рука и мозг как связаны

Рука и мозг как связаны

Ожидайте

Перезвоните мне

рука и мозг как связаны. Смотреть фото рука и мозг как связаны. Смотреть картинку рука и мозг как связаны. Картинка про рука и мозг как связаны. Фото рука и мозг как связаны

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

рука и мозг как связаны. Смотреть фото рука и мозг как связаны. Смотреть картинку рука и мозг как связаны. Картинка про рука и мозг как связаны. Фото рука и мозг как связаны

Аннотация: Сегодня всё чаще родители могут услышать, что у их ребёнка недостаточно развита мелкая моторика.

Статья:

Что же такое мелкая моторика?

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека. Если не прибегать к научным терминам и сказать понятно и кратко, то мелкая моторика – это не что иное, как ловкость рук.

Как взаимосвязаны головной мозг и мелкая моторика?

Когда следует начинать развивать мелкую моторику ребёнка?

Чем раньше мы будем развивать двигательные способности пальцев малыша, тем лучше. Начинать можно и нужно с самого рождения, массируя пальчики младенца, его ладони. Такой массаж воздействует на активные точки, которые имеют прямую взаимосвязь с головным мозгом. По мере взросления ребёнка можно использовать пальчиковые игры, которые сопровождаются стихотворным текстом. Дальше необходимо приучать ребёнка самостоятельно застёгивать, растегивать пуговицы. Конечно, это поначалу будет даваться с большим трудом, но с нашей помощью ребёнок быстро этому научится. Очень полезны для мелкой моторики лепка, аппликация, нанизывание бусин, рисование, вырезание и другие виды деятельности, в которых задействованы ручки ребёнка.

Упражнения для развития мелкой моторики.

1) Массаж кистей рук, который можно начинать с самого младенчества. Это занятие и приятно, и полезно как для развития пальчиков, активизации речевых центров головного мозга, так и для общего развития ребёнка.

2) «Найди меня» — эта игра заключается в следующем. В небольшую ёмкость насыпается горох или фасоль, туда же помещаются мелкие игрушки. Всё размешивается, и ребёнок должен найти на ощупь игрушки.

3) Лепка. В настоящее время представляется огромное количество материалов, из которых можно лепить. Это и пластилин, и глина, и слоёное тесто. Детям это занятие очень нравится. Начинать можно с простых шариков, постепенно усложняя задания. Главное, чтобы материал для лепки был мягким и пластичным.

4) «Распредели по местам» — для этой игры хорошо подойдут крупы, которые смешиваются друг с другом, и ребёнок должен их перебрать по разным ёмкостям. Крупы являются хорошим массирующим материалом – для этого пусть ребёнок растирает их в руках.

5) Выкладывание мозаики – в любом магазине детских товаров можно приобрести мозаики и выкладывать их вместе с ребёнком. При этом важно помнить, что мозаика должна соответствовать возрасту ребёнка.

6) Пальчиковые гимнастики, когда взрослый читает стихотворение, а малыш в это время выполняет определённые движения руками. Таких пальчиковых игр и гимнастик можно найти очень много в специальной литературе.

7) Игры-шнуровки. Такие игры можно купить уже в готовом виде, а можно сделать самим. Для этого на картоне рисуется изображение, например, яблоко, и по его контуру делаются отверстия с помощью дырокола. Ребёнок берёт шнурок и продевает его в эти отверстия.

8) Нанизывание бусин на нитку. Чем меньше возраст малыша, тем крупнее должны быть бусины.

9) Сортировка бусин. Бусины смешиваются в одной ёмкости, а потом сортируются по цвету, форме, размеру. Это занятие требует большой усидчивости и внимания, поэтому заниматься им дольше десяти минут не стоит, чтобы у ребёнка не пропал интерес к нему. Не смешивайте много бусин, чтобы ребёнок смог перебрать всё до конца, не бросая дело, не завершив его.

Заключение.

Не зря существует выражение, что наш ум – на кончиках наших пальцев. Поэтому если мы хотим, чтобы наш ребёнок был умным и способным, то нужно обратить внимание на развитие мелкой моторики. Стараться как можно больше заниматься с ребёнком дома. Использовать для этого каждую свободную минуту. Такие домашние занятия будут для нашего малыша просто бесценны. Конечно, в детских садах также развивают пальчики детей, но этого недостаточно. Нужна ежедневная систематическая работа в данном направлении. Лучше пусть ребёнок лишний раз не сядет за компьютерные игры, не будет вечерами напролёт смотреть телевизор, заниматься бесполезными делами, а поиграет вместе с вами в игры на развитие двигательных способностей пальчиков.

Источник

Связь между рукой и мозгом

Связь между рукой и мозгом

«Рассказано-рассказано, пальчиком показано!» — сообщает пятилетний малыш «застуканному на месте преступления» приятелю и машет выставленным вверх указательным пальцем.

Разговаривая по телефону, мы сопровождаем наши слова жестами, хотя собеседник их и не видит. А теперь вспомните: ваш двухлетний малыш прижимает к уху игрушечный телефон, что-то лепечет с уморительно-серьезным видом и… повторяет ваши движения.

Годовалый карапуз на вопрос, какая мышка маленькая, показывает расстояние между большим и указательным пальчиками, а для демонстрации, какой мишка большой, разводит ручки в сторону.

Любой предмет, который привлек внимание ребенка, он сразу берет в руки. Поэтому так часто слышишь, например, в магазине обращенный к маленькому ребенку клич: «Ничего не трогай!» Но это нам достаточно посмотреть на предмет и его ценник, чтобы получить нужную информацию. А ребенку, чтобы сформировать образ предмета, мало видеть, ему надо обязательно осязать: ощутить фактуру, вес, температуру.

Активность рук ребенка важна не только потому, что придает ему выразительности, заставляет окружающих умиляться или смешит их. Самое главное, что от ловкости и умелости маленьких ручек напрямую зависит интеллектуальное, психическое и эмоциональное развитие ребенка.

Указующий перст

Природа — гениальный изобретатель, который не ошибается. Возможности новорожденного познавать мир ограничены его неспособностью самостоятельно передвигаться. Зато у него есть ручки: их можно засовывать в рот, ими можно размахивать, тереть лицо, задевать игрушки… А значит, мудрая природа распорядилась так, что именно руки — это центр развития ребенка, который передает сигналы в мозг, развивая его и стимулируя его деятельность.

Связь между рукой и мозгом неимоверно важна. Ученые установили, что на общей площади зоны движения в коре головного мозга одну из самых обширных частей наряду с проекциями мимической мускулатуры и мышц языка занимает проекция мускулатуры кисти руки. И если у взрослого человека взаимосвязь происходит по схеме «мозг—рука» (мозг дал команду — рука сделала), то у ребенка осуществляется обратная информационная связь. Рука изучает окружающий мир, сообщает мозгу «результаты наблюдений» — мозг управляет рукой, используя эту новую информацию; рука выполняет новую команду мозга и в прямом смысле слова нащупывает очередные сведения. И снова в мозг поступает «отчет о результатах». Таким образом, именно руки позволяют новорожденным «включить» мозг и развивать его. Так что можете не сомневаться: массаж ладошек новорожденного, пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры — это уже школа раннего развития вашего ребенка.

Говорим… руками

Проекция кисти руки на коре головного мозга расположена совсем рядом с речевой зоной. Воздействие на руки ребенка, работа над мелкой моторикой и ловкостью ручек способствуют стимуляции этой зоны мозга. То есть пальчиковый массаж и пальчиковая гимнастика для детей, которые еще только и умеют, что выражать свои взаимоотношения с миром громким «уа-уа», уже работают на развитие речи ребенка.

Двойной обхват

Наш мозг состоит из двух полушарий, имеющих разные функции. В правом полушарии возникают образы окружающего мира — явлений, предметов, в левом — они получают свое словесное оформление, то есть вербализуются. Чтобы это стало возможным, необходима тесная взаимосвязь между обоими полушариями — как бы канатики, которые их соединяют. И чем прочнее эти канатики, чем их больше, тем быстрее и разностороннее развивается ребенок, тем лучше у него способности к познанию и творчеству.

У праворуких людей активнее работает левое полушарие, у левшей — правое. Но родители не знают, какую руку «предпочтет» их младенец. Поэтому, с раннего детства делая ребенку массаж ручек, гимнастику для пальчиков, играя в пальчиковые игры и пальчиковый театр, необходимо уделять одинаковое внимание обеим его ручкам. Таким образом укрепляется взаимодействие между полушариями головного мозга, совершенствуются способности малыша и к образному мышлению, и к логическому, закладывается возможность усваивать в дальнейшем дисциплины и гуманитарного, и естественнонаучного, и художественного циклов.

Ручное управление

Внося в дом красивой перевязанный розовым или голубым бантом конверт с новорожденным сокровищем, каждый родитель видит его в будущем развитым, одаренным, успешным. Но для того, чтобы малыш, пойдя в сад или в школу, не обманул ваших ожиданий, вам надо постараться. И не стоит перекладывать всю ответственность только на центры развития, где занятия для детей проводят профессиональные педагоги, психологи, логопеды, дефектологи. Это очень хорошо и важно, поскольку не только способствует развитию детей, но и вооружает знаниями родителей. Ведь занятия длятся максимум час в день, а все остальное время главным воспитателем для ребенка остается родитель.

В ежедневные обязательные занятия с ребенком — гимнастику, массаж, развивающие игры — должны обязательно включаться упражнения для мелкой моторики, ловкости и гибкости рук. Играя с полугодовалым малышом в «Сороку-ворону», массируя ему ручки и делая пальчиковую гимнастику, занимаясь с ребенком постарше лепкой или вырезанием, играя в пальчиковые игры или показывая пальчиковый театр, родители подготавливают его руку к рисованию и письму, способствуют развитию его интеллекта, речи, стимулируют творческую сферу. То есть работают на его будущие достижения и успешность.

Источник

Руки и мозг

рука и мозг как связаны. Смотреть фото рука и мозг как связаны. Смотреть картинку рука и мозг как связаны. Картинка про рука и мозг как связаны. Фото рука и мозг как связаны

Наши руки имеют очень обширные связи с головным мозгом. По сравнению с другими частями тела, иннервация рук чрезвычайно сложна и многогранна. Это можно увидеть, посмотрев на так называемого гомункула Пенфилда – степень развития нервных связей пропорциональна размеру его частей тела (рис.1). Только высокочувствительный язык и губы могут сравниться с руками по количеству чувствительных нейронов и размеру участков мозга, контролирующих их. Это объяснимо – чувствительно-двигательные особенности процесса порождения речи, изменения выражения лица, а также откусывания и пережёвывания пищи, требуют очень активного и сложного участия нервной системы, следовательно, за контроль этих процессов должны отвечать значительные по своему размеру участки мозга.рука и мозг как связаны. Смотреть фото рука и мозг как связаны. Смотреть картинку рука и мозг как связаны. Картинка про рука и мозг как связаны. Фото рука и мозг как связаны

Руки, равно как рот и лицо, тоже очень чувствительны. Более того, мелкая моторика тоже требует выделения относительно больших участков мозга для обработки, планирования и координации действий. Мы, массажисты и мануальные терапевты, должны ценить это – у нас две руки и всего один рот, поэтому общий объём головного мозга, участвующий в обработке сигналов, идущих от рук, во много раз превышает объём частей мозга, которые обрабатывают различную информацию от других частей тела.

Для массажистов и мануальных терапевтов такой баланс нервов крайне важен. Почему? Можно провести следующий мысленный эксперимент:

• Как бы вы делали массаж, если бы руководствовались тем же соотношением в своей работе – 60% ощущения и восприятия, 40% движения? Изменился ли ваш темп, ритм, качество проделанной работы, собственное восприятие этого процесса? Те, кто уделяет внимание восприятию, а не только манипуляциям с тканями, знают, что степень удовлетворённости клиента далеко не всегда связана с его движениями, их интенсивностью, их количеством и так далее – гораздо большую роль играет качество прикосновения, восприятия и взаимодействия.

• Что было бы, если в процессе массажа всего тела или при разработке плана терапии мы руководствовались пропорциями вышеуказанного гомункула и уделяли бы внимание частям тела человека, согласно сложности и интенсивности их иннервации? Так, например, на работу с задней поверхностью ног у нас бы уходило совсем немного времени, а большую часть сеанса мы бы посвящали рукам. Такой массаж будет воспринят мозгом как равномерная работа со всем телом.

ЧТО НАСЧЁТ БОЛИ?

Несмотря на то, что за болевые ощущения отвечают ноцицепторы – афферентные чувствительные нейроны, которые активируются только болевыми стимулами, руки более восприимчивы к боли, как и к любым другим раздражителям, чем другие части тела. Особенно высокая чувствительность отмечается в кончиках пальцев. Если у человека болят руки, это приносит ему очень выраженный дискомфорт, такой же непропорциональный относительно других частей тела, как и их иннервация.рука и мозг как связаны. Смотреть фото рука и мозг как связаны. Смотреть картинку рука и мозг как связаны. Картинка про рука и мозг как связаны. Фото рука и мозг как связаны

Однако следует учитывать, что боль – это одна из защитных реакций организма, а не просто индикатор повреждения тканей, следовательно, с ней можно бороться самыми разнообразными способами. Один из таких способов – использовать обширную иннервацию и сложные нервные связи рук во благо клиенту: мы можем «наполнить» участки мозга, отвечающие за контроль и обработку информации, поступающей от рук, доброкачественными, приятными стимулами, которые способны вытеснить боль, причем не только локальную боль в руках, но и в других частях тела.

Все мы знаем, что одна из наиболее проверенных временем стратегий облегчения боли – начало работы с участком, удалённым от места локализации болевых ощущений. При использовании такого подхода руки являются одними из наиболее удобных «точек входа». Об этом знают и многие родители – осторожное поглаживание рук ребёнка успокаивает и помогает ему быстро заснуть.

ПРИЯТНЫЕ ПРИКОСНОВЕНИЯ

Большинство субъективно приятных для рук человека ощущений может помочь снять боль. Однако детальные исследования прикосновений, вызывающих приятные ощущения, за появление которых отвечают специальные нервные волокна (С-тактильные афференты), показали, что есть определённые участки тела (задняя поверхность руки и кисти, например), давление (0,3 – 2.5 миллиньютонов – легче давления, которое оказывает на поверхность почтовая открытка) и даже скорость (3 сантиметра в секунду), работа с которыми может помочь активировать максимум нервных окончаний, отвечающих за приятные ощущения. 2 Эти медленно проводящие волокна связаны с тем же участком мозга (передняя островковая доля), что и другие С-волокна, включая те, что отвечают за восприятие температуры, зуд и боль. 3 Техника, которую я опишу ниже, является примером того, как эти знания можно применить на практике.

Массажисты нередко используют разновидность этой техники для повышения тонуса мышц и снятия боли, но наш вариант в некоторой степени отличается от общепринятого. Он направлен на наполнение конкретных участков мозга приятными, безопасными стимулами – аккуратное растирание способствует активации сразу большого количества нейронов. Терапевтическая ценность этой техники связана с феноменом «кортикального размытия» – мысленная карта тела у людей с хронической болью или различными нарушениями опорно-двигательного аппарата становится размытой (или, говоря более точным языком, размываются границы ощущений в прилежащих частях тела). 4 С помощью прикосновения мы можем вернуть фокус общей картине тела, перерисовать его карту в головном мозге. Эта лёгкая техника также может положительно влиять на лимфатическую систему и перфузию жидкостей в интерстициальной ткани (похожем на губку слое поверхностной фасции прямо под кожей), что играет важную роль в регуляции воспалительных процессов. Более того, она может быть полезна при отёках.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Руки – это самый чувствительный орган тела человека, с помощью которого мы прикасаемся к предметам, ощущаем их, взаимодействуем с миром. Мы, массажисты и мануальные терапевты, используем свои руки, чтобы помогать другим людям.

Попробуйте сделать этот массаж рук и себе – возможно, вам тоже придутся по душе всего его эффекты. Когда придёт время, вы можете применить этот подход и в своей практике!

Приятный массаж рук – техникарука и мозг как связаны. Смотреть фото рука и мозг как связаны. Смотреть картинку рука и мозг как связаны. Картинка про рука и мозг как связаны. Фото рука и мозг как связаны

Показания

• Боль в руке или в других частях тела (как вспомогательная терапия).

• Местное воспаление или отёк вследствие травмы, артрита и.т.д.

• Стресс, тревожность, бессонница.

• Стимуляция С-тактильных афферентных нервных волокон, отвечающих за приятные прикосновения, и последующее вытеснение болевых стимулов в головном мозге.

• Изменение карты чувствительности руки в соматосенсорной коре головного мозга.

• Снятие напряжения и снижение реактивности вегетативной нервной системы.

• Стимуляция лимфотока и перфузии жидкостей в интерстициальной ткани.

Инструкция

• Кончиками пальцев или мягкой щёткой аккуратно, медленно и тщательно поглаживайте пальцы и руки (Рис.3). Представьте, что вы закрашиваете рисунок вашей руки.

• Поддерживайте контакт с клиентом, чтобы вовремя изменять темп, давление, направление и длительность.

Источник

Врач рассказала о пользе пальчиковой гимнастики для работы мозга

рука и мозг как связаны. Смотреть фото рука и мозг как связаны. Смотреть картинку рука и мозг как связаны. Картинка про рука и мозг как связаны. Фото рука и мозг как связаны

Она отметила, что память и интеллектуальные способности непосредственно связаны с развитостью мелкой моторики. Сорокина подчеркнула, что мозг очень чувствителен к пальчиковым упражнениям.

«У взрослых людей, в том числе старшего возраста, функции мышления, памяти, речи напрямую зависят от движения рук. Можно сказать, что те, кто вяжет, вышивает или занимается мелкой ручной работой, сохраняют «ясную голову». Именно поэтому для взрослых не меньше, чем для детей, важна пальчиковая гимнастика», – заявила Сорокина.

Касаясь роли подобных упражнений, врач отметила, что они помогают улучшить взаимодействие правого и левого полушарий мозга. Кроме того, пальчиковая гимнастика позволит усовершенствовать мелкую моторику, координацию и внимание.

«С возрастом происходит ослабление функций мозга, поэтому людям старшего поколения особенно необходимо тренировать мелкую моторику, разрабатывать суставы, возвращать ловкость рукам», – сказала Сорокина.

Она добавила, что главным преимуществом пальчиковых упражнений является то, что они не занимают много времени и сил. В то же время Сорокина отметила, что необходимо соблюдать регулярность при выполнении такой гимнастики.

Специалисты заметили, что при выполнении пальчиковых упражнений происходит приток крови к мозгу. Кроме того, они подчеркнули, что 10 минут гимнастики гораздо полезнее, чем трата того же времени на гаджеты или безделье. Также пальчиковые упражнения необходимы для того, чтобы предотвратить синдром запястного канала, который приводит к болям в пальцах и их онемению.

Среди упражнений на пальцы эксперты советуют «Кольца», которое заключается в поочередном соединении подушечки большого пальца с каждым из других. Также они предлагают попробовать «Кулак – ребро – ладонь», когда человек совершает три указанных в названии положения руки.

Кроме того, специалисты предлагают попробовать упражнение «Рыбка». Во время его выполнения руки складываются вместе ладонями, после чего нужно водить ими в стороны, как бы создавая эффект плавания.

Эксперты также советуют одновременно рисовать зеркально одинаковые фигуры обеими руками на двух листах. С помощью рук можно поиграть и в «крестики-нолики», то есть поочередно соединять средний и указательный пальцы, а затем подушечки большого и указательного, имитируя упомянутые в названии фигуры.

Ранее врачи рассказали о том, почему вредно ставить ноутбук на колени при работе с ним. В частности, они подчеркнули, что мужчины, которые сидят за устройством таким образом, подвергают опасности свою репродуктивную функцию.

Источник

Монтессори с самого начала. Рука и мозг

Глава Четвертая. Рука и Мозг

«Никогда не давайте уму больше, чем Вы даете руке» – Мария Монтессори

Мария Монтессори обнаружила роль руки ребенка в развитии интеллекта с помощью интуитивного наблюдения. Она довела это открытие до своего логического завершения, подчеркивая важность руки как образовательного инструмента. Хотя сегодняшние неврологические исследования подтверждают заключения Монтессори о роли руки в развитии интеллекта, ни один образовательный подход не использует в такой мере это ключевое открытие. В этой главе мы проследим развитие руки в первые три года жизни ребенка и дадим общие рекомендации родителям для того, чтобы помочь развитию руки. *

*Мы предлагаем Вам следовать за Линией Времени (см. p. 22), показывающей процесс развития руки ребенка и овладение своим телом. Монтессори создала эту временную ленту для того, чтобы показать, что тело и руки развиваются совместно, развитие одной части дополняет развитие другой. Показывая косвенную подготовку, которая предшествует видимым признакам в процессе самоформирования, Лента Времени помогает уменьшить родительскую тревогу по поводу момента возникновения определенного навыка.

Для чего же нужна человеку рука? Как ее может использовать младенец? В момент рождения рука является недействующим инструментом. Поэтому первая задача младенца состоит в том, чтобы подготовить руку к тому, чтобы она стала инструментом, которым можно работать. В то же самое время, младенец получает информацию через свои руки. Уже в матке заканчивается миелинизация нервных волокон между рукой младенца и мозгом для навыков сосания большого пальца и касания своего лица. *

Как плохо действующий инструмент рука младенца пока может выполнять только неточные движения. Эти движения приблизительно соответствуют тому уровню информации, который мозг младенца способен воспринять: сначала он чувствует только текстуру предметов и ощущает свой большой палец во рту. Поэтому уровень мускульных навыков и координации соответствует уровню умственного развития, рука и мозг работают синхронно. Чувственная область соответствует умственной, однако, по мере развития ребенка может возникнуть проблема. Если мозг обгоняет руку, единство заканчивается, и рука больше не кормит ум. Другими словами, когда навыков руки не хватает и в мозг не поступает нужной информации, неразработанная рука начинает сдерживать развитие мозга. Именно эту дилемму стремилась решить Монтессори, подчеркивая необходимость поддерживать развитие руки ребенка с самых ранних лет.

В какой-то момент, пока младенец колотит и хватает висящий объект, его собственные руки попадают в поле его зрения. Он обнаруживает кое-что еще более интересное, чем объект, до которого он доставал. Он исследует свои собственные руки, находит свои пальцы, то случайно сцепляя их, то неловко разъединяя. Он начинает открытие человеческой руки с ее удивительными способностями служить инструментом и источником информации о мире.

В шесть месяцев младенец начинает исследовать объекты, передавая его из одной руки в другую, целенаправленно перемещая предмет из правой руки в левую и обратно. Он начинает понимать, что обе руки получают информацию. Через эту передачу он получает различный опыт с одним и тем же объектом. Этот опыт имеет значение для развития ведущей руки, а также правого и левого полушарий мозга.

В течение первых шести месяцев младенец совершенствует процесс хватания. В начале его захват похож на действие обезьяны. Он не умеет пользоваться большим пальцем и может использовать только четыре пальца и другую ладонь. Большой палец держится прямо или находится рядом с рукой. Постепенно, через миелинизацию нервных волокон и последующее развитие связи между мозгом и мускулами, меняется способ захвата и младенец начинает использовать четыре пальца с противостоящим большим пальцем. Теперь у ребенка есть способность к пинцетному захвату, но пока это плоский двойной захват. Ребенок может взять кусочек кукурузных хлопьев, но пальцы при этом остаются прямыми. С этим плоским пинцетным захватом младенец отправляет хлопья в свой рот. Неврологический потенциал для полного пинцетного захвата уже сложился, но младенец должен отточить это движение через повторение и практику. Еще нет большого развития запястья. Ребенок все еще использует всю руку целиком – рука и запястье действуют как один инструмент. Он может попадать по объектам, но без участия запястья. Приобретенные в магазине погремушки не принимают во внимание эти ограничения младенца моложе шести месяцев. Погремушки слишком тяжелы, имеют плохую форму для того, чтобы их можно было взять крошечной рукой ребенка. Кроме того, их конструкция неуклюжа, делая невозможным изящное встряхивание.

Мы должны постоянно помнить о способностях младенцев в каждом возрасте и продумывать цель использования каждого объекта, который мы даем ребенку в руки. Мы должны давать ему только те предметы, которые способствуют развитию малыша и удалять те из них, которые не служат никакой цели. Не всегда легко предусмотреть все тонкости. Мы ведь так заняты проблемами нашей взрослой жизни. Все же, младенец полностью зависит от того, насколько взрослым удастся удовлетворить его потребности развития в первые месяцы жизни. Мы должны остановиться и задуматься о своих приоритетах. Что может быть более важным в нашей жизни, чем помощь развитию концентрации и интеллекта у нашего ребенка?

Примером игрушки для ребенка от десяти месяцев до одного года, которую Вы легко можете модифицировать, является коробка с четырьмя шарами, которые нужно проталкивать в отверстия с помощью молотка. Уберите молоток и выньте резиновую вставку, которая заставляет использовать мускульную силу для проталкивания шаров через отверстия. Затем, выровняйте отверстия губчатым материалом, таким, который используется для выравнивания вешалок. Теперь отверстия будут пружинить, когда ребенок будет проталкивать шары своими пальцами. (. это я не понимаю – Женя)

Nienhuis, производитель материалов Монтессори, делает превосходные деревянные игрушки, которые помогают развитию руки детей от шести месяцев и старше (Nienhuis, 320 Pioneer Way, Mountain View, CA 94041-1576, http://www.nienhuis.com). Вы можете приобрести материалы, такие как коробка для проталкивания шара с отверстием наверху, или коробка с наклонной поверхностью и отверстием для шара, чтобы скатываться в ящик. Они помогут ребенку развить координацию рука-глаз и косвенно позволит ему испытать постоянство объекта. Они также дают опыт причинно-следственных связей и помогают младенцу в практике движениях, управляемых интеллектом.

В восемь или девять месяцев Ваш ребенок может пробовать класть деревянное яйцо в чашку и деревянный куб в коробку. Младенец, держа контейнер в одной руке и деревянное яйцо (или овоид) в другой, вставляет яйцо и вынимает его из контейнера. Когда он набирается опыта с яйцом и чашкой, Вы можете ввести куб и коробку. Эта деятельность является интеллектуально стимулирующей для ребенка, потому что нужно выровнять углы коробки и куба, чтобы куб мог войти в коробку. Вы можете бояться давать эту деятельность слишком рано, или Ваш ребенок может быть расстроенным и начать разбрасывать предметы. Если испытываете сложности с нахождением подходящего куба и коробки, Вы можете сами сделать их из картона и покрыть бумагой, яйцо и чашка должны быть приблизительно 4 см высотой. Куб должен составлять 4 см шириной и высотой, а коробка быть достаточно большой для куба, чтобы его легко можно было вставить. Оба этих действий увеличивают координацию руки и глаз и дают младенцу возможность работы двумя руками в сотрудничестве.

Где же мы находим многих из этих «молодых рабочих» в сегодняшнем обществе? Слишком часто они находятся совсем не дома. Вместо этого они отсутствуют большую часть дня, оставленные в игровой комнате в центре здоровья в то время как родители тренируются, или заточенные в тележке в продуктовом магазине, или ограничены в автомобильном кресле, в то время как отец, мать или няня разговаривают по телефону, планируя будущие события. Когда же ребенок дома, он часто окружен звуками работающего телевизора или видеомагнитофона, завален пластмассовыми игрушками и механическими играми, находясь в среде постоянного развлечения, а не сотрудничества со взрослыми в их ежедневной работе.

Нужно признать, что имеем тенденцию не уделять достаточно внимания развитию тонких движений руки в первые три года. Мы не понимаем, почему детей так очаровывают крошечные объекты, такие как, например, кнопки и зачем они применяют столько усилий для того, чтобы добиться точной координации движений в процессе помещения ключей и других предметов в маленькие отверстия. Дети от 12 до 15 месяцев продолжают использовать свои руки для получения информации, но они также вовлечены в работу руками. Мы пропускаем переход от изучения до поиска работы. Мы наблюдаем, как дети используют свои руки и интерпретируем эту деятельность как потребность в большем количестве исследования. Что же они действительно делают, когда открывают буфеты и ящики, вынимая вещи и складывая их обратно, двигая ящики назад и вперед, одеваясь и раздеваясь, наполняя стакан водой много раз, наполняя ведро песком и снова высыпая его обратно на землю – ведь это типичные действия пятнадцатимесячного ребенка? Фактически, эта деятельность представляет собой работу, а не дальнейшее исследование.

Мы должны спросить себя, какую цель преследует эта новая веха в развитии ребенка? Почему пятнадцатимесячные дети более склонны к работе, чем к простому исследованию? Ясно, что они работают не для того, чтобы получилось готовое изделие, как обычно делают взрослые: убранный буфет, полное ведро. Явная повторяемость их действий противоречит этой цели. Монтессори предполагала, что пятнадцатимесячные дети стремятся «работать» своими силами потому, что выполнение всех этих действий требует все большего контроля рук, что в дальнейшем приводит к развитию петли обратной связи от руки к мозгу.

К сожалению, мы лишаем детей пятнадцати месяцев возможности работы дома или в людом другом месте. Вместо этого мы даем им дорогие игрушки, телевидение и видеомагнитофоны, чтобы держать их вдали от их реальных потребностей. В чем они действительно нуждаются, так это то, что Монтессори называла действиями жизненной практики (подробно описанные в Главе 6). Действия жизненной практики дают детям возможность находится на пике развития навыков, строя их интеллект, углубляя их концентрацию внимания и давая им почувствовать свои растущие способности.

В дополнение к выполнению действий жизненной практики дома, многие дети к восемнадцати месяцам уже готовы проводить несколько утренних часов вне дома. Поэтому Монтессори спроектировала такое место в своих школах для детей от 18 месяцев до 3 лет. В нашей школе мы называем эту подготовленную среду Молодым Детским Сообществом. Однако, важно понимать, что такие классы подходят не всем детям 18-ти месяцев. Для того, чтобы ребенок мог извлечь выгоду из пребывания в Молодом Детском Сообществе, его воля должна быть достаточно развита, чтобы иметь возможность полноценно функционировать среди своих ровесников. Это означает, что ребенок не может постоянно взаимодействовать с другими детьми, или непрерывно переходить от одной деятельности к другой, неспособный задержаться с одним материалом в течение какого-либо отрезка времени.

Мы помогаем младенцу развить свою способность задерживаться на какой-либо деятельности, создавая возможность для концентрации внимания от рождения. Мы уже обсуждали некоторые идеи того, как можно помочь этому развитию и еще вернемся к этому вопросу в Главе 9, «Развитие Воли». Однако, одно должно быть теперь ясно: находясь в постоянной спешке, не задумываясь о потребностях ребенка в развитии концентрации внимания, мы разрушаем их сознательное внимание и развитие воли. Мы наносим детям непоправимый вред, позволяя им быть загипнотизированными телевидением или видеомагнитофоном.

Родители, наблюдающие спокойное поведение детей в нашем Молодом Детском Сообществе хотят, чтобы мы приняли туда их ребенка, который, в нашем понимании, еще не развил достаточную способность оставаться сосредоточенным при решении задач. Иногда получается, что ребенок будет только проигрывать (в терминах развития концентрации внимания) в классной комнате по сравнению с домашней окружающей средой. Молодое Детское Сообщество предлагает большой выбор материалов для работы, оно не ограничивается выбором одного или двух материалов, как дома. Далее, классная комната полна работающих детей, поэтому там вдвойне больше отвлекающих факторов для ребенка, чем дома. Этот неподготовленный восемнадцатимесячный ребенок не сможет развить свою концентрацию внимания в таких условиях. Самое лучшее, что могут сделать родители таких детей – это выбрать окружающую среду с ограниченным количеством отвлекающих факторов, что окажет положительные воздействие на процесс развития концентрации внимания под руководством хорошо осведомленного и любящего взрослого. К сожалению, самая худшая окружающая среда для ребенка, который не спешит задерживаться на структурированной деятельности, является групповая игра, типично предлагаемая для очень маленьких детей. Мало того, что такие группы обычно полны хаотической деятельности и отвлекающих моментов для ребенка, они также не обеспечивают занятий для развития концентрации внимания и развития руки, не дают взрослой модели сосредоточенной работы, которую ребенок может наблюдать дома.

Когда ребенку исполнится три года и он будет готов посещать Дом Ребенка (так Монтессори называла классы начальной школы для детей от трех до шести лет), он найдет там один из уникальных вкладов, который сделала Мария Монтессори в образование: использование и дальнейшая утоньшение мелкой моторики рук с помощью специально разработанных материалов. Эти замечательные материалы имеют особую ценность для развития точных движений руки и представляют собой все аспекты нашего культурного наследия: устный и письменный язык, математика, география, наука, музыка и искусство. В первые годы обучения трехлетки могут обводить пальчиками буквы из наждачной бумаги, затем писать буквы мелом на классной доске, составлять слова из букв подвижного алфавита. Привлекательность миниатюрных объектов для маленького ребенка используется через работу с маленькими предметами, название которых может быть написано на карточках. Почти ежедневно до тех пор, пока детям не исполнится шесть лет, многие их них добровольно выбирают работу с геометрическими рамками-вкладышами, обводя их пальчиками и затем точно заштриховывая на бумаге полученную форму прямыми вертикальными. Работая с другими материалами, такими как шитье или используя художественные материалы, дети упражняются в точных движениях руки и к пяти годам могут писать письменным шрифтом.

Они учатся прочитывать свое собственное письмо, обнаруживая, что книги содержат идеи других людей, изложенные в письменной форме, так же, как и их собственные истории передают свои мысли другим в визуальном представлении. К тому времени, когда они переходят в первый класс элементарной школы для детей от шести до девяти лет, они уже пишут длинные истории и сообщения, иногда по двадцать или более страниц. Здесь работают все человеческие тенденции: исследование, ориентировка, упорядочение, абстракция, манипуляция, повторение, контроль ошибки, совершенствовании и более всего коммуникация и обмен идеями с другими людьми. Рука теперь работает как инструмент интеллекта, делая мысли видимыми с помощью письменной речи. Завершается процесс обретения единства интеллекта и руки.

Подобный процесс происходит и в математике. Крошечные золотые бусины, которые Монтессори использовала для введения десятичной системы исчисления для трехлетних детей, идеально подходят детям благодаря их интересу к тонкой работе руками. Дети отсчитают каждую крошечную бусину в длинной кубической или квадратной цепочке, помещая маленькие стрелки рядом с соответствующей цифрой каждого десятка или сотни бусинок. Здесь также вводится понятие замены на более высокий порядок, как только количество достигает десяти.

Математические операции сложения, вычитания, умножения и деления в пределах тысячи и больше, тоже водятся с помощью золотого материала из бусин. Последующие материалы, требующие точных движений руки, постепенно выводят каждую математическую операцию на более высокий уровень абстракции. Точно так же введение геометрических и алгебраических понятий начинаются с работы с конкретными материалами, которые ведут к открытию и усвоению абстракций. Поскольку каждая интеллектуальная идея сначала дается руке, дети развивают более глубокое понимание математики. К тому времени, когда им исполняется двенадцать лет, они развили навык решения, а не создания проблем. Способ получения ответа столь же важен для детей, как и сам ответ непосредственно.

География также сначала дается руке. Дети своими руками могут почувствовать земной шар с областями суши, покрытыми наждачной бумагой и океанами, изображенными на гладкой поверхности, понимая таким образом, какую поверхность на Земле занимает вода. Позже им предлагаются карты-паззлы, где каждой страна представлена отдельным паззлом с крошечной кнопкой посередине для того, чтобы можно было вынимать их из карты. Они знакомятся с концепцией земляных и водных форм, таких как озера, острова, заливы, мысы, проливы, перешейки и так далее с помощью маленьких подносов с моделями этих форм. Дети льют воду в соответствующие углубления, создавая таким образом определенную земляную или водную форму. В элементарных классах карты с крошечными флагами на булавках используются для обозначения столиц государств, горных вершин, пустынь, рек и морей. И снова вся эта работа происходит в союзе руки и интеллекта, который способствует появлению глубокого понимания и поощряет увеличение интереса к дальнейшему изучению.

Вы можете задаться вопросом, почему мы не упоминаем компьютеры в нашем обсуждении процесса развития руки ребенка? Мы обеспокоены тем, что широкое употребление компьютеров маленькими детьми может сдерживать этот важный процесс. Перемещение мыши не предполагает ни гибкого, независимого использования запястья, ни точного движения пальцев. В процессе использования клавиатуры ребенок монотонными нажимает пальцами по клавишам с одинаковой степенью нажима, ритмом и повторным движением. Сравните это действие с использованием руки и пальцев при рисовании, шитье или игре на фортепьяно, где каждый палец исполняет свою партию, каждый раз меняются комбинации пальцев. Игра на фортепьяно уникальна в том, что правая и левая рука используются по-разному, ритм постоянно меняется и сила контакта с клавишами тоже различна. Мы заинтересованы в развитии руки как инструмента самой большой гибкости, точности и утонченности движения для того, чтобы он стал настоящим инструментом интеллекта, как и руки хирурга. Мы должны поощрять развитие движения, управляемое мыслью, а не механические действия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *