ракушек набросал. Пошли дети через брод. Зашли в воду по самый рот. Бродник их за ноги щипал, бредень отбирал. Дети испугались, на берег выбирались. Бродник притаился у брода с бреднем. Ждёт-пождёт, кто первый приплывёт.

Бродник никого через брод не пропускает, дань жемчугом собирает. Разозлились рыбы. Пришли раки, устроили драку, хватали Бродника клешнями, словно клещами. С острыми зубами приплыла щука, укусила Бродника за брюхо. Был и сом с большим усом, ударил хвостом как кнутом. Примчались ерши, гребешки как ножи. Бредень разломали, из воды на берег бросали. Бродник испугался, в тихую заводь забирался. Больше не дрался и собирать дань не пытался.

Мнимое пугало, которым взрослые пугают маленьких детей. Оно всегда где-то рядом, угрюмое и суровое, чем-то недовольное и на всех обиженное.

Бу́ка сидит на пеньке в сером сюртуке. Баба с коромыслом идёт. Бука грозно поглядел, закряхтел, толстыми губами зашлёпал, злыми глазами захлопал. Баба говорит:

— Что, Бука, сидишь угрюмый, брови нахмурил, насупился? Помоги воду домой донести. Я тебя чаем угощу.

Бука заворчал, воду в вёдрах расплескал. Сидит сердит. Идёт девочка, гусей хворостиной гонит. Бука грозно поглядел, закряхтел, толстыми губами зашлёпал, злыми глазами захлопал. Девочка говорит:

— Что, Бука, сидишь угрюмый, брови нахмурил, насупился? Помоги гусей пасти. Я тебя пирожком угощу.

— Что, Бука, сидишь угрюмый, брови нахмурил, насупился? Помоги вершу с рыбой домой дотащить. Я тебя ухой угощу.

Бука заворчал, вершу разломал, рыбу раскидал. Один пескарь ему за ворот под рубаху попал, затрепыхался. Стал Бука по земле кататься и смеяться. Кричит:

— Ой, спасите! Ой, не щекочите!

Так Бука уморился, что больше не сердился.

Однажды дух зла Злодий надумал посадить в землю семена, произрастающие в стране мрака и тьмы. Выбрался он из подземного мира на белый свет и бросил семена в землю. Выросли из них бяки и разбрелись в разные стороны.

— Пойду людей пугать, маленьких детей в лес забирать.

Выбрался Бяка-Бабяка из дупла. Пошёл людей искать. На дорогу вышел. По дороге мужик на телеге едет. Горшки на базар везёт. Бяка-Бабяка страшным голосом загудел, железными зубами заскрипел. Мужик страшный голос услыхал, Бяку-Бабяку увидал. Испугался, лошадь галопом пустил, все горшки переколотил. Поскорей от беды умчался.

Идёт дальше Бяка-Бабяка. По дороге косари с косами идут. Бяка-Бабяка страшным голосом загудел, железными зубами заскрипел. Косари страшный голос услыхали, Бяку-Бабяку увидали. Испугались, косы побросали и поскорей с дороги убежали.

Пришёл Бяка-Бабяка в селение. Подошёл к воротам и говорит:

— Ворота, ворота, пустите меня во двор.

— А ты кто будешь? — спрашивают ворота.

— Я — Бяка-Бабяка, страшный забияка!

— Людей пугать, маленьких детей в лес забирать.

Принялся Бяка-Бабяка железными зубами ворота грызть. Прогрыз дыру. Влез во двор и дальше пошёл. Вдруг слышит в хлеву разговор:

Другой голос вторит:

— Му-у, му-у, не бывать у нас ему!

И ещё голос говорит:

Бяка-Бабяка думает: «Не меня ли в этом доме ждут, к себе зовут?» Подошёл к хлеву и говорит:

— Дверь, дверь, пусти меня в дом!

— Я — Бяка-Бабяка, страшный забияка!

— Людей пугать, маленьких детей в лес забирать.

Бяка-Бабяка прогрыз дверь. Думал, что к людям в дом зашёл, а сам в хлев забрёл.

Куры на насесте: «Так-так-так!» — говорят. Из ясель бараны: «Мало-мало!» — твердят.

— Кто-кто камни в меня бросает, кто-кто на вилы меня поднимает, кто-кто клещами меня щипает, кто-кто шилом меня пихает?!

Бросился Бяка-Бабяка из хлева бегом в чёрный-чёрный лес. В чёрное дупло спрятался, больше не показывался.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *